Нейропсихологическая коррекция детей противопоказания
На вопросы отвечает руководитель Нейропсихологического центра
Екатерина Лебедева
ВОПРОС:Скажите, пожалуйста, мы обращались в несколько центров с проблемами ребенка, и нам везде говорят, что коррекция возможна только до 9 лет. А вы говорите о любом возрасте. Нет ли здесь подводных камней?
ОТВЕТ: На эту тему можно прочитать множество моих ответов на форуме. На сей раз приведу цитату из книги А.В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста», одного из авторов метода «Замещающий онтогенез» (стр.260). Метода, по которому работают в нашем центре и еще нескольких центрах Москвы. Более того, мы были в числе небольшого количества клинических психологов, кто внедрял в практику данный метод с момента его создания в течении 15 лет. Существуют и другие нейропсихологические методы. «И еще одно замечание, связанное с постоянно возникающими вопросами: «Когда и с какими детьми можно начинать работать по данному методу?» Ответ: «Дети ( и не только дети) могут быть всех возрастов, начиная с 4-х лет, с любым типом онтогенеза: от»супернормы» до крайней «патологии». Вместе с тем, многие разделы метода можно применять и раньше в пассивном, адекватном возрасту варианте. Исключения составляют дети с повышенной эпиактивностью; точнее, эта технология применима, более того — эффективна в работе с ними. Но она не может тиражироваться повсеместно, поскольку требует постоянного, скрупулезного, сверхграмотного клинического сопровождения эпилептологом.» «Желательно работать с первоисточниками, с создателями метода или их учениками, а не с многочисленными «апологетами» и «аранжировщиками» предлагаемой технологии». Последняя реплика связана с тем, что возмущенные родители (студенты, коллеги) постоянно сообщают о бесконечных новоиспеченных нейропсихологических центрах, работающих по… Ни у меня, ни у моих сотрудников люди из этих центров не обучались. Пару лет назад появилась дивная реклама очередного нейропсихологического центра, в которой обещают любого ребенка от всего вылечить за 15 занятий и сделать гением при помощи «метода замещающего онтогенеза», разработанного А.Р.Лурия и его учениками. Эта формулировка — свидетельство того, что в данном «нейропсихологическом» центре никто (!), включая рецензентов (!!) и научных руководителей (!!!) программ, не читал ни А.Р.Лурия, ни авторов метода «Замещающий онтогенез» А обещают они в этом заведении не только всех облагодетельствовать, но и научить желающих, то есть передать «свой богатый опыт», благо что нейропсихология сегодня востребована как никогда. Не секрет, что подобная профессиональная нечистоплотность — одна из весьма небезобидных примет нашего времени. Поэтому я так настоятельно и прошу по всем вопросам нейропсихологии адресоваться к авторитетным в этой области специалистам.» От себя добавлю по поводу возраста. Вопрос о рубеже 9-лет применительно к данному методу часто возникает в связи с тем, что изначально этот метод опробировался на детях именно этой возрастной группы (дошкольники и младшие школьники). В нашем центре мы первыми ( и до сегодняшнего времени мало что изменилось) начали работать с детьми среднего и старшего школьного возраста и со взрослыми(!).
ВОПРОС: Что может случиться при неверном использовании метода «Замещающий онтогенез»? Или просто не будет результата, но и вреда не будет. Ведь это просто физические упражнения и действия. Разве может быть от такого вред?
ОТВЕТ:Вот очень хороший вопрос!!! Самая большая ошибка заключена в факте рассмотрения коррекционной программы в качестве «полезных упражнений» и «разнообразных движений». Эдакая зарядка! Как все просто и легко!!! «Помахал руками-ногами и мозги встали на место». Извините за вульгарность последней фразы. Это не мое изобретение, это высказывание папы одного нашего ребеночка, занимавшегося в центре. После посещения занятия этот папа сделал вышеобозначенный вывод и забрал ребенка из группы, сказав, что он не так глуп, чтобы платить «такие «деньги за физкультуру. Последую примеру своей последней записи и процитирую дальше автора метода А.В. Семенович (Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза» стр. 65-66). «Я всякий раз испытываю чувство «радостного» недоумения… и поражаюсь, почему специалисты не считают нужным прочесть базовую литературу и довольствуются краткосрочными курсами, проводимыми кем угодно и на которых обещают всему и всех выучить за месяц-полтора. Возможно, я слишком акцентирую внимание читателей на обилии недобросовестных «Хлестаковых от нейропсихологии», но количество «нейропсихологических» центров и консультаций сопоставимо сегодня, пожалуй, лишь с числом магов всех цветов радуги. Никому не приходит в голову ни с того ни с сего позиционировать себя как логопеда, врача, психотерапевта без многолетней подготовки под руководством опытных наставников, без постоянного супервизорства, без знания базовой теории, наконец. Лишь нейропсихология воспринимается как гламурно-модное, вполне общедоступное и необременительное времяпрепровождение, к тому же добавим, весьма прибыльное. Но ведь мода не может служить оправданием профессиональной некомпетентности?… Мотив (он же — пафос) данного лирического отступления — отнюдь не морально-этический. Нейропсихологические технологии ориентированы на деятельность мозга. Они могут нанести неисправимый вред ребенку, будучи неграмотно используемыми. Многократно ко мне обращались родители, чьи дети после такой «хлестаковщины» демонстрировали явный регресс, а то и вовсе квалифицировались соответствующими специалистами как группа риска по отношению, например, к повышенной возбудимости порогов мозговой активности, от которой как известно, один шаг к формированию феномена эпиготовности. Но это только половина сюжета. Другая его часть связана с тем, что работая с мозгом ребенка (извините за тавтологию), вы работаете с мозгом… не только ребенка, но и своим. Если для вас не очевидна общая структура и динамика мозговой организации психических процессов, вы достаточно легкомысленно и непредусмотрительно активизируете » в случайном порядке» не только его, но и свои мозговые системы. Поскольку МЗО (метод замещающего онтогенеза) предусматривает достаточно интенсивные нагрузки, результат ( который может быть отсрочен во времени) не заставит себя ждать: вы без должного контроля со стороны собственных программ произвольной саморегуляции высвободите и начнете реализовывать такие паттерны поведения, которые в науке носят название «архаичных», то есть фило- и онтогенетически наиболее древних и малоуправляемых. Ведь не случайно в психотерапии предусмотрено периодическое прохождение специалистом не просто супервизии, но и психотерапевтической поддержки со стороны опытных мастеров. Продукция и функционал нашего мозга и мозга «пациента» становятся в момент взаимодействия изоморфными, отзеркаливая друг друга. Стереть/скорригировать это отражение можно только одним путем — постоянно рефлексируя (посредством анализа литературы и контактов с опытными коллегами) собственные поведенческие алгоритмы и новобразования, которые являются продукцией вашего мозга. Именно поэтому хотелось бы еще раз просить читателей настоящего издания не применять описываемые здесь коррекционно-абилитационные технологии без специальной подготовки, включающей усвоение и понимание интимных механизмов процессов развития.»
ВОПРОС: тоже обратил внимание, что очень важна при работе с клиентом личность психолога или психотерапевта. Мы, работая с человеком. входим в общее с ним поле. Происходит обмен, назовем его энергетическим. И получается, что применяя одни и те же методы психотерапии, обладая одной квалификацией и опытом, результат работы у одних и тех же специалистов различный. Можно делать взрослому занятия вместе с ребенокм?
ОТВЕТ: если втянуться и самим не воспринимать занятие как трату времени, а относиться как к приятному времяпровождению, где мы, взрослые, можем лишний раз пообщаться с ребенком, тогда все будет легко и просто! А самое главное — будет больше пользы! Более того. У нас проводятся занятия для взрослых. Не для взрослых детей ( подростков), а для взрослых людей. Это предлагается в Москве только в нашем центре.
ВОПРОС: Очень много развивающих брошюр для занятий с детьми. Нужно ли заниматься до коррекции ничего делать не надо? Такие задания на когнитивной части будут? В центре материалы раздают в достаточном количестве???
ОТВЕТ:Любые занятия с ребенком приносят пользу. Однако, если вы идете к нам на психомоторную коррекцию «Замещающий онтогенез» то не имеет смысла подбирать специальную литературу и заниматься самостоятельно. Программа предусматривает несколько этапов, в том числе и когнитивный и имеет специально разработанную последовательность в предъявлении заданий для детей. По окончании курса при необходимости вы получите индивидуальные рекомендации. Раздаточных материалов более, чем достаточно. Они выдаются бесплатно, так как входят в перечень предоставляемых нами услуг.
ВОПРОС: начали заниматься. И вдруг оказалось, что далеко не все действия такие простые на вид, ребенку удается выполнить. Дома стараюсь следовать инструкции руководителя, то есть буквально производить движения за ребенка …и тут…такой ор начинается… Типа «не учи кота ученого». Долго ли нарабатывается правильно выполненное упражнение. Мне хоть, к чему готовиться морально???
ОТВЕТ: Действительно в тех случаях, когда ребенок не может выполнить самостоятельно и правильно нужное движение, взрослому следует производить это движение рукой, ногой и т.д. ребенка, нарабатывая «память тела», показывая правильное действие тактильно ( а не через зрительный канал или вербальный). Со временем данное действие ребенок сможет выполнять сам без посторонней помощи. На это потребуется от недели до 2-3 недель. Психомоторная коррекция — труд для родителей не очень легкий, но при упорстве и вдумчивости он принесет хороший результат.
ВОПРОС: Нужно ли нам что-то знать о нейропсихологическом развитии, делать «небольшую коррекцию» если вдруг будут какие-то проблемы? Или этот метод только для сложных и «запущенных» .
ОТВЕТ: Такие знания полезны. Безусловно показать каждого ребенка нейропсихологу хотя бы один раз необходимо. После такого визита станет ясно, нужна ли помощь специалиста. Нейропсихологическая коррекция предусмотрена как для детей с различными заболеваниями, так и для здоровых детей. Ответ на Ваш вопрос об ощущениях ребенка в положении на спине требует очной консультации. Это может быть связано с формированием пространственных представлений в онтогенезе.
ВОПРОС: программа нейропсихологической коррекции предусматривает выполнение дыхательных упражнений. Нет ли каких-либо противопоказаний или ограничений для больных астмой?
ОТВЕТ: в принципе нейропсихологическая коррекция не имеет серьезных противопоказаний и предназначена детям ( и взрослым) независимо от возраста и состояния здоровья. Но на диагностике обязательно оговариваются индивидуальные особенности и проблемы, в том числе диагнозы, если они имеются. Затем, на основании собранного анамнеза и исходного состояния клиента, в случае необходимости подбирается индивидуальный коррекционный курс или предлагаются групповые занятия. В нашем центре имеется опыт работы с детьми с астмой и астматическим компонентом.
ВОПРОС: я поняла. что на нейропсихологическую диагностику ребенка из другого города или страны нужно привезти в центр и показать специалистам. а вот как дальше коррекцию делают не знаю.
ОТВЕТ: да, в практике центра есть такие случаи и они не редки. В центре работают даже с детьми из других стран. Существуют разные виды работы, в том числе и заочная форма. Но на диагностику и промежуточные диагностические встречи ребенка нужно привозить лично, для того чтобы отследить динамику и наметить следующие шаги в коррекционной программе.
ВОПРОС: Можно ли с помощью нейропсихологической диагностики определить диагоз СДВГ? Сейчас и врачи и психологи часто его ставят. Что вообще это такое- СДВГ с нарушением внимания?
ОТВЕТ: Диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) имеет право ставить только психиатр. Если этот диагноз действительно есть у Вашего ребенка ( то есть его поставил не воспитатель детского сада, не психолог в школе и не терапевт… и т.д.), то нейропсихологическая диагностика со своей стороны поможет определить степень «Участия» нейропсихологических факторов в данной проблеме. При истинном СДВГ нейропсихологическая коррекция показана и дает очень хорошие результаты, но огромную роль в данном процессе играет взрослый (мама, бабушка, папа ?), который взял на себя столь тяжкий труд — заниматься с таким ребеночком. Это требует неимоверной твердости в решении довести дело до конца, очень большого терпения и просто-напросто больших физических усилий. Тогда мы (вместе и родители и специалисты) на выходе имеем хорошие результаты. Если к счастью, этот диагноз поставлен ошибочно или тот, кто его «поставил» имел ввиду просто повышенную утомляемость или например повышенную возбудимость, активность ребенка, короче — если у вас нет истинного СДВГ — то тут нейропсихолог Вам просто необходим, как в плане диагностики, так и в плане коррекции имеющихся трудностей. Ответила ли я достаточно ясно и понятно? Если нет, уточните, еще раз вопрос.
ВОПРОС:Упражнения по нейрокоррекции, которые вы нам даете на распечатках раздаются в другом центре. У нас соседи показали и я удивилась. Получается, что они стандартные? тем не менее в разных центрах за одни и теже упражнения
«берут» разные деньги.
ОТВЕТ: Спасибо за Ваш вопрос, надо сказать, что он весьма актуален и поэтому я хотела бы дать на него развернутый ответ.
1. Есть большой набор упражнений (с различными вариациями), который является базовым и нужным для всех детей, начинающих заниматься психомоторной коррекцией.
2.Важно , как их подбирать и комплектовать относительно конкретного ребенка или группы.
3. И еще более важно понимать и знать, на какие особенности в данных действиях следует обращать пристальное внимание и добиваться их правильного выполнения. Именно на этих нюансах мы «нарабатываем» в головном мозге нужные (согласно диагностическим заключениям) данному ребенку связи.
4.Имеет значение также возраст ребенка (или взрослого), противопоказания и прочее.
5. Только специалист видит, насколько конкретное упражнение проработано с тем, чтобы заменить его на следующее.
6.Незнание этих «тонкостей» приводит к тому, что порой приходится слышать, что коррекция не принесла значимых результатов. Поэтому так широко растиражируемым методом замещающего онтогенеза следует заниматься в специализированных центрах, где работают опытные нейропсихологи.
7. То, что распечатки моего центра «гуляют» по Москве меня не удивляет. Возможно, родители за столько лет существования центра отсканировали их и «пустили в народ». Эти упражнения были составлены, подобраны, опробированы и напечатаны изначально мной (Екатериной Лебедевой) и моей коллегой Валентиной Колгановой (тоже руководителем нейропсихологического центра) в период нашей совместной работы в районном центре «Оптиум-классик» в Чертаново в 1999-2002 гг. Они частично включали в себя также подборку упражнений группы А.В.Семенович и Б.А.Архипова. Затем на протяжении апробации, внедрения и использования методики эти упражнения модифицировались и дополнялись. Эта работа продолжается и по сегодняшний день.
8. Если кто-то их выдает за свои, «потеряв» по дороге самих авторов, так это вполне соответствует общей картине в нашей стране. Такое происходит на каждом шагу. Важно, чтобы их хотя бы правильно применяли.
9. Вопрос по по поводу оплаты. «Деньги берут» не за упражнения, а за коррекционный курс, который сначала должен быть тщательно продуман и составлен по результатам диагностики применительно к проблемам ребенка (взрослого) и затем в течении длительного времени эти трудности прорабатываются с учетом того, что каждое занятие являет собой промежуточную мини-диагностику. Она выстраивает следующие шаги коррекционного курса. Это профессиональная работа, требующая определенной квалификации.
10. Сейчас нейрокоррекцию предлагают повсеместно. К сожалению, далеко не везде она проводится на должном уровне. Обращаю Ваше внимание, что методу нужно специально обучаться. По окончании обучения выдается сертификат.
www.neuro-psychol.ru Лебедева Екатерина Сергеевна
При использовании материалов и цитировании ссылка на источник обязательна
С точки зрения нейропсихологии, проблемы с обучением в школе у большинства детей связаны с недостатком адаптивных нейронных связей в мозге или наличием большого количества не адаптивных связей. У таких детей психические функции: память, внимание, речь, моторика сформированы не в полной мере. Выявить причины подобных состояний, избежать их последствий помогает нейропсихологическая диагностика и коррекция.
Нейропсихологическая коррекция
Детская нейропсихология занимается изучением формирования мозговых структур и степени организованности умственных процессов. Эта наука в последние годы приобретает все большую популярность из-за увеличения количества малышей, вынужденных обучаться по программе ОВЗ.
Профессиональная нейропсихологическая диагностика и коррекция рекомендованы к проведению именно в детском возрасте, когда мозг и качество его деятельности не сформированы полностью. Грамотное выявление заболеваний, установление причин нарушений в психическом развитии позволяют избежать проблем с обучением в школе.
Диагностика
Методы нейропсихологической диагностики недоразвития участков головного мозга у детей изначально разрабатывались А. Р. Лурией, его учениками как способ системного анализа взаимодействия мозга и психики. Ученые пришли к выводу, что эти системы нельзя разделить, они действую сообща, как единое целое. Опыт работы нейропсихологов показал, что эта точка зрения была и остается верной.
Поэтому сегодня специалисты нейропсихологических центров обследуют маленьких пациентов комплексно, используя следующие методики и тесты:
- Сбор анамнеза и беседа с родителями. Проводится по нескольким направлениям: течение беременности, родов, семейные хронические заболевания, наличие инвалидности у родителей, диагноз при рождении, срок грудного вскармливания, перенесенные заболевания. Обязательно затрагиваются периоды адаптации к саду и школе, готовность ребенка к поступлению в первый класс, его интересы. После сбора анамнеза, специалист выслушивает жалобы родителей, записывает их наблюдения за малышом.
- Выявление или опровержение наличия у ребенка вегетативных реакций, аффективных эксцессов, нарушений в глазодвигательных функциях, наличие ригидных телесных установок, гипертонуса, сбоев в дыхании.
- Оценка способностей ребенка: склонности к упрощению заданий, возможностей переключаться от одной деятельности к другой, поиск собственных ошибок, умение анализировать, сформированность произвольной саморегуляции.
- Тест на пространственные представления: самостоятельный рисунок, проба “Зеркальная буква”, “Слепые часы”, копирование.
- Обследование слухового гнозиса (восприятие ритма, различение бытовых шумов).
- Обследование речевых функций: беседа, составление рассказа, ответы на вопросы по картинке.
- Письмо, чтение, счет. Ребенок выполняет задания педагога.
- Проверка интеллектуальных функций с учетом возрастных норм развития.
Проведение диагностики
Стимульные материалы для нейропсихологической диагностики
На основе анализа диагностических данных, анамнеза, онтогенеза детский логопед-дефектолог составляет индивидуальную программу занятий с ребенком. Содержание курса обычно следующее: нейропсихологические упражнения для коррекции внимания, памяти, речи, уровня концентрации, усидчивости, поведения, психологического комфорта.
Показания
Нейропсихологическая коррекция рекомендована детям с 3 до 12 лет, если у них наблюдаются следующие симптомы отклонений и нарушений в развитии:
- Гиперактивность, импульсивность (СДВГ);
- Излишняя медлительность;
- Леворукость;
- Слабо развитая моторика;
- Рассеянность;
- Дефицит внимания;
- Нарушения памяти;
- Тики, логоневроз;
- Задержки психического развития (ЗПР, ЗПРР);
- Задержки речевого развития (ЗРР, ОНР);
- Невозможность освоить учебную программу;
- Отказ от речевого общения;
- Повышенная утомляемость на уроках;
- Дисграфия, зеркальное написание букв;
- Дезориентация в пространстве;
- Асоциальное поведение (ребенок старается соблюдать правила устава школы, наказы родителей, но безуспешно).
- Неадекватное поведение (ребенок не контролирует эмоции).
- Эхо- и аутостимуляция.
- Ранний детский аутизм, аутичное поведение.
- Неконтролируемые движения телом, языком, головой во время напряженной умственной работы (чтение, письмо).
- Проблемы со сном, аппетитом.
Кроме перечисленных случаев, обращаться к нейропсихологу за консультацией рекомендовано родителям, чьи дети рождены с травмами, с помощью кесарева сечения, пропускали в развитии важные этапы (ползание, гуление).
Методы нейрокоррекции
Без специальной коррекции недостатки в работе мозга не устраняться сами собой. Отказ от лечения приведет к хронической неуспеваемости в школе, снижению самооценки и неудачам во взрослой жизни. До 12 лет почти все проблемы, связанные с психическими функциями, можно устранить или уменьшить на коррекционных занятиях.
Родителям важно понимать, в норме малыши от рождения проходят следующие этапы развития психических и сенсомоторных функций:
- Самостоятельное прохождение родовых путей;
- Лежание на спине;
- Держание головы;
- Перевороты на живот, с боков;
- Ползание по-пластунски;
- Упор руками;
- Самостоятельное усаживание;
- Ползание на четвереньках;
- Вставание с помощью опоры, потом без нее;
- Ходьба за ручку, самостоятельно без помощи взрослых.
Если эта последовательность не нарушена, то речевое, психическое развитие к школьному возрасту будет в норме. В случае пропуска одного или нескольких этапов, функции мозга формируют неполную или нецелостную форму деятельности. Поэтому ребенок воспринимает пространственную сферу искажено, есть риск возникновения различных проблем с обучением, речевым, поведенческим развитием.
С учетом анамнеза и результатов подробного обследования специалисты нейропсихологических центров для детей применяют несколько методов работы со школьниками, младшими и старшими дошкольниками. Это логопедические, игровые, телесно-ориентированные, арттерапевтические, психологические технологии. Задача педагога состоит в том, чтобы приблизить уровень развития ребенка (атипичный, патологический) к нормальному по его возрасту и полу. Нейропсихологическая коррекция в раннем детском или школьном возрасте восстанавливает работу ЦНС.
Занятия с нейропсихологом
Эффективная нейропсихологическая коррекция школьников возможна только с помощью систематических занятий с детским логопедом-дефектологом. Самостоятельное выполнение упражнений с ребенком на дому, по рекомендациям из книг, учебников для специалистов или онлайн-уроков для родителей, как правило, не дают желаемого эффекта. Детям с серьезными нарушениями в развитии когнитивных процессов необходим индивидуальный подход с учетом особенностей работы их психической системы.
Но при поиске грамотного логопеда-дефектолога у родителей возникает несколько неожиданных проблем:
- Педагоги не соответствуют запросам ребенка по квалификации и практическому опыту работы с подобными случаями.
- Специалисты используют общепринятые методы работы, не учитывают индивидуальные особенности школьника.
- Логопед не дает гарантии успеха, не выстраивает возможный план развития событий. В такой ситуации родители чувствуют себя беспомощными и вынуждены ходить на занятия, надеясь на удачу.
- Педагог ведет занятия на дому, где для ребенка нет комфортной среды.
Конечно, можно согласиться на поставленные педагогом условия и ждать “чуда”. Но умнее и выгоднее для малыша, родителей будет поиск “хорошего” логопеда-дефектолога, который даст гарантию качества коррекционных занятий, подтвердит слова об опыте и квалификации дипломами, благодарственными письмами, реальными историями маленьких пациентов.
Найти профессионального специалиста по работе с нейропсихическими нарушениями, значит потратить деньги и время на поиск педагога, занятия, выполнение упражнений не зря, то есть в итоге получить положительный результат.
Отличить “хорошего” логопеда-дефектолога от “плохого” просто. Грамотный, опытный специалист обладает таким набором качеств:
- Использует инновационные методы работы.
- Практикует занятия с детьми дошкольного возраста и подростками. То есть не зациклен на одном возрасте пациентов.
- Ставит перед собой и ребенком конкретные цели, реализовывает их пошагово.
- Постоянно находится в поиске новых методов работы, делится опытом с коллегами и сам посещает лекции профессоров, мастер-классы.
- Открыт для диалога с родителями.
- Может наладить контакт со сложным ребенком (закрытым от посторонних). Заботится о психологическом, физическом комфорте ученика на занятиях.
- Включает в урок разные формы деятельности: игры, гимнастику, пение, рисование, чтение, письмо и другие. Содержание определяется поставленными целями, возможностями малыша и новыми идеями педагога.
За помощью вы можете обратиться к логопеду-дефектологу в Центре детской нейропсихологии “Альтер Вита”. Работа команды специалистов направлена на качественное решение поставленных родителями задач, оказание комплексной помощи ребенку. В результате дети преодолевают трудности с обучением, у них повышается самооценка, они вырастают успешными, умными людьми без комплексов, навязанных школьным периодом.
Нейропсихологическая коррекция — это порой единственно правильный выбор родителей, обеспокоенных психическим здоровьем своего ребенка. Именно детский нейропсихолог помогает вовремя диагностировать и затем устранить причины неуспеваемости, задержек развития.