Агнисара дхаути крийя и наули противопоказания
Агнисара крийя относится к одной из шаткарм под названием «дхаути». «Дхаути» означает ‘внутреннее очищение’, «агнисара» — ‘сущность огня’ («Агни» — ‘огонь’, «Сар» — ‘сущность’), «крийя» можно перевести как ‘осознанное действие’. В «Хатха-йога Прадипике» описывается только одна практика дхаути, вастра дхаути, в основе которой лежит внутреннее очищение путём заглатывания материи. Агнисара дхаути же стоит искать в «Гхеранда-самхите», где описаны и другие техники внутреннего очищения. В данном тексте эта практика описывается так: «Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это — Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения». Итак, рассмотрим всё по порядку.
Эффект от выполнения агнисара крийи
Агнисара дхаути крийя — весьма полезная техника. Во-первых, не стоит забывать, что она является одним из очистительных упражнений, т. е. приводит к улучшению вывода накопившихся ядов из организма, разгоняет застоявшуюся кровь, улучшает перистальтику кишечника и способствует полному очищению желудка и кишечника. Агнисара крийя разжигает пищеварительный огонь, улучшая процесс пищеварения и метаболизм, стимулирует мышцы живота, способствует сжиганию жира в этой области, оздоровляет работу печени, селезёнки и почек, регулирует кислотно-щелочное равновесие. Также данная техника нормализует работу репродуктивной системы, поскольку способствует оттоку застоявшейся венозной крови из области малого таза.
Если говорить об энергетических аспектах, то агнисара дхаути уменьшает апана вайю, нисходящую энергию, что позволяет поднять энергию на высшие центры. Помимо этого происходит очищение и гармонизация муладхара-, свадхистана- и манипура-чакр; это выражается в развитии таких качеств, как терпение, воля, эмоциональный баланс. А также агнисара позволяет быстро согреться, что бывает актуальным при занятиях в холодных помещениях или на улице в утренние часы.
Агнисара крийя является прекрасной подготовкой к выполнению наули крийи, уддияна бандхи и таких пранаям, как капалабхати и бхастрика.
Агнисара дхаути крийя: техника выполнения
Существует несколько способов выполнения агнисара крийи; основное, что должно соблюдаться в любом из вариантов, это быстрые движения животом, максимальное втягивание и выталкивание пупка. Упражнение можно выполнять как стоя, так и сидя, как на задержке дыхания, так и без неё.
Варианты выполнения агнисара дхаути крийи
- Стоя без задержки дыхания. Поставьте ноги на небольшом расстоянии друг от друга (не шире плеч) и слегка их присогните, наклоните корпус вперёд и упритесь руками чуть выше коленей так, чтобы большие пальцы смотрели на корпус. Руки прямые. Откройте рот, высуньте язык, быстро дышите через рот, словно собака, и двигайте животом в ритм дыханию. Это упрощённый вариант, с которого можно начать.
- Сидя без задержки дыхания. Сядьте в одну из удобных для вас поз, это может быть поза ученика (ваджрасана), лотос (падмасана), полулотос (ардхападмасана), благоприятная поза или поза милосердия (бхадрасана, её рекомендуют в бихарской школе йоги). Далее выполняем всё, как в прошлом варианте.
- Стоя с задержкой дыхания. Стойка аналогична описанной в первом варианте. Сделайте полный выдох (можно согнуться вперёд, чтобы выдох был максимальным, и вернуть корпус, уперев руки выше коленей). Задержите дыхание. Зажмите горловой замок (джаландхара бандха), прижав подбородок к груди ближе к ямке между ключицами. Затем начинайте делать быстрые манипуляции животом, прижимая пупок к позвоночнику и выталкивая его в обратном направлении. Когда захочется вдохнуть, нужно сначала разжать горловой замок, затем желательно сделать довыдох и только после этого спокойно сделать вдох.
- Сидя с задержкой дыхания. Выбираем одну из сидячих поз, описанных во втором варианте, и выполняем всё, как в предыдущем пункте (за исключением стойки).
При выполнении агнисара крийи следует соблюдать некоторые правила:
- Данная техника выполняется на голодный желудок или не ранее четырёх часов после приёма пищи;
- Не обязательно выполнять упражнение 100 раз в один подход, можно выполнять по несколько подходов, например, по 15 раз на задержку, 30 или 50;
- Задержка дыхания не должна вызывать сильного дискомфорта. Если после выполнения упражнения не хватает сил сделать довыдох и спокойный вдох, а происходит резкий самопроизвольный вдох, то интервал задержки нужно сократить.
Противопоказания к агнисара дхаути крийи
- беременность и два месяца после неё;
- гипертония;
- нарушения нормального функционирования сердца;
- болезни желудка в периоды обострения;
- язвенная болезнь желудка или двенадцатиперстной кишки;
- год после операций на брюшную полость;
- инфекционные заболевания, выраженные высокой температурой и диареей;
- любые злокачественные опухоли;
- очистительные дни у женщин.
В заключение
Как мы видим из всего вышесказанного, агнисара дхаути крийя является очень полезной практикой. Её регулярное выполнение улучшает самочувствие, поднимает бодрость тела и духа, предотвращает застои как на физическом, так и на энергетическом плане в теле человека. Постепенное включение агнисара дхаути в ежедневную практику позволяет существенно продвинуться в выполнении асан и в йоге в целом. Постепенно повышая уровень выполнения агнисара крийи, её можно комбинировать с другими практиками, например, с капалабхати пранаямой, что усилит эффект и от пранаямы, и от крийи.
Как ни странно, но в наше время не все люди чувствуют своё тело, и многие сперва даже не понимают, как управлять мышцами живота, поскольку привыкли либо постоянно держать их в тонусе, демонстрируя плоский живот, либо, наоборот, никогда их не напрягают. И когда мы начинаем практиковать агнисара крийю, мы расширяем восприятие своего тела и, как следствие, окружающего мира, у нас появляются новые нейронные связи, и это позволяет нам иначе взглянуть не только на себя, но и на многие вещи.
Агнисара Крийя (Агнисара Дхаути) – это одна из разновидностей шаткармы Антар Дхаути (техники внутреннего очищения), которая представляет собой движение мышц и органов брюшной полости. «Агни» означает «огонь», «сар» — «сущность». «Сущность огня» — это зона пупка. Как видно из названия, данная практика нацелена на разжигание внутреннего огня. Происходит это за счёт активного движения области вокруг пупка: притягивания его к позвоночнику и последующего расслабления.
Тесно прижми узел пупа к позвоночнику (втягивая живот) 100 раз. Это – Агнисара Дхаути, которая приносит йогину успех в йоге, устраняет болезни желудка и усиливает огонь пищеварения» (с) «Гхеранда-Самхита», 1.20
Польза Агнисара Крийи
- Улучшение пищеварения: избавление от газов, запора, вялости печени.
- Тонизирование органов брюшной полости.
- Улучшение аппетита.
- Это отличная подготовка для Уддияна Бандхи, Наули Крии, Капалабхати и Бхастрики.
Техника выполнения Агнисара Крии
Для Агнисара Крии существует два варианта исходного положения: стоя или сидя в ваджрасане.
Исходное положение 1:
Ноги на ширине 40 см., колени немного согнуты, спина прямая, корпус слегка наклонён вперёд. Ладони положить чуть выше коленей, руки прямые. Большие пальцы рук направлены внутрь, остальные пальцы – наружу.
Исходное положение 2:
Ваджрасана. Пальцы ног вместе, колени разведены в стороны. Ладони лежат на коленях, руки прямые. Большие пальцы направлены внутрь, остальные – наружу. Спина прямая, корпус слегка уведён вперёд.
Упражнение Агнисара Крийя упрощённая форма:
- Приоткройте рот и высуньте язык. Мышцы лица расслаблены.
- Делайте быстрые вдохи и выдохи животом: то подтягивая пупок к позвоночнику, то расслабляя живот. Дыхание происходит максимально естественно, без излишнего напряжение. Такое дыхание подобно тому, как дышит запыхавшаяся собака.
- Выполните 25 циклов такого дыхания. Допускается разделить это количество дыхательных циклов на 2 подхода, делая между ними небольшой отдых (по продолжительности минута или меньше) для восстановления дыхания.
Упражнение Агнисара Крийя усложнённая форма:
- Сделайте глубокий вдох.
- На задержке дыхания выполните Джаландхара бандху.
- Во время задержки дыхания активно втягивайте живот внутрь и выталкивайте его наружу. В первые разы достаточно выполнить 10 таких движений, далее можно увеличить их количество до 30. Опытные практики выполняют до 100 таких «взбалтываний животом».
- Когда почувствуете желание сделать вдох, сначала расслабьте живот, после этого отпустите Джаландхара бандху и только после этого сделайте вдох.
- Вдох должен быть естественным и спокойным.
- Восстановите дыхание. После отдыха можно выполнить еще 1-2 таких цикла.
Видео Агнисара Крийя
Советы для начинающих
- Не передерживайте задержку дыхания, она должна быть комфортной. Помните, что чрезмерная задержка дыхания не принесёт пользу организму.
- Не выполняйте эту практику раньше, чем спустя 4 часа после еды. В идеале выполнять её утром, на пустой желудок.
- Не переходите к усложненной форме Агнисара Крийи, если вами ещё не освоен упрощенный вариант.
- Выбирайте комфортный для себя темп движения животом. Со временем, по ходу освоения практики, темп естественным образом будет увеличиваться.
Лайфхак
Как понять, что вы выбрали правильное время задержки дыхания? Если после задержки вам хочется сделать судорожный вхох, подобно выброшенной на берег рыбе — это сигнал, что вы удерживали задержку дольше, чем следует.
Противопоказания
- Язва желудка или двенадцатиперстной кишки.
- Заболевания сердца.
- Высокое кровяное давление.
- Беременность и 2 месяца после неё.
- Первый год после операций на брюшную полость.
- Инфекционные заболевания, сопровождающиеся высокой температурой и диареей.
Следует предельно осторожно выполнять данную практику при пупочной грыже и гиперфункции щитовидной железы.
Подводя итог
Агнисара Крия – это не просто эффективная техника, тонизирующая органы брюшной полости и улучшающая пищеварение. Это ещё и отличное подготовительное упражнение к пранаямам Капалабхати и Бхастрика, и «йоговскому замку» Уддияна бандхе. Умение выполнять Агнисара Крийю значительно облегчает освоение такой непростой шаткармы как Наули Крийя.
Несмотря на все её преимущества, не следует выполнять Агнисара Крию при некоторых заболеваниях сердца и брюшной полости: в этом случае она не принесёт обещанной пользы, а наоборот может навредить организму.
У вас остались вопросы об этой технике? Задавайте их в комментариях. Мы испытали на себе все сложности, подстерегающие новичков в освоении техник йоги. Поэтому ответим на ваши вопросы максимально полно и доступно.
“Прижми пупок к позвоночнику сто раз. Так увеличишь
пищеварительный огонь и избавишься от болезней в брюшной полости”
Гхеранда-Самхита, 1:19
Как одно из шести очистительных действий, перечисленных Сватмарамой (ХЙП, 2.22), наули стоит несколько особняком – действительно, это весьма своеобразная, особенная техника. При этом наули и подготавливающие к ней техники составляют своего рода золотой фонд йогической практики, оказывая разноплановое воздействие на самые разные системы и органы. Можно сказать уверенно, что с помощью брюшных манипуляций мы влияем и на пищеварение, и на кровообращение, и на нервную, и на дыхательную системы. При этом брюшные манипуляции могут использоваться на разных этапах практики – от начальных до весьма продвинутых.
По отношению к наули предваряющими, подготовительными практиками можно назвать такие, как агнисара-дхаути-крийя и уддияна-бандха. Технически их выполнение проще, чем наули, и к тому же они обеспечивают необходимую подготовку соответствующих мышц.
«Агнисара-дхаути» можно приблизительно перевести как «разжигание внутреннего (или пищеварительного) огня», либо «очищение внутренностей огнём». Как правило, начинающим выполнять её проще всего.
Все брюшные манипуляции выполняются на задержке дыхания после выдоха. Наиболее удобное положение для освоения – «поза рыбака»: ноги на ширине плеч или несколько шире, корпус слегка наклонён вперед. Руки выпрямлены в локтях, упираются в бёдра. Сделав глубокий выдох, следует глубоко втянуть живот под рёбра, потом выпустить живот, расслабив его. Повторить это движение комфортное количество раз, втягивая и выпуская живот, не вдыхая. В очередной раз выпустив живот, сделать плавный вдох. Не следует бросать живот вниз, одновременно делая резкий вдох. Длительность задержки дыхания должна быть комфортной — почувствовав желание вдохнуть, следует заканчивать цикл выполнения. То есть последовательность выглядит так: 1) выдох 2) втянуть живот 3) выпустить живот 4) повторить п. 2 и 3 комфортное количество раз 5) в очередной раз выпустив живот, сделать вдох.
Таким образом выполнен один цикл агнисара-дхаути-крийи. Подряд можно выполнять несколько циклов, в соответствии с самочувствием.
Следующим элементом является уддияна-бандха, которая в хатха-йоге играет довольно многогранную роль – она может быть использована как бандха в практике пранаямы, однако при этом уддияна может выполняться как отдельный приём для улучшения состояния пищеварительной, кровеносной и дыхательной системы.
“Уддияна” переводится как “взлёт” или “движение вверх”. При выполнении уддияны живот подтягивается вверх, в сторону грудной полости.
Технически уддияна очень похожа на агнисара-дхаути-крийю. Разница состоит в том, что режим выполнения уддияна-бандхи – статический. Нужно сделать глубокий выдох, втянуть живот назад и вверх, после чего зафиксироваться в данном положении на некоторое время (ограниченное продолжительностью доступной задержки дыхания). После этого выпустить живот и сделать плавный вдох. Повторить несколько раз (для начинащих достаточно 3-5 повторений).
Эти две техники выполняются наружными межреберными мышцами – теми мышцами, которые поднимают рёбра и разводят их в стороны. Объём грудной клетки увеличивается, при этом голосовая щель пережата, вследствие чего воздух не может войти в грудную клетку. Давление в грудной клетке резко понижается и в сторону пониженного давления перемещаются органы брюшной полости и диафрагма. То есть при выполнении агнисара-дхаути и уддияна-бандхи основными рабочими мышцами являются не мышцы брюшного пресса и не диафрагма (которые в момент втягивания живота расслаблены и растянуты), а мышцы грудной клетки, отвечающие за выполнение вдоха. Уддияна-бандху иногда называют “ложный вдох” – грудная клетка расширяется как на вдохе, но голосовая щель замкнута, поэтому в полость груди втягивается не воздух, а диафрагма и органы брюшной полости.
После уверенного освоения агнисара-дхаути-крийи и уддияна-бандхи можно переходить к освоению наули. Наули представляет собой сочетание уддияна-бандхи (то есть сокращения наружных межреберных мышц, расширяющих грудную клетку) и сокращения прямых мышц живота (обеих или одной из двух).
Прямые мышцы живота начинаются от реберных хрящей грудной клетки спереди и крепятся к лобковой кости. Сгибают и наклоняют вперед туловище, а при фиксированной грудной клетке приподнимают вверх передний край таза.
При выполнении наули наша задача выполнить уддияна-бандху, после чего напрячь и вывести вперед прямые мышцы живота (сохраняя грудную клетку расширенной). Сокращение обеих прямых мышц живота называется мадхъяма-наули (часто это называют “срединным жгутом”). Изолированное сокращение левой прямой мышцы – вана-наули, правой – дакшина-наули.
Обычно начинающим проще освоить “срединный жгут”, то есть сокращение обеих прямых мышц, а уже потом переходить к освоению “одностороннего” наули. Важно выполнять практику ежедневно; зачастую хорошо помогает практика перед зеркалом. При освоении “одностороннего” наули может помочь “перекатывание” с одной руки на другую в стандартной позиции: при опоре на правую руку лучше контурируется правая прямая мышца, что помогает лучше ощутить её и понять принцип движения. В последующем участие рук сводится к минимуму.
Как симметричный, так и асимметричный варианты наули могут выполняться в статическом и динамическом режиме. При выполнении динамического режима вана- и дакшина-наули по животу словно бегут волны (примерный перевод слова “наули” – покачивание волн).
Обычно рекомендуется выполнять несколько движений в одну и в другую сторону, заканчивая движениями справа налево (по ходу толстого кишечника). При отсутствии противопоказаний можно выполнять несколько десятков движений в каждую сторону ежедневно.
Как уже было сказано, практика наули отнесена Сватмарамой к перечню очистительных действий – шаткарме. Брюшные манипуляции осуществляют мощную висцеральную стимуляцию, активируя автономную нервную систему кишечника, улучшают артериальное кровоснабжение, венозный и лимфатический отток из органов брюшной полости. Облегчают пассаж содержимого кишечника, стимулируя его моторику и выделительную функцию, что оптимально при атонических запорах. Оказывают стимулирующее воздействие на основные пищеварительные железы – поджелудочную железу и печень, секреторные клетки слизистой желудка; активируют моторику желчного пузыря, облегчая дренаж желчи.
Освоенная мадхъяма-наули – основной элемент практики басти-крийи (йогической клизмы).
Исходя из их влияния на дыхательную систему, брюшные манипуляции могут быть отнесены к прана-въяямам – техникам, готовящих тело к пранаяме. Агнисара-дхаути, уддияна-бандха и наули укрепляют дыхательную мускулатуру вдоха – наружные межреберные мышцы являются здесь основной рабочей мышечной группой, поэтому регулярная практика будет укреплять их, готовя к длительному сокращению при выполнении антар-кумбхаки.
Агнисара-дхаути-крийя стимулирует кровообращение, способствуя более равномерному распределению крови из “центра” на “периферию”. Выполняемая во время задержки дыхания мышечная работа обеспечивает быстрое накопление углекислого газа и за счет этого – расширение мелких артерий и улучшение периферического капиллярного кровотока.
Важнейшим эффектом брюшных манипуляций является их влияние на венозный отток. Создание в полостях тела (в грудной и брюшной) отрицательного давления обладает подсасывающим действием, способствуя возврату венозной крови к сердцу и таким образом облегчая циркуляцию крови по сосудистой системе, делая тканевой газообмен более эффективным. Наиболее мощной “вакуумной” техникой является мадхъяма-наули (которая используется, напомним, для втягивания воды в задний проход при выполнении басти-крийи).
Брюшные манипуляции оказывают влияние на общий тонус вегетативной нервной системы; здесь наиболее демонстративным действием обладает уддияна-бандха: влияние на ветви блуждающего нерва приводит к общей активизации парасимпатической нервной системы, а это, в свою очередь – к успокоению психоэмоционального фона, снижению частоты сердечных сокращений и артериального давления. Выраженным парасимпатическим эффектом уддияна-бандхи и обусловлено её использование в практике пранаямы.
В силу широкого спектра своих эффектов брюшные манипуляции применяются в йогатерапии различных заболеваний. За счет улучшения венозного оттока агнисара-дхаути, уддияна и наули успешно используются при варикозной болезни ног и малого таза, венозных дисциркуляциях головного мозга, геморрое, послеоперационном лимфостазе и различных застойных явлениях. Улучшение венозного оттока из области малого таза – необходимое условие для нормализации репродуктивной функции, поэтому брюшные манипуляции используются при аменоррее, функциональном бесплодии, простатитах, аднекситах. Стимуляция органов пищеварения помогает избавиться от запоров, дискинезии желчевыводящих путей по гипотоническому типу, гипосекреторных состояний.
При этом воздействие брюшных манипуляций на многие системы организма обуславливает ряд противопоказаний: выполнение этих практик запрещено при месячных, беременности, миоме матки (которая сопровождается ростом и кровотечениями), при острых инфекционных заболеваниях органов брюшной полости и малого таза, обострениях хронических заболеваний пищеварения (гастрита, язенной болезни и т.д.), тромбоэмболической болезни, а также при злокачественных опухолях любой локализации. Детям следует воздержаться от выполнения брюшных манипуляций до завершения полового созревания.