Абсолютные и относительные противопоказания к физическим нагрузкам
Абсолютные:
— острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);
— фурункулез;
— инфицированные раны и пр.;
— ангина;
— артрит (полиартрит) в стадии обострения;
— острая травма, гематомы, травматические кровотечения, переломы костей, сотрясение головного мозга;
— аллергические заболевания;
— тромбофлебит, тромбоз сосудов;
— болезни крови (гемофилия и др.);
— активная форма туберкулеза;
— ревматизм в активной фазе;
— острые боли;
— язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;
— маточное кровотечение;
— острые гинекологические заболевания.
Относительные – временные, определяются врачом в ходе обследования.
16. Определение понятия «качество жизни человека»
Основываясь на рекомендациях ВОЗ, качество жизни человека – «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живёт, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».
Другими словами, качество жизни – степень комфортности человека, как внутри себя, так и в рамках своего общества. Изучение качества жизни человека позволяет определить факторы, которые способствуют её улучшению и обретению смысла
17. Содержание педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом:
Содержание:
— контроль за посещаемостью занятий;
— контроль за тренировочными нагрузками;
— контроль за состоянием занимающихся;
— контроль за техникой упражнений;
— учет спортивных результатов;
— контроль за поведением во время соревнований.
Виды педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом.
Виды:
1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;
2) определение интенсивности физической нагрузки во время занятия;
3) контрольные испытания;
4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.
Определение понятия «психомоторика»
Психомоторика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) – совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий. Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М. Сеченовым.
Определение понятия «психомоторные способности»
Психомоторные способности – личные качества, обеспечивающие формирование двигательных умений.
Характеристика метода «Теппинг-тест»
Теппинг-тест (англ. tap — ‘легкий стук’, ‘удар’) предназначен для диагностики силы НС через ее выносливость. Сила нервных процессов выступает показателем работоспособности в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Суть опыта состоит в прослеживании динамики предельного темпа движений. В данной методике это максимально быстрые движения руки типа работы с телеграфным ключом. Движения могут регистрироваться как с помощью различных технических приспособлений (например, аппаратурного комплекса), так и элементарно через количество следов (точек), оставленных зажатым в руке карандашом.
Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последующим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня говорит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кривой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Графики — нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип графиков). Дифференцируется и промежуточный тип: среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равномерность темпа на первых этапах (10—15 сек) и спад в дальнейшем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.
22. Характеристика метода стабилографии.
Предназначен для измерения спонтанной (самопроизвольной) двигательной активности (СДА). Представляет собой модифицированный вариант пробы Ромберга. Значительное распространение стабилографические методики получили при изучении и оценке способностей к удержанию равновесия в различных позах – стоя на одной или двух ногах, сидя. С помощью специального оборудования производится регистрация колебаний тела на самописце. По полученной кривой определяются амплитуда (А, мм) и частота (f, Гц) колебаний, а также длина огибающей (L, см) за экспериментальный период (обычно 30 сек). По средним значениям амплитуды и частоты вычисляется мощность колебаний (W = Af). Показатели L и W являются энергетическими характеристиками СДА.
Спонтанная двигательная активность очень чувствительна к изменениям функционального состояния нервной системы человека и к информационным условиям его деятельности. Это дает возможность судить о реактивности человеческого организма по динамике СДА при разных физических и психических нагрузках. В данной методике измерения производятся при трех условиях нагрузки: полный покой (фон), после нескольких глубоких вдохов и после серии активных приседаний (нагр.).
Реактивность понимается как отзывчивость на внешние воздействия.
23. Определение понятия «двигательные (моторные) тесты»
Двигательные (моторные) тесты – контрольные испытания, проводятся в целях контроля результативности педагогического процесса. Позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить его с нормативными показателями и составить обоснованные планы направленного развития физических качеств занимающихся.
Состав комплекса двигательных тестов
Используются тесты:
1. Бег на 100 м (оценка скоростных способностей).
2. Прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног).
3. Подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной силовой выносливости).
4. Бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости).
5. Бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель общей выносливости).
6. Сгибания туловища в положении лежа, руки за головой – для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.
25. Порядок проведения контрольных испытаний (двигательных тестов)
Порядок:
— бег на короткую дистанцию;
— прыжки в длину с места;
— упражнения на силу и силовую выносливость;
— бег на длинную дистанцию.
26. Определение понятия «врачебный контроль»
Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.
Цель врачебного контроля при занятиях физической культурой и спортом
Цель– исследование состояния здоровья занимающихся и влияния на организм физических нагрузок.
Основная форма врачебного контроля
Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование; дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки оптимальным образом.
Состав программы медицинского обследования.
Программа медицинского обследования включает:
— общий и спортивный анамнез для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;
— наружный осмотр;
— антропометрические измерения;
— обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;
— проведение функциональной пробы.
Классификация функциональных проб по специфичности нагрузок
Функциональные пробы по видам нагрузок бывают общие (неспецифические, не требующие специальной подготовленности) и со специфическими нагрузками (двигательными действиями, характерными для какого-либо вида спорта, например, бой с тенью или броски борцовского манекена).
В настоящее время установлены ограничения и абсолютные противопоказания занятиям АФК. В большинстве случаев противопоказания определяются различными заболеваниями внутренних органов и касаются инвалидов всех категорий, независимо от причины наступления инвалидности. К этим противопоказаниям относятся:
1. лихорадящие состояния, гнойные и воспалительные процессы, хронические заболевания в стадии обострения, острые инфекционные заболевания;
2. сердечно-сосудистые заболевания: ИБС с выраженными нарушениями коронарного кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный и атеросклеротический кардиосклероз с хронической коронарной недостаточностью, аневризма сердца или аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, тяжелые нарушения ритма сердца и проводимости, седечно-сосудистая недостаточность, гипертоническая болезнь II или IIIстадии;
3. хронические неспецифические заболевания легких с дыхательной недостаточностью II-IIIстепени, хроническое легочное сердце, декомпенсированное с недостаточностью кровообращения, бронхиальная астма тяжелой формы;
4. угроза кровотечения (кавернозный туберкулёз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к кровотечению), угроза тромбоэмболии;
5. заболевания крови, в том числе анемия;
6. последствия перенесенных ЧМТ со склонностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпилептических припадков с выраженным вестибулярным синдромом, паркинсонизмом и др.
7. сосудистые заболевания (атеросклероз, церебральные васкулиты) с хронической недостаточностью мозгового кровообращения;
8. последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения с умеренным и выраженным нарушением функции ( парезы, параличи, гиперкинезы, и др. ), нарушения спинального кровообращения ( с локализацией в шейном отделе);
9. нервно-мышечные заболевания миопатия, миастения);
10. рассеянный склероз с умеренными и выраженными двигательными, координационными нарушениями без четких и длительных ремиссий;
11. злокачественные новообразования;
12. циррозы печени с недостаточностью функции печени, ЖКБ с частыми приступами печеночной колики и недостаточностью функции печени;
13. мочекаменная болезнь с частыми приступами, хронический диффузный нефрит с хронической почечной недостаточностью,
14. хронический гепатит любой этиологии,
15. хронический панкреатит в стадии декомпенсации, тяжелая форма,
16. близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне;
17. сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ретинопатией, нефропатией, ангиопатией и др.;
18. эпилепсия со средней частотой и частыми судорожными припадками;
19. остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков, спондилолистезом, минилопатией, болевым синдромом, вертебробазилярной недостаточностью;
20. психические заболевания (шизофрения, депрессивно — маниакальные состояния, острые психозы и пр.);
21. ДЦП с резко выраженным мышечным тонусом, усиливающимся при физической активности.
Помимо этого имеются определенные ограничения и противопоказания, обусловленные непосредственно самим заболеванием или патологическим процессом, повлекшем инвалидность. Так, среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы особого внимания при решении вопроса о допуске к физическим тренировкам требуют лица, перенесшие травмы позвоночника и страдающие парапарезами и параплегиями. К регулярным занятиям могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на различных уровнях, оперированные или прошедшие курс консервативного лечения. После легких травм или травм средней тяжести занятия могут начинаться через 6 месяцев, с постепенным увеличением нагрузки под обязательным медицинским наблюдением; после тяжелых травм — через один год, за исключением шейного отдела.
После перенесенной нейроинфекции занятия следует начинать в стадии ремиссии не раньше чем через год.
Сосудистый процесс в шейном отделе спинного мозга является противопоказанием для любых занятий спортом. При локализации процесса в грудном или поясничном отделах занятия могут начинаться через один год после перенесенного заболевания.
После удаления доброкачественных опухолей спинного мозга занятия спортом следует начинать через 6 месяцев, в занятиях ЛФК можно использовать элементы спорта, с постепенным увеличением их объема.
При заболевании позвоночника, в честности при остеохондрозе шейного отдела, противопоказаны резкие движения в шейном отделе, упражнения, связанные с осевыми нагрузками (бег, прыжки, соскоки), любые упражнения, сопровождающиеся болью в позвоночнике. При остеохондрозе пояснично-крестцового отдела- силовые упражнения, увеличивающие осевую нагрузку, резкие движения и упражнения, усиливающие сотрясения позвоночника, способствующие увеличению подвижности в пояснично-крестцовом отделе, любые упражнения вызывающие боль.
При сколиозе противопоказаны упражнения с отягощениями (тяжелая атлетика), чрезмерная подвижность позвоночника, художественная и спортивная гимнастика, аэробика, упражнения, связанные с сотрясением позвоночника (прыжки), виды спорта с асимметричной нагрузкой и пр.
Билет № 26
1. Единая Всероссийская спортивная классификация и международная спортивно-медицинская классификация.
2. Внеурочные формы физического воспитания в специальных школах 1-8 видов. Методические особенности проведения фестивалей по программе «Спарт» для детей инвалидов.
3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения.
Абсолютные:- острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);- фурункулез;- инфицированные раны и пр.;- ангина;- артрит (полиартрит) в стадии обострения;- острая травма, гематомы, травматические кровотечения, переломы костей, сотрясение головного мозга;- аллергические заболевания;- тромбофлебит, тромбоз сосудов;- болезни крови (гемофилия и др.);- активная форма туберкулеза;- ревматизм в активной фазе;- острые боли;- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;- маточное кровотечение;- острые гинекологические заболевания.
Относительные – временные, определяются врачом в ходе обследования.
Методы медицинского наблюдения при занятиях физической культурой (субъективные и объективные).
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.
К субъективным показателям можно отнести:
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями.
Самочувствие. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).
Утомление. Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки.
Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу — вызывает чувство бодрости, прилив сил.
Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается.
Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.
Следующий вид субъективных показателей самоконтроля — болевые ощущения. Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки.
Объективным показателем самоконтроля является влияние тренировочного процесса на состояние сердечно — сосудистой системы и организма в целом. Объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро. Показателем самоконтроля, отражающим состояние сердечно-сосудистой системы, является пульс – частота сердечных сокращений. Частота пульса 40 уд./мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой-либо патологии.
Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.
Организация и проведение медико-педагогического наблюдения за физическим воспитанием школьников и студентов.
Критерии распределения детей на медицинские группы.
В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями: • наличие или отсутствие хронических заболеваний; • характер функционирования основных функциональных систем организма; • степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; • уровень физического развития и степень его гармоничности.
Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений.
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.
5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.
После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам.
К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.
К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями.
К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры.