Массаж языка ребенку противопоказания

Массаж языка ребенку противопоказания thumbnail

Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.

Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.

Для чего нужен логопедический массаж

Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.

Логопедический массаж

Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.

Польза логомассажа

Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:

  • нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
  • уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
  • активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
  • улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
  • восприятие движений речеобразующих органов.

И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:

  • благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
  • стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
  • увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
  • снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
  • формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
  • увеличивает объем и диапазон движений;
  • укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.

Показания и противопоказания

Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.

Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.

А теперь коснемся технической стороны этого метода.

Виды логопедического массажа

В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:

  1. Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
  2. Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
  3. Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
  4. Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
  5. Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.

Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.

Классический вид логопедического массажа

Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.

Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.

Особенности логопедического массажа дома

Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.

Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:

  1. Работайте в проветренном помещении.
  2. Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
  3. Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
  4. Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
  5. Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
  6. Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
  7. Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
  8. Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.

При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.

Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.

Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.

Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.

Техники логомассажа

Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:

Читайте также:  Показания и противопоказания алоэ

Логопедический массаж лица для детей

Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.

Логопедический массаж лица

Логопедический массаж ложками

Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.

Логопедический массаж ложками

Техника массажа ложками

Артикуляционный массаж языка для развития речи

Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.

Логопедический массаж языка

Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.

Пальчиковый логомассаж для развития речи

Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.

Массаж пальчиков

Техника пальчикового массажа

Самомассаж

Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.

Техника самомассажа

Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.

Самомассаж языка

Зондовый логопедический массаж

Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.

Техника зондового логомассажаЗондовый логопедический массаж

Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:

  • исправляется звукопроизношение;
  • формируется правильное речевое дыхание;
  • становится сильным голос;
  • стабилизируется эмоциональное состояние.

Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.

Настроение — главный помощник логомассажа

Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.

Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!

Источник

Многие родители думают, что логопедический массаж – это один из самых эффективных способов устранения речевых нарушений. Очень часто родители приходят на консультацию с просьбой назначить логопедический массаж ребёнку.

Давайте разберёмся, нужен ли всем детям логопедический массаж.

Логопедический массаж помогает исправить нарушение звукопроизношения, нормализует мышечный тонус речевого аппарата и мимической мускулатуры, сокращает сроки постановки звуков.

Логопедический массаж рекомендуют при следующих речевых нарушениях:

• дизартрия;

• ринолалия;

• моторная алалия;

• механическая дислалия (при укороченной подъязычной уздечке).

Перед тем, как назначить массаж, специалист обследует состояние подвижности органов артикуляции, а также проверяет, нет ли каких-нибудь противопоказаний к выполнению массажа.

Противопоказания к проведению массажа могут быть следующие:

• судорожный синдром;

• воспалительные заболевания глаз (конъюнктивиты);

• инфекционные или грибковые заболевания кожи;

• диатез и другие аллергические реакции;

• стоматит или другие инфекционные заболевания полости рта;

• герпес в области губ;

• ОРВИ, ОРЗ.

Требования к проведению логопедического массажа.

1. Логопедический массаж должен предварять артикуляционные или мимические упражнения.

Такой массаж является подготовкой органов речи для последующих упражнений.

Например, у ребёнка наблюдается недостаточная подвижность языка. Специалист делает массаж языка, затем сразу идёт артикуляционная гимнастика для языка.

2. Массаж должен обязательно проводиться по желанию малыша, заставлять его ни в коем случае не нужно.

Ребёнок может бояться или просто не хотеть, чтобы чужая тётя делала что-то у него во рту. У детей с низким болевым порогом массажные движения могут вызывать неприятные и, даже, болезненные ощущения.

Конечно, опытный специалист попытается отвлечь ребёнка, наладить с ним контакт. Но если это никак не получается, против воли ребёнка выполнять массаж не нужно. Пользы никакой не будет.

3. Логопедический массаж может дать должный эффект только в комплексе с другими коррекционными методами и приёмами.

Часто бывает, что речь ребёнка неразборчива или малопонятна для других не только из-за недостаточной подвижности органов речи. Кроме этого, может быть нарушен фонематический слух, может искажаться слоговая структура слова, страдать грамматический компонент речи. По этой причине для исправления речевых нарушений, кроме массажа, целесообразно применять и другие коррекционные методы и приёмы.

Читайте также:  Клюква полезные свойства и противопоказания при давлении

4. Логопедический массаж должен назначаться для достижения конкретных целей.

Если вашему малышу назначили массаж, поинтересуйтесь, по какой причине массаж назначен, какие артикуляционные движения малыш не может выполнить. Можно также узнать, какой вид массажа будет выполняться: расслабляющий или тонизирующий мускулатуру.

Если вас и ребёнка всё устраивает, массаж даёт положительные результаты, то необходимо прислушаться к рекомендациям логопеда. Вполне возможно, для достижения скорейшего результата вам нужно будет дублировать некоторые упражнения дома самостоятельно.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

 
           Детям со значительными речевыми рассторойствами (алалия, дизартрия, дислалия и др.) для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики Необходим логопедический массаж.
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменят состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из логопедических техник, способствующих нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающими речевыми нарушениями.

Логопедический массаж преследует следующие цели:

·                     Стимуляция разговорной речи при задержке развития ребенка

·                     Снижение усиленного слюноотделения

·                     Снижение гипертонуса мышц, участвующих в артикуляции.

·                     Активизация мышц с недостаточной сократительной способностью.

·                     Стимуляция кинестетических ощущений.

·                     Снижение степени двигательных нарушений мышц при содружественных движениях, гиперкинезах, нарушении координации движений.

·                     Создание условий к развитию произвольных движений артикуляционного аппарата.

·                     Повышение эластичности мышечных волокон, сократительной функции.

Условия проведения логопедического массажа

В помещении должно комфортно и тепло. Особые требования к рукам массажиста. Они должны быть теплыми, чистыми, без каких-либо воспалительных заболеваний, без украшений, с коротко остриженными ногтями. Массаж проводят через 2 часа после приема пищи. Полость рта ребенка перед проведением сеанса следует очистить от крошек и остатков пищи.

Массаж назначают курсом в 20 сеансов. Желательно проводить каждый день. После месячного перерыва курс желательно повторить. При выраженных нарушениях речи у детей длительность кура увеличивается.

В зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и возраста ребенка время сеанса может быть от 5 до 25 минут. Первый сеанс длится 5 минут. В дальнейшем продолжительность массажа увеличивают.

При проведении массажа ребенок должен быть спокоен, не чувствовать болевых и неприятных ощущений. К каждому ребенку необходим подход. Не следует с первых процедур укладывать его в горизонтальное положение. Лучше сделать первый сеанс в положении сидя. Со временем у детей возникает привыкание к массажу.

Если ребенок настроен негативно, на первой процедуре выполните только легкие массажные движения на лицевой мускулатуре.

Противопоказания к проведению массажа

Массаж не назначают при следующих заболеваниях:

·                     ОРВИ, ОРЗ.

·                     Герпес на губе, лице

·                     Воспалительные заболевания глаз

·                     Воспаления ротовой полости

Осторожно выполняют массаж детям с судорожным синдромом. В случае если ребенок плачет, вырывается и кричит, массаж стоит прекратить и успокоить ребенка.

Логопедический массаж в домашних условиях

Прежде чем делать ребенку логопедический массаж дома, вы должны проконсультироваться с логопедом. Профессиональный логопедический массаж включает обработку языка, которая выполняется с помощью специальных зондов. Этими приспособлениями легко поранить нежные слизистые полости рта. Лучше всего в домашних условиях пользоваться шпателем или зубной щеткой.

Рекомендуется дома выполнять массаж шеи, плечевого пояса, артикулярных мышц в комплексе с рекомендованными логопедом упражнениями. Вы должны четко знать, какой именно массаж надо выполнять – расслабляющий мышцы или тонизирующий. Обо всех изменениях следует сообщать логопеду.

Рекомендации для выполнения логопедического массажа.

1.                 Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Применяется в случае повышения тонуса (спастичности) в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре).

Проведение лицевого массажа способствует не только формированию мимических средств общения, но и развитию оральной сферы, что необходимо для нормального питания ребенка и последующего развития речи.

Важно: Ребенку придать положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы).

Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц.

Читайте также:  Противопоказания при апоплексии яичника

Положение ребенка на спине или полусидя, голова несколько свешивается назад:

а) одной рукой поддерживать шею ребенка сзади, другой производить круговые движения головой сначала по часовой, затем против часовой стрелки;

б) медленными, плавными движениями поворачиваем голову ребенка в одну и в другую сторону, покачиваем вперед (3-5 раз).

Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. Расслабление оральной мускулатуры достигается легким поглаживанием, похлопыванием мышц лица, губ, шеи, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Движения должны быть легкими, скользящими, слегка прижимающими, но не растягивающими кожу. Каждое движение повторяется 5-8 раз.

Расслабление лицевой мускулатуры:

·                     поглаживание от середины лба к вискам;

·                     поглаживание от бровей к волосистой части головы;

·                     поглаживание от линии лба вокруг глаз;

·                     поглаживание бровей от переносицы в стороны до края волос, продолжая линию бровей;

·                     поглаживание от линии лба вниз через все лицо по щекам, подбородку и шее;

·                     поглаживание от нижнего края ушной раковины (от мочек уха) по щекам к крыльям носа;

·                     легкие пощипывающие движения по краю нижней челюсти;

·                     надавливающий массаж лица от корней волос вниз.

Расслабление губной мускулатуры:

·                     поглаживание верхней губы от углов рта к центру;

·                     поглаживание нижней губы от углов рта к центру;

·                     поглаживание верхней губы (движение сверху вниз);

·                     поглаживание нижней губы (движение снизу вверх);

·                     поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам губ;

·                     точечный массаж губ (легкие вращательные движения по часовой стрелке);

·                     легкое постукивание губ пальцами.

При асимметрии лицевой мускулатуры артикуляционный массаж проводим с гиперкоррекцией пораженной стороны, то есть на ней осуществлять большее число массажных движений.

2.Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры.

Осуществляется при гипотонии мышц с целью укрепления мышечного тонуса.

Приемы: Энергичные и быстрые движения.

Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры:

·                     поглаживание лба от середины к вискам;

·                     поглаживание лба от бровей к волосам;

·                     поглаживание бровей;

·                     поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны;

·                     поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

·                     сжимание подбородка ритмичными движениями;

·                     разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам);

·                     перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи);

·                     пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры:

·                     поглаживание от середины верхней губы к углам;

·                     поглаживание от середины нижней губы к углам;

·                     поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа;

·                     пощипывание губ;

·                     легкое покалывание губ.

3.Массаж язычной мускулатуры.

Массаж выполнять лёжа до еды или через 1.5- 2 часа после еды в течение 5 минут.

Массаж десен начинается с движений в горизонтальном направлении на одной стороне десны. Это усиливает слюнотечение, поэтому после 2-4 ослабляющихся движений ребенку надо дать возможность проглотить слюну. Затем аналогично проводится массаж с другой стороны десны. Далее десны массируются вертикальными движениями.

Небо массируется пальцем по средней линии, начиная спереди с легкого приподнимания мягкого неба. Это движение повторяется 10-15 раз. Во время массажа ребенок может произносить гласные А и Э.

Язык массируется в направлении спереди назад до зоны проявления рвотного рефлекса. При этом проводится поглаживание, легкое похлопывание, вибрация в течение 15 секунд.

Массаж для расслабления мышц языка:

— точечный массаж в области подчелюстной ямки, который проводят в течение 15 секунд, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью;

— вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (15 секунд).

Движения используются прямые, спиралевидные, кругообразные, язык при этом держать пальцами одной руки, а пальцами другой выполнять массажные движения. Они должны быть направлены:

*От середины языка к его кончику и обратно.

*От центра языка влево и вправо (“ёлочка”),

*От левого края языка до правого и наоборот (поперек языка),

*Перекатывание пальца по языку в разных направлениях,

*Пощипывание и растягивание краев языка.

*Поглаживание языка от подъязычной уздечки к кончику языка и обратно.

Желаем Вам успехов!

Источник