Показания и противопоказания для логопедического массажа
В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.
Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:
- дизартрия;
- алалия;
- афазия;
- заикание;
- расстройства голосообразования.
Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.
Какая от него польза
Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.
Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?
- Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
- Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
- Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
- Улучшается артикуляционная моторика.
- В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
- Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.
Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:
- Улучшается кровообращение и лимфоотток.
- Мышечные волокна становятся эластичнее.
- Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.
Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.
Недостатки
У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.
Кому противопоказано
Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:
- повышенная температура тела;
- простудные вирусные заболевания;
- конъюнктивит;
- кожные заболевания;
- обострение лабиального герпеса;
- стоматит.
С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.
Виды логомассажа
Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:
- Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
- Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
- Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
- Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
- Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.
Организационные моменты
Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:
- В помещении должна быть комфортная температура.
- Перед массажем его нужно проветрить.
- Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
- Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
- Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.
Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.
Продолжительность занятий
Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.
С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.
Основные приемы в логопедическом массаже
Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:
- Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
- Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
- Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
- Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.
Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.
В каких случаях рекомендован
Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.
Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.
Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.
Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:
- состояние мимических мышц и кожи;
- состояние артикуляционной моторики;
- состояние мягкого неба;
- произносительную сторону речи.
По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.
Особенности проведения расслабляющего массажа
Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.
Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.
Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.
Особенности проведения стимулирующего массажа
Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.
Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.
Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка
Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.
Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.
Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.
Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.
Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.
Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:
- зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
- зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
- зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
- зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
- зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.
Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.
Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.
Массаж чайными ложками
Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.
Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.
Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.
Самомассаж
Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.
Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.
Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.
Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.
Логопедический массаж — это один из методов, который применяется для коррекции различных речевых нарушений. Применение логопедического массажа существенно сокращает время коррекционной работы, в особенности над устранением недостатков произношения. Если у вашего ребёнка дизартрия, механическая дислалия, ринолалия, моторная алалия, то данный метод коррекции прекрасно дополнит общий курс занятий со специалистом.
Логопедический массаж. 9 игровых приёмов
Логопедический массаж имеет свои показания и противопоказания, поэтому решение о его целесообразности принимают невролог и логопед.
Массаж нужен в тех случаях, когда выявлено нарушение тонуса артикуляционного аппарата. Логомассаж нормализует состояние мышц речевых органов, и, тем самым, способствует улучшению произносительной стороны речи.
Массаж является наиболее эффективным на подготовительных этапах работы над устранением недостатков звукопроизношения, когда ребёнок испытывает трудности при выполнении артикуляционных движений.
Логопедический массаж помогает решать следующие задачи:
— нормализовать тонус мышц артикуляционных органов;
— улучшить кровоснабжение;
— повысить эластичность мышечных волокон, силу и объём их сократительной функции;
— снизить гиперсаливацию (повышенное слюнотечение);
— растянуть подъязычную уздечку.
Как правило, массаж рекомендуют проводить курсами, состоящими из 10-15 сеансов. Желательно, если сеансы будут проводиться ежедневно или через день. Далее можно сделать перерыв на 1-2 месяца, и, при необходимости, повторить курс.
Продолжительность одного сеанса может меняться в зависимости от сложности нарушения, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
Логопедический массаж. 9 игровых приёмов
А сейчас мне хотелось бы познакомить вас с простыми игровыми приёмами массажа, стимулирующими работу органов речевого аппарата вашего малыша.
1. «Нарисуем усы». С помощью указательных и средних пальцев «рисуем» усы, выполняя движения от середины верхней губы к уголкам рта.
2. «Весёлый смайлик». Двигаем пальцами от средней точки нижней губы к уголкам рта, а потом – по направлению к скулам.
3. «Грустный смайлик». Выполняем движения двумя пальцами от середины к уголкам верхней губы, и дальше – до углов нижней челюсти.
4. «Клюв». Указательным и средним пальцами собираем верхнюю губку в «клювик», затем то же делаем с нижней губой.
5. «Бородка». Тыльной поверхностью ладоней поглаживаем от центра подбородка к ушкам.
6. «Три дорожки». Двигаемся пальцами к ушам: сначала – от центральной точки нижней губы, затем – от центра верхней губы, и потом – от крыльев носа.
7. «Рисуем кружки». Выполняем круговые движения подушечками пальцев по щёчкам.
8. «Греем щёчки». Выполняем растирающие движения кончиками пальцев по щекам в разные стороны.
9. «Паровозик». Сжимаем ладони в кулаки, приставляем их к щекам, производим круговые движения, смещая щёчные мышцы сначала по часовой стрелке, а затем – в противоположном направлении. Можно сопровождать массажные движения ритмичными звуками: «Чух-чух».
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Логопедический массаж относится к техникам, применяемым в логопедии для улучшения произношения и психоэмоционального состояния людей с дефектами речи.
Если вы скептически относитесь к этому методу лечения речевых нарушений, считая его трудоемким и неэффективным, то в этой статье мы постараемся убедить вас в обратном.
Для чего нужен логопедический массаж
Логопедический массаж — это специальные приемы воздействия на участки тела, так или иначе связанные с речевой деятельностью.
Эта процедура изменяет состояние мышечной ткани, нервных волокон, кровеносных сосудов, кожного покрова, таким образом решая задачи, для которых, собственно, и проводится.
Польза логомассажа
Благодаря выполнению логопедического массажа в организме происходит ряд изменений:
- нормализация гипо- или гипертонуса мышц в мимической и артикуляционной мускулатуре;
- уменьшение патологических непроизвольных мышечных движений;
- активизация и увеличение силы сократительной способности мышц аппарата речи;
- улучшение качеств артикуляции, в том числе четкости, объема, скорости;
- восприятие движений речеобразующих органов.
И что в итоге? А в итоге массаж речевых зон лица приносит следующую пользу:
- благотворно влияет на нервную систему и общее состояние организма;
- стимулирует лимфо- и кровообращение, регулирует тканевые процессы обмена, способствует насыщению крови кислородом и улучшению клеточного питания;
- увеличивает эластичность мышц и силу их сокращений, помогает их восстановлению после нагрузок, повышает работоспособность;
- снижает тонус при спазмах и поднимает его при слабости органов артикуляции, задействует малоподвижные мышечные участки;
- формирует координацию движений органов речи, стимулирует их восприятие;
- увеличивает объем и диапазон движений;
- укрепляет мышцы и готовит артикуляционный аппарат к максимально быстрой постановке звуков.
Показания и противопоказания
Именно благодаря такому спектру действия этот метод активно применяется при дизартрии, дислалии, алалии, афазии, ринолалии, заикании, дефектах голоса, задержке речевого развития, а также во всех случаях, когда нарушен мышечный тонус аппарата речи.
Противопоказания тоже есть. Это общие инфекционные заболевания, болезни кожи, слизистой оболочки глаз, полости рта, увеличение лимфоузлов, а также негативная эмоциональная реакция ребенка на проведение процедуры.
А теперь коснемся технической стороны этого метода.
Виды логопедического массажа
В современной логопедии используются различные технологии логопедического массажа:
- Классический, когда руками с помощью специальных приемов участки тела гладят, растирают, разминают, а также создают вибрацию.
- Точечный, при котором стимулируют или расслабляют биологически активные точки, его проведение требует специальных знаний и навыков.
- Аппаратный, который делают с использованием специальных приборов.
- Самомассаж, при котором массируют лицо руками или покусывают язык зубами.
- Зондовый логопедический массаж, когда с помощью зондов активизируют деятельность отдельных участков органов артикуляции.
Сила и длительность воздействия определяет, будет это расслабляющий или активизирующий массаж. Легкое нажатие и скользящее поглаживание снижают возбудимость. И наоборот, глубокие и энергичные прикосновения дают тонизирующий эффект.
Инструментами для логопедического массажа языка могут быть зонды, ложки, зубная щетка, деревянный или пластмассовый шпатель.
Его не проводят дистанционно, потому что этот метод предполагает непосредственное механическое воздействие на тело человека.
Особенности логопедического массажа дома
Логопедический массаж ребенку можно делать как в клинике, так и дома, и это даже предпочтительнее, потому что домашняя обстановка и близкое окружение исключают беспокойство и волнение для малыша.
Прежде всего родителям необходимо создать условия и соблюсти правила:
- Работайте в проветренном помещении.
- Используйте защитную маску и перчатки при массаже в ротовой полости.
- Тщательно вымойте инструменты и обдайте их кипятком.
- Обработайте свои чистые руки спиртосодержащим раствором.
- Не выполняйте логомассаж сразу после еды и при неважном самочувствии малыша.
- Длительность сеансов увеличивайте постепенно.
- Ребенку следует находиться лежа на спине, под шею подложите валик. Также приемлемо положение полусидя, если оно обеспечит расслабление мышцам и свободу дыханию.
- Ободряющие слова и похвала по окончании процедуры создадут положительный настрой и желание продолжить занятия в следующий раз.
При выполнении массажа учитывайте возраст ребенка. Грудничкам, детям до 3 лет — 5-10 минут, дошкольникам — 15-20 минут, детям старше 7 лет— 20-30 минут. Периодичность 2-3 раза в неделю. Курс 10-15 сеансов.
Чтобы делать логопедический массаж для детей в домашних условиях, нужна консультация врача, который составит индивидуальный план занятий, назначит приемы воздействия и скоординирует вашу работу.
Проводя сеанс массажа своему маленькому ребенку дома, активно общайтесь с ним. Это необходимо для снятия напряжения. Расскажите сказку, включите спокойную музыку или напойте песню — помогите ему расслабиться.
Если хотите сами сделать детский логопедический массаж, давайте учиться.
Техники логомассажа
Существуют определенные приемы и техники для каждого вида массажа:
Логопедический массаж лица для детей
Выполняйте манипуляции последовательно, двигаясь сверху вниз. Не напрягайтесь. Помните — ваши руки исцеляют.
Логопедический массаж ложками
Этот метод воздействия на речевые зоны является разновидностью массажа лица. Приготовьте несколько чистых чайных ложек. Обратите внимание на то, чтобы их поверхность была гладкой, во избежание травмирования нежной кожи ребенка. Повторяйте каждое движение 6-8 раз.
Артикуляционный массаж языка для развития речи
Логопедический массаж языка дома проводится с использованием шпателя, зубной щетки, либо руками в медицинских перчатках. Понадобится стерильная салфетка, чтобы убрать слюну. При болевых ощущениях у ребенка процедуру прекращают.
Перед проведением сеанса постарайтесь расслабить массирующими движениями воротниковую зону, шейные мышцы и челюсти, потому они непосредственно влияют на работу речевого аппарата.
Пальчиковый логомассаж для развития речи
Массаж пальчиков не имеет противопоказаний и возрастных ограничений. Его можно выполнять и детям до года. Он воздействует на нервные окончания пальцев рук и таким образом активизирует речевые зоны головного мозга. Массажеры, резиновые мячи с шипами усиливают эффект. Развивая мелкую моторику посредством массажа, вы способствуете развитию речи своего ребенка.
Самомассаж
Научите малыша движениям самомассажа. Выполняйте его вместе, играя. Он приведет в тонус мышцы лица и сделает лучистой улыбку.
Упражнения для самомассажа языка тоже просты и доступны.
Зондовый логопедический массаж
Для проведения массажа зондами необходимо профессиональное обучение. Такой метод коррекции назначают детям после полугода. Во время манипуляций ребенку не должно быть больно. Курс длится 15-20 дней.
Надо отметить, что любая из вышеописанных техник дает реальные результаты:
- исправляется звукопроизношение;
- формируется правильное речевое дыхание;
- становится сильным голос;
- стабилизируется эмоциональное состояние.
Рекомендуется совмещать разные виды логомассажа для того, чтобы коррекция речи была успешной.
Настроение — главный помощник логомассажа
Если вы дополните логопедический массаж артикуляционной гимнастикой и дыхательными упражнениями, изучением и проговариванием скороговорок, играми для крупной и мелкой моторики, чтением детской литературы, активным эмоциональным общением, то добьетесь впечатляющих результатов.
Выполняя массаж своему малышу дома, не забудьте о главном — о своем настроении. Тепло ваших рук, спокойные и уверенные движения, доброжелательная улыбка, любящий взгляд — это лучшие помощники в преодолении любого недуга!