Медицинские противопоказания в дневнике
3.2. Дневник самоконтроля студента специальной медицинской группы
Дневник самоконтроля учащегося
_____________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество
__________________________ ______________________________
Год рождения Уч. заведение, группа
_____________________________________________________________________
Медицинская группа
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Противопоказания (приводятся на основании медицинского осмотра)
Студент специальной медицинской группы нуждаются в постоянном контроле со стороны преподавателя физической культуры, врача и родителей. У каждого студента должен быть документ (дневник самоконтроля студента), в котором были бы приведены основные показатели здоровья, физического развития и физической подготовленности студента, анализ динамики его здоровья в период обучения.
Для ведения дневника самоконтроля рекомендуется использовать общую тетрадь, которая будет нужна в течение нескольких лет обучения. Это позволит преподавателю физкультуры проследить процесс физического развития занимающегося и своевременно подобрать необходимые упражнения и их дозировку.
Первую страницу дневника следует заполнить в начале учебного года (указывается фамилия, имя, отчество, год рождения, факультет, учебную и медицинскую группу студента, противопоказания по физической нагрузке). Ее заполняет врач или медсестра. На второй странице приводятся антропометрические показатели студента по результатам медицинского осмотра (табл. 3.3).
Таблица 3.3. Показатели физического развития (по [1])
Показатель | В начале года | В конце года |
Рост, см | ||
Масса тела, кг | ||
Окружность грудной клетки, см | ||
Сила мышц кисти: правой левой | ||
Спирометрия |
Оформляется таблица нормативов оценки физической подготовленности студента на основании программы по физического воспитания в ВУЗе (табл. 3.4) [18].
Таблица 3.4. Примерные нормативные оценки физической подготовленности (по [1])
Контрольные упражнения | Отлично | Хорошо | Удовлетворительно |
Наклон вперед из положения сидя, см | |||
Поднимание туловища, количество раз в мин | |||
Подтягивание на перекладине, количество раз | |||
Бег: | |||
челночный (4×9 м), с | |||
на лыжах: по самочувствию |
На таблицы (учебный процесс, домашние задания) отводится две страницы (их заполняют в каждом семестре). Таблицы контроля заполняют студенты под непосредственным наблюдением преподавателя физкультуры и родителей (табл. 3.5, 6).
Таблица 3.5.Упражнения, выполняемые в ходе учебного процесса (по [1])
Упражнения и отдельные задания | Дозировка (количество повторений) | Пульс | Самочувствие (хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное) | ||
до выполнения упражнений | после выполнения упражнений | после 3-минутного отдыха | |||
Таблица 3.6.Упражнения для домашних заданий (по [1])
Упражнения | Отметка о проделанной работе | Пульс | Самочувствие | |
до выполнения упражнений | после выполнения упражнений | |||
Пульс (ЧСС) на занятиях физкультуры измеряет преподаватель и студенты, а при выполнении домашних заданий студенты измеряют пульс самостоятельно.
В конце каждого семестра преподаватель физкультуры на основании полученных результатов анализирует физическую активность студентов и разрабатывает комплексы упражнений на следующий семестр, учитывая результаты предыдущих занятий.
Самими студентами проводятся простейшие наблюдения над состоянием своего организма в процессе занятий физическим воспитанием и использования природных факторов — ценное дополнение к врачебному контролю.
Для студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальным группам, самоконтроль особенно важен, так как он позволяет самим занимающимся ощутить оздоровительное значение занятий физическим воспитанием и целеустремленно относиться к использованию средств физической культуры. Кроме того, самоконтроль, позволяющий оценить субъективные ощущения, возникающие у студентов, дает возможность избежать нередких случаев неблагоприятного влияния занятий физическими упражнениями, что может происходить при передозировке, а также при использовании нагрузок без учета текущего функционального состояния организма занимающихся.
Освоив под руководством преподавателя необходимые для самоконтроля знания и практические навыки, усовершенствовав их в процессе самостоятельных занятий, студенты осуществляют самоконтроль над влиянием процесса физического воспитания на свой организм. При этом они руководствуются следующими правилами.
1. Точная и объективная регистрация всех показателей, которые подлежат учету, независимо от того, «укладывается» или нет зарегистрированный признак в предполагаемую картину изменений самочувствия и функционального состояния организма.
2. Проведение измерений в одно и то же время и в постоянных условиях, чтобы исключить влияние каких — либо привходящих факторов на организм.
3. Обязательная документация всех регистрируемых наблюдений и особенностей режима, а также его произвольных или неумышленных нарушений в «Дневнике самоконтроля».
4. Систематическое предъявление «Дневника самоконтроля» преподавателю и врачу для учета данных самоконтроля при организации педагогического процесса.
В процессе самоконтроля студенты регистрируют субъективные и объективные показатели функционального состояния своего организма. К субъективным показателям относят самочувствие, сон, аппетит, оценку работоспособности, отношение к занятиям физическими упражнениями, а также наличие каких-либо болей или неприятных ощущений.
Самочувствие— субъективно оцениваемая комплексная характеристика общего состояния организма.
Оно складывается из ряда признаков: ощущения бодрости или усталости, вялости, наличия (или отсутствия) болей или неприятных ощущений в том или ином органе, части тела и т. п. Самочувствие целесообразно оценивать по пятибалльной шкале (5 — отличное, 4 — хорошее, 3 — посредственное, 2 — плохое и 1 — очень плохое). Если у студента появляются необычные ощущения, то он должен отметить в дневнике их характер, а также указать, после чего они возникают (например, появление болей в области печени во время медленного бега). Следует иметь в виду, что боли в мышцах могут возникать при возобновлении занятий физическими упражнениями после длительного периода или же при резком увеличении нагрузки в занятиях.
Головные боли, головокружения могут начинаться при утомлении (переутомлении) и поэтому являются важным диагностическим признаком. У студентов, перенесших заболевание сердца или другое заболевание, при котором сердце вовлекается в патологический процесс, при чрезмерно интенсивных физических нагрузках могут появляться боли за грудиной (или в левой половине грудной клетки), а также ощущения сердцебиений. О таких болях студент должен немедленно сказать преподавателю, записав также в дневник самоконтроля, когда и в связи с чем были отмечены эти явления, сколько они длились.
В некоторых случаях у занимающихся физическими упражнениями может возникать ощущение недостатка воздуха при усиленном и затрудненном дыхании. Фиксировать внимание на этом явлении следует лишь в том случае, если одышка появляется после таких физических нагрузок, которые раньше выполнялись без затруднений дыхания, или же если резко усиленное дыхание длится долго после прекращения физических упражнений.
Любые необычные изменения самочувствия, появляющиеся в связи с выполнением физических упражнений следует также отмечать в дневнике самоконтроля.
Сон обычно характеризуется быстрым (в течение 5 — 10 мин) засыпанием и легким пробуждением. После сна вялость быстро проходит и появляется ощущение бодрости и свежести. Бессонница или сонливость, плохой сон с медленным засыпанием, затрудненным пробуждением, ощущением вялости, «разбитости» после сна, а также неспокойный сон (с перерывами, головными болями, сердцебиениями, беспокойными сновидениями и т. п.) может быть проявлением переутомления или начинающегося заболевания. Студенты специальных медицинских групп должны помнить, что «экономить» на сне ни в коем случае нельзя: спать нужно столько, сколько необходимо для того, чтобы почувствовать себя хорошо отдохнувшим (не менее 7,5-8 ч/сут). С началом систематических занятий физическими упражнениями потребность во сне возрастает до 8-8,5 ч.
В дневнике самоконтроля студенты регистрируют длительность сна и его характер, а при нарушениях сна — особенности этих нарушений (плохое засыпание, медленное пробуждение, бессонница, тяжелые или беспокойные сновидения и т. п.).
Аппетит характеризует важную сторону общего состояния организма, полноценность его жизнедеятельности. Ухудшение или отсутствие аппетита может указывать на утомление или начинающееся заболевание. Отмечая нарушения аппетита, важно также не упустить и другие признаки нарушения пищеварения (например, изжога, боли в под ложечной области и т. п.). Работоспособность и ее изменения исключительно важны в оценке влияния на организм занятий физическими упражнениями. Естественной, нормальной реакцией на правильно организованные занятия физическими упражнениями является повышение работоспособности, оцениваемое студентами по многим привычным показателям выполнения обычных физических нагрузок в быту и труде. Состояние утомления, субъективно ощущаемое как усталость, наступающее после занятий физическими упражнениями, обычно быстро исчезает, после чего студент испытывает повышенную работоспособность. Если же усталость ощущается долго после занятия (несколько часов) или же студент испытывает ее вне связи с занятием, то это может указывать на перегрузку физическими упражнениями либо на болезненное состояние организма. Работоспособность, как и самочувствие, желательно оценивать по пятибалльной системе.
При сниженной работоспособности необходимо учитывать и настроение, так как известно, что ухудшение настроения приводит к нарушению общего состояния организма и его работоспособности.
Правильная оценка изменений субъективного состояния организма возможна лишь при сопоставлении признаков, отмечаемых самим студентом, с показателями, объективно регистрируемыми преподавателем и врачом. Важное значение в этом отношении имеет также анализ содержания занятий физическими упражнениями (особенно самостоятельных занятий), а также учет общего режима студента.
Из объективных показателей состояния организма в процессе самоконтроля регистрируют частоту пульса, массу тела, показатели динамометрии кисти, потоотделение, а кроме того (по рекомендации педагога или врача), и другие признаки, знание которых может оказаться полезным для суждения об изменениях функционального состояния организма студента в процессе занятий физическими упражнениями.
Частоту пульса подсчитывают на лучевой артерии, располагая у лучевой кости, между ее краем и тянущимися у дистального конца предплечья сухожилиями мышц-сгибателей пальцев, четыре пальца (а не один большой палец) левой руки. Правая рука служит для записи полученных чисел. Нащупав пульсирующую артерию, следует максимально ослабить давление, чтобы создать условия для наибольших пульсовых колебаний стенки сосуда (частая ошибка — сильное давление на сосуд, мешающее колебаниям стенки артерии и нарушающее чувствительность кончиков пальцев), после этого по сигналу преподавателя или по секундной стрелке часов (секундомера) начинают отсчет пульса. В момент записи числа пульсовых ударов (если пульс подсчитывают по 10 с) обычно из-за переключения внимания происходит «сбой» в счете. Для того чтобы научиться не упускать ни одного удара пульса во время записи, необходима соответствующая тренировка. Такую тренировку рекомендуют осуществлять в два этапа, добиваясь на каждом этапе совершенного навыка счета и записи частоты пульса: на первом этапе считают в полной тишине, на втором — при меняющейся обстановке.
У самого себя студенту легче считать частоту пульса на сонной артерии. При этом большим пальцем левой руки сбоку гортани нащупывают сосуд и ощущают его периодическую пульсацию. На сонной артерии удобнее считать пульс во время занятий физическими упражнениями, когда по сигналу преподавателя студенты начинают и завершают счет пульса. Зарегистрированные показатели они сообщают сразу же педагогу (или, если желательно не затягивать паузы в занятии, запоминают). В этом случае пульс считают по 10-секундным промежуткам.
Частоту пульса рекомендуют определять утром в постели после пробуждения, а затем сразу же после перехода в положение стоя. При этом частота пульса повышается, обычно в пределах 8-16 ударов/мин. Большее учащение указывает на повышенную возбудимость нервных центров, регулирующих ритм сердечных сокращений [1.,10.,16].
Нормальная масса тела в соответствии с ростом позволяет предположить хорошее здоровье и красоту телосложения. Массу тела можно рассчитать по показателю Брока, по которому вес человека должен быть равен его росту без 100 единиц. Эту формулу применяют с поправками Брукша: у людей с ростом от 165 до 170 см вычитают 105 единиц, при росте 175-180 см — 110 единиц. В зависимости от типа телосложения показатель массы тела может колебаться в пределах плюс — минус 1,3-2,0 кг.
Массу тела достаточно измерять один раз в неделю, но не реже одного раза в месяц, лучше всего утром, натощак, после опорожнения мочевого пузыря и кишечника. Взвешиваться следует на одних и тех же весах без верхней одежды. При излишнем весе необходимо умеренно и разнообразно питаться 3-4 раза вдень и заниматься преимущественно циклическими видами физических упражнений (ходьба, бег на лыжах, на коньках, плавание и т. д.) [1.,14.,16].
После начала систематических занятий физическими упражнениями масса тела обычно несколько снижается за счет освобождения организма от излишков воды и жира. Затем, после приспособления организма к физическим нагрузкам масса стабилизируется, а в дальнейшем постепенно нарастает за счет увеличения мышечной ткани.
Развитию тренировочного эффекта свойственно регулирующее влияние на массу тела. У студентов, чья масса превышает нормальные показатели, отмечается снижение ее, тогда как у юношей (девушек) с недостаточной массой происходит ее повышение.
Динамометрия позволяет определить силу мышц кисти и спины. Кистевым динамометром измеряют силу мышц правой и левой кисти, а становым динамометром — мышц спины. При пользовании кистевым динамометром нужно удобно захватить его пальцами, положив так, чтобы стрелка и шкала были обращены к ладони. При измерении силы мышц спины необходимо ручку динамометра зацепить за звено цепи на таком расстоянии от пола, чтобы она была на уровне коленей. Ноги во время жима остаются выпрямленными. Первое, пробное, усилие рекомендуют не делать максимальным. Через некоторое время (10 — 15 мин) после пробного усилия производят максимальное усилие и полученный результат вносят в журнал самоконтроля.
Показатели динамометрии, как и все объективно регистрируемые признаки, измеряют в одно и то же время суток, причем обязательно в состоянии после предшествовавшего покоя. Недопустимо проводить измерения после занятия физическими упражнениями, так как в этом случае будут получены результаты, характеризующие влияние выполненной нагрузки и утомления на регистрируемые показатели.
Потоотделение важный показатель функции вегетативной нервной системы. Для студентов специальных медицинских групп этот признак имеет существенное значение, так как косвенно указывает на полноценность вегетативного обеспечения мышечной деятельности (или, напротив, на нарушение работы этого механизма).
Обычно вне физических нагрузок потоотделение не ощущается. Причиной ощутимого потоотделения (в подмышечной области, на ладонях, лбу) может быть волнение. При выполнении физических нагрузок потоотделение усиливается и становится ощутимым. Нормальная реакция организма при обычных температурных условиях и при тех по величине и интенсивности нагрузках, которые используют в занятиях со студентами специальных групп, характеризуется небольшой потливостью (отсутствие капель пота на лбу, влажность в подмышечной области и на ладонях). Такую реакцию обозначают как умеренное потоотделение. Появление мелких капель пота на лбу и ладонях указывает на значительное потоотделение, а струящийся у подмышечной области пот и появление крупных капель пота на лбу, груди и спине — чрезмерное потоотделение.
Развитие состояния тренированности сопровождается уменьшением потоотделения. Особенное диагностическое значение этот признак приобретает у студентов специальных групп, функция вегетативной нервной системы которых часто бывает нарушена.
Для девушек обязательным является гинекологический самоконтроль, обязывающий записывать в дневник сроки начала и конца менструаций, их длительность и наличие болей. Учет данных гинекологического самоконтроля помогает врачу в решении ряда вопросов дозирования физических нагрузок.
Работа составляет важную часть человеческой жизни. Она позволяет реализовываться, развиваться, а самое главное – зарабатывать деньги. Большинство сфер трудовой деятельности требуют от кандидата специального образования и определенных личностных качеств. Но далеко не каждый человек знает, что для многих хороших специальностей, кроме отличных знаний, понадобится иметь хорошее здоровье по определенным параметрам.
Противопоказания к профессиям – это список заболеваний, при наличии которых человек не сможет обучаться, а затем работать по выбранной специальности.
Всем известно, что состояние здоровье важно при выборе такой профессии, как летчик, полицейский, военный. А если человек хочет стать программистом, водителем или поваром, но и тут встречает препятствие в виде медицинских противопоказаний?
Начнем с того, что в любой профессии есть требования к физическому состоянию работника.
Медицинский осмотр
При устройстве на работу часто случается так, что человек не знает о необходимости прохождения медосмотра, а узнает об этом порой уже после устного соглашения. Поэтому на собеседовании лучше сразу уточнить, есть ли в нем необходимость и где пройти медкомиссию. А также стоит поинтересоваться, полагается ли компенсация оплаты.
Далее будущий сотрудник сталкивается с вопросом, в каком порядке проводится медкомиссия при устройстве на работу, каких врачей проходить. Это зависит от сферы деятельности, в которой вы предполагаете трудиться. Помимо этого, для женщин предусмотрены дополнительные специалисты, такие как гинеколог и маммолог (после 40 лет).
Работодатель, исследуя результаты медицинского заключения, прежде всего, ориентируется на тех кандидатов, которые не имеют медицинских противопоказаний к профессиям и смогут в полной мере выполнять свои должностные обязанности. Кроме того, ему выгодны такие сотрудники, ведь они меньше болеют.
Перед тем как приступить к прохождению врачей, вы должны получить направление с места работы. Затем обратитесь в поликлинику по прописке. Учтите, что, скорее всего, заплатить придется из собственного кармана. Вполне вероятно, что позже деньги вернут, но не в каждой компании это предусмотрено.
Вы получите список врачей, которые проведут медицинский осмотр. Чаще всего это такие специалисты, как:
- терапевт;
- невролог;
- стоматолог;
- дерматовенеролог;
- хирург;
- отоларинголог (лор);
- окулист.
Также обязательными являются лабораторные исследования:
- электрокардиограмма;
- флюорография;
- клинический анализ мочи и крови;
- биохимический анализ крови (на холестерин и сахар);
- гинекологический мазок.
Могут быть и другие виды анализов, опять же в зависимости от сферы трудовой деятельности.
Не стесняйтесь спрашивать у работодателя подробно о вещах, которые вам непонятны. Ведь и в его интересах, чтобы вы прошли медосмотр качественно и в короткие сроки.
При желании можно пройти медкомиссию платно и получить врачебную профессиональную консультацию в частной клинике. Это стоит немалую сумму, но зато сэкономит время и нервы, которые вы потратите в очередях поликлиники.
Медосмотры бывают:
- Обязательные. Их проходят перед поступлением на работу.
- Периодические. Такой медосмотр проводят раз в полгода, год или два. Зависит это также от специфики учреждения. Чаще всего раз в год (в обязательном порядке, если возраст сотрудника не достиг 21 года).
Где пройти медкомиссию подростку, который еще учится в школе? В любом образовательном учреждении предусмотрены ежегодные осмотры учащихся. При прохождении специалистов ребенок может задать дополнительные вопросы и получить направления к другим врачам, если нуждается в этом.
Обязателен ли медосмотр?
Существует утвержденный законом перечень, в который внесены все должности и места работы, требующие непременного прохождения специалистов. Если ваше будущее место работы к нему не относится, вы вправе отказаться от медосмотра.
В противном случае применяются строгие меры наказания:
- Отстранение от работы.
- Расторжение трудового договора.
- Дисциплинарные взыскания (выговор).
Для работодателей, которые не контролируют прохождение медкомиссии сотрудниками, предусмотрены санкции:
- Административный штраф (от 15 тысяч рублей для физических лиц и от 110 тысяч рублей для юридических).
- Приостановление деятельности учреждения на срок до 90 дней.
Специальности с обязательным медосмотром
Есть множество профессий, при устройстве на которые без медицинского осмотра вас просто не примут. К ним относятся:
- сфера образования, медицины и пищевой промышленности (в том числе общественного питания);
- учреждения, которые осуществляют коммунальное или бытовое обслуживание граждан (отели и гостиницы, работники туризма, парикмахерские и салоны красоты, ночные клубы);
- водители;
- специалисты, работающие вахтовым методом;
- работники, контактирующие с вредными или опасными для здоровья веществами;
- спортсмены;
- подземные работники;
- специалисты, работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему регионах;
- некоторые другие должности (судьи, работники ОВД, государственные служащие, спасатели, ведомственная охрана).
Психофизиология и система классификации
Помимо физического и психического здоровья людей, также важную роль играет психофизиология. Это сфера научных исследований, связанных с психологией и нейрофизиологией.
Проще говоря, рассматривает связь мозга и психики с учетом биологических факторов.
Эта наука позволяет систематизировать информацию по специальностям в зависимости в зависимости от различных факторов (история создания, характер работы, тип труда, из чего и зачем производят и пр.)
Психофизиологическая классификация профессий подразумевает под собой несколько систем. Самым рациональным считается информационно-поисковой механизм. Он включает в себя 5 признаков классификации:
- Общие сведения (название и отрасль трудовой деятельности).
- Подготовка кадров (уровень подготовленности специалиста и перспектива карьерного роста).
- Данные о производстве (содержание работы, цели и обязанности).
- Санитарные нормы труда (противопоказания).
- Психофизиологические свойства (эмоциональный фон, личностные качества, сенсорные и психические процессы).
В целом система позволяет получить все основные данные о профессии, а также узнать о нескольких специальностях, схожих по своим признакам.
Психофизиология поможет проанализировать работу сотрудника и ее эффективность.
Профессиональная ориентация
В работе с нынешними школьниками значительное внимание уделяется профориентации, поэтому подростки уже знают, что есть медицинские противопоказания к профессиям. Это самое подходящее время, чтобы серьезно подойти к этому вопросу. Чем раньше подросток задумается об этом, тем больше у него будет вариантов поменять специальность, если показатели его здоровья не подойдут для той, на которую он планировал учиться.
Чтобы выбор профессии не стал для ребенка стрессом, необходимо заранее узнать о наличии каких-либо заболеваний и уже от этого отталкиваться при выборе профессии. И в этом должны помочь взрослые, которые его окружают: психологи, педагоги, врачи и родители.
Безусловно, подросток может попытаться скрыть какой-то недуг или попробовать разжалобить врача. Основная задача в такой ситуации — думать о психологическом и физическом состоянии здоровья ребенка. Ведь заболевание все равно будет обнаружено при последующих медосмотрах, и будет очень обидно зря потратить время и деньги на обучение, которое не пригодится в дальнейшем.
Противопоказания к выбору профессий
В некоторых профессиях есть такое понятие, как абсолютное медицинское противопоказание. Назовем тяжелые стадии некоторых заболеваний, противопоказанных для большинства сфер трудовой деятельности:
- туберкулез;
- сердечно-легочная недостаточность;
- ревматизм (в активной стадии);
- болезни костно-мышечной системы с необратимыми изменениями;
- злокачественная гипертония, синдром Конна;
- заболевания почек (хронический нефрит, пиелонефрит, поликистоз);
- эндокринные заболевания;
- нарколепсия;
- болезни крови (лейкоз, анапластическая анемия);
- хронические заболевания нервной системы (с нарушениями интеллекта);
- психические заболевания (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, психопатия, олигофрения).
Министерство здравоохранения России установило список противопоказаний, при которых нужно проходить предварительные (при устройстве на работу) и периодические медицинские осмотры.
Медицинские противопоказания к допуску к работам также могут быть связаны с опасностью или вредностью:
- производственных факторов (химические или биологические вещества; в таком случае работникам требуется дополнительный медосмотр, примерно раз в 2 года);
- производственных работ (работа на высоте или с электричеством; нефтяная и газовая промышленность, деятельность на Крайнем Севере и приравненных к нему местностях).
Перечень нежелательных заболеваний
Помимо строгих медицинских противопоказаний к профессиям, есть и просто нежелательные, которые способствуют развитию заболевания. Ниже приведены болезни и специальности, по которым не стоит работать, чтобы не навредить собственному здоровью.
Самые распространенные заболевания:
1. Зрение (близорукость). Если зрение очень плохое, лучше выбирать специальности, не требующие систематической нагрузки на глаза. Также лучше избегать работы, которая требует большой физической выносливости. Заметьте, что существует множество профессий, для которых необходимо различать все цвета (радиотехническая промышленность, строительство, швейное и обувное производство).
2. Дыхательные пути (бронхиальная астма, хронический бронхит).
- плохие погодные условия (сырость, сквозняки);
- токсичные вещества и пыль (в том числе строительная);
- аллергенные продукты и вещества;
- большие физические и эмоциональные нагрузки.
Эти заболевания влекут за собой множество медицинских противопоказаний к профессиям: стоматология, химическая промышленность, строительство, фармацевтика.
3. Сколиоз. Излишняя физическая нагрузка, связанная с подъемом тяжестей, влечет за собой ухудшение заболевания.
4. Желудочно-кишечный тракт. Противопоказания данных заболеваний связаны, прежде всего, с профессиями, при которых невозможно поддерживать правильный режим питания. Например, специальности с частыми командировками и излишним шумом.
5. Сердечно-сосудистая система. Это касается стрессовых специальностей, которые подразумевают большую психическую, физическую и моральную нагрузку.
При этом помните, что в одной и той же сфере трудовой деятельности могут быть различные медицинские противопоказания к профессиям. Это зависит от образовательного учреждения, в котором человек хочет учиться, а также от конкретной специальности. Поэтому при выборе факультета обязательно поинтересуйтесь, какие показания по здоровью требуются для поступления и дальнейшей работы.
Отдельные специальности
Отдельно стоит разобрать несколько сфер трудовой деятельности, в которых медицинские противопоказания особо важны.
1. Профессии, связанные с обработкой металла:
- Инженер-технолог, конструктор (подразумевает наличие обширных профильных знаний).
- Металлург. Это название включает в себя несколько специальностей. Все они связаны с обогащением руды и выплавкой металла (сварщик, прокатчик, сталевар, токарь, фрезеровщик, слесарь, термист).
- Ювелир (специалист в сфере изготовления и ремонта изделий из драгоценных металлов и камней).
Эти виды деятельности требуют наличия очень хорошего зрения (ведь работать предстоит с мелкими деталями) и в целом отличного состояния здоровья, потому что эта деятельность чаще всего связана с большой физической нагрузкой.
Это специальности, которые связаны с физическим трудом. А мы теперь поговорим о сферах, где преобладает интеллектуальная работа.
2. Профессии, связанные с детьми.
Противопоказания данной категории относятся к любой деятельности, которая имеет отношение к воспитанию и обучению детей:
- учителя образовательных учреждений;
- воспитатели дошкольных образовательных заведений;
- педагоги дополнительного образования и многие другие.
Для работы в педагогический сфере обязательно отсутствие инфекционных заболеваний, хорошее зрение и слух, отсутствие нервных и психических отклонений. Для педагогов, связанных с большой активностью, нужна хорошая физическая подготовка (учитель физкультуры, инструктор по плаванию, хореограф и музыкальный руководитель).
Смена работы
Профессия и здоровье – главные показатели успешной жизни человека, ведь специальность помогает ему самореализоваться, а здоровье в этом поддерживает. Но что делать, если при очередном недомогании было обнаружено заболевание, при котором человек не может продолжать трудовую деятельность на своей должности?
Имейте в виду, что скрыть это обстоятельство от работодателя вряд ли получится, потому что он имеет доступ к результатам медицинского осмотра, на котором ваше заболевание будет непременно обнаружено.
Каждая ситуация индивидуальна, и руководитель сам вправе решать (основываясь на рекомендациях врача), позволяет ли состояние здоровья работника перевести его на посильную работу или же грядет увольнение.
Какие факторы могут мешать работнику продолжить свою деятельность?
- Специфика работы способствует развитию заболевания.
- В силу физического недомогания человек просто не в силах выполнить какую-либо физическую или интеллектуальную работу.
Если работодатель может исключить этот фактор, то работнику не возбраняется остаться на своей должности.
Но такое, к сожалению, возможно не всегда. Перевод на другую работу по состоянию здоровья осуществляется на основании статьи 73 Трудового кодекса РФ. Она указывает, что в случае если человек не может продолжать трудовую деятельность на своей должности, работодатель обязан предоставить работнику место, которое соответствует его возможностям (если оно есть). Для этого необходимо запросить письменное согласие работника и обязательно приложить медицинское заключение.
В случае если работник отказывается от получения новой должности или руководство не в силах ее предоставить, трудовой договор расторгается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. В таком случае человек может получить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Если же работник знал о заболевании, но скрыл это, то пособие ему не полагается.
Медицинские противопоказания у беременных
Отдельная категория работников, которая нуждается в снижении трудовой нагрузки – это беременные женщины.
Статья 254 ТК РФ говорит о том, что при предъявлении справки о беременности женщинам полагается снижение трудовой нагрузки (если это действительно нужно). При невозможности выполнить данное правило осуществляется временный перевод работника на другую должность с сохранением среднего заработка старой должности. Стоит отметить, что после декрета женщина возвращается на свою прежнюю работу.
То же самое относится и к женщинам с детьми, чей возраст не достиг полутора лет.
Профессия и здоровье – залог успешной жизни
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что медицинских противопоказаний существует много, они индивидуальны для каждой сферы трудовой деятельности.
Профессиональная пригодность и здоровье неразрывно связаны и имеют ключевое значение при выборе специальности и в целом в жизни человека. Главное – понять, что правила эти установлены в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.
Проанализируйте информацию, которую вам помогла узнать эта статья, и сделайте правильный шаг навстречу своему будущему.