Дистанционное обучение инвалидов противопоказания
Образование для инвалидов в России возможно на всех уровнях. Социальные гарантии, обеспечиваемые государством, позволяют людям с ограниченными возможностями реализовать себя в выбранной профессии. Существует обширный список законов, регулирующих обучение инвалидов.
Законодательная база
Главным нормативным актом, регулирующим меры по социальной защите инвалидов, является ФЗ-181 “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”. Статья 19 данного документа перечисляет социальные гарантии для инвалидов в сфере образования. Российское государство гарантирует лицам с ограниченными возможностями права на получение бесплатного образования.
В документе говорится о том, что инвалиды могут получать за счёт государства бесплатно не только среднее, но и высшее образование. Лицам с умственной отсталостью, не получившим среднего общего образования, всё равно гарантируется профессиональная подготовка.
При этом образовательные программы должны быть индивидуально скорректированы для инвалидов в соответствии с программой их реабилитации. Учебные заведения должны быть оснащены необходимым оборудованием.
Целью проводимой в соответствии с ФЗ-181 политики является обеспечение равного доступа к образованию. Если человек с ограниченными возможностями нуждается в особых условиях, он может поступить в специализированное государственное учебное заведение.
В них обучение ведётся по специальным программам, стандарты обучения также корректируются в соответствии с возможностями студентов.
ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации” также регулирует вопросы организации обучения инвалидов.
В документе уточняется, как именно должны корректироваться учебные программы:
- Специальные методы обучения и воспитания;
- Особые учебники;
- Дополнительные средства для доступа в здание организации;
- Наличие сурдопереводчиков в штате учебного заведения;
- В расписании должны присутствовать коррекционные занятия.
В мае 2017 года был издан ФЗ-93, упростивший поступление инвалидов в вузы. Ранее абитуриент был обязан предоставить при поступлении справку, удостоверяющую отсутствие индивидуальных противопоказаний к обучению в высшей школе. С 2017 года оно не требуется.
Варианты обучения
Существует четыре варианта прохождения обучения. Всё зависит от состояния здоровья конкретного человека.
Вариант | Условия здоровья | Суть образовательной программы |
Обучение по обычной общеобразовательной программе | Не выявлено аспектов здоровья, затрудняющих прохождение общеобразовательной программы в обычные сроки. | Обучающийся проходит обычную программу. Индивидуальная работа с ним ведётся педагогами во внеурочное время. |
Более продолжительная программа обучения | Нарушения речи, наличие отсталости психологического развития, слабое зрение, слабый слух. | Стандарты обучения скорректированы в соответствии с уровнем обучающегося, поэтому процесс растягивается во времени. Для таких обучающихся проводят коррекционные занятия. |
Программа, адаптированная для лиц с нарушениями интеллектуального развития | Лёгкая степень умственной отсталости в сочетании с другими нарушениями здоровья. | Обучение продлевается по сравнению с общей программой. Стандарты обучения снижены. Уровень знаний и компетенций ниже, чем у сверстников. |
Программа, адаптированная для лиц с серьёзными нарушениями интеллектуального развития | Все лица с умственной отсталостью, квалифицированной медиками от умеренной до высокой степени. | Организация разрабатывает для таких обучающихся индивидуальную упрощённую программу. |
Дистанционное обучение
Такой тип учёбы происходит с использованием электронных образовательных систем. Особенно это распространено в высшей школе. Среднеобразовательные учреждения используют обучение на дому. Всё, что нужно – это доступ к интернету и текстовому редактору. Занятия проходят по утверждённому расписанию, однако лично присутствовать на них не нужно.
Аттестация также проходит через интернет. Что касается защиты курсовых и дипломных работ, иногда может требоваться личная явка в учреждение. Дистанционное обучение для инвалидов может быть совмещено с другими формами.
Обучение на дому лиц с ОВЗ
Если человек не имеет возможности регулярно посещать учебное заведение, он имеет право получать образование на дому. Для реализации нужно взять заключение от экспертной комиссии лечебно-профилактического учреждения. О том, чтобы обучать человека на дому, могут ходатайствовать как сотрудники учебного заведения, так и родители, либо сам обучающийся.
Учебное заведение утверждает особое расписание для обучающихся на дому. Специально для них выделяются специалисты из числа сотрудников школы. Преподаватели посещают таких детей в соответствии с расписанием.
Выбравшие домашнее обучение лица проходят аттестацию и получают оценки. Если обучение проходит по общеобразовательному варианту, данные аттестации заносятся в общий журнал. Ребёнок с умственной отсталостью получает оценки в отдельный журнал.
Если возникает ситуация, когда требуются дополнительные расходы на обучение, заведение может потребовать от родителей их компенсации. Обучающиеся на дому имеют право на получение бесплатных учебников. Им по запросу предоставляется любая литература из библиотеки заведения.
Что такое адаптированная программа обучения
Каждый человек с особенностями здоровья, мешающими обучаться по общей программе, должен делать это по адаптивной программе. Она предполагает формы изложения учебного материала, приспособленные под возможности инвалида. Также может варьироваться количество часов, необходимых для обучения.
Изменения вносятся и в методы аттестации после прохождения учебного плана.
Адаптированная программа предполагает наличие коррекционных занятий. Если обычные занятия направлены на накопление академических знаний, то целью коррекционных занятий является выработка жизненных компетенций. Это умения, которые помогут человеку в будущем приспособиться к самостоятельной жизни.
Прием инвалидов в вузы
Государство не только обеспечивает право инвалидов на образование, но и выделяет им льготы. За счёт федерального бюджета в вузах проводится набор лиц с ОВЗ по специальной квоте. Человек с инвалидностью имеет право один раз в жизни поступить в вуз по этой квоте. Если квота будет превышена, зачислены будут лица, получившие лучшую оценку за вступительные испытания.
До 2018 года можно было подать документы только в один вуз и только по одной специальности. Теперь правила идентичны для всех. Инвалиды могут подавать документы в пять вузов одновременно.
Абитуриент может специально отказаться от использования особого права. В таком случае он может поступить на одну специальность по особой квоте, а на другие в рамках обычного конкурса абитуриентов.
В случае использования права на поступление по квоте нужно предоставить справку о наличии инвалидности или индивидуальных особенностей здоровья.
Абитуриенты-инвалиды имеют право поступить в вуз, сдав внутренние экзамены. Для этого нужно подать в интересующее учебное заведение заявление. Вступительные испытания адаптируются вузами в соответствии с возможностями абитуриентов. Например, для слепых задания зачитываются вслух, либо отпечатываются на шрифте Брайля.
Обучение пожилых инвалидов
В законодательстве нет дискриминации людей с ограниченными возможностями по возрасту. Льготы и гарантии положены как детям, так и взрослым.
Следующие категории взрослых лиц имеют право на обучение в вузах по особой квоте:
- Инвалиды 1 и 2 групп;
- Инвалиды с детства;
- Получившие инвалидность во время несения военной службы.
Для тех, кто не желает получать высшее образование, предусмотрены бесплатные курсы от региональных центров социального обслуживания.
На этих курсах пожилые люди с инвалидностью могут получить информацию по улучшению качества своей жизни. Например о том, как получить положенные по закону льготы.
Центрами социального обслуживания в регионах проводятся курсы для инвалидов пожилого возраста по владению компьютером. По окончании обучения им выдаются сертификаты.
Пожилые инвалиды могут пройти курс переобучения в центре занятости населения.
Образовательные льготы инвалидам
Существуют следующие льготы при поступлении в любой вуз инвалидам:
- Компенсация оплаты проживания в общежитии (50% от суммы);
- Социальная стипендия (не меньше МРОТ);
- В случае успешной сдачи экзаменов академическая стипендия увеличивается вдвое (положено только инвалидам 1 и 2 групп);
- Бесплатное лечение в санаторно-курортных организациях;
- Льготные условия при поступлении инвалидов в вуз;
- Бесплатная перевозка до места санаторно-курортного лечения.
Как оформить налоговый вычет
Для этого нужно подать заявление в ФНС с требованием предоставить данную выплату. Налоговый вычет можно получить за себя, либо за ребёнка или опекаемого. В таком случае пакет документов, который необходимо подать, будет отличаться.
Чтобы подать заявку на собственный налоговый вычет, нужно собрать следующий пакет документов:
- Паспорт;
- Налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ;
- Договор с образовательным учреждением;
- Чеки об оплате обучения;
- Реквизиты для перечисления вычета.
Чтобы подать заявление от лица ребёнка или опекаемого, нужно предоставить дополнительно:
- Свидетельства о рождении родителя и ребёнка;
- Иные документы, подтверждающие родство, если необходимо;
- Документы, подтверждающие опекунство;
- Справку об обучении инвалида с печатью учреждения.
Максимальные суммы вычета:
- За себя – 15600 рублей;
- За ребёнка или опекаемого – 6500 рублей.
Центры обучения для инвалидов
В России есть несколько специализированных учебных заведений для людей с ОВЗ:
- Государственный специализированный центр искусств;
- Новосибирский институт социальной реабилитации;
- Челябинский государственный университет;
- Московский государственный педагогический университет;
- Московский областной государственный институт физкультуры.
Наилучшие условия для обучения и переобучения людей с инвалидностью присутствуют в центрах и вузах, расположенных в крупных городах. Новосибирский институт социальной реабилитации оборудован не только необходимыми для свободного перемещения инвалидов устройствами, но и имеет в своём штате множество специалистов по сурдопереводу.
Государственный специализированный центр искусств в Москве позволяет студентам с инвалидностью обрести творческую профессию. Классы хорошо оборудованы, регулярно проводятся театральные постановки с участием студентов. Существует специальная театральная площадка для неслышащих актёров.
Таким образом, существует много учебных заведений, куда могут пойти учиться инвалиды. Существуют учебные заведения, полностью направленные на обучение и переобучение лиц с ОВЗ. Также действуют школы, вузы и профессиональные училища, где обучаются вместе люди с инвалидностью и без неё.
Проект на тему:
«Реализация обучения детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий».
Учебная деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья формируется по тем же законам, что и у обычных детей, и осуществляется на протяжении всего обучения ребенка в школе. Организация обучения в школе для детей с ОВЗ и детей-инвалидов с сохранным интеллектом предусматривает развитие личности учащихся с учётом индивидуальных способностей их умственного и физического развития.
В ряде субъектов Российской Федерации ведётся работа по реализации проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». Данный проект имеет выраженную социальную значимость. Перед системой образования стоит задача – обеспечить равный доступ к качественным образовательным услугам всех детей независимо от уровня и особенностей их развития, социального статуса, места жительства и других обстоятельств. В том числе и тех из них, кто по состоянию здоровья не может посещать образовательное учреждение и нуждается в обучении на дому. Актуальность этого направления неоднократно подчеркивалась Президентом России.
Дистанционное обучение для больных детей и детей-инвалидов необходимо в силу особенностей развития российской системы образования. Ведь эти дети вынуждены уже в начале своего жизненного пути сталкиваться с множеством трудностей. Причём огромное количество этих трудностей – чисто бытового характера. Социализация у данных детей затруднена. Может ли современная система образования обеспечить естественный процесс их социализации? Может ли она дать этим детям полноценное конкурентноспособное образование наравне со здоровыми детьми?
Совершенно очевидно, что обучение посредством компьютера снимает весьма актуальную для детей-инвалидов проблему получения образования.
Современный компьютер объединяет в себе телевизор, видеомагнитофон, диапроектор, кинопроектор, демонстрационный материал и много другое, что облегчает учебную деятельность современного школьника, делает её более насыщенной, содержательной и интересной.
Дистанционное обучение — это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных IT-технологий, позволяющих реализовать обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучаемым. Дистанционные обучающие системы доступны в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое обучение позволяет учиться в своем собственном темпе, исходя из индивидуальных потребностей в образовании и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Образовательная среда организуется непосредственно на дому у ребёнка. Каждому ученику на время обучения предоставляется учебное оборудование (компьютер, принтер, сканер, планшет, веб-камера), высокоскоростной доступ во Всемирную Сеть. У учащихся появляется возможность участия в творческих, практико-ориентированных и исследовательских проектах, а также живое общение со своими учителями, одноклассниками и друзьями.
Кроме того, у учащихся резко повышается мотивация к процессу обучения, ведь компьютерные технологии – это современно, практично и это то, что, несомненно, пригодится при выборе будущего жизненного маршрута.
Интернет-технологии стимулируют раскрытие познавательных внутренних интересов учащихся, предлагают всё новые виды организации самостоятельной работы в сети, помогают извлечь много полезных для повседневной жизни фактов, связанных с английским языком, развивают информационно-поисковую самостоятельность, повышают стремление к самообразованию, оказывают большую помощь при выполнении домашнего задания, подготовке к внеклассному мероприятию.
Ресурсы Всемирной Сети, которые следует использовать при организации дистанционного обучения, можно классифицировать следующим образом:
- Виртуальные библиотеки.
- Программы, предназначенные для самообразования.
- WEB-квесты различной специфики.
- Онлайн-тесты с возможностью мгновенной проверки, в том числе для подготовки к ГИА и ЕГЭ по английскому языку.
- Обучающие олимпиады, телекоммуникационные проекты.
- Научные объединения школьников.
- Школьные конференции.
Дистанционные занятия английским языком в нашей школе проводятся посредством онлайн-уроков. С помощью новейших компьютерных программ и технологий школьники получают возможность изучать иностранный язык на базовом и профильном уровне, выполнять творческие работы, в режиме реального времени с помощью программы «Скайп» дистанционно общаться с учителями и психологом, которые помогают осваивать учебный материал в качественно новой образовательной среде.
В условиях сокращения учебных часов по всем предметам для учащихся надомного обучения, программа дистанционного образования представляется особенно актуальной. Для изучения английского языка при надомном обучении в нашей школе отводится всего лишь один учебный час в неделю. Согласитесь, что это катастрофически мало. Онлайн-уроки дают детям-инвалидам и детям с различными видами заболеваний возможность прохождения учебной программы.
Основная задача программы дистанционного образования – создать оптимальные условия для успешного прохождения детьми государственной (итоговой) аттестации по английскому языку в формате ЕГЭ, поступления в вузы и развития навыков социальной и деловой коммуникации.
Программа «Дистанционное образование» успешно реализуется в нашей школе с 2011 года. У коллектива отработан механизм составления индивидуальных расписаний дистанционного обучения учащихся. Составление индивидуального расписания ученика и расписания учителя – процесс трудоёмкий, требующий терпения и уважительного отношения к коллегам, соблюдения санитарно-гигиенических норм и правил внутреннего распорядка школы.
Каждый учитель составляет своё расписание с учётом здоровья и индивидуальных особенностей учащихся, норм учебной нагрузки и определённым требованиям, утверждённым на педагогическом совете.
Результаты работы программы дистанционного обучения.
Я на протяжении последнего года работаю по программе дистанционного обучения с учеником 7 класса. В 7 классе мы работаем по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для общеобразовательных учреждений.
Для моего ученика разработаны отдельные рабочие программы на основании федеральных образовательных стандартов, включающие тематическое планирование на весь учебный год. Следует отметить, что в нашей школе дистанционное обучение является не единственным видом обучения детей-инвалидов. Разумеется, к каждому учащемуся на дом приходит учитель-предметник. Дистанционное обучение является необходимой альтернативой. Ведь иногда по состоянию здоровья учащийся просто не может принять учителя и провести с ним полноценный урок. На дистанционное обучение отводится один учебный час в месяц. Разумеется, при такой ограниченной учебной нагрузки огромную роль играет мотивация учащегося, его готовность к самообразованию. Ведь особенностью педагогического процесса с использованием дистанционных технологий состоит в том, что, в отличие от традиционного образования, где центральной фигурой является учитель, «центр тяжести» постепенно переносится на учащегося, который активно строит свой учебный процесс. Важнейшая функция учителя – оказать необходимую поддержку обучающемуся в его деятельности, способствовать его успешному продвижению в море учебной информации.
Для начала дистанционного образования родители должны предоставить администрации школы документ об отсутствии противопоказаний к работе на компьютере, заключить договор на получение оборудования.
Ребенок должен пройти первоначальный курс очного обучения работе на персональном компьютере индивидуально или в группах в школе. В рамках данного курса решаются следующие задачи:
- формирование начальных пользовательских навыков;
- знакомство с базовыми функциями операционных систем Windows;
- умение работать с антивирусными программами и программами архивации данных;
- умение работать с текстовым редактором Microsoft Word и электронными таблицами Microsoft Excel;
- составлять презентации с помощью программы Microsoft PowerPoint;
- умение работать с периферийным оборудованием.
Главная задача – научить работать с документами, набирать текст, форматировать и редактировать его, распечатывать на принтере, работать с таблицами и презентациями. В общем, овладеть базовой компьютерной грамотностью рядового пользователя.
Комплект учебного оборудования для учащегося включает:
- Системный блок с монитором, клавиатурой и мышью.
- Комплект из двух акустических систем.
- Лазерный принтер.
- Сканер.
- Веб-камеру.
- Планшет.
- Цифровую фотокамеру.
- Микрофон.
- Наушники.
- Микроскоп.
- Комплект программного обеспечения.
Комплект оборудования для учителя аналогичен.
Темы уроков разнообразны. Так, например, в 7 классе мы изучаем следующие темы:
- «Путешествие по России».
- «Путешествие по зарубежным странам».
- «Добро пожаловать в Британию».
- «Моя биография».
- «Традиции, праздники и фестивали Великобритании».
- «Традиции, праздники и фестивали России».
- «Какой прекрасный мир!»
- «Внешность. Манеры и поведение».
- «В школе и дома».
После изучения каждой темы проводятся срезовые контрольные работы. У учащегося создан адрес электронной почты. Учитель отправляет ученику контрольные задания по электронной почте. Учащиеся, выполнив их, присылают свои варианты учителю. Ученик могут получить консультацию учителя в реальном времени по выполнению того или иного задания.
Проводится промежуточная аттестация и предэкзаменационное контрольные работы. Это способствует социальной адаптации учащихся, особенно выпускников, которым предстоит сдавать ЕГЭ по английскому языку и экзамен по выбору в 9 классе в школе, а также вступительный экзамен по английскому языку в колледж.
Как уже было отмечено выше, уроки проводятся с помощью специального программного обеспечения, которое выдано каждому учащемуся и учителю. Учитель готовит урок в «оболочке» данной программы, которая представляет собой конструктор, который можно наполнить необходимым учебным материалом: печатными текстами, аудио и видеоматериалами, презентациями. Таким образом, все уроки проводятся в интерактивной форме. Онлайн-консультации проводятся с помощью программы «Скайп».
Разумеется, каждый дистанционный урок, согласно нормам САНПИН, чётко регламентирован по времени. Ведь учащиеся, особенно больные дети и дети-инвалиды должны находиться перед компьютером строго ограниченное время.
Положительные результаты уроков дистанционного обучения.
- Прямой диалог «учитель-ученик».
- Индивидуальный подход к каждому ученику.
- Визуальный контакт посредством веб-камеры.
- Повышение мотивации к обучению и изучению английского языка в частности.
- Стремление освоить современные технологии.
- Обеспечение необходимого уровня социализации, поиск оптимального для себя способа успешно адаптироваться в жизни.
- Актуализация познавательных, творческих и личностных возможностей учащихся.
- Реализация прав человека на непрерывное образование и получение информации.
Трудности и проблемы уроков дистанционного обучения.
Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья содержит в своей структуре те же элементы (мотивы учения, учебные действия, контроль и оценка), однако формирование их протекает с задержкой и отличаются некоторым своеобразием, что должно преодолеваться в процессе специально организованного обучения.
Основные трудности и проблемы в учебной деятельности можно представить в виде таблицы:
Наименование и содержание компонента учебной деятельности. | Задачи. | Приемы, используемые в дистанционном обучении. |
Мотивы учения. Неумение учащегося выделить цели действия. | Формирование познавательных мотивов: | В процессе работы необходимо отмечать любые успехи ученика с большой осторожностью. Иначе у него возникнет переоценка своих возможностей, особенно, если задача, поставленная перед учащимся не составила для него большой трудности. |
Учебные действия. В связи с особенностями развития детей-инвалидов у них наблюдаются значительные трудности в формировании всех учебных действий. Они часто выполняют учебные действия, которые диктуются не самой задачей, а стремлением удовлетворить требования учителя. Наблюдается неумение планировать свою деятельность по времени и содержанию | Обучение учащегося планированию деятельности во времени. | Тренировка усвоения последовательности событий с помощью следующих формулировок: |
Контроль и оценка. Неумение ребенка контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы. | Обучение контролю по результатам деятельности. | Проверка выполненного теста, использование функции «показать правильные ответы», сравнение своих ответов с правильными, внесение коррективов: поиск ответов в тексте урока. Очень важна систематичность контроля. |
Прочие особенности.
- Выстраивание индивидуальной образовательной траектории для каждого ребёнка с учётом интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
- Организация непрерывного психологического сопровождения.
- Создание условий для дистанционного обучения.
- Обеспечение необходимой техникой.
- Организация высокоскоростного доступа в Интернет.
- Отсутствие должного количества электронных учебных материалов.
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.