Медицинские противопоказания операторов азс
В России насчитывается около 45 000 автозаправочных станций (АЗС) общего назначения. Контролировать бесперебойную работу заправочной станции, быть ответственным за ее безопасность, руководить приемом нефтепродуктов призван оператор АЗС. Это серьезная работа с большим количеством обязанностей.
Оператор и заправщик – одно и то же?
Заправщик АЗС – сотрудник станции, который заправляет автомобиль топливом, пока клиент оплачивает покупку, а иногда самостоятельно берет деньги у водителя и потом заправляет машину. Работает на улице, на территории станции. Этот сотрудник обязан разбираться в вопросах противопожарной безопасности, охраны труда, приема нефтепродуктов, заправки автомобиля. Труд заправщика больше физический. Как правило, это чисто мужская профессия.
Оператор, в свою очередь, – это кассир, продавец нефтепродуктов. Работает он в помещении, принимая деньги от клиентов и запуская с помощью компьютера топливо на колонки. Обязанностей и ответственности у оператора больше, поэтому и зарплата – выше. Труд оператора в основном интеллектуальный. Примечательно, что большинство операторов – женщины.
Условия работы
Профессия оператора АЗС предполагает посуточный сменный график работы. Как правило, это сутки/трое, то есть сутки работы, трое – на отдых. Большинство компаний предоставляет своим сотрудникам официальное трудоустройство согласно ТК РФ с социальными гарантиями (больничный, отпуск).
Оператор весь свой рабочий день должен пребывать на заправочной станции.
Требования к кандидатам на должность оператора
Опыт пользования кассой будет несомненным преимуществом для освоения этой специальности. К обязательным требованиям можно также отнести:
— наличие среднего профессионального образования;
— коммуникабельность;
— грамотную речь;
— уверенное владение ПК;
— желание работать с людьми.
Стоит добавить, что в работе оператора АЗС приветствуются такие качества, как внимательность, аккуратность, ответственность, стрессоустойчивость, умение мирно разрешать конфликтные ситуации. Что касается профессиональных навыков, то многие компании предлагают бесплатное обучение операторов АЗС при трудоустройстве.
Необходимые знания для работы
Оператор должен знать:
- устройство и принцип действия заправочного оборудования, правила безопасности при его эксплуатации;
- способы измерения, назначение и правила пользования контрольно-измерительными приборами;
- название, основные характеристики, сорт и марки продаваемых нефтепродуктов;
- регламент получения и порядок оформления документации на принимаемое и реализуемое топливо;
- принципы безопасного хранения нефтепродуктов и заправки автомобилей;
- способы оказания первой доврачебной помощи;
- основные методы пожаротушения.
Должностные обязанности
Рабочее место оператора АЗС располагается за кассовым аппаратом, в здании станции. Кроме координации работы станции, в обязанности оператора входит заполнение документов и ведение всей бумажной работы. В некоторых случаях операторы руководят заправщиками АЗС.
При возникновении аварийных ситуаций на станции оператор должен быть готовым самостоятельно решить проблему, а при необходимости — оказать помощь пострадавшим.
Условно обязанности оператора АЗС можно поделить на три периода:
- заступление на дежурство;
- время дежурства;
- сдача смены.
Начало смены
Придя на дежурство, оператор обязан:
— проверить исправность работы кассы и инструментов, наличие необходимых материалов (кассовая лента и другое);
— убедиться в наличии на рабочем месте документации по утвержденному перечню;
— оформить прием денежных средств в кассе;
— проверить по счетчикам и принять имеющееся в емкостях количество топлива;
— убедиться, что на территории АЗС и на рабочем месте порядок.
С момента вступления на смену оператор до конца дежурства несет ответственность за все, что будет происходить на станции.
Период дежурства
Во время смены в должностные обязанности оператора-кассира АЗС входят следующие.
1. Предоставление бесперебойного отпуска топлива покупателям.
2. Во время приема топлива прекращение торговли с оповещением клиентов информационной табличкой, по завершению операции — возобновление продаж.
3. Прием поступающих нефтепродуктов. Сюда входит:
— изучение документации на груз;
— проверка уровня топлива в бензовозе и емкости АЗС до слива;
— слежение за сливом из бензовоза в емкости;
— визуальный осмотр бензовоза, чтобы убедиться, что он пуст;
— замер уровня после слива в емкостях.
4. Фиксация всех измерений и событий в сменный журнал.
5. Поддержка чистоты и порядка на территории заправочной станции.
6. Составление кассовой отчетности.
7. Передача в установленное время денежных средств инкассаторам, согласно правилам передачи.
Во время дежурства запрещено оставлять рабочее место пустым без разрешения начальника.
Отпуск топлива
Заправка транспортных средств происходит с помощью смесе-, масло- и топливораздаточных колонок.
Нефтепродукты предоставляются потребителям по специальным талонам, за наличные деньги или по безналичной форме оплаты с помощью пластиковых карт. Порядок учета талонов на топливо регламентирован в инструкциях.
Оператор-кассир АЗС, отпускающий нефтепродукт, должен:
— следить за исправностью работы топливных колонок;
— смотреть за тем, чтобы водители не совершали переливов бензина и соблюдали правила пожарной безопасности;
— в утвержденном порядке устанавливать погрешность показаний колонок с помощью образцовых приборов;
— отслеживать наличие и целостность пломб на колонках;
— осуществлять визуальный контроль мест заправки транспортных средств на предмет чистоты, возможных разливов нефтепродуктов, при возникновении принимать меры к их устранению.
Все транспортные средства заправляются в порядке очереди, исключение – автомобили специального назначения (пожарные машины, полиция, скорая помощь, снегоуборочная техника, рейсовые маршрутные автобусы), автомобили со скоропортящимися продуктами.
Заправка машин иностранных граждан осуществляется по сервисным книжкам и только за наличный расчет.
Продавать топливо в пластиковые канистры и стеклянные емкости запрещено. Расчет за нефтепродукты осуществляется через кассу с выдачей чека, который содержит информацию о стоимости и количестве продукта.
Сдача смены
1. После окончания дежурства смена передается, согласно инструкции оператора АЗС.
2. Замечания, обнаруженные во время передачи, регистрируются в сменном журнале. Сдающий расписывается в журнале в сдаче смены, а заступающий – в принятии.
3. После завершения дежурства оператор заполняет документ сменной отчетности, который вместе с итоговым чеком и полученными квитанциями (талонами) передается для контроля управляющему заправочной станции.
На современных автозаправочных станциях организована продажа не только нефтепродуктов, но также сопутствующих и продовольственных товаров, услуг. Клиенты могут приобрести необходимые в дорогу вещи: стеклоомывающую жидкость, автомобильные щетки, салфетки для рук, кофе, продукты фастфуда. На некоторых АЗС есть возможность перекусить, подкачать шины, пополнить счет мобильного телефона и так далее. Оператор станции должен разбираться в предлагаемом ассортименте, уметь предлагать товар и быть доброжелательным.
Внештатные ситуации
- В случае нарушения работоспособности электрооборудования, топливораздаточной колонки или кассового аппарата необходимо вызывать мастера-ремонтника и сообщить управляющему или начальнику АЗС.
- При прекращении подачи электроэнергии сообщается в аварийно-дежурную службу организации, поставляющей питание, а также ставится в известность управляющий (начальник) АЗС.
- При возникновении чрезвычайного происшествия или ситуации (наводнение, возгорание, транспортная авария, угроза взрыва и так далее) необходимо сообщить в соответствующую ведомственную службу и управляющему станцией. Далее действовать по обстоятельствам, согласно внутренним инструкциям.
- Все происходящие во время смены внештатные события и ситуации должны отражаться в журнале.
- Обо всех ошибках и нарушениях оператор в объяснительной записке в письменной форме уведомляет руководство.
Обучение
На оператора заправочных станций (код профессии: 15594) обучают в сертифицированных учебных центрах. Подготовительные курсы оператора АЗС длятся 1-2 месяца (60-80 академических часов). Во время обучения студенты знакомятся с основными правилами безопасности работы заправочной станции и протекающими на ней процессами, фундаментальными принципами обслуживания клиентов, правилами приема нефтепродуктов, профилактики и устранения аварийных ситуаций.
Программа обучения оператора АЗС включает в себя изучение следующих тем:
— правовые нормы и законодательные акты, регламентирующие работу оператора автозаправочных станций;
— виды нефтепродуктов, их свойства и характеристики;
— описание и принцип работы заправочного оборудования;
— типы заправочных станций, варианты их расположения на местности;
— способы контроля перемещения топлива, организация приемки, распределения и реализации (отпуска);
— осуществление замеров с использованием метрологических приборов (мерник, метрошток, цилиндр);
— проведение проверки контрольно-измерительных приборов;
— требования к кассовой и отчетной документациям;
— охрана и гигиена труда, принципы энергетической, экологической и пожарной безопасности;
— правила эксплуатации контрольно-кассовых машин;
— профессиональная этика работников сферы обслуживания.
В качестве дополнительных дисциплин могут быть изучены: выявление признаков подделки денежных знаков, порядок приема оплаты по пластиковым картам, защита от гипноза, способы определения остатка нефтепродуктов в резервуарах, заполнение актов на возврат денежных сумм, оформление протокола на причинение ущерба компании покупателями, практические занятия по приему талонов на топливо, пользование компьютерной программой для отпуска бензина и другие.
Форма обучения – очная, включает в себя практические занятия по оформлению документов.
По окончанию обучения выдается удостоверение по профессии установленного образца.
Оплата труда
Зарплата оператора АЗС зависит от типа заправки, удаленности ее от населенного пункта, от компании-владельца, региона расположения и от выполняемых функций (разряда).
Средняя заработная плата за 2017 год составила 23-30 тысяч рублей в месяц. Наибольшее число вакансий на должность открыто в Московской, Ленинградской и Свердловской областях. Самой высокооплачиваемой профессия оператора АЗС является в Республике Башкортостан (40 тысяч рублей), далее идут Кировская (31000 рублей) и Калужская (29800 рублей) области.
Добрый день!
Факт «относится/не относится» для практического применения недостаточен, а посему — дополнительные комментарии к ответу Натальи. ))
Бензин является опасным для репродуктивного здоровья человека веществом (приложение 4 к Руководству Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденному Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 г.; далее — Руководство Р 2.2.2006-05). Наличие паров бензина в воздухе рабочей зоны, скорее всего, приведет к признанию условий труда операторов заправочных станций вредными или опасными (внимание! — речь идет о необходимости проведения аттестации). Профессия оператора заправочных станций, постоянно занятого работой на бензозаправке и заправке смазочными материалами, упомянута в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденном постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (п. 41 раздела XLIII. ОБЩИЕ ПРОФЕССИИ ВСЕХ ОТРАСЛЕЙ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА; 6 рабочих дней дополнительного отпуска).
Обращаемся к Постановлению от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», которым работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск — не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда — не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Знакомимся со статьей Иванова А. «О предоставлении компенсаций за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда» («Трудовое право», 2012, N 2): «В Постановлении N 870 имеется противоречие между п. п. 1 и 2. Пункт 1 устанавливает минимальные размеры компенсаций, поэтому работники настаивают на предоставлении работодателями содержащихся в Постановлении N 870 минимальных компенсаций. Работодатели, руководствуясь п. 2 Постановления N 870, отказывают в предоставлении компенсаций, поскольку до принятия актов Минздравсоцразвития России предоставление минимальных размеров компенсаций, установленных п. 1 Постановления N 870, невозможно; до принятия актов Минздравсоцразвития России сохраняют свое действие акты бывшего СССР.»
Переходим к событиям 4 апреля 2012 г., когда судебная коллегия по административным делам ВС РФ рассмотрела в качестве суда первой инстанции гражданское дело об оспаривании работодателем актов, изданных в СССР, которые затрагивают его законные интересы (ч. 1 ст. 27, ст. ст. 245 — 253 ГПК РФ) и вынесла решение о том, что Постановление № 298/П-22 не применяется как противоречащее ТК РФ (Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317).
Данное дело получило значительный общественный резонанс, который, в частности, проявился в позиции Федерации независимых профсоюзов России, негативно оценившей его итог (Письмо ФНПР от 15.05.2012 «Об Определении Верховного суда Российской Федерации от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317»). Свою позицию высказали также Роструд, разъяснивший, что до принятия нового порядка предоставления компенсаций Список, утв. Постановлением № 298/П-22 может применяться, если его положения включены в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании статьи 8 ТК РФ (Письмо Роструда от 19.06.2012 N ПГ/4463-6-1), и Минтруд России (Информация Минтруда России от 01.10.2012 «Разъяснения о порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда, в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870»):
Цитата:До реализации поручения, указанного в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учетом финансово-экономического положения работодателя.
Для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труд, утвержденное постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.
Имеем «сухой остаток»: основанием для отнесения условий работы к вредным или опасным служит проведенная работодателем аттестация рабочих мест (ст. 212, ч. 12 ст. 209 ТК РФ). На основании ст. 219 ТК РФ даже если работник работает на должности или в отрасли, указанной в Списке, утв. Постановлением № 298/П-22, но по результатам аттестации рабочих мест его условия труда признаны безопасными, компенсации ему устанавливаться не должны. Ну и нелишне упомянуть, что наименования должностей должны быть приведены в соответствие с ЕТКС. Это предусмотрено п. 3 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 N 342н.
Инфоурок
›
Другое
›Презентации›Моя профессия — Оператор заправочной станции
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Оператор автозаправочных станций (АЗС) Группа 202
2 слайд
Описание слайда:
Знаю, что заправляю!
3 слайд
Описание слайда:
Современные короли бензоколонок Экономический кризис внес коррективы на рынке труда: сократился спрос на рабочих узкой специализации. По данным Центров занятости населения на работу охотней приглашают специалистов, умеющих выполнять многие виды работ, т.к. они заменяют сразу несколько человек. На рынке труда сформировался список наиболее перспективных вакансий, об одной из которых- оператор АЗС, мы и расскажем.
4 слайд
Описание слайда:
Кто такой оператор АЗС? День ото дня водители спешат по своим делам, не забывая при этом заехать на автозаправочную станцию и пополнить запасы горючего. А там их ждут операторы АЗС. Кто они? В чем их обязанности? Как говорят сами операторы: они- продавцы нефтепродуктов. Оператор АЗС не такая легкая профессия, как может показаться на первый взгляд. В его обязанности входят не только работа с клиентами и финансовые операции. Но также: прием, хранение, отпуск топлива, учетно-отчетная деятельность, проверка погрешности на аппаратах, поддержка чистоты на АЗС и многое другое.
5 слайд
Описание слайда:
Рабочее место оператора АЗС
6 слайд
Описание слайда:
Профессионально значимые качества оператора АЗС Конечно, автозаправочную станцию клиенты выбирает в первую очередь по качеству топлива. Но, второе, на что они обращают внимание, это сервисное обслуживание. Приятно, когда оператор АЗС вежлив. Еще приятнее, когда он разбирается в том, что продает и заливает в ваш бензобак. Ведь всем и всегда хочется иметь дело с профессионалами? Работа на заправке носит напряженный и опасный характер. Поэтому от оператора требуется повышенное внимание, быстрая реакция, высокая ответственность и честность. А это далеко не всем под силу.
7 слайд
Описание слайда:
Требования к индивидуальным особенностям оператора Координация и точность движений рук Выносливость Ответственность Устойчивое внимание Развитые математические способности Усидчивость Эмоциональная устойчивость
8 слайд
Описание слайда:
Медицинские противопоказания Профессия противопоказана лицам, страдающим заболеваниями сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов зрения и слуха, аллергическими и психическими заболеваниями.
9 слайд
Описание слайда:
График работы Операторы АЗС работают по 12 часов, в основном, чередуя время суток. К примеру, первые сутки — в день, вторые сутки — в ночь. Затем два дня выходных. От профессионализма операторов зависит слишком многое. Вы поверите, чтобы серьезные компании доверяли это дело людям, не проходящим специальное обучение?
10 слайд
Описание слайда:
Перспективы работы Лица, прошедшие обучение по программе подготовки операторов автозаправочных станций и успешно сдавшие квалификационные экзамены, могут работать на АЗС, АЗК (автозаправочных комплексах) и МАЗК (многофункциональных заправках) операторами заправочных станций, осуществляющих заправку автотранспортных средств нефтепродуктами, кассирами- продавцами, рабочими моек автотранспортных средств.
11 слайд
Описание слайда:
Возможности трудоустройства Они есть. Операторы в цене. На 1 февраля 2014 года имелось 5 открытых вакансий операторов АЗС в Мурманске. Срочно! В Санкт- Петербурге найдено 134 свободных рабочих места на автозаправках города.
12 слайд
Описание слайда:
Средний уровень заработной платы: 15 000 — 30 000 руб.
13 слайд
Описание слайда:
О карьере Как такового карьерного роста данная профессия не подразумевает. Обычный оператор АЗС может дорасти до старшего оператора. Затем, если вдруг на этом поприще ему станет грустно, он может сам открыть автозаправочную станцию. Знаний, умений и навыков для этих целей к тому времени будет предостаточно. А вот как быть с первоначальным капиталом, если стоимость средней по пропускной способности АЗС составляет около 500 миллионов рублей? Но это уже вопрос другой презентации.
14 слайд
Описание слайда:
Оператор АЗС должен знать: Устройство заправочного оборудования и контрольно-измерительных приборов Правила технической эксплуатации передвижной автозаправочной станции Физические и химические свойства нефтепродуктов Правила хранения и отпуска нефтепродуктов Правила по охране труда и пожарной безопасности Правила пользования первичными средствами пожаротушения Способы оказания первой помощи при несчастных случаях
15 слайд
Описание слайда:
Оператор АЗС должен уметь: Проводить текущий ремонт обслуживаемого оборудования Проводить пуск и остановку топливно-раздаточных колонок Производить автоматическую и ручную заправку горючими и смазочными материалами транспортных средств Производить заправку газобаллонного оборудования транспортных средств Осуществлять транспортировку и хранение баллонов и сосудов со сжиженным газом; Проверять и применять средства пожаротушения
16 слайд
Описание слайда:
Условия приема на обучение На обучение принимаются лица, имеющие образование не ниже основного общего, не моложе 18 лет имеющие медицинскую справку о состоянии здоровья с разрешением работы по профессии “Оператор заправочных станций”.
17 слайд
Описание слайда:
Глупые и опасные поступки на АЗС
18 слайд
Описание слайда:
Между машиной, которую заправляют, и следующим автомобилем должно быть расстояние не менее 3-х метров. Это позволит во время экстренной ситуации быстро эвакуировать другие машины.
19 слайд
Описание слайда:
А ведь на колонке есть наклейки с информацией о том, что машину нужно подавать со стороны расположения лючка бензобака. Минимальная длина шланга по стандарту — 3 м. Сделать больше? Но тогда на него будут наезжать колесами.
20 слайд
Описание слайда:
Движение на территории заправки — одностороннее. Об этом сказано в Правилах технической эксплуатации АЗС. Многие объезжают колонку и машина оказывается против движения. Это уже вопрос культуры вождения.
21 слайд
Описание слайда:
Самый вредный для здоровья вид курения Она бы еще в бензобак пепел стряхивала!
22 слайд
Описание слайда:
РОЗЛИВЫ ТОПЛИВА: большинство автомобилистов отправляют заправочный пистолет в горловину бака, жмут на фиксатор и идут оплачивать топливо. И это неверно! Пока водитель ходит по магазину, ведет расчет с оператором, шланг под давлением может упасть на землю. Водитель должен сам контролировать процесс до полной заправки.
23 слайд
Описание слайда:
На территории АЗС устанавливается ограничение скорости в 5 км/ч. Конечно, все ездят быстрее. Сотрудника ГИБДД с радаром там ведь нет, штрафовать никто не будет. Но во время любого столкновения могут быть искры, что приведет к воспламенению паров топлива.
24 слайд
Описание слайда:
В правилах технической эксплуатации АЗС есть требование заглушить двигатель скутера или мотоцикла за 15 м до колонки, заводить его можно, откатив на те же 15 метров. Байкеры считают это устаревшим правилом — ножных педалей у современных моделей нет. Однако сотрудники заправок настаивают, что требование до сих пор актуально. Опасно, если при запуске мотоцикла произойдет искрение и возгорание паров топлива.
25 слайд
Описание слайда:
Ремонтировать машину на территории АЗС строго запрещено. Даже заливать технические жидкости и стеклоомыватель вам не разрешат. Во- первых, из-за возможного образования заряда статического электричества. Во- вторых, неисправная машина сама по себе может представлять опасность. А в- третьих, из-за возможного блокирования путей эвакуации.
26 слайд
Описание слайда:
Без слов…
27 слайд
Описание слайда:
Поджечь бензин… мобильником? Про телефоны в правилах технической эксплуатации АЗС ничего не сказано. Зато есть предупреждение в инструкциях ко многим телефонам: запрещено использовать в самолете и на АЗС. Почему?
28 слайд
Описание слайда:
Ответ дан в показанном по телевизору видеоролику: во время эксперимента на сковороду положили смятую фольгу ?