Освидетельствование водителей на отсутствие противопоказаний к управления транспортным средством
Здравствуйте, коллеги.
Не все работодатели правильно понимают смысл медицинского освидетельствования водителей. Из-за этого непонимания у работодателей сложилось мнение что водители транспортных средств: 1) при устройстве на работу обязаны предъявлять медицинскую справку, 2) периодически (по новым правилам ежегодно) должны оформлять и предъявлять новую справку работодателю.
Для начала необходимо уяснить что медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры это два разных мероприятия не имеющие друг к другу совершенно никакого отношения.
Медицинское освидетельствование проводится с целью определения у водителей (кандидатов в водители) наличия или отсутствия медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. По его результатам выдается медицинское заключение в виде справки (п.п. 6 и 8 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344н).
Медицинское освидетельствование требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения (пункт 4 Порядка, Информация Минздрава РФ от 21.03.2016):
- при сдаче экзамена на получение права управления транспортным средством (пункт 17 Правил, утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097);
- при возврате водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортным средством, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (например, при лишении водительского удостоверения за управление транспортным средством в состоянии опьянения) (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ);
- при возврате водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами) (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ);
- для обмена иностранного национального водительского удостоверения (пункт 39 Правил);
- при замене водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ; подпункт «а» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил);
- при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (подпункт «д» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил).
Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. То есть медицинская справка нужна только для каких либо действий связанных с получением водительского удостоверения.
Но зачастую работодатели не правильно истолковывают данную норму и считают что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев и после этого её надо обязательно обновлять. Эта справка, как в принципе и любая справка, имеет определенный срок действия и этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которому необходимо получить или заменить водительское удостоверение. Почему срок действия 12 месяцев? Например, все кандидаты в водители перед первой сдачей экзамена в ГИБДД обязаны предъявить справку. Но если экзамен не сдан то следующая пересдача возможна только минимум через 7 дней, а третья пересдача уже минимум через 30 дней. То есть процесс пересдачи может затянуться на долго, и именно для этого законодательством предусмотрен максимальный срок действия справки 12 месяцев.
Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. То есть, требование работодателя предъявить справку — незаконно. Работодатель может попросить предъявить справку, но не требовать.
Вместо этого для определения пригодности водителей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров. Работодатель обязан самостоятельно и за свой счет организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных автомобилей. Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абзац 6 статьи 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (пункт 4 статьи 23 Закона № 196-ФЗ).
В частности предусмотрены следующие виды обязательных осмотров водителей:
- Предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
- Периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является, в частности, определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 3 Порядка проведения медицинских осмотров, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.
- Предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Работодатель обязан организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Закона № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ). Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 3, 8 ст. 213 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона № 323-ФЗ и пп. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (далее — Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.
За нарушение данных требований согласно Статьи 5.27.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность:
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
И так, Статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» четко делит обязательное медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры. Эти два мероприятия не имеют друг к другу отношения и имеют следующие отличия:
Медицинское освидетельствование
- для получения, замены или возврата водительского удостоверения;
- предоставляется в органы ГИБДД;
- проводится за счет средств водителей транспортных средств.
Обязательные медицинские осмотры
- при устройстве на работу в качестве водителя;
- предоставляется работодателю;
- проводятся за счет средств работодателя.
Делаем вывод что работодатель не вправе требовать от работника предъявлять действующую медицинскую справку. Эта справка собственность водителя которую он должен предъявить только в ГИБДД при получении или замене водительского удостоверения. Вместо этого работодатель обязан сам и за свой счет проводить все, предусмотренные законодательством, медицинские осмотры водителей.
Напоминаем что на сайте, в разделе «Документы БДД», можно найти образцы документов необходимых для организации работы по безопасности дорожного движения.
Если у Вас нет времени или возможности самостоятельно заниматься разработкой документации то на сайте www.trans-otdel.ru можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2000 рублей.
Все документы представлены в формате Word и Excel. Для того чтобы получить все перечисленные документы достаточно написать на электронную почту, указанную в разделе «Контакты», и с Вами свяжутся в течение дня. Документы в электронном виде будут направлены на указанный Вами адрес электронной почты после подтверждения оплаты.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим
Не все работодатели правильно понимают смысл медицинского освидетельствования водителей. Из-за этого непонимания у работодателей сложилось мнение что водители транспортных средств: а)при устройстве на работу обязаны предъявлять медицинскую справку, б)периодически (по новым правилам ежегодно) должны получать и предъявлять новую справку работодателю.
Для начала необходимо уяснить что медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры это два разных мероприятия не имеющие друг к другу никакого отношения.
Медицинское освидетельствование проводится с целью определения у водителей (кандидатов в водители) наличия или отсутствия медицинских противопоказаний, показаний или ограничений к управлению транспортными средствами. По его результатам выдается медицинское заключение в виде справки (п.п. 6 и 8 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»; п. 2 Порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования, утвержден Приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 № 344н).
Медицинское освидетельствование требуется в случаях, связанных с получением, заменой или возвратом водительского удостоверения (пункт 4 Порядка, Информация Минздрава РФ от 21.03.2016):
- при сдаче экзамена на получение права управления транспортным средством (пункт 17 Правил, утверждено Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097);
- при возврате водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортным средством, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях (например, при лишении водительского удостоверения за управление транспортным средством в состоянии опьянения) (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ);
- при возврате водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами) (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ);
- для обмена иностранного национального водительского удостоверения (пункт 39 Правил);
- при замене водительского удостоверения в связи с истечением срока его действия (пункт 1 статьи 23 Закона № 196-ФЗ; подпункт «а» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил);
- при подтверждении наличия у водителя транспортного средства изменений в состоянии здоровья, в том числе ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (подпункт «д» пункта 29, подпункт «в» пункта 30 Правил).
Таким образом, обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств являются самостоятельной правовой процедурой, необходимой для получения допуска к управлению транспортными средствами всеми заинтересованными лицами независимо от того, работают они водителями или нет. То есть медицинская справка нужна только для каких либо действий связанных с получением водительского удостоверения.
Но зачастую работодатели не правильно истолковывают данную норму и считают что справка о медицинском освидетельствовании действует 12 месяцев и после этого её надо обязательно обновлять. Эта справка, как в принципе и любая справка, имеет определенный срок действия и этот срок установлен не для работодателя, а для физического лица, которому необходимо получить или заменить водительское удостоверение. Почему срок действия 12 месяцев? Например, все кандидаты в водители перед первой сдачей экзамена в ГИБДД обязаны предъявить справку. Но если экзамен не сдан то следующая пересдача возможна только минимум через 7 дней, а третья пересдача уже минимум через 30 дней. То есть процесс пересдачи может затянуться на долго, и именно для этого законодательством предусмотрен максимальный срок действия справки 12 месяцев.
Трудовое законодательство не содержит требований о периодическом подтверждении водителями права на управление транспортными средствами, поскольку данную функцию выполняет водительское удостоверение соответствующей категории с указанным сроком действия. То есть, требование работодателя предъявить справку — незаконно. Работодатель может попросить предъявить справку, но не требовать.
Вместо этого для определения пригодности водителей для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний предусмотрено прохождение обязательных медицинских осмотров. Работодатель обязан самостоятельно и за свой счет организовать проведение обязательных медицинских осмотров водителей служебных автомобилей. Данный вывод следует из анализа ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 1, 3 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1, п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Такие медосмотры обязаны проходить как работники (абзац 6 статьи 214 ТК РФ), так и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки, самостоятельно управляя транспортными средствами (пункт 4 статьи 23 Закона № 196-ФЗ).
В частности предусмотрены следующие виды обязательных осмотров водителей:
- Предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213, ч. 2 ст. 328 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 8 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).
- Периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Целью данного осмотра является, в частности, определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний. Это следует из положений ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 3 Порядка проведения медицинских осмотров, п. 6 Порядка прохождения профессионального отбора и профессионального обучения. Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.
- Предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Работодатель обязан организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Закона № 196-ФЗ и Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 323-ФЗ). Это следует из абз. 12 ч. 2 ст. 212, ч. 3, 8 ст. 213 ТК РФ, абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 № 835н в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона № 323-ФЗ и пп. 5.2.54 Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 (далее — Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя.
За нарушение данных требований согласно Статьи 5.27.1 КоАП РФ работодатель несет административную ответственность:
- Допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
- Совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 1–4 настоящей статьи, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
И так, Статья 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» четко делит обязательное медицинское освидетельствование и обязательные медицинские осмотры. Эти два мероприятия не имеют друг к другу отношения и имеют следующие отличия:
Медицинское освидетельствование
- для получения, замены или возврата водительского удостоверения;
- предоставляется в органы ГИБДД;
- проводится за счет средств водителей транспортных средств.
Обязательные медицинские осмотры
- при устройстве на работу в качестве водителя;
- предоставляется работодателю;
- проводятся за счет средств работодателя.
Делаем вывод что работодатель не вправе требовать от работника предъявлять действующую медицинскую справку. Эта справка собственность водителя которую он должен предъявить только в ГИБДД при получении или замене водительского удостоверения. Вместо этого работодатель обязан сам и за свой счет проводить все, предусмотренные законодательством, медицинские осмотры водителей.
Начальник Транспортного отдела Зуев Серафим