Дисплазия тазобедренных суставов лфк противопоказания
Дисплазия — порок развития тазобедренных суставов. Нарушения отмечаются во всех его элементах: вертлужной впадине, головке бедренной кости с окружающими мышцами, связками, капсулой. Изменения в них связаны с недоразвитием этих тканей. Дисплазия тазобедренных суставов отмечается у девочек в 5 раз чаще, чем у мальчиков.
С появлением у ребенка навыков вставания и ходьбы увеличивается осевая нагрузка на сустав, что приводит к еще большим изменениям сустава.
Самыми частыми симптомами врожденной дисплазии тазобедренного сустава являются: ограничение отведения в тазобедренном суставе, асимметрия складок на бедре и ягодицах. Дисплазия может быть односторонней и двусторонней. При наличии второго варианта ее не всегда легко распознать, т.к. общеизвестный метод точного совмещения кожных складочек ягодиц и паха здесь может не действовать. Чтобы избежать неприятных проблем лучше всего сделать малышу УЗИ или рентгенографию тазобедренных суставов по рекомендации ортопеда.
Лечение дисплазии тазобедренных суставов зависит от тяжести заболевания. В тяжелых случаях оперативное, но чаще консервативное. Обязательным в лечении является ЛФК и массаж.
Раннее начало лечения, обеспечивает оптимальные результаты — полное выздоровление ребенка.
Лечение положением
I. Лечение положением — самая первая помощь.
1) В первые 3 месяцев жизни пеленают с разведением бедер (широкое пеленание). Между согнутыми в суставах и отведенными бедрами кладут вчетверо сложенную пеленку. Ее фикси- руют между бедрами штанишками, пеленкой.
2) Мать обучают правильно держать ребенка. Она поддерживает ребенка одной рукой за спину, прижимая его к себе, другой — под ягодицы (когда мать стоит), ребенок расставленными ножками «обнимает» туловище матери. То же положение ребенка на руках у сидящей матери, лицом к ней: ребенок сидит на коленях матери, которая поддерживает его обеими руками за спину. Нецелесообразно используемое в быту положение ребенка «верхом» на боку у матери, так как при этом положении ребенка позвоночник перестает занимать осевую линию (туловище асимметрично).
3) В положении ребенка «лежа на животе» его стопы должны быть вне матраца. В обычном положении лежа на плоскости обеими ногами – когда стопы принимают положение подошвенного сгибания — усиливается спазм приводящих мышц бедер.
Физические упражнения и массаж
II. Физические упражнения и массаж. Они способствуют улучшению трофических процессов как в тазобедренных суставах, так и в окружающих тканях, содействуют остеогенезу и формированию сустава в функционально правильном положении.
Пассивные упражнения в сочетании с точечным и вибрационным массажем
1. И. п. – лежа на спине, ногами к родителю. Производятся сгибание ног ребенка в коленных и тазобедренных суставах и мягкое, пластичное разведение бедер.
Разводя бедра, не следует допускать резких движений, чтобы не вызвать боли при рефлекторном сокращении приводящих мышц бедер и негативную реакцию ребенка на процедуру. Для расслабления приводящих мышц бедер делают точечный массаж с одновременным отведением ноги (ног) при согнутых коленях.
Расслабление приводящей мышцы производится вибрационным массажем указанных на рисунке точек и легким потряхиванием бедра ребенка остальными пальцами взрослого (бедро ребенка лежит на ладони массирующего). Одновременно с точечным массажем и потряхиванием бедра согнутой ноги, ведущим к расслаблению приводящих мышц бедра, постепенно отводят бедро: ребенка кнаружи.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается также вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер покачиванием таза ребенка (при его согнутых ногах).
2. И. п.—лежа на спине, ногами к родителю, который одной рукой фиксирует тазобедренный сустав ребенка, согнутой кистью другой руки мягко обхватывает колено ребенка и производит легкое вращение бедра по его оси внутрь с одновременным пластичным легким надавливанием на колено. При этом голень несколько отводится кнаружи, сочетая это движение с легким потряхиванием. Этим упражнением достигается мягкое давление головки бедра на вертлужную (суставную) впадину. Полезно упражнение «ладушки» стопами.
Временно, до разрешения ортопеда, нельзя делать упражнения в «подтанцовывании», садиться на корточки, ползать на четвереньках, переводить ребенка в положение стоя, ходить. Невыполнение этого условия может привести к еще большим изменениям в суставе, так как при нагрузке крыша сустава еще больше сглаживается, а головка бедра еще сильнее деформируется.
3. И.п. лежа на животе. Родитель одной рукой фиксирует таз ребенка, положив ладонь левой руки на правую ягодицу ребенка, другой рукой, захватив голень, делая сгибание правойногивколенномитазобедренном суставах.Тожедругойногой.Вэтомположении и при этом упражнении легко достигается движение в тазобедренном суставе в более полном объеме.
Расслабление приводящих мышц бедер ребенка (перед их разведением) достигается вибрационным массажем внутренних поверхностей бедер, покачиванием таза ребенка, лежащегонаопоре, навесу.Оченьполезноупражнениевтеплойводе.
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов
Общие правила по уходу за ребенком с дисплазией тазобедренных суставов:
- постель ребенка надо сделать ровной, полужесткой;
- родители должны быть обучены основным упражнениям;
- использовать сочетанный метод лечения: положением, приемами массажа, специальными упражнениями в сочетании с общеукрепляющими и общеразвивающими упражнениями, а также упражнения в воде;
- с разрешения ортопеда рекомендуется лечебное плавание.
Родителям надо проводить физические упражнения 2—4 раза в день по 5—10 мин.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры – возможность её проведения в домашних условиях самими родителями.
Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдения всех рекомендаций специалистов.
Комплекс основных упражнений лечебно-профилактической гимнастики
ПРИ ДИСПЛАЗИИ Т/Б СУСТАВА У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА:
1. Ребенок лежит на спине, взрослый сгибает ноги ребенка в тазобедренных и коленных суставах и мягко разводит в стороны — в позу «лягушки». При выполнении упражнения нужно стремиться к тому, чтобы коленные суставы коснулись поверхности стола. То же упражнение можно проводить из положения на животе, постепенно приводя ноги ребенка в положение «лягушки», как при ползании.
2. Сгибание выпрямленных ног к голове можно проводить в различных вариантах: ноги вместе; ноги разведены в стороны; ноги сведены вместе сгибаются к левому плечевому суставу малыша, затем к правому, затем возвращаются к исходному положению, затем сгибаются попеременн.
3. Разведение выпрямленных ног в стороны, это же можно провести по-разному, например, ноги лежат параллельно полу.
4. Прямые ноги подняты к плечам. Приведение ног ребенка в позу «полу-лотоса». После чего ноги укладываются на стол в позе лотоса.
5. Нога сгибается в коленном и тазобедренном суставах суставах и голень осторожно развора- чивается внутрь по оси бедра.
6. В положении на животе ноги ребенка поочередно подтягиваются на уровень таза с постановкой на стопу, а затем разгибаются вверх.
Целесообразно чередовать сходные упражнения. Каждое упражнение повторяют от 4-5 до 8-10 раз и обычно проводят с комплексом общеразвивающей гимнастики.
Одно из весомых преимуществ лечебной физкультуры — возможность её проведения в домашних условиях самими родителями. Главным принципом проведения лечебной гимнастики является бережное, аккуратное обращение с ребенком, а также соблюдение всех наставлений и рекомендаций специалистов.
Внимание! информация на сайте не является медицинским диагнозом, или руководством к действию и предназначена только для ознакомления.
На ряду с обычным лечением дисплазии тазобедренных суставов, весьма эффективным будит использовать также физические упражнения, как массаж и гимнастику, направленную на разрабатывание ТБС. Комплексная работа может оказаться намного эффективней, чем бы использовалось только обычное лечение.
Дисплазия — это аномальное изменение в цитоплазме либо не правильного роста клеток. Отклонения от нормы могут быть как минимальными так и достаточно высокими.
Причины
Существуют несколько возможных причин заболевания:
- Наследственность. Наследие на уровне генов.
- Пеленание. Учеными была доказана прямая связь между плотным (тугим) пеленанием и заболеванием.
- Гормональный сбой. Повышения уровня гормона прогестерона на последних сроках беременности может вызвать изменения в мышечных связках плода и нестабильное развитие тазобедренного аппарата младенца.
Симптомы
Дисплазию может выявить только специалист. По этому если у вас нет медицинского образования не пытайтесь сами поставить диагноз.
У грудничков (до 10 дней)
Отведение бедра
Малыш лежит на спинке, ножки согнуты в коленках, отводим в сторону одну ножку, после, другую. Нормальный радиус отвода должен составлять 85-90 градусов (коленка почти до поверхности стола). Важно, этот способ проверки действует только первые 7-10 дней жизни грудничка. Также, важным замечаниям этого способа является то, что он может не показать легкую степень дисплазии.
Симптом Ортолани-Маркса (соскальзывания)
Как и предыдущий способ работает для грудничков возрастом до 10 дней. Малыша кладут на спинку, ножки сгибают в коленках. Угол сгиба должен соответствовать 90 градусам. На внутренних поверхностях бедра располагают большие пальцы. Наружную придерживают средними и указательными. Осторожно отводят бедра в стороны. При этом слышится характерный щелчок. Этот звук означает что головка бедра становится на свое место – в вертлужную впадину.
У детей (от 2 недель)
Для детей чуть постарше другие методы проверки симптомов дисплазии.
Укороченная ножка
Может наблюдаться при одностороннем повреждении сустава. Ребенку, лежащему на спине сгибают ножки в коленках и ставят на плоскость перед собой. Должно быть видно разницу в высоте коленок. Симптом подтверждает сильный вывих со смещением.
Ассиметричное расположение кожных складок
В положении на спинке, ножки вытянутые прямо. При нормальном варианте складок на ножках 3. При подозрении на дисплазию сустава складок может быть больше и расположение их может отличатся от здоровой ножки.
Диагностика
Отнести будущего малыша к группе риска можно по следующим факторам:
- Дисплазия у родителей
- Токсикоз при беременности
- Крупный ребенок
- Тазовое предлежание
- Деформация стоп
При наличии одного из перечисленных факторов повышает шанс возникновения заболевания.
Какие бы симптомы не были, специалист должен диагностировать заболевание и подтверждать верность определения рентгеновскими снимками.
Диагноз, установленный с помощью клинических исследований должен подтверждаться ультразвуковым исследованием.
Трех месячному и более малышу можно делать рентгеновский снимок. Так как есть опасения перехода предвывиха в вывих. В этом случаи лечение нельзя отлаживать на потом.
Опытный врач-ортопед устанавливает верный диагноз еще в роддоме, при осмотре новорожденного. Поле, ребенок должен наблюдаться по месту жительства. Попавшим в группу риска детям, назначают курс лечения до тех пор, пока не установят окончательный диагноз.
Степени дисплазии
В медицине определяются 3 степени дисплазии. Самая легкая форма 1 степень, самая тяжелая 3 соответственно.
Степени дисплазии
1 степень
Предвывих. Сустав не развитый в полной мере, но смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины не наблюдается.
2 степень
Подвывих. Сустав не развитый в полной мере, и наблюдается частичное смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины.
3 степень
Вывих. Сустав не развитый в полной мере, наблюдается полное смещение головки бедренной кости относительно вертлюжной впадины.
Лечение
Предпринимать лечение необходимо только по согласованию с вашим врачом.
Массаж
Техника массажа при дисплазии
При лечении дисплазии тазобедренных суставов, массаж является неотъемлемой и очень важной его частью. Массаж и гимнастика позволят стабилизировать сустав, укрепить мышцы, вправить на место головку бедренной кости при вывихе, восстановит амплитуду движения сустава.
ЛФК и массаж при дисплазии тазобедренных суставов могут творить чудеса. Заниматься массажем должен только специалист, врач-массажист например, по назначению педиатром или ортопедом.
Массаж рекомендуется выполнять вечером перед сном.
Если ребенку назначено ношение специальных ортопедических конструкций, то массаж можно выполнять, не снимая их. Выполняя массаж детям с дисплазией, применяют только растирание и поглаживание. ЛФК и массаж при дисплазии тазобедренных суставов действительно помогут.
Общие рекомендации к массажу
- Массаж следует проводить тогда, когда у ребенка есть настроение поиграть, он не хочет спать.
- Очень удобно воспользоваться пеленальным столиком на время массажа.
- Массаж проводят один раз в день, а весь курс составляет около 15 сеансов.
- Следует выполнить 2-3 курса массажа с отдыхом в 1,5 месяца.
- Под ребенка нужно подстелить специальную влагопоглащающую пеленку. Возможно, во время массажа ребенок расслабится и произойдет мочеиспускание.
Техника расслабляющего массажа
Выполнение массажа когда ребенок на спине. Легкое поглаживающие движения рук, ног, живота и грудной клетки. Далее переходим к легкому растиранию всех упомянутых частей тела. Заканчиваем массаж снова поглаживанием.
Выполнение массажа когда ребенок на животике. Ножки согнутые и разведенные в стороны. Поглаживаем ножки, растираем и поочередно отводим в стороны. Массажируем поясницу, спинку, опускаемся на ягодицы. На ягодицах можно применить также легкое похлопывание пальцами рук. Далее переходим к массажу тазобедренного сустава и наружной стороны бедер.
Лечебная гимнастика
Лечебная гимнастика при дисплазии тазобедренного сустава должна проводится родителями ребенка, после прохождения обучения ортопедом или педиатром. Как и массаж, простые упражнения могут оказать большую помощь в лечебном комплексе в целом. Выполнять упражнения нужно когда у ребенка хорошее настроение, от 3 до 4 раз в день. Детям нравится когда занятия проводит их любимая мама.
Комплекс ЛФК при дисплазии тазобедренных суставов
- На животике. Движения похоже на «лягушку», берем пяточку и придавливаем к ягодицам.
- По очереди сгибаем ноги в коленных и тазобедренных суставах.
- Лежа на спине. Прямые ножки ребенка разводим в стороны.
- Сгибаем ножки в тазобедренных и коленных суставах. Стараемся достать поверхности стола при разведении ног.
- Разводим ножки в сторону при согнутых в колене суставах, делаем вид «открытия книги».
- Сгибание прямых ног к голове ребенка.