Абсолютные и относительные противопоказания к физическим нагрузкам

Абсолютные:

— острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);

— фурункулез;

— инфицированные раны и пр.;

— ангина;

— артрит (полиартрит) в стадии обострения;

— острая травма, гематомы, травматические кровотечения, переломы костей, сотрясение головного мозга;

— аллергические заболевания;

— тромбофлебит, тромбоз сосудов;

— болезни крови (гемофилия и др.);

— активная форма туберкулеза;

— ревматизм в активной фазе;

— острые боли;

— язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;

— маточное кровотечение;

— острые гинекологические заболевания.

Относительные – временные, определяются врачом в ходе обследования.

16. Определение понятия «качество жизни человека»

Основываясь на рекомендациях ВОЗ, качество жизни человека – «восприятие индивидуумом его положения в жизни в контексте культуры и системы ценностей, в которых индивидуум живёт, и в связи с целями, ожиданиями, стандартами и интересами этого индивидуума».

Другими словами, качество жизни – степень комфортности человека, как внутри себя, так и в рамках своего общества. Изучение качества жизни человека позволяет определить факторы, которые способствуют её улучшению и обретению смысла

17. Содержание педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом:

Содержание:

— контроль за посещаемостью занятий;

— контроль за тренировочными нагрузками;

— контроль за состоянием занимающихся;

— контроль за техникой упражнений;

— учет спортивных результатов;

— контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля при занятиях физической культурой и спортом.

Виды:

1) хронометрирование деятельности занимающихся на занятии;

2) определение интенсивности физической нагрузки во время занятия;

3) контрольные испытания;

4) педагогические наблюдения за учебно-воспитательным процессом.

Определение понятия «психомоторика»

Психомоторика (греч. psychē душа, сознание + лат. motor приводящий в движение) – совокупность произвольных, сознательно управляемых двигательных действий. Понятие «психомоторика» введено в научный обиход И.М. Сеченовым.

Определение понятия «психомоторные способности»

Психомоторные способности – личные качества, обеспечивающие формирование двигательных умений.

Характеристика метода «Теппинг-тест»

Теппинг-тест (англ. tap — ‘легкий стук’, ‘удар’) предназначен для диагностики силы НС через ее выносливость. Сила нервных процессов выступает показателем работоспособности в целом. Сильная НС выдерживает большую по величине и длительности нагрузку, чем слабая. Суть опыта состоит в прослеживании динамики предельного темпа движений. В данной методике это максимально быстрые движе­ния руки типа работы с телеграфным ключом. Движения могут регистрироваться как с помощью различных технических при­способлений (например, аппаратурного комплекса), так и элементарно через количество следов (точек), остав­ленных зажатым в руке карандашом.

Сравнение числа движений, совершенных в каждые 5 сек на протяжении 30 сек работы, дает материал для заключения о силе НС. Для наглядности обычно вычерчиваются соответствующие графики. Так, нарастание темпа в первые 10-15 сек с последую­щим спадом до или ниже исходного (в первые 5 сек) уровня гово­рит о сильной НС. На графиках это отражается выпуклой кри­вой. Быстрый спад темпа (после первых 5 сек) и невозможность его возврата к исходному уровню указывает на слабую НС. Гра­фики — нисходящие. Поддержание равномерного темпа все 30 сек с возможными небольшими отклонениями от начального показателя сопоставляется со средней силой НС (ровный тип гра­фиков). Дифференцируется и промежуточный тип: среднеслабая НС. Для него характерны два варианта динамики: либо равно­мерность темпа на первых этапах (10—15 сек) и спад в дальней­шем, либо спад с самого начала, но кратковременный подъем в конце работы (вогнутая кривая) до исходного уровня.

22. Характеристика метода стабилографии.

Предназначен для измерения спонтанной (самопроизвольной) двигательной активности (СДА). Представляет собой модифицированный вариант пробы Ромберга. Зна­чительное распространение стабилографические методики по­лучили при изучении и оценке способностей к удержанию равновесия в различных позах – стоя на одной или двух ногах, сидя. С помощью специального оборудования производится регистрация колебаний тела на самописце. По полученной кривой определяются амплитуда (А, мм) и частота (f, Гц) колебаний, а также длина огибающей (L, см) за эксперимен­тальный период (обычно 30 сек). По средним значениям амплиту­ды и частоты вычисляется мощность колебаний (W = Af). Показа­тели L и W являются энергетическими характеристиками СДА.

Читайте также:  Есть ли противопоказания у линекс

Спонтанная двигательная активность очень чувствительна к изменениям функционального состояния нервной системы че­ловека и к информационным условиям его деятельности. Это дает возможность судить о реактивности человеческого организма по динамике СДА при разных физических и психических нагрузках. В данной методике измерения производятся при трех условиях нагрузки: полный покой (фон), после нескольких глубоких вдо­хов и после серии активных приседаний (нагр.).

Реактивность понимается как отзывчивость на внешние воз­действия.

23. Определение понятия «двигательные (моторные) тесты»

Двигательные (моторные) тесты – контрольные испытания, проводятся в целях контроля результативности педагогического процесса. Позволяют выявить уровень развития отдельных физических качеств, сравнить его с нормативными показателями и составить обоснованные планы направленного развития физических качеств занимающихся.

Состав комплекса двигательных тестов

Используются тесты:

1. Бег на 100 м (оценка скоростных способностей).

2. Прыжок в длину с места (показатель развития силовых способностей мышц ног).

3. Подтягивание в висе (юноши) (показатель локальной силовой выносливости).

4. Бег 500 м (девушки) и 1000 м (юноши) (показатель специальной выносливости).

5. Бег на 2000 м для студенток и на 3000 м для студентов (показатель общей выносливости).

6. Сгибания туловища в положении лежа, руки за головой – для студенток (показатель силовой выносливости мышц туловища) и др.

25. Порядок проведения контрольных испытаний (двигательных тестов)

Порядок:

— бег на короткую дистанцию;

— прыжки в длину с места;

— упражнения на силу и силовую выносливость;

— бег на длинную дистанцию.

26. Определение понятия «врачебный контроль»

Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физическими упражнениями.

Цель врачебного контроля при занятиях физической культурой и спортом

Цель– исследование состояния здоровья занимающихся и влияния на организм физических нагрузок.

Основная форма врачебного контроля

Основная форма врачебного контроля – врачебное обследование; дает возможность своевременно выявить отклонения в состоянии здоровья, а также планировать тренировочные нагрузки оптимальным образом.

Состав программы медицинского обследования.

Программа медицинского обследования включает:

— общий и спортивный анамнез для получения анкетных данных, сведений о перенесенных заболеваниях и травмах, особенностях физического развития, вредных привычках, формах занятий физическими упражнениями и др.;

— наружный осмотр;

— антропометрические измерения;

— обследование нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов брюшной полости и др.;

— проведение функциональной пробы.

Классификация функциональных проб по специфичности нагрузок

Функциональные пробы по видам нагрузок бывают общие (неспецифические, не требующие специальной подготовленности) и со специфическими нагрузками (двигательными действиями, характерными для какого-либо вида спорта, например, бой с тенью или броски борцовского манекена).



Источник

В настоящее время установлены ограничения и абсолютные противопоказания занятиям АФК. В большинстве случаев противопоказания определяются различными заболеваниями внутренних органов и касаются инвалидов всех категорий, независимо от причины наступления инвалидности. К этим противопоказаниям относятся:

1. лихорадящие состояния, гнойные и воспалительные процессы, хронические заболевания в стадии обострения, острые инфекционные заболевания;

2. сердечно-сосудистые заболевания: ИБС с выраженными нарушениями коронарного кровообращения, стенокардия покоя и напряжения, постинфарктный и атеросклеротический кардиосклероз с хронической коронарной недостаточностью, аневризма сердца или аорты, миокардиты любой этиологии, декомпенсированные пороки сердца, тяжелые нарушения ритма сердца и проводимости, седечно-сосудистая недостаточность, гипертоническая болезнь II или IIIстадии;

3. хронические неспецифические заболевания легких с дыхательной недостаточностью II-IIIстепени, хроническое легочное сердце, декомпенсированное с недостаточностью кровообращения, бронхиальная астма тяжелой формы;

4. угроза кровотечения (кавернозный туберкулёз, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки с наклонностью к кровотечению), угроза тромбоэмболии;

5. заболевания крови, в том числе анемия;

6. последствия перенесенных ЧМТ со склонностью к повышению внутричерепного давления с угрозой эпилептических припадков с выраженным вестибулярным синдромом, паркинсонизмом и др.

7. сосудистые заболевания (атеросклероз, церебральные васкулиты) с хронической недостаточностью мозгового кровообращения;

Читайте также:  Противопоказания для массажа новорожденным

8. последствия перенесенного острого нарушения мозгового кровообращения с умеренным и выраженным нарушением функции ( парезы, параличи, гиперкинезы, и др. ), нарушения спинального кровообращения ( с локализацией в шейном отделе);

9. нервно-мышечные заболевания миопатия, миастения);

10. рассеянный склероз с умеренными и выраженными двигательными, координационными нарушениями без четких и длительных ремиссий;

11. злокачественные новообразования;

12. циррозы печени с недостаточностью функции печени, ЖКБ с частыми приступами печеночной колики и недостаточностью функции печени;

13. мочекаменная болезнь с частыми приступами, хронический диффузный нефрит с хронической почечной недостаточностью,

14. хронический гепатит любой этиологии,

15. хронический панкреатит в стадии декомпенсации, тяжелая форма,

16. близорукость высокой степени с изменениями на глазном дне;

17. сахарный диабет тяжелой формы, осложненный ретинопатией, нефропатией, ангиопатией и др.;

18. эпилепсия со средней частотой и частыми судорожными припадками;

19. остеохондроз позвоночника, осложненный грыжами дисков, спондилолистезом, минилопатией, болевым синдромом, вертебробазилярной недостаточностью;

20. психические заболевания (шизофрения, депрессивно — маниакальные состояния, острые психозы и пр.);

21. ДЦП с резко выраженным мышечным тонусом, усиливающимся при физической активности.

Помимо этого имеются определенные ограничения и противопоказания, обусловленные непосредственно самим заболеванием или патологическим процессом, повлекшем инвалидность. Так, среди инвалидов с поражением опорно-двигательной системы особого внимания при решении вопроса о допуске к физическим тренировкам требуют лица, перенесшие травмы позвоночника и страдающие парапарезами и параплегиями. К регулярным занятиям могут допускаться инвалиды с поражением спинного мозга на различных уровнях, оперированные или прошедшие курс консервативного лечения. После легких травм или травм средней тяжести занятия могут начинаться через 6 месяцев, с постепенным увеличением нагрузки под обязательным медицинским наблюдением; после тяжелых травм — через один год, за исключением шейного отдела.

После перенесенной нейроинфекции занятия следует начинать в стадии ремиссии не раньше чем через год.

Сосудистый процесс в шейном отделе спинного мозга является противопоказанием для любых занятий спортом. При локализации процесса в грудном или поясничном отделах занятия могут начинаться через один год после перенесенного заболевания.

После удаления доброкачественных опухолей спинного мозга занятия спортом следует начинать через 6 месяцев, в занятиях ЛФК можно использовать элементы спорта, с постепенным увеличением их объема.

При заболевании позвоночника, в честности при остеохондрозе шейного отдела, противопоказаны резкие движения в шейном отделе, упражнения, связанные с осевыми нагрузками (бег, прыжки, соскоки), любые упражнения, сопровождающиеся болью в позвоночнике. При остеохондрозе пояснично-крестцового отдела- силовые упражнения, увеличивающие осевую нагрузку, резкие движения и упражнения, усиливающие сотрясения позвоночника, способствующие увеличению подвижности в пояснично-крестцовом отделе, любые упражнения вызывающие боль.

При сколиозе противопоказаны упражнения с отягощениями (тяжелая атлетика), чрезмерная подвижность позвоночника, художественная и спортивная гимнастика, аэробика, упражнения, связанные с сотрясением позвоночника (прыжки), виды спорта с асимметричной нагрузкой и пр.

Билет № 26

1. Единая Всероссийская спортивная классификация и международная спортивно-медицинская классификация.

2. Внеурочные формы физического воспитания в специальных школах 1-8 видов. Методические особенности проведения фестивалей по программе «Спарт» для детей инвалидов.

3. Функциональные пробы: специфические, неспецифические, методы их выполнения.

Источник

Абсолютные:- острые респираторные заболевания (грипп, ОРВИ и др.);- фурункулез;- инфицированные раны и пр.;- ангина;- артрит (полиартрит) в стадии обострения;- острая травма, гематомы, травматические кровотечения, переломы костей, сотрясение головного мозга;- аллергические заболевания;- тромбофлебит, тромбоз сосудов;- болезни крови (гемофилия и др.);- активная форма туберкулеза;- ревматизм в активной фазе;- острые боли;- язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения;- маточное кровотечение;- острые гинекологические заболевания.

Относительные – временные, определяются врачом в ходе обследования.

Методы медицинского наблюдения при занятиях физической культурой (субъективные и объективные).

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменением под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями и спортом.

К субъективным показателям можно отнести:

Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями.

Самочувствие. Самочувствие может быть хорошее (ощущение силы и бодрости, желание заниматься), удовлетворительным (вялость, упадок сил), неудовлетворительное (заметная слабость, утомление, головные боли, повышение ЧСС и артериального давления в покое и др.).

Читайте также:  Испанский массаж есть противопоказания

Утомление. Утомление — это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. В норме утомление должно проходить через 2-3 часа после занятий. Если оно держится дольше, это говорит о неадекватности подобранной физической нагрузки.

Сон. Наиболее эффективным средством восстановления работоспособности организма после занятий физическими упражнениями является сон. Сон имеет решающее значение для восстановления нервной системы. Сон глубокий, крепкий, наступающий сразу — вызывает чувство бодрости, прилив сил.

Аппетит. Чем больше человек двигается, занимается физическими упражнениями, тем лучше он должен питаться, так как потребность организма в энергетических веществах увеличивается.

Работоспособность. Оценивается как повышенная, нормальная и пониженная. При правильной организации учебно-тренировочного процесса в динамике работоспособность должна увеличиваться.

Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающегося.

Следующий вид субъективных показателей самоконтроля — болевые ощущения. Боли в левой части живота – обычно следствие переполнения кровью селезенки.

Объективным показателем самоконтроля является влияние тренировочного процесса на состояние сердечно — сосудистой системы и организма в целом. Объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро. Показателем самоконтроля, отражающим состояние сердечно-сосудистой системы, является пульс – частота сердечных сокращений. Частота пульса 40 уд./мин и менее является признаком хорошо тренированного сердца, либо следствием какой-либо патологии.

Важным показателем, характеризующим функцию сердечно-сосудистой системы, является уровень артериального давления. Быстрое восстановление (в течение нескольких минут) показателей давления говорят о подготовленности организма к физическим нагрузкам.

Организация и проведение медико-педагогического наблюдения за физическим воспитанием школьников и студентов.

Критерии распределения детей на медицинские группы.

В Российской Федерации существует система раннего выявления нуждающихся в терапии детей и дальнейшей организации их жизнедеятельности. В частности, ежегодные медицинские осмотры обучающихся позволяют разбить их на медицинские группы в соответствии с четырьмя критериями: • наличие или отсутствие хронических заболеваний; • характер функционирования основных функциональных систем организма; • степень сопротивляемости неблагоприятным воздействиям; • уровень физического развития и степень его гармоничности.

Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:

1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений.

2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений.

3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.

4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.

5‑я группа – больные в декомпенсированном состоянии: с тяжелыми хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации и со значительно сниженными функциональными возможностями; как правило, они не посещают образовательные учреждения общего профиля, а обучаются либо в специализированных школах, либо на дому и наблюдаются по индивидуальным схемам.

После распределения по группам здоровья детей, признанных годными к обучению в общеобразовательной школе, разбивают по медицинским группам.

К основной медицинской группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят детей без отклонений в состоянии здоровья при недостаточном физическом развитии, а также с незначительными отклонениями в здоровье. К группе с отклонениями в состоянии здоровья относят учащихся с хроническими заболеваниями.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок или определенных противопоказаний в применяемых средствах физической культуры.

Источник