Побочные действия лекарств в педиатрии

Содержание

  1. Педиатрия — тупиковая ветвь доказательной медицины
  2. Что не разрешено — то запрещено
  3. Реальные факты применения лекарств в педиатрии
  4. Запрещенные лекарства для детей: когда игра стоит свеч
  5. Назначение врачом лекарств off label: что говорит об этом закон

Если спросить любых родителей, какими бы лекарствами они хотели бы лечить своих детей в случае, если бы те заболели? Ответ будет однозначным: качественными, современными, эффективными и безопасными. А если спросить их же: хотели бы они, чтобы их малыш принимал участие в клиническом исследовании новых лекарств в качестве испытуемого? Ответ будет отрицательным в 99% случаев. Однако, как же проверить эффективность препаратов без проведения исследований на людях? К сожалению, никак. По этой причине в педиатрии нередко лекарства назначаются off label, то есть официально они запрещены у детей, потому что не испытаны в педиатрической популяции. Что это значит, в каких случаях врачам приходится прибегать к этому и какие последствия это влечет? Расследование в нашей новой статье на портале IllnessNews.

Педиатрия — тупиковая ветвь доказательной медицины

Прошли те времена, когда доктора лечили больных только на основании собственного опыта и подсказок старших коллег. Сегодня, в век доказательной медицины, для назначения препаратов требуется обязательный учет доказательств эффективности, полученных при проведении клинических исследований. Фактор личного опыта применения лекарства учитывается, но считается наименее достоверным, ежели он не совпадает с их результатами.

Современные клинические исследования проводятся как для новых, только изобретенных препаратов, так и для относительно старых. Они сравниваются между собой, с плацебо и в различных комбинациях. Для того, чтобы результат был достоверным, необходимо набрать большое количество участников исследований (нередко — несколько тысяч или даже десятков). Они должны быть примерно одинаковы по возрасту, наличию сопутствующих болезней, основному заболеванию, которое предстоит лечить новым препаратом, ну и, конечно, изъявить добровольное согласие на участие, подписав при этом все необходимые документы. Они имеют право выйти на любом этапе исследования по собственному желанию. Но все эти правила применимы для взрослых, то есть людей, достигших совершеннолетия.

В педиатрии ситуация другая: для того, чтобы ребенок был включен в клиническое исследование лекарства, специалисты должны получить добровольное согласие их родителей или законных опекунов. Однако, как показывает практика, на это идут немногие. Они бы не против, чтобы ребенок получил это лекарство, однако, хотели бы, чтобы оно было уже испытано на ком то другом и лично к ним этот процесс не имел бы никакого отношения. Но новый препарат не может быть допущен к широкому применению, пока его безопасность и эффективность не будут подтверждены в исследованиях на детях, причем различного возраста.

Единственная ситуация, в которой родители обычно быстро соглашаются включение в исследование нового препарата своего ребенка, возникает, если его заболевание крайне серьезное и никакого другого лечения не существует, либо оно ему уже не помогает. К тому же, они получают новый препарат бесплатно, а реальная стоимость его очень высока, поэтому чаще всего к этому решению приводит безвыходная ситуация и отчаяние. Например, применение новых препаратов для лечения гепатита С, рассеянного склероза, в онкогематологии.

Что не разрешено — то запрещено

Главным документом, касающимся любого лекарства, является инструкция по медицинскому применению. Данные обо всех лекарствах можно найти на официальном сайте Государственного реестра лекарственных средств, только там информация достоверная и на нее не влияют никакие внешние факторы (политика сайта, пожелания спонсоров и др.). В каждой из них есть раздел, посвященный показаниям для применения лекарства. Это означает, что данный препарат можно применять исключительно при тех болезнях и состояниях, что там указаны и никак иначе. Также там всегда указаны ограничения по возрасту, однако нередко они зависят не только от препарата, а еще и от формы. Например, амброксол в таблетках разрешен только с 6 лет, а до этого дети могут принимать его в сиропе.

Если лекарство запрещено у ребенка до 3 месяцев, 2 лет или вообще до совершеннолетия, это означает, что назначение его у этих категорий не допускается. Часто это не означает, что оно напрямую угрожает здоровью и жизни, просто информации о безопасности для малышей просто нет по причине отсутствия результатов клинических исследований. А в медицине, что не разрешено — то запрещено. Если доктор назначает 2 месячному младенцу свечи с ибупрофеном, то он преступает закон: они разрешены только после достижения им 3 месяцев. Однако, как показывает реальная практика, часто с ними фактически ничего дурного не случается. А вот если вовремя не купировать лихорадку такому младенцу, то у него могут наступить реальные проблемы.

Реальные факты применения лекарств в педиатрии

Несмотря на запрет, существует неофициальная статистика, утверждающая, что около 80% лекарств, которые применяются в педиатрии, запрещены для детей различных возрастов (в отделении реанимации новорожденных эта цифра достигает 95%). Конечно, ребенок — это не маленький взрослый, у него совершенно другой обмен веществ, течение болезней и реакция на лекарства. Но иногда ситуация просто не оставляет врачам и родителям выбора: нередко им приходится идти на риск, чтобы спасти ему жизнь.

Причем, назначением off label считается:

  • применение по показаниям, не указанным в инструкции,
  • применение в возрасте, ранее официально разрешенного либо в лекарственной форме, не соответствующей возрастной (таблетка у ребенка 4 лет, если до 6 лет разрешена только суспензия),
  • изменение кратности приема, дозы и курса лечения.

Данные Всемирной организации здравоохранения весьма неутешительны.

  • Около половины всех препаратов, применяемых у взрослых, официально запрещены до 18 лет, а остальные имеют различные возрастные ограничения.
  • Как ни странно, среди официально разрешенных для детей, около 60% относятся к группе лекарств с недоказанной эффективностью (иммуномодуляторы при ОРВИ, ноотропы, метаболические и др.). Это можно объяснить фразой генерального директора одной крупной фармацевтической компании, выпускающей гомеопатическое средство якобы против простуды, которого однажды спросили: «А какие побочные эффекты имеет ваше лекарство?». Он ответил: «Какие могут быть побочные эффекты, если в нем ничего нет?».
  • Для большинства реально серьезных детский болезней (пороки сердца, нарушения ритма и проводимости, тяжелые инфекционные заболевания и др.) нет никаких лекарств, обладающих доказанной эффективностью.
  • Каждый год в любой стране погибают сотни тысяч детей, которых можно было бы спасти, если бы им можно было бы назначить препарат, применяемый для лечения данного заболевания у взрослых.
  • Однако существует и обратная цифра: ежегодно тысячи детей гибнут из-за приема ими запрещенных в педиатрии препаратов.
Читайте также:  Tiaojing cuyun wan побочные действия

Запрещенные лекарства для детей: когда игра стоит свеч

Чаще всего дети болеют простудными болезнями (большинство которых вообще проходит без применения каких-либо лекарств). Аптеки ломятся от упаковок с различными лекарствами симптоматического действия, которые можно применять даже с рождения. Однако к, сожалению, не так все просто, ведь для действительно серьезных заболеваний арсенал препаратов в педиатрии крайне скуден, иногда малышей попросту нечем лечить. В некоторых ситуациях врачам приходится сталкиваться с большими трудностями.

  • Препарат меропенем (сильный антибиотик широкого спектра) иногда применяется у новорожденных с сепсисом, несмотря на официальное разрешение с 3 месяцев. Ведь без него он практически однозначно погибнет.
  • Препарат омепразол официально разрешен только с 18 лет. Однако часто его используют для профилактики язв (в том числе стрессовых) у малышей после операций, тяжелых травм и др.
  • Ингибиторы АПФ с точки зрения закона разрешено принимать только с 18 лет. Однако, как в таком случае быть малышам с врожденными пороками сердца, которым они однозначно помогают не допустить прогрессирования сердечной недостаточности и дожить до оперативного лечения. Нередко у них также имеют место жизнеугрожающие аритмии (частые желудочковые экстрасистолы), а все антиаритмики для детей тоже под запретом.
  • Также есть определенные сложности при лечении хронических гепатитов В и С, связанные ограничением арсенала препаратов, применяемых у взрослых. А отсутствие лечения быстро приводит таких малышей к циррозу печени и гибели.

Этот список можно продолжать бесконечно. Нередко врачи идут на назначение запрещенных лекарств далеко не с целью праздного любопытства и желания лично проводить эксперименты на детях. Они пытаются спасти им жизнь любой ценой.

Назначение врачом лекарств off label: что говорит об этом закон

К сожалению, несмотря на благие намерения докторов, закон не на их стороне. Единственный документ, который имеет силу, — это инструкция по медицинскому применению. Если препарат запрещен, то его применение (с любыми целями) — нарушение закона. Однако в каждом случае врачи взвешивают все «за» и «против». Если жизни малыша угрожает опасность и нет разрешенных в его случае препаратов, они созывают врачебную комиссию. Потом проводят беседу с родителями или опекунами, где описывают им все то, что может случиться с ребенком при отсутствии лечения и в том случае, когда он и пойдут на риск и дадут ему препарат. Последнее слово всегда за ними.

Однако, к сожалению, если на фоне этого с малышом произойдет несчастье и окажется, что незарегистрированный для детей препарат все-таки отрицательно повлиял на его здоровье, доктор будет отвечать перед судом. И даже, несмотря на это, врачи продолжают ежедневно в каждой детской больнице нашей страны, идти на этот риск во имя здоровья ребенка, который не виноват в том, что его судьба зависит от записей в инструкции.

Применение препаратов off label — крайне сложный момент в педиатрической практике. Риск во благо — далеко не всегда он таковым становится. Однако, иногда доктора идут на это, имея за плечами большой клинический опыт применения препаратов у детей в подобных случаях и при аналогичных заболеваниях. Для родителей, покупающих лекарства и самовольно дающих их детям, инструкция по медицинскому применению должна быть документом, не подлежащим обсуждению, критике и тем более отклонению от разрешенных возрастных ограничений, применения лекарственных форм, доз и длительности курса.

Источник

Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â ïåäèàòðèè. Âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè áîëüíîãî ðåáåíêà, îòëè÷èå ìåòàáîëèçìà, óñâîåíèÿ è ýëèìèíàöèè ïðåïàðàòîâ îò âçðîñëûõ. Ðàñ÷åò äîçèðîâêè ëåêàðñòâ, îöåíêà âîçìîæíîñòè èõ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðåôåðàò íà òåìó:

Îñîáåííîñòè ôàðìàêîòåðàïèè â ïåäèàòðèè

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ôàðìàêîòåðàïèÿ â ïåäèàòðèè

2. Ôàðìàêîäèíàìèêà

3. Ôàðìàêîêèíåòèêà

4. Âçàèìîäåéñòâèå ËÑ

5. Äîçèðîâêà

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå

7. Ñïîñîá ââåäåíèÿ

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Äåòè — öåííûé ðåñóðñ ëþáîé íàöèè, è èõ çäîðîâüå ÿâëÿåòñÿ âàæíîé ñîñòàâëÿþùåé áóäóùåãî óñïåõà îáùåñòâà. Ðåáåíîê — íå óìåíüøåííàÿ êîïèÿ âçðîñëîãî! Íàèìåíåå çðåëûå ó äåòåé æèçíåííî âàæíûå îðãàíû: ïå÷åíü, ïî÷êè è ìîçã.  ñâÿçè ñ ýòèì, ìåòàáîëèçì, óñâîåíèå è ýëèìèíàöèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ çíà÷èòåëüíî îòëè÷àþòñÿ îò òàêîâûõ ó âçðîñëûõ, à ïàòîëîãè÷åñêèå ïðîöåññû äîïîëíèòåëüíî ìåíÿþò ôóíêöèè îðãàíîâ, êîòîðûå ó÷àñòâóþò â óñâîåíèè, ðàñïðåäåëåíèè è âûâåäåíèè ïðåïàðàòîâ, ÷òî ÷àñòî ïðèâîäèò ê íåäîñòàòî÷íîé ýôôåêòèâíîñòè ôàðìàêîòåðàïèè ëèáî âîçíèêíîâåíèþ òîêñè÷åñêèõ ýôôåêòîâ. Ïîìèìî ýòîãî, ðàçëè÷èÿ â ôàðìàêîäèíàìèêå è ôàðìàêîêèíåòèêå ó äåòåé íå ÿâëÿþòñÿ îäíîíàïðàâëåííûìè äëÿ ðàçëè÷íûõ ìåäèêàìåíòîâ. Ïî õàðàêòåðó âçàèìîäåéñòâèÿ ñ áîëüøèíñòâîì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ îðãàíèçì ðåáåíêà ïðèáëèæàåòñÿ ê òàêîâîìó âçðîñëîãî ëèøü ê 12¬-14 ãîäàì. Íàèáîëåå âûðàæåíû îòëè÷èÿ âçàèìîäåéñòâèÿ ìåäèêàìåíòîâ ñ îðãàíèçìîì ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé.

1. Ôàðìàêîòåðàïèÿ â ïåäèàòðèè

 íàñòîÿùåå âðåìÿ âûäåëÿþò ñëåäóþùèå âèäû ôàðìàêîòåðàïèè: ýòèîòðîïíóþ — óñòðàíÿåò ïðè÷èíó áîëåçíè (íàïðèìåð, àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ), ïàòîãåíåòè÷åñêóþ — óñòðàíÿåò èëè ïîäàâëÿåò ìåõàíèçìû ðàçâèòèÿ áîëåçíè (íàïðèìåð, ïðîòèâîâîñïàëèòåëüíûå ïðåïàðàòû), ñèìïòîìàòè÷åñêóþ — óñòðàíÿåò èëè ñíèæàåò âûðàæåííîñòü îòäåëüíûõ ñèìïòîìîâ áîëåçíè (íàïðèìåð, îáåçáîëèâàþùèå ñðåäñòâà), çàìåñòèòåëüíóþ — ïðîâîäèòñÿ ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè åñòåñòâåííûõ áèîëîãè÷åñêè àêòèâíûõ âåùåñòâ (íàïðèìåð, ãîðìîíàëüíûå ïðåïàðàòû), ïðîôèëàêòè÷åñêóþ — ïðîâîäèòñÿ ñ öåëüþ ïðåäóïðåæäåíèÿ ðàçâèòèÿ çàáîëåâàíèÿ (íàïðèìåð, âàêöèíû).

Ïðèìåíåíèå ñîâðåìåííûõ âûñîêîýôôåêòèâíûõ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â ïåäèàòðèè òðåáóåò óãëóáëåííîãî èçó÷åíèÿ êëèíè÷åñêîé ôàðìàêîëîãèè â öåëîì è åå ðàçäåëîâ: ôàðìàêîäèíàìèêè, ôàðìàêîêèíåòèêè è âçàèìîäåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ. Îáÿçàòåëüíî íóæíî ó÷èòûâàòü âîçðàñòíûå îñîáåííîñòè áîëüíîãî ðåáåíêà, ïðîâîäèòü ñïåöèàëüíûé ðàñ÷åò äîçèðîâêè ëåêàðñòâà, îöåíèâàòü âîçìîæíîñòü âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ïðåïàðàòîâ è äðóãèõ ôàêòîðîâ, èìåþùèõ ðåøàþùåå çíà÷åíèå äëÿ ýôôåêòèâíîñòè è áåçîïàñíîñòè ïðîâîäèìîãî ëå÷åíèÿ.

2. Ôàðìàêîäèíàìèêà

Ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò âîçäåéñòâîâàòü íà ñïåöèôè÷åñêèå ðåöåïòîðû — ìîëåêóëÿðíûå ñòðóêòóðû, èçáèðàòåëüíî ÷óâñòâèòåëüíûå ê îïðåäåëåííûì ñóáñòàíöèÿì, Ïðèìåðàìè âîçäåéñòâèÿ íà ðåöåïòîðû ÿâëÿþòñÿ áëîêàäà áåòà1 è áåòà-2-àäðåíîðåöåïòîðîâ ïîä âîçäåéñòâèåì ïðîòèâîàðèòìè÷åñêîãî ñðåäñòâà ïðîïðàíîëîëà èëè âîçáóæäåíèå àëüôà- è áåòà-àäðåíîðåöåïòîðîâ àäðåíàëèíîì. Íåêîòîðûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ïîâûøàþò èëè ïîíèæàþò àêòèâíîñòü ñïåöèôè÷åñêèõ ôåðìåíòîâ. Òàê, íåîñòèãìèí ñíèæàåò àêòèâíîñòü õîëèíýñòåðàçû, à ôåíîáàðáèòàë ïîâûøàåò àêòèâíîñòü ãëþêóðîíèëòðàíñôåðàçû ïå÷åíè. Ëåêàðñòâåííûå ïðåïàðàòû ìîãóò îêàçûâàòü ôèçèêî-õèìè÷åñêîå äåéñòâèå íà êëåòî÷íûå ìåìáðàíû è èçìåíÿòü òðàíñïîðò èîíîâ, îïðåäåëÿþùèõ òðàíñìåìáðàííûé ïîòåíöèàë êëåòîê íåðâíîé è ìûøå÷íîé ñèñòåì (àíòèàðèòìè÷åñêèå è ïðîòèâîñóäîðîæíûå ñðåäñòâà). Íåêîòîðûå ëåêàðñòâåííûå ñðåäñòâà ìîãóò õèìè÷åñêè âçàèìîäåéñòâîâàòü ñ ìîëåêóëàìè èëè èîíàìè âíóòðè êëåòîê (àíòàöèäíûå ïðåïàðàòû, ñíèæàþùèå êèñëîòíîñòü æåëóäî÷íîãî ñîêà, èëè àíòèäîòû, ïðèìåíÿþùèåñÿ ïðè õèìè÷åñêèõ îòðàâëåíèÿõ).

Читайте также:  Укроп семена побочные действия

Ê âîçðàñòíûì îñîáåííîñòÿì ôàðìàêîäèíàìèêè îòíîñèòñÿ ìåäëåííîå ñîçðåâàíèå ðåöåïòîðíûõ ñèñòåì ó äåòåé ïåðâûõ òðåõ ëåò æèçíè. Ýòî ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé ñíèæåíèÿ àêòèâíîñòè íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ ïî ñðàâíåíèþ ñ èõ àêòèâíîñòüþ ó âçðîñëûõ áîëüíûõ.

3. Ôàðìàêîêèíåòèêà

Ïðè ââåäåíèè áîëüíîìó ëåêàðñòâåííîãî ïðåïàðàòà îñóùåñòâëÿþòñÿ ïðîöåññû åãî âñàñûâàíèÿ, ðàñïðåäåëåíèÿ, ñâÿçûâàíèÿ, ìåòàáîëèçìà è âûäåëåíèÿ.

Âñàñûâàíèå ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ — ýòî ïðîöåññ ïîñòóïëåíèÿ ïðåïàðàòà èç ìåñòà ââåäåíèÿ â êðîâü. Õàðàêòåð âñàñûâàíèÿ çàâèñèò îò ïóòè ââåäåíèÿ ëåêàðñòâà, åãî ðàñòâîðèìîñòè â òêàíÿõ â ìåñòå ââåäåíèÿ è èíòåíñèâíîñòè êðîâîòîêà â ýòèõ òêàíÿõ. Íà ïðîöåññ âñàñûâàíèÿ ëåêàðñòâ ïðè ïðèåìå âíóòðü âëèÿåò óðîâåíü êèñëîòíîñòè æåëóäî÷íîãî ñîêà, óðîâåíü ñîäåðæàíèÿ æåë÷íûõ êèñëîò, ìîòîðèêà æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ñàìîãî ïðåïàðàòà. Óñòàíîâëåíî, ÷òî âñàñûâàíèå ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ ïðè ïðèåìå âíóòðü ó äåòåé ïåðâûõ øåñòè ìåñÿöåâ æèçíè ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå, ÷åì ó âçðîñëûõ, Âñàñûâàíèå ïðè âíóòðèêîæíîì è ïîäêîæíîì ââåäåíèè ó íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé çíà÷èòåëüíî âûøå, ÷åì ó ñòàðøèõ äåòåé. Ïðè âíóòðèâåííîì ââåäåíèè ëåêàðñòâåííîå âåùåñòâî ñðàçó è ïîëíîñòüþ ïîïàäàåò â êðîâîòîê.  íåêîòîðûõ ñëó÷àÿõ (ïðè íåâîçìîæíîñòè ââåäåíèÿ ïðåïàðàòà âíóòðü èëè ïàðåíòåðàëüíî) ïðèáåãàþò ê ðåêòàëüíîìó ââåäåíèþ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ: ïðè ýòîì ïðåïàðàò ÷åðåç ðåêòàëüíûå âåíû ïîïàäàåò ñðàçó â ñèñòåìó êðîâîòîêà.

Õàðàêòåð ðàñïðåäåëåíèÿ ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà â êðîâè, òêàíÿõ è îðãàíàõ îïðåäåëÿåòñÿ ðàñòâîðèìîñòüþ åãî â âîäå èëè ëèïèëàõ, ñòåïåíüþ ñâÿçûâàíèÿ ñ áåëêàìè ïëàçìû êðîâè è èíòåíñèâíîñòüþ êðîâîòîêà. Ðàñïðåäåëåíèå âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ ñâÿçàíî ñ óðîâíåì ñîäåðæàíèÿ æèäêîñòè â òêàíÿõ îðãàíèçìà.

Îáùèé îáúåì æèäêîñòè â îðãàíèçìå çàâèñèò îò âîçðàñòà, ñîñòàâëÿÿ 85% ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ, 70% — ó äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ, 60% — ó äåòåé ñòàðøå îäíîãî ãîäà è 50% — ó âçðîñëûõ ëèö. ×åì ìåíüøå îáúåì æèäêîñòè â îðãàíèçìå, òåì âûøå êîíå÷íàÿ êîíöåíòðàöèÿ âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ â ïëàçìå.  ñâÿçè ñ ýòèì äëÿ ïîääåðæàíèÿ ýêâèâàëåíòíûõ òåðàïåâòè÷åñêèõ êîíöåíòðàöèé â ïëàçìå ó äåòåé è âçðîñëûõ äîçà âîäîðàñòâîðèìûõ ïðåïàðàòîâ íà êèëîãðàìì ìàññû òåëà ñ âîçðàñòîì óìåíüøàåòñÿ.

Ñâÿçûâàíèå ëåêàðñòâåííîãî âåùåñòâà áåëêàìè ïëàçìû è ïå÷åíè îáóñëîâëèâàåò ñíèæåíèå åãî êîíöåíòðàöèè â ìåñòå äåéñòâèÿ, âëèÿåò íà ðàñïðåäåëåíèå ïðåïàðàòà è ìîæåò èçìåíÿòü âûðàæåííîñòü è ïðîäîëæèòåëüíîñòü ôàðìàêîëîãè÷åñêîãî ýôôåêòà. Ëåêàðñòâåííàÿ ñóáñòàíöèÿ, íàõîäÿùàÿñÿ â êîìïëåêñå ñ áåëêîì, ëèøåíà ñâîåé ñïåöèôè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Íåêîòîðûå ýíäîãåííûå âåùåñòâà ìîãóò âûòåñíÿòü ëåêàðñòâåííûå ñóáñòàíöèè èç êîìïëåêñà ñ áåëêàìè ïëàçìû è íàîáîðîò. Òàê, ñàëèöèëàòû âûòåñíÿþò áèëèðóáèí èç êîìïëåêñà ñ àëüáóìèíîì, ÷òî ó íîâîðîæäåííûõ äåòåé ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ ðàçâèòèåì æåëòóõè.

Ñâÿçûâàþùàÿ ñïîñîáíîñòü áåëêîâ ïëàçìû ó íîâîðîæäåííûõ è äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè íèæå, ÷åì ó âçðîñëûõ, ÷òî ìîæåò îáóñëîâèòü áîëåå ñèëüíîå äåéñòâèå íåêîòîðûõ ïðåïàðàòîâ. Ýòî òàêæå ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé âîçíèêíîâåíèÿ ïîáî÷íûõ ðåàêöèé ïðè êîíöåíòðàöèè ïðåïàðàòà â ïëàçìå, áåçîïàñíîé äëÿ âçðîñëûõ.

Ìåòàáîëèçì (áèîòðàíñôîðìàöèÿ) ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ îñóùåñòâëÿåòñÿ ïðåèìóùåñòâåííî â ïå÷åíè, íî ïðîèñõîäèò òàêæå â íàäïî÷å÷íèêàõ, ïî÷êàõ, êèøå÷íèêå, êîæå,  ýòîì ïðîöåññå ó÷àñòâóþò ìèêðîñîìàëüíûå ôåðìåíòíûå ñèñòåìû (öèòîõðîì-ð450-îêñèäàçà, ãëóòàòèîíòðàíñôåðàçà, ãëþêóðîíèëòðàíñôåðàçà è äð.). Áèîòðàíñôîðìàöèÿ âêëþ÷àåò ðÿä ïðîöåññîâ: îêèñëåíèå, âîññòàíîâëåíèå, ãèäðîëèç, êîíúþãàöèþ, ïðåîáðàçîâàíèå ëåêàðñòâåííûõ ñóáñòàíöèé â ôàðìàêîëîãè÷åñêè íåàêòèâíûå èëè àêòèâíûå ôîðìû, îáðàçîâàíèå âîäîðàñòâîðèìûõ ñîåäèíåíèé, ñïîñîáíûõ ê ýëèìèíàöèè. Ìåòàáîëèçì ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ çàìåäëåí ó íîâîðîæäåííûõ âäâîå çà ñ÷åò íåçðåëîñòè èõ ôåðìåíòíûõ ñèñòåì.

Ýëèìèíàöèÿ (âûäåëåíèå) ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ ïðîèñõîäèò ÷åðåç íî÷êè ñ ìî÷îé (îñíîâíîé ïóòü), à òàêæå îñóùåñòâëÿåòñÿ ÷åðåç ïå÷åíü ñ æåë÷üþ, à ó êîðìÿùèõ æåíùèí — è ñ ãðóäíûì ìîëîêîì (â íèçêîé êîíöåíòðàöèè). Ýëèìèíàöèÿ çàìåäëåíà ó íîâîðîæäåííûõ â 2-5 ðàç ïî ñðàâíåíèþ ñî âçðîñëûìè, ÷òî ïðèâîäèò ê îãðàíè÷åíèþ âûâåäåíèÿ ëåêàðñòâ è èõ ìåòàáîëèòîâ ñ ìî÷îé.  âîçðàñòå 4-6 íåäåëü âûäåëåíèå äîñòèãàåò óðîâíÿ âçðîñëûõ, à íà âòîðîì ãîäó æèçíè âäâîå ïðåâûøàåò ýëèìèíàöèþ ó âçðîñëûõ ëèö.

Ó ïîäðîñòêîâ, â ïîçäíåì ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå, òåìï âûäåëåíèÿ çàìåäëÿåòñÿ è âíîâü äîñòèãàåò óðîâíÿ, õàðàêòåðíîãî äëÿ âçðîñëûõ â ïîçäíåì ïóáåðòàòíîì ïåðèîäå. Èíòåíñèâíîñòü ýëèìèíàöèè çàâèñèò òàêæå îò õàðàêòåðà áîëåçíè è òèïà ëåêàðñòâåííîé ñóáñòàíöèè. Â ñâÿçè ñ âûøåñêàçàííûì äîçèðîâêà ïðåïàðàòîâ äîëæíà èçìåíÿòüñÿ â ñîîòâåòñòâèè ñ âûðàæåííîñòüþ ïðîöåññîâ èõ âûäåëåíèÿ èç îðãàíèçìà.

4. Âçàèìîäåéñòâèå ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ

Åãî íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü ïðè îäíîâðåìåííîì íàçíà÷åíèè áîëüíîìó íåñêîëüêèõ ïðåïàðàòîâ.

Ôàðìàêîäèíàìè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå âîçíèêàåò ïðè êîíêóðåíöèè çà ðåöåïòîðû è âëèÿíèè íà ìåäèàòîðû ïðîâåäåíèÿ âîçáóæäåíèÿ. Òàê, íàïðèìåð, àíòèõîëèíýñòåðàçíûå ñðåäñòâà âûòåñíÿþò êóðàðåïîäîáíûå ìèîðåëàêñàíòû è âîññòàíàâëèâàþò íåðâíî-ìûøå÷íóþ ïðîâîäèìîñòü. Õèìè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå ìîæåò ñîïðîâîæäàòüñÿ èíàêòèâàöèåé ïðåïàðàòîâ (íàïðèìåð, ãåïàðèí îáðàçóåò ñ àìèíîãëèêîçèäàìè íåðàñòâîðèìûå êîìïëåêñû) èëè âëèÿòü íà âñàñûâàíèå â æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå (íàïðèìåð, òåòðàöèêëèí ïðè âçàèìîäåéñòâèè ñ èîíàìè êàëüöèÿ, ñîäåðæàùèìèñÿ â ìîëîêå, îáðàçóåò íåðàñòâîðèìûå êîìïëåêñû è îêàçûâàåòñÿ íåýôôåêòèâíûì; àíòàöèäíûå ñðåäñòâà, ïîíèæàÿ ðÍ æåëóäî÷íîãî ñîäåðæèìîãî, ïðèâîäÿò ê ñíèæåíèþ ðàñòâîðèìîñòè ñóëüôàíèëàìèäîâ).

Ôàðìàêîêèíåòè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå ïðîÿâëÿåòñÿ ðàçëè÷íûì îáðàçîì. Ïðè ñîâìåñòíîì ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòîâ âîçìîæíî âûòåñíåíèå îäíîãî èç íèõ èç êîìïëåêñà ñ áåëêîì (íàïðèìåð, íåïðÿìûå àíòèêîàãóëÿíòû, èçîíèàçèä óãíåòàþò áèîòðàíñôîðìàöèþ ïðîòèâîñóäîðîæíîãî ñðåäñòâà ôåíèòîèíà ñ âîçíèêíîâåíèåì òîêñè÷åñêîãî ýôôåêòà). Áèîòðàíñôîðìàöèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ ìîæåò óñêîðÿòüñÿ çà ñ÷åò óâåëè÷åíèÿ àêòèâíîñòè ìèêðîñîìàëüíûõ ôåðìåíòîâ ïå÷åíè ñ ïîñëåäóþùèì óñèëåíèåì ýëèìèíàöèè ïðåïàðàòà (ôåíîáàðáèòàë ñíèæàåò, òàêèì îáðàçîì, àêòèâíîñòü ðÿäà ïðåïàðàòîâ). Âîçìîæåí îáðàòíûé ýôôåêò — çàìåäëåíèå ìåòàáîëèçìà ïðè ïîäàâëåíèè àêòèâíîñòè ôåðìåíòîâ ñ ïðîÿâëåíèåì òîêñè÷åñêîãî äåéñòâèÿ ïðåïàðàòà. Èíòåíñèâíîñòü âûâåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ ïðè ñîâìåñòíîì èõ íàçíà÷åíèè ìîæåò ñíèæàòüñÿ çà ñ÷åò êîíêóðåíöèè â õîäå êàíàëüöåâîé ñåêðåöèè è êëóáî÷êîâîé ôèëüòðàöèè (òàê, ôóðîñåìèä ïîäàâëÿåò êàíàëüöåâóþ ñåêðåöèþ ïåíèöèëëèíîâ è àìèíîãëèêîçèäîâ).

Âñàñûâàíèå ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ââåäåíèè ñíèæàåòñÿ ïðè ñîâìåñòíîì íàçíà÷åíèè ñîñóäîñóæèâàþùèõ ïðåïàðàòîâ ñ äðóãèìè ñðåäñòâàìè (íàïðèìåð, ìåñòíûìè àíåñòåòèêàìè).

5. Äîçèðîâêà

Óñòàíîâëåíèå àäåêâàòíîé äîçû ïðåïàðàòà — êëþ÷åâîé âîïðîñ ëåêàðñòâåííîé òåðàïèè â ïåäèàòðèè. Ïðàâèëüíàÿ äîçèðîâêà îïðåäåëÿåò ýôôåêòèâíîñòü è áåçîïàñíîñòü ëå÷åíèÿ. Ìåõàíè÷åñêèé ïåðåíîñ äîçû ïðåïàðàòà äëÿ âçðîñëûõ íà äåòñêèé âîçðàñò ïðèâåäåò ê ïåðåäîçèðîâêå ó íîâîðîæäåííûõ è íåäîñòàòî÷íîé äîçå ó ãðóäíûõ äåòåé. Íàèáîëåå ðåêîìåíäîâàííûì äëÿ ïåäèàòðîâ ñëåäóåò ñ÷èòàòü íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòîâ â äîçàõ, óñòàíîâëåííûõ íà îñíîâå êëèíè÷åñêèõ èñïûòàíèé ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ â äåòñêîì âîçðàñòå. Äîçû ïðåïàðàòîâ äëÿ ïðèìåíåíèÿ ó äåòåé óêàçàíû â àííîòàöèÿõ ôèðì-ïðîèçâîäèòåëåé èëè ñïðàâî÷íûõ ïîñîáèÿõ, ñîäåðæàùèõ âñþ íåîáõîäèìóþ èíôîðìàöèþ (ñïðàâî÷íèê ïîä ðåäàêöèåé Ì.Ä. Ìàøêîâñêîãî, Ðåãèñòð ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ Ðîññèè, ñïðàâî÷íèê Âèäàëü è äð.). Îäíàêî åñëè â õîäå ëå÷åíèÿ âîçíèêàåò íåîáõîäèìîñòü â íàçíà÷åíèè ïðåïàðàòîâ, ðàçðåøåííûõ äëÿ ïðèìåíåíèÿ â ïåäèàòðèè, íî íå èìåþùèõ óêàçàíèÿ íà ñïåöèàëüíûå äåòñêèå äîçèðîâêè, òî ïåäèàòðè÷åñêóþ äîçó ðàññ÷èòûâàþò, ó÷èòûâàÿ âîçðàñò, ìàññó òåëà èëè ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà ðåáåíêà. ëåêàðñòâåííûé äîçèðîâêà ïîáî÷íûé ïåäèàòðèÿ

Читайте также:  Комбоглиз пролонг побочные действия

Ðàñ÷åò ïî ìàññå òåëà ïðîâîäèòñÿ â ìã íà êã ìàññû òåëà â ñóòêè, èñõîäÿ èç äîçû âçðîñëîãî. Ïðè ðàñ÷åòå ïî ïëîùàäè ïîâåðõíîñòè òåëà äîçà äëÿ ðåáåíêà ðàññ÷èòûâàåòñÿ ñëåäóþùèì îáðàçîì: ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà äëÿ êîíêðåòíîãî âîçðàñòà (îïðåäåëÿåòñÿ ïî òàáëèöå) äåëèòñÿ íà ïëîùàäü ïîâåðõíîñòè òåëà âçðîñëîãî (1,73 ì) è óìíîæàåòñÿ íà äîçó âçðîñëîãî.

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå

Âûäåëÿþò íåñêîëüêî òèïîâ ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâ

1. Íåæåëàòåëüíîå äåéñòâèå îáóñëîâëåíî ôàðìàêîëîãè÷åñêèìè ñâîéñòâàìè ëåêàðñòâ çà ñ÷åò âîçäåéñòâèÿ íà íåñêîëüêî îðãàíîâ è ñèñòåì è ñâÿçàíî ñ íåèçáèðàòåëüíûì äåéñòâèåì ïðåïàðàòîâ. Âñòðå÷àåòñÿ íàèáîëåå ÷àñòî è âîçíèêàåò ïðè ïðèìåíåíèè ïðåïàðàòà â òåðàïåâòè÷åñêîé äîçå. Òàê, öèòîñòàòèêè âûçûâàþò óãíåòåíèå êîñòíîãî ìîçãà çà ñ÷åò âîçäåéñòâèÿ íà âñå áûñòðî äåëÿùèåñÿ êëåòêè.

2. Òîêñè÷åñêîå äåéñòâèå ñâÿçàíî ñ ïåðåäîçèðîâêîé ïðåïàðàòà è çàâèñèò îò øèðîòû òåðàïåâòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà. Íàïðèìåð, ïðè ïàðåíòåðàëüíîì ïðèìåíåíèè àìèíîãëèêîçèäîâ äàæå íåçíà÷èòåëüíîå ïðåâûøåíèå äîçèðîâêè ïðèâîäèò ê âîçíèêíîâåíèþ íåôðî- è îòîòîêñè÷åñêîãî ýôôåêòà.

3. Âòîðè÷íîå äåéñòâèå, îáóñëîâëåííîå ñíèæåíèåì èììóíîáíîëîãè÷åñêîé ðåàêòèâíîñòè îðãàíèçìà. Òàê, ãëþêîêîðòèêîèäíàÿ òåðàïèÿ âûçûâàåò óãíåòåíèå èììóííîãî îòâåòà, à ïðîäîëæèòåëüíàÿ àíòèáàêòåðèàëüíàÿ òåðàïèÿ ìîæåò ÿâèòüñÿ ïðè÷èíîé íàðóøåíèÿ íîðìàëüíîãî ñîñòàâà ìèêðîôëîðû êèøå÷íèêà (äèñáàêòåðèîç).

4. Àëëåðãè÷åñêèå è èììóíîïàòîëîãè÷åñêèå ðåàêöèè ñâÿçàíû ñ ïîâûøåííîé ÷óâñòâèòåëüíîñòüþ îðãàíèçìà íà ââåäåíèå òîãî èëè èíîãî ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà (íàïðèìåð, àíàôèëàêòè÷åñêèé øîê ïîñëå ïðèìåíåíèÿ ïåíèöèëëèíà).

5. Ñèíäðîì îòìåíû ïðîÿâëÿåòñÿ âîçíèêíîâåíèåì îáîñòðåíèÿ ïðîöåññà ïðè õðîíè÷åñêîì çàáîëåâàíèè ïîñëå ðåçêîãî ïðåêðàùåíèÿ äëèòåëüíî ïðîâîäÿùåãîñÿ ëå÷åíèÿ (íàïðèìåð, ïðè àóòîèììóííîì ãåïàòèòå ïðè âíåçàïíîé îòìåíå èììóíîñóïðåññèâíîé òåðàïèè).

6. Ïîáî÷íîå äåéñòâèå ïðè íåïðåäíàìåðåííîì ââåäåíèè ëåêàðñòâ âîçìîæíî ïðè àáñîðáöèè ïðåïàðàòîâ ÷åðåç ïëàöåíòó èëè ïðè ââåäåíèè ñ ãðóäíûì ìîëîêîì, ÷åðåç ëåãêèå, êîíúþíêòèâó, êîæó (òàê, ïîïàäàíèå àíèëèíîâûõ êðàñèòåëåé íà êîæó ìîæåò âûçâàòü îòðàâëåíèå ó ãðóäíîãî ðåáåíêà).

7. Ñïîñîá ââåäåíèÿ

Ñïîñîá ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ îïðåäåëÿåòñÿ êëèíè÷åñêèìè ïîòðåáíîñòÿìè è âîçìîæíîñòÿìè ïåðñîíàëà. Íåîáõîäèìî ñòðîãî ñîáëþäàòü êàê äîçèðîâêó ïðåïàðàòà, òàê è ïðîäîëæèòåëüíîñòü òåðàïèè.

Ó äîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ è ñòàðøèõ äåòåé îáû÷íî èñïîëüçóþò îðàëüíûé ïóòü ââåäåíèÿ. Ïðè åãî íåâîçìîæíîñòè (ïî òÿæåñòè ñîñòîÿíèÿ, ïðè ÷àñòîé ðâîòå) ðåêîìåíäóåòñÿ ïàðåíòåðàëüíûé ïóòü, ïðè÷åì âíóòðèâåííîå ââåäåíèå ÿâëÿåòñÿ áîëåå ýôôåêòèâíûì, ÷åì âíóòðèìûøå÷íîå. Ïðè âíóòðèìûøå÷íîì ââåäåíèè ïðåïàðàò ëó÷øå âñàñûâàåòñÿ ïðè èíúåêöèè â ïåðåäíåëàòåðàëüíóþ ÷àñòü áåäðà, ÷åì â ÿãîäè÷íóþ ìûøöó. Ó íåäîíîøåííûõ íîâîðîæäåííûõ ïðàêòè÷åñêè âñå ìåäèêàìåíòû ââîäÿòñÿ âíóòðèâåííî, òàê êàê àáñîðáöèÿ è æåëóäî÷íî-êèøå÷íîì òðàêòå ñíèæåíà, à âíóòðèìûøå÷íîå ââåäåíèå íåâîçìîæíî èç-çà ìàëîé ìûøå÷íîé ìàññû äåòåé. Ïðè ïîäêîæíîì ââåäåíèè âñàñûâàíèå ïðîèñõîäèò ìåäëåííåå è òåðàïåâòè÷åñêèé ýôôåêò íèæå (îñîáåííî ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè ïåðèôåðè÷åñêîãî êðîâîîáðàøåíèÿ), ÷åì ïðè âíóòðèìûøå÷íîì è âíóòðèâåííîì ââåäåíèè.

Èñïîëüçóþò òàêæå èíãàëÿöèîííûé ïóòü ââåäåíèÿ ïðåïàðàòîâ (àýðîçîëè, ãàçû), èíòðàòåêàëüíîå (ñóáàðàõíîèäàëüíîå) ââåäåíèå äëÿ íåïîñðåäñòâåííîãî äåéñòâèè íà ÖÍÑ, ìåñòíîå ïðèìåíåíèå ëåêàðñòâ (íàíåñåíèå íà êîæó ñ öåëüþ ïîëó÷åíèÿ ëîêàëüíîãî ýôôåêòà), ýëåêòðîôîðåç (ïåðåíîñ ëåêàðñòâåííûõ âåùåñòâ â òêàíè ïðè èñïîëüçîâàíèè ãàëüâàíè÷åñêîãî òîêà).

Äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ íåæåëàòåëüíîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ íåîáõîäèìî çàðàíåå èìåòü ñîîòâåòñòâóþùóþ èíôîðìàöèþ î ïðåïàðàòàõ, íàçíà÷àåìûõ áîëüíîìó ðåáåíêó. Íåëüçÿ ââîäèòü ïðåïàðàòû è îäíîì øïðèöå! Íå ðåêîìåíäóåòñÿ îäíîìîìåíòíî ââîäèòü íåñêîëüêî ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, íî åñëè ýòî íåîáõîäèìî â ñèëó êëèíè÷åñêîé ñèòóàöèè, òî ïðåïàðàòû íàäî ââîäèòü â ðàçëè÷íûå ó÷àñòêè òåëà.

Ïðåäóïðåæäåíèå ïîáî÷íîãî äåéñòâèÿ, âêëþ÷àÿ íàçíà÷åíèå ïðåïàðàòà â âîçìîæíî áîëåå íèçêèõ, íè îáåñïå÷èâàþùèõ ïîëó÷åíèå òåðàïåâòè÷åñêîãî ýôôåêòà äîçàõ, à òàêæå íàáëþäåíèå çà äåéñòâèåì ïðåïàðàòà è åãî ïåðåíîñèìîñòüþ, ó÷åò èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé áîëüíîãî (íàëè÷èå ãèïåð÷óâñòâèòåëüíîñòè ê òîìó èëè èíîìó ïðåïàðàòó, àëëåðãè÷åñêèå ðåàêöèè íà ïðåïàðàòû èç îäíîé è òîé æå ãðóïïû).

Íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà áîëüíûì ïîñëå ââåäåíèè ïðåïàðàòà (ïðè íåîáõîäèìîñòè èçìåðÿòü òåìïåðàòóðó, àðòåðèàëüíîå äàâëåíèå, ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé), ÷òîáû âûÿâèòü èçìåíåíèÿ, ñâèäåòåëüñòâóþùèå î âîçíèêíîâåíèè ïîáî÷íûõ ýôôåêòîâ èëè àëëåðãè÷åñêèõ ðåàêöèé. Òåðàïèÿ ïðè ïîáî÷íûõ ðåàêöèÿõ çàâèñèò îò ëåêàðñòâåííîãî ñðåäñòâà è ïðîâîäèòñÿ ñ ó÷åòîì ïàòîëîãèè è èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé êàæäîãî áîëüíîãî.

Òàêèì îáðàçîì, ýôôåêòèâíîñòü è áåçîïàñíîñòü ôàðìàêîòåðàïèè â äåòñêîì âîçðàñòå îïðåäåëÿåòñÿ íàëè÷èåì ó ïåäèàòðà ãëóáîêèõ çíàíèé ôàðìàêîëîãèè èñïîëüçóåìûõ ëåêàðñòâåííûõ ïðåïàðàòîâ, ñ îäíîé ñòîðîíû, è âîçðàñòíûõ îñîáåííîñòåé îðãàíèçìà ðåáåíêà, ñ äðóãîé.

Âðà÷, îñóùåñòâëÿþùèé ëå÷åíèå áîëüíîãî ðåáåíêà, äîëæåí ïîìíèòü î âûñêàçûâàíèè îäíîãî èç êëàññèêîâ îòå÷åñòâåííîé òåðàïèè È.À. Êàññèðñêîãî: «Ôàðìàêîëîãèÿ — òà îáëàñòü, êîòîðàÿ òåñíåéøèì îáðàçîì îáúåäèíÿåò òåîðèþ ñ ïðàêòèêîé, èáî åå âûâîäû è çàêëþ÷åíèÿ îáÿçàòåëüíî ïåðåíîñÿòñÿ ê ïîñòåëè áîëüíîãî».

Çàêëþ÷åíèå

Ïðè ëå÷åíèè áîëüíîãî ðåáåíêà âðà÷ó-ïåäèàòðó ïðèõîäèòñÿ èñïîëüçîâàòü îäíîâðåìåííî íåñêîëüêî ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ (ïîðîé ÷èñëî èõ äîñòèãàåò 10-15 è áîëåå). Ïîýòîìó âðà÷ äîëæåí òùàòåëüíî îáîñíîâûâàòü ñâîè íàçíà÷åíèÿ ñ òåì, ÷òîáû âûáðàòü îïòèìàëüíî ïîëåçíûå ñî÷åòàíèÿ ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ, íàèáîëåå ýôôåêòèâíûõ â ñâîåì âçàèìîäåéñòâèè è, êîíå÷íî, áåçâðåäíûõ.

Çàäà÷à ýòà íåïðîñòàÿ, è óñïåøíîå ðåøåíèå åå âîçìîæíî ïðè óñëîâèè, åñëè âðà÷ â ñâîèõ ëå÷åáíûõ äåéñòâèÿõ áóäåò îïèðàòüñÿ íà ñîâðåìåííûå íàó÷íûå äàííûå î ñîâìåñòèìîñòè è íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâ è ñóìååò òâîð÷åñêè ïðèìåíèòü èõ â ñâîåé ïîâñåäíåâíîé ëå÷åáíîé äåÿòåëüíîñòè.

 ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ ëåêàðñòâåííûé àðñåíàë áóðíî ïîïîëíÿåòñÿ çà ñ÷åò îãðîìíîãî êîëè÷åñòâà íîâûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ îòå÷åñòâåííîãî è çàðóáåæíîãî ïðîèçâîäñòâà.  ýòèõ óñëîâèÿõ ïðîáëåìà íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâ ïðèîáðåòàåò îñîáåííî àêòóàëüíîå ïðàêòè÷åñêîå çíà÷åíèå, òàê êàê ñ óâåëè÷åíèåì ÷èñëåííîñòè íàçíà÷àåìûõ íîâûõ ôàðìàêîëîãè÷åñêèõ ñðåäñòâ âîçðàñòàåò è êîëè÷åñòâî èõ ñî÷åòàíèé.

Ðàçëè÷àþò òðè âèäà íåñîâìåñòèìîñòè ëåêàðñòâåííûõ ñðåäñòâ:

* ôèçè÷åñêóþ,

* õèìè÷åñêóþ,

* ôàðìàêîëîãè÷åñêóþ

Ïåðâûå äâà âèäà íàçûâàþò èíîãäà ôàðìàöåâòè÷åñêîé íåñîâìåñòèìîñòüþ).  ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå âðà÷ó ÷àùå ïðèõîäèòñÿ ñòàëêèâàòüñÿ ñ ôàðìàêîëîãè÷åñêîé íåñîâìåñòèìîñòüþ ëåêàðñòâ, òî åñòü ñ àíòàãîíèçìîì èõ äåéñòâèÿ íà îðãàíèçì áîëüíîãî ðåáåíêà.

Ñïèñîê èñïîëüçóåìîé ëèòåðàòóðû

1. Îïóáëèêîâàíî â æóðíàëå «Ìåäèöèíñêèé âåñòíèê. Èçáðàííûå ñòàòüè» ¹17 (156) 2000 Ïðîôåññîð Áîðèñ Êàãàíîâ, çàìåñòèòåëü äèðåêòîðà Íàó÷íîãî öåíòðà çäîðîâüÿ äåòåé ÐÀÌÍ. Èðèíà Ñè÷èíàâà, êàíäèäàò ìåäèöèíñêèõ íàóê

2. https://www.med2.ru/story.php?id=16721

3. Ëåêàðñòâåííàÿ òåðàïèÿ â ïåäèàòðèè, Ñ.Ø. Øàìñèåâ

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник