Медицинские противопоказания оператор пк
Прослушать описание профессии
История профессии
Примерный распорядок дня
Названия профессии
Оператор ЭВМ
Специальности СПО:
- «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230103);
- «Информационные системы» (230401);
- «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети» (230101);
- «Компьютерные системы и комплексы» (230113).
В начало
Сферы профессиональной деятельности
Информационные технологии
Связь
В начало
Классификация профессии
Тип профессии по предмету труда: работа оператора ЭВМ связана с цифрами и кодами, это позволяет отнести ее к типу «Человек – Знаковая система».
Тип профессии по признаку цели: гностический.
Тип профессии по средствам труда: профессия, связанная с применением автоматизированных и автоматических систем.
Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.
Класс профессии: исполнительский (по характеру труда профессия оператора ЭВМ предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач по заданному образцу, с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций).
В начало
Описание профессии
Оператор ЭВМ – специалист, осуществляющий ввод в компьютер и обработку научно-технической, социологической, экономической и другой информации.
К основным обязанностям оператора ЭВМ относятся:
- обработка информации на ЭВМ;
- ввод информации в ЭВМ с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машины;
- передача по каналам связи полученных на машинах расчетных данных на последующие операции;
- подготовка технических носителей информации на устройствах подготовки данных;
- запись, считывание и перезапись информации с носителей одного вида на другой;
- контроль технических носителей информации;
- обеспечение проведения вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами;
- наблюдение за работой ЭВМ;
- установление причин сбоев в работе в процессе обработки информации;
- запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени;
- оформление результатов выполненных работ.
В начало
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Специалист в области цифровой обработки информации должен обладать такими личностными качествами, как аккуратность, внимательность, ответственность, терпеливость, настойчивость, усидчивость.
К профессионально важным качествам оператора ЭВМ относятся:
- высокая исполнительность;
- аналитические способности;
- хорошая оперативная память;
- высокий уровень развития концентрации, распределения и переключения внимания;
- коммуникабельность;
- склонность к монотонной работе;
- высокий уровень развития технических способностей.
В начало
Медицинские противопоказания
К медицинским противопоказаниям, препятствующим работе оператором ЭВМ, относятся: заболевания нервной системы, органов зрения, иммунной системы; психические расстройства; расстройства внимания.
В начало
Требования к профессиональной подготовке
Специалист в области цифровой обработки информации должен хорошо знать устройство ЭВМ, работу операционных систем, приемы работы с различными программами, основы программирования, методы работы с оргтехникой.
Оператор ЭВМ должен уметь: выполнять ввод информации в ЭВМ с различных носителей и осуществлять вывод информации; выполнять запись, считывание, копирование и перезапись информации с носителей одного вида на другой; устанавливать причины неполадок в работе ЭВМ; устранять небольшие проблемы в работе программного обеспечения и ЭВМ; работать с базами данных; оформлять результаты работ; соблюдать охрану труда и требования противопожарной безопасности.
В начало
Область применения
На сегодняшний день профессия оператора ЭВМ одна из самых востребованных. Специалисты данного профиля необходимы на каждом предприятии. В частности, специалисты в области цифровой обработки информации чрезвычайно востребованы организациями сферы культуры (библиотеками, музеями, архивами), а также фирмами, занимающимися оцифровкой фондов этих предприятий.
В начало
Условия труда
Оператор ЭВМ может работать как самостоятельно, так и в коллективе, состоящем из нескольких специалистов. Работник проводит весь день в помещении, преимущественно сидя.
Оператор ЭВМ может выполнять работу на дому. Данный способ работы широко применяется при трудоустройстве лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В работе оператор ЭВМ использует персональный компьютер с возможностью выхода в Интернет. Рабочее место должно быть хорошо освещено; должна быть обеспечена возможность регулярного проветривания.
Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Специальной одежды (формы) для операторов ЭВМ не предусмотрено.
В начало
Профессиональные риски
Рабочая поза оператора ЭВМ – положение сидя, а поскольку в этой позе работник находится довольно долго, возможны профессиональные заболевания, приводящие к болям в спине и шее.
Длительная работа с компьютером может вызвать нарушения зрения. Кроме того, работа в постоянном напряжении и однообразный вид деятельности могут привести к усталости, неврозам и депрессии.
В начало
Требуемое профессиональное образование
Профессию оператора ЭВМ можно получить в учреждениях среднего профессионального образования по одной из специальностей: «Автоматизированные системы обработки информации и управления»; «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети»; «Компьютерные системы и комплексы».
В начало
Образовательные учреждения
В начало
Карьерный рост
Особенностью профессии оператора ЭВМ является необходимость постоянного повышения квалификации. Карьерный рост оператора ЭВМ связан с получением высшего профессионального образования либо в сфере IT-технологий, либо по профилю предприятия. Профессиональный рост может быть связан с управленческой карьерой. В таком случае рекомендуется получение дополнительного образования в управленческой сфере, например по специальности «Менеджер».
В начало
История профессии
Профессия оператора 1С сформировалась как специализация в деятельности оператора ПК (оператора персонального компьютера). Она зародилась в середине 90-х годов с активным развитием и внедрением программных продуктов компании 1С.
На сегодняшний день существует множество версий программ 1С, они предназначены для решения широкого спектра задач автоматизации учета и управления, стоящих перед динамично развивающимися современными предприятиями: это 1C:Бухгалтерия 8 ПРОФ, 1С:Предприятие 8, Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами, Бухгалтерский и налоговый учёт, Зарплата и управление персоналом, Торговый и складской учёт, Комплексная автоматизация и пр.
Внедрение новых конфигураций программ 1С позволяет совершенствовать деятельность компаний и повышать их доходность.
Операторы 1С трудятся в организациях и на предприятиях в любых сферах экономики.
Работа оператора 1С на сегодняшний день очень перспективна, востребована и хорошо оплачивается работодателем.
Тип и класс профессии
Профессия оператор 1С относится к типу «Человек-Знак», предметом труда является деятельность, в основе которой лежит работа с цифрами, таблицами, текстами, формулами и т.д.
Дополнительный тип профессии — «Человек-Техника», так как деятельность осуществляется с помощью персонального компьютера и офисной техники.
По характеру труда профессия относится к исполнительскому (алгоритмическому) классу, так как направлена на работу по заданному алгоритму, образцу, с соблюдением имеющихся правил, нормативов, инструкций, стандартов.
Содержание деятельности
Оператор 1С — это технический исполнитель, осуществляющий подготовку данных на различных электронных носителях с использованием программных продуктов 1С, в основные обязанности которого входят:
внесение в базу 1С первичной документации, ввод цифровых и других видов данных;
учет товарооборота: приход, расход, движение товара, сверка остатков;
формирование отчетов по движению товарно-материальных ценностей, поступление материалов, расход материалов;
выписка комплекта документов на отгрузку;
составление прайс-листов;
внесение товара на склад;
подготовка отчетности и пр.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Оператор 1С должен знать:
программные продукты 1С
основы документоведения
основы экономики, бухгалтерского, управленческого и налогового учета, кадровой работы.
трудовое законодательство
основы ценообразования
правила налогообложения.
Оператор 1С должен уметь:
оформлять торговые и складские документы, такие как счета, счета-фактуры, заявки, накладные и прочую документацию;
проводить инвентаризацию товаров на складе;
формировать различные формы отчетности;
создавать отчеты по остаткам, по взаиморасчетам с клиентами, торговые и кассовые отчеты;
работать с операционной системой Windows;
работать с современной офисной техникой.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Основными профессионально важными качествами оператора 1С являются:
развитое абстрактно-логическое мышление;
высокий уровень развития технических и математических способностей;
высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания;
склонность к учетно-аналитической работе;
склонность к работе с цифровой информацией;
развитая мелкая моторика кистей и пальцев рук;
терпеливость, усидчивость;
способность длительное время выполнять однообразную работу без снижения качества.
Условия работы
Для лиц с нарушениями опорно-двигательной системы должность оператора 1С оптимально соответствует физическим особенностям. Деятельность осуществляется, в основном, в положении сидя с использованием компьютера. Обычный рабочий день оператора 1С проходит в стандартных условиях, в кабинете или офисе.
Особое внимание необходимо уделить специализированной рабочей среде и рабочему месту, адаптированному под нужды сотрудника. К техническим условиям обеспечения деятельности, учитывая особенности лиц с ограниченными двигательными возможностями, относятся:
рабочее место, адаптированное для инвалида;
персональный компьютер с необходимым программным обеспечением 1С, а также с доступом в систему Интернет;
МФУ;
телефон;
нормативно-правовые и локальные акты — необходимая экономическая, юридическая литература.
Функционально-планировочная структура здания, в котором размещается организация, должна быть логически простой и компактной.
При входе в здание должны быть установлены пандусы, крепкие и надежные перила, внешняя дверь должна открываться вовнутрь, чтобы избежать травматических последствий. Ширина дверных проемов должна соответствовать эргономическим характеристикам стандартной инвалидной коляски, что соответствует 0,9 м. Применение дверей на качающихся петлях и дверей “вертушек” на путях передвижения инвалидов не допускается. Наиболее удобные в использовании двери — раздвижные автоматические. При размещении сотрудника на втором и последующих этажах, должен быть предусмотрен лифт.
Площадь рабочей зоны для специалистов с ограниченными двигательными возможностями должна быть не менее 4,2 м 2 .
Поверхность рабочего стола, используемого специалистом в работе, должна находиться на высоте не более 0,8 м над уровнем пола. Рабочий стул для инвалидов, не использующих при передвижении инвалидного кресла, должен быть оснащен устройством для изменения положения сиденья по высоте и наклону, регулируемой подставкой для ног, в отдельных случаях — специальным сиденьем, обеспечивающим компенсацию усилия при вставании.
Работа оператора 1С штатная, оплата труда осуществляется в соответствии с окладом по штатному расписанию. Стиль одежды на рабочем месте — официально-деловой.
Медицинские противопоказания
Основное противопоказание к профессии оператора 1С для лиц с ограниченными двигательными возможностями — это неспособность к выполнению данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям, препятствующим в работе оператором 1С, относятся:
травматические повреждения головного мозга;
ампутация верхних конечностей;
тяжелые и средние формы детского церебрального паралича с поражением функций верхних конечностей;
деформации рук при детском церебральном параличе в тяжелых формах гемипареза и двусторонней гемиплегии;
аномалии развития пальцев кисти, в случае препятствия работе на клавиатуре персонального компьютера;
нарушения речи при ДЦП;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук, в случае препятствия работе на клавиатуре персонального компьютера;
тяжелые формы неврологической симптоматики при ДЦП;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
органические, включая симптоматические, психические расстройства;
шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства;
умственная отсталость;
эпилепсия.
серьезные нарушения зрения
нарушения слуха
Пути получения профессии
Профессиональная подготовка, необходимая для работы оператором 1С, осуществляется в системе начального профессионального и дополнительного профессионального образования, в учебных планах которых предусмотрено обучение по базовым продуктам 1С.
Профессию оператора электронно-вычислительных машин с изучением программных продуктов 1С можно получить в экономических и финансовых колледжах, коммерческих школах, учебных центрах и пр.
Условия для обучения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы созданы в Москве в таких образовательных учреждениях, как:
Технологический колледж № 24;
Экономико-технологический колледж № 22;
Финансовый колледж № 35;
Московский промышленно-экономический техникум;
Колледж малого бизнеса № 4;
Колледж сферы услуг № 10;
Колледж предпринимательства № 11;
Строительный колледж № 12;
Политехнический колледж № 8 им. Н.Ф. Павлова;
Московский реабилитационный центр для инвалидов, техникум;
Технологический колледж № 14;
Колледж предпринимательства № 15;
Колледж малого бизнеса № 48;
Технологический колледж № 49;
Московский социально-педагогический колледж.
Центры дополнительной профессиональной подготовки также проводят дистанционное обучение всех желающих и выдают по окончании курсов сертификат 1С.
Учебный центр «1С-Рарус»;
Учебный центр «Специалист»;
Учебный центр «RG-Soft» и многие другие.
Пути получения профессии в регионах Российской Федерации
В регионах Российской Федерации профессиональную подготовку для работы оператором 1С можно получить в:
Калачевском техникуме-интернате;
Центре обучения инвалидов при Санкт-Петербургском государственном инженерно-экономическом университете;
Михайловском экономическом колледже-интернате;
Оренбургском техникуме-интернате;
Старорусском муниципальном социальном колледже;
Новокузнецком профессиональном училище-интернате;
Саратовском учебном комплексе для инвалидов;
Сиверском техникуме-интернате бухгалтеров;
Кунгурском техникуме-интернате;
Открытом колледже дистанционного образования – https://www.college.ru/.
Области применения профессиональных знаний
На сегодняшний день профессия оператор 1С очень востребована на рынке труда Москвы. Существует большое количество организаций и предприятий в различных сферах экономики, нуждающихся в таких специалистах. Высокий спрос на операторов 1С объясняется, прежде всего, необходимостью подготовки отчетности для государственных органов о финансово-хозяйственной деятельности предприятия или организации в программе 1С. Чаще всего, штатные должности операторов 1С вводятся в крупных и средних компаниях с большим товарооборотом. В других организациях функции операторов 1С возложены на администраторов, офис-менеджеров, секретарей, бухгалтеров и пр.
Оператор 1С имеет шансы трудоустроиться в:
розничные торговые сети и отдельные магазины;
Интернет-магазины;
оптовые торговые компании;
оптовые базы;
крупные склады;
дистрибьюторские компании;
промышленные предприятия;
логистические компании;
компании, предоставляющие различные услуги юридическим и физическим лицам;
государственные учреждения;
компании по производству и продаже программного обеспечения;
организации, предоставляющие услуги мобильной и Интернет-связи;
строительные компании;
агентства по продаже недвижимости и т.п.
Перспективы карьерного роста
На базе своих знаний и навыков оператор 1С имеет возможность выстроить карьеру в нескольких направления: торговле, складском или бухгалтерском учете, административно-хозяйственной работе, внешней экономической деятельности, информационных технологиях и других.
Получение высшего профессионального образования открывает возможности вертикальной карьеры.
Нередко операторам 1С предоставляется возможность работать на условиях дистанционной занятости (надомной работы, выполнения заказов на договорной основе).
История профессии
Люди обменивались известиями еще в древние века. Еще в I тысячелетии до нашей эры греческие историки упоминали о передаче сообщений у народов, обитавших в Северном Причерноморье и Средней Азии — скифов, сарматов, саксов и массагетов. В то время информация передавалась дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату.
С почтой тесно связаны имена многих выдающихся государственных деятелей. Среди них дипломаты П.П. Шафиров и А.А. Безбородко, историк и горный инженер В.Н. Татищев, полководцы Б.П. Шереметев и З.Г. Чернышев. С деятельностью почты мы сталкиваемся ежедневно.
Работа оператора связи разнообразна. Квалифицированный оператор владеет всеми почтовыми операциями. Оператор связи должен быть готов к профессиональной деятельности в качестве специалиста по предоставлению услуг почтовой связи, электронной почты, финансовых услуг по обработке и перевозке почты, распространению периодических печатных изданий в организациях, предоставляющих услуги почтовой связи.
Тип и класс профессии
Профессия оператора связи относится к типу «Человек – Знак», так как связана со знаковой информацией: цифрами, расчетами, таблицами.
Дополнительный тип профессии — «Человек — Человек», поскольку предполагает непосредственное общение и обслуживание людей.
Профессия оператора связи принадлежит к исполнительскому (алгоритмическому) классу, так как связана с работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.
Содержание деятельности
Главный результат совместного труда многих тысяч операторов связи, работающих по всей России, — это быстрая надежная передача вестей от одного человека к другому через разделяющее их расстояние.
Оператор связи – это специалист, осуществляющий деятельность в почтовых отделениях, в обязанности которого входит:
предоставление клиентам услуг связи;
прием и сортировка почтовых отправлений, посылок, бандеролей;
работа на персональном компьютере;
оформление не розданных почтовых отправлений;
учет, группировка и систематизация документов в производственных архивах предприятий связи;
обработка, отправка и выдача посылок, ценных писем;
ведение архива, первичный учет документов;
обслуживание автомата, сортирующего письма по почтовому индексу.
Требования к знаниям и умениям специалиста
Оператор связи должен иметь среднее полное общее или начальное профессиональное образование, а также должен знать:
технологический процесс выполняемой работы;
требования, предъявляемые к качеству выполняемых работ;
латинский шрифт;
стандарты и правила оказания услуг почтовой связи;
почтовую терминологию;
правила пользования сборником почтовых посылок;
порядок приписки почтовых отправлений к документам;
административно-территориальное деление РФ;
организационную структуру органов связи;
тарифы на услуги связи в пределах выполняемой работы;
порядок приема подписки и переадресовки периодических изданий;
порядок составления отчетов о проделанной работе.
Оператор связи должен уметь:
осуществлять деятельность с использованием современных компьютерных средств;
владеть навыками канцелярской работы;
быстро выполнять математические вычисления;
быстро осваивать новую аппаратуру в связи с техническим переоснащением почтовых учреждений;
пользоваться справочниками.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Профессия оператора связи подходит для людей с незначительным снижением слуха и нормальным развитием речи, так как предполагает вербальное общение с людьми.
К профессионально важным качествам оператора связи относятся:
математические способности;
развитая долговременная и оперативная память;
умение организовывать свою деятельность;
внимание к деталям;
аккуратность, организованность;
психологическая устойчивость;
вежливость, тактичность.
Условия работы
Условия труда на рабочих местах специалистов с нарушениями слуха должны соответствовать Индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности).
Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.
Оператор связи работает в комфортных условиях в помещении, как правило, вместе с коллегами. Его рабочее место оборудовано в соответствии с теми операциями, которые он выполняет: столом, кассовой машиной, компьютером, на столе — штемпеля, сургуч, шпагат, бумага. В своей работе оператор связи использует ручные и электрифицированные средства труда — ручку, калькулятор, компьютер, весы. В зависимости от степени потери слуха оператор связи может заниматься обслуживанием клиентов или выполнять только технические операции.
Труд оператора связи имеет такую организацию, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и отвечает за нее. Функционально оператор почтовой связи является исполнителем, но ход своей трудовой деятельности он организует самостоятельно.
При организации работы оператора связи с нарушениями слуха здания и помещения, где осуществляется деятельность, должны быть оборудованы информационными индикаторами противопожарной системы, а также визуальными ориентирами: различными освещаемыми указателями в виде символов и пиктограмм с использованием яркого цвета, контрастного по отношению к фоновой поверхности; контрастным цветовым обозначением входов. Текстовая информация должна быть максимально краткой. Ориентиры-указатели направления движения должны быть однотипными для всего объема здания и зданий одного комплекса.
Для специалистов с нарушениями слуха продолжительность ежедневной работы устанавливается в соответствии с медицинским заключением.
Медицинские противопоказания
Основное противопоказание к профессии оператора связи для лиц с нарушениями слуха — это неспособность к данной трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
К медицинским противопоказаниям, затрудняющим работу оператора связи, относятся:
полная потеря слуха — слух полностью отсутствует или имеется остаточный слух, на базе которого невозможно самостоятельное формирование речи;
значительное снижение слуха с тяжелым недоразвитием речи;
травматические повреждения головного мозга;
тяжелые заболевания опорно-двигательной системы с поражением функций верхних конечностей, с деформацией рук;
нарушения речи и артикуляционного аппарата;
психические и нервные заболевания (тяжелая и среднетяжелая форма полиомиелита);
нарушение координации движений кистей и пальцев рук, тремор рук;
психические расстройства и расстройства поведения (со средними и тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями);
умственная отсталость;
эпилепсия;
серьезные нарушения зрения.
Пути получения профессии
Образование по специальности «Оператор связи» можно получить в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, где обучающийся получит базовые знания в области компьютерных технологий, применения современного почтового оборудования. Срок обучения на базе среднего (полного) общего образования — 10 месяцев, на базе основного общего образования — 2 года 5 месяцев.
Простым навыкам обработки почтовых отправлений, регистрации писем и документов обучат на специальных краткосрочных курсах в центрах дополнительной профессиональной подготовки.
В Москве можно получить подготовку по профессии оператор связи в следующих образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку лиц с нарушениями слуха:
Московский колледж автоматизации и радиоэлектроники № 27;
Головной учебно-исследовательский и методический центр (ГУИМЦ) профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху) при МГТУ им.Н.Э.Баумана;
Московский педагогический государственный университет (МПГУ);
Учебно-методический центр ВОГ.
Пути получения профессии в регионах Российской Федерации
Инвалидам других субъектов РФ, знания по профессии оператор связи можно получить в:
Новочеркасском технологическом техникуме-интернате;
Челябинском ПТУ-интернате № 2;
Санкт-Петербургском профессиональном училище № 80;
Санкт-Петербургском Межрегиональном центре реабилитации лиц с проблемами слуха;
Липецком профессиональном училище № 5;
Самарском профессиональном училище № 20;
Сарапульском колледже для инвалидов;
Ивановском профессиональном училище-интернате;
Владимирском государственном университете — центре профессионального образования инвалидов, партнере всемирной сети университетского образования глухих;
Уфимском профессиональном лицее № 64;
Уфимском профессиональном училище № 63;
Стерлитамакском профессиональном лицее № 71;
Октябрьском профессиональном лицее № 22;
Институте социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета (инвалидов по слуху).
Области применения профессиональных знаний
Операторы связи требуются повсеместно в почтовых отделениях связи. На сегодняшний день в России свыше 42 тысяч отделений связи и практически в половине из них требуются квалифицированные сотрудники. Опытных операторов связи трудоустраивают компании мобильной связи, радио и телевизионные компании, call-центры, узлы связи, телефонные справочные.
Перспективы карьерного роста
Карьерный рост оператора связи зависит от его интересов, профессиональных планов, личных и профессиональных качеств. Со временем, приобретая опыт, оператор связи может получить повышение — оператор связи 1, 2, 3 класса.
При желании оператор связи может освоить смежные профессии, такие как оператор мобильной связи, кассир, операционист банка.
Управленческая карьера потребует повышение образовательного уровня до высшего профессионального образования.