Медицинские противопоказания к работе педагога
Депутаты Самарской губернской думы направят министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой проект обращения с просьбой ускорить принятие перечня заболеваний, препятствующих осуществлению педагогической деятельности. По мнению депутатов, это защитит школьников и студентов от неадекватных педагогов и преподавателей. В настоящее время нет специального медицинского обследования при приеме педагогов на работу, так как на федеральном уровне нет принятого перечня заболеваний. Медицинское и педагогическое сообщество обратилось в думу, и парламентарии поддержали данную инициативу.
Согласно действующему трудовому законодательству, педагоги при поступлении на работу должны проходить предварительные медицинские обследования. Работодатель вправе требовать от претендента справку об отсутствии противопоказаний. Но на деле этих требований никто не придерживается, так как нет перечня показаний, общего списка заболеваний, которые ограничивают трудовую правоспособность педагогов. Единственное, чем может сейчас руководствоваться руководитель образовательного учреждения при отборе кадров, это перечень медицинских психиатрических противопоказаний, изданный в рамках закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он содержит указания на психические расстройства, при которых нельзя работать в учебно-воспитательных учреждениях, домах ребенка, интернатах.
На заседании комитета по образованию и науке Самарской губернской думы, которое прошло в четверг, 9 декабря, депутаты одобрили предложения об ускорении принятия перечня заболеваний. Проект обращения будет направлен министру здравоохранения РФ Татьяне Голиковой. Само ограничение трудовой деятельности педагогов по медицинским показателям связано со спецификой их деятельности: высоким уровнем ответственности, психическим и эмоциональным напряжением, постоянным контактом с подрастающим поколением. Но любые ограничения правомерны только тогда, когда есть юридическое основание.
Принятие перечня позволит обеспечить правовую защиту учащихся и исключить негативное влияние людей с определенными заболеваниями. Также это повысит ответственность администрации образовательных учреждений за подбор кадров. А возможно, повлияет и на увольнение сотрудников. Представитель правового управления аппарата областного парламента Андрей Саусин отметил, что к таким заболеваниям могут относиться психические расстройства, расстройства поведения, шизофрения, эпилепсия, по аналогии с перечнем для государственных служащих. В таком случае потребуется обследование не только у психиатра, но и у психолога. По мнению председателя комитета по образованию и науке Владимира Милюткина, такая инициатива от депутатов связана с тем, что «на преподавательские должности попадают неадекватные товарищи. Это мы узнаем из прессы, телевидения, есть и конкретные случаи. Практика такая есть, поэтому и законодатели обеспокоились». Как отметил Владимир Милюткин, лучше предвидеть последствия, чтобы не было потом печальных историй, которые нередко возникают в нашей стране.
«Мы просим, чтобы федеральное министерство определилось все-таки, утверждать этот перечень или нет. В Трудовом кодексе предусмотрено, что этот перечень должен быть, но его нет. Есть перечень для муниципальных и государственных служащих, но не для педагогов. Возможно, там будут такие же заболевания, мы не можем сейчас прогнозировать». Депутат самарской губернской думы Сергей Андреев дает однозначную оценку данной инициативе: «Раз установлено кодексом РФ, что должен быть такой перечень, значит должны быть утверждены заболевания, препятствующие педагогической деятельности. Их надо четко устанавливать, чтобы люди знали, кому нельзя быть педагогами», – говорит Андрей Саусин.
По мнению главного врача Самарской психиатрической больницы Михаила Шейфера, детей должны учить психически здоровые люди. Если есть явные признаки психического расстройства, то такой человек не должен работать в сфере образования. Но вводить дополнительные ограничения едва ли правильно: «У многих людей есть индивидуальные особенности, например, расстройства сна, и это не значит, что человек не может выполнять определенную работу. Разве человек без ноги не может быть физруком?». Есть профессии, связанные с опасностью, там есть свой перечень ограничений. В Трудовом кодексе РФ есть свои ограничения для ряда профессий, в том числе для работников сферы образования. Но дополнительные запреты стигматизируют людей, некоторых вычеркивают из профессии. «Я не думаю, что эта тема очень актуальна. Работа с детьми очень сложна, и педагог уже в ходе деятельности может стать психологически неустойчивым, это не повод его отстранять, нагрузка на педагогов очень большая».
IV. МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ДОПУСКУ К РАБОТАМ
48. Работники (лица, поступающие на работу) не допускаются к выполнению работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний, при наличии следующих общих медицинских противопоказаний:
врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем;
последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени;
заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями;
нарколепсия и катаплексия;
заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.;
психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах <5>;
———————————
<5> В случаях выраженных форм расстройств настроения, невротических, связанных со стрессом, соматоформных, поведенческих расстройств и расстройств личности вопрос о профессиональной пригодности к соответствующим работам решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, соответствующих профилю заболевания, с участием врача-профпатолога.
алкоголизм, токсикомания, наркомания;
болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени;
злокачественные новообразования любой локализации <6>;
———————————
<6> После проведенного лечения вопрос решается индивидуально комиссией врачей-специалистов, профпатологом, онкологом.
заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы);
гипертоническая болезнь III стадии, 3 степени, риск IV;
хронические болезни сердца и перикарда с недостаточностью кровообращения ФК III, НК 2 и более степени;
ишемическая болезнь сердца:
стенокардия ФК III — IV;
с нарушением проводимости (синоаурикулярная блокада III степени, слабость синусового узла);
пароксизмальные нарушения ритма с потенциально злокачественными желудочковыми аритмиям и нарушениями гемодинамики;
постинфарктный кардиосклероз, аневризма сердца;
аневризмы и расслоения любых отделов аорты и артерий;
облитерирующий атеросклероз аорты с облитерацией висцеральных артерий и нарушением функции органов;
облитерирующий атеросклероз сосудов конечностей, тромбангиит, аортоартериит с признаками декомпенсации кровоснабжения конечности (конечностей);
варикозная и посттромбофлебитическая болезнь нижних конечностей с явлениями хронической венозной недостаточности 3 степени и выше;
лимфангиит и другие нарушения лимфооттока 3 — 4 степени;
ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени;
болезни бронхолегочной системы с явлениями дыхательной недостаточности или легочно-сердечной недостаточности 2 — 3 степени;
активные формы туберкулеза любой локализации;
осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений;
хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии;
хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени;
неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения;
диффузные заболевания соединительной ткани с нарушением функции органов и систем 3 — 4 степени, системные васкулиты;
хронические заболевания периферической нервной системы и нервно-мышечные заболевания со значительными нарушениями функций;
хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени;
хронические заболевания кожи:
хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема;
псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия;
вульгарная пузырчатка;
хронический необратимый распространенный ихтиоз;
хронический прогрессирующий атопический дерматит;
хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм;
беременность и период лактации <7>;
привычное невынашивание и аномалии плода в анамнезе у женщин детородного возраста <7>;
———————————
<7> Только для лиц, работающих в контакте с вредными и (или) опасными производственными факторами, указанными в Перечне факторов.
глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
49. Дополнительные медицинские противопоказания указаны в Перечне факторов и Перечне работ.
Безусловно, медосмотры важны и могут сделать образовательный процесс продуктивнее, ведь количество больничных и карантинов при своевременной диагностике сократится. Однако организация проведения медосмотров вызывает много вопросов, и мы ответим на самые популярные из них.
Как часто проводится медосмотр педагогов
Работники школ (лицеев, гимназий, вузов и пр.) должны проходить медосмотр со следующей периодичностью:
- Предварительный медосмотр и освидетельствование у психиатра в период трудоустройства, до начала непосредственной работы в школе.
- Раз в год – текущий обязательный медосмотр.
- Раз в пять лет – освидетельствование у психиатра, от которого сотрудник может отказаться, но в этом случае работодатель может отстранить его от работы.
- Внеочередные медосмотры по решению работодателя (например, в связи с эпидемиями, плохой экологической обстановкой в регионе).
Каждое учебное заведение самостоятельно составляет план медосмотров на будущий год – этот документ согласовывается с руководством и медицинской организацией, и все сотрудники проходят обследование в соответствии с графиком. Поскольку работодатель действует в интересах учащихся, и посещения врачей, и лабораторные исследования для педагогов бесплатны. Если педагог не смог присутствовать на медосмотре в обозначенные сроки, его могут принять в любой день в дальнейшем – эта возможность также указывается в договоре с медучреждением.
Зачем нужен медосмотр педагогических работников
Педагог не сможет устроиться на работу в учебное заведение без медицинской книжки. В этом документе собрана вся информация об обследованиях, результаты анализов, сведения о вакцинации, данные о перенесенных инфекционных заболеваниях. В медкнижке также указывают сведения о гигиенической подготовке педагога и аттестации, в ней же ставится допуск к работе.
Предварительный медосмотр дает работодателю представление о физическом и психическом состоянии будущего сотрудника, позволяет на ранней стадии выявить некоторые заболевания и сделать пребывание детей и подростков в учебном заведении безопаснее. Именно на этом этапе определяется профессиональная пригодность педагога.
Ежегодный медосмотр нужен для динамического наблюдения за состоянием здоровья педагогов, своевременного выявления опасных инфекционных, паразитарных или профессиональных заболеваний, предупреждения несчастных случаев во время работы. Такой контроль также помогает выявить у сотрудника противопоказания к дальнейшему выполнению трудовых обязанностей и сформировать группы риска по развитию некоторых профессиональных заболеваний.
Освидетельствование у психиатра проводят с целью определения наличия у сотрудника психического расстройства и установления взаимосвязи этого расстройства с последствиями работы. При приеме на работу психиатр (или комиссия) определяют, в частности, способен ли человек работать с детьми. Такой осмотр проводят только при наличии письменного направления будущего работодателя.
Каких врачей нужно посетить
Прежде чем принять педагога на работу, работодатель должен удостовериться, что потенциальный сотрудник посетил следующих врачей:
- стоматолога;
- дерматовенеролога;
- отоларинголога;
- терапевта.
В рамках предварительного медосмотра также нужно сдать/сделать:
- анализ крови на сифилис;
- мазок на гонорею;
- анализ на выявление брюшного тифа;
- соскоб на энтеробиоз;
- анализ на определение возбудителей кишечных инфекций;
- бактериоскопический анализ на определение заболеваний, передающихся половым путем;
- кал на выявление гельминтов;
- флюорографию.
Этот минимум должен входить в медосмотр учителей, воспитателей, преподавателей вузов и других работников образовательной сферы. Сотрудники спортивных и развивающих секций и организаций детского досуга также должны при устройстве на работу иметь медкнижку с результатами указанных обследований. Даже если работник не имеет непосредственного отношения к образовательному процессу, он должен пройти медосмотр.
Педагоги при трудоустройстве должны также предоставить подтверждение сделанной прививки вакцины против дифтерии и кори – это может быть штамп на соответствующей странице медкнижки или документ, подтверждающий наличие иммунитета к инфекциям (если человек не в курсе, делали ли ему прививки).
Ежегодный медосмотр педагогов включает меньше исследований. Так, работнику нужно будет посетить терапевта, отоларинголога, дерматовенеролога, терапевта, сделать флюорографию, а также сдать анализ крови на сифилис и болезни, передающиеся половым путем, анализ на выявление гельминтов. К тому же педагоги должны прослушать информационный курс о заболеваниях и основных СанПиН.
Каковы санкции за непрохождение медосмотра
Если сотрудник вовремя не прошел ежегодный осмотр или работает без медкнижки, образовательное учреждение может быть оштрафовано. Причем меры за непрохождение медосмотра регламентируются одновременно Трудовым, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях:
Административная ответственность: за непрохождение медосмотра должностные лица и ИП могут быть оштрафованы на сумму до 25 тысяч рублей, а юридические лица – на сумму до 130 тысяч. Повторные нарушения предусматривают более высокие штрафы. Кроме того, должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет.
Уголовная ответственность: педагог без медкнижки или имеющий противопоказания к работе может причинить вред здоровью или состоянию других людей. Если это произойдет, работодатель может быть оштрафован на сумму до 400 тысяч рублей, приговорен к выполнению обязательных или исправительных работ или лишен свободы на срок до года.
Если работник по своей вине пропустил обязательный медосмотр, руководство вправе отстранить его от работы и/или применить дисциплинарное взыскание. При этом на период отстранения зарплату такой педагог получать не будет. Сотруднику следует иметь в виду, что в случае повторного непрохождения медосмотра существует риск увольнения.
Своевременное проведение медицинских осмотров педагогических работников позволит руководству школ или других образовательных учреждений избежать штрафов и защитить своих учащихся.
Оригинальная статья размещена здесь.
Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Противопоказаниями к деятельности социального педагога являются общие противопоказания педагогической деятельности:
· Сенсорные дефекты (резковыраженные дефекты слуха и речи);
· Нервные и психические заболевания;
· Инфекционные заболевания.
В настоящее время значительная часть социальных педагогов работает на основе среднего и высшего педагогического образования после прохождения специальных курсов по социальной педагогике. Однако во многих ВУЗах появилась отдельная специализация «социальный педагог». Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования».
Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств:
· Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда).
· Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).
Социальный педагог может работать как штатная единица общеобразовательных, культурно-досуговых и спортивно-оздоровительных учреждений различного ведомственного подчинения, служб социальной защиты и социального обеспечения, правоохранительных, административно-территориальных органов, предприятий, общественных организаций, фондов, частных и коммерческих структур.
Профессия социального педагога содержит в себе элементы таких профессий как педагог, психолог, юрист.
Родственные профессии: социальный работник, специалист по социальной работе. Социальный работник имеет дело с состоявшейся проблемой (алкоголизм, бродяжничество и т.д.), а социальный педагог по своему профессиональному предназначению должен стремиться по возможности предотвратить проблему, обеспечить педагогический компонент в системе социальных служб.
Т.к. профессия является довольно новой, перспективы развития профессии очень много:
· Дальнейшая разработка теоретической базы данной специальности;
· Дальнейшая разработка методологии;
· Совершенствование обучения специалистов в данной области;
· Улучшение координации деятельности всех социальных служб.
1. Работа сенсорных систем: Норма. Особенно важно, что отсутствуют выраженные дефекты слуха и зрения.
Особенности восприятия:
Сочетание синтетического и аналитического типа.
Преобладание объяснительного, а не описательного типа (объясняют себе суть воспринятого).
Преобладание объективной, а не субъективной стороны восприятия (строгое соответствие тому, что происходит в действительности).
Развитая наблюдательность.
2. Преобладающая часть рабочего времени социального педагога проходит в общении с людьми. Человек является сложнейшим объектом, поэтому важно взаимодействие всех анализаторных систем. Особенно важна работа зрительного канала (отвечает за восприятие внешнего вида человек, невербальной коммуникации, понимание его физического и психологического состояния) и слухового канала (ответственен, прежде всего за восприятие речи) получения информации.
Темп деятельности выбирается самим социальным педагогом в зависимости от его психологических особенностей.
3. Основной установкой для деятельности социального педагога должна быть ориентация на качество и надежность. Социальный педагог должен понимать, что от правильности его профессионального решения может зависеть дальнейшая судьба ребёнка как члена социума и как личности.
4. Навык определяется как действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементарной сознательной регуляции и контроля. В данной профессии мало собственно навыков. Это, может быть, например, четко усвоенные навыки общения в целом и проведения беседы в частности. Но в большинстве случаев данный вид деятельности требует осознания и рефлексии каждого действия.
5. Для социального педагога важно иметь хорошую память. Он постоянно должен держать в голове различные сведения из психологии, педагогике, и особенно из области права, связанной с защитой интересов детей (долговременная память). Очень часто социальному педагогу необходимо запоминать детали определенной ситуации: например, при посещении дома ребёнка следует запомнить особенности обстановки, всех присутствующих и т.п.(кратковременная и оперативная память). К тому же довольно часто необходимо предоставлять объективные сведения в органы социальной защиты и судебные органы.
При выполнении служебных обязанностей важно использовать произвольное запоминание, которое основано на активности и осмыслении информации.
6. В деятельности социального педагога важно наличие высокого интеллектуального уровня. Если говорить о мышлении, то необходимо хорошее развитие всех мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, абстрагировании, обобщения, конкретизации (это связано со сложностью объекта деятельности — ребёнок в социуме). Важно так же использование таких видов мышления: теоретическое/практическое, абстрактно-логическое, репродуктивное/продуктивное.
Мышление социального педагога должно быть гибким, критичным, нестереотипным, избегающим социальных установок, а при высокой степени профессионализма, и творческим.
7. Ошибки в работе социального педагога могут быть вызваны:
· недостатком знаний в данной проблематике (например, незнание того или иного правового акта);
· сниженной способностью к рефлексии (например, отношение к ребёнку или ситуации, в которую он попал, может формироваться на основе установок, стереотипов, и даже бессознательных переживаний профессионала);
· отрицательной мотивацией;
· стрессом (эмоциональным и информационным);
· патологическим процессом.
При любой причине ошибки результатом будет неправильное понимание (нежелание понять) проблемы ребёнка, а значит и выбор неадекватных способов помощи.
8. Социальный педагог, работая в постоянном взаимодействии с людьми, касаясь по роду своей деятельности негативных сторон жизни (девиантное поведение, неблагополучные семьи, асоциальные ситуации), может часто испытывать эмоциональное напряжение. Эмоциональное давление проявляется ещё и в том, что специалисту приходится принимать очень ответственные решения, касающиеся фактически судьбы другого человека (например, он может быть инициатором дела о лишении родительских прав). Поэтому социальный педагог должен быть зрелой личностью, ему должны быть присущи такие качества и характеристики как организованность, самообладание, решительность, сопротивляемость стрессу, высокое самоуважение, низкая тревожность, высокая сила «Я концепции».
9. Данная профессия предъявляет высокие требования к коммуникативным качествам личности. Социальный педагог должен обладать широким спектром коммуникативных навыков и должен уметь:
· взаимодействовать с людьми разных социальных слоев и групп;
· слушать и слышать;
· войти в ситуацию общения и установить контакт;
· выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка;
· создавать и развивать позитивные отношения;
· строить общение на уважении, честности, вежливости, открытости;
· правильно составлять устное сообщение, чтобы смысл был доступен уровню человека, с которым взаимодействует специалист;
· объективно воспринимать и интерпретировать поведение (вербальное, невербальное, паравербальное) клиента (ребёнок, родитель и т.д.).