Патология слуха противопоказания к нагрузкам
Физические
упражнения в той или иной форме
показаны практически всем инвалидам
молодого и среднего возраста с
двигательными нарушениями.
Всем
инвалидам с поражением
опорно-двигательной системы
показаны физические упражнения:
силового, скоростного, скоростно-силового
характера, для развития общей и
специальной выносливости, для развития
гибкости, для развития координационых
способностей.
К
этим противопоказаниям относятся:
—лихорадящие
состояния, гнойные и воспалительные
процессы, хронические заболевания в
стадии обострения, острые инфекционые
заболевания;
—сердечно-сосудистые
заболевания
—хронические
заболевания; бронхиальная астма тяжелой
формы;
—угроза
кровотечения
—заболевания
крови (в том числе анемия);
—последствия
перенесённых черепно-мозговых травм
—сосудистые
заболевания (атеросклероз)
—злокачественные
новообразования;
—заболевания
печени
—мочекаменная
болезнь
—хронический
панкреатит
—близорукость
высокой степени
—сахарный
диабет тяжелой формы
—эпилепсия
—остеохондроз
позвоночника, осложнений грыжами
—психические
заболевания
—детские
церебральные параличи с резко
выраженным мышечным тонусом, усеивающимся
при физической активности.
Инвалиды
с незначительным
снижением слуха
могут заниматься всеми видами
спортивной деятельности за исключением
тех, которые связаны с высоким уровнем
шума, вызывающим прогрессирование
тугоухости
Инвалиды
со среднетяжелым
нарушением слуха
плохо воспринимают разговорную речь,
а с тяжелым двусторонним нарушением
слуха вообще ее не воспринимают. Этих
инвалидов объединяет возможность
частичной компенсации слуховой функции
слуховым аппаратом, что может расширить
возможный диапазон участия в физкультурной
и спортивной деятельности.
Глубокая
двусторонняя потеря слуха
— ограничения физкультурной и спортивной
деятельности будет служить полная
невозможность слухоречевого контроля
с необходимостью использования
неречевых способов общения.
В
большинстве случаев
у данной категории инвалидов сохранена
функция вестибулярного аппарата.
В связи с этим они не имеют ограничений
в тех видах физкультурно-спортивной
деятельности, которые требуют высокого
уровня координации движений.
Инвалиды
молодого возраста с потерей слуха
могут заниматься
всеми видами легкой атлетики, борьбой,
спортивными играми
(волейбол, баскетбол, футбол, настольный
тенис и т.д.), тяжелой атлетикой, плаванием,
фехтованием, аэробикой и танцами, лыжными
гонками, туризмом.
Противопоказания
для слабослышащих
являются вибрации, сотрясения,
настуживание при силовых упражнениях
Индивидуальный
метод взаимодействия как методический
прием особенно важен при эмоционально-волевых
нарушениях в структуре дефекта психики
и астеническом типе дефекта.
Для
лиц с тяжелой и глубокой умственной
отсталостью в общем стиле двигательных
занятии основным должен быть
игровой метод;
при значительной психомоторной
заторможенности важное значение имеет
метод повторно-кольцевого построения
занятий.
При
нарушении зрения речь
берет а себя основную компенсаторную
функцию. Вместе с тем в силу отсутствия
невербального общения возникают
трудности, связанные с дефицитом
понимания, — особенно это проявляется
при изучении новых движений.
Показ
движений для слабовидящих — зрительный,
для слепых — осязательный.
Прямым
противопоказанием
к физкультурно-оздоровительным занятиям
является декомпенсированный
психопато-подобный
синдром с
агрессивным и деструктивным поведением.
Клинико-функциональными
критериями отбора для спортивно-
здоровительной рабо-ты инвалидов с
умственной отсталостью являются:
—все
виды умственного недоразвития,
независимо от степени тяжести и типа
дефекта психики;
—сниженная
самооценка, пассивная подчиняемостъ,
отсутствием мотивации и целенаправленой
деятельности
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Физкультура
В слуховом анализаторе различают звукопроводящий и звуко- воспринимающий аппарат. К звукопроводящему аппарату относятся наружное и среднее ухо, а также некоторые части внутреннего ука (жидкость лабиринта и основная мембрана); к звуювоспринимающему — все остальные отделы анализатора, начиная от волосковых клеток кортиева органа и кончая нервными клетками слуховой области коры головного мозга.
Заболевания наружного уха
1. Атрезия наружного слухового прохода. При атрезии наружного слухового прохода понижение слуха носит характер поражения звукопроводящего аппарата, т. е. страдает главным образом восприятие низких звуков; восприятие высоких тонов сохраняется, костная проводимость остается нормальной или даже несколько улучшается.
Лечение атрезии наружного слухового прохода может заключаться только в искусственном восстановлении просвета путем пластической операции.
2. Серная пробка. Причинами такого накапливания могут являться: 1) повышенная функщя серных желез; 2) узость и ненормальная изогнутость наружного слухового прохода, затрудняющие выведение серы наружу; 3) ненормальные химические свойства серы: повышенная ее вязкость, клейкость, способствующая прилипанию серы к стенкам слухового прохода.
Лечение при серных пробках очень просто: после предварительного размягчения специальными каплями пробка удаляется посредством промывания уха теплой водой из особого шприца. Такое промывание может производить только врач или специально обученный медицинский работник. Любые попытки самостоятельного удаления серных пробок посредством всякого рода палочек, ложечек, шпилек и т. д. недопустимы.
3. Инородные тела. Пребывание инородного тела в ухе даже в течение нескольких дней не может причинить вреда, поэтому ребенка с инородным телом следует при первой возможности доставить к врачу-специалисту, а доврачебные мероприятия могут заключаться в следующем: 1) умерщвление живых инородных тел путем впускания в ухо нескольких капель какого-либо чистого жидкого масла (в теплом виде); 2) при набухающих инородных телах (горох, фасоль и пр.) вливание в ухо теплого спирта с целью вызвать сморщивание инородного тела; 3) при ненабухающих телах (бусы, камешки, вишневые косточки), а также живых инородных телах — осторожное промывание уха теплой кипяченой водой из обыкновенной резиновой спринцовки. При подозрении на наличие прободения барабанной перепонки промывание не производится.
Заболевания барабанной перепонки
Главную опасность при прободениях и разрывах барабанной перепонки представляет возможность проникновения инфекции в барабанную полость с последующим развитием гнойного воспаления среднего уха.
Заболевания среднего уха
Катар среднего уха. Катар среднего уха наблюдается у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основную роль в возникновении катара среднего уха у детей играют аденоидные разращения в носоглотке.
Лечение катара среднего уха сводится к восстановлению проходимости евстахиевой трубы. Для этого прежде всего необходимо устранить причины, вызвавшие ее закрытие. Проводится лечение носа и носоглотки, при наличии аденоидных разращений производится их удаление. В ряде случаев уже эти мероприятия приводят к улучшению проходимости евстахиевой трубы и к восстановлению или улучшению слуха; но нередко, особенно при затянувшихся катарах, приходится прибегать к специальному лечению уха — продуванию, массажу, физиотерапевтическим процедурам.
Кроме продувания, производится пневматический массаж барабанной перепонки: при помощи специального прибора вызывают разрежение и сгущение воздуха в наружном слуховом проходе, Е результате чего подвижность барабанной перепонки восстанавливается.
2. Острое воспаление среднего уха (острый средний отит). Симптомами острого воспаления среднего уха являются боль в ухе, понижение слуха, повышение температуры.
3. Хроническое воспаление среднего уха (хронический средний отит). Переходу острого отита в хроническую форму способствует тяжесть инфекции и общее ослабленное состояние организма.
На поддержание воспалительного процесса в среднем ухе влияют заболевания носа и носоглотки: хронический насморк, полипы, аденоидные разращения и пр.
Различают две формы хронического гнойного среднего отита. При первой форме воспалительный процесс ограничивается только слизистой оболочкой среднего ука, не переходя на костные стенки барабанной полости. Эта форма характеризуется доброкачественным течением и, как правило, не дает осложнения.
При второй форме воспалительный процесс переходит на костные стенки барабанной полости, вызывает некроз (омертвение) костной ткани, разрастание грануляций и полипов и сопровождается выделением гноя с резким гнилостным запахом.
Осложнения при остром и хроническом гнойном среднем отите: воспаление ячеек сосцевидного отростка (мастоидит), воспаление внутреннего уха (лабиринтит), паралич лицевого нерва, воспаление мозговых оболочек (менингит), нарыв (абсцесс) мозга, заражение крови (сепсис).
Остаточные явления после воспалительных процессов в среднем ухе: стойкое понижение слуха, так как воздушная звукопередача оказывается резко нарушенной.
Понижение слуха при таких Рубцовых процессах, в особенности если они распространяются на лабиринтные окна, может быть значительным, не достигая, однако, степени глухоты, так как костная проводимость в этих случаях сохраняется. Полная пгухота после воспаления среднего уха может развиться лишь в результате перехрда гнойного процесса из среднего уха во внутреннее.
4. Отосклероз. Этим назваьием обозначают своеобразный процесс, развивающийся в костной капсуле ушного лабиринта и заключающийся в разрастании костной ткани в области ниши овального окна. В результате такого разрастания пластинка стремечкз оказывается замурованной в овальном окне и лишается своей подвижности. Отосклероз является одновременно заболеванием среднего и внутреннего уха.
Отосклероз начинается чаще всего в юном возрасте (15—16 лет), но наблюдались отдельные случаи развития этого заболевания и у детей. Болезнь заключается в прогрессирующем падении слуха и шуме в ушах; она развивается медленно, постепенно, начало ее часто остается незамеченным, и больные обращаются к врачу обычно уже в стадии выраженного нарушения слуховой функции. Отосклероз может приводить к резкой тугоухости или даже полной глухоте.
Заболевания внутреннего уха
1. Дефекты и повреждения внутреннего уха. К числу врожденных дефектов относятся аномалии развития внутреннего уха, имеющие различные формы. Наблюдались случаи полного отсутствия лабиринта или недоразвития отдельных его частей. В большинстве врожденных дефектов внутреннего уха отмечается недоразвитие кортиева органа, причем неразвившимся оказывается именно специфический концевой аппарат слухового нерва — волосковые клетки.
К патогенным факторам относятся: воздействие на зародыш, интоксикация организма матери, инфицирование, травма плода, наследственное предрасположение. От врожденных дефектов развития следует отличать повреждения внутреннего уха, которые иногда происходят во время родового акта. Такие повреждения могут явиться результатом сдавливания головки плода узкими родовыми путями или последствием наложения акушерских щипцов. Повреждения внутреннего уха наблюдаются иногда у маленьких детей при ушибах головы (падение с высоты); при этом наблюдаются кровоизлияния в лабиринт и смещения отдельных участков его содержимого. В этих случаях может повреждаться одновременно также среднее ухо и слуховой нерв. Степень нарушения слуховой функции при травмах внутреннего уха зависит от протяженности повреждения и может варьировать от частичной потери слуха на одно ухо до полной двусторонней глухоты.
2. Воспаление внутреннего уха (лабиринтит). Воспаление внутреннего уха возникает вследствие: 1) перехода воспалительного процесса из среднего уха; 2) распространения воспаления со стороны мозговых оболочек; 3) заноса инфекции током крови.
При серозном лабиринтите вестибулярная функция в той или иной мере восстанавливается, а при гнойном — в результате гибели рецепторных клеток функция вестибулярного анализатора полностью выпадает, в связи с чем у больного остается надолго или навсегда неуверенность в ходьбе, небольшое нарушение равновесия.
Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге.
1. Неврит слухового нерва. Данная группа включает не только заболевания ствола слухового нерва, но и поражения нервных клеток, входящих в состав спирального нервного узла, а также ьекоторые патологические процессы в клетках кортиева органа.
Интоксикация клеток спирального нервного узла происходит не только при отравлении химическими ядами, но и при воздействии токсинов, циркулирующих в крови при многих болезнях (например, менингите, скарлатине, гриппе, тифе, свинке). В результате интоксикации как химическими ядами, так и бактерийными наступает гибель всех или части клеток спирального узла с последуюцим полным или частичным выпадением слуховой функции.
Заболевания ствола слухового нерва возникают также вследствие перехода воспалительного процесса с мозговых оболочек на оболочку нерва при менингите. В результате воспалительного арэцесса происходит гибель всех или части волокон слухового нерва и возникает соответственно полная или частичная потеря слуха.
Характер нарушения слуховой функции находится в зависимости от места поражения. В тех случаях, когда процесс развквается в одной половине мозга и захватывает слуховые пути до их перекреста, нарушается слух на соответствующее ухо; если при этом гибнут все слуховые волокна, то возникает полная потеря слуха на это ухо; при частичной гибели слуховых путей — большее или меньшее понижение слуха, но опять-таки на соответствующее ухо.
Заболевания слуховой области коры головного мозга, так же как и заболевания проводящих путей, могут возникать при кровоизлияниях, опухолях, энцефалитах Односторонние поражения ведут к понижению слуха на оба уха, больше — на противоположнэе.
2. Шумовые поражения. При длительном воздействии шума развиваются дегенеративные изменения в волосковых клетках кортиева органа, распространяющиеся на нервные волокна и на клетки спирального нервного узла.
3. Воздушная контузия. Действие взрывной волны, т. е. внезапного резкого колебания атмосферного давления, обычно сочетается с влиянием сильного звукового раздражения. В результате одновременного действия обоих этих факторов могут возьикать патологические изменения во всех отделах слухового анализатора. Наблюдаются разрывы барабанной перепонки, кровоизлияния в среднем и внутреннем ухе, смещение и разрушение клеток кортиева органа. Результатом такого рода повреждений является стойкое поражение слуховой функции.
4. Функциональные нарушения слуха — временные расстройства слуховой функции, сочетающиеся иногда с нарушениями речи. К числу функциональных нарушений слуха относится также истерическая глухота, развивающаяся у людей со слабой нервной системой под влиянием сильных раздражителей (испуг, страх). Случаи истерической глухоты наблюдаются чаще у детей.
При определении противопоказаний к физическим нагрузкам необходимо учитывать их специфические особенности. Критерием отбора инвалидов для занятий ФК являются: состояние функции вестибулярного аппарата, степень нарушения и факторы, ограничивающие жизнедеятельность.
Выделяют следующие степени нарушения слуха:
— легкое нарушение слуха;
— среднетяжелое;
— тяжелое двухстороннее нарушение слуха;
— глубокая двухсторонняя потеря слуха;
— глухота;
— глубокое двустороннее нарушение развития слуха (глухонемота).
Относительные противопоказания:
У инвалидов с незначительным снижением слуха противопоказанием являются те виды спортивной деятельности, которые связаны с высоким уровнем шума, вызывающим прогрессирование тугоухости. Ограничением может служить сам слуховой аппарат, которым может быть нанесена механическая травма.
При тяжелом двустороннем нарушении слуха целесообразно избегать те виды спорта, которые требуют хорошего слухоречевого контроля.
Глубокая двухсторонняя потеря слуха и глухота характеризуются невозможностью компенсации слуховой функции с помощью слухового аппарата. Ограничением будет невозможность слухоречевого контроля с необходимостью использовать неречевые способы общения.
Глубокое двухстороннее нарушение развития слуха (глухонемота) ограничивает диапазон спортивной деятельности из-за невозможности слухоречевого контроля и необходимости использования неречевых способов общения усугубляется плохим функционированием вестибулярного аппарата, что ограничивает ориентировку в пространстве при выполнении ФУ в условиях временного отсутствия опоры и зрительного контроля.
Ограничением в плавании является перфорация барабанной перепонки после операции на ухе при хроническом гнойном отите, следует избегать попадания воды в ухо.
Противопоказанием к занятию плаванием является гноетечение из уха.
Противопоказаниями для слабослышащих являются: вибрации, натуживание при силовых упражнениях и сотрясения.
Билет 20. 1. Социально – гуманитарное обоснование особенностей организации занятий по АФК
АФК – это вид ФК для человека с отклонениями в состоянии здоровья .
Социально – гуманитарное обоснованиезанятий по АФК заключается в некоторых положениях концепции, разработанной на кафедре ТиМ АТФ государственной академии ФК им. П.Ф.Лесгафта в 1995г. :
А) признание инвалидов как равноправных членов общества, их самоценности , а также обязанностей гос — ва по созданию особых условий для их воспитания и развития , творческой самореализации – основа для формирования отношений с данной категорией населения в процессе занятий АФК ;
Б) формирование у лиц с отклонением в здоровье потребностей в здоровом образе жизни через занятия АФК. Занятия АФК являются способом интеграции инвалидов в общество.
Билет 20. 2. Комплексная реабилитация больных после операции эндопротезирования коленного сустава на поликлиническом этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Задачи реабилитации:
1. Полное восстановление опорной способности конечности.
2. Восстановление амплитуды движений в коленном суставе.
Реабилитационные мероприятия:
1. ЛФК:
— все виды ходьбы (на носках, на пятках, с высоким подниманием бедра) в сочетании с дыхательными упражнениями.
— упражнения на развитие точных, координированных и дифференцированных движений в суставах.
— упражнения для всех групп мышц.
2. Лечебный массаж: 2 раза в год.
3. Физиотерапия: при необходимости лазеропунктура и электростимуляция.
Билет 20. 3. Абсолютные и относительные противопоказания к занятиям по АФК для лиц с пониженным интеллектом
Клинико – функциональные критерии отбора для спортивно – оздоровительной работы с умственной отсталостью:
— все виды у.о. независимо от степени и типа дефекта психики.
— сниженная самооценка, отсутствие мотивации и целенапрявленности деятельности, низкий уровень инициативности.
— повышенная утомляемость, низкая толерантность к физическому и психическому напряжению на фоне астенического типа дефекта.
— психомоторная заторможенность и отсутствие интереса к любой деятельности.
— склонность к дезадаптивному и ассоциативному поведению, употребление психоативных веществ на фоне психосоциальных и эмоциональных проблем ( на фоне простого типа дефекта в рамках легкой и умеренной степени умственной отсталости.
Абсолютным противопоказанием к занятиям по АФК для лиц с пониженным интеллектомявляется декомпенсированный психопатоподобный синдром с агрессивным и деструктивным поведением.
Относительные противопоказания к занятиям по АФК:
1. Глубокая и тяжелая степени умственной отсталости с чертами торпидности в эмоционально волевой сфере.
2. Псимоторная заторможенность и отсутствие интереса к какой – либо деятельности( на фоне торпидного типа дефекта при тяжелой и глубокой степени умственной отсталости).
Для этих больных необходимо постоянное активизирующее влияние. Наглядные разъяснения, длительная и многократная тренировка по приобретению двигательного навыка.
Билет 21. 1. Социально – правовые и законодательные основы обеспечения физической культуры и спорта инвалидов
К законодательным и нормативно – правовым документам, регламентирующим физкультурно – оздоровительную и спортивную деятельность лиц с отклонениями в состоянии здоровья, относятся:
— Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (принятые в 1993 г.);
— Конституция РФ;
— Федеральные законы – « О социальной защите инвалидов в РФ», « О физической культуре и спорте в РФ», « Об образовании»;
— Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
— Примерное положение о реабилитационном учреждении;
— Инструктивное письмо Министерства образования и профессионального образования РФ « О специфике деятельности специальных образовательных учреждений 1-8 видов»;
— Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 18. 02. 2000 г. « О согласовании дополнений в разряды оплаты труда и тарифно- квалификационные характеристики по должностям работников ФК и спорта РФ»
Билет 21. 2. Комплексная реабилитация больных после оперативного лечения заболеваний органов грудной клетки на стационарном этапе. Цели и задачи. Содержание программы комплексной реабилитации
Задачи реабилитации:
1. Адаптация больного к новым условиям.
2. Профилактика осложнений ( застойная пневмония, тромбозы, парез кишечника).
3. Улучшение крово и лимфообращение в легких.
4. Улучшение внешнего дыхания.
5. Нормализация деятельности всех систем организма.
6. Профилактика нарушений осанки.
Реабилитационные мероприятия после аорто- коронарного шунтирования.
1этап начинается со 2 –го дня после операции. Длится со 2-6 день. Включает:
1. ЛФК по щадящим методикам.
2. ингаляционная аэрозольтерапия.
3. проведение биорезонансной терапии и аэрофитотерапии.
2этап с 7по10 день. Подключают:
1. ЛФК, щадящий режим
2. Физиотерапия: лазеротерапия в/в или азонотерапия в/в.
3. лечебный массаж шейно воротниковой области и конечностей.
4. низко интенсивное лазерное облучение на после операционные рубцы.
5. магнитотерапия на нижние конечности.
6. ультротонтерапия воротниковой области или области сердца.
Стационарный этап длится до 15-17 дней.
Реабилитация при оперативных вмешательствах на легких.
Задачи:
— профилактика осложнений (пневмония, тромбоз, эмболия, атония кишечника);
— активация резервных возможностей оставшейся доли легкого;
— нормализация деятельности ССС;
— профилактика межплевральных спаек;
— профилактика тугоподвижности в плечевом суставе;
— адаптация к физическим нагрузкам;
— профилактика нарушений осанки
Включает:
1. ЛФК через 2-4 часа после операции. Статические и динамические дыхательные упражнения, для улучшения деятельности ССС – упражнения для дистальных отделов конечности. Для предупреждения развития тугоподвижности плечевого сустава — активные движения рук в плечевых суставах.
2. Для улучшения вентиляционной функции оперированного легкого 4-5 раз в день ложиться на здоровый бок, надувать резиновые игрушки.
3. Лечебный массаж спины и грудной клетки (легкое поглаживание, вибрация, поколачивание), способствует отхождению мокроты.
4. Физиотерапия: ингаляционная аэрозольтерапия, лазеротерапия на область после операционного шва.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: