Противопоказания для школ закрытого типа
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518
«Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа»
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2014 г.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 26, ст.3177; 2001, N 3, ст.216) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемый перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1999 г. N 1279 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 48, ст.5860).
Председатель Правительства | М.Касьянов |
Москва
11 июля 2002 г.
N 518
Перечень
заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа
(утв. постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518)
С изменениями и дополнениями от:
24 декабря 2014 г.
Класс I. Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
A15-A19 Туберкулез — любая форма активного туберкулеза
B20-B24 Болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ)
А30 Лепра
А50-А53 Сифилис — активная форма
Класс II. Новообразования
C00-C97 Злокачественные новообразования любых локализаций, в том числе злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей
Класс III. Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
D55-D58 Гемолитические анемии — наследственные и приобретенные (тяжелая форма)
D60-D61 Апластические анемии
Класс IV. Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
E22 Гормонально-активные опухоли гипофиза
E24 Синдром Иценко — Кушинга
E27 Хроническая надпочечниковая недостаточность
E84 Кистозный фиброз (муковисцидоз)
Класс V. Психические расстройства и расстройства поведения
F00-F05, F06.0-F06.3, F07.0-F07.99 Органические, включая симптоматические, психические расстройства
F10.22-F10.26, F10.3-F10.9; F11.22-F11.26, F11.3-F11.9; F12.22-F12.26, F12.3-F12.9; F13.22-F13.26, F13.3-F13.9; F14.22-F14.26, F14.3-F14.9; F15.22-F15.26, F15.3-F15.9; F16.22-F16.26, F16.3-F16.9; F18.22-F18.26, F18.3-F18.9; F19.22-F19.26, F19.3-F19.9 Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
F20-F29 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
F30-F39 Аффективные расстройства
F40-F42; F44 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
F71-F79 Умственная отсталость
F84.0-F84.5 Расстройства психологического развития
Класс VI. Болезни нервной системы
G40 Эпилепсия с некупируемыми приступами и деменцией
Класс VII. Болезни глаза и его придаточных аппаратов
H40 Глаукома вторичная (некомпенсированная)
H46 Неврит зрительного нерва
H54.0; H54.3; H54.7 Слепота
Класс VIII. Болезни уха и сосцевидного отростка
H81.0 Нарушение вестибулярной функции
H90.3 Нейросенсорная потеря слуха двусторонняя (тяжелой степени)
Класс IX. Болезни системы кровообращения
I08.3 Сочетанные (ревматические) поражения митрального, аортального и трехстворчатого клапанов
I13.2 Гипертоническая болезнь с преимущественным поражением сердца и почек с сердечной и почечной недостаточностью
I42.0-I42.1 Дилатационная и обструктивная кардиомиопатия
I44.2 Предсердно-желудочковая блокада полная
I47.1 Пароксизмальная наджелудочковая тахикардия с синкопальными состояниями
I48; I49.0; I49.5 Фибрилляция и трепетание предсердий, желудочков, синдром слабости синусового узла (при наличии предсинкопальных или синкопальных состояний)
Класс X. Болезни органов дыхания
J45 Астма — гормонозависимая
J47 Бронхоэктатическая болезнь
Класс XI. Болезни органов пищеварения
K74 Цирроз печени
Класс XIII. Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
М32 Системная красная волчанка
М34 Системный склероз (склеродермия)
Класс XIV. Болезни мочеполовой системы
N03 Хронический нефритический синдром
N04 Нефротический синдром — гормонозависимая форма
N18 Хроническая почечная недостаточность
Класс XVII. Врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хронические нарушения
Q15.0 Врожденная глаукома
Q20.0; Q20.3; Q20.4; Q21.0-Q21.3; Q22.1; Q22.4-Q22.6; Q23.0-Q23.4; Q24.3-Q24.5; Q25.1-Q25.7; Q26.2; Q26.3; Q27.8 Врожденные аномалии (пороки развития) системы кровообращения, сопровождающиеся недостаточностью кровообращения II — А степени, в том числе после коррекции порока
Q56 Неопределенность пола и псевдогермафродитизм
Класс XVIII. Симптомы, признаки и отклонения от нормы, выявленные при клинических и лабораторных исследованиях, не классифицированные в других рубриках
R15 Недержание кала (энкопрез) в сочетании с недержанием мочи (энурез)
Класс XIX. Травмы, отравления и некоторые другие последствия воздействия внешних причин
T90-T98 Последствия травм, отравлений и других воздействий внешних причин, требующие индивидуального ухода за больным
Постановление Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа»
Текст постановления опубликован в «Российской газете» от 17 июля 2002 г. N 129, в Собрании законодательства Российской Федерации от 15 июля 2002 г. N 28 ст. 2873
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2014 г. N 1469
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
В целях оказания методической помощи органам управления образованием субъектов РФ, руководителям специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Министерство образования Российской Федерации сообщает.
1. В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях.
Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518 доведен до сведения органов управления образованием субъектов РФ письмом Минобразования России от 15.08.2002 N 32ю-50-518/28-5).
При приеме несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа необходимо руководствоваться вышеуказанным Перечнем.
При этом следует учитывать, что содержащиеся в Перечне заболевания приведены в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра (МКБ-10). В связи с этим медицинским работникам специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо обращать особое внимание на соответствие диагноза, указываемого в медицинских документах, содержащихся в личных делах несовершеннолетних, поступающих в учреждения закрытого типа, вышеуказанной Международной классификации болезней.
Несовершеннолетние, имеющие заболевания, предусмотренные Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, приему в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не подлежат.
В случае выявления у несовершеннолетнего вышеуказанных заболеваний при поступлении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, в процессе изучения его медицинских документов и(или) проведения медицинского обследования, администрация специального учебно-воспитательного учреждения принимает решение об отказе в приеме несовершеннолетнего в учреждение и предоставляет сопровождающим его лицам официальное заключение о причинах отказа.
В случае выявления у воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа в период пребывания в учреждении заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, администрация учреждения обязана принять меры к выводу воспитанника из учреждения в установленном порядке.
В соответствии со статьей 15 (п.7, подп.4 п.9) Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 111-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и другие законодательные акты Российской Федерации») в указанном случае досрочное прекращение пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения на основании совместного представления администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, по месту нахождения учреждения либо на основании ходатайства несовершеннолетнего, его родителей или законных представителей при наличии заключения администрации учреждения и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2. При организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа необходимо руководствоваться Перечнем медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков, утвержденным Министерством здравоохранения СССР и Государственным комитетом СССР по профессионально-техническому образованию (1985 год).
Наличие у несовершеннолетнего медицинских противопоказаний к обучению профессиям, обучение которым осуществляется в конкретном специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не входящих в Перечень заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518, не может служить основанием для отказа в приеме несовершеннолетнего в указанное учреждение.
Для таких несовершеннолетних в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуется обучение в рамках общеобразовательных программ (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) без получения начального профессионального образования либо профессиональной подготовки, а также занятия производительным трудом в соответствии с возрастом и состоянием здоровья несовершеннолетних.
3. Анализ статистических данных о состоянии преступности несовершеннолетних в Российской Федерации свидетельствует о том, что значительное число общественно опасных деяний совершают дети и подростки с отклонениями в психическом развитии, в том числе с легкими формами умственной отсталости.
Федеральным законом от 24.06.99 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ст.15 п.3) предусмотрен такой вид специального учебно-воспитательного учреждения как специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа. В соответствии с пунктом 6 статьи 15 указанного Федерального закона в специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние с различными отклонениями в развитии и(или) заболеваниями, вызывающими необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях.
В соответствии с Перечнем заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 518, не является противопоказанием к помещению в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа диагноз «Легкая умственная отсталость» (шифр Р70 по Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра; включает малоумие, легкую умственную субнормальность, легкую олигофрению, дебильность).
С учетом изложенного чрезвычайно актуальным направлением деятельности по предупреждению правонарушений детей и подростков, организации индивидуальной профилактической работы с ними является создание условий для обучения и реабилитации несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния, в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа.
Указанная проблема может быть решена двумя способами:
1) создание специальных (коррекционных) учреждений закрытого типа непосредственно для несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния;
2) создание коррекционных классов (групп) для несовершеннолетних указанной категории в действующих специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа.
В настоящее время в Российской Федерации функционирует единственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение закрытого типа для несовершеннолетних с умственной отсталостью, совершивших общественно опасные деяния, — специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 2 г.Санкт-Петербурга. Кроме того, действует специальная (коррекционная) общеобразовательная школа закрытого типа в Иркутской области, представляющая собой учреждение смешанного типа (в спецшколе содержатся и обучаются как воспитанники с умственной отсталостью, так и воспитанники с сохранным интеллектом).
В последние годы прием небольших групп несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости осуществляет ряд других специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
В целях создания оптимальных условий для содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа (в том числе в учреждениях, не являющихся коррекционными) при организации образовательного и реабилитационного процессов необходимо учитывать специфику работы с такими детьми и подростками.
Важным аспектом успешной реабилитации детей с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными, является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в учреждении.
Персонал специального учебно-воспитательного учреждения должен быть осведомлен о клинико-психопатологических особенностях детей и подростков с умственной отсталостью.
Руководство образовательным процессом и обеспечение образовательного процесса в коррекционных классах (группах) должны осуществлять специалисты в области коррекционной педагогики, а также педагогические работники, прошедшие соответствующую переподготовку по данному профилю.
Количество педагогических работников (воспитателей, учителей, в том числе учителей трудового обучения, мастеров производственного обучения) в коррекционных классах (группах) соответствует количеству педагогических работников в обычных классах (группах). Наполняемость коррекционных классов (групп) для воспитанников с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа составляет 5-8 человек.
Для воспитанников с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа организуются общеобразовательное обучение и профессиональная подготовка, соответствующие их психофизическому развитию и имеющие практическую направленность, с использованием учебных планов и программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии VIII вида.
Особое внимание для организации обучения детей и подростков с умственной отсталостью следует уделять индивидуальным занятиям, занятиям в малых группах (не более трех человек).
На всех этапах реабилитационного процесса значительное место отводится реализации лечебных мероприятий (психотерапия, медикаментозное и физиотерапевтическое лечение и т.д.), что предполагает обязательное наличие квалифицированных медицинских специалистов, материальной базы для проведения лечебной работы, соответствующего медицинского оборудования и медикаментов.
При организации содержания несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными, целесообразно по возможности, особенно на начальном этапе, комплектовать отдельные группы из таких воспитанников и обеспечивать их раздельное (прежде всего в ночное время) проживание с другими воспитанниками учреждения в целях предупреждения негативного влияния на умственно отсталых детей и связанных с этим конфликтных ситуаций.
Число коррекционных классов (групп) для детей с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, устанавливается исходя из реальных потребностей региона и возможностей учреждения (включая степень укомплектованности учреждения педагогическими и медицинскими кадрами, уровень их подготовленности, наличие жилых и учебных помещений, уровень материально-технического обеспечения образовательного и реабилитационного процесса и др.).
Принимая во внимание сложность работы по обеспечению содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, не являющемся коррекционным, а также отсутствие у специальных учебно-воспитательных учреждений значительного опыта деятельности в данном направлении, представляется целесообразным на начальном этапе организации указанной работы ограничить число воспитанников этой категории (не более 10-20% от общего числа воспитанников учреждения).
Учитывая вышеизложенное, Минобразование России:
— рекомендует руководителям органов управления образованием субъектов РФ обеспечить условия для содержания, обучения и реабилитации несовершеннолетних с легкими формами умственной отсталости, совершивших общественно опасные деяния, путем создания специализированных учреждений закрытого типа для данной категории несовершеннолетних либо открытия коррекционных классов (групп) в действующих специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, не являющихся коррекционными;
— обращает внимание руководителей органов управления образованием субъектов РФ, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа на то, что помещение несовершеннолетних с умственной отсталостью в специальные учебно-воспитательные учреждения, не являющиеся коррекционными, без соблюдения вышеуказанных требований к организации содержания, обучения и реабилитации детей указанной категории недопустимо. Подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную реабилитацию воспитанников с умственной отсталостью, но и негативно скажется на качестве работы специального учебно-воспитательного учреждения с другими воспитанниками.
Заместитель министра
Е.Е.Чепурных
Текст документа сверен по:
«Официальные документы в образовании»,
N 20, октябрь, 2003 год