Лфк при стенокардии противопоказания

Лфк при стенокардии противопоказания thumbnail

ЛФК при стенокардии

Виктория Попова

Кардиолог

Высшее образование:

Кардиолог

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского (СГМУ, СМИ)

Уровень образования — Специалист

1990-1996

Дополнительное образование:

«Неотложная кардиология»

1990 — Рязанский медицинский институт имени академика И.П. Павлова

Контакты: popova@cardioplanet.ru

Заболевания сердечной мышцы и самого сердца довольно опасны для здоровья каждого. Они значительно ухудшают качество жизни, делают человека менее активным, вызывают дискомфорт, сильные боли. При сердечных заболеваниях больной обязан соблюдать большое количество правил, требований и ограничений.

Сейчас тенденция такова, что подобными недугами страдают не только люди пенсионного возраста, как это было несколько десятилетий назад. Довольно часто встречаются заболевания сердца и миокарда и среди молодых людей. Главной причиной такого явления является низкий уровень числа занимающихся спортом детей и подростков, их малоактивный образ жизни и питание некачественными, совершенно не полезными продуктами с высоким содержанием в составе сахара, животного жира, «плохого» холестерина и т. д.

Стенокардия является последствием ишемии. Она выражается в частых и довольно продолжительных болевых приступах. Для того, чтобы снизить дискомфорт, улучшить самочувствие пациента, используют самые различные методы терапии. К одним из них относят и ЛФК при стенокардии.

ЛФК

Характер нагрузок при стенокардии

Лечебная физическая культура — один из самых эффективных средств в борьбе со стенокардией. Малая активность при данном недуге может только ухудшить состояние пациента. Но важно грамотно подобрать комплекс упражнений. Это во многом зависит от степени развития недуга. Стоит рассмотреть характер нагрузок на каждой стадии стенокардии.

Диагностикой заболевания и подбором необходимой терапии для его лечения должен заниматься профессиональный врач-кардиолог. Не пытайтесь подобрать курс лечения самостоятельно, это может быть не только нерезультативно, но и опасно для вашего здоровья.

Начальная стадия

На данной стадии стенокардии пациенты практически не ощущают дискомфорт и болевые ощущения. Недуг проявляется довольно редко, приступы обычно непродолжительны.

На данной стадии упражнения при стенокардии должны длиться около 25-30 минут. Они могут быть интенсивными и динамичными, но без высоких нагрузок на сердце. Подбирается такой комплекс упражнений, который позволяет задействовать и разработать все группы мышц, улучшить тонус внутренних органов.

Типичная стадия

Типичная стадия проявляется только при физических нагрузках больного. При продолжительной ходьбе, подъеме по лестнице, выполнении интенсивных тренировок могут проявляться такие симптомы, как отдышка, головокружение, учащение сердцебиения и т. д. Ухудшение состояния наблюдается и при стрессах, эмоциональном перенапряжении.

Отдышка

На типичной стадии развития стенокардии пациенту разрешается заниматься физкультурой, но все упражнения должны выполняться в менее интенсивном режиме. Между подходами необходимо выполнять перерывы, в течение которых стоит нормализовать дыхание, частоту пульса.

Продолжительность комплекса не должна быть более 15-20 минут. Во время нее больной должен тщательно следить за частотой пульса. При его изменении более чем на 15 % стоит остановить комплекс или сбавить интенсивность.

Резко выраженная стадия

Резко выраженная стадия является самой острой из всех представленных выше. Пациент может чувствовать дискомфорт даже в состоянии полного покоя. Такого больного стоит ограничить от высокоинтенсивных физических нагрузок, продолжительных видов активности.

Но даже при резко выраженной стадии пациенту может быть назначена ЛФК. Все упражнения должны выполняться в спокойном режиме. Если они даются трудно и вызывают отдышку, головокружение, боли в сердце, то стоит немного отдохнуть и снизить амплитуду выполнения.

Продолжительность тренировки не должна быть более 10-15 минут. Из них примерно 5 минут выделяется на отдых между упражнениями.

При появлении первых симптомов приступа стоит немедленно прервать тренировку и обратиться к специалистам.

Лечебная гимнастика

Комплекс упражнений

Врачи-кардиологи разработали универсальный комплекс упражнений, который подходит для ранних этапов развитии стенокардии. Перед его использованием стоит обязательно проконсультироваться со специалистом.

Разминка

Первое, с чего необходимо начать, — с разминки. Она поможет немного разогреть тело, подготовить его к выполнению последующих упражнений, что сделает их более эффективными.

Встаньте прямо, ноги расположите на ширине плеч. Поочередно наклоняйте корпус вперед, назад, вправо и влево. Делайте это медленно, смотрите прямо. Повторите данное упражнение около 10-15 раз.

Поднимите руки высоко вверх. Встаньте на носочки и потянитесь как можно выше. Вернитесь в исходное положение. Повторите так 10 раз.

Постелите на пол коврик для фитнеса. Лягте на спину, разведите руки и ноги как можно сильнее в стороны, при этом сильно не напрягаясь. Сгибайте поочередно пальцы на верхних и нижних конечностях. Данное упражнение делается в среднем темпе, количество повторений — 5-6 раз. При выполнении упражнения постарайтесь максимально расслабиться и нормализовать дыхание.

Упражнения на полу

Лежа в том же положении, двигайте носками нижних конечностей таким образом, чтобы они заворачивались то наружу, то внутрь. Повторите упражнение 5-6 раз.

Читайте также:  Для чего полезен эвкалипт противопоказания

Основная часть

Лежа на спине, подтяните плечи как можно выше, пытаясь дотронуться ими до кончиков ушей. Делайте упражнение медленно и размеренно, следите за своим дыханием. Повторите упражнение 5-6 раз.

Согните в положении лежа верхние конечности в локтях, а нижние — в коленях. Описывайте ими поочередно круг. Сохраняйте размеренный темп выполнения упражнений. Повторите примерно 5 раз на каждую конечность.

Лежа на спине, выполните мостик, не отрывая поясницу от пола. Поднимайте таз максимально вверх. Выполните данное упражнение 3 раза. Как и все предыдущие, делать его нужно медленно, следить за дыханием и частотой сердцебиения.

И последнее упражнение — разведение коленей в положении лежа. Выполните его 3-4 раза.

Заминка

Заминка — завершающая часть тренировки, которая позволяет закрепить эффект всех выполненных ранее упражнений. Самый простой вид заминки — ходьба на месте. На ранних стадиях будет достаточно 1 минуты размеренной ходьбы. После можно увеличить ее продолжительность.

Данные упражнения необходимо выполнять несколько раз в день, со временем увеличивая количество повторений. Данная терапия должна строго контролироваться лечащим врачом.

Дыхательная гимнастика

Не менее эффективный вид терапии — дыхательная гимнастика при стенокардии. Она используется для лечения многих других заболеваний, которые связаны с лишним весом, нарушениями в работе половой системы и т. д.

Задачи дыхательной гимнастики при стенокардии

У дыхательной гимнастики есть несколько задач. Среди них выделяют:

  • Укрепление и повышение тонуса диафрагмы.
  • Насыщение миокарда кислородом.
  • Правильное дыхание.
  • Стабилизация метаболизма.
  • Улучшение самочувствия.
  • Повышение иммунитета к различным вирусным заболеваниям.
  • Нормализация эмоционального фона.
  • Стабилизация сердцебиения.

Разновидности

Существует несколько разновидностей дыхательной гимнастики. Они отличаются друг от друга техникой выполнения и местом возникновения. Выделяют следующие разновидности:

Бодифлекс

  • Бодифлекс. Данный метод активно используется между основными упражнениями лечебной физической культуры. Бодифлекс выполняется в несколько этапов. Он направлен на насыщение кислородом не отдельного органа, а всего организма. Этот метод используется для избавления от самых разнообразных недугов — от лишних килограмм до сердечно-сосудистых заболеваний.
  • Оксисайз. Он используется во время выполнения физических упражнений. Ритм дыхания учащается, что позволяет максимально насытить организм кислородом.
  • Цзяньфей. Родина этой методики — Китай. В нее входят несколько видов упражнений («лотос», «волна» и т. д.), которые может выполнить каждый. Такую методику используют как для сердечно-сосудистых заболеваний, так и для улучшения самочувствия, избавления от лишних килограмм в проблемных зонах.

Правила выполнения

Несмотря на то, какую именно разновидность дыхательной тренировки выбрали вы, для каждой из них существуют элементарные правила. Они позволяют добиться максимального эффекта от терапии. Выделяют следующие правила:

  • Тщательно следите за характером вдоха воздуха. Он должен производиться только носом. Делайте довольно быстрый и резкий вдох.
  • Выдох же лучше осуществлять через рот. В отличие от входа, он должен быть довольно медленным и размеренным. Выпускание воздуха должно быть максимально бесшумным.
  • Входи можно выполнять как одновременно с упражнениями, так и в перерывах между ними.
  • При выполнении дыхательной гимнастики обязательно следите за счетом. Считать необходимо про себя, чтобы не сбивать дыхание.
  • Стоит выбрать максимально удобное положение для выполнения упражнений. Заниматься гимнастикой можно сидя, стоя или в положении лежа.
  • Выполнять дыхательные упражнения необходимо дважды: утром перед едой и вечером за 1-2 часа после.
  • Дыхательная гимнастика должна проводится только натощак.
  • В теплое время года старайтесь заниматься на свежем воздухе. Это сделает упражнения более эффективными. Их можно выполнять как стоя на месте, так и во время медленной ходьбы.
  • Если вы выполняете дыхательную гимнастику в домашних условиях, тщательно подготовьте для этого помещение. Оно должны быть заранее хорошо проветрено.

Противопоказания

Дыхательная гимнастика при приступах — очень эффективная и действенная терапия, которая практически не имеет побочных эффектов. Но существует и та группа людей, которой стоит отказаться от нее. К таким людям относятся:

  • Кормящие женщинам.
  • Женщины, которые вынашивают ребенка.
  • Лица с обостренными формами хронического недуга.
  • Больным с воспалительными заболеваниями большого или малого таза.
  • Больные, страдающие аденомиозом.

Дополнительная физическая нагрузка и дыхательная гимнастика помогут избавиться от причин и симптомов стенокардии, значительно улучшить состояние и самочувствие больного, нормализовать работу всех органов. Но такое лечение стоит подбирать со специалистами.

Источник

ËÔÊ è ìàññàæ ïðè ñòåíîêàðäèè

Ñòåíîêàðäèÿ (ãðóäíàÿ æàáà) – ïàòîëîãèÿ íåéðîãóìîðàëüíîãî àïïàðàòà, ðåãóëèðóþùåãî êðîâîîáðàùåíèå. Çàáîëåâàíèå âîçíèêàåò âñëåäñòâèå ïåðåãðóçêè ðàçëè÷íîãî ðîäà, õðîíè÷åñêîãî ñòðåññà, êðàòêîâðåìåííîé îòðèöàòåëüíîé ýìîöèè, ïåðååäàíèÿ íà íî÷ü, âîçäåéñòâèÿ õîëîäà, âåòðà.

Îñíîâíûå ñèìïòîìû: ïåðèîäè÷åñêèå áîëè çà ãðóäèíîé â ñîñòîÿíèè ïîêîÿ (ñòåíîêàðäèÿ ïîêîÿ) èëè â íàãðóçêå (ñòåíîêàðäèÿ íàïðÿæåíèÿ). Ñòåíîêàðäèÿ ïîêîÿ ìîæåò ïðîÿâèòüñÿ âî ñíå ïîä âëèÿíèåì ñíîâèäåíèé, ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ òðîìáîçîì êîðîíàðíûõ ñîñóäîâ, èíôàðêòîì ìèîêàðäà è ñìåðòüþ.

Читайте также:  Приправы из розмарина противопоказания

Îñíîâíûå íàïðàâëåíèÿ òåðàïèè.  ïðèñòóïå íàçíà÷àþòñÿ: ïîñòåëüíûé ðåæèì, ñîñóäîðàñøèðÿþùèå è óñïîêàèâàþùèå ïðåïàðàòû, äèåòîòåðàïèÿ. Âíå ïðèñòóïà – äîçèðîâàííûé äâèãàòåëüíûé ðåæèì, ËÔÊ è ìàññàæ.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ðàñøèðÿþò ñîñóäû, ïèòàþùèå ìèîêàðä, óëó÷øàþò åãî ñîêðàòèòåëüíóþ ôóíêöèþ. Îíè òàêæå óñïîêàèâàþò ÖÍÑ, ñíèìàÿ ïàòîëîãè÷åñêóþ èìïóëüñàöèþ. ËÔÊ ïðîâîäÿò 2–3 ãîäà ïîñëå ïðèñòóïà áîëåé ïî èíäèâèäóàëüíîé ìåòîäèêå â èñõîäíîì ïîëîæåíèè, íàèìåíåå áîëåçíåííîì, â ôîðìå ýëåìåíòàðíûõ óïðàæíåíèé äëÿ ðóê è íîã è äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé. Îñîáåííî îñòîðîæíî äàåòñÿ íàãðóçêà ïðè ñòåíîêàðäèè ïîêîÿ, òàê êàê â ýòîì ñëó÷àå ñåðäå÷íûå ñîñóäû ïîðàæåíû àòåðîñêëåðîçîì, îíè íåýëàñòè÷íû. Åñëè â ñîñòîÿíèè áîëüíîãî íåò óõóäøåíèé, òî ñëåäóåò âêëþ÷àòü áîëåå ñëîæíûå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ñ èñïîëüçîâàíèåì ñíàðÿäîâ, õîäüáó ñ óäëèíåíèåì äèñòàíöèè è èçìåíåíèåì ðåëüåôà ìåñòíîñòè.

Ìàññàæ âåñüìà ïîëåçåí, òàê êàê ñïîñîáñòâóåò ñíÿòèþ áîëåâîãî ïðèñòóïà, ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî íàïðÿæåíèÿ, óñèëåíèþ ìèêðîöèðêóëÿöèè, ïðîôèëàêòèêå ïðèñòóïîâ ñåðäå÷íûõ áîëåé. Ïðîâîäèòñÿ ìàññàæ âîðîòíèêîâîé îáëàñòè, ñïèíû (äî íèæíèõ óãëîâ ëîïàòîê), ãðóäíîé êëåòêè. Ïðèìåíÿåòñÿ ïîãëàæèâàíèå, ðàñòèðàíèå è ðàçìèíàíèå.  îáëàñòè ñåðäöà ïðîâîäÿò âèáðàöèþ ëàäîííîé ïîâåðõíîñòüþ âñåé êèñòè (íà÷èíàÿ îò ãðóäèíû, êèñòü ñêîëüçèò ê ïîçâîíî÷íèêó). Ïîëîæåíèå áîëüíîãî ñèäÿ. Èñêëþ÷àþòñÿ ïðèåìû: ðóáëåíèå, ïîêîëà÷èâàíèå. Ìàññèðóþò òàêæå âåðõíèå êîíå÷íîñòè (âíà÷àëå ïðàâóþ ðóêó, çàòåì ëåâóþ). Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ìàññàæà – 5–8 ìèí. Êóðñ – 10–15 ïðîöåäóð. Ñ ïðîôèëàêòè÷åñêîé öåëüþ ïðîâîäÿò 2–3 êóðñà â ìåæïðèñòóïíîì ïåðèîäå. Ìàññàæ îêàçûâàåò ïðè ñòåíîêàðäèè âûðàæåííîå áîëåóòîëÿþùåå äåéñòâèå.

Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ ËÔÊ ïðè ñòåíîêàðäèè

È. ï. – ñèäÿ. Ðåêîìåíäóåòñÿ âêëþ÷åíèå ëîêàëüíûõ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé (ñì. òàáë. 2) â íà÷àëå îñíîâíîé ÷àñòè êàæäîãî çàíÿòèÿ, îñîáåííî ñ ïàöèåíòàìè äåòñêîãî âîçðàñòà.

1. «Õîäüáà» (ñèäÿ). Òåìï ñðåäíèé. 30–60 øàãîâ.

2. Ïîòÿãèâàíèå. È. ï. – ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ – âäîõ, çàäåðæêà äûõàíèÿ (2–4 ñ). È. ï. – âûäîõ. 6–8 ðàç.

3. Ïîâîðîò íàïðàâî, ïðàâóþ ðóêó â ñòîðîíó – âäîõ, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè. È. ï. – âûäîõ. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

4. È. ï. – ðóêàìè äåðæàòüñÿ çà ñèäåíüå ñòóëà. Ñ âûäîõîì ñãèáàòü òî ëåâóþ, òî ïðàâóþ íîãó, ïîäòÿãèâàÿ áåäðî ê æèâîòó ñ ôèêñàöèåé â òå÷åíèå 1–2 ñ. Ïî 3–5 ðàç êàæäîé íîãîé.

5. Ãðóäíîå äûõàíèå ñ çàäåðæêîé íà âäîõå â òå÷åíèå 2–4 ñ è ïîñëåäóþùèì ñòóïåí÷àòûì âûäîõîì (4–6 ñ). Ïîâòîðèòü 3–5 ðàç.

6. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê ââåðõ, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè – âäîõ; è. ï. – âûäîõ. Òåìï ñðåäíèé. 4–6 ðàç äëÿ êàæäîé ðóêè.

7. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. Íàêëîí âëåâî (ôîðñèðîâàííûé âäîõ), ïðàâàÿ ðóêà ââåðõ (íàä ãîëîâîé). È. ï. – âûäîõ. Òî æå â äðóãóþ ñòîðîíó. Ïî 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. Îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà è äåðæàñü çà ñèäåíèå, ìåäëåííî âûòÿíóòü íîãè, çàôèêñèðîâàòü â êðàéíåé ïîçèöèè íà 2–3 ñ, âûïðÿìèâ òóëîâèùå ñäåëàòü âäîõ, è. ï. – âûäîõ (ñãèáàíèå-ðàçãèáàíèå âûïîëíÿòü íå îòðûâàÿ ïÿòîê îò ïîëà). 4–6 ðàç.

9. Ñîãíóòü ðóêè ê ïëå÷àì, ñâîäÿ ëîïàòêè, ðàçâåðíóâ ãðóäü, – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

10. Ìåäëåííî ïåðåñòóïàòü íîãàìè íà ìåñòå (íà âûñîòó 5—10 ñì îò ïîëà) â òå÷åíèå 1–1,5 ìèí

11. Ñèäÿ ñ ðàññëàáëåíèåì ìûøö ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 30 ñ.

È. ï. – ñòîÿ.

1. Õîäüáà 1–2 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé, çàòåì ñðåäíèé. Äàëåå ðèòìû äûõàíèÿ âûïîëíÿþòñÿ ñîãëàñîâàííî ñ ðèòìîì äâèæåíèÿ.

2. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè â ñòîðîíû. Ñêðåñòèòü ðóêè ïåðåä ãðóäüþ, çàõâàòèâ ëàäîíÿìè ïëå÷è – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 10–15 ðàç.

3. Íàêëîíû ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Íàêëîíû âëåâî è âïðàâî íà âäîõå, ïðè âûïðÿìëåíèè – âûäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 5–8 ðàç.

4. È. ï. – î. ñ. Äåðæàñü çà ñïèíêó ñòóëà, âûïîëíèòü íà âûäîõå 2–3 ïðóæèíÿùèõ ïîëóïðèñåäàíèÿ. È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 8—10 ðàç.

5. Ïîäíèìàÿñü íà íîñêè, ðóêè íà ïîÿñå, íà âäîõå ïîñëåäîâàòåëüíîå (íèæíÿÿ, ñðåäíÿÿ, âåðõíÿÿ ÷àñòè) çàïîëíåíèå ãðóäíîé êëåòêè. È. ï. – ìåäëåííûé âûäîõ. 4–6 ðàç.

6. È. ï. – íîãè âðîçü, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ïîïåðåìåííîå ïîäíèìàíèå ðóê âïåðåä. Òåìï ñðåäíèé. 8—10 ðàç.

7. È. ï. – íîãè âðîçü. Ïîâîðîò âëåâî (âïðàâî), ðóêè â ñòîðîíû, ôèêñàöèÿ â êðàéíåé ïîçèöèè – âäîõ. È. ï. – âûäîõ. Òåìï ñðåäíèé, ïî 3–6 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. È. ï. – áîêîì ê ñïèíêå ñòóëà; îäíà ðóêà íà ñïèíêå ñòóëà, äðóãàÿ íà ïîÿñå. Ìåäëåííî ñîãíóòü îäíó íîãó, ïîäíèìàÿ êîëåíî âïåðåä, çàòåì, ðàçãèáàÿ, îòâåñòè åå â ñòîðîíó. Âåðíóòüñÿ â è. ï. Ïîâòîðèòü 4–5 ðàç.

Читайте также:  Польза радоновых ванн противопоказания

9. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè ê ïëå÷àì. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòüñÿ è ïîñìîòðåòü íà íèõ – âûäîõ. È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 4–6 ðàç.

10. Ìåäëåííàÿ õîäüáà. 1–2 ìèí.

11. Îòäûõ ñèäÿ. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 1–2 ìèí.

È. ï. – ñòîÿ. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

1. Õîäüáà íà íîñêàõ. Òåìï ñðåäíèé. 1–1,5 ìèí.

2. Ïîî÷åðåäíîå ìåäëåííîå ñãèáàíèå ðóê ê ïëå÷àì, çàôèêñèðîâàòü êðàéíþþ ïîçèöèþ, âåðíóòüñÿ â è. ï., ïàëüöû ñæàòü â êóëàê íà 2–3 ñ. Òåìï ñðåäíèé. 10–12 ðàç.

3. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå. Ìåäëåííî íàêëîíÿÿñü âïåðåä (ïîñòåïåííûé âäîõ), ïðîãíóâ ñïèíó è çàôèêñèðîâàâ êðàéíþþ ïîçèöèþ, ôîðñèðîâàííûé âûäîõ. È. ï. – âäîõ.

4. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âïåðåä, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Íàêëîíÿÿñü âïåðåä èìèòèðîâàòü îòòàëêèâàíèå ëûæíûìè ïàëêàìè íà âûäîõå. È. ï. – âäîõ. 8—12 ðàç.

5. Äâèæåíèÿ ñ ïàðàäîêñàëüíûì äûõàíèåì. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ðóêè ââåðõ, ïðîãíóòü ñïèíó – âûäîõ. È. ï. – âäîõ. Òåìï ìåäëåííûé. 6–8 ðàç.

6. È. ï. – î. ñ., ðóêè âíèçó, ïàëüöû ñæàòû â êóëàê. Ìåäëåííî íàïðÿæåííî ñãèáàòü ðóêè ê ïëå÷àì è ðàçãèáàòü èõ â ñòîðîíû. 8—10 ðàç.

7. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè çà ãîëîâó. Ïîâîðîòû â ñòîðîíû, îäíîâðåìåííî ðàçãèáàÿ â ñòîðîíó ðóêè. Òåìï ñðåäíèé. 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

8. Ðèòìè÷íîå ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå. Íà 3–4 ñ÷åòà – âäîõ, íà 4–5 – âûäîõ. 30–40 ñ.

9. È. ï. – î. ñ. Âûïàä îäíîèìåííîé ñëåãêà ñîãíóòîé â êîëåííîì ñóñòàâå íîãîé â ñòîðîíó, ðóêè â ñòîðîíû. Òåìï ñðåäíèé. 3–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó.

10. È. ï. – íîãè âðîçü, ðóêè âíèçó. Ìåäëåííûå êðóãîâûå äâèæåíèÿ ïëå÷åâûì ïîÿñîì âïåðåä-ââåðõ – âäîõ; íàçàä-âíèç – âûäîõ. 8—10 ðàç.

11. Õîäüáà íà ìåñòå ñ ãëóáîêèì äûõàíèåì. 1,5–2 ìèí.

12. Ìåäèòàòèâíàÿ ðåëàêñàöèÿ 2–3 ìèí, îòäûõ ñèäÿ ñ ïîî÷åðåäíûì ðàññëàáëÿþùèì äâèæåíèåì ìûøö ãîëîâû è øåè, ëèöà, ïëå÷åâîãî ïîÿñà, ðóê, òóëîâèùà, íîã.

Èííîâàöèîííûé êîìïëåêñ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé ïðè ñòåíîêàðäèè ïîêîÿ íà ôîíå àòåðîñêëåðîçà

1. È. ï. – ëåæà íà ñïèíå ñ âûñîêèì ïîëîæåíèåì ãîëîâû. Ñâîáîäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ðóê â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ 5–6 ðàç. Ïðè âûïðÿìëåíèè ðóê – âäîõ, ëîêòè îò ïîñòåëè íå îòðûâàòü. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

2. È. ï. – òî æå. Ïîñìåííîå ïîãëàæèâàíèå ñòîïàìè äðóã î äðóãà, íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò ïîñòåëè. 30 ñ. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

3. È. ï. – òî æå. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ñòîï 6–8 ðàç. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

4. È. ï. – òî æå. Âðàùàòåëüíûå äâèæåíèÿ ñòîïàìè â îäíó ñòîðîíó, íå îòðûâàÿ ïÿòêè îò ïîñòåëè. Ïî 20 ñ â êàæäóþ ñòîðîíó.

5. È. ï. – òî æå, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ. Ðàçâåñòè ðóêè â ñòîðîíû – âäîõ, âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. 3–4 ðàçà.

6. Ëåæà íà ñïèíå, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ ñ îïîðîé ñòóïíÿìè. Ìåäèòàòèâíàÿ õîäüáà ëåæà. 10–20 ðàç. Òåìï è àìïëèòóäó óâåëè÷èâàòü ïîñòåïåííî. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.

7. È. ï. – òî æå. Ïîâîðà÷èâàÿ òóëîâèùå â îäíó ñòîðîíó, íîãè ïîëîæèòü â äðóãóþ (ñêðó÷èâàíèå). Âûïîëíÿòü áåç íàïðÿæåíèÿ ïî 4–5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.

8. È. ï. – ñèäÿ íà êðàþ êóøåòêè, ðóêè íà ïîÿñ. Ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå ñðåäíåé ãëóáèíû 40 ñ.

9. È. ï. – ñòîÿ. Ñïîêîéíàÿ õîäüáà â òå÷åíèå 1,5–2 ìèí.

10. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå ñ îïîðîé íà ñïèíêó, ðóêè íà ïîÿñå. Ðàçâåðíóòü ïëå÷è, ïðîãíóòüñÿ â ïîÿñíèöå, ñâåñòè ëîïàòêè – âäîõ; âåðíóòüñÿ â è. ï. – âûäîõ. 4–6 ðàç.

11. È. ï. – òî æå, ðóêè ê ïëå÷àì, íîãè âûïðÿìëåíû. Ïîî÷åðåäíîå ìåäëåííîå ñãèáàíèå íîãè ñ îòâåäåíèåì åå â ñòîðîíó – âäîõ, è. ï. – âûäîõ. Ïî 3–4 ðàçà êàæäîé íîãîé.

12. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå, íîãè ñîãíóòû è ñëåãêà ðàçâåäåíû, êèñòè çàõâàòûâàþò êîëåíè. Ïîñëå ïðåäâàðèòåëüíîãî âäîõà ìåäëåííî íàêëîíÿòü òóëîâèùå âïåðåä ñ ðàçâåäåíèåì ëîêòåé â ñòîðîíû – âûäîõ; è. ï. – âäîõ. 4–5 ðàç. Êèñòè íå îòðûâàòü îò êîëåíåé.

13. È. ï. – òî æå. Õîäüáà â òå÷åíèå 10–15 ìèí, ÷åðåäóÿ ÷åðåç êàæäûå 3–5 ìèí (ïî ñàìî÷óâñòâèþ) ñèäåíèå íà ñòóëå è âñòàâàíèå; çàòåì ìåäèòàòèâíàÿ õîäüáà ñ ãëóáîêèì äûõàíèåì â òå÷åíèå 15–20 ìèí, îòäûõ ñèäÿ 1–2 ìèí.  çàâèñèìîñòè îò ñàìî÷óâñòâèÿ ÷èñëî âñòàâàíèé ñî ñòóëà è õîäüáó ìîæíî óâåëè÷èòü èëè óìåíüøèòü.

14. È. ï. – ñèäÿ íà ñòóëå ñ îïîðîé íà ñïèíêó. Ðèòìè÷íîå ìåäèòàòèâíîå äûõàíèå. Îòäûõ 2–3 ìèí.

Источник