Противопоказания для педагогической деятельности
В связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности (ее социально-общественной важностью, необходимостью повышенной ответственности и значительными психоэмоциональными нагрузками) законодательно установлены дополнительные требования, которым должны соответствовать лица, допускаемые к педагогической работе, а также связанные с этим необходимые ограничения (ч. 2 ст. 331 ТК РФ).
Первое ограничение– лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда.
Статья 47 УК РФ подробно регламентирует этот вид наказания. Она предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители ОУ в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.
В соответствии с п. 19 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (утв. постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках») лицам, лишенным приговором суда права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и не отбывшим наказание, при прекращении трудового договора по соответствующему основанию в трудовую книжку вносится запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность они лишены права занимать (какой деятельностью лишены права заниматься).
Второе ограничение– наличие судимости, уголовного преследования (за исключением прекращения уголовного преследования по реабилитирующим основаниям) за преступления: убийство, убийство матерью новорожденного ребенка, доведение до самоубийства, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, истязание, угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью, принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации, заражение венерической болезнью, заражение ВИЧ-инфекцией, оставление в опасности, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, понуждение к действиям сексуального характера, половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, развратные действия, вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления, вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, торговля несовершеннолетними, подмена ребенка, незаконное усыновление (удочерение), разглашение тайны усыновления (удочерения), кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, хищение предметов, имеющих особую ценность, коммерческий подкуп, терроризм, захват заложника, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, бандитизм, организация преступного сообщества (преступной организации), угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, массовые беспорядки, хулиганство, вандализм, пиратство, незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ, хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ, склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ, незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества, организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ, вовлечение в занятие проституцией, организация или содержание притонов для занятий проституцией, незаконное распространение порнографических материалов или предметов, уничтожение или повреждение памятников истории и культуры, надругательство над телами умерших и местами их захоронения, жестокое обращение с животными, государственная измена, диверсия, возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, разглашение государственной тайны, получение взятки, дача взятки, служебный подлог, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным Флагом Российской Федерации.
Третье ограничение– наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4, 5 ст. 15 УК РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями – умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.
Четвертое ограничение– признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.
Пятое ограничение– наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями (в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально).
Периодичность освидетельствований установлена не реже одного раза в пять лет для работников учебно-воспитательных и дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов и интернатов при школах и других учреждений для детей, а также для работы в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем психиатрических противопоказаний.
Педагогические работники обязаны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, которые осуществляются за счет средств учредителя. Так, к примеру, в п. 4.3 Перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), к числу вредных и (или) опасных производственных факторов трудового процесса отнесено перенапряжение голосового аппарата, обусловленное профессиональной деятельностью.
Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22); работы в дошкольных образовательных организациях, домах ребенка, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (лиц, их заменяющих), образовательных организациях интернатного типа, оздоровительных образовательных организациях, в т. ч. санаторного типа, детских санаториях, круглогодичных лагерях отдыха (п. 24).
Медицинские противопоказания к осуществлению педагогической деятельности выявляются в результате медицинского осмотра (обследования). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.
Дата добавления: 2016-11-18; просмотров: 40011 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Перечень требований к личности учителя в современных реалиях
Противопоказания к педагогической деятельности
Личностные социально-профессиональные ориентиры
Гуманистическая составляющая личности преподавателя
Познавательная составляющая личности преподавателя
Рассматривая любой вид профессиональной деятельности, можно заметить, что к нему есть ряд требований, главным из которых является проявление высокого профессионализма. Роль учителя крайне важна в жизни каждого человека, поэтому к его личности выдвигаются повышенные требования. Об этом писали многие известные педагоги.
Перечень требований к личности учителя в современных реалиях
Основа данного списка неоднократно приводилась в книгах по истории педагогики. Развитие общественных отношений привело к тому, что он был расширен, а сами требования ужесточились. Современный учитель должен:
• Быть корректным в общении, отличаться гибкостью ума и любознательностью, обладать чувством юмора, быть доброжелательным по отношению к окружающим, терпеливым, воспитанным, проявляющим мудрость, уважаемым коллегами и учащимися, иметь хорошо поставленную речь.
• Обладать повышенной работоспособностью, уметь сосредотачивать внимание на важных вещах, быть устойчивым к раздражающим факторам, отличаться спокойствием, уметь быстро восстанавливать собственные силы.
• Быть сдержанным, уравновешенным, собранным, уметь четко излагать свои мысли.
• Обладать способностью быстро переключаться между различными видами деятельности, легко адаптироваться к изменению условий, уметь устанавливать деловые контакты и естественно себя вести в обществе плохо знакомых людей.
Противопоказания к педагогической деятельности
Профессия учителя подойдет далеко не каждому. Отказаться от ее получения следует людям, которые:
• Обладают низкоуровневыми убеждениями и идеалами;
• Являются эгоистичными и корыстолюбивыми;
• Равнодушно относятся к детям;
• Имеют низкий уровень развития интеллекта;
• Отличаются слабой силой воли, безынициативны, вспыльчивы;
• Являются носителями определенных психических заболеваний;
• Имеют нарушения в работе опорно-двигательной системы;
• Имеют ярко выраженные дефекты речи или слуха.
Все перечисленные выше противопоказания выявляются на стадии профессионального отбора.
Рассмотрение учителя как субъекта профессиональной деятельности
Такое понятие, как высококомпетентный труд, подразумевает под собой ведение педагогической деятельности на высочайшем уровне, что предполагает наличие тесного общения между коллегами, реализацию личностных особенностей учителя, достижение высоких результатов в образовательно-воспитательном процессе.
Учитель в качестве субъекта должен:
• Обладать необходимыми психофизиологическими свойствами, т. е. Иметь природные задатки к выбранной профессии;
• Быть направленной личностью;
• Обладать необходимым уровнем знаний.
Педагог, являющийся настоящим профессионалом своего дела, должен придерживаться четко очерченной профессиональной позиции. Это будет способствовать его выражению в качестве субъекта, выбранного вида деятельности.
Позиция, занимаемая учителем, может быть разделена на две составляющих. Первая из них – это профессиональная позиция, вторая – социальная. Последняя позиция формируется на основе взглядов педагога, его личностных ценностей и идеалов, выделение которых произошло еще в детско-юношеском возрасте. Что же касается профессиональной позиции, то на нее оказывается влияние рабочих установок и индивидуальных особенностей личности, которыми являются характер и тип темперамента.
В процессе рассмотрения данного вопроса можно выделить два понятия. Первое из них – это «педагогический талант», представляющий собой наличие у индивидуума природных способностей, которые позволяют ему успешно заниматься педагогической деятельностью. Второе понятие – «педагогическая квалификация». Она базируется на уровне подготовки человека к тому, чтобы работать учителем. Это значит, что у него есть соответствующее образование, все необходимые умения и навыки. Благодаря всему, что написано выше, не составит труда сделать вывод, что стать настоящим профессионалом своего дела в области педагогики можно только при условии наличия врожденного таланта к данной области, который гармонично дополнен полученными знаниями.
Личностные социально-профессиональные ориентиры
В процессе формирования профессиональной направленности личности преподавателя на нее оказывается влияние со стороны множества факторов. Это ценности педагогической деятельности, гуманистические установки, связанные с выбранной профессией, развитие рефлексии и ряда других способностей. Их учет позволяет построить конструктивный диалог с окружающими и успешно взаимодействовать с ними.
Учитель, личность которого педагогически направлена, испытывает неподдельный интерес к работе. Ему доставляет удовольствие общение с учениками, он творчески подходит к выполнению своих прямых обязанностей, занимается самообразованием и стремится всячески повысить уровень квалификации. Такой преподаватель не мыслит своей жизни без процесса профессионального самопознания, который требует осознания педагогом существующих правил и норм, формирования рабочего кредо, создания некого эталона в профессиональном плане и соотношения себя с ним. Также, учитель, будучи педагогически направленной личностью, обязан производить оценку собственной деятельности и деятельности коллег. Это необходимо для повышения уровня эффективности воспитательно-образовательного процесса.
Гуманистическая составляющая личности преподавателя
Наличие педагогической направленной в личности учителя свидетельствует о том, что он стремится либо самоутвердиться в профессиональном плане, либо желает создать для учащихся такие условия, в которых они могли бы всесторонне развиваться. Если преподавателем выбирается последний вариант, то это говорит о том, что его личность обладает гуманистической составляющей. Это значит, что педагог превыше всего ставит человеческую личность, признает ее право на всестороннее развитие и готов всячески этому способствовать.
Учитель, отличающийся гуманностью, проявляет человеколюбие и человечность по отношению к окружающим. Он всегда уважает тех, с кем ему приходится общаться. В педагогической деятельности гуманистическая направленность подчеркивает то, что преподаватель всегда учитывает интересы детей. Это приводит к тому, что в момент реализации профессиональных целей он руководствуется принципами личностно-ориентированной педагогики, т. е. создает оптимальные условия для развития личности. Что касается формирования гуманистической направленности, то данный процесс зависит от системы ценностей педагога.
Познавательная составляющая личности преподавателя
Рассматриваемая в заданном ключе познавательная направленность представляет собой культуру мыслительной деятельности учителя, о которой свидетельствует наличие диалектичности. Последняя дает возможность выявлять противоречия среди составляющих педагогических явлений. Подобное отношение к вещам позволяет преподавателю представлять педагогическую деятельность в виде процесса, внутри которого ведется борьба старого и нового. Ее результатом выступает постоянное развитие. Также учитель понимает, что может оказывать влияние на данный процесс, и занимается этим.
Смотрите также:
Личность в современной педагогической науке
Анкетирование педагогов
Анализ педагогической деятельности
Авторитет педагога истинный и ложный
Äàëåå: Ëåêöèÿ 6. Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî
Ââåðõ: Òåìà II. Ââåäåíèå â
Íàçàä: Ëåêöèÿ 4. Ñîöèàëüíîå íàçíà÷åíèå
Ëåêöèÿ 5. Òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòè ïåäàãîãà. Ñïåöèôèêà âçàèìîäåéñòâèÿ ïåäàãîãà ñ ó÷àñòíèêàìè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà
Îáùåñòâåííàÿ çíà÷èìîñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî òðóäà îïðåäåëÿåò âûñîêèå
òðåáîâàíèÿ ê ëè÷íîñòè ó÷èòåëÿ. Åùå ñ äðåâíåéøèõ âðåìåí îáùåñòâî âðó÷àëî
ñâîå áóäóùåå — äåòåé — ñàìûì îïûòíûì, ìóäðûì, âûñîêîíðàâñòâåííûì ëþäÿì.
Âûñîêèé ìîðàëüíûé îáëèê — íåîáõîäèìîå êà÷åñòâî ëè÷íîñòè ó÷èòåëÿ,
òàê êàê ó÷èòåëü åæåäíåâíî äàåò óðîêè íðàâñòâåííîñòè ñâîèì âîñïèòàííèêàì.
Ñëåäîâàòåëüíî, öèíèê, ìîðàëüíî íå÷èñòîïëîòíûé ÷åëîâåê íå äîëæåí áûòü
ó÷èòåëåì. «Âëèÿíèå ëè÷íîñòè âîñïèòàòåëÿ íà ìîëîäóþ äóøó ñîñòàâëÿåò òó âîñïèòàòåëüíóþ ñèëó, êîòîðóþ íåëüçÿ çàìåíèòü íè ó÷åáíèêàìè, íè ìîðàëüíûìè ñåíòåíöèÿìè, íè ñèñòåìîé íàêàçàíèé è ïîîùðåíèé», — ïîä÷åðêèâàë Ê. Ä. Óøèíñêèé.
Íåîáõîäèìûé àðñåíàë êà÷åñòâ ëè÷íîñòè ó÷èòåëÿ — îòâåòñòâåííîñòü,
äîáðîñîâåñòíîñòü, òðóäîëþáèå, ïåäàãîãè÷åñêàÿ ñïðàâåäëèâîñòü (íðàâñòâåííîå
êà÷åñòâî ïåäàãîãà è îöåíêà ìåðû åãî âîçäåéñòâèÿ íà ó÷àùèõñÿ, ñîîòâåòñòâóþùàÿ
èõ ðåàëüíûì çàñëóãàì ïåðåä êîëëåêòèâîì). Ó÷èòåëü, ïðåæäå âñåãî, ñàì
îöåíèâàåò ñâîþ äåÿòåëüíîñòü è åå ðåçóëüòàòû, ïîýòîìó î÷åíü âàæíî, ÷òîáû ýòà
îöåíêà áûëà áåñïðèñòðàñòíîé, îáúåêòèâíîé. Ïî ñëîâàì ß. À. Êîìåíñêîãî,
«ó÷èòåëÿìè äîëæíû áûòü ëþäè…÷åñòíûå, äåÿòåëüíûå è òðóäîëþáèâûå; íå òîëüêî äëÿ âèäà, íî è íà ñàìîì äåëå îíè äîëæíû áûòü æèâûìè îáðàçöàìè äîáðîäåòåëåé, êîòîðûå îíè äîëæíû ïðèâèâàòü äðóãèì».
Èç âñåõ íðàâñòâåííûõ êà÷åñòâ ñóùåñòâåííåé âñåãî äëÿ ó÷èòåëÿ —
ëþáîâü ê äåòÿì. Ýòî òðåáîâàíèå ê ëè÷íîñòè ó÷èòåëÿ ìîæíî íàéòè â òðóäàõ
êàæäîãî âûäàþùåãîñÿ ïåäàãîãà, îäíàêî, ëó÷øå âñåãî îá ýòîì ñêàçàë ïåäàãîã
Â. À. Ñóõîìëèíñêèé: «×òî çíà÷èò õîðîøèé ó÷èòåëü? Ýòî, ïðåæäå âñåãî ÷åëîâåê, êîòîðûé ëþáèò äåòåé, íàõîäèò ðàäîñòü â îáùåíèè ñ íèìè, âåðèò â òî, ÷òî êàæäûé ðåáåíîê ìîæåò ñòàòü õîðîøèì ÷åëîâåêîì, óìååò äðóæèòü ñ äåòüìè, ïðèíèìàåò áëèçêî ê ñåðäöó äåòñêèå ðàäîñòè è ãîðåñòè, çíàåò äóøó ðåáåíêà, íèêîãäà íå çàáûâàåò, ÷òî è ñàì îí áûë ðåáåíêîì».
Îäíà ëþáîâü ê äåòÿì åùå íå îïðåäåëÿåò óñïåøíîñòè ïåäàãîãè÷åñêîé
äåÿòåëüíîñòè. Íóæíû îïðåäåëåííûå êà÷åñòâà ëè÷íîñòè, êîòîðûå îáåñïå÷èâàþò
óñïåõ â ïåäàãîãè÷åñêîì òðóäå — ïåäàãîãè÷åñêèå
ñïîñîáíîñòè.
Òàáëèöà 8
Êîìïëåêñ ïåäàãîãè÷åñêèõ ñïîñîáíîñòåé (â òðàêòîâêå Í. Â. Êóçüìèíîé) | |
Ãíîñòè÷åñêèå ñïîñîáíîñòè | Ó÷èòåëü äîëæåí óìåòü ó÷èòüñÿ ñàì, ñèñòåìàòèçèðîâàòü èçó÷åííîå, áûòü ñïîñîáíûì ê ïîçíàíèþ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé äåòåé (òåìïåðàìåíòà, õàðàêòåðà, ñïîñîáíîñòåé, ñêëîííîñòåé è äð.), ñâîèõ ñîáñòâåííûõ èíäèâèäóàëüíûõ îñîáåííîñòåé. |
---|---|
Ïðîåêòèðîâî÷íûå ñïîñîáíîñòè | Ó÷èòåëü äîëæåí óìåòü ïðîåêòèðîâàòü ëè÷íîñòü ó÷åíèêà, âîçìîæíîñòè åãî ðàçâèòèÿ, ñâîþ äåÿòåëüíîñòü. |
Êîíñòðóêòèâíûå ñïîñîáíîñòè | Ïðîÿâëÿþòñÿ â óìåíèè äåëàòü ñëîæíîå äîñòóïíûì, ó÷èòûâàòü âîçðàñòíûå è èíäèâèäóàëüíûå ñïîñîáíîñòè ó÷àùèõñÿ â ó÷åáíî-âîñïèòàòåëüíîì ïðîöåññå. |
Êîììóíèêàòèâíûå ñïîñîáíîñòè | Ñâÿçàíû ñ óìåíèÿìè óñòàíàâëèâàòü è ïîääåðæèâàòü êîíòàêòû ñ äåòüìè, äðóãèìè ó÷èòåëÿìè, ðîäèòåëÿìè ó÷àùèõñÿ, ñòðîèòü ïðàâèëüíûå âçàèìîîòíîøåíèÿ ñ íèìè, âûáèðàòü â íóæíûé ìîìåíò öåëåñîîáðàçíûå ìåðû âîçäåéñòâèÿ. |
Îðãàíèçàòîðñêèå ñïîñîáíîñòè | Ó÷èòåëü äîëæåí óìåòü îðãàíèçîâûâàòü äåòåé, âåñòè èõ çà ñîáîé, âêëþ÷àòü â ðàçíîîáðàçíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè, ïîáóæäàòü ê ñàìîâîñïèòàíèþ. |
Ó÷èòåëþ íåîáõîäèìû: òåðïåíèå, âûäåðæêà, íàñòîé÷èâîñòü, îïòèìèçì,
ãóìàíèñòè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü (÷åëîâå÷íîñòü, äîáðîòà, îòçûâ÷èâîñòü,
óâàæåíèå ê ëþäÿì).
Âåñüìà æåëàòåëüíû äëÿ ïåäàãîãà òàêèå êà÷åñòâà, êàê íàëè÷èå ÷óâñòâà
þìîðà; äîïîëíèòåëüíûå âîçìîæíîñòè âîçäåéñòâèÿ íà øêîëüíèêîâ ïîëó÷àåò
ó÷èòåëü, èìåþùèé ñïîñîáíîñòè è óìåíèÿ â êàêîé-ëèáî îáëàñòè:
òåõíèêå, ñïîðòå, ìóçûêå, æèâîïèñè è ò. ä.
Êà÷åñòâî, êîòîðîå îáúåäèíÿåò âñå íàçâàííûå êà÷åñòâà, àêòèâèçèðóåò èõ
ðàçâèòèå — ïðîôåññèîíàëüíàÿ ïåäàãîãè÷åñêàÿ íàïðàâëåííîñòü. Ýòî
ñîâîêóïíîñòü óñòîé÷èâûõ ìîòèâîâ, îðèåíòèðóþùèõ ëè÷íîñòü íà ïåäàãîãè÷åñêóþ
äåÿòåëüíîñòü.
Îòñóòñòâèå èëè ñëàáîå ðàçâèòèå êàêîãî-ëèáî ïðîôåññèîíàëüíî çíà÷èìîãî
êà÷åñòâà ìîæåò áûòü êîìïåíñèðîâàíî ñèëüíûì ðàçâèòèåì äðóãîãî, êðîìå òîãî,
íåäîñòàòî÷íûå êà÷åñòâà ìîæíî è äîëæíî ðàçâèâàòü.
À. Â. Ìóäðèê â ñâîåé êíèãå «Ó÷èòåëü: ìàñòåðñòâî è âäîõíîâåíèå» (1986)
ñîâåòóåò âûáèðàþùèì ïåäàãîãè÷åñêóþ ïðîôåññèþ âîçäåðæàòüñÿ
îò âñòóïëåíèÿ íà ïåäàãîãè÷åñêóþ ñòåçþ:
åñëè ó Âàñ ïëîõîå çäîðîâüå è âðà÷è ñ÷èòàþò, ÷òî îíî íå óëó÷øèòñÿ;
åñëè Âû, íåñìîòðÿ íà äîëãóþ è óïîðíóþ ðàáîòó íàä ñîáîé, îáëàäàåòå ïëîõîé
äèêöèåé;
åñëè, íåñìîòðÿ íà âñå óñèëèÿ, ó Âàñ íå ïîëó÷àåòñÿ óñòàíàâëèâàòü êîíòàêòû ñ
ëþäüìè;
åñëè ëþäè, ìëàäøèå è ñòàðøèå, âûçûâàþò ó Âàñ ñòîéêóþ íåïðèÿçíü èëè ïîñòîÿííî
ðàçäðàæàþò;
åñëè Âàøè òîâàðèùè óòâåðæäàþò, ÷òî Âàì íå õâàòàåò äîáðîòû, ÷òî Âû ÷àñòî
íåñïðàâåäëèâû, ÷òî ó Âàñ òðóäíûé õàðàêòåð.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ïåäàãîãè÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè:
íå ìîæåò áûòü ó÷èòåëåì àìîðàëüíûé ÷åëîâåê, íå èìåþùèé òâåðäûõ óáåæäåíèé;
íåóìåíèå ñäåðæèâàòü ðàçäðàæåíèå, èçëèøíÿÿ ðåçêîñòü â îáðàùåíèè ñ äåòüìè;
ñåðüåçíûå äåôåêòû ðå÷è, õðîíè÷åñêèå çàáîëåâàíèÿ ãîðòàíè, îðãàíîâ ñëóõà è
çðåíèÿ, íàðóøåíèå îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà.
Ñïåöèôèêà âçàèìîäåéñòâèÿ ïåäàãîãà ñ ó÷åíèêàìè, èõ ðîäèòåëÿìè,
êîëëåãàìè ïî ðàáîòå
Ïåäàãîãè÷åñêîå âçàèìîäåéñòâèå — ýòî ñïåöèàëüíî îðãàíèçîâàííûé
ïðîöåññ, íàïðàâëåííûé íà ðåøåíèå âîñïèòàòåëüíûõ çàäà÷. Ñóùíîñòüþ
ïåäàãîãè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ ÿâëÿþòñÿ âçàèìíûå èçìåíåíèÿ âçàèìîäåéñòâóþùèõ
ñòîðîí â ðåçóëüòàòå âçàèìíûõ âîçäåéñòâèé è âëèÿíèé.
Îñíîâíûå õàðàêòåðèñòèêè âçàèìîäåéñòâèÿ: âçàèìîïîçíàíèå;
âçàèìîïîíèìàíèå; âçàèìîîòíîøåíèå; âçàèìíûå äåéñòâèÿ; âçàèìîâëèÿíèå. Âñå
õàðàêòåðèñòèêè âçàèìîñâÿçàíû: ÷åì ëó÷øå çíàþò è ïîíèìàþò äðóã äðóãà
ó÷àñòíèêè ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà (ïåäàãîãè, ó÷àùèåñÿ, ðîäèòåëè), òåì
áîëüøå ó íèõ âîçìîæíîñòåé äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ïîëîæèòåëüíûõ ëè÷íûõ è äåëîâûõ
îòíîøåíèé, äëÿ òîãî, ÷òîáû ïðèéòè ê ñîãëàñèþ, äîãîâîðèòüñÿ î ñîâìåñòíûõ
äåéñòâèÿõ, è â ðåçóëüòàòå óñèëèâàåòñÿ èõ âëèÿíèå äðóã íà äðóãà.
Òèïîëîãèÿ âçàèìîäåéñòâèÿ â òðàêòîâêå Ì. È. Ðîæêîâà è
Ë. Â. Áàéáîðîäîâîé ïðèìåíèìà ê õàðàêòåðèñòèêå âçàèìîäåéñòâèÿ ó÷àñòíèêîâ
ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà íà âñåõ óðîâíÿõ: ó÷èòåëü-ó÷åíèê, ïåäàãîã-ïåäàãîã, ïåäàãîã-ðîäèòåëü è ò. ä.):
Òàáëèöà 9
Òèï âçàèìîäåéñòâèÿ | Õàðàêòåðèñòèêà |
---|---|
Ñîòðóäíè÷åñòâî | Ýòî ñîâìåñòíîå îïðåäåëåíèå öåëåé äåÿòåëüíîñòè, ñîâìåñòíîå ïëàíèðîâàíèå ïðåäñòîÿùåé ðàáîòû, ñîâìåñòíîå ðàñïðåäåëåíèå ñèë, ñîâìåñòíûé êîíòðîëü è îöåíêà ðåçóëüòàòîâ ðàáîòû, ïðîãíîçèðîâàíèå íîâûõ öåëåé è çàäà÷. Ýòî íàèáîëåå ýôôåêòèâíûé òèï âçàèìîäåéñòâèÿ, êîòîðûé õàðàêòåðèçóåòñÿ ãóìàííûìè, äîáðîæåëàòåëüíûìè, äîâåðèòåëüíûìè è äåìîêðàòè÷íûìè âçàèìîîòíîøåíèÿìè, ñîâìåñòíûìè äåéñòâèÿìè. Ïðè ñîòðóäíè÷åñòâå âîçìîæíû ïðîòèâîðå÷èÿ, íî îíè ðàçðåøàþòñÿ íà îñíîâå îáùåãî ñòðåìëåíèÿ ê äîñòèæåíèþ öåëè, íå óùåìëÿþò èíòåðåñîâ âçàèìîäåéñòâóþùèõ ñòîðîí. |
Äèàëîã | Äèàëîã â îòëè÷èå îò ñîòðóäíè÷åñòâà íå ïðåäïîëàãàåò ïîñòàíîâêó îáùåé öåëè ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè, îäíàêî îáëàäàåò áîëüøèì âîñïèòàòåëüíûì ïîòåíöèàëîì: äèàëîã ïîìîãàåò ó÷àñòíèêàì ïåäàãîãè÷åñêîãî ïðîöåññà ëó÷øå óçíàòü äðóã äðóãà, ïîíÿòü è ìûñëåííî âñòàòü íà ïîçèöèþ äðóãîãî ÷åëîâåêà, îáìåíÿòüñÿ ìíåíèÿìè, ïðèéòè ê ñîãëàñèþ. Óñëîâèÿ ýôôåêòèâíîñòè äèàëîãà — îòêðûòîñòü, ýìîöèîíàëüíàÿ íàñûùåííîñòü, îòñóòñòâèå ïðåäâçÿòîñòè. |
Ñîãëàøåíèå |  îñíîâå ñîãëàøåíèÿ ëåæèò äîãîâîðåííîñòü âçàèìîäåéñòâóþùèõ ñòîðîí î èõ ðîëè è ôóíêöèÿõ â òîé èëè èíîé äåÿòåëüíîñòè äëÿ äîñòèæåíèÿ ðåçóëüòàòà ñîâìåñòíîé äåÿòåëüíîñòè. Ñîãëàøåíèå â îòëè÷èå îò ñîòðóäíè÷åñòâà õàðàêòåðèçóåòñÿ íåéòðàëüíûì îòíîøåíèåì ñòîðîí äðóã ê äðóãó. |
Îïåêà | Ýòî çàáîòà îäíîé ñòîðîíû î äðóãîé (ó÷èòåëÿ îá ó÷åíèêàõ), êîãäà îäíè äåéñòâóþò ïî ïðåèìóùåñòâó êàê ïåðåäàò÷èêè, à äðóãèå — êàê ïîòðåáèòåëè ãîòîâîãî îïûòà, òàêèì îáðàçîì, âçàèìîäåéñòâèå íîñèò îäíîñòîðîííèé, îïåêàþùå-ïîòðåáèòåëüñêèé õàðàêòåð, â ðåçóëüòàòå ó øêîëüíèêîâ ìîæåò ñôîðìèðîâàòüñÿ îäíîñòîðîííå-ïîòðåáèòåëüñêàÿ ïîçèöèÿ. |
Ïîäàâëåíèå | Ýòî ïàññèâíîå ïîä÷èíåíèå îäíîé ñòîðîíû äðóãîé, ÷òî ïðîÿâëÿåòñÿ â âèäå îòêðûòûõ, æåñòêèõ óêàçàíèé, òðåáîâàíèé, ÷òî è êàê ñäåëàòü. Âçàèìîäåéñòâèå-ïîäàâëåíèå ïðèâîäèò ê íàïðÿæåííîñòè âî âçàèìîîòíîøåíèÿõ, ôîðìèðóåò ó îäíèõ — ïàññèâíîñòü, ïðèñïîñîáëåíèå, íåóâåðåííîñòü, ó äðóãèõ — äåñïîòè÷íîñòü, àãðåññèþ ïî îòíîøåíèþ ê ëþäÿì. Ïîäàâëåíèå âñåëÿåò â ó÷åíèêîâ ñòðàõ, íåïðèÿçíü ê ïåäàãîãó, ïîýòîìó ó÷èòåëü äîëæåí îòêàçàòüñÿ îò âçàèìîäåéñòâèÿ, îñíîâàííîãî íà ïîäàâëåíèè. |
Èíäèôôåðåíòíîñòü (áåçðàçëè÷èå) | Õàðàêòåðíû íåéòðàëüíûå ôîðìàëüíûå îòíîøåíèÿ. Ãëàâíûé ïóòü ïåðåõîäà ê áîëåå ïëîäîòâîðíûì òèïàì âçàèìîäåéñòâèÿ — âêëþ÷åíèå â ñîâìåñòíóþ òâîð÷åñêóþ äåÿòåëüíîñòü, êîãäà ñîçäàþòñÿ óñëîâèÿ äëÿ ñîâìåñòíûõ ïîëîæèòåëüíûõ ïåðåæèâàíèé. Ýòîò òèï âçàèìîäåéñòâèÿ ìîæåò ïåðåéòè è â êîíôðîíòàöèþ ïðè íåïðàâèëüíîé îðãàíèçàöèè äåÿòåëüíîñòè è îòíîøåíèé. |
Êîíôðîíòàöèÿ | Ýòî ñêðûòàÿ íåïðèÿçíü äðóã ê äðóãó èëè îäíîé ñòîðîíû ïî îòíîøåíèþ ê äðóãîé. Êîíôðîíòàöèÿ ìîæåò áûòü ñëåäñòâèåì íåóäà÷íîãî äèàëîãà, ñîãëàøåíèÿ, ïñèõîëîãè÷åñêîé íåñîâìåñòèìîñòè ëþäåé. Çàäà÷à ïåäàãîãà — íàéòè ñïîñîáû ïåðåõîäà ê äèàëîãó, ñîãëàøåíèþ. |
Îñîáî ñëåäóåò âûäåëèòü òàêîé òèï âçàèìîäåéñòâèÿ, êàê êîíôëèêò, òàê êàê îí ìîæåò ñîïóòñòâîâàòü âñåì äðóãèì òèïàì âçàèìîäåéñòâèÿ è íîñèò, êàê ïðàâèëî, âðåìåííûé õàðàêòåð. Êîíôëèêò — ýòî ñòîëêíîâåíèå ïðîòèâîïîëîæíî íàïðàâëåííûõ öåëåé, èíòåðåñîâ, ïîçèöèé, ìíåíèé èëè âçãëÿäîâ ó÷àñòíèêîâ âçàèìîäåéñòâèÿ. Êîíôëèêò âîçíèêàåò, êîãäà îäíà ñòîðîíà íà÷èíàåò äåéñòâîâàòü, óùåìëÿÿ èíòåðåñû äðóãîé. Êîíôëèêò òðåáóåò îáÿçàòåëüíîãî ðàçðåøåíèÿ. Ðàçðåøåíèå êîíôëèêòà ìîæåò èäòè â ðàçëè÷íûõ íàïðàâëåíèÿõ è ïåðåõîäèòü â êîíôðîíòàöèþ (îòêðûòàÿ áîðüáà çà ñâîè èíòåðåñû), ïîäàâëåíèå (îäíà ñòîðîíà ïîñòóïàåòñÿ ñâîèìè èíòåðåñàìè), ñîãëàøåíèå (âçàèìíûå óñòóïêè), ñîòðóäíè÷åñòâî (ïîèñê ðåøåíèÿ, óäîâëåòâîðÿþùåãî èíòåðåñû âñåõ ñòîðîí). |
Âñå òèïû âçàèìîäåéñòâèÿ âçàèìîñâÿçàíû: áîëüøèå âîñïèòàòåëüíûå
âîçìîæíîñòè èìåþò ñîòðóäíè÷åñòâî è äèàëîã, îäíàêî â êîíêðåòíîé ñèòóàöèè
êòî-òî èç øêîëüíèêîâ ìîæåò íóæäàòüñÿ â îïåêå, ïðîÿâëåíèè âíèìàíèÿ è çàáîòå,
ñ êåì-òî ñëîæèëèñü äåëîâûå îòíîøåíèÿ íà îñíîâå ñîãëàøåíèÿ, à ïî îòíîøåíèþ ê
êîìó-òî îïðàâäàíû â äàííûé ìîìåíò è æåñòêèå òðåáîâàíèÿ, òî åñòü íåîáõîäèìî
ó÷èòûâàòü êîíêðåòíûå óñëîâèÿ ïðè âûáîðå îïòèìàëüíîãî òèïà âçàèìîäåéñòâèÿ.
Âñå ñèñòåìû âçàèìîäåéñòâèÿ (ìåæäó ïåäàãîãàìè è ó÷àùèìèñÿ, ìåæäó
ïåäàãîãàìè è ðîäèòåëÿìè, ìåæäó ó÷èòåëÿìè) âçàèìîñâÿçàíû, âëèÿþò äðóã íà
äðóãà. Îïðåäåëÿþùóþ ðîëü âûïîëíÿåò âçàèìîäåéñòâèå ïåäàãîãîâ è ó÷àùèõñÿ.  òî æå âðåìÿ ñòèëü
îòíîøåíèÿ ïåäàãîãîâ è øêîëüíèêîâ, ïåäàãîãîâ è ðîäèòåëåé çàâèñèò îò õàðàêòåðà
îòíîøåíèé â ïåäàãîãè÷åñêîì êîëëåêòèâå.
Óñïåøíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî âçàèìîäåéñòâèÿ çàâèñèò îò óðîâíÿ
êîììóíèêàòèâíîé êóëüòóðû ïåäàãîãà, îñíîâó êîòîðîé ñîñòàâëÿþò
îáùèòåëüíîñòü (óñòîé÷èâîå ñòðåìëåíèå ê êîíòàêòàì ñ ëþäüìè, óìåíèå áûñòðî óñòàíîâèòü
êîíòàêòû) è óðîâåíü íðàâñòâåííîé âîñïèòàííîñòè ïåäàãîãà (ïðîÿâëåíèå òàêòà, âíèìàíèå ê ìíåíèþ è ïðåäëîæåíèþ äðóãîé
ñòîðîíû, óâàæåíèå ïîçèöèè äðóã äðóãà, ñîïåðåæèâàíèå, ñî÷óâñòâèå).
Äàëåå: Ëåêöèÿ 6. Ñóùíîñòü ïåäàãîãè÷åñêîãî
Ââåðõ: Òåìà II. Ââåäåíèå â
Íàçàä: Ëåêöèÿ 4. Ñîöèàëüíîå íàçíà÷åíèå
ßÃÏÓ, Îòäåë îáðàçîâàòåëüíûõ èíôîðìàöèîííûõ òåõíîëîãèé
09.06.2010