Показания и противопоказания к психологическому консультированию
Психологическая поддержка людей, имеющих различные жизненные трудности, желающим закрепить свои результаты в борьбе с зависимостью, испытывающим затруднения в адаптации к новым условиям жизни.
Психологическое консультирование
Большинство людей, решившихся обратиться за психологической помощью, сталкиваются с затруднением выбора конкретного вида необходимых услуг. Не вдаваясь в подробности, постараемся доступно объяснить особенности услуги «психологическое консультирование».
Показания к психологическому консультированию:
Прежде всего, психологическое консультирование направлено на оказание психологической помощи здоровым людям, имеющим определенные трудности, преодоление которых улучшит качество их дальнейшей жизни. Если есть конкретная проблема, возникшая относительно недавно, психолог сможет проконсультировать клиента насчет возможных путей ее решения, и совместно с ним выбрать наиболее оптимальный из них, учитывая имеющиеся обстоятельства. Также психологическое консультирование показано людям, которые до конца не определились нужна ли им вообще именно психологическая помощь. В этом случае психолог сможет проконсультировать клиента на тему того, чем именно он может быть полезен, а где границы его компетенции заканчиваются, и необходимо вмешательство других специалистов, например врачей.
Длительность психологического консультирования:
Как уже было сказано, психологическое консультирование может заключаться и всего в одной встрече, однако, чаще всего, количество сессий составляет около десяти. За этот период удается достаточно полно проанализировать имеющуюся трудность, выбрать наилучший путь выхода из нее, и воспользоваться им в реальности, при чутком сопровождении и поддержке психолога.
Виды психологического консультирования:
Как и все виды психологической помощи, психологическое консультирование разделяется на индивидуальное, семейное и групповое.
Индивидуальное психологическое консультирование используется, когда человек обращается за помощью по собственной инициативе, с уже имеющейся мотивацией на решение личной проблемы. Если клиент еще ребенок или подросток, то он может посещать психолога в индивидуальном формате, при согласии родителей, которые должны будут быть также включены в процесс (как минимум на одну встречу).
Семейное психологическое консультирование используется в ситуации, когда имеется несколько членов семьи, хотя бы один из них видит проблему, и оба готовы прийти на консультацию. Если обращается хотя бы один из родителей с ребёнком, то это также относится к семейному консультированию, до тех пор, пока не будет принято решение к смене формата взаимодействия на «индивидуальное консультирование» одного или всех участников.
Групповое психологическое консультирование обычно используется в крупных организациях и компаниях для достижения конкретной цели, например для сплочения коллектива или улучшения работоспособности состава. Для проработки личных проблем в группе используют групповую психотерапию, поскольку это более долгий и сложный процесс, о чем будет более подробно говориться в другом разделе.
Психологическое консультирование — работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю.Е.Алешина). Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач (Г.С.Абрамова).
Критерием эффективности этого вида профессиональной деятельности психолога является появление у другого человека новых переживаний в той или иной ситуации. С точки зрения самого психолога критерий эффективности этого вида деятельности может быть найден по показателям соответствия его работы задачам другого человека, которое проверяется по следующей Шкале:
1. Психолог способен быть внимательным (прерывает клиента, пропускает важную информацию).
2. Действия психолога конструктивны (неконструктивны); он разумно старается воздействовать на другого человека («давит» на него).
3. Клиента слышно (слышно очень мало).
4. Ответы клиента соответствуют (не соответствуют) тому, что говорит психолог.
5. Суть задачи клиента понята психологом верно (неверно), через воздействие, все нарастающее по интенсивности, психолог вносит (не вносит) в задачу клиента нечто, облегчающее его состояние.
6. У психолога есть навыки понимания и воздействия через эмпатичность и непосредственность (нет этих навыков).
7. Психолог присоединяется к клиенту, не теряя своей индивидуальности (ценой личностных жертв).
Психологическое воздействие в профессиях «человек —человек» (врач, юрист, журналист, педагог, социолог, социальный работник) часто напоминает процедуру консультирования, так как осуществляется в виде интервью. Но эти интервью отличаются как предметом взаимодействия, так и мерой воздействия на человека и ответственности за него. Психолог несет ответственность за проявление качеств психической жизни клиента.
В психологическом консультировании психолог может опираться на различные теории и методические подходы. Наиболее популярными среди них являются психоанализ (З.Фрейд), индивидуальная психология (А.Адлер), аналитическая психология (К.Юнг), трансактный анализ (Э.Берн), когнитивная терапия (А.Бандура), рационально-эмоциональная терапия (А.Эоллис), гештальттерапия (Ф. Перлз), групповая терапия (К.Роджерс), логотерапия (В.Франкл), психодрама (Дж. Морено).Для каждого направления характерны специфические методические приемы, цели и задачи консультирования, область психической реальности, с которой работает психолог, позиции клиента и консультанта.
Направление (представители) | Методические приемы, используемые в консультировании | Основной метод и задача | Цель— результат |
Глубинная психология (З.Фрейд, А.Адлер, К. Юнг, Э.Берн) | Анализ символов повседневности (направленная ассоциация клиента на заданное слово). «Фрейдовские» ошибки, описки, обмолвки, раскрывающие подсознательные переживания клиента. Анализ сновидений через поток свободных ассоциаций по поводу содержания сна. Анализ сопротивления клиента как проявление механизма вытеснения чего-либо Анализ содержания переноса клиента и контрпереноса. | Метод свободных ассоциаций. Выявление и изучение детских стереотипов поведения через работу с подсознанием. | Интерпретация свободных мыслей и действий клиента в терминах психоанализа. |
Бихевиоризм (Д.Уотсон, Б.Скиннср, А. Бандура) | Тренировка настойчивости (вопросы, ролевые игры, перечисление альтернатив) . Моделирование социально желательного поведения. Тренировка релаксации (уменьшение тревожности и страха). Поощрение желаемого поведения. Анализ дневниковых записей клиента. Составление программ профилактики рецидивов поведения. | Метод оперативного научения. Перевод субъективных переживаний клиента в реально наблюдаемые действия. | Изменение поведения клиента. |
Гуманистическая психология (К. Роджерс, Ф. Перлз, В.Франкл) | Открытые и закрытые вопросы. Отражение чувств, пересказ, самораскрытие психолога. Восприятие «здесь и теперь». Пустое кресло. Беседа с частью «Я». Диалог верхней и нижней собаки. Фиксированное ощущение. Парадоксальные намерения. Перемена отношения. Убеждение и призыв. | Метод эмпатического слушания. Метод фокусировки. Метод перифразы. Метод эмоциональной поддержки. Метод безусловного принятия и безоценочного отношения. | Повышение ответственности человека за свои поступки, самоактуализация личности. |
Во многих профессиях существуют свои принципы и требования, реализация которых является обязательной для специалистов. Опираясь на определенные принципы и следуя им, психолог-консультант обеспечивает этичность профессиональной деятельности и успешность психологического воздействия (Ю.Е. Алешина).
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Психолог не просто следует общепринятым нормам поведения, а умеет внимательно слушать и оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждая, старается понять клиента и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Запрет давать советы. Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Поэтому ни при каком жизненном и профессиональном опыте невозможно дать гарантированный совет. Психолог способствует развитию личности консультируемого и его адекватному отношению к действительности, а также принятию собственной ответственности за все происходящее.
Анонимность. Любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия кому-либо, за исключением случаев, специально оговоренных законом (угроза жизни). Об этом правиле клиент предупреждается заранее.
Разграничение профессиональных и личностных отношений. Действие этого принципа связано с возникновением переноса (склонности пациента переносить на консультанта и отношения с ним свои проблемы и конфликты) и контрпереноса (склонности психолога проецировать свои отношения со значимыми людьми, внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом). Эти процессы снижают эффективность консультирования.
Включенность клиента в процесс консультирования. Яркое эмоциональное переживание и рефлексия беседы возможны при условиях полного понимания клиентом того, что обсуждается, благоприятной психологической атмосферы и логичности действий консультанта.
Поскольку целью психологического консультирования является оказание помощи клиенту, оно должно помочь человеку в осознании и решении его проблем. Удовлетворенность клиента не всегда однозначно свидетельствует об успехе беседы. Она определяется характером обсуждаемых проблем. Успех консультирования во многом зависит от того, сможет ли психолог профессионально выслушать клиента и расширить его представления о себе и собственной ситуации. Как отмечает Г.С.Абрамова, цель консультирования — культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать различные стратегии поведения и анализировать ситуацию с разных точек зрения.
В процессе консультирования решаются следующие задачи:
· оценка уровня психического здоровья и определение показаний к другим способам психологической помощи;
· оказание профессиональной помощи в решении заявленной клиентом проблемы;
· информирование клиента о его психологических особенностях с целью более адекватного их использования;
· повышение общей психологической грамотности;
· мобилизация скрытых психологических ресурсов клиента, обеспечивающих самостоятельное решение проблем;
· коррекция нарушений адаптации и личностных дисгармоний;
· выявление основных направлений дальнейшего развития личности.
Результатом консультирования является не столько облегчение эмоционального состояния клиента, сколько перевод локуса его жалобы с других на самого себя. Это означает принятие ответственности клиентом за все происходящее с ним. Стратегия психологического консультирования направлена на понимание и анализ клиентом собственных чувств и поведения; подготовку более глубокого контакта с другим, отношения с которым не складываются, использование его чувств и переживаний как основы восстановления доверительных отношений; планирование и осуществление каких-то конкретных поведенческих шагов, направленных на изменение ситуации.
Осуществление такой стратегии опирается на два различных аспекта работы консультанта, которые в какой-то мере являются синтезом принципов гуманистической и поведенческой психотерапии: умение сопереживать, поддерживать, анализировать чувства клиента по отношение к близким людям; способность четко и конкретно тонизировать изменения в жизни клиента, структурировать все, что он говорит и делает, давать обратную связь, корректировать высказывания.
Позиция психолога по отношению к клиенту не является чем-то застывшим. Хороший профессионал — это во многом актер, который умеет в случае необходимости менять свою позицию.
Краткосрочная психотерапия показана в тех случаях, когда психогенный фактор достаточно очевиден, когда он является основным для
патологической системы, а характер когнитивных, эмоциональных и связанных с ними соматических нарушений допускает возможность сравнительно быстрой радикальной не только психологической, но и социальной перестройки. ВОП должен реалистично оценить перспективу такой всесторонней реорганизации и, если она практически невозможна в рамках краткосрочной психотерапии, ориентировать лечебный процесс на «долгосрочную технологию». Во всяком случае, дело обстоит именно так с больными, нуждающимися не только в изменении взаимоотношений с микросоциальной средой, но и в реконструкции личности. Их следует направлять на лечение к психотерапевту, т. е. к врачу, специализирующемуся на решении подобного рода задач.
Что касается противопоказаний к краткосрочной психотерапии, то пациенты, имеющие множество взаимосвязанных проблем или же испытывающие выраженную тревогу и беспокойство, — не самые адекватные кандидаты для такого лечения. Оно не подходит и для тех, кто убежден в физической природе своего страдания или же скептически относится к психотерапии. Такие пациенты, как правило, отказываются признать, что им нужна психологическая помощь. По этой причине оказание ее возможно лишь в течение длительного времени.
Один из специалистов в области краткосрочной психотерапии, А. Lazarus (1976), создатель метода краткосрочной мультимодальной психотерапии, указывает на существование 8 слагаемых проблемы, которые психотерапевт должен проработать, чтобы получить необходимый лечебный эффект:
- противоречивые, или амбивалентные, чувства или реакции пациента;
- неадаптивное поведение;
- дезинформация (ложные когниции);
- недостаток сведений, опыта;
- межличностное давление;
- физиологические дисфункции;
- внешние стрессоры;
- психотравматический опыт.
«Мне редко попадались пациенты, — пишет он, — у которых не проявлялись бы первые пять проблем. У каждого есть, по крайней мере, одна или две из них. Что-то нарушено, что-то отсутствует, что- то вызывает амбивалентные чувства. Точно так же все мы плохо информированы об определенных предметах или факторах, и в большей или меньшей степени каждый испытывает недостаток в определенных умениях и значительном объеме информации (иными словами, какие-то знания нам в настоящий момент недоступны). Что касается межличностного давления и требований со стороны окружающих, то только отшельник имеет шанс избежать их, но полная и абсолютная социальная изоляция, совершенно очевидно, не является правильным решением;к тому же опыт взаимоотношений с другими людьми совершенно необходим для личности. Если налицо какие-то биологические нарушения или же возникают подозрения в их существовании, требуется тщательное медицинское обследование. По моему опыту, когда частью проблемы являются внешние стрессоры или серьезные травматические события, необходимо принимать их во внимание, и в этом случае эффективность краткосрочного вмешательства значительно снижается. Жертвы острых травматических событий обычно нуждаются в социальной и общественной поддержке в дополнение к специфическому психотерапевтическому вмешательству» (Lazarus А., 2001).
Психотерапия — показания, побочные эффектыПсихотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом. Новые методы исследований с применением фототехнологий могут свидетельствовать о том, что психотерапия приводит в действие не только психические феномены, но и вызывает доказуемые нейробиологические изменения! Условия для проведения психотерапии: • Со стороны врача/психотерапевта: В качестве важнейшего решающего фактора рассматриваются отношения «врач-пациент» (перенос и обратный перенос). Балинтовские группы важны для переработки проблем в отношениях «врач-пациент». Основные элементы психотерапии: Основные элементы психотерапевтического процесса: Психодииамика: внутренние психические процессы, образующие основу здорового и нарушенного переживания событий и поведения, базирующиеся главным образом на психоаналитическом учении о личности и болезни. • Психосоциальные факторы риска: стресс (дистресс), личность группы риска (поведение типа А), жизненные события (критические события) в качестве пусковых механизмов Показания для психотерапии• Психореактивные расстройства: реакции на стресс («стрессовое заболевание»), сомато-психические расстройства (психические реакции на (тяжелые) соматические заболевания (например, у онкологических или диализных пациентов или в трансплантационной медицине)) • Психосоматические заболевания • «Невротический характер»/личностные расстройства: Опасность длительной психотерапии: Возможные негативные эффекты психотерапии: Важно: Обязательным для назначения психотерапии является установление показаний, наличия соответствующей картины болезни и реалистичное целеполагание. Проблемные пациенты, встречающиеся в повседневной врачебной практике (Ermann): — Также рекомендуем «Методы психотерапии и их эффективность» Оглавление темы «Лечение психических заболеваний»:
|