Медицинские противопоказания к управлению транспортным средством в беларуси
С 19 января 2019 года в Беларуси вступает в силу новый «Перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих получению водительского удостоверения»
Водители с глухотой смогут работать в такси, а онкологические больные — водить машину во всех случаях, кроме тех, когда они нуждаются в паллиативной помощи. В Минздраве объяснили, что изменилось в плане допуска к управлению механическими транспортными средствами. Напомним, Минздрав постановлением от 6 декабря 2018 года № 88 установил перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также условий, при соблюдении которых лица допускаются по медицинским показаниям к управлению.
Ирина Болдырева, консультант управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава, рассказала, что сейчас подход к допуску к управлению механическими транспортными средствами категории «В» стал более либеральным. При этом при получении категорий «С» и «D» он остался прежним, так как там идет речь о безопасности перевозки грузов. При этом допуск к управлению механическими транспортными средствами категории «В» будет осуществляться без учета «найма на работу». Это требование убрали.
Иллюстрационное фото
По постановлению беременные, имея водительское удостоверение категории «В», без ограничений по сроку беременности смогут управлять легковыми автомобилями. Ранее это было запрещено с 30-й недели беременности. Срок действия водительской медсправки, как и раньше, варьируется от 1 года до 5 лет в зависимости от наличия заболеваний у водителей. При этом при определенных заболеваниях он свой. Сам по себе порядок освидетельствования и работа водительских комиссий не изменились. То есть желающий водить автомобиль должен получить выписку из поликлиники по месту жительства, а затем пройти обследование в водительской комиссии, как и раньше. При некоторых заболеваниях увеличены сроки переосвидетельствования. Например, при инфаркте миокарда раньше это нужно было делать каждый год, сейчас — первые два года — ежегодно, а затем раз в два года. При этом после инфаркта миокарда за руль допускали через год, сейчас с учетом состояния — через шесть месяцев. Документ расширяет водительские медпоказания для инвалидов. Речь в том числе идет о людях с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Сейчас они смогут работать по водительским специальностям.
Это новшество также касается и людей с глухотой. Сейчас они могут работать таксистами. Раньше это было запрещено — несмотря на это в онлайн-сервисах по поиску машины работает немало людей с ограничениями по слуху. При этом люди с двусторонней глухотой раньше проходили водительское медосвидетельствование для категории «В» раз в два года, сейчас будут раз в полтора.
При онкологических заболеваниях ранее люди могли водить авто только после лечения и на основании заключения онколога и при условии ремиссии заболевания. Сейчас это возможно во всех случаях, кроме IV клинической группы рака. Речь идет о больных, которые получают паллиативную помощь. При этом IV клиническая группа не одно и то же, что IV стадия рака. В плане зрения, по словам Ирины Болдыревой, пересмотрели моменты, связанные с полями зрения и сроками наблюдения после оперативных вмешательств. При этом изменения несущественные, так как заболевания, связанные со зрением, могут существенно повлиять на безопасность вождения.
Постановление опубликовали на Национальном правовом интернет-портале Беларуси 4 января. Оно вступает в силу через 15 дней после опубликования.
Водители с глухотой смогут работать в такси, а онкологические больные — водить машину во всех случаях, кроме тех, когда они нуждаются в паллиативной помощи. В Минздраве объяснили, что изменилось в плане допуска к управлению механическими транспортными средствами.
Напомним, Минздрав постановлением от 6 декабря 2018 года № 88 установил перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами, а также условий, при соблюдении которых лица допускаются по медицинским показаниям к управлению.
Ирина Болдырева, консультант управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава, рассказала, что сейчас подход к допуску к управлению механическими транспортными средствами категории «В» стал более либеральным. При этом при получении категорий «С» и «D» он остался прежним, так как там идет речь о безопасности перевозки грузов.
При этом допуск к управлению механическими транспортными средствами категории «В» будет осуществляться без учета «найма на работу». Это требование убрали.
По постановлению беременные, имея водительское удостоверение категории «В», без ограничений по сроку беременности смогут управлять легковыми автомобилями. Ранее это было запрещено с 30-й недели беременности.
Срок действия водительской медсправки, как и раньше, варьируется от 1 года до 5 лет в зависимости от наличия заболеваний у водителей. При этом при определенных заболеваниях он свой. Сам по себе порядок освидетельствования и работа водительских комиссий не изменились. То есть желающий водить автомобиль должен получить выписку из поликлиники по месту жительства, а затем пройти обследование в водительской комиссии, как и раньше.
При некоторых заболеваниях увеличены сроки переосвидетельствования. Например, при инфаркте миокарда раньше это нужно было делать каждый год, сейчас — первые два года — ежегодно, а затем раз в два года. При этом после инфаркта миокарда за руль допускали через год, сейчас с учетом состояния — через шесть месяцев.
Документ расширяет водительские медпоказания для инвалидов. Речь в том числе идет о людях с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Сейчас они смогут работать по водительским специальностям. Это новшество также касается и людей с глухотой. Сейчас они могут работать таксистами. Раньше это было запрещено — несмотря на это в онлайн-сервисах по поиску машины работает немало людей с ограничениями по слуху.
При этом люди с двусторонней глухотой раньше проходили водительское медосвидетельствование для категории «В» раз в два года, сейчас будут раз в полтора.
При онкологических заболеваниях ранее люди могли водить авто только после лечения и на основании заключения онколога и при условии ремиссии заболевания. Сейчас это возможно во всех случаях, кроме IV клинической группы рака. Речь идет о больных, которые получают паллиативную помощь. При этом IV клиническая группа не одно и то же, что IV стадия рака.
В плане зрения, по словам Ирины Болдыревой, пересмотрели моменты, связанные с полями зрения и сроками наблюдения после оперативных вмешательств. При этом изменения несущественные, так как заболевания, связанные со зрением, могут существенно повлиять на безопасность вождения.
Наталья Костюкевич / TUT.BY
Чему россияне и белорусы могут поучиться друг у друга в вопросе требований по допуску граждан к управлению автомобилем?
Министерство здравоохранения Беларуси облегчило допуск к управлению автомобилями по медицинским показаниям. В том числе для водителей-профессионалов.
Казалось бы, те послабления, которые минздрав сделал, уже давно и логично должны были войти в практику. Однако именно эта сфера наиболее консервативная, и ведомства стараются лишний раз не менять установленную практику, хотя технологии давно ушли намного вперед.
Итак, в частности, изменения коснулись пациентов со злокачественными образованиями. Мало кто из водителей знал (кроме тех, которые работают в транспортных предприятиях, полностью соблюдающих требования по медконтролю за своими работниками), что любые злокачественные образования были категорическим запретом к управлению любым транспортом. Даже своим собственным, «домашним». И не важно, где эта раковая опухоль образовалась. Может, речь идет «всего лишь» о раке кожи в начальной стадии. Чем это может грозить на дороге? Чем повредит пассажирам, например, рак груди у женщины-водителя? Или меланома у водителя автобуса? А это тоже злокачественная опухоль.
По новому перечню, который утвердил Минздрав Беларуси, противопоказанием будут только злокачественные образования 4-й клинической группы. То есть для людей, которые нуждаются в паллиативной помощи.
Примечательно, что в России при любых злокачественных образованиях на любой стадии к работе водитель с таким диагнозом не допускается. Вопрос о допуске решается после проведенного лечения и по решению онколога. Однако при личном использовании автомобиля это не учитывается.
Беременные женщины в Беларуси, имеющие водительское удостоверение категории «В», теперь на любом сроке беременности могут водить машину. Ранее это запрещалось с 30 недель беременности. В России для управления автомобилем категории «В» беременность — не ограничение вообще. Однако она становится ограничением для управления грузовиками и автобусами. Причем не важно, на какой неделе беременности находится водитель.
Белорусский минздрав расширил допуски к управлению для инвалидов. Например, при нарушении функций опорно-двигательного аппарата предусмотрена возможность трудовой занятости. Это же касается и людей с нарушением слуха — они также могут быть допущены к управлению автомобилем с возможностью трудовой занятости.
Лица с двусторонней глухотой ранее проходили медицинское переосвидетельствование раз в два года. Теперь — раз в 5 лет. Это касается категории «В». При этом подход к управлению автомобилем с категориями «С» и «Д», а также тракторами остается прежним — этого требует обеспечение безопасности перевозки пассажиров и грузов.
Мы живем в Союзном государстве, и давно пора привести к общему знаменателю требования к подготовке водителей и требования по медицинским показаниям
В России также допускаются к работе инвалиды. При отсутствии конечностей вопрос решается индивидуально. При глухоте допускаются к работе те, у которых острота слуха на одно ухо не менее трех метров, а распознавание шепотной речи — не менее метра. При этом освидетельствование проводится раз в год. Полная глухота, а также тугоухость III и IV степени — запрет на управление транспортом. Так же в России не допускаются управлять автобусом люди с выраженными дефектами речи, в том числе заиканиями.
В Беларуси увеличены сроки обязательного медицинского переосвидетельствования водителей при некоторых заболеваниях. Ранее после инфаркта миокарда допускали к управлению автомобилем через год, сейчас — через 6 месяцев. Теперь переосвидетельствование в первые два года будет ежегодным, в последующем — раз в два года. Ранее проходить переосвидетельствование необходимо было ежегодно.
В России любые болезни сердца противопоказаны для работы водителем. При этом личным транспортом можно управлять с разрешения кардиолога…
Казалось бы, разница небольшая. Но мы живем в Союзном государстве, и давно пора привести к общему знаменателю и требования к подготовке водителей, и требования по медицинским показаниям. По сути, границ между государствами нет. Работать водителями могут и россияне в Беларуси, и белорусы в России. А по факту часто возникают те или иные рамки, которые в одном случае что-то разрешают, а в другом запрещают.
Стоит отметить, что российские медицинские показания также стоило бы пересмотреть. Совершенно непонятно, чем провинились беременные на первых сроках и насколько они опасны для окружающих, если управляют автомобилем. Тем более непонятно, чем опасны люди со злокачественными опухолями, если зачастую узнают о них только на 4-й стадии.
Но любая строгость российских законов, как известно, компенсируется необязательностью их исполнения. Например, про тот же рак можно узнать только после тщательного наблюдения за анализами больного. Ни один медик при проведении предрейсового осмотра таких анализов не получает. Да и при проведении раз в год или полгода обязательного медосмотра это сложно выявить. Пока клиент сам не пожалуется.
Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.
Список требований к состоянию здоровья водителей сокращен, внесены изменения в сроки получения ими медицинской справки. Об этом говорится в постановлении Минздрава № 88 от 6 декабря 2018 года, которое размещено на Национальном правовом интернет-портале.
Ирина Болдырева, консультант управления медицинской экспертизы главного управления организации медицинской помощи, экспертизы, обращений граждан и юридических лиц Минздрава, рассказала, что сейчас подход к допуску к управлению механическими транспортными средствами категории «В» стал более либеральным. При этом при получении категорий «С» и «D» он остался прежним, так как там идет речь о безопасности перевозки грузов.
При этом допуск к управлению механическими транспортными средствами категории «В» будет осуществляться без учета «найма на работу». Это требование убрали.
По постановлению беременные, имея водительское удостоверение категории «В», без ограничений по сроку беременности смогут управлять легковыми автомобилями. Ранее это было запрещено с 30-й недели беременности.
Срок действия водительской медсправки, как и раньше, варьируется от 1 года до 5 лет в зависимости от наличия заболеваний у водителей. При этом при определенных заболеваниях он свой. Сам по себе порядок освидетельствования и работа водительских комиссий не изменились. То есть желающий водить автомобиль должен получить выписку из поликлиники по месту жительства, а затем пройти обследование в водительской комиссии, как и раньше.
При некоторых заболеваниях увеличены сроки переосвидетельствования. Например, при инфаркте миокарда раньше это нужно было делать каждый год, сейчас — первые два года — ежегодно, а затем раз в два года. При этом после инфаркта миокарда за руль допускали через год, сейчас с учетом состояния — через шесть месяцев.
Документ расширяет водительские медпоказания для инвалидов. Речь в том числе идет о людях с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата. Сейчас они смогут работать по водительским специальностям. Это новшество также касается и людей с глухотой. Сейчас они могут работать таксистами. Раньше это было запрещено — несмотря на это в онлайн-сервисах по поиску машины работает немало людей с ограничениями по слуху.
При этом люди с двусторонней глухотой раньше проходили водительское медосвидетельствование для категории «В» раз в два года, сейчас будут раз в полтора.
При онкологических заболеваниях ранее люди могли водить авто только после лечения и на основании заключения онколога и при условии ремиссии заболевания. Сейчас это возможно во всех случаях, кроме IV клинической группы рака. Речь идет о больных, которые получают паллиативную помощь. При этом IV клиническая группа не одно и то же, что IV стадия рака.
В плане зрения, по словам Ирины Болдыревой, пересмотрели моменты, связанные с полями зрения и сроками наблюдения после оперативных вмешательств. При этом изменения несущественные, так как заболевания, связанные со зрением, могут существенно повлиять на безопасность вождения.
Постановление опубликовали на Национальном правовом интернет-портале Беларуси 4 января. Оно вступает в силу через 15 дней после опубликования.
Многие водители удивляются: зачем вообще нужна эта медсправка? Сотрудник ДПС, остановивший автомобиль на трассе, не имеет права ее потребовать. Техосмотр можно попросить соседа пройти. Раньше отсутствие медицинской справки было чревато, например, финансовыми неприятностями. В случае ДТП страховая компания могла выставить регрессный иск виновнику. Что изменилось теперь?
Часть первая. Формальности
Еще месяц назад порядок был таков: с истечением срока действия медсправки водительское удостоверение автоматически становилось недействительным (в соответствии со статьей 27 закона о дорожном движении). Большинство узнавало, чем это чревато, только после совершения ДТП. Формальный повод поинтересоваться, а есть ли действующие (это ключевое слово) права у виновника аварии, появлялся у страховщиков. Они отправляли запрос в ГАИ, оттуда его переадресовывали в медицинские учреждения.
Если оказывалось, что медсправка уже просрочена, то наступали финансовые последствия. «Потерпевшему представители страховой компании выплачивали компенсацию, а виновнику ДТП (если у того не было действующей медсправки) предъявляли регрессный иск: ведь он не имел права управления транспортными средствами», — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию. Потом еще ГАИ выставляла претензии в связи с вождением автомобиля без права управления.
Такие случаи, впрочем, редко афишировались и мало обсуждались. Хотя в минской поликлинике № 24 (где проходят медосмотр многие минские водители) сообщили, что каждую неделю приходило по несколько запросов из разных подразделений ГАИ.
Однако с 1 февраля этого года кое-что изменилось — вступили в силу изменения и дополнения в закон о дорожном движении. Новшества касаются в том числе медсправки. Ранее среди оснований, лишающих права управления механическим транспортным средством, было «истечение установленного срока действия справки о годности к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной — до прохождения медицинского переосвидетельствования». Но теперь эта фраза исчезла.
«Получается, даже с просроченной медсправкой водительские права будут считаться действительными?» — этот, казалось бы, несложный вопрос мы переадресовали в УГАИ МВД еще в понедельник (14 февраля). Однако ответа до сих пор не получили, хотя изменения в законе о дорожном движении вступили в силу еще 1 февраля.
По неофициальной информации, якобы юридический нонсенс был устранен, чтобы не считалось, будто медсправка главнее водительского удостоверения. Но что ж — теперь медосмотр водителям вообще можно не проходить?
Это не так. Водительскую медсправку по-прежнему могут потребовать предъявить. Во-первых, при выдаче и обмене удостоверения, выдаче талона к нему, а также при возврате этих документов (например, после оплаты штрафа в ГАИ). Во-вторых, при прохождении техосмотра. И в-третьих, при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними.
Кроме того, появилось еще одно основание для лишения права управления механическим транспортным средством — «выдача выписки из медицинских документов, подтверждающей наличие заболевания или противопоказания, препятствующих управлению механическими транспортными средствами». Это было одним из требований медиков: ведь отобрать справку, выданную на год, два, пять лет, было невозможно, а человек после инфаркта или эпилептического приступа мог вновь сесть за руль. И даже фраза из ПДД, запрещающая «управлять транспортным средством в болезненном или утомленном состоянии», не останавливала.
Так что проходить медосмотр как минимум раз в пять лет водителям все же придется. Эта процедура порой сильно затягивается. Но если знать свои права, то можно получить заветный квиток гораздо быстрее.
Часть вторая. Медосмотр
Несколько лет назад в Минске пройти водительскую медкомиссию абсолютному большинству автолюбителей можно было только в 24-й поликлинике. Тогда она находилась возле железнодорожного вокзала. В узких коридорах было не развернуться. Неудобно и водителям, и медикам. Сейчас она переехала на ул. Филимонова, 53, а водительские медкомиссии работают и в центральных районных поликлиниках города.
Мы с коллегой решили устроить небольшой эксперимент и пройти медосмотр одновременно: один в 24-й, другой — в районной поликлинике города. Забегая вперед, заметим, что собственно само прохождение медосмотра занимает не так уж много времени, а вот сбор необходимых документов затягивается.
Первым делом записываемся. В районной поликлинике пришлось искать журнал «Для водителей». Зато запись велась уже на следующую неделю! В 24-й тоже можно записаться самостоятельно в журнале, хотя проще позвонить по телефону (8-017-237-05-60, 8-044-735-74-46, 8-029-559-45-77) или оформить заявку в интернете. Но, увы, там предлагалось прийти только через две с половиной недели.
Зато есть время заняться бюрократической зарядкой — сбором нужных документов, решили мы. Что нужно? Паспорт. Ну, тут все понятно. У мужчин еще потребуют военный билет, у женщин — справку от гинеколога. Два фото (3×4) сделать сейчас можно очень быстро. Главная проблема возникла с выпиской из амбулаторной карточки.
Здесь уж никуда не деться: нам обоим пришлось идти в свои поликлиники. Медсестры из доврачебного кабинета вели себя приблизительно одинаково. Обе, всплеснув руками, отказались делать выписку: «Флюорографию не сдавали, прививки тыщу лет не делали! Давайте скоренько-скоренько».
Скоренько не получилось — около кабинета флюорографии собралась огромная очередь, в которую норовили вклиниться почетные доноры и те, кому «только спросить». Прививки и анализы вообще пришлось делать в течение нескольких дней, занимать очередь среди гриппующих и кашляющих пациентов.
Только потом мы узнали: выписку из амбулаторной карты можно было получить проще и без риска подхватить инфекцию, ожидая в очередях. Достаточно написать отказ от прохождения флюорографии и прививок. Просто многие об этом не знают, а медсестры из доврачебных кабинетов о такой возможности не говорят. Что если откажут? В самых запущенных случаях очень помогает фраза «Я буду жаловаться в Комитет по здравоохранению Мингорисполкома». Правда, есть один нюанс — подпортив отношения с медиками в своей поликлинике, пытаться пройти медосмотр там же потом будет уже сложновато. Но в 24-й выписку с отказом примут — проверено!
Сейчас сведения о том, что водитель не состоит на учете в психоневрологическом и наркодиспансере, запрашивают медики. Ехать туда нет необходимости. В обычной поликлинике достаточно написать заявление на имя главврача. «На запрос уйдет не меньше дня», — сразу предупредили в приемной. В 24-й это сделали прямо во время оформления амбулаторной карточки — за несколько минут. Нужно просто подписать заявление (без разрешения человека эти сведения медики запросить не могут).
По оплате. В 24-й придется заплатить 30 210 рублей, в обычной поликлинике — вдвое меньше, чуть больше 14 тысяч. Почему такая разница? Возможно, это связано и с тем, что в 24-й в комиссии восемь врачей: терапевт, хирург, невролог, отоларинголог, офтальмолог, эксперт, а также психиатр и нарколог. Двух последних специалистов в обычной поликлинике не было.
Получалось, что и медосмотр в обычной поликлинике удастся пройти быстрее. Но не тут-то было! Например, ожидание очереди к неврологу и хирургу заняло более полутора часов. Сам осмотр — около пяти минут, причем основное внимание уделялось изучению выписки из амбулаторной карты. Хирург просто поинтересовался, «не беспокоит ли чего», а невролог проверил рефлексы. В то же время в 24-й заставили выполнить весь «комплекс упражнений».
У дверей в кабинет отоларинголога в обычной поликлинике образовались две очереди: те, кто с талоном, и те, кто на профосмотр. Все время они между собой выясняли отношения. Сам осмотр водителей, как нам показалось, был скорее формальным. Это неудивительно: врач за час вынужден был принять около 30—40 человек! Загруженность в 24-й куда меньше, и осмотр у отоларинголога был более тщательным.
Офтальмолог из районной поликлиники попросил распознать на карточках цифры и фигуры и проверил остроту зрения. А вот глазное дно смотреть не стал.
Опять-таки в 24-й визит к окулисту занял куда больше времени. Пожилой врач долго расспрашивал про травмы и даже включал светофоры, которые находились в кабинете, — проверял на дальтонизм.
У обоих терапевтов все ограничилось измерением давления, дежурным вопросом о жалобах и изучением выписки из амбулаторной карты. В 24-й еще предстояло пройти психиатра и нарколога. Правда, они больше наблюдали, чем задавали вопросы.
Общее впечатление совпадает с мнением большинства участников соответствующей ветки на форуме Auto Onliner: в районных поликлиниках города процесс затягивается из-за того, что врачи одновременно принимают и пациентов по талонам, и водителей, пришедших на профосмотр. Осмотр часто бывает формальным, зато там меньше придираются. Визит в 24-ю, возможно, займет меньше времени, но и осмотр там доскональный. Водители, ожидавшие в очереди, рассказывали, что их отправляли на дополнительные обследования при малейшем подозрении. Кроме того, там часто выдают справки не на пять лет, а на три года или меньше.
Часть третья. Комментарий
После прохождения всех формальных процедур мы обратились к медикам за комментариями. На вопросы, которые интересуют многих пользователей форума Auto Onliner, согласилась ответить главврач 24-й минской поликлиники Ирина Жарикова.
— В какое время лучше всего проходить медосмотр? Когда очереди меньше?
— В декабре и летом людей обычно меньше. Сейчас в связи с получением новых водительских удостоверений поток возрос. Призываем всех записываться заранее, но кто-то приходит внезапно. Мы не отказываем, принимаем, однако это занимает больше времени, чем по записи. Придется подождать. Кстати, утром в понедельник почти всегда пусто и в будни после 18:00.
Всего по статистике в 2008 году к нам обратились 106 тысяч водителей, в 2009-м — 94 тысячи, в 2010-м — 114 тысяч.
— Вообще медосмотр водителей — не формальность ли?
— Отнюдь. Несмотря на то что у нас, по сути, проводится скрининговое обследование, многие заболевания выявляются впервые именно здесь. Например, сердечно-сосудистые, органов зрения и слуха. Во время обследования у терапевта многие узнают, что у них повышенное давление — совсем не рядовой, между прочим, фактор. Это первый звоночек. Значит, есть риск сердечно-сосудистых заболеваний. Это уже основание отправить на дополнительное обследование.
У нас работают опытные медики, которые могут даже по косвенным признакам диагностировать серьезное заболевание. Как-то пришел водитель, которому нужно было продлить медсправку. Невролог обратил внимание, что у мужчины абстинентный синдром и дрожат руки, ему предложили прийти повторно через неделю. А у того через несколько минут случился эпилептический приступ. В поликлинику, как оказалось позже, он приехал за рулем.
— Некоторые аварии случаются из-за того, что водителю становится плохо прямо за рулем…
— Об этом я и говорю. Значит, были предпосылки. По статистике в 35—40 лет у мужчин нередко случается так называемый внезапный инфаркт, но ранее наверняка были симптомы, на которые они не обратили внимания. Скажем, повышенное давление. Конечно, в каждом случае все решается индивидуально, однако к таким пациентам у нас повышенное внимание.
— В каких случаях могут отправить на дополнительное обследование?
— Все это регламентировано документами Минздрава (постановления министерства № 89 от 18.12.2002 и № 78 от 28.04.2008). С повышенным артериальным давлением — в кардиодиспансер, с сахарным диабетом — в эндокринологический диспансер, с обмороками — в РНПЦ неврологии и нейрохирургии. Это не значит, что в выдаче справки откажут. Но мы должны быть уверены, что человек способен управлять автомобилем безопасно.
— На нашем форуме многие жаловались, что врачи из 24-й часто придираются. Из-за обморока, который случился 10 лет назад в душном автобусе, отправляют на допобследование.
— Обмороки могут говорить о том, что у человека не в порядке сосуды. Из всех пассажиров автобуса только он один потерял сознание. Почему? В экстремальной, стрессовой ситуации, что часто бывает на дороге, это может проявиться опять. Водителей, у которых ранее были такие проблемы, мы направляем на дополнительное обследование для уточнения диагноза.
— А что насчет заболеваний легких?
— Допустим, у человека бронхиальная астма. Кажется, какое противопоказание для управления автомобилем? А теперь представьте ситуацию: у водителя случается приступ и он не знает — то ли ему ингалятор искать, то ли руль держать.
— Водители часто интересуются: каким должно быть зрение, чтобы можно было управлять без очков?
— Лучший глаз — не менее 0,6, худший — не менее 0,2.
— А когда нужен рецепт на очки?
— В случае если они имеют сложные стекла. Рецепт на очки или линзы желательно иметь с собой. Но при его отсутствии мы можем проверить силу очковых линз на платной основе — около 6 тысяч.
— Тот, у кого были разрывы сетчатки, может забыть о получении медсправки?
— Почему? Все решается очень индивидуально.
— Многие спрашивают, зачем нужен военный билет? Неужели нет доверия к выписке из амбулаторной карты?
— Ситуации разные бывают. Подлогов много, обманов тоже. У нас был такой случай. Первоначально человек принес выписку из амбулаторной карты, в которой были указаны данные о всех перенесенных заболеваниях. При прохождении комиссии было выявлено, что у него есть противопоказания к вождению. Этот человек обманным путем хотел получить медсправку в своей поликлинике. Однако в ГАИ из 24-й уже поступили сведения, что он не годен к управлению транспортными средствами.
В военном билете тех, кто не служил в армии, указана причина, по которой была предоставлена отсрочка. В том числе по медпоказаниям, а в амбулаторной карте такая информация часто отсутствует.
Вообще когда-то наверняка будет сделано единое информационное пространство между медучреждениями, и запросить данные из амбулаторной карты не составит труда. Но пока эти пробелы есть, и мы вынуждены подстраховываться.
— Что делать, если водитель потерял медсправку?
— Приехать к нам и получить дубликат. Нужен паспорт, два фото 3×4, 3600 рублей и соответствующее заявление. Оформляется в течение получаса.
UPD!
В начале марта мы получили ответ из УГАИ МВД на наш запрос, о котором говорилось в статье (см. выше).
Вот ключевая цитата: «…новая редакция статьи 27 закона о дорожном движении не содержит такого основания для прекращения права управления транспортным средством, как истечение срока действия медицинской справки о состоянии здоровья, подтверждающей годность к управлению механическими транспортными средствами».
Там также уточняется: «В соответствии с частью 10 статьи 23 закона о дорожном движении, контроль за своевременным прохождением обязательного медицинского переосвидетельствования водителями механических транспортных средств, самоходных машин осуществляется:
— при выдаче и обмене водительского удостоверения, выдаче талона к нему, а также при их возврате;
— при выдаче разрешения на допуск транспортных средств, самоходных машин к участию в дорожном движении;
— при приеме на работу водителей механических транспортных средств, самоходных машин и в период трудовых отношений с ними».