Показания и противопоказания психотерапии
8. ЭКСПРЕССИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ ПОДРОСТКОВ
10. ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
…
ПОДДЕРЖИВАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Для широкого спектра симптоматических неврозов, патологий характера и пограничных состояний, то есть для всей непсихотической и неорганической психопатологии поддерживающая психотерапия обычно не является наилучшей формой лечения. Показания к поддерживающей психотерапии у таких пациентов чаще всего зависят от противопоказаний к экспрессивной психотерапии.
Поскольку пациенты с достаточно сильным Эго, то есть пациенты с неврозами и непограничной патологией характера хорошо поддаются любой модальности терапии, основанной на психоанализе, но особенно – экспрессивной психотерапии и психоанализу (Kernberg et al, 1972), поддерживающая психотерапия показана им лишь в том случае, когда у пациентов недостаточно мотивации или психологического мышления либо же способности и желания для того, чтобы два-три раза в неделю участвовать в экспрессивной психотерапии.
Когда мы думаем о форме психотерапии, подходящей для пациента, сначала лучше рассмотреть показания и противопоказания к экспрессивной психотерапии; фактически же еще лучше сначала подумать о том, не показан ли тут психоанализ и насколько может поддаваться анализу пациент. Если ответ отрицателен, то следующий вопрос мы задаем себе относительно экспрессивной психотерапии. И только в том случае, когда экспрессивные модальности противопоказаны, надо думать о поддерживающей психотерапии с четко очерченной поддерживающей техникой. Я хочу тут подчеркнуть, что такие факторы, как явное отсутствие времени для терапии, отсутствие мотивации, способности к интроспекции и психологического мышления, надо сначала оценить, прежде чем останавливать свой выбор на поддерживающей терапии. Во всех случаях хорошо провести первоначальную оценку состояния пациента, используя экспрессивный подход, и оставить себе время на размышления, прежде чем принимать решение о показаниях к поддерживающей психотерапии. Психоаналитический подход к диагностике позволяет оценить показания и противопоказания к любой форме терапии, основанной на психоанализе, и оставляет открытой возможность перейти к психоанализу или к экспрессивной терапии с тем же терапевтом, который ставит диагноз.
Сведения об участии пациента в психотерапии в прошлом могут оказаться чрезвычайно важными для оценки его способности участвовать в любой форме психотерапии. Есть и еще факторы, которые склоняют чашу весов в сторону поддерживающей, а не экспрессивной терапии. Когда пациент получает от своей болезни значительную вторичную выгоду, прогноз экспрессивной психотерапии не слишком благоприятен. К другим факторам, которые склоняют нас отказаться от применения экспрессивной модальности, относятся: достаточно серьезная дезорганизация внешней жизни, требующая вмешательства; ощущение, что в данном случае требуется срочное вмешательство в социальную среду из-за каких-то опасных ситуаций в жизни пациента; хроническое отсутствие объектных отношений (пациенты, находящиеся в тяжелой социальной изоляции); а также наличие выраженных неспецифических проявлений слабости Эго.
Эти же факторы, если они достаточно серьезны, могут служить противопоказанием также и к поддерживающей психотерапии. Тогда эффективным краткосрочным лечением является использование поддерживающей техники внутри сеанса в сочетании с прямым вмешательством в социальную среду пациента. Такой подход стоит отличать от кратковременной экспрессивной психотерапии, особой формы терапии, которая заново исследуется в настоящее время (Davanloo, 1980). Кажется, все еще остается открытым интересный вопрос: в какой степени смешение поддерживающих и экспрессивных техник менее вредно или более эффективно – при кратковременных формах психотерапии и кризис-интервенции или же при долгосрочной терапии?
Когда обстоятельства не позволяют создать реалистичные условия для терапии или указывают на крайне неблагоприятный прогноз, стоит задать себе вопрос, показана ли какая-либо форма психотерапии вообще. Терапевт должен помнить, что некоторым пациентам не может помочь никакое психотерапевтическое вмешательство. Из этого следует, что терапевт должен внимательно относиться к минимальным предварительным условиям терапии, к контракту с пациентом, оговаривающему, что тот берет на себя некоторые обязательства во время терапии, и к реалистичному соответствию между целями терапии и ее процессом. Это также снижает тенденции терапевта к чрезвычайному рвению и мессианству, что может быть крайне вредным для него.
Внутри широкого спектра пограничной личностной организации поддерживающая психотерапия показана неадекватной личности (как она определяется в DSM-II) и пациентам с тяжелой патологией характера и пограничной личностной организацией, у которых есть сильные и хронические антисоциальные тенденции, хотя они и не относятся к антисоциальному типу личности в строгом смысле слова (см. главу 5, где обсуждаются вопросы диагноза). Прогноз у антисоциальной личности исключительно неблагоприятен для любого типа психотерапии, основанной на психоанализе; возможно, таким пациентам вообще не подходят обычные типы психотерапии.
Поддерживающая психотерапия показана также всем пациентам с пограничной личностной организацией, которые не способны выполнить предварительные условия для экспрессивной психотерапии или психоанализа, хотя с точки зрения их основной патологии характера им и показаны эти два типа.
Для поддерживающей психотерапии также существуют некоторые предварительные условия. Уровень интеллекта пациента должен соответствовать достаточно сложной вербальной психотерапии, то есть пациент должен иметь IQ по меньшей мере порядка 75—100 единиц. Тяжелые формы саморазрушительного поведения должны находиться под контролем и в кабинете терапевта, и во внешней жизни, что предполагает существование специальных структур. Когда поддерживающая техника не в состоянии сдержать саморазрушительного поведения, это является противопоказанием для амбулаторной терапии, так что может потребоваться кратковременная или долгая госпитализация. Подобным образом, развитие негативной терапевтической реакции такого типа, который был упомянут раньше при обсуждении противопоказаний для экспрессивной терапии, необходимо контролировать прямыми мерами по ходу сеанса и с помощью внешних структур в жизни пациента.
Как ни странно, акцент на реальности, присущий технике поддерживающей психотерапии, снижает влияние тяжелой негативной терапевтической реакции, которая могла бы ухудшиться при экспрессивном подходе, недостаточно структурирующем внешнюю жизнь пациента. Поддерживающая психотерапия также предполагает, что жизненная ситуация пациента не чрезмерно хаотична или деструктивна, поскольку на первом месте должна оставаться задача изменения поведения пациента, а не изменения невозможной окружающей обстановки.
ОБЩИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ, ОСНОВАННЫХ НА ПСИХОАНАЛИЗЕ
Прежде всего, как было упомянуто, диагноз антисоциальной структуры личности практически является противопоказанием к применению психотерапии любой модальности, основанной на психоанализе. Кроме того, в случаях, когда вторичная выгода от болезни сильнее, чем страдания пациента, прогноз психотерапии крайне плох. Так, пациенты с хроническими невротическими симптомами, ипохондрическими тенденциями и серьезными межличностными трудностями, которых признали неспособными к работе и которым выплачивается постоянная пенсия, могут иметь реальные причины (в дополнение к бессознательным) держаться за свои симптомы.
Нежелание или невозможность регулярно посещать терапевта, серьезные нарушения вербального общения и очень низкий IQ представляют собой явные противопоказания. Встречаются пациенты с упорными паттернами отыгрывания вовне или саморазрушительного поведения, не подлежащими контролю, – либо из-за устойчивой потребности разрушать себя, либо из-за сочетания этих тенденций с враждебным отношением психосоциальной среды, когда самые близкие люди бессознательно или сознательно желают им смерти. У пациентов с хронической тенденцией лгать, даже если у них нет антисоциальной структуры личности в строгом смысле слова, прогноз крайне неблагоприятный.
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ – ПСИХОАНАЛИЗ
ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ТИПАМ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
ПСИХОАНАЛИЗ
Хотя большинству пограничных пациентов показаны модифицированные виды психоаналитической психотерапии, некоторым можно предложить классический психоанализ, и в последнее время я отношусь к этому с большим оптимизмом. Кроме таких критериев, как потенциальная возможность раннего отыгрывания вовне в тяжелой форме и наличие наблюдающего Эго, есть еще два, быть может, наиболее важных критерия, по которым мы можем судить о том, подходит ли для данного пограничного пациента психоанализ. Во-первых, это некоторая степень интеграции Супер-Эго, так что антисоциальные тенденции выражены слабо; во-вторых, уровень развития объектных отношений, позволяющий существовать хотя бы некоторым невротическим (в отличие от более примитивных) формам переноса. Если антисоциальные черты выражены, обычно существует опасность, что сознательные искажения и ложь будут примешиваться к терапии, что делает чистый психоанализ крайне трудным, даже невозможным. Когда у пациента есть некоторая способность устанавливать дифференцированные и глубокие взаимоотношения с людьми, меньше риска, что примитивные формы переноса разрушат аналитическую ситуацию. Так что, когда с самого начала терапии мы видим выраженные дифференцированные эдиповы черты и проявления реалистичных, целостных форм переноса наряду с хаотичными, причудливыми и фрагментированными его формами, свойственными пограничным состояниям, применение классического психоанализа возможно. Это особенно верно в том случае, когда мы встречаем инфантильную личность с истерическими чертами, функционирующую на пограничном уровне.
Психоанализ есть наилучшая терапия для истерического, обсессивно-компульсивного и депрессивно-мазохистического расстройств личности. Психоанализ может быть показан также пациентам с инфантильным или истероидным расстройствами личности, которые по классификации Зетцеля относятся к истерикам второго и третьего типов – то есть тем пациентам, у которых смешаны инфантильные и истерические черты. (Истерики первого типа по Зетцелю соответствуют истерической личности в чистом виде, а четвертого типа – самым тяжелым формам инфантильной личности.) В таких случаях могут существовать индивидуальные показания к психоанализу, несмотря на наличие пограничной личностной организации. То же самое относится и к нарциссическому расстройству личности: в этой категории есть пациенты, которые, несмотря на пограничную организацию личности, не проявляют выраженных пограничных черт (таких как общая неспособность контролировать импульсы и переносить тревогу, а также отсутствие каналов сублимации) или других черт, показывающих неблагоприятный прогноз (пропитанное агрессией патологическое грандиозное Я, антисоциальные тенденции, выраженные нарушения объектных отношений или их бледность).
Таким образом, психоанализ есть наилучшая форма терапии для пациентов с невротической организацией личности, для нарциссической личности, не функционирующей на выраженном пограничном уровне, и для пациентов со смешением инфантильных и истерических черт.
Тем не менее психоанализ предъявляет некоторые требования. Поскольку такая форма терапии предполагает четыре-пять встреч в неделю, пациент должен иметь время.
Психоанализ показан пациентам, перед которыми открыты перспективы в будущем – по их личностным, социальным и культурным данным. Столь длительная форма терапии дает пациенту значительно больше. Мы предполагаем, что у пациента, которому показан психоанализ, как минимум нормальный интеллект, умеренная патология объектных отношений, нет серьезных антисоциальных тенденций, присутствует адекватная мотивация для терапии и есть способность к самонаблюдению или к инсайту. У него не должно быть неспецифических проявлений слабости Эго.
К иным видам (модифицированной) психоаналитической психотерапии относится экспрессивная и поддерживающая терапия.
Кернберг.
Опубликовано:05.12.2017Вячеслав Гриздак
Краткосрочная психотерапия показана в тех случаях, когда психогенный фактор достаточно очевиден, когда он является основным для
патологической системы, а характер когнитивных, эмоциональных и связанных с ними соматических нарушений допускает возможность сравнительно быстрой радикальной не только психологической, но и социальной перестройки. ВОП должен реалистично оценить перспективу такой всесторонней реорганизации и, если она практически невозможна в рамках краткосрочной психотерапии, ориентировать лечебный процесс на «долгосрочную технологию». Во всяком случае, дело обстоит именно так с больными, нуждающимися не только в изменении взаимоотношений с микросоциальной средой, но и в реконструкции личности. Их следует направлять на лечение к психотерапевту, т. е. к врачу, специализирующемуся на решении подобного рода задач.
Что касается противопоказаний к краткосрочной психотерапии, то пациенты, имеющие множество взаимосвязанных проблем или же испытывающие выраженную тревогу и беспокойство, — не самые адекватные кандидаты для такого лечения. Оно не подходит и для тех, кто убежден в физической природе своего страдания или же скептически относится к психотерапии. Такие пациенты, как правило, отказываются признать, что им нужна психологическая помощь. По этой причине оказание ее возможно лишь в течение длительного времени.
Один из специалистов в области краткосрочной психотерапии, А. Lazarus (1976), создатель метода краткосрочной мультимодальной психотерапии, указывает на существование 8 слагаемых проблемы, которые психотерапевт должен проработать, чтобы получить необходимый лечебный эффект:
- противоречивые, или амбивалентные, чувства или реакции пациента;
- неадаптивное поведение;
- дезинформация (ложные когниции);
- недостаток сведений, опыта;
- межличностное давление;
- физиологические дисфункции;
- внешние стрессоры;
- психотравматический опыт.
«Мне редко попадались пациенты, — пишет он, — у которых не проявлялись бы первые пять проблем. У каждого есть, по крайней мере, одна или две из них. Что-то нарушено, что-то отсутствует, что- то вызывает амбивалентные чувства. Точно так же все мы плохо информированы об определенных предметах или факторах, и в большей или меньшей степени каждый испытывает недостаток в определенных умениях и значительном объеме информации (иными словами, какие-то знания нам в настоящий момент недоступны). Что касается межличностного давления и требований со стороны окружающих, то только отшельник имеет шанс избежать их, но полная и абсолютная социальная изоляция, совершенно очевидно, не является правильным решением;к тому же опыт взаимоотношений с другими людьми совершенно необходим для личности. Если налицо какие-то биологические нарушения или же возникают подозрения в их существовании, требуется тщательное медицинское обследование. По моему опыту, когда частью проблемы являются внешние стрессоры или серьезные травматические события, необходимо принимать их во внимание, и в этом случае эффективность краткосрочного вмешательства значительно снижается. Жертвы острых травматических событий обычно нуждаются в социальной и общественной поддержке в дополнение к специфическому психотерапевтическому вмешательству» (Lazarus А., 2001).
Îçíàêîìëåíèå ñ ïðè÷èíàìè ýíäîãåííûõ áîëåçíåé, êîòîðûå îñíîâàíû íà íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè. Ðàññìîòðåíèå îñîáåííîñòåé ïñèõèàòðè÷åñêèõ çàáîëåâàíèé: øèçîôðåíèè, ìàíèàêàëüíîäåïðåññèâíîãî ïñèõîçà, âðîæäåííîé ýïèëåïñèè. Àíàëèç ñïîñîáîâ èõ ëå÷åíèÿ.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
ÊÓÇ ÂÎ ÂÎÊÏÍÄ
Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ïñèõîòåðàïèè ó ëèö ñ ýíäîãåííûìè ðàññòðîéñòâàìè
Åëèñååâ Ñ.Á. âðà÷ — ïñèõèàòð, êîðïóñ 2, îòäåëåíèå ¹1
Ðîññèÿ, Âîðîíåæ
Àííîòàöèÿ
Ïðèýíäîãåííûõ çàáîëåâàíèÿõ áîëåçíü ìîæåò íà÷èíàòüñÿ ïîñëå ïðîâîöèðóþùåãî ôàêòîðà, íî â äàëüíåéøåì åå òå÷åíèå, êëèíè÷åñêàÿ êàðòèíà ïîëíîñòüþ ðàçâèâàþòñÿ ïî ñâîèì çàêîíàì. Ýíäîãåííûå áîëåçíè îñíîâàíû íà íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè. Íèêàêîé ôàòàëüíîñòè íåò, åñëè â ñåìüå åñòü äóøåâíî áîëüíîé ? ýòî íå çíà÷èò, ÷òî ïîòîìêè áóäóò ñòðàäàòü ïñèõèàòðè÷åñêèìè çàáîëåâàíèÿìè. Ïåðåäàåòñÿ ïî íàñëåäñòâó íåäîñòàòî÷íîñòü ôåðìåíòíûõ ñèñòåì, êîòîðàÿ äî ïîðû äî âðåìåíè íè÷åì ñåáÿ íå ïðîÿâëÿåò. À ïîòîì ïðè íàëè÷èè âíåøíèõ è âíóòðåííèõ ôàêòîðîâ íåäîñòàòî÷íîñòü íà÷èíàåò ïðîÿâëÿòüñÿ, ïðîèñõîäèò ñáîé â ðàáîòå ôåðìåíòíûõ ñèñòåì è ÷åëîâåê çàáîëåâàåò.  ñòàòüå ðàññìîòðåíû àêòóàëüíûå íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ïñèõèàòðè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ: øèçîôðåíèÿ; ìàíèàêàëüíî-äåïðåññèâíûé ïñèõîç (ÌÄÏ); âðîæäåííàÿ ýïèëåïñèÿ, ïðèâîäÿòñÿ ñïîñîáû èõ ëå÷åíèÿ.
Êëþ÷åâûå ñëîâà: ìàíèàêàëüíî?äåïðåññèâíûé ïñèõîç, ïñèõîòåðàïèÿ (êîãíèòèâíàÿ, ðàöèîíàëüíàÿ), øèçîôðåíèÿ, ýíäîãåííûå çàáîëåâàíèÿ, ýïèëåïñèÿ.
Ââåäåíèå
Àêòóàëüíîñòü. íàñòîÿùåå âðåìÿ òðè áîëåçíè ýíäîãåííû: øèçîôðåíèÿ; ÌÄÏ; âðîæäåííàÿ ýïèëåïñèÿ. Áîëåçíè ðàçíûå ïî êëèíè÷åñêîé êàðòèíå, ïî ïàòîãåíåçó, ïî ïàòîëîãè÷åñêîé àíàòîìèè. Ïðè ýïèëåïñèè âñåãäà ìîæíî íàéòè î÷àã, îáëàäàþùèé ïàðàêñèçìàëüíîé àêòèâíîñòüþ. Ýòîò î÷àã ìîæíî ëîêàëèçîâàòü, èíàêòèâèðîâàòü è äàæå óäàëèòü. ÌÄÏ ? î÷àãà íåò, íî èçâåñòíî, ÷òî â ïåðâóþ î÷åðåäü â ïàòîëîãè÷åñêèé ïðîöåññ âîâëåêàåòñÿ ëèìáè÷åñêàÿ ñèñòåìà.  ïàòîãåíåçå ó÷àñòâóþò íåéðîìåäèàòîðû: ñåðîòîíèí, íîðàäðåíàëèí[2 ? 10, 12 ? 15]. Ëå÷åíèå íàïðàâëåíî íà óìåíüøåíèå äåôèöèòà íåéðîìåäèàòîðîâ ÖÍÑ.
Äðóãîå äåëî øèçîôðåíèÿ.  ïàòîãåíåçå çàäåéñòâîâàíû äîôàìèíåðãè÷åñêèå ñèíàïñû, íî âðÿä ëè èìè ìîæíî îáúÿñíèòü âñþ ñèìïòîìàòèêó øèçîôðåíèè. Øèçîôðåíèÿ ? ýòî çàáîëåâàíèå, îñíîâàííîå íà íàñëåäñòâåííîé ïðåäðàñïîëîæåííîñòè. Íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ñóùåñòâóåò áîëüøîå êîëè÷åñòâî îïðåäåëåíèé. Øèçîôðåíèÿ ? ýòî ýíäîãåííîå çàáîëåâàíèå, îáëàäàþùåå ïðîãðåäèåíòíûì òå÷åíèåì, âåäóùåå ê ñïåöèôè÷åñêèì øèçîôðåíè÷åñêèì èçìåíåíèÿì ëè÷íîñòè, êîòîðûå ïðîÿâëÿþòñÿ â îáëàñòè ýìîöèîíàëüíîé äåÿòåëüíîñòè, âîëåâîé ñôåðû è ìûøëåíèÿ. Íî ãëàâíàÿ ïðîáëåìà çàêëþ÷àåòñÿ â ëè÷íîñòíîì äåôåêòå è ãðóáîì íàðóøåíèè êîãíèòèâíîé ôóíêöèè, à ýòî ? îïîðà ëþáîé ïñèõîòåðàïèè. Íî äàæå ïðè òàêîì íåóòåøèòåëüíîì ïðîãíîçå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ïîìîùü ïðè ýíäîãåííûõ çàáîëåâàíèÿõ, â òîì ÷èñëå è ïðè øèçîôðåíèè, íåîáõîäèìà, íî ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê àëüòåðíàòèâà ôàðìàêîòåðàïèè, êîíå÷íî, íå ìîæåò [1, 4, 5, 8, 9 ? 12].
Âàðèàíòû ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîé ïîìîùè ïðè ðàçëè÷íûõ ýíäîãåííûõ çàáîëåâàíèÿõ.Òåõíèêè: êîãíèòèâíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ (À. Áåê) ñ÷èòàåòñÿ áîëüøèíñòâîì àâòîðîâ íàèáîëåå ýôôåêòèâíûì ìåòîäîì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà øèçîôðåíèþ. Ìíîãèå èññëåäîâàòåëè ñ÷èòàþò ïîçíàâàòåëüíûå íàðóøåíèÿ ïðè øèçîôðåíèè öåíòðàëüíûìè ïðîÿâëåíèÿìè áîëåçíè. Äëÿ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ïðèìåíÿþò ìåòîäû òåðàïèè, íàïðàâëåííûå íà óëó÷øåíèÿ òîé èëè èíîé êîãíèòèâíîé ñôåðû, èõ ó÷àò îáíàðóæèâàòü ñòðåññîðû ñ ïîìîùüþ íåãàòèâíûõ ýìîöèé, âûÿâëÿþò àâòîìàòè÷åñêèå ìûñëè è ïðîâîäÿò èõ ïîñëåäóþùèé èõ àíàëèç, ïåðåñìîòð è àäàïòèðóþò ê êîíêðåòíûì óñëîâèÿì (êëàññè÷åñêèé êîãíèòèâíûé òðåíèíã) [1, 4, 5, 6, 10,14, 15]. Ðàöèîíàëüíàÿ ïñèõîòåðàïèÿ êàê íåñïåöèôè÷åñêèé ïîäõîä äîñòàòî÷íî ýôôåêòèâíà òàê æå è äëÿ ïðåäîòâðàùåíèÿ ðåöèäèâîâ (P. Dubois), âûðàáîòêè ó áîëüíîãî ïîëîæèòåëüíîãî îòíîøåíèÿ ê ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.  òî æå âðåìÿ, íåñìîòðÿ íà ÿâíûå ïðåèìóùåñòâà êîãíèòèâíîãî ìåòîäà, ïîòåíöèàë åãî ýôôåêòèâíîñòè ïðè øèçîôðåíèè íå äîñòàòî÷íî ðåàëèçîâàí. Ñëîæíîñòü ïðîáëåìû ñîñòîèò â òîì, ÷òî îñîáåííîñòè ìûøëåíèÿ áîëüíûõ øèçîôðåíèåé: äèññîöèèðîâàííîñòü, ðàçíîïëàíîâîñòü, àóòèñòè÷íîñòü, èððàöèîíàëüíîå, ìàãè÷åñêîå, àðõàè÷íîå ìûøëåíèå ? çàòðóäíÿþò ïðîâåäåíèå êîãíèòèâíîé ïñèõîòåðàïèè â åå êëàññè÷åñêîì âèäå. Ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîå âìåøàòåëüñòâî â ëå÷åíèè ýíäîãåííîãî ïðîöåññà, îñëîæíåííîãî ïñèõîãåíèåé, òåñíî ñâÿçàíî ñ ïðîáëåìîé ïîòðåáíîñòíî?ìîòèâàöèîííîé îðèåíòèðîâêè áîëüíûõ øèçîôðåíèåé. Êàê èçâåñòíî, ó òàêèõ áîëüíûõ ïðîèñõîäèò ñíèæåíèå ìîòèâàöèè äåÿòåëüíîñòè, ÷òî ñâÿçàííî ñ õàðàêòåðíîé äëÿ øèçîôðåíè÷åñêîãî ïðîöåññà äåôèöèòàðíîé ñèìïòîìàòèêîé (àóòèçì, ýìîöèîíàëüíî?âîëåâîå ïðèòóïëåíèå). Òàêèì îáðàçîì, êîãíèòèâíûå íàðóøåíèÿ, êàê, íàïðèìåð, íåóñòîé÷èâîñòü âíèìàíèÿ ÿâëÿþòñÿ âòîðè÷íûìè ïî îòíîøåíèþ ê ñíèæåíèþ ìîòèâàöèè [4, 5, 6, 7, 8, 11, 14, 15].
 ðàìêàõ êîãíèòèâíîãî ìåòîäà êàê àëüòåðíàòèâà ðàçðàáîòàí è áîëåå øèðîêèé ïîäõîä ? ïñèõîîáðàçîâàíèå, êîòîðûé íàïðàâëåí íà àäàïòàöèþ ïîâåäåíèÿ áîëüíîãî â öåëîì ê ñîöèàëüíîé ñðåäå è îðèåíòèðîâàí íà îáùèå ïîêàçàòåëè: êîëè÷åñòâî ãîñïèòàëèçàöèé, êà÷åñòâî ðåìèññèé. Êðîìå èíäèâèäóàëüíîé, ðàáîòà ïðîâîäèòñÿ ãîðàçäî ÷àùå òàê æå è ñ ðîäñòâåííèêàìè áîëüíîãî â ðàìêàõ ñåìåéíîé è ãðóïïîâîé òåðàïèè ìíîæåñòâåííûõ ñåìåé, ïðè÷åì ïîñëåäíÿÿ, ïî ðåçóëüòàòàì èññëåäîâàíèé, îêàçàëàñü íàèáîëåå ýôôåêòèâíîé [1 ? 7, 8 ? 15].
Êàê âñïîìîãàòåëüíàÿ, ÷àñòî â ôîðìå «àññåðòèâíîãî òðåíèíãà» ïðèìåíÿåòñÿ ïîâåäåí÷åñêàÿ ïñèõîòåðàïèÿ. Îíà íàïðàâëåíà â îñíîâíîì, íà óëó÷øåíèå êîììóíèêàòèâíûõ íàâûêîâ, ïðîâîäèòñÿ â âèäå ðàçûãðûâàíèÿ âîçìîæíûõ â ñîöèàëüíîé ñðåäå ñëó÷àåâ, ãäå äàííûé íàâûê ÿâëÿåòñÿ æåëàííûì, ïóòåì åãî ïîëîæèòåëüíîãî ïîäêðåïëåíèÿ, è áëîêèðîâàíèÿ íåæåëàòåëüíîãî ïîâåäåíèÿ. Âîçìîæíîñòè ìåòîäà îãðàíè÷åííû òåì, ÷òî îí, íå âîçäåéñòâóÿ íà ëè÷íîñòü áîëüíîãî ñ øèçîôðåíèåé â öåëîì, çàòðàãèâàåò ëèøü îïðåäåëåííûå, îãðàíè÷åííûå àñïåêòû ïîâåäåíèÿ: óìåíèå ñïîíòàííî âñòóïàòü â áåñåäó ñ äðóãèìè, àäåêâàòíî ïðîÿâëÿòü èñïûòûâàåìûå èì ÷óâñòâà ìèìè÷åñêè, âëàäåòü òåõíèêîé ãëàçíîãî êîíòàêòà. ×àñòî ïðèìåíÿåòñÿ êîìáèíàöèÿ êîãíèòèâíîé è ïîâåäåí÷åñêîé òåðàïèè [4 ? 5, 11 ? 15].
Êîãíèòèâíî-áèõåâèîðàëüíóþ òåðàïèþ èñïîëüçóþò äëÿ ñìÿã÷åíèÿ ïðîÿâëåíèé áîëåçíè è ïîâûøåíèÿ ñàìîîöåíêè, ñîöèàëüíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ è óëó÷øåíèÿ îñîçíàíèÿ ñâîåãî ñîñòîÿíèÿ. Íåêîòîðûå òåõíèêè ïðèìåíÿþòñÿ äàæå ïðè îñòðîì ïñèõîçå, ñìÿã÷àÿ ñëåäóþùóþ ïî âûõîäó èç ïñèõîòè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ íåãàòèâíóþ ñèìïòîìàòèêó [1, 5, 6, 7, 8, 9, 12, 14, 15].
 îòëè÷èè îò êîãíèòèâíî-áèõåâèîðàëüíûõ ìåòîäîâ, ñóããåñòèâíûå òåõíèêè ïðàêòè÷åñêè íå ïðèìåíÿþòñÿ ïðè òåðàïèè øèçîôðåíèè. Îäíàêî ñóããåñòèâíûå ìåòîäû ïñèõîòåðàïèè, îñîáåííî Ýðèêñîíîâñêèé ãèïíîç âîïðåêè óêîðåíèâøåìóñÿ ìíåíèþ, ìîãóò óñïåøíî ïðèìåíÿòñÿ äëÿ ëå÷åíèÿ áîëüíûõ ñ øèçîôðåíèåé; íàïðèìåð, äëÿ îáåñïå÷åíèÿ îáùåé ñåäàöèè, ïðè îáñåññèÿõ è ñåíåñòîïàòèÿõ â ðàìêàõ øèçîôðåíèè, äëÿ îáó÷åíèÿ ïîëüçîâàíèþ âíóòðåííèìè ðåñóðñàìè (ÍËÏ). Ýðèêñîí: «Åñòü ëþäè, êîòîðûì íåâîçìîæíî ïîìî÷ü, íî íóæíî ïûòàòüñÿ». Îòíîñèòåëüíàÿ ìàëàÿ ýôôåêòèâíîñòü äèðåêòèâíîãî ñóããåñòèâíîãî ïîäõîäà è àóòîòðåíèíãà ìîæåò áûòü îáúÿñíåíà ïîäîçðèòåëüíîñòüþ ìíîãèõ áîëüíûõ, à òàê æå íàëè÷èåì ó íèõ èäåé âîçäåéñòâèÿ è ïñèõè÷åñêîãî àâòîìàòèçìà. Ñ äðóãîé ñòîðîíû, íå ñóùåñòâóåò ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèõ íàïðàâëåíèé, íå èñïîëüçóþùèõ â òîé èëè èíîé ñòåïåíè ñóããåñòèþ èëè òðàíñîâûå ñîñòîÿíèÿ [1, 2, 5, 6, 7, 8, 11, 14, 15].
Îäíèì èç ñàìîñòîÿòåëüíûõ íàïðàâëåíèé, áåðóùèì íà÷àëî èç ïñèõîäèíàìè÷åñêîé øêîëû ÿâëÿåòñÿ ïñèõîäðàìà. Ïñèõîäðàìàòè÷åñêèé ìåòîä ß. Ìîðåíî, èñïîëüçîâàííûé ñ áîëüíûìè øèçîôðåíèåé íà ñöåíå ïñèõîäðàìàòè÷åñêîãî òåàòðà äàåò âîçìîæíîñòü ïðèäàòü èíòðàïñèõè÷åñêèì îáðàçàì è ñîäåðæàíèÿì âèä âíåøíåé ðåàëüíîñòè. Áîëüíîé ïîëó÷àåò âîçìîæíîñòü âñòóïèòü â òåñíûé êîíòàêò ñî ñâîåé ïñèõîïàòîëîãè÷åñêîé ïðîäóêöèåé, òàêîé êàê, êàê «ãîëîñà», ñ êîòîðûìè îí ìîæåò ïîãîâîðèòü, ïîìåíÿòñÿ ñ íèìè ðîëÿìè, ïîíÿòü èõ çíà÷åíèå â ñâîåé èíòðàïñèõè÷åñêîé äðàìå, áðåä (âêëþ÷àÿ ïàðàôðåííûé), ôàáóëó êîòîðîãî òàêæå ìîæíî ðàçûãðàòü íà ñöåíå. Ïðè ýòîì áîëüíîé âûáèðàåò èç ãðóïïû òåõ ó÷àñòíèêîâ, êîòîðûå áóäóò èçîáðàæàòü äåéñòâóþùèõ ëèö ñâîåãî áðåäà. Îáû÷íî, âîïðåêè îæèäàíèÿì ïàöèåíòîâ, äðóãèå ó÷àñòíèêè ãðóïïû ïîñëå òàêîé ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé ïîñòàíîâêè èñêðåííå ñî÷óâñòâóþò åìó â åãî ïåðåæèâàíèÿõ. Äî ïñèõîäðàìàòè÷åñêîé èãðû îòíîøåíèå áîëüíîãî ê îêðóæàþùèì åãî ÷ëåíàì ãðóïïû îáû÷íî áûâàåò õîëîäíûì è ôîðìàëüíûì, íî ïîñëå èõ ýìïàòèéíîãî ó÷àñòèÿ è ÷óâñòâ, êîòîðûìè îíî ñîïðîâîæäàëîñü, îòíîøåíèå êàê ïðàâèëî çíà÷èòåëüíî èçìåíÿåòñÿ, ñîçäàâàÿ âîçìîæíîñòü áîëüøåé áëèçîñòè, ïîíèìàíèÿ, è äàæå äðóæáû [1, 2, 3, 4, 7, 12, 14, 15].
Òàêèì îáðàçîì íåò âåñîìîãî ïðåèìóùåñòâà òîãî èëè èíîãî ìåòîäà ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ íà ëèö, áîëüíûõ øèçîôðåíèåé. Íå îäèí èç ìåòîäîâ íå ó÷èòûâàåò îäíîâðåìåííî êàê áèîëîãè÷åñêèå, òàê ïñèõîëîãè÷åñêèå è ñîöèàëüíûå îñîáåííîñòè ýòîãî çàáîëåâàíèÿ. Î÷åíü óìåñòíî çàìå÷àíèå Þíãà ïî ýòîìó ïîâîäó: « Ïñèõîòåðàïèÿ òÿæåëûõ ñëó÷àåâ îãðàíè÷åíà îòíîñèòåëüíî óçêèìè ðàìêàìè. Áûëî áû çàáëóæäåíèåì ñ÷èòàòü, ÷òî åñòü áîëåå èëè ìåíåå ïðèãîäíûå ìåòîäû ëå÷åíèÿ.  ýòîì îòíîøåíèè òåîðåòè÷åñêèå ïðåäïîñûëêè íå çíà÷àò ïðàêòè÷åñêè íè÷åãî. Äà è âîîáùå ñëåäîâàëî áû îñòàâèòü ðàçãîâîðû î ìåòîäå. ×òî â ïåðâóþ î÷åðåäü âàæíî äëÿ ëå÷åíèÿ — òàê ýòî ëè÷íîå ó÷àñòèå, ñåðüåçíûå íàìåðåíèÿ è îòäà÷à, äàæå ñàìîïîæåðòâîâàíèå âðà÷à». Òåïåðü ïåðåéä¸ì ê ýíäîãåííûì ïñèõîçàì êàê è ñëåäîâàëî îæèäàòü, ñîâðåìåííàÿ ïñèõîòåðàïèÿ ïðèìåíèëà ñâîè òåîðèè è ê ÌÄÏ, ïðåäïîëàãàÿ, ÷òî àôôåêòèâíûå ïñèõîçû ëåã÷å ïîääàäóòñÿ ëå÷åíèþ, ÷åì øèçîôðåíèÿ. Îäíàêî ýòè óñèëèÿ íå óâåí÷àëèñü óñïåõîì. Kraemer, êîòîðîìó ïðèíàäëåæèò îäíà èç ïîñëåäíèõ ðàáîò î ïñèõîòåðàïèè ïñèõîçîâ, íàõîäèò, ÷òî ýíäîãåííûå äåïðåññèè è â åùå áîëüøåé ñòåïåíè ìàíèè «âåñüìà ðåôðàêòåðíû» ê ïñèõîòåðàïèè. Speer ñ÷èòàåò äàæå, ÷òî íàëè÷èå ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîãî ýôôåêòà èñêëþ÷àåò ýíäîãåííûé ïñèõîç. Ñóäèòü î äîñòèãíóòûõ â ýòîé îáëàñòè óñïåõàõ òðóäíî ïî ìíîãèì ïðè÷èíàì (äèàãíîñòè÷åñêèå íåÿñíîñòè, ñïîíòàííûå ðåìèññèè è ò. ä.) [3, 4, 5, 8, 9, 11, 14, 15]. Ñîîáùåíèÿ îá óñïåõàõ ïñèõîòåðàïèè â ýòîé îáëàñòè íå ïðîèçâîäÿò áîëüøîãî âïå÷àòëåíèÿ è âî âñÿêîì ñëó÷àå, êîíå÷íî, íå ìîãóò ñðàâíèòüñÿ ñ óñïåõàìè ñîìàòîòåðàïèè. Ìîäåðíèçàöèÿ ïñèõîòåðàïèè â ñòîðîíó ýêçèñòåíöèàëèçìà èëè àíòðîïîëîãèçìà íè÷åãî çäåñü íå èçìåíèëà. Ê ìíåíèþ Kraemer ìîæíî öåëèêîì ïðèñîåäèíèòüñÿ ñ ó÷åòîì òîãî, ÷òî íè íà êàêèå óñïåõè ïñèõîòåðàïèÿ çäåñü è ðàññ÷èòûâàòü íå ìîæåò, òàê êàê ôîðìû öèêëîòèìíîãî êðóãà íå ïñèõîãåííû, à ñîìàòîãåííû. Äðóãîé õàðàêòåð íîñÿò òå ôîðìû ïñèõîëîãè÷åñêè ÷óòêîãî ïîäõîäà ê áîëüíûì, êîòîðûå Frankl íàçûâàåò «ïñèõàãîãè÷åñêèìè» ìåòîäàìè. Ê íèì îòíîñÿòñÿ è ïåðâûé ðàçãîâîð ñ áîëüíûì, è íåèçìåííî òåðïåëèâîå âûñëóøèâàíèå âñåõ åãî æàëîá, ñêîëüêî áû ðàç îí èõ íè ïîâòîðÿë, è îáðàùàåìûå ê áîëüíîìó ñëîâà óòåøåíèÿ, êîòîðûå ÷àñòî äîëæíû íîñèòü õàðàêòåð âíóøåíèÿ. Áûâàåò, ÷òî óæå îäèí ñî÷óâñòâóþùèé âçãëÿä, îäíî ëèøü ñåðäå÷íîå ðóêîïîæàòèå ìîãóò äàòü êàêîå-òî îáëåã÷åíèå ñòðàäàþùåìó ÷åëîâåêó [1, 2, 6, 7, 9, 10, 13, 15].  ëåãêèõ è ñðåäíåé òÿæåñòè ñëó÷àÿõ óäàåòñÿ äàòü áîëüíîìó îùóòèòü, ÷òî åãî äåïðåññèÿ «èìåííî ýíäîãåííà», áëàãîäàðÿ ÷åìó îí åå îáúåêòèâèçèðóåò, ïðèó÷àåòñÿ ñìîòðåòü íà íåå êàê áû ñî ñòîðîíû è âèäåòü â íåé ñîìàòè÷åñêóþ áîëåçíü. Êàê óêàçûâàåò Ôðàíòåíè, «îò áîëüíîãî ìû äîëæíû äîáèâàòüñÿ äâóõ âåùåé: äîâåðèÿ ê âðà÷ó è òåðïåëèâîñòè ïî îòíîøåíèþ ê ñàìîìó ñåáå. Ñâîèì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèì âîçäåéñòâèåì ìû ýíäîãåííûõ ïñèõîçîâ íå âûëå÷èì, íî ìû ïîìîæåì áîëüíîìó — à ýòî òîæå íåìàëî — òâåðäî ïåðåíîñèòü ñâîþ äóøåâíóþ ïîäàâëåííîñòü». Ïðè ýòîì íóæíî äóìàòü, êàê è ÷åì çàíÿòü áîëüíîãî. Íàñêîëüêî ýòî äîïóñòèìî ñ âðà÷åáíîé òî÷êè çðåíèÿ, åìó íóæíî ïðåäîñòàâèòü âîçìîæíîñòü çàíèìàòüñÿ ñâîèìè îáû÷íûìè äåëàìè [1, 3 ? 7, 11, 12, 15]. Îäíàêî çàòîðìîæåííûå, àæèòèðîâàííûå èëè äóìàþùèå î ñàìîóáèéñòâå áîëüíûå óæå íåñïîñîáíû ê ðåãóëÿðíîé ðàáîòå. Áåññìûñëåííî ïðèíóæäàòü ê ðàáîòå, êîòîðàÿ íå ìîæåò âûïîëíÿòüñÿ: ýòî ëèøü óñóãóáèò óãíåòåííîå íàñòðîåíèå áîëüíîãî. Âìåñòå ñ òåì è â ñòàöèîíàðå ìîæíî ïðèäóìàòü òàêèå çàíÿòèÿ, êîòîðûå äàäóò íåêîòîðûé áëàãîïðèÿòíûé ýôôåêò. Òàêîâû, íàïðèìåð, ïðîãóëêè èëè ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, óëó÷øàþùèå îáùåå ôèçè÷åñêîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî, ïîâûøàþùèå åãî àïïåòèò, óñòðàíÿþùèå èëè îñëàáëÿþùèå òàêèå âåãåòàòèâíûå ðàññòðîéñòâà, êàê çàïîð. Çàäà÷à ýòèõ ìåðîïðèÿòèé ñîñòîèò íå òîëüêî â òîì, ÷òîáû êàê-íèáóäü çàïîëíèòü ìó÷èòåëüíûå ÷àñû âûíóæäåííîãî áåçäåëüÿ â êëèíèêå, íî è óëó÷øèòü ñîñòîÿíèå áîëüíîãî è äàòü åìó ïî÷óâñòâîâàòü, ÷òî îí ïîëó÷àåò çäåñü ëå÷åíèå, îáëåã÷àþùåå åãî ôèçè÷åñêèå ñòðàäàíèÿ [1, 5 ? 8, 11 ? 15]. Âñå ýòî ñ èçâåñòíûìè èçìåíåíèÿìè ñëåäóåò îòíåñòè è ê áîëüíûì ñ ìàíèàêàëüíûìè ñîñòîÿíèÿìè, õîòÿ òàêèõ ïàöèåíòîâ ïî÷òè íåâîçìîæíî óáåäèòü â òîì, ÷òî îíè äåéñòâèòåëüíî áîëüíû. Îäíàêî ó «äèôôåðåíöèðîâàííûõ» áîëüíûõ, êîòîðûå ïåðåæèëè óæå íå îäíó ôàçó, èíîãäà ìîæíî ïðîáóäèòü äî èçâåñòíîé ñòåïåíè ñîçíàíèå èõ áîëåçíè è òåì ñàìûì îñëàáèòü èõ ñîïðîòèâëåíèå âðà÷åáíûì ìåðîïðèÿòèÿì.  èòîãå ìû èìååì òîò æå íàáîð çà è ïðîòèâ òîò æå ðåçóëüòàò, çà èñêëþ÷åíèåì îòñóòñòâèå ïðîòèâîïîêàçàíèé ê äèðåêòèâíûì ìåòîäèêàì â ëå÷åíèè, ÷òî è ïðè øèçîôðåíèè. Îñòàåòñÿ ðàçîáðàòü ïñèõîòåðàïèþ ïðè ýïèëåïñèè è òóò ñòîèò îòìåòèòü ïîãðàíè÷íîå îòíîøåíèå ýòîãî çàáîëåâàíèÿ ìåæäó ïñèõèàòðèåé è íåâðîëîãèåé, âåäü ìîðôîëîãèÿ áîëåçíè óæå îïðåäåëåíà è ñóùåñòâóþò äàæå õèðóðãè÷åñêèå ìåòîäû ëå÷åíèÿ, ïîýòîìó ïðèìåíåíèå ïñèõîòåðàïèè ïðè ýïèëåïñèè òðåáóåò îñîáîãî ñòàðàíèÿ è òåðïåíèÿ. J. Í. Schultz (1957) ñ÷èòàåò, ÷òî ïñèõîàíàëèç è «îðãàíèçìè÷åñêèå» ìåòîäû ïñèõîòåðàïèè (ãèïíîç, àóòîòðåíèíã, èíãèáèöèîííàÿ òåðàïèÿ) ìîãóò ñïîñîáñòâîâàòü ïîíèìàíèþ è ñìÿã÷åíèþ àôôåêòèâíîé íàïðÿæåííîñòè, îáùåìó óñïîêîåíèþ è ïîâûøåíèþ ïîðîãà ñóäîðîæíîé âîçáóäèìîñòè [1, 4, 5, 9, 10, 14, 15]. Ïðåäñòàâëÿþò ïðàêòè÷åñêèé èíòåðåñ åãî äàííûå î òîì, ÷òî 50% áîëüíûõ ñ ïîâðåæäåíèÿìè ãîëîâíîãî ìîçãà ïðè àóòîãåííîé òðåíèðîâêå ëó÷øå ðåàãèðîâàëè íà ôîðìóëèðîâêó: «ãîëîâà ïðèÿòíî ëåãêàÿ è ñâåòëàÿ», 30% ? «çàòûëîê ïðèÿòíî òåïëûé», 20% ? «ëîá íåìíîãî ïðîõëàäíûé». Ïî ìíåíèþ Ì. Bachet and Cl. Weis (1954), íå îáÿçàòåëüíî äîñòèæåíèå ñîìíàìáóëè÷åñêîé ñòàäèè âíóøåííîãî ñíà, äîñòàòî÷íî äîáèòüñÿ «îöåïåíåíèÿ», â êîòîðîì âåðîÿòíî íàñòóïëåíèå ìàêñèìàëüíîãî ôèçè÷åñêîãî è ïñèõè÷åñêîãî îòäûõà, è ðàçðÿäêè íàïðÿæåíèÿ. Ì. Ø. Âîëüô (1958, 1965) ïðîâîäèë ãèïíîòåðàïèþ áîëüíûõ ýïèëåïñèåé ïîä êîíòðîëåì ýëåêòðîýíöåôàëîãðàôè÷åñêèõ èññëåäîâàíèé. Èì áûëî îòìå÷åíî, ÷òî âî âðåìÿ ãëóáîêîãî ñóããåñòàòèâíîãî ñíà ó áîëüíûõ ñ ñèìïòîìàòè÷åñêèìè ôîðìàìè çàáîëåâàíèÿ íàáëþäàëîñü èñ÷åçíîâåíèå íåêîòîðûõ ïàòîëîãè÷åñêèõ êîìïîíåíòîâ ýëåêòðîýíöåôàëîãðàìì, îäíàêî ïðè ïðîáóæäåíèè ýòè íàðóøåíèÿ è, â ÷àñòíîñòè, ìåäëåííîâîëíîâàÿ àêòèâíîñòü ïîÿâëÿëèñü âíîâü. Ïî ìíåíèþ ýòîãî èññëåäîâàòåëÿ, ïñèõîòåðàïèÿ ïðè ýïèëåïñèè ñëóæèò äîïîëíèòåëüíûì ñðåäñòâîì ïðè îáÿçàòåëüíîì óñëîâèè ðåãóëÿðíîé ìåäèêàìåíòîçíîé òåðàïèè, Ì. Ø. Âîëüô ñîîáùèë òàêæå, ÷òî âñå âíóøåíèÿ, â òîì ÷èñëå è â ñîñòîÿíèè áîäðñòâîâàíèÿ, íîñèëè íåèìïåðàòèâíûé ðàçúÿñíèòåëüíûé õàðàêòåð [4, 5, 6, 7, 8, 9, 11, 12,]. Ïî ìíåíèþ À. È. Ïëîòè÷åðà (1958), íåáëàãîïðèÿòíûì óñëîâèåì, ñïîñîáñòâóþùèì ó÷àùåíèþ ýïèëåïòè÷åñêèõ ïðèñòóïîâ, ÿâëÿåòñÿ ïîâåðõíîñòíîå òîðìîæåíèå êîðû ãîëîâíîãîìîçãà. Íàðÿäó ñ ëåêàðñòâåííûìè ñìåñÿìè, òîíèçèðóþùèìè äíåì è òîðìîçÿùèìè ïåðåä îòõîäîì êî ñíó, èì áûë ïîñòàâëåí âîïðîñ î ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêîì çíà÷åíèè òðóäà ïðè ýïèëåïñèè. Ýòîò æå àñïåêò áûë îòòåíåí â ðàáîòå Ä. Å. Ìåëåõîâà (1957), êîòîðûé ïèñàë, ÷òî ïðàâèëüíîå òðóäîâîå îáó÷åíèå è òðóäîóñòðîéñòâî áîëüíîãî ýïèëåïñèåé, ñîäåéñòâèå åãî àäàïòàöèè â êîëëåêòèâå è â áûòó ÿâëÿåòñÿ ëó÷øèì ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêèì ñòèìóëîì, ïîìîãàþùèì áîëüíîìó êîìïåíñèðîâàòü ÷óâñòâî åãî ñîáñòâåííîé íåïîëíîöåííîñòè, îáóñëîâëåííîå áîëåçíüþ [5, 7, 8, 9]. ïñèõèàòðè÷åñêèé øèçîôðåíèÿ ëå÷åíèå äåïðåññèâíûé
Ðåçþìèðóÿ, ñëåäóåò ñêàçàòü, ÷òî ïñèõîòåðàïåâòè÷åñêàÿ ìåòîäîëîãèÿ ïðè ýïèëåïñèè ïðåòåðïåëà îïðåäåëåííîå ðàçâèòèå. Îíà íàïðàâëåíà íà ïðåîäîëåíèå («â ëîá») ñóäîðîæíî-ñïàñòè÷åñêèõ ÿâëåíèé, èçó÷åíèå ìåæïðèñòóïíîãî ïåðèîäà, à òàêæå ïñèõè÷åñêîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíûõ â öåëîì. Èòàê, ìû âèäèì íåîáõîäèìîñòü ïðèìåíåíèÿ ïñèõîòåðàïèè ïðè âñåõ ýíäîãåííûõ ïðèõèàòðè÷åñêèõ çàáîëåâàíèÿõ, îäíàêî äîëæíû ïðèçíàòü äàííûé ìåòîä ëå÷åíèÿ äîïîëíèòåëüíûì ê ïñèõîôàðìàêîòåðàïèè.
Ëèòåðàòóðà
1. Äîìîðàöêèé Â.À. Êðàòêîñðî÷íûå ìåòîäû ïñèõîòåðàïèè / Â.À. Äîìîðàöêèé — Ì.: Ïñèõîòåðàïèÿ, 2008. — 304 ñ.
2. Çàõàðîâ Î.Ï., Êóòàøîâ Â.À., Óëüÿíîâà Î.Â. Ïðîãíîçèðîâàíèå ðàñïðîñòðàíåííîñòè è êà÷åñòâà æèçíè ïàöèåíòîâ ñ ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè íà îñíîâå ìàòåìàòè÷åñêîãî ìîäåëèðîâàíèÿ / Î.Ï. Çàõàðîâ, Â.À. Êóòàøîâ, Î.Â. Óëüÿíîâà // Öåíòðàëüíûé íàó÷íûé âåñòíèê. ? 2016. ? Ò. 1, ¹17. ? Ñ. 10?12
3. Êàðâàñàðñêèé Á. Ä. Ïñèõîòåðàïèÿ./ Á. Ä. Êàðâàñàðñêèé — ÑÏá: Ïèòåð, 2002. — 672ñ.
4. Êóòàøîâ Â.À. Àôôåêòèâíûå ðàññòðîéñòâà â ïñèõîñîìàòè÷åñêîé ïðàêòèêå. Êëèíèêî-äåìîãðàôè÷åñêèé àíàëèç / Â.À. Êóòàøîâ [è äð.] // Âåñòíèê íåâðîëîãèè, ïñèõèàòðèè è íåéðîõèðóðãèè. ? 2015. ? ¹ 11 ? 12. ? Ñ. 81 ? 85
5. Êóòàøîâ Â.À. Ìåäèêî — ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ ëèö, ñòðàäàþùèõ ïñèõè÷åñêèìè ðàññòðîéñòâàìè / Â.À. Êóòàøîâ, Ã.Â. Ñóðæêî // Ïðèêëàäíûå èíôîðìàöèîííûå àñïåêòû ìåäèöèíû. ? 2016. Ò. 19, ¹ 1. ? Ñ. 52 ? 55.
6. Êóòàøîâ Â.À. Ïñèõîòåðàïèÿ Òîì 1 / Â.À. Êóòàøîâ, Ä.Â. Êîðîòêèõ / Âîðîíåæ, 2014. 700 ñ.
7. Êóòàøîâ Â.À., Çàëîæíûõ Ï.Á., Ùåðáàê Å.À. Îïòèìèçàöèÿ ïñèõîòåðàïèè â âîðîíåæñêîé îáëàñòè / Êóòàøîâ Â.À., Çàëîæíûõ Ï.Á., Ùåðáàê Å.À. // Âåñòíèê íåâðîëîãèè, ïñèõèàòðèè è íåéðîõèðóðãèè. ? 2015. ? ¹ 5?6. ? Ñ. 30 ? 35.
8. Ëàíäûøåâà Ò. È., Êóòàøîâ Â.À., Óëüÿíîâà Î.Â. Ê âîïðîñó î ïåðìàíåíòíûõ íåïñèõîòè÷åñêèõ ïñèõè÷åñêèõ ðàññòðîéñòâàõ ïðè ýïèëåïñèè / Ò. È. Ëàíäûøåâà, Â.À. Êóòàøîâ, Î.Â. Óëüÿíîâà // Öåíòðàëüíûé íàó÷íûé âåñòíèê. ? 2017. ? Ò. 2, ¹3. ? Ñ. 27?30.
9. Ìàëêèíà-Ïûõ È.Ã. Ïñèõîñîìàòèêà: Ñïðàâî÷íèê ïðàêòè÷åñêîãî ïñèõîëîãà./ Ìàëêèíà-Ïûõ È.Ã. ? Ìîñêâà, 2005. — 992 ñ.
10. Ïñèõèàòðèÿ. Íàöèîíàëüíîå ðóêîâîäñòâî. Êðàòêîå èçäàíèå / ïîä ðåä. Ò.Á. Äìèòðèåâîé, Â.Í. Êðàñíîâà, Í.Ã. Íåçíàíîâà, Â.ß. Ñåìêå, À.Ñ. Òèòàíîâà; îòâ. ðåä. Þ.À. Àëåêñàíäðîâñêèé. ? Ì. : ÃÝÎÒÀÐ ? Ìåäèà, 2012. ? 624 ñ.
11. Ñàðâèëèí À.Â., Êóòàøîâ Â.À., Óëüÿíîâà Î. Îñîáåííîñòè äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ ïàöèåíòîâ ñ ïñèõîîðãàíè÷åñêèì ñèíäðîìîì / À.Â. Ñàðâèëèí, Â.À. Êóòàøîâ, Î.Â. Óëüÿíîâà // Öåíòðàëüíûé íàó÷íûé âåñòíèê. ? 2016. ? Ò.1, ¹13. — Ñ.34 ? 38
12. Òèòàðåíêî Â.È., Êóòàøîâ Â.À., Óëüÿíîâà Î.Â. Ê âîïðîñó äèàãíîñòèêè è ëå÷åíèÿ øèçîàôôåêòèâíûõ ðàññòðîéñòâ / Â.È. Òèòàðåíêî, Â.À. Êóòàøîâ, Î.Â. Óëüÿíîâà // Öåíòðàëüíûé íàó÷íûé âåñòíèê. ? 2017. ? Ò. 2, ¹3. ? Ñ. 50?54.
13. Óëüÿíîâà Î.Â., Êóòàøîâ Â.À. Ñîâðåìåííûé âçãëÿä íà îñîáåííîñòè âçàèìîäåéñòâèé â ñåìüÿõ, ãäå ó ïàöèåíòà èìåþòñÿ íåâðîëîãè÷åñêèå èëè ïñèõè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà / Î.Â. Óëüÿíîâà, Â.À. Êóòàøîâ // Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. ? 2015. ? Ò. 14, ¹ 3. ? Ñ. 663 ? 665.
14. Õàáàðîâà Ò.Þ., Êóòàøîâ Â.À., Óëüÿíîâà Î.Â. Îðãàíèçàöèÿ ïðîöåäóðû èññëåäîâàíèÿ ìåäèêî ? ñîöèàëüíî ? ïñèõîëîãè÷åñêèõ è íåâðîëîãè÷åñêèõ õàðàêòåðèñòèê áîëüíûõ ñ àôôåêòèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè / Ò.Þ. Õàáàðîâà, Â.À. Êóòàøîâ, Î.Â. Óëüÿíîâà // Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. — 2015. Ò14, ¹3. — Ñ. 588 ? 592.
15. Ùåðáàê Å.À., Ùåðáàê À.Í., Êóòàøîâ Â.À. Ñîâåðøåíñòâîâàíèå òåðàïèè ïàöèåíòîâ ñ àääèêòèâíûìè ðàññòðîéñòâàìè / Ùåðáàê Å.À., Ùåðáàê À.Í., Êóòàøîâ Â.À. // Ñèñòåìíûé àíàëèç è óïðàâëåíèå â áèîìåäèöèíñêèõ ñèñòåìàõ. ? 2015. ? Ò. 14, ¹ 1. ? Ñ. ? 44 ? 50.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…