Противопоказания для профессии автомеханик
Автомеханик — рабочий, выполняющий ремонт и техническое обслуживание автомобильного транспорта, а также осуществляющий контроль над техническим состоянием автомобилей с помощью диагностического оборудования и приборов, таких как, например, динамометр, автосканер и т. д. По мере развития автомобильного транспорта усиливалась потребность в людях, способных поддерживать автомобили в исправном состоянии. Резкое увеличение количества автомобилей в 30-е годы XX века в связи с изобретением конвейера Генри Фордом обусловило спрос на специалистов по их ремонту. В 50-е годы XX века усложнение конструкции автомобиля и появление сложного диагностического оборудования приводит к специализации автослесарей: моторист, автоэлектрик, маляр, вулканизаторщик и т. д.; возникает необходимость в специалистах широкого профиля, способных координировать работу других автомехаников.
В дореволюционной России автослесарей готовили в ремесленно-промышленных училищах и учебно-показательных мастерских, в советское время получить профессию автослесаря можно было в ПТУ, а автомеханика — в техникуме. На сегодняшний день это одна из наиболее востребованных и высокооплачиваемых рабочих профессий.
Требования к образованию
- начальное профессиональное образование с опытом работы на производстве;
- среднее специальное образование;
- высшее образование.
В работе автомеханика требуется знание ТБ, устройства и принципа работы автомобиля, особенностей оборудования, используемого в работе, свойств обрабатываемых материалов и используемых смазок.
Требования к индивидуальным особенностям
Физическим
- сила и выносливость;
- хорошее зрение и глазомер (линейный и объемный);
- развитая крупная и мелкая моторика;
- мышечная чувствительность.
Психическим
- высокий объём и распределение внимания;
- хорошая память;
- наблюдательность;
- быстрая реакция;
- личностным;
- кропотливость;
- вдумчивость;
- терпеливость;
- дисциплинированность;
- ответственность.
Медицинские противопоказания
- заболевания сердечно-сосудистой системы;
- заболевания органов дыхания;
- заболевания почек мочевыводящих путей;
- затрудняющие движение заболевания опорно-двигательного аппарата;
- заболевания нервной системы;
- пониженное зрение и слух;
- аллергия.
Профессиональные риски
- Наибольший риск представляет производственный травматизм: травмы в связи с падением (либо падением тяжелых предметов), травмы глаз, мускульно-скелетные травмы из-за перенапряжения при подъеме тяжелых предметов, порезы, ожоги, электрошок при работе с неисправным оборудованием. Опасность для здоровья представляет также контакт с излишним шумом, химическое воздействие (выхлопные газы, асбест, свинец, клей, растворители и т. п.) и вибрация от инструмента.
- Автомеханики обычно работают в служебных гаражах, где они могут падать с лестниц, приподнятых платформ и т.д., падать в смотровые ямы, поскальзываться и падать на мокром, скользком или жирном полу.
- Автомеханики могут получить серьезные травмы от неисправного оборудования гаража (домкраты, подъемники и т. д.),движущимися транспортными средствами, тяжелыми деталями, падающими им на ноги, лопающимися шинами и т. д.
- Автомеханики часто передвигают тяжелые детали автомобилей и работают в неудобных позах, которые могут привести к травмам (например, разрыв диска или грыжа) и болям в спине, мешающим двигаться.
- Рабочие места автомехаников содержат много других возможных источников несчастных случаев, например, ожогов, порезов, ударов током и т. д.
Несчастные случаи и травмы
- Падения с лестниц, приподнятых платформ и т. д. и в смотровые ямы
- Падения на ровном полу, особенно на мокром, скользком или жирном полу в гараже
- Травмы из-за падения домкратов и подъемного оборудования, а также падающих с них транспортных средств
- Раздавливание пальцев при падении на ноги тяжелых предметов
- Травмы глаз от мелких частиц и летящих предметов во время шлифования, обработки и т. д.; при работе на оборудовании со сжатым воздухом для чистки и других подобных операций
- Травмы от вращающихся частей машин
- Контакт с микроволновой и радиочастотной радиацией(особенно при заваривании панелей и обивки, сушки краев основных панелей и т. д.)
- Вибрация рук от электроинструментов, вызывающая синдром белого пальца
- Контакт с излишним шумом(более 90 децибел), особенно при кузовных работах и испытаниях мотора
- Накапливающиеся травматические расстройства, включая синдром канала запястья, вызванный долговременной повторяющейся работой
- Опасность нападения (в т.ч. недовольных клиентов) на открытых для публики рабочих местах)
Способы предотвращения несчастных случаев и травм
- Носите специальную обувь с нескользящими подошвами
- Изучите и используйте безопасную технику подъема и передвижения тяжелых и неудобных грузов; используйте при подъеме механические вспомогательные средства
- Носите средства для защиты слуха, соответствующие уровню и типу шума — обратитесь к поставщику или эксперту
- Обучайте работников распознавать и реагировать на угрозы насилия; обеспечьте сигнал тревоги или другие средства для вызова помощи или, при необходимости, сопровождение.
Химический риск
- Контакт с широким спектром промышленных химикатов (см. Приложение), включая тяжелые металлы, содержащиеся в тормозных жидкостях, жидкостях для снятия жира, дезинфицирующих средствах, смазках, жидкостях для очистки металла, красках, горючем, растворителях и т. д., вызывающий разные формы хронического отравления
- Болезни и состояния кожи (различные типы дерматита, повышенная чувствительность кожи, экзема, раздражение от масла и т. д.), вызванные различными химикатами, например: клеями, асбестом, антифризом, тормозными жидкостями, эпоксидными смолами, бензином, маслами, никелем, колофоном и т. д.
- Раздражение глаз, головокружения, тошнота, проблемы с дыханием, головные боли и т. д., вызванные контактом с раздражающими химикатами, их пылями и дымами, например: противодетонационных веществ(например, медилпен тадиенил трикарбонил марганца), кетоновые растворители (например, метил изобутил кетон) и т. д.
- Асбестоз и мезотелиома, вызванные асбестовой пылью от операций очистки и обработки тормозных барабанов.
- Хроническое отравление из-за контакта со свинцом, его пылью и дымами (особенно при починке радиаторов, работе с батареями, сварке, использовании красок и смазки и т. д.).
- Гематологические изменения в результате контакта с растворителями, например, бензолом и его производными, толуолом, ксилолом и т. д.
- Повышенный риск рака из-за вдыхания выхлопных паров дизеля или контакта с некоторыми тяжелыми металлами и их соединениями, асбестом, бензолом и т. д.
- Острое раздражение глаз и слизистой оболочки, головные боли, дыхательные проблемы, теснота в груди из-за вдыхания NOx и вдыхаемых частичек.
- Желудочно-кишечные расстройства из-за случайного или постоянного вдыхания клея.
- Раздражение из-за плохих запахов при работе с некоторыми клеями, основанными на растворителях.
- Выплески коррозивных и реактивных химикатов, которые могут вызвать травмы глаз, кожи и т.д.
Способы защиты от вредного воздействия среды
- Устройство приточно-вытяжной вентиляции.
- Защищайте руки химикатоустойчивыми перчатками; если это непрактично, пользуйтесь защитным кремом.
- Пользуйтесь респираторами.
- Носите соответствующую защиту для глаз; консультируйтесь со специалистом по технике безопасности или поставщиком.
- При сварочных работах носите сварочный шлем со стеклом для защиты от ультрафиолетового излучения.
Физический риск
- Контакт с прямым и отраженным ультрафиолетовым и инфракрасным излучением (особенно при сварке).
- Воздействие высоких и низких температур, особенно в открытых гаражах и во время дорожных работ (использование импровизированного отопления может вызвать пожар и отравление угарным газом).
Биологический риск
- Инфекции в результате зарождения и роста микроорганизмов в некоторых клеях.
Эргономические, психосоциальные и организационные факторы
- Острые мускульно-скелетные травмы (разрывы межпозвоночных дисков, разрывы связок, грыжа и т.д.), вызванные физическим перенапряжением и неправильным сочетанием веса и позы при подъеме и передвижении тяжелых грузов.
- Психологический стресс при работе под давлением времени.
А.Воронин 21 группа
Н.Ф.Голоутдинова Мастер п/о
О.Ю.Лучко преподаватель-организатор ОБЖ
Выводить нормативные документы:
Тип и класс
Профессия слесаря-автомеханика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-автомеханика относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
Описание
Слесарь-автомеханик — это рабочий с техническим образованием, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий, деталей автомобильной техники. Он выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобиля. Появление профессии слесаря-автомеханика тесно связано с развитием автомобильного транспорта.
Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.
Должен знать
устройство и технологию ремонта автомобилей различных марок;
конструктивные особенности автомобилей, их электрических и монтажных схем;
виды, свойства, правила использования смазок, масел, изоляционных материалов;
технические условия, допуски, посадки, классы точности и чистоты обработки;
правила эксплуатации используемого оборудования;
методы выявления и способы устранения неисправностей;
способы восстановления изношенных деталей;
свойства обрабатываемых металлов, основы взаимозаменяемости.
Должен уметь
разбираться в устройстве автомобиля;
устанавливать технический диагноз путем внешнего осмотра;
производить инструментальный контроль и техническую диагностику автомобиля с применением специальных приспособлений и контрольно-измерительных инструментов;
определять уровень сложности неисправности и пути ее устранения;
производить сборку, разборку, ремонт, замену и регулировку механизмов, деталей, соединений, узлов и электрооборудования, с учетом конструктивных особенностей автомобилей различных марок;
проводить испытание исправности деталей и узлов автомобиля.
Индивидуальные способности
аккуратность;
конструкторское воображение;
точная мелкая моторика;
явно выраженная склонность к работе с техникой;
склонность к ручному труду;
физическая выносливость;
способность к концентрации внимания;
высокая эмоциональная устойчивость;
хороший технический слух;
наблюдательность;
развитое техническое мышление.
Медицинские противопоказания
нарушение функций опорно-двигательного аппарата;
хронические заболевания суставов, деформация пальцев рук;
заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертония);
нарушения слуха и зрения (косоглазие, сильная близорукость);
отсутствие физической выносливости (хроническая слабость);
аллергические заболевания;
нервно-психические заболевания;
болезни, связанные с потерей сознания.
Условия труда
Слесари-автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно «стоя» либо лежа под автомобилем.
Слесарь-автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты.
Как правило, слесарь-автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует также указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.
Области применения
на автотранспортных предприятиях;
в автомобильных подразделениях армии и милиции;
в автобусных, троллейбусных, грузовых и легковых таксомоторных парках;
на станциях технического обслуживания и инструментального контроля автомобилей;
в ремонтных мастерских промышленного, железнодорожного и сельскохозяйственного транспорта;
в автомобильном спорте;
в автосервисах;
в автомастерских.
Базовое образование и пути получения профессии
Базовые знания по профессии слесаря-автомеханика можно получить в учреждениях начального и среднего профессионального образования.
В профессию слесаря-автомеханика приходят молодые люди с выраженным интересом к работе с автомототехникой и умелыми руками.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
Перспективы карьерного роста
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Можно переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие:
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
Где обучают
- Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус
- Златоустовский техникум технологии и экономики
- Каслинский промышленно-гуманитарный техникум
- Катав-Ивановский индустриальный техникум
- Копейский политехнический колледж
- Магнитогорский строительно-монтажный техникум
- Магнитогорский технологический колледж
- Миасский машиностроительный колледж
- Первомайский техникум строительных материалов
- Челябинский автотранспортный техникум
- Челябинский государственный промышленно-гуманитарный техникум им.А.В.Яковлева
- Челябинский дорожно-строительный техникум
- Южно-Уральский государственный колледж
- Южно-Уральский многопрофильный колледж
- Южноуральский энергетический техникум
- Юрюзанский технологический техникум
Где требуются
- Daewoo&Chevrolet
- Автолидер, автокомплекс
- Газпром-газораспределение-Челябинск
- Мастер трак сервис
- Промрекультивация
- Российское молоко (Челябинский гормолкомбинат)
- Уральская метелица
- ЧЕРНОВСКОЙ, СХПК
- Шининвест
- Южуралзолото, группа компаний
- Всего вакансий: 10
1. Презентация профессии
Слесарь-автомеханик — это рабочий с техническим образованием, специалист по обработке, сборке и починке металлических изделий, деталей автомобильной техники. Он выполняет операции по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, проводит контроль технического состояния автомобиля. Появление профессии слесаря-автомеханика тесно связано с развитием автомобильного транспорта. В 30-е годы прошлого века Генри Форд изобрел конвейер, в результате чего количество производимых автомобилей резко возросло. Так возник спрос на специалистов, умеющих ремонтировать автомобили, поддерживать их в исправном состоянии. Спустя еще 20 лет произошло серьезное усложнение конструкции автомобиля; параллельно было разработано довольно сложное по тем временам диагностическое оборудование. В результате из профессии универсального рабочего (автослесаря) выделилась группа самостоятельных специальностей: маляр, вулканизаторщик, моторист и в том числе слесарь-автомеханик.
На сегодняшний день в профессии слесаря-автомеханика, в свою очередь, выделяют несколько специальностей: слесарь по ремонту автомобилей, слесарь по ремонту дорожно-строительных машин и тракторов, слесарь по ремонту и обслуживанию перегрузочных машин, слесарь по ремонту путевых машин и механизмов, слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
В наше время ежедневно десятки миллионов легковых и грузовых автомобилей движутся по дорогам России; они перевозят тысячи тонн грузов и сотни тысяч пассажиров. Число автомобилистов растет с каждым годом. Прогресс автомобильного транспорта не стоит на месте. Это значит, что спрос на услуги слесаря-автомеханика устойчивый и будет только увеличиваться.
Преимущества профессии: перспективная, востребованная профессия для настоящих мужчин, с техническим складом ума и умелыми руками; стабильный доход.
Ограничения профессии: физическая нагрузка; «грязная» профессия; работа в неудобной позе; необходимость осваивать все новые методы работы и технические приспособления.
2. Тип и класс профессии
Профессия слесаря-автомеханика относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на монтаж, сборку и наладку, эксплуатацию технических устройств, управление техническими устройствами, ремонт и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуется высокий уровень развития наглядно-образного и пространственного мышления, хорошие двигательные навыки, физическая выносливость, склонности к ручной и технической работе. Необходимы и такие качества, как хорошее зрение и мелкая моторика, оперативность, исполнительность, точность и аккуратность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: цифрами, формулами, таблицами, чертежами, схемами. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление.
Профессия слесаря-автомеханика относится к классу творческих, она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, контролем, планированием, конструированием и проектированием. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.
3. Содержание деятельности
Слесарь-автомеханик ремонтирует грузовые и легковые автомобили, мотоциклы, автобусы. Предметом его труда являются механизмы, узлы и агрегаты самодвижущихся транспортных средств. Он выявляет и устраняет неисправности и дефекты транспортных средств. Деятельность слесаря-автомеханика включает техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, а также контроль технического состояния автомобилей с помощью современного диагностического оборудования и приборов, управление автотранспортом. Слесарь-автомеханик оформляет приемо-сдаточную документацию.
Современные технологии ремонта автотранспорта требуют строгого соблюдения технологических процессов.
Ключевой этап в работе слесаря-автомеханика – техническая диагностика транспортного средства для выявления причин неисправностей, способов и последовательности их устранения, подбора необходимого инструмента, деталей и материалов, определения трудоемкости ремонта.
4. Условия труда
Слесари-автомеханики работают как в помещении (ремонтных предприятий, сервисных автомастерских, автосервиса), так и на открытом воздухе. Рабочая поза чаще всего неудобная, преимущественно «стоя» либо лежа под автомобилем.
Слесарь-автомеханик использует в своей работе специальное оборудование и ручные инструменты.
Как правило, слесарь-автомеханик действует самостоятельно и принимает собственные решения в рамках поставленных задач.
Среди особых условий труда следует также указать повышенную материальную ответственность за дорогостоящие детали импортных автомобилей.
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Слесарю-автомеханику необходимы базовые знания по физике (механика, электромеханика), химии, математике.
Квалифицированный слесарь-автомеханик должен знать:
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве слесаря-автомеханика необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для слесаря-автомеханика:
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути построения карьеры для слесаря-автомеханика.
Специализация и освоение смежных областей
Со временем можно браться за все более сложные и ответственные задачи, повышать уровень своей квалификации, а также осваивать новые специальности в рамках имеющейся профессии.
Либо переобучиться на родственные профессии. Например, повысить образовательный уровень в техническом колледже и перейти на работу в страховую компанию в качестве оценщика ущерба автотранспорту после дорожно-транспортных происшествий.
В дальнейшем при желании можно получить высшее техническое образование. Например, стать бакалавром техники и технологии или инженером.
Управленческое карьерное развитие
Данный карьерный путь предполагает, что со временем уверенный в себе, общительный работник с профессией слесаря-автомеханика может стать главным механиком, бригадиром, техником, то есть начать руководить другими специалистами либо заняться наставничеством. При выборе административного направления карьеры рекомендуется развивать в себе дополнительно управленческие умения, осваивать профессию менеджера. Если Вам ближе вариант наставничества, передачи своего уникального опыта молодежи, полезно развивать в себе педагогические умения, осваивать профессию мастера производственного обучения.
Организация собственного дела
Уже превратившись в настоящего мастера своего дела, имея заслуженный авторитет и постоянных клиентов, работник с профессией автомеханика может решить, что пора начать работать на себя и открыть собственную мастерскую по ремонту автомобилей. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется дополнительно развивать предпринимательские умения, осваивать такие профессии, как предприниматель, менеджер проекта.
11. Родственные профессии
Автомеханик.