Противопоказания детей с зпр
Для
того, чтобы ребенок был направлен в детский сад для детей с ЗПР,
необходимо получить четыре заключения: врача — детского психиатра (для
детей до 3-х лет — невропатолога), логопеда детской поликлиники,
отоларинголога и окулиста и обратиться в ПМПК по комплектованию
специальных детских садов.
Комплектование специального детского сада (групп) для детей с ЗПР
осуществляется на основе «Рекомендаций по приему детей с задержкой
психического развития (ЗПР) в дошкольные учреждения и группы
специального назначения». Согласно этому документу, в детские сады и
специальные группы для детей с ЗПР должны приниматься в первую очередь
дети с ЗПР церебрально-органического генеза, а также дети с задержкой
психического развития психогенного, соматогенного и конституционального
происхождения. Могут быть приняты и дети с отставанием в развитии из-за
педагогической запущенности, возникшей при неблагоприятных условиях
воспитания.
Противопоказаниями к направлению в группы для детей с ЗПР являются:
умственная отсталость, тяжелая речевая патология, выраженные нарушения
слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, а также задержка
психического развития, осложненная частыми судорожными пароксизмами,
стойким энурезом и энкопрезом. Противопоказанием является также наличие
хронических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, органов дыхания,
пищеварения и др.) в стадии обострения и декомпенсации. При обнаружении
на комиссии противопоказаний к приёму, дети направляются в вышестоящую
ПМПК для уточнения состояния и для подбора соответствующего
образовательного или лечебного учреждения.
Предварительная запись на комиссию осуществляется с января по май, при наличии:
— свидетельства о рождении ребенка;
— паспорта родителя (или лица, его заменяющего);
— заключений врача-психиатра, логопеда, отоларинголога, окулиста из районной детской поликлиники или
— направления городской или районной ПМПК или другого «Центра по
комплектованию» . Кроме психолого-педагогического заключения,
направление должно также содержать и заключения медицинских
специалистов.
Во время предварительной записи, родителям выдается «Уведомление» о
постановке на учет, которое содержит номер и дату регистрации и
ориентировочную дату вызова на комиссию. Вместе с «Уведомлением»
родитель получает перечень обязательных и желательных документов, с
которыми следует придти на комиссию, а также контактные телефоны, по
которым можно уточнить дату и время проведения заседания комиссии. О
точной дате и времени проведения комиссии родители оповещаются по
телефону заблаговременно.
Обычно в один день на комиссию приглашаются не более 10 детей.
Обследование ребенка и заполнение необходимой документации длится 40-45
минут. Обследование проводится только с согласия родителей и в их
присутствии. Обследование проводит комиссия в составе: — председатель
комиссии,(если комиссия выездная, то обязательно присутствует заведующая
детским садом) врач, дефектологи, логопеды и психолог.
Результаты обследования обязательно заносятся в протокол, составляется
заключение и рекомендации. В заключении делается вывод о характере и
степени выраженности отставания в развитии познавательной деятельности и
речи и о рекомендуемом образовательном маршруте. Родители должны
ознакомиться с заключением ПМПК и поставить свою подпись в протоколе. В
случае, если у ребенка выявлена или подтверждена ЗПР, родителям
выдается направление в один из специализированных детских садов,
наиболее близко расположенного к месту проживания ребенка. В направлении
указана дата начала посещения указанного детского сада, возрастная
группа и форма обучения (группа полного или кратковременного
пребывания).
Данное направление является необходимым и достаточным документом для
приёма ребёнка в указанный детский сад. Однако, заключение ПМПК носит
рекомендательный характер и, если родители отказываются от направления,
ребенок не может быть принят в спец. Группу без согласия родителей.
По результатам обследования, у членов комиссии могут возникнуть вопросы,
требующие уточнения (точность диагноза, необходимость предварительного
пролечивания ребенка и др.), поэтому комиссия имеет право направить
ребенка на вышестоящую ПМПК или на дополнительное консультирование. При
этом, с очереди ребенок не снимается до уточнения его состояния и
получения выводов специалистов.
Обращаем Ваше внимание, что в некоторых сложных случаях (согласно
«Положению о приеме …») может быть рекомендовано временное пробное
обучение, после которого ПМПК сможет принять решение о наиболее
целесообразной для данного ребенка форме обучения.
Нужен логопед в СВАО? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения и коррекционные группы
Приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР подлежат дети с диагнозом « задержка психического развития», выраженным в замедленном темпе психического развития вследствие ослабленности нервной системы, обусловленной инфекцией, хроническими соматическими заболеваниями, интоксикацией, травмой головного мозга, перенесенных внутриутробно, при родах или в раннем детстве, и нарушениями эндокринной системы. Приему в детский сад подлежат дети с ЗПР, замедление темпа психического развития которых может быть также следствием педагогической запущенности при неблагоприятных условиях воспитания.
Дети с ЗПР имеют потенциально сохранные возможности интеллектуального развития, однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально – волевой сферы, пониженной работоспособностью, функциональной недостаточностью ряда высших психических функций. Нарушения эмоционально – волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.
Недостаточная выраженность познавательных интересов сочетается с незрелостью высших психических функций, нарушениями внимания, памяти, функциональной недостаточностью зрительного и слухового восприятия, плохой координацией движений.
Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудности усвоения лексико -грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико – фонематического восприятия, снижение слухо – речевой памяти .Даже при внешнем благополучии устной речи нередко отмечается многословность или, наоборот, резко недостаточная развернутость высказывания.
Снижение познавательной активности проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе. Малая дифференцированность движений кистей рук, трудности формирования сложных серийных движений и действий отрицательно отражаются на продуктивности деятельности – лепке, рисовании, конструировании.
Недостаточная готовность к школе проявляется в замедленном формировании соответствующих возрасту элементов учебной деятельности. Ребенок принимает и понимает задание, но нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного на другие предметы и действия для выполнения последующих заданий.
Способность принимать помощь, усваивать принцип действия и переносить его на аналогичные задания существенно отличает детей с ЗПР от олигофренов, обнаруживает более высокие потенциальные возможности их психического развития.
Дети седьмого года жизни владеют некоторыми математическими представлениями и умениями: правильно указывают большую или меньшую группу предметов, воспроизводят числовой ряд в пределах пяти ( далее часто с ошибками), в обратном счете затрудняются, пересчитывают небольшое количество предметов ( в пределах пяти), но нередко не могут назвать результат. В целом решение соответствующих возрасту мыслительных задач на наглядно – практическом уровне доступно, однако дети могут затрудняться в объяснении причинно – следственных связях.
Несложные небольшие рассказы, сказки слушают с вниманием, пересказывают с помощью вопросов, но скоро забывают, общий смысл прочитанного понимают.
Для игровой деятельности детей характерно неумение без помощи взрослого развернуть совместную игру в соответствии с общим замыслом, недоучет общих интересов, неумение контролировать свое поведение. Они обычно предпочитают подвижную игру без правил.
При значительной неоднородности клинико – психологической структуры задержки психического развития в дошкольном возрасте наряду с более незрелыми психическими функциями имеется фонд сохранных психических функций, на который возможно опереться при планировании коррекционных мероприятий.
Дети с ЗПР направляются специалистами детских лечебных и лечебно – профилактических учреждений на медико – педагогические комиссии (МПК) с целью решения вопроса об их определении в учреждения для воспитания, коррекции психического развития и восстановительного лечения.
Решение о направлении или отказе в направлении ребенка в дошкольное учреждение или группу выносится МПК на основании представленных документов, беседы с родителями и обследования ребенка.
Основными медицинскими показаниями к приему в дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР являются:
— ЗПР церебрального генеза;
— ЗПР по типу конституционального (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
— ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
— ЗПР психогенного происхождения ( патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
— ЗПР вследствие иных причин.
Другими показаниями к приему в дошкольноые учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в учреждения указанного типа должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР – церебрально – органического происхождения и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопической симптоматикой.
В тех случаях, когда окончательный диагноз ребенку можно установить только в процессе длительного наблюдения за ним, ребенок принимается в дошкольное учреждение уловно, на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен МПК.
Не подлежат приему в дошкольные учреждения или группы указанного типа дети при наличии у них следующих форм и состояний:
— олигофрения, органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
— выраженные нарушения слуха, зрения, опорно – двигательного аппарата;
— выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
— шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально – волевой сферы;
— выраженные формы психопатий и психоподобных состояний различной природы;
— частые судорожные параксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
— стойкий энурез, энкопрез;
— хронические заболевания сердечно – сосудисой системы, органов дыхания, органов пищеварения в стадии обострения и декомпенсации.
Примечание: Дети, не подлежащие воспитанию в дошкольных учреждениях указанного типа , направляются в соответствующие учреждения системы народного образования либо в учреждения системы здравоохранения или социального обеспечения.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР выявляются вышеперечисленные дефекты, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. Вопрос об отчислении или переводе ребенка решается МПК. После пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР с учетом уточненного диагноза и на основании решения консилиума или педагогического совета дошкольного учреждения оформляются документы о переводе его в школу для детей с ЗПР или в общеобразовательную школу в обычный массовый класс или в класс коррекционно – развивающего обучения (КРО).
Готовность ребенка к обучению в общеобразовательной или специальной школе определяется педагогическим коллективом совместно с медицинским персоналом дошкольного учреждения.
Для детей с ЗПР организуются:
— детские сады с дневным, круглосуточным или интернатным пребыванием детей с количеством групп в зависимости от существующей потребности;
— дошкольные группы при детских домах, детских домах общего типа;
— дошкольные группы при школах – интернатах для детей с ЗПР;
— группы развития или кратковременного пребывания при детских садах либо в общеобразовательных школах, где имеются классы КРО.
Группы комплектуются с учетом возраста детей. 1 подготовительная ( старшая) группа – дети в возрасте от 5 до 6 лет, 2 подготовительная – дети в возрасте от 6 до 7 лет. При необходимости допускается комплектование групп детьми разных возрастов.
Заведующий ( директор) дошкольного учреждения несет личную ответственность за своевременное комплектование групп в соответствии с решением МПК.
Дошкольные учреждения и группы для детей с ЗПР в своей деятельности руководствуются положением о дошкольном учреждении.
Решением ПМПК дети с ЗПР направляются в специализированное дошкольное учреждение или группу. Основными медицинскими показаниями для приема ребенка являются:
ЗПР церебрально-органического генеза;
ЗПР по типу конституционного (гармонического) психического и психофизического инфантилизма;
ЗПР соматогенного происхождения с явлениями стойкой соматической астении и соматогенной инфантилизацией;
ЗПР психогенного происхождения (патологическое развитие личности по невротическому типу, психогенная инфантилизация);
ЗПР вследствие иных причин.
Другим показанием к приему в дошкольные учреждения является педагогическая запущенность вследствие неблагоприятных микросоциальных условий воспитания.
При равных условиях в первую очередь в названные учреждения должны направляться дети с более тяжелыми формами ЗПР — церебрально-органического генеза и прочими клиническими формами, осложненными энцефалопатической симптоматикой. В тех случаях, когда окончательный диагноз можно установить только в процессе длительного наблюдения, ребенок принимается в дошкольное учреждение условно на 6-9 месяцев. При необходимости этот срок может быть продлен ПМПК.
Противопоказаниями к приему в дошкольные учреждения и группы указанного типа является наличие у детей следующих клинических форм и состояний:
олигофрения;
органическое, эпилептическое, шизофреническое слабоумие;
выраженные нарушения зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;
выраженные нарушения речи: алалия, афазия, ринолалия, дизартрия, заикание;
шизофрения с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы;
выраженные формы психопатий и психопатоподобных состояний различной природы;
частые судорожные пароксизмы, требующие систематического наблюдения и лечения у психоневролога;
стойкий энурез и энкопрез;
хронические заболевания сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, органов пищеварения и др. в стадии обострения и декомпенсации.
Если в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении или в группе для детей с ЗПР выявятся вышеперечисленные нарушения, то ребенок подлежит отчислению или переводу в учреждение соответствующего профиля. [13]
По окончании пребывания ребенка в дошкольном учреждении или группе для детей с ЗПР, с учетом уточненного диагноза и перспектив дальнейшего развития, определяемых на основании динамического наблюдения, решается вопрос о его обучении в школе. На основании решения педагогического совета ДОУ оформляются документы о переводе ребенка в школу (или класс) для детей с ЗПР, в случае же компенсации отклонений — в общеобразовательную школу, а в отдельных случаях, если для этого есть показания (уточненный диагноз) — о направлении в специальную школу соответствующего типа.
На основании «Рекомендаций по приему детей с ЗПР в дошкольные учреждения и группы специального назначения», которые утверждены Министерством образования 26 ноября 1990 г., комплектуются две возрастные группы: старшая — для детей в возрасте 5-6 лет и подготовительная — для детей 6-7 лет. Однако в последние годы в России открываются группы, в которых детям оказывается помощь, начиная с раннего возраста. В таких учреждениях для детей в возрасте от 2,5 до 3,5 лет открывается младшая диагностическая группа, и далее следуют три возрастные группы — средняя, старшая и подготовительная. С учетом жизненной и производственной необходимости допускается комплектование группы детьми разных возрастов. [14]
Вся деятельность специального дошкольного учреждения базируется на соблюдении основополагающих принципов и подходов к опросам изучения, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ЗПР.
Специализированные детские сады компенсирующего вида решают комплексные социально значимые задачи, нацеленные на создание условий для интеграции ребенка с ЗПР в общество, формирование у него адекватных способов вхождения в социум и обеспечение ребенка объемом представлений, знаний, умений и навыков.
Основной целью дошкольного коррекционного воспитания является создание условий для развития эмоционального, социального и интеллектуального потенциала ребенка, формирование его позитивных личностных качеств, компенсация первичных нарушений и коррекция вторичных отклонений в развитии.
В специализированном дошкольном учреждении решаются следующие блоки задач: диагностические, воспитательные, коррекционно‑развивающие, оздоровительные и образовательные.
В диагностическом блоке задач ведущей является организация комплексного медико‑психолого‑педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза и для разработки индивидуально‑ориентированной программы развития ребенка.
Блок воспитательных задач направлен на решение вопросов социализации, повышения самостоятельности и автономии ребенка и его семьи, становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении дошкольника, а также воспитание у него положительных личностных качеств.
Блок коррекционно‑развивающих задач. Содержание и организация коррекционной работы направлена, во‑первых, на развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности проблемного ребенка, а во‑вторых, на преодоление и предупреждение у воспитанников детского сада вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров.
Блок оздоровительных задач определяет условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника дошкольного учреждения. В нем определяются задачи формирования у детей представлений о здоровом образе жизни и конкретных способах укрепления своего здоровья. В этом же блоке осуществляется также весь комплекс лечебно‑профилактических мероприятий, необходимых для детей с ЗПР.
Блок образовательных задач направлен на обучение детей способам усвоения общественного опыта, развитие их познавательной активности, формирование всех видов детской деятельности, характерных для каждого возрастного периода. Важной задачей образовательного блока является подготовка детей к школьному обучению, которая должна вестись с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка.
Коррекционно‑педагогическая работа тесным образом связана с основными линиями развития детей‑дошкольников:
физическое воспитание и укрепление здоровья, развитие ведущих видов детской деятельности, познавательное развитие (в том числе речевое), художественно‑эстетическое, социально‑нравственное и личностное развитие. Эффективность реализации этих направлений определяется во многом аналитико‑диагностической и контрольно‑оценочной составляющими педагогического процесса и пронизывает все направления педагогической деятельности.
Следует отметить, что коррекционно‑развивающие задачи решаются как на каждом образовательном занятии, так и на специальных занятиях (например, занятие «Коррекционная ритмика», логопедические занятия и индивидуальные занятия учителя дефектолога или психолога). Кроме того, коррекционно‑развивающие задачи планируются и реализуются в свободной или специально спроектированной деятельности, а также в режимных моментах.
Таким образом, на всех занятиях параллельно осуществляется целенаправленная коррекционно‑развивающая работа по формированию познавательной активности, высших психических функций, познавательной деятельности. Перечислим еще раз основные направления этой работы:
– развитие сферы образов‑представлений;
– формирование мыслительной деятельности: стимуляция мыслительной активности, формирование мыслительных операций, развитие наглядных форм мышления (наглядно‑действенного и наглядно‑образного), конкретно‑понятийного (словесно‑логического), в том числе элементарного умозаключающего мышления;
– развитие пространственного гнозиса и конструктивного праксиса;
– формирование пространственно‑временных представлений;
– развитие умственных способностей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности;
– совершенствование мнестической деятельности;
– развитие зрительно‑моторной координации и формирование графо‑моторных навыков;
– развитие творческих способностей.
Кроме общеобразовательных и воспитательных задач решаются и специальные задачи развития и коррекции недостатков эмоционально‑волевой сферы и формирующейся личности, что предполагает:
– развитие и тренировку механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям;
– профилактику и устранение встречающихся аффективных, негативистских, аутистических проявлений, других отклонений в поведении;
– развитие социальных эмоций;
– создание условий для развития самосознания и самооценки;
– формирование способности к волевым усилиям, произвольной регуляции поведения;
– предупреждение и преодоление негативных черт личности и формирующегося характера.
Образовательное содержание адаптируется на основе диагностических данных и обогащается коррекционно‑развивающими заданиями, направленными на развитие высших психических функций.
Целью коррекционно‑педагогической работы с детьми, отстающими в развитии, в условиях дошкольного учреждения является формирование психологического базиса для полноценного развития личности каждого ребенка. Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа (ступени).
На 1‑й ступени обучения важно сформировать предпосылки для развития высших психических функций: внимания и памяти, различных видов восприятия, совершенствовать моторные функции, межсенсорные связи, пробудить познавательную и творческую активность ребенка. Необходимо создавать условия для становления ведущих видов деятельности. Если дети поступают в детский сад компенсирующего вида в 2,5–3 года (что мы считаем оптимальным для начала коррекционной работы в условиях сложившийся образовательной системы), пропедевтическая работа, соответствующая задачам 1‑й ступени, осуществляется в период от 2,5 до 4 лет.
Если дети поступают в специальную группу в старшем возрасте, пропедевтический период необходим, но на него отводится меньше времени, поэтому работа ведется более интенсивно дефектологом, психологом, логопедом.
На 2‑й ступени реализуются задачи специального дошкольного образования и формируются предпосылки к школьному обучению. Подготовка к школе является одним из приоритетных направлений деятельности специального детского сада.
Ведущим специалистом, осуществляющим образовательную и коррекционно‑развивающую работу с детьми, является учитель‑дефектолог. С каждой группой работают два воспитателя. Практика показывает, что наиболее эффективной формой организации детей с ЗПР на занятиях является подгрупповая форма. Подгруппы формируются с учетом уровня психического развития детей и сформированности запаса их знаний и представлений. Учитель‑дефектолог работают с подгруппами параллельно. Учитель‑дефектолог проводит занятия по формированию элементарных математических представлений, ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, подготовке к обучению грамоте.
Работа логопеда в детском саду для детей с ЗПР может быть организована по‑разному. В том случае, когда на каждую группу выделяется штатная единица, логопедическую работу целесообразно организовать во второй половине дня. На первом году обучения логопед основное внимание уделяет работе над произносительной стороной речи. В этот период предпочтение отдается индивидуальным занятиям. В дальнейшем логопед может объединять детей в подгруппы и сосредоточить внимание на совершенствовании лексико‑грамматического строя речи. При подготовке детей к школе логопед и дефектолог могут распределить между собой занятия по подготовке к обучению грамоте, по развитию связной речи, по ознакомлению с окружающим и развитию речи. График работы в этом случае предполагает распределение рабочего времени между этими специалистами в первой и во второй половине дня.
Дошкольникам с ЗПР обязательно требуется помощь педагога‑психолога. В специальном детском саду данного профиля психолог основное внимание должен уделять диагностике и коррекции недостатков эмоционально‑личностной сферы воспитанников. В сферу его деятельности входят консультации и, при необходимости, психокоррекционные занятия с родителями.
Для дошкольников с ЗПР первые специальные экспериментальные группы были открыты в городе Горьком (сейчас Нижний Новгород) по инициативе У.В. Ульенковой в 1973 г. Типовое положение о таких группах и рекомендации по приему детей с задержкой психического развития в дошкольные учреждения появились только в 1990 г. (Документ от 26 ноября 1990 г. 37–14/2). Согласно этому положению в дошкольную группу могут приниматься дети с различными вариантами ЗПР (по классификации К.С. Лебединской), а также педагогически запущенные дети. В первую очередь принимаются дети с задержкой церебрально‑органического генеза. Комплектование групп осуществляют ПМПК (комиссии). В каждую дошкольную группу по направлению ПМПК может быть зачислено 10–12 детей с ЗПР. Если комиссия затрудняется в постановке диагноза и заключения, ребенок может быть направлен в специальную группу для динамического наблюдения, срок определяет ПМПК. Заключение комиссии фиксируется в протоколе, с ним знакомят родителей. Окончательное решение о переводе ребенка в специальную группу остается за родителями.
Существуют противопоказания к зачислению в группы данного профиля:
– умственная отсталость в любых формах;
– выраженные нарушения зрения, слуха, опорно‑двигательного аппарата;
– выраженные нарушения речи (алалия, тяжелая форма дизартрии, ринолалия, заикание);
– психопатии и психопатоподобные расстройства;
– энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала);
– соматические заболевания в стадии обострения и декомпенсации;
– судорожные припадки, судорожная готовность;
– шизофрения, эпилепсия.
Если в процессе пребывания ребенка в специальном детском саду выявятся вышеперечисленные противопоказания, то ребенок может быть повторно направлен на ПМПК и переведен в группу другого профиля. Это положение целесообразно включить в договор с родителями, который заключается в начале учебного года, оно может служить основанием для повторного обследовании ребенка на ПМПК и определения дальнейшего образовательного маршрута.
В специальные дошкольные группы преимущественно принимаются дети с ЗПР с 5 лет, но при необходимости могут быть созданы группы для детей 3–4 лет
Выпуск детей осуществляется через ПМПК, которая вырабатывает рекомендации относительно варианта школьного обучения, подходящего ребенку.
Целью работы детского сада для детей с задержкой психического развития является их подготовка к обучению в массовой школе, в обычных классах или в классах коррекционно‑развивающего обучения КРО. В ряде случаев может быть рекомендовано обучение в школе VII вида. Если в процессе коррекционной работы у некоторых детей выявлены нарушения интеллекта или выраженные речевые нарушения, им может быть рекомендовано обучение, соответственно, в школах VIII или V вида.
Организация коррекционно‑педагогической работы в специальных (коррекционных) школах VII вида и в классах КРО
Задержка психического развития у детей стала объектом изучения в нашей стране сравнительно недавно. Эта проблема обозначилась как актуальная в конце 60‑х гг. XX века, когда стали проводиться исследования школьной неуспеваемости, и оказалось, что около 50 % детей, стойко неуспевающих в начальных классах, – это дети с задержкой психического развития.
В 1970 г. на базе одной школ города Горького (Н. Новгород) был начат эксперимент по обучению детей с ЗПР. Исследование проводили сотрудники НИИ дефектологии (в настоящее время это ИКП[6]РАО) под руководством Т.А.Власовой и В.И. Лубовского. Эксперимент продолжался 10 лет и завершился в 1980 г., а в 1981 г. был утвержден новый тип специальных школ – для детей с задержкой психического развития. Однако широкого распространения этот тип школ не получил в силу ряда причин: было недостаточно разработано программно‑методическое обеспечение, отсутствовали специально подготовленные кадры. Поскольку нарушения развития у детей с ЗПР выражены нерезко, далеко не каждая семья может согласиться с рекомендацией обучать ребенка в специальной школе‑интернате.
С 1988 г. стали открываться классы выравнивания для детей с ЗПР при массовых школах, затем появились классы компенсирующего обучения для детей с астеническими состояниями, соматически ослабленных детей, а также для детей с нарушениями поведения. В связи с этим на практике возникли трудности комплектования и организации коррекционно‑педагогической работы.
С 1995 г. сначала в Москве, а затем и в других регионах разрабатывалась единая концепция коррекционно‑развивающего обучения, которая подробно изложена в книге С.Г. Шевченко «Коррекционно‑развивающее обучение» (1999).
Согласно этой концепции предполагается создание единого реабилитационного пространства. С одной стороны, это означает преемственность в работе дошкольных и школьных учреждений, а с другой стороны – преемственность между различными государственными службами в системах здравоохранения, образования и социальной защиты.
Основное внимание уделяется вопросам педагогической помощи детям с трудностями в обучении. В данную категорию включают детей, испытывающих в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы. Таким образом, в данную категорию могут быть включены дети:
– с задержкой психического развития,
– с астеническими состояниями,
– с поведенческими нарушениями,
– с педагогической запущенностью.
Классы КРО открываются преимущественно в начальном звене, при этом возможны различные варианты комплектования. Структура начальных классов может иметь различные варианты:
1 вариант – в составе 2‑4‑х классов – для детей, безуспешно обучавшихся в классах общего типа;
2 вариант – в составе подготовительного, 1‑4‑х классов для детей, ранее не обучавшихся в школе.
По итогам обучения в начальной школе решается вопрос о дальнейшем обучении детей: или они переводятся в массовые классы, или продолжают обучаться в коррекционных классах. При необходимости классы КРО могут открываться в среднем звене, начиная с 5 класса. Наполняемость классов КРО 12 человек.
В системе КРО дети получают цензовое образование. Базисный учебный план составлен на основе Федерального учебного плана. При этом учитываются специфические трудности детей в обучении русскому языку, поэтому увеличено число часов на русский язык и литературу. В программу начальных классов введен специально разработанный курс «Ознакомление с окружающим и развитие речи». В среднем звене предусматривается по 4–5 часов для организации углубленной трудовой подготовки.
Предусматривается от 3 до 5 часов школьного компонента для проведения подгрупповых (не более 3 человек) и индивидуальных занятий (не более 30 минут).
Согласно современной концепции КРО большое место в структуре коррекционной работы должна занимать диагностика. Поэтому в тех образовательных учреждениях, где имеются специальные группы и классы, могут создаваться ПМПк (консилиумы). ПМПк (консилиум) создается приказом директора учреждения. В его состав входят: завуч (председатель), психолог, дефектолог, логопед, врач‑психиатр. Консилиум работает по специально составленному графику, он не занимается комплектованием групп и классов, а решает вопросы индивидуального психолого‑педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении и социальной адаптации. Члены консилиума изучают динамику развития детей, успешность усвоения образовательной программы, углубленно обследуют детей, которые испытывают наибольшие трудности в процессе обучения, вырабатывают рекомендации к работе с такими детьми для педагогов и родителей. При необходимости детей с особыми проблемами повторно направляют на ПМПК (Комиссию) или на консультации во внешние организации.
В современных условиях актуален вопрос о преемственности в работе школы и учреждений профессионального технического образования. В первую очередь следует рассматривать вопросы профессиональной подготовки выпускников классов КРО.
Вопросы и задания
1. Раскройте этиологию и психологическую сущность различных вариантов ЗПР по классификации К.Ф. Лебединской.
2. Раскройте дифференциально‑диагностические критерии разграничения ЗПР и умственной отсталости.
3. Какова логика построения коррекционно‑развивающих программ для дошкольников с ЗПР на первой и второй ступенях обучения и воспитания в специальном детском саду?
4. Каковы противопоказания для зачисления детей в специальные группы и классы коррекционно‑развивающего обучения?
5. Каковы задачи коррекционно‑образовательной работы с детьми с ЗПР в классах КРО и в школах VII вида?