Противопоказания для игры на саксофоне
Говорят, что скрипка лучше других инструментов развивает слух. Но некоторые считают, что скрипка развивает сколиоз, ведь инструмент нужно придерживать подбородком, а значит, шея долгое время находится в напряженном и не совсем привычном положении. Кроме того, зажимать струны детскими пухлыми пальчиками довольно непросто, а иногда и болезненно.
Отказывать от идеи научиться игре на скрипке не стоит. Вдруг скрипка – это идеальный инструмент для вашего ребенка? Зачем же упускать шанс развить музыкальный талант отпрыска? Конечно же, первое время вам придется потерпеть неумелые пассажи и неприятные «мяукающие» звуки, но совсем скоро вы будете гордиться своим маленьким музыкантом.
Саксофон
Саксофон – один из самых романтичных инструментов, ведь его тембр считают наиболее проникновенным и идеально подходящим аккомпанементом для любовных свиданий. Считается, что саксофон – это инструмент для мальчиков, но это не совсем верно, ведь чтобы овладеть техникой игры, нужно иметь приличные легкие и хороший слух, а вовсе не сильные мышцы и крепкие кулаки. Самый распространенный вариант саксофона – альт. Обычно именно на нем обучают детей, а после окончания музыкальной школы и поступления в вуз или для участия в джазовом ансамбле выбирают другой тембр – баритон, сопрано или тенор – деление идентичное человеческому голосу по высоте.
Есть мнение, что игра на духовых инструментах помогает ребенку справиться с такими недугами как астма или тонзиллит на ранней стадии развития. К тому же, при игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на йоге и на уроках пения. Единственное, что нужно учесть – начинать учиться игре на саксофоне лучше в возрасте 10 – 12 лет, когда организм сформирован, а легкие окрепли.
Флейта
Если же ваша душа, а главное, интерес вашего ребенка больше лежит к легкому «порхающему» звучанию, попробуйте флейту. Самый сложный момент – приловчиться и извлечь из инструмента первый звук, ну а дальше все пойдет как по маслу. Если будущему флейтисту еще не исполнилось 10 лет, стоит приобрести специальный J-образный мундштук для инструмента, поскольку из-за прямого мундштука у ребенка могут начаться проблемы с плечами и спиной. Когда же малыш освоит азы звукоизвлечения, ему не составит труда перейти на флейту с прямым мундштуком без всякого ущерба для здоровья.
Флейту рекомендуют детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация легких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.
Гитара
Большое количество мальчиков, да и девочек, мечтают стать рок-звездами и поразить публику невероятным соло на гитаре! Пожалуй, гитара частенько занимает лидерскую позицию при выборе инструмента для обучения музыке. И это неспроста, ведь гитара – это огромный простор для творчества. Ваш ребенок сможет играть классические произведения и любимые песни, а после освоения акустики вполне — попробовать себя в качестве рок-гитариста (хотя для этого придется приобрести электрогитару и пару-тройку базовых «примочек» для нее).
Еще один плюс гитары в том, что обучаться играть на ней легко как детям, так и взрослым, причем как в музыкальной школе, так и по интернету (хотя онлайн-вариант, конечно же, стоит оставить для детей от 12 лет, но в экстренных случаях, когда малыш не может посетить педагога, эта возможность вполне подойдет).
Начать уроки игры на гитаре можно, уже с 5 лет, ведь занятия развивают мелкую моторику.
А вообще, какой бы инструмент вы ни выбрали, главное, чтобы ваш малыш был счастлив и с каждым днем раскрывал свой талант!
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Ученые призывают музыкантов уделять больше внимания гигиене инструментов
Игра на тромбоне, саксофоне, волынке может навредить легким, предупреждают британские ученые и советуют музыкантам более тщательно чистить духовые инструменты.
Врачи описывают в медицинском журнале Thorax редкий случай 61-летнего пациента, который умер от болезни, вызванной плесенью, бактериями и грибками, которые размножились в мехах его волынки.
Известны еще несколько задокументированных случаев заболеваний музыкантов, игравших на саксофоне и тромбоне. К счастью, тогда жизни пациентов удалось спасти.
Ученые советуют музыкантам обратить внимание на такие симптомы, как кашель или одышка, и подумать, не связаны ли они с его профессиональной деятельностью.
Врачи настоятельно рекомендуют музыкантам уделять гигиене своих инструментов особое внимание.
Чтобы предотвратить развитие болезнетворных микроорганизмов необходимо регулярно чистить музыкальные инструменты.
Правообладатель иллюстрации
SPL
Image caption
В духовых инструментах создается среда, благоприятная для развития опасных микроорганизмов
Болезнь с каждым вдохом
Заболевание, которое описывают врачи, развивается, когда иммунная система организма начинает работать на пределе своих возможностей.
Болезнетворные микроорганизмы, вдыхаемые из музыкального инструмента, вызывают воспаление, которое при отсутствии лечения оставляют рубцы на легких.
Врачи больницы в Уайтеншо в Манчестере предполагают, что в случае с умершим мужчиной своеобразным инкубатором опасных бактерий были меха волынки.
Скончавшийся пациент был большим любителем поиграть на волынке и репетировал ежедневно.
Мужчина чувствовал недомогание в течение нескольких лет. Исключение составляли лишь те периоды, когда он уезжал в командировку или отпуск и не брал волынку с собой.
Врачи направили волынку в лабораторию, чтобы проверить свои догадки.
Анализ показал, что меха инструмента были заполнены плесенью и грибком, которые хорошо развиваются во влажном микроклимате.
Легким пациента был нанесен непоправимый ущерб. Состояние мужчины резко ухудшилось, в течение нескольких недель он скончался.
Правообладатель иллюстрации
Thinkstock
Image caption
Специалисты советуют промывать трубы волынки не реже одного раза каждые полгода
«Если диагностировать проблемы на ранней стадии и убрать первопричину заболевания, то можно дать положительный прогноз лечения», — говорит доктор Дженни Кинг из больницы Уайтеншо.
«Микроорганизмы, о которых идет речь, содержатся и в воздухе, но их концентрация мала, поэтому они не вызывают проблем. Похожие заболевания легких иногда встречаются у людей, работающих на фермах. Они сталкиваются с большим количеством заплесневелого сена», — продолжает врач.
«Я бы сказал, что чистить деревянные духовые инструменты нужно после каждой репетиции или выступления. Влага оседает в дальних уголках и трещинках, и этого нужно избегать. Влага может повредить дерево, поэтому мы тщательно чистим инструменты», — говорит волынщик Национального центра волынки в Глазго Эндрю Бова.
Музыкант чистит свою волынку при помощи специальных щеточек, а каждые полгода он промывает трубки волынки горячей водой.
«Как мне объяснили, мешок из козьей или овечьей шкуры [составная часть волынки] нужно промывать горячей водой и обеззараживать каждый год. Это помогает убить всех микробов и продлить жизнь инструмента», — говорит волынщик.
«Большинство музыкантов сейчас чаще используют мешки из синтетики. В этом случае мешки нужно расстегивать, чтобы дать им просохнуть», — говорит Бова.
- туба история
- мундштуки
- аксессуары
- оркестр
- методика
- темы
- события
« Назад
02.04.2018 Астма и игра на духовых инструментах
Выбор духового инструмента при астме для многих кажется совершенно неочевидным решением. Оказывается, напротив, эта музыкальная специальность рекомендуется при данном заболевании. Есть ли какие-либо противопоказания для игры на духовых инструментах? Вот об этом пойдет разговор.
Духовые музыкальные инструменты — это семейство музыкальных инструментов, в которых извлечение звука происходит в результате вдувания в них воздушной струи. Их разделяют на деревянные и медные. К деревянно-духовым относят блокфлейту, флейту, гобой, кларнет, фагот, саксофон и многие народные духовые инструменты. К медно-духовым — трубу, валторну, тромбон, альт, тенор, баритон и тубу.
Сфера использования этих инструментов крайне широка: джазовые, духовые, симфонические оркестры, ансамбли различных составов академического, эстрадного, авангардного и других жанров. В настоящее время духовые инструменты часто используются в вокально-инструментальных коллективах различных поп- и рок-направлений.
Польза духовых инструментов при астме
Родители часто приводят своих детей в класс духовых в музыкальных школах ради оздоровления. Большим количеством исследований в разных странах установлено, что систематическая игра на духовых инструментах заметно улучшает самочувствие, уменьшает количество приступов.
Действительно, занятия на духовых инструментах способствуют оздоровлению системы дыхания. При игре на этих инструментах создается сопротивление воздуху, который выдыхается. Это помогает легочным альвеолам максимально раскрываться, что несет за собой улучшение газообмена в организме и развитию легочной ткани.
Программа обучения игре на любых духовых инструментах обязательно включает в себя специальные упражнения, которые обучают абдоминальному дыханию. Это такой способ дыхания, при котором вдох осуществляется диафрагмой, а выдох — брюшной полостью. Владение техникой брюшного дыхания полезно любому человеку: она позволяет расслабить мышцы, давящие на диафрагму и улучшить кровообращение. Кстати, это даже помогает снять напряжение в стрессовой ситуации.
Мнение врачей о занятиях на духовых инструментах
Пациентам с легочными болезнями врачи рекомендуют занятия на духовых инструментах в качестве дополнения к основному лечению и поддержки ремиссии в будущем. Это очень хорошая дыхательная гимнастика для легких. Однако, перед тем как повести ребенка в музыкальную школу, необходима обязательная консультация врача-пульмонолога, чтобы исключить противопоказания.
Самую большую нагрузку при игре на духовых инструментах испытывают легкие. При этом легочная ткань максимально растягивается, что недопустимо при некоторых заболеваниях. Внимательно изучите противопоказания: перенесенный рахит 2, 3 степени, многократные воспаления легких, грыжа брюшной полости, паховая или пахово-мошоночная грыжа, болезни сердечно-сосудистой системы, гипертонические болезни, эмфизема легких.
Когда начинать обучение на духовых инструментах
Общепринятые возрастные рекомендации таковы:
- с 3-4 лет – блокфлейта;
- с 9-10 лет – флейта, гобой;
- с 10-11 лет – кларнет, начинающий этап обучения — кларнет ми-бемоль (es);
- с 11-12 лет – саксофон, альт, тенор, баритон, труба;
- с 12-13 лет – валторна, туба;
- с 14 лет – фагот, тромбон;
Обычно до перехода на основной духовой инструмент проводится обучение на блокфлейте, а до того – подготовительные или развивающие занятия музыкой.
Надеюсь, что эта статья поможет вам в выборе музыкальной специальности, учитывая особенности вашего ребенка.
В научном мире существует огромное количество доказательств пользы музыкальной деятельности. Игра на музыкальных инструментах выгодна как для ваших умственных способностей, так и для физического благосостояния. И это не зависит от вашего возраста или уровня мастерства. По сути, музыкальная импровизация – это форма когнитивной тренировки. Это поможет вам снизить стресс и артериальное давление, а значит, предотвратить депрессию. Польза музицирования распространяется и на глубокую старость, спасая людей от деменции.
Повышение когнитивных способностей
Сотрудники медицинского центра Канзасского университета пришли к выводу, что музыканты лучше справляются с когнитивными тестами. Если регулярно играть на любом инструменте, значительно улучшается работа обоих полушарий головного мозга. Даже если вы так и не освоили фортепьяно, никто не помешает вам сесть за барабанную установку.
Улучшение координации движений
Музыканты на протяжении большого отрезка времени заняты синхронизацией нот и звукоизвлечения. Это может принести вам пользу, если вы захотите сыграть с друзьями в баскетбол или любой другой вид спорта, требующий координации рук и глаз.
Это улучшает настроение
Исследования показывают, что написание музыки снижает уровень стресса и подавляет выработку гормона кортизола. Воспроизведение мелодии также может повысить ваше настроение, являясь прекрасной формой эмоциональной разрядки. Посредством музыки вы можете выражать печаль, боль утраты или счастье.
Помощь в навыках чтения
Во время концерта музыкант занят чтением нот и воспроизведением композиции одновременно. Можете считать партитуру хорошей тренировкой в улучшении навыков чтения и восприятия.
Улучшение дыхательной системы
Если вы играете на духовых инструментах, благодарите свои предпочтения за хорошую тренировку легких. Флейта, кларнет или саксофон требуют отточенных навыков дыхания. Звукоизвлечение происходит благодаря колебаниям воздуха, что вы создаете своим ртом.
Умение слушать
Умение слушать у музыкантов развито почти на интуитивном уровне. Только так вы узнаете, что не попали в ноты. Но если говорить о навыках аудирования в целом, можно отметить его пользу в построении гармоничных социальных отношений.
Достижение цели
Когда вы изучаете новое произведение, это может быть трудоемким и сложным процессом. Но в конце пути, преодолев все сложности и оставив позади многочасовые репетиции, вы освоите изучение, и вас переполнит гордость. То же самое касается и освоения навыков игры на одном из сложных инструментов. Поначалу все эти гаммы будут казаться вам чрезвычайно нудным занятием, но затем вы поблагодарите свою волю, и получите мощный импульс для поднятия самооценки.
Повышение концентрации
Длительный процесс обучения позволит вам научиться грамотно распоряжаться своим временем. Ну а навыки тайм-менеджмента пригодятся вам для выполнения повседневных обязанностей.
Помощь в лечении болезни Альцгеймера
Пациенты с болезнью Альцгеймера, прослушивающие музыкальные композиции или участвующие в музицировании, получают психическое возбуждение, которое способствует улучшению памяти. В одном из научных исследований ученые пришли к выводу, что ноты являются более яркими воспоминаниями, чем слова.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
Особенности дыхания при игре на саксофоне
Этот пост я долго обдумывал и настраивался. Не так просто объяснить правильное дыхание при игре на альт- и тенор — саксофоне, используя буквы, слова и компьютер. Саксофон так же как и другие духовые инструменты ( труба, тромбон, кларнет ) звучит только тогда, когда в него дуешь. Этим он и отличается от других музыкальных инструментов ( гитара, фортепиано, гусли ).
Особенности дыхания при игре на саксофоне
Дыхание и саксофон
Дыхание при игре на саксофоне
Начнём с обычного дыхания. Оно состоит собственно из вдоха и выдоха. Причём по времени вдох и выдох примерно одинаковы. Дальше я буду рассказывать вам о диафрагмальном ( брюшном ) дыхании, которое используют саксофонисты. Что такое диафрагма человека? Диафрагма — это мышца, которая разделяет грудную и брюшную полость. При обычном дыхании диафрагма практически не работает. Соответственно эта мышца не совсем развита. И задача упражнений на дыхание — развить эту самую мышцу.
Начнём со вдоха. Особенность брюшного дыхания, используемого при игре на саксофоне, заключается в следующем — очень короткий и быстрый вдох ( доли секунды ) и медленный выдох с определённым напором напором в маленькое отверстие ( расстояние между тростью и мундштуком ). Причём за короткий вдох необходимо » взять » максимальное количество воздуха. Добиться этого можно, овладев именно диафрагмальным дыханием. В чём его особенность? Воздух » берётся » не в верхнюю часть лёгких, а в нижнюю. При этом интенсивно работает диафрагма.Воздух как бы пропускается мимо верхней части лёгких — вниз живота. Показать всегда легче, чем описать. Но у нас же 21 — ый век. Не беда. Я дополнительно сниму видеоролик, чтоб упростить вам задачу. Про себя могу сказать, что в повседневной жизни я дышу именно таким дыханием. Издержки профессии. Идём дальше. Чтобы освоить диафрагмальное дыхание необходимо не больше месяца. И делается это параллельно занятиям на альт — или тенор — саксофоне. Главное, что правильно освоив это дыхание ( см. в. упражнения ) вы будете дышать на » автомате «, взяв в руки саксофон. Ведь когда берёшь в руки саксофон и начинаешь заниматься думать о дыхании некогда. Надо думать о музыке. Поэтому отнеситесь серьёзно к подразделу » Упражнения «. Кроме того я выпущу видеоролик » Секреты саксофона «, где я покажу вам как быстро и эффективно освоить диафрагмальное дыхание. Не надо бояться. Ничего сложного ( кроме названия » диафрагмальное » ) в этом нет. Какие же цели преследуем мы, пользуясь именно таким особенным дыханием.
Цель постановки дыхания
Главная цель — это правильное звукоизвлечение, т. е. соединение поставленного дыхания с правильно поставленным амбушюром. А правильное звукоизвлечение на саксофоне позволит вам владеть инструментом в полной мере. Т. е. владеть прежде всего полноценным и достойным звуком, а также решить проблемы с техникой исполнения ( это касается пальцев ). И самое главное — грамотно управлять строем. Сталкиваясь с незнакомыми мне учениками ( юными,да и не только, саксофонистами ) я всегда обращаю внимание на постановку дыхания. Хотя мне по их звуку как правило всё уже ясно. Нынешние » репетиторы » ( каждый второй студент музыкального колледжа или консерватории ) не придают должного внимания особому дыханию. За этим надо постоянно следить во время занятий, пока у ученика окончательно не сформируется привычка дышать как положено. Я ни в коем случае не хочу сказать, что все репетиторы именно так относятся к обучению игре на саксофоне. Но экземпляры встречаются. Деньги их как правило интересуют больше, чем ученик.
Поставленное правильно дыхание, в дальнейшем даёт возможность работать над особым приёмом — вибрато на саксофоне. Вибрато в свою очередь придаёт звуку на саксофоне индивидуальность и насыщенность. В общем главный результат правильно поставленного дыхания — это правильное звукоизвлечение и красивый в итоге звук. Причём красивый звук можно извлечь не обязательно из дорогого мундштука или саксофона. Правильное диафрогмальное дыхание — основа основ любого «духовика «, а особенно вокалиста ( ну вокалистов пока оставим в покое ).
Работа над дыханием непростая, но нужная. Для этого и существуют определённые упражнения без саксофона. Кроме того я опубликовал пост и видео Секреты саксофона , где я показываю одно простое упражнение, которое позволит освоить диафрагмальное дыхание за 10 мин. Но упражнения следующего раздела делать надо ОБЯЗАТЕЛЬНО!
Упражнения на дыхание для игры на саксофоне
Вот мы и подошли к самому главному — непосредственному выполнению. Пришло время на себе узнать, что такое брюшное дыхание и «с чем его едят «. Не надо бояться. Надо браться и делать. Тем более, что ничего сложного в этом нет. Ведь как — то овладели этим дыханием тысячи музыкантов. А они между прочим начинали так же как и вы! Возможно не получится с первого раза и даже с пятого. Но с десятого получится точно. Я гарантирую. Тем более будет видеоролик на эту тему.
И так начнём. Исходное положение : ноги на ширине плечь, стоим ровно и расслабленно. Одна рука опущена вниз, вторую кладём на живот для контролирования всего процесса ( вдох — выдох ). Губы должны быть в положении ,которое я опишу в разделе, посвящённому амбушюру( губной аппарат ). Хочу сразу сказать,что вдох и выдох делается только «ротом » ( так шутил мой педагог по специальности ). Ведь насморк не повод, чтобы отказаться от занятий.
Делаем медленный глубокий вдох. Как я уже говорил выше, как бы пропускаем воздух мимо верхней части лёгких дальше вниз. Первый признак того, что упражнение » не пошло » — начинают подниматься плечи. Поднялись плечи — останавливаемся и начинаем следующую попытку. Может получится сразу, а может нет. Но всё — равно получится. Куда оно денется! Дети в этой фазе упражнения начинают хитрить и мышцами спины удерживать плечи на месте. Но как говорят в Одессе : » Такие дрова тут не горят ». Всё тело должно быть расслаблено. Работает только диафрагма. Можете считать, что упражнение на вдох получилось, когда живот » надувается «, а рука на нём немного приподнялась. Ура! Получилось. Кстати такие моменты надо запоминать, чтобы ещё раз правильно повторить.
Теперь переходим к самому главному — выдох. Он несколько сложней , чем вдох. Чтобы почувствовать опору на диафрагму при выдохе, я рекомендую вообще закрыть рот , задержать дыхание на 2 — 3 сек. и при абсолютно сомкнутых губах сделать выдох. Вы почувствуете в районе живота некоторое напряжение. Вот это и есть опора на диафрагму. Значит верной дорогой идёшь товарищ саксофонист. После 2 — 3 сек. начинаем выдох » ротом ». Губы немного размыкаем ( см. раздел посвящённый амбушюру ). Выдох делаем медленный — это контролирует рука. Если вы вытолкнули воздух животом ( живот сразу втянулся ), то выдох сделан неверно. Начинаем сначала. Но вдох у вас уже получился и это радует. Вдох — выдох. Занимает это всего секунд 10. Объясняю я это упражнение за 5 мин. мин. Поэтому смотрите моё видео. Большую часть воздуха мы выдохнули, и лишь в конце остаток воздуха в лёгких мы выдыхаем с помощью живота, т. е. постепенно втягиваем. Если всё получилось ,то мы идём дальше. Как в тот лес, где больше дров. Постепенно и не торопясь вы ускоряете вдох ( т.е. делаете его более короткий ). И замедляете выдох ( т. е. делаете его более продолжительный ). Вот в общем — то и всё. Всё, о чём я писал выше, надо делать спокойно, расслаблено, но сосредоточенно. Слушайте своё тело. А то у учеников при исполнении этого упражнения такой умный вид, будто в космос вот — вот полетим.
Скажу немного о немаловажных деталях при обучении на саксофоне.
- Ни в коем случае нельзя делать упражнения на голодный желудок. Необходимо хотя бы немного перекусить. Это касается и занятий на саксофоне.
- Не рекомендую также употреблять перед занятиями тазик пельменей. Вдохнуть не сможете.
- Упражнения необходимо делать перед зеркалом. В нём видны ошибки ( поднятые плечи ), так и правильно выполненные попытки. Вообще для саксофонистов зеркало является хорошим помощником ( всегда видно как стоишь, ровно или нет, как повёрнута голова, в каком положении пальцы ).
- Не надо упражнению на дыхание посвящать 30 мин. или 1 час. Сделали 5 — 10 раз вдох — выдох и достаточно. В течении дня повторили 3 — 4 раза.
- Может закружиться голова. Обычно такое бывает при выдохе. Сели и расслабились.
- Появились боли в районе живота — сразу останавливаемся и отдыхаем до следующего дня. Особенно это касается детей. Любят они не подать виду что им больно. Не нужны такие подвиги ( об этом я кстати говорю на первом же занятии по саксофону ).
- Были у меня кстати ученики с астмой и др. лёгочными заболеваниями. Я конечно не доктор, но после 6 месяцев занятий на саксофоне про болезни лёгких дети забывают.
- Не надейтесь, что «само придёт» ( дыхание ). Проверено — не придёт. Дыханием надо заниматься.
Всё, о чём я писал выше, на самом деле просто. Вы поймёте это после недели занятий. Поможет вам в этом моё видео.