Хромованадиевая сталь свойства и противопоказания

Хромованадиевая сталь свойства и противопоказания thumbnail
Сейчас именно эти стали (в основном, порошкового передела) привлекают наибольшее внимание как материалы для ножей среднего и высокого классов. Более того, почти все чемпионы по удержанию РК – именно из этого семейства. Поэтому, думаю, пришло время разобраться в структуре и свойствах этих сталей.

Уже из названия ясно, что эти стали содержат заметное количество ванадия, но для структуры стали важен не сам ванадий, а его карбид VC. Хотя, это будет упрощением, обычно карбид имеет недостаток по углероду и может быть описан формулой VC (0,5-1,0). Обычно содержание углерода варьирует в пределах 0.75-0,82. И это еще не все. В сталях, помимо ванадия, присутствуют и другие элементы, и почти все они могут входить в состав карбида VC, изменяя его структуру и свойства. Обычно металлурги говорят о карбиде типа MC на базе карбида ванадия.

Так чем же так замечателен ванадий и его карбид? Тут, думаю, надо проследить эволюцию развития инструментальных сталей. А развитие этих материалов шло, от углеродистых и низколегированных сталей, с относительно мягкими карбидами цементитного типа (Fe3C, твердость 900-1150HV) к сталям с карбидами хрома и вольфрама/молибдена (Cr7C3, Cr23C6, (W,Mo)6C) твердостью 1200-1600 HV. Стали с заметным содержанием карбида МС являются логическим продолжением этого ряда, поскольку твердость карбида МС в сталях составляет 2000-2400 HV, что сильно увеличивает износостойкость сталей. Кроме того, карбиды ванадия (при разумном их содержании) мельче и распределены более равномерно, чем карбиды других элементов, что в меньшей степени ухудшает механические свойства сталей.

Итак, три основные причины, почему ванадий стал так популярен как легирующий элемент.

Образует твердый карбид МС. Кроме того, ванадий, входя в состав карбидов хрома и вольфрама/молибдена повышает их твердость, увеличивает температуры растворения в аустените и снижает склонность к коагуляции.

Специфика ванадия состоит в том, что в отличие от, например, титана (образующего еще более твердый карбид TiC) его можно ввести в сталь в достаточном количестве без заметного ухудшения распределения карбидов и увеличения их размера. Это позволяет создавать стали с большой объемной долей твердых карбидов. Ванадий (в отличие от того же самого титана) входит в заметных количествах в состав других карбидов, модифицируя их свойства, что изменяет поведение стали при ТО.

Куда не глянь, везде сплошные плюсы… А вот это не совсем так. Недостатки часто являются обратной стороной достоинств. Карбид ванадия не только улучшает износостойкость стали, но и сильно ухудшает ее шлифуемость (особенно на отделочных операциях). Кроме того, высокое содержание ванадия резко увеличивает окалинообразование (ванадий образует рыхлый оксид V2O5, который резко снижает защитные свойства оксидной пленки). В результате, высокованадиевые стали часто имеют большой угар (зависит от состава) и требует особых мер защиты при горячей деформации и ТО. Несмотря на то, что как правило, выделения карбида МС распределены достаточно равномерно, при превышении некоторого содержания ванадия (порядка 5% в низколегированных и 6-7% в высоколегированных сталях) образуются достаточно грубые (порядка 10-12 мкм) выделения первичных (кристаллизующихся из жидкости) карбидов ванадия, что заметно снижает механические свойства сталей.

Так сколько же ванадия можно “впихнуть” в сталь? Для сталей обычного передела степень снижения мех. и технологических свойств остается приемлемой примерно до содержания ванадия 12% (типа 320Х3Ф12М), для сталей порошкового передела – до 15% (CPM 15V). При таком содержании ванадия стали еще обладают некоторой технологичностью (хотя тонкая шлифовка возможна только сверхтвердыми абразивами) и необходимым минимумом мех. свойств.

С целью дальнейшего улучшения свойств высокованадиевых сталей в последние годы стало активно применятся легирование сильными карбидообразователями (Nb, Ti) что улучшает морфологию и распределения карбида МС и снижает его склонность к коагуляции при высоких Т° (это важно, например, для быстрорежущих сталей). Совсем недавно появились высокованадиевые стали с высоким содержанием азота (Vancron/Vanax), имеющие очень хорошие виды на роль лидеров по износостойкости.

Теперь рассмотрим основные типы высокованадиевых сталей и их свойства.

Низколегированные. Обычно в качестве основы для таких сталей берут сталь типа Х3МФ (1%C, 3%Cr, 0,5%Mo и 0,5%V), обладающую высокими мех. свойствами. В сталях данного типа присутствуют карбиды цементитного типа и карбид ванадия. Так как ванадий практически не входит в состав цементита, а карбид ванадия практически не растворяется при достаточно низких закалочных температурах (930С), то ванадий практически не влияет на превращения при ТО.

Читайте также:  Противопоказания к глиняным обертываниями

Механические свойства таких сталей остаются весьма высокими до содержания ванадия примерно 4-5%, а при содержании выше 8% начитают резко падать. Максимальное содержание ванадия – порядка 12% при 3,2% C. Стали имеют высокую твердость (до 68-70HRc) и очень плохую шлифуемость. Так как ванадий этих сталей практически не переходит в твердый раствор, угар этих сталей лишь незначительно больше чем обычных.

Хромистые инструментальные стали. Высокованадиевые версии присутствуют во всех группах этих сталей (6%Cr, 12%Cr, а за рубежом и 8%Cr). В этих сталях карбид ванадия присутствует вместе с карбидом М7С3 (на базе карбида хрома). Ванадий в заметной степени входит в его состав, повышая твердость (до 2000HV) и температуры растворения (на 40-70С). В свою очередь, хром несколько снижает твердость карбида ванадия. Наиболее типичными представителями являются Х6Ф4М и Х12Ф4М, за рубежом сталь типа Х5Ф5М (A7). Как видим, наиболее распространены стали с 4-5%, при этом стали в малых сечениях имеют мех. характеристики не ниже (12% Cr) или даже несколько выше (5-6% Cr) чем их аналоги. Так как ванадий уменьшает склонность карбида хрома к коагуляции, то для этих сталей возможна обработка на вторичную твердость. При этом они сохраняют теплостойкость до примерно 550С. При таком содержании ванадия стали еще относительно нормально шлифуются обычными абразивами (особенно 12%Cr). Из за того, что при нагреве заметная часть ванадия попадает в твердый раствор (при растворении карбидов хрома), то угар этих сталей значителен и требует особых мер по его предупреждению. Эти стали могут производится как по обычной, так и по порошковой технологии (например Bohler K190, CV134).

Вторично-твердеющие инструментальные стали (в том числе порошковые). Из за меньшего содержания углерода и большего вольфрама и молибдена в этих сталях меняется тип карбидной фазы. Наряду с карбидом МC на смену карбиду М7С3 приходит карбид М23С6. Ванадий входит в состав последнего в больших количествах и переходит в твердый раствор при их растворении, влияя на процессы при ТО и угар. Так как часть ванадия входит в состав других карбидов, первичные карбиды появляются при содержании ванадия выше 6%. В этих сталях, как правило порошкового передела, максимальное содержание ванадия ограничивают 10% (CPM 10V, A11, Bohler K390, Vanadis 10) но может доходить и до 15% (CPM 15V). Стали порошкового передела с 10% V сохраняют механические свойства не хуже Х12МФ, при 15 процентах прочность падает примерно на 30-40% а ударная вязкость – в 2,5 раза. Кроме этих “монстров” достаточно популярны стали с 3-4% V и, реже (Ди-90, Vanadis 6) – с 5-6%. Именно стали с 10% V являются сейчас лидерами по стойкости РК.

Коррозионно-стойкие (нержавеющие) стали. Как и в предыдущем случае, карбиды представлены комбинацией М23С6 и МС. Но, из за большего содержания хрома заметная часть ванадия (до 2% в сталях с 20% Cr, например Duratech 20CV, M390) входит в состав карбидов хрома и растворяясь вместе с ними, переходит в твердый раствор при горячей деформации и ТО. Это вызывает те же явления, что и для сталей предыдущей группы, но в еще больших масштабах. Стали этого типа очень сильно обгорают, что требует принятия специальных мер. Большинство этих сталей получают порошковым переделом. Наиболее популярны стали с 4% V и 13-20% Cr (CPM S30V-S35V, M390), обладающие хорошей стойкостью при хороших мех. свойствах и удовлетворительной шлифуемости. Несколько реже используются стали с 6%V и 18% Cr (CPM S60V) и 9-10% V при 13-15 % Cr (CPM S90М, CPM S110V). Нетрудно заметить, что здесь, как и в случае инструментальных сталей, за основу бралась “обычная” нержавейка и путем добавления ванадия и углерода из нее получали “ванадиевого монстра”. Это например, можно проследить по старым названиям сталей от Крусибла: S60V ранее называлась 440V (основа – 440С), а S90V – 420V (основа — 420).

Быстрорежущие стали. Это высоколегированные стали, что предопределяет сложность состава. Обычно карбидная фаза этих сталей представлена карбидами М23С6, М6С (вольфрама/молибдена) и МС. Ванадий активно растворяется в двух первых карбидах и при содержании до 1,5-2% практически не образует выделений МС. Так как при нагреве под закалку практически весь М23С6 и заметная часть М6С растворяются, то в твердый раствор при этом переходит заметное количество ванадия, со всеми сопутствующими этому эффектами. Наиболее популярны стали с 2-3%V (их не стоит относить к высокованадиевым по вышеизложенным причинам), и 4-5%V (например, M4, HAP72, S390 и т.д.). Две последние стали могут приобретать очень высокую твердость (HRc 70+) что в сочетании в высоки содержанием карбидов должно обеспечить высокую стойкость РК. Но видимо, относительно невысокие мех. свойства не дают реализоваться высокой износостойкости. Существуют стали с 6-8%V (например ASP2053).

Читайте также:  Цифран противопоказания и побочные

О сталях Vancron/Vanax мы говорили ранее.

Будут вопросы – задавайте.

Источник

Внимание! Если Вы обнаружили ошибку на сайте, то выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

8 (800) 200-52-75
(495) 366-00-24
(495) 504-95-54
(495) 642-41-95

logo
(800) 200-52-75
(495) 366-00-24
(495) 504-95-54

e-mail: info@metotech.ru

Нихром

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Фехраль

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Нихром в изоляции

Продукция

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Титан

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Вольфрам

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Молибден

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Кобальт

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Термопарная проволока

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Провода термопарные

Продукция

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Никель

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Монель

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Константан

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Мельхиор

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Твердые сплавы

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Порошки металлов

Продукция

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Нержавеющая сталь

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Жаропрочные сплавы

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Ферросплавы

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Олово

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Тантал

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Ниобий

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Ванадий

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Хром

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

Рений

Продукция

Описание

Цены

Стандарты

Статьи

Фото

Назад

Главная

В статье рассматривается применение ванадия и феррованадия в качестве легирующих элементов сплавов и сталей различного назначения.

На сегодняшний день ванадий является одним из самых востребованных легирующих элементов в сталеплавительном производстве. В чем секрет такого спроса на него? Дело в том, что даже незначительное содержание ванадия в сплавах влияет на их качество положительным образом. Они становятся более прочными и устойчивыми. Соответственно, производитель может увеличить срок службы своей продукции. При добавлении данного легирующего элемента к ферросплавам увеличивается предел их текучести. Повышается также соотношение показателей предел текучести – предел прочности.

Уникальные свойства ванадия

Почему ванадий (феррованадий) имеет такое мощное действие на сплавы? Причиной этому являются уникальные свойства данного элемента. Он способен формировать карбиды. Их выделение из твердой массы ванадиевых ферросплавов происходит перед образованием цементита — химического соединения, называемого иначе карбид железа.

Таким образом, система в данном случае выглядит так: Fe—V—С.

Образованные ванадием карбиды, а также сложные ванадийсодержащие карбиды формируются из твердого раствора в мелкодисперсном виде. Данные вещества весьма сложно растворить в аустените (твердый раствор углерода в железе) или феррите (оксидные соединения железа с другими металлами). При их добавлении происходит значительное структурное измельчение стали и чугуна. Другое характерное для данного процесса явление – замедление интенсивности роста зерна в момент нагрева. Небольшое количество ванадия, не содержащееся в карбидах, формирует твердый раствор в феррите. Благодаря этому свойству рассматриваемого вещества значительно увеличивается растворимость в нем кислорода. Такой фактор, в свою очередь, положительно влияет на процесс очищения феррита от соединений оксидного типа, негативно сказывающихся на показателях его прочности.

При измельчении зерен аустенита и замедлении темпов их роста во время нагрева, карбиды ванадия оказывают тем самым несомненную пользу закаливаемым ферросплавам. Благодаря данному процессу изделия будут отличаться высокими показателями пластичности. Наиболее актуально данное свойство ванадия для закаливания крупногабаритной продукции. Наличие легирующего элемента в железных сплавах способствует их устойчивости к высоким температурам и повреждениям. В «цементируемых» сталях с низким содержанием углерода включение даже незначительного количества легирующего элемента замедляет темпы роста зерна аустенита при цементации. В результате закаливания цементированный слой стальных изделий будет отличаться высокой прочностью, тогда как глубинные слои сохранят свою пластичность.

Применение ванадия в производстве сплавов

Сегодня ванадий часто используется для типов стали, применяемых в производстве крупногабаритных конструкций. К ним относятся:

  • Хромисто-ванадиевая сталь. Легирующий элемент в ней содержится в размере 0,2% от общего объема. Данный тип сплава отличается высокой прочностью и пластичностью, особенно в сравнении с хромисто-молибденовой сталью.
  • Инструментальная сталь. Такой тип сплавов должен быть устойчивым к высоким температурам.
  • Кипящая сталь. В нее ванадий начали добавлять всего несколько лет назад. Из таких сплавов производят листовой металл, который проходит обработку способами глубокой штамповки. При добавлении в кипящую сталь 0,03-0,05 % ванадия металлическое изделие получится износостойким и долговечным.
  • Сплавы тройной системы Co—Fe—V. Для них характерно высокое магнитное качество. Они все больше и больше применяются производителями магнитов. В стали данного типа добавляют 10% ванадия. Их преимуществом перед сверхтвердыми никель-алюминиевыми сплавами, которые невозможно обрезать или согнуть, является то, что такую сталь легко ковать или обрабатывать на промышленных станках.
  • Строительные стали.
  • Стали для железнодорожного транспорта.

И это далеко не полный перечень типов сплавов, для которых используется ванадий (феррованадий) как легирующий элемент.

Ванадий вчера, сегодня и завтра

В последнее время наблюдаются интенсивные темпы производства тугоплавких металлических элементов таблицы Д.И.Менделеева. Так, титан и молибден используются без каких-либо примесей и добавок, в чистом состоянии. Они составляют основу значительного количества ферросплавов. И если в середине прошлого столетия они изготавливались лишь в пределах лабораторий, то сегодня масштабы их производства гораздо шире и представляют собой крупные потоки сталеплавительной продукции. Феррованадий как легирующий элемент высоко ценится в промышленности, а потому спрос на него производителей растет с каждым днем. Однако открытия, касающиеся его свойств, были сделаны довольно поздно. Во всяком случае, другие элементы были подробно изучены ранее феррованадия. Даже сегодня, несмотря на широкий спрос на данный продукт со стороны производителей легированной стали , специальной литературы, в которой были бы подробно описаны качества и особенности данного легирующего элемента, существует мало. Такой дефицит открытий, связанных с изучением феррованадия, связан с трудностями, возникающими при изготовлении ковкого металла.

Однако вследствие широкого применения ванадия в сталеплавительном производстве сегодня ученые вплотную заняты исследованием качественных характеристик ферросплавов с добавлением данного легирующего элемента. Тем более, что современное техническое оборудование способно преодолеть трудности, связанные с производством ковкого металла в крупных масштабах. В связи с этим можно прогнозировать, что в скором времени наступит «золотой век» в истории применения ванадия, спрос на него может возрасти в разы по сравнению с сегодняшним потреблением.

Ванадий в России и за рубежом

То, что ванадий представляет высокую ценность для производства стальных сплавов, было обнаружено еще во времена Советского Союза. Однако в то время промышленное оборудование не было настолько усовершенствованным, чтобы с его помощью стало возможным полностью изучить результаты добавления этого элемента в качестве легирующего в различные сплавы.

Больше всех полученными данными заинтересовались инженеры-конструкторы авиастроения. Их внимание привлекли такие свойства ванадиевых сплавов, как:

  • Устойчивость к высоким температурам
  • Пластичность
  • Защита от коррозии даже при неблагоприятных условиях
  • Прочность и устойчивость к механическим повреждениям
  • Низкий удельный вес

Сегодня в самолето- и ракетостроении широко применяются сплавы с добавлением ванадия. С каждым годом все больший спрос на них появляется и в машиностроении. Применяют такие сплавы в химическом и судостроительном производстве. В Германии получен патент на ванадиевотитановый сплав, содержащий 30-49% ванадия. Широко применяются титанованадиевые сплавы и в Соединенных Штатах Америки и других развитых стран мира. Естественно, такой интерес обусловлен в первую очередь сверхпрочностью, которую обеспечивает даже незначительное содержание ванадия в сплавах. Если для техники будут использоваться такие устойчивые материалы – она будет долговечной и износостойкой.

Источник

Читайте также:  Справка об отсутствии противопоказаний для перелета