Антифризы и их свойства и противопоказания

Антифризы и их свойства и противопоказания thumbnail

Каждый автовладелец хотел бы, чтобы двигатель его автомобиля всегда находился в исправном состоянии и не доставлял дополнительных забот. Охлаждающая жидкость (далее — ОЖ), о которой пойдёт речь в статье, является очень важным расходным материалом для работы силового агрегата.

Всем известно, что для обеспечения нормального функционирования двигателя его детали и узлы обязательно нужно охлаждать. Наиболее распространенными являются системы охлаждения с принудительной жидкостной циркуляцией. ОЖ, циркулирующие в этой системе, нагреваются более чем до 100 градусов, а остывание их происходит после остановки силового агрегата. Функционирование самого мотора и системы его охлаждения во многих случаях обуславливается свойствами ОЖ.

Стоит сразу прояснить, что российские охлаждающие жидкости, которые не замерзают под воздействием отрицательных температур, с давних пор носят название «тосол». Таким образом, тосол это то же самое, что и антифриз.

Все ОЖ состоят из воды и спектра специальных присадок. И вот этот раствор и защищает силовой агрегат автомобиля от превышения допустимой для работы мотора температуры и коррозии деталей системы охлаждения. К тому же, он же и помогает быстрее согреться мотору зимой. Если вы попробуете растереть пальцами антифриз, то обнаружите что он жирный. Это специальные присадки, которые служат для смазывания элементов системы охлаждения (например, помпы) и предотвращают рассыхание её резиновых и пластиковых элементов (патрубков, уплотнений и т.д.). Из этого становится понятным, что на защиту силового агрегата и системы охлаждения не последнее влияние оказывает качество ОЖ.

Перечислим основные свойства антифриза:

1. Способность сопротивляться отрицательным температурам, оставаясь в жидком состоянии;

2. Способность не закипать в определенном температурном диапазоне;

3. Негорючесть;

4. Антифриз не должен пениться;

5. Повышенная теплоемкость и теплопроводность;

6. Антифриз не должен быть агрессивным к материалам деталей системы охлаждения;

7. Охлаждающая жидкость должна оставаться в стабильном состоянии, независимо от того эксплуатируется она в системе охлаждения или хранится в канистре;

Когда необходимо производить замену антифриза в автомобиле?

Со временем характеристики антифриза меняются из-за постоянного воздействия на него то высокой, то низкой температуры. Помимо этого в систему охлаждения попадают и инородные вещества. Все это приводит к тому, что охлаждающая жидкость начинает пениться, агрессивно относиться к металлам, количество щелочи в ней начинает изменяться и т.д. В среднем, срок службы антифриза составляет примерно 60 тысяч км. (либо 2 года) для антифриза с маркировкой G11 и 200-250 тыс.км (либо 5 лет) для антифриза с маркировками G12, G13, но это при условии, что все это время его плотность не менялась. Очень важно производить регулярную замену охлаждающей жидкости еще и потому, что присадки, содержащиеся в ней, после многократных перепадов температур (от минусовых и до +120 и выше) утрачивают свои защитные свойства, и антифриз становится более агрессивным к материалам системы охлаждения, теплообмен его среды изменяется.

 Раньше для производства «охлаждайки» применяли воду, спирт, специальные соли и глицерин. На сегодняшний момент химическая промышленность далеко шагнула вперед, и эти компоненты заменены современными составами, которые обладают улучшенными характеристиками.

Как правило, для систем охлаждения современных автомобилей применяют антифризы, основанием для которых служит этиленгликоль (его используют для снижения температуры замерзания растворов на основе воды).

Такая смесь отлично отвечает всем необходимым свойствам охлаждающей жидкости. А вот недостатком такой смеси является ядовитость этиленгликоля. При попадании его в организм человека сильно поражаются печень и почки, и хотя об этой опасности не знает только тот, кто не умеет читать, случаи отравления фиксировались. С точки зрения экологии обычный слив отработанного антифриза в канализацию или на землю также опасен. Из-за указанных выше факторов производителям пришлось искать более безопасную альтернативу.

Результатом стало появление охлаждающих жидкостей на основе пропиленгликоля. Хоть его полностью безвредным нельзя назвать, но зато он намного менее токсичен. Недостатком таких антифризов является повышенная вязкость при низкой температуре, что немного препятствует его прокачиванию по системе охлаждения. Но главным минусом такой жидкости стоит считать ее высокую цену. Именно по этой причине на рынке почти не представлено антифризов такого типа.

В плане отрицательного воздействия на детали системы охлаждения оба этих состав одинаковы. Как уже упоминалось выше, чтобы охлаждающая жидкость не воздействовала на металл, резину и пластиковые элементы в нее добавляют присадки. В зависимости от их состава антифризы и делятся на группы.

Самой распространенной классификацией антифризов на территории СНГ является деление их по спецификации концерна VAG на: G11, G12 и G13 (силикатные, карбоксилатные и пропиленгликолевые соответственно).

Что касается цвета антифриза, то тут единого стандарта нет. Нитритные могут иметь синий или голубой цвет, группа G11 обычно зеленого цвета (хотя бывают желтые, синие и красные), G12 чаще всего красного цвета (но могут быть зеленого и желтого), G13 обычно имеют оранжевый или желтый цвет.

Какого цвета выбрать антифриз для своей машины?

Стоит отметить, что все антифризы изначально не имеют никакого цвета, в яркие цвета их специально окрашивает производитель. Помимо производственной и маркетинговой необходимости яркая окраска охлаждающей жидкости предупреждает об опасности (как было сказано выше — все антифризы ядовиты), также яркий цвет помогает визуально определить уровень антифриза в бачке. Еще потеря цвета указывает и на потерю свойств охлаждающей жидкости. Ели антифриз вашей машины стал непонятного бурого цвета, то его срочно нужно заменить.

Какие марки антифриза можно смешивать или доливать к другим маркам

Антифризы и их свойства и противопоказания

Исходя из вышесказанного, не стоит при покупке антифриза ориентироваться на его цвет. В качестве ориентира стоит использовать инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, в которой будет указана спецификация рекомендованной жидкости, либо на маркировку, которую видно на бачке, либо на его крышке куда заливается ОЖ.

Что будет если смешать антифризы разных цветов?

Если вы хотите долить небольшое количество антифриза до уровня в бачке, то стоит покупать антифриз с тем же цветом.

Если антифриз нужного вам цвета отсутствует по какой-либо причине, а ситуация не терпит отлагательств, то перед доливкой в систему другого антифриза проведите не большой тест. Наберите, например, шприцем небольшое количество жидкости из расширительного бачка вашей машины и смешайте его в небольшой стеклянной емкости с жидкостью, которую собираетесь долить. Если по прошествии небольшого промежутка времени визуальных изменений в получившемся растворе не произошло (хлопья, осадок и др.), то можете производить доливку.

Хотелось бы остановиться на вопросе – почему вам приходится доливать антифриз? Если за время эксплуатации год-два машины уровень в бачке понизился на сантиметр (плюс-минус) то волноваться не стоит. В данном случае имело место его естественное испарение (вернее воды, которая присутствует в его составе).  Но если вам часто приходится доливать антифриз в бачок – то стоит искать причину, по которой он уходит. И главное – куда он уходит. Для начала проверьте на герметичность систему охлаждения. Проще все это сделать так – утром отгоните автомобиль от места стоянки и исследуйте площадь, на которой стоял ваш автомобиль. Если там все сухо, и следов протекания нет, то дело осложняется. Скорее всего, антифриз уходит через пробитую прокладку ГБЦ в блок двигателя. Об этом вам скажет возросший уровень масла и его состояние – масло будет с желтыми сгустками и неоднородного состояния. Эта проблема  требует уже обращения к мотористу, и чем быстрее, тем лучше. Также о прохудившейся прокладке ГБЦ скажут пузырьки воздуха в расширительном бачке при заведенном двигателе.

Если вам предстоит полная смена антифриза в системе, а нужной вам спецификации нет в магазине, то можно брать жидкость любого цвета.

Читайте также:  Противопоказания к перманентному татуажу

Как именно самостоятельно слить антифриз из системы? Начнем с того, что полностью его вы не сольете, часть его все равно останется в блоке. Для слива предусмотрен краник, который обычно располагается внизу радиатора, если краника нет, то необходимо просто ослабить хомут нижнего патрубка радиатора, после чего снять патрубок. Важно! Процедуру стоит выполнять только на остывшем двигателе.

Далее залейте немного антифриза в систему через крышку радиатора (именно через нее), и когда его соты покроются жидкостью, заведите мотор. Через соты начнет выходить воздух. Далее постепенно доливайте ОЖ до необходимого уровня.

Стоит ли промывать систему при замене антифриза?

Это зависит от цвета и состояния слитой жидкости. Если она непонятного или бурого цвета, с грязью и инородными вкраплениями, то необходимо промыть систему. Чем промывать? В идеале, промывать необходимо тем, что обираетесь заливать, чтобы уже не смешивать чистый антифриз ни с чем. Но в целях экономии большинство автовладельцев промывают систему водой.

В общем, из статьи становится понятно, что на стояние системы охлаждения, а значит — и двигателя, не последнее влияние оказывают характеристики охлаждающей жидкости. Необходимо соблюдать регламент ее замены, а также постоянно мониторить ее состояние, и в случае необходимости — менять раньше регламента.

Видео, которое ответит на вопрос — можно ли смешивать антифрез разных марок:

Источник

Слово Антифриз получилось из слияния двух слов, греческого «Анти», что обозначает против, и английского «freeze», что значить замерзать. Таким образом, дословно это переводиться как «Антизамерзайка», что полностью отражает суть этого вещества, которое имеет более низкую температуру замерзания, чем обычная вода.

Данные вещества, которые всегда являются жидкостями, используются для эксплуатации в двигателях внутреннего сгорания в зимних условиях. Их применение позволяло не сливать воду из охлаждающих контуров, которая изначально использовалась для охлаждения силовых агрегатов, зимой.

А чем же плоха вода? Дело в том, что пока мотор работает, даже зимой, вода полностью отвечает всем требованиям охлаждающей жидкости. Тепло появляющееся в ходе работы двигателя не позволяло ему замёрзнуть. А вот если его остановить, а температура окружающей среды ниже нуля, то вода, естественно, замёрзнет.

Не стоит забывать, что в ходе замерзания объём воды увеличивается на 9%. В этом и кроется главная опасность для конструкции двигателя. В ходе увеличения этого объёма, обычно, происходит повреждения силового агрегата, происходит процесс так называемого размерзания двигателя.

Читайте также: Как зарядить аккумулятор автомобиля

Другой важной функцией охлаждающей жидкости, кроме, собственно, охлаждения силового агрегата, является смазка элементов системы охлаждения, в частности помпы. При использовании низкокачественных антифризов или вообще воды, будет повышен износ помпы, что может привести к её преждевременному выходу из строя.

Состав антифризов

Обычно стандартный антифриз состоит из трёх основных компонентов:

  • Основа, обычно вода;
  • Рабочее вещество;
  • Присадки.

Про основу писать особо нечего, вода она и есть вода, а вот о рабочей жидкости нужно написать несколько слов.

Итак, в качестве рабочей жидкости в основном используют этиленгликоль, но не редко, особенно в высокооборотистых силовых агрегатах используют пропиленгликоль.

Главным достоинством этиленгликолевых антифризов является их дешевизна. А главным недостатком является короткий срок службы (около 30 000 км). Кроме этого ещё одним недостатком является то, что данные охлаждающие жидкости оставляют накипь, которая закоксовывает охлаждающие каналы.

Читайте также: Как правильно смешивать моторные масла

Главным достоинством антифризов на основе пропиленгликоля является очень долгий срок службы (не менее 150 000 километров пробега), так же эти жидкости практически не засоряют каналы. А вот недостатком этих растворов, ограничивающим их повсеместное использование, является их, сравнительно, высокая стоимость.

Кроме этих двух основных компонентов в состав охлаждающей смеси входят ещё и присадки. Зачем же они нужны? Прежде всего, для уменьшения коррозии элементов системы охлаждения двигателя. Кроме этого присадки должны предотвращать вспенивание антифриза.

Ну и последним видом присадок являются ароматизирующие и цветовые. Эти присадки нужны исключительно для придания охлаждающей жидкости привлекательного товарного вида, приятного для покупателей.

Классификация антифризов

Сегодня для классификации антифризов используется американская система General Motors USA.

Согласно этой классификации, существует их три вида: G11, G12 и G13.

Антифризы серии G11 являются самыми распространёнными и самыми дешёвыми. В основном их продают синего или зелёного цветов. В основе этих жидкостей лежит этиленгликоль и минимальное количество присадок.

Они имеют невысокие эксплуатационные свойства и минимальный срок службы, зато эти жидкости являются самыми доступными по цене. Именно к этому классу относится хорошо известный у нас в стране тосол.

Антифризы серии G12 являются веществами более высокого класса. Они имеют в своём составе такие органические добавки как карбоксилат.

Эти охлаждающие жидкости используются в высокооборотистых и высоконагруженных силовых агрегатах. И стоят несколько дороже. В продаже их можно отличить по красному или розовому цвету.

Читайте также: Как правильно прикурить аккумулятор

Ну и самый высокий вид охлаждающих растворов – G13, они являются, как раз теми жидкостями, которые производятся на основе пропиленгликоля.

Это самые высококачественные охлаждающие жидкости, выпускаются обычно жёлтого или оранжевого цвета.

Кроме высоких эксплуатационных свойств, данный охлаждающий состав, ещё и быстро разлагается на составляющие в окружающей среде. Таким образом, он является ещё и высокоэкологичным.

Отличия Тосола от Антифриза

Многие задаются вопросом, чем же отличается тосол от антифриза. Реально, отличий нет, тосол — это антифриз класса G11. Однако, на территории бывшего СССР антифризы традиционно имели название тосол.

Тосол делается всегда на основе этиленгликоля, при этом разные производители добавляют в свои тосолы разный набор присадок.

Главной особенностью тосола является его невысокая цена и при этом сравнительно короткий срок службы.

Марки охлаждающих растворов их достоинства и недостатки

В России, на сегодняшний день, наибольшее распространение получили антифризы трёх торговых марок: «Аляска», «Феликс» и «Синтек».

Аляску выпускает совместная русско-американская компания Delfin Group, продукция этой компании очень хорошо зарекомендовала себя в США и теперь имеет благосклонные отзывы пользователей в России.

В линейке растворов этой фирмы есть вещества всех классов, и они зарекомендовали как одни из лучших охлаждающих жидкостей по соотношению цена-качество.

Охлаждающие вещества торговой марки «Феликс», выпускает российская компания «Тосол-Синтез». Эта компания выпускает охлаждающие жидкости классов G11 и G12. Данные вещества достаточно высокого класса, хотя при этом имеют сравнительно доступную цену.

Антифризы торговой марки «Синтек», пожалуй, самые качественные в этом обзоре. Продукты этой фирмы постоянно участвуют в различных тестах и сравнительных испытаниях, в которых набирают высокие балы и положительные отзывы.

Данные вещества выпускает российская компания «Обнинскоргсинтез» и при этом рынком сбыта является не только Россия, но и страны бывшего СССР, а также страны из дальнего зарубежья.

Как смешиваются различные марки антифризов?

Разные виды охлаждающих растворов, более того, даже вещества различных торговых марок, смешивать нельзя. В результате смешивания свойства охлаждающей жидкости могут радикально поменяться.

Кроме этого, очень часто в результате смешиваний, в охлаждающей системе образуются всевозможные твёрдые и желеобразные осадки, которые могут забивать каналы двигателя и разрушают его узлы, в частности, такие как водяная помпа.

Читайте также: Как поменять колесо на машине

Необходимо заметить, что современные силовые агрегаты рассчитаны на использования в них исключительно антифризов. И использовать в них обычную воду, категорически, не рекомендуется, так как это может привести к преждевременному выходу из строя водяной помпы.

Особенности применения антифризов

Прежде всего, в ходе эксплуатации двигателей внутреннего сгорания (ДВС) с охлаждающим раствором в качестве антифриза стоит помнить, что каждый вид охлаждающей жидкости имеет срок своей службы и нужно не забывать менять это вещество по истечению срока эксплуатации.

Интересно знать: Как правильно заменить Антифриз в машине

Другой важный момент, о котором мало кто знает, касается подержанных автомобилей. В ходе их покупки по внешнему виду охлаждающего раствора можно легко определить состояние двигателя и то, как за ним ухаживал предыдущий хозяин.

Читайте также:  Противопоказания к применению препаратов

Если это вещество, мутное, грязное, со следами ржавчины и осадка, то можно сделать вывод что автомобиль эксплуатировался не надлежащим образом и имеет достаточно большой пробег.

Собственно, это всё что можно сказать об антифризе и нюансов его использования.

Источник

Антифризы и их свойства и противопоказания

В системе охлаждения двигателя современных автомобилей в качестве теплоносителя используется не вода, а специальные составы, не замерзающие при отрицательных температурах — антифризы. В этой статье вы узнаете, что такое антифризы, как они приобретают свои свойства, почему имеют разные цвета, а также о том, можно ли смешивать антифризы разных цветов, и как произвести замену антифриза в своем автомобиле.

Назначение антифриза

Двигатель внутреннего сгорания во время работы нагревается до высоких температур, и для обеспечения его функционирования требуется принудительное охлаждение. В автомобильных двигателях чаще всего используется система жидкостного охлаждения, которая обладает высокой эффективностью и надежностью. Долгое время в качестве теплоносителя в таких системах использовалась обычная вода (хотя не совсем обычная — рекомендовалось использовать чистую, а лучше и вовсе дистиллированную воду), но сегодня на сему воде пришли антифризы.

Антифриз — вещество, остающееся в жидкой фазе при низких температурах, при которых вода замерзает (это отражено в его названии: «анти» — с греческого переводится, как «против», «фриз» — с английского переводится, как «замерзать»). А для чего это нужно в двигателе? По самой простой причине: автомобили эксплуатируются в очень широком диапазоне температур, в том числе и на морозе, а вода, как известно, при 0°C и ниже замерзает, поэтому не может играть роль теплоносителя. Также при замерзании вода увеличивается в объеме, что может привести к разрушению частей системы охлаждения — трубопроводов, трубок радиатора, насоса, и даже блока цилиндров и ГБЦ.

Антифризы, замерзающие при значительно более низких температурах, полностью исключают вероятность разрывов и поломок, и обеспечивают нормальную работу двигателя при отрицательных температурах. Поэтому сегодня во всех двигателях с жидкостной системой охлаждения — автомобильных, тракторных, мотоциклетных и других — используются исключительно антифризы.

Здесь же нужно отметить, что современные антифризы решают и еще одну задачу — они оберегают внутренние поверхности компонентов системы охлаждения от коррозии и иных негативных воздействий. Так что антифриз — это средство, решающее сразу несколько задач по обеспечению нормальной, бесперебойной и долгой работы двигателя в различных условиях.

Состав и свойства антифризов

Антифризы от разных производителей имеют неодинаковый состав, однако различия заключаются в концентрациях и в наличии или отсутствии некоторых вспомогательных компонентов. В целом же антифризы имеют следующий состав:

  • Незамерзающий компонент — этиленгликоль (в обычных антифризах) или пропиленгликоль (в современных антифризах нового поколения);
  • Вода;
  • Пакет присадок для получения антикоррозийных и иных свойств.

Главный компонент антифриза — этиленгликоль или пропиленгликоль. Именно эти вещества придают антифризам их свойства, так как их точка замерзания лежит значительно ниже нуля градусов. Кроме того, этиленгликоль и пропиленгликоль при замерзании образуют не твердый лед, а шугу, вязкую густую массу из небольших кристалликов, которая, в отличие ото льда, не изменяет своего первоначального объема. Так что антифриз, если он и замерзнет, то не разорвет двигатель, как обычный лед — после поднятия температуры мотор снова будет работать.

Основное различие между антифризами заключается в пакете присадок, которые в общем случае придают жидкости следующие свойства:

  • Противодействие возникновению коррозии (обеспечиваются ингибиторами коррозии);
  • Препятствие вспенивания охлаждающей жидкости;
  • Снижение процессов кавитации вокруг гильз;
  • Флуоресценция (сервисное свойство, позволяющее легко обнаруживать утечки охлаждающей жидкости под светом ультрафиолетовой лампы);
  • Придание антифризу того или иного цвета (достигается применением красителей, это также сервисная функция).

Наиболее важной в антифризе является антикоррозионная присадка. Дело в том, что этиленгликоль и пропиленгликоль при взаимодействии с алюминием и его сплавами (а именно из этого металла сегодня изготавливается основная масса моторов) приводит к их коррозии, причем процессы коррозии происходят стремительно — этиленгликоль буквально вырывает частички металла, постепенно разрушая двигатель изнутри. Антикоррозионные присадки создают защитный слой на внутренних поверхностях системы охлаждения двигателя, предотвращая коррозию.

В антифризах последнего поколения на смену этиленгликолю пришел пропиленгликоль, что обусловлено рядом причин:

  • Этиленгликоль более токсичен и наносит вред окружающей среде;
  • Пропиленгликоль более эффективен в качестве антифриза;
  • Антифризы на основе пропиленгликоля дольше сохраняют свои качества.

Однако даже самый современный антифриз остается довольно токсичным, а достижение лучших результатов с помощью пропиленгликоля требует значительно более высоких затрат. Поэтому токсичные и недорогие антифризы на основе этиленгликоля еще долгое время будут доминировать на рынке.

Антифризы и их свойства и противопоказания

Типы антифризов

Именно по используемым присадкам, особенно антикоррозийным, антифризы делятся на несколько типов. Сегодня выделяют четыре типа антифризов:

  • Традиционные;
  • Карбоксилатные;
  • Гибридные;
  • Лобридные.

Эти типы отличаются не только составом, но также они относятся к различным поколениям антифризов, используемых в автомобильных двигателях.

Традиционные антифризы (Traditional coolants, IAT (Inorganic Acid Technology), Conventional coolants). В этих антифризах в качестве ингибиторов коррозии используются неорганические соединения, главным образом — силикаты и фосфаты, нередко используются нитриты, нитраты, бораты, амины и другие. Данные вещества покрывают все внутренние поверхности системы охлаждения тонким слоем (толщиной до 0,5 мм), что обеспечивает защиту от коррозии, однако этот слой обладает низкой теплопроводностью, поэтому традиционные антифризы хуже отводят тепло от нагретых компонентов мотора. Наконец, эти антифризы неустойчивы к высоким температурам (выше 105°C), поэтому могут стать причиной поломки перегретого двигателя. Традиционные антифризы активно использовались с 1960-х по 1990-е годы, сейчас же они остаются популярными только в России и странах СНГ.

Карбоксилатные антифризы (Carboxilate coolants, OAT — Organic Acid Technology). В этих антифризах ингибиторами коррозии выступают органические карбоновые кислоты. Ингибиторы коррозии осаждаются только в очагах коррозии, причем образуют тонкий слой (толщиной в десятитысячные доли миллиметра), поэтому не снижают теплообмен и обеспечивают наилучшие режимы охлаждения двигателя. Карбоксилатные антифризы появились в 1990-х годах, и на сегодняшний день остаются наиболее популярными и распространенными.

Гибридные антифризы (Hybrid coolants, HOAT — Hybrid Organic Acid Technology). В данном типе антифризов в качестве ингибиторов коррозии используются как неорганические, так и органические соединения разных групп. В разных странах технология развивалась неодинаковыми путями: в Европе использовались силикаты, в Японии и Южной Корее — фосфаты, в США — нитриты. Гибридные антифризы являются переходным типом между традиционными и карбоксилатными.

Лобридные антифризы (Lobrid coolants, SOAT coolants). Наиболее новый тип антифризов, выпускающийся с 2008 года. В качестве незамерзающей компоненты в нем используется пропиленгликоль (нередко добавляется и глицерин), а в качестве ингибиторов коррозии — органические соединения и небольшую концентрацию (не более 10%) минеральных соединений. Данный тип антифризов пригоден для использования только в автомобилях с алюминиевыми радиаторами охлаждения.

Нужно отметить, что сегодня все еще не существует единой стандартной классификации антифризов, однако в России и странах СНГ наиболее часто используют европейскую спецификацию Volkswagen Audi Group (VAG), в которой каждому типу охлаждающих жидкостей присвоены свои индексы:

  • Традиционные антифризы обозначения не имеют, так как на территории ЕС уже не применяются;
  • Гибридные антифризы имеют индекс G-11;
  • Карбоксилатные антифризы имеют индексы G-12 и G-12+;
  • Лобридные антифризы имеют индексы G-12++ и G-13.

Антифризы разных типов отличаются и еще одним важным параметром — сроком службы:

  • Традиционные антифризы и тосол — до 2-х лет;
  • Гибридные антифризы — 3-5 лет;
  • Карбоксилатные и лобридные — более 5 лет.
Читайте также:  Из подсолнуха лечение противопоказания

Наконец, антифризы отличаются по цвету, о чем необходимо рассказать более подробно. Но прежде — несколько слов о любимом в России тосоле.

Антифризы и их свойства и противопоказания

В чем разница между тосолом и антифризами?

На отечественном рынке традиционно существует две категории охлаждающих жидкостей — антифризы и тосол. И принято считать, что тосол подходит исключительно к старым российским машинам, которым неважно качество антифриза. На самом деле между антифризами и тосолом нет никакой разницы, потому что тосол — это антифриз традиционного типа, а его «репутация» сформировалась по ряду причин.

Во-первых, тосол — это название собственное, аббревиатура, первые три буквы которой означают «Технология Органического Синтеза». Дело в том, что данное средство было разработано в 60-х годах прошлого века в НИИ Органической Химии и Технологии (ГосНИИОХТ), специалистами отдела с названием «Технология органического синтеза», которые не нашли ничего лучше, чем назвать антифриз именем собственного отдела. Впоследствии название «тосол» стало нарицательным, и сегодня им очень часто обозначаются антифризы вообще.

В своем составе тосол содержит этиленгликоль и присадки — ингибиторы коррозии, в качестве которых выступают различные неорганические соли, включая нитраты, силикаты и другие. Тосол имеет далеко не самые лучшие качества, он довольно агрессивен по отношению к металлам, но из-за своей дешевизны, а также благодаря силе традиций он все еще крайне популярен в нашей стране.

Цветовая классификация антифризов: характеристики, срок службы, допуски

Сам по себе этиленгликоль бесцветен, поэтому бесцветна и охлаждающая жидкость на его основе, однако сегодня антифризы окрашены в те или иные цвета. Для чего это сделано? На самом деле цвет не оказывает никакого влияния на свойства антифризов (так как это просто краситель), а является больше результатом маркетинговой политики производителей. Однако цвет, все-таки, может многое сказать об антифризе, здесь главное — страна-производитель данного конкретного средства.

Россия. В России производится, преимущественно, тосол, имеющий два цвета, который говорит о типе и свойствах средства:

  • Тосол-40 — голубой цвет, начинает замерзать при -40°C;
  • Тосол-65 — красный цвет, начинает замерзать при -65°C.

Тосола других цветов не бывает.

Европейский Союз. Антифризы европейского производства не имеют четкого деления по цвету, но чаще всего имеют следующую окраску:

  • Антифризы G-11 — зеленый цвет, также встречаются антифризы этого типа желтого и синего цвета;
  • Антифризы G-12 и G-12+ — оттенки красного цвета (от розового до бордового);
  • Антифризы G-12++ и G-13 — желтый или оранжевый, однако встречаются и антифризы этого типа розового цвета.

Цвет европейских антифризов говорит (хотя не всегда) о типе и поколении средства, однако, в отличие от цвета тосола, не несет информацию о его характеристиках. Температура замерзания европейских антифризов лежит на уровне около -40°C.

США. Американские антифризы окрашиваются бессистемно, здесь все отдано на откуп производителей. Интересно отметить, что многие антифризы из США, содержащие нитриты, запрещены к использованию в Европе и России, поэтому часто производители автомобильных двигателей в США в рекомендациях указывают европейские аналоги американских антифризов.

Япония, Южная Корея. Японцы используют тот же принцип, что и российские производители — они окрашивают антифризы в зависимости от температуры их замерзания:

  • Желтый — антифризы с температурой начала замерзания -20°C;
  • Зеленый — антифризы с температурой начала замерзания -25°C;
  • Красный — антифризы с температурой начала замерзания -30°C.

Как видно, антифризы японского производства не очень подходят для эксплуатации в России, поэтому зачастую японские автопроизводители для своих автомобилей, эксплуатируемых в Европе и в России, рекомендуют европейские же охлаждающие жидкости.

Наконец, цвет антифриза независимо от производителя выполняет три сервисные функции:

  • Удобный контроль уровня охлаждающей жидкости в бачке;
  • Возможность обнаружения утечки антифриза;
  • Указание на изменение свойств антифриза.

Последний пункт имеет важное значение. Красители, взаимодействуя с другими компонентами антифриза, постепенно изменяют цвет, и по этим изменениям можно судить о текущих свойствах охлаждающей жидкости. Обычно кардинальное изменение цвета или полное обесцвечивание говорит, что антифриз выработал свой ресурс и подлежит замене.

Таким образом, цвет — далеко не самая важная вещь, на которую необходимо обращать внимание при покупке антифриза. Выбирая это средство, необходимо, в первую очередь, следовать рекомендациям производителя двигателя, либо подбирать антифриз по типу присадок.

Возможность смешивания антифризов разных цветов

Зачастую автомобилисты сталкиваются с ситуацией, когда необходимо добавить антифриз в систему, но подходящего средства под рукой нет. И в этой ситуации резонно вопрос о возможности смешивания антифризов разных цветов. Здесь существует несколько заблуждений, за которые водителям нередко приходится расплачиваться неисправностями системы охлаждения двигателя.

Главное заблуждение заключается в том, что антифризы одного цвета можно смешивать. Это совсем не так! Одинаковый цвет антифризов далеко не всегда свидетельствует об одинаковом составе и свойствах, поэтому смешивание может привести к неожиданному эффекту. Например, российской тосол красного цвета абсолютно несовместим с красными антифризами G-12, и, тем более, с красными американскими антифризами, окрашенными по прихоти производителя.

Причины запрета на смешивание заключаются в разных пакетах присадок, используемых в антифризах, и в их взаимодействии друг с другом. Например, содержащиеся в тосоле неорганические соли при смешивании с кислотами антифризов G-12 приводят к образованию хлопьев, выпадающих в осадок. При этом смесь практически полностью теряет свои антикоррозионные свойства, что вместе с засорением системы продуктами реакции приводит к серьезным поломкам двигателя.

Смешивание антифризов можно производить по признаку их состава. То есть, традиционные антифризы можно смешивать друг с другом, так же дела обстоят с гибридными, карбоксилатными и т.д. В частности, практически без ограничений можно смешивать все антифризы G-12 европейского производства независимо от бренда и компании-изготовителя. Если же возникнет необходимость, то можно смешать антифризы G-11 и G-12 одной марки и производителя. Смешивания других типов антифризов между собой лучше не допускать.

Если необходимость добавить антифриз в систему возникла летом, то можно воспользоваться совершенно иным средством — дистиллированной водой. Но если воды было залито много, то с наступлением осени обязательно нужно будет произвести замену охлаждающей жидкости.

Замена охлаждающей жидкости

С течением времени антифриз теряет свои свойства и требует замены. Обычно межсервисный интервал обслуживания системы охлаждения составляет 2-5 лет и более, что зависит от типа используемого антифриза. Произвести замену антифриза в автомобиле можно самостоятельно, для этого необходимо выполнить три операции:

  1. Слить из системы старую охлаждающую жидкость;
  2. Промыть систему охлаждения;
  3. Залить новую охлаждающую жидкость.

Слив антифриза осуществляется через сливные штуцеры, предусмотренные в системе, производится эта операция только на холодном двигателе. Промывка системы производится с помощью специальных средств, о которых мы уже писали. В общем случае промывка системы с помощью этих средств сводится к следующему:

  1. Добавить в бачок радиатора специальное моющее средство;
  2. Остальной объем заполнить водой (дистиллированной);
  3. Запустить и прогреть двигатель (данный этап может иметь разную продолжительность в зависимости от типа средства);
  4. Заглушить двигатель, после охлаждения слить жидкость;
  5. Заполнить систему чистой водой;
  6. Запустить двигатель на 10-15 минут;
  7. Заглушить двигатель, после охлаждения слить воду.

Далее можно производить заливку антифриза, что необходимо делать согласно приложенной к нему инструкции. Обычно в системах охлаждения используют концентрированные антифризы, требующие доведения до необходимой концентрации дистиллированной водой. Вода и антифриз смешиваются в пропорции 50:50, допускается некоторое увеличение концентрации антифриза, но соотношение не должно превышать 70:30.

Сразу после заливки новой охлаждающей жидкости необходимо запустить двигатель и отопитель, чтобы антифриз распределился по всей системе. Через несколько дней обязательно необходимо проверить уровень охлаждающей жидкости в сист