Противопоказания для занятий балетом детям
Развитие ребенка определяется его окружением. Родители и семья не могут дать полноценного физического и эстетического развития уже после 3-4 лет. Закономерно возникает вопрос о том, куда отдавать ребенка для дополнительных занятий? Сегодня модно записывать малыша на развивающие курсы, современные направления в спорте и даже детском фитнесе. Что если обратить внимание на вечную классику – балет?
Удивительные па, отличные осанка, красота движений и понимание красоты – черты, которые полезны не только девочке, но и мальчику. Уроки балета – еще и незаурядная физическая нагрузка, которая не навредит ребенку. Рассмотрим, в чем преимущества и недостатки занятий балета для ребенка.
Можно ли отдавать на балет мальчика?
Отвечаем на вопрос, который всегда волнует родителей маленьких мужчин. Не станет ли мальчик слишком женственным, чрезмерно грациозным или даже манерным? Определенно, нет. В балете воспитывают далеко не эти черты. Классический танец – это спортивное и эстетическое развитие.
Мальчики, серьезно занимающиеся балетом – это сильные и подтянутые молодые люди. Их тело развивается по тем же принципам и пропорциям, что и фигура пловцов, теннисистов и атлетов. Последнее время в трупы записывается все больше и больше молодых людей, стереотип о гендерной предрасположенности к балету уже далеко позади.
Если ребенок проявляет интерес к музыке и к танцам, не ограничивайте его в выборе. Даже для дальнейшего развития в бальных или спортивных танцах, классическая школа будет полезной основой. Последующие занятия мальчику будут даваться гораздо проще.
С какого возраста стоит начинать?
Когда отдавать ребенка на балет? В балетные школы принимают малышей, которым уже исполнилось 4-5 лет. Дети младшего возраста трудно управляемы, они быстро теряют интерес и не могут контролировать внимание. После четырех лет малышу уже можно прививать дисциплину, давать задания и начальные комплексы упражнений для развития правильной осадки, растяжения мышц.
Первый год обучения ребенок не будет изучать сложные па, танцевальные композиции. Начальная задача педагога – постановка правильной осанки, балетной дисциплины и хорошая растяжка.
Изначально ребенок должен изучить базовые виды шагов, которые используются в танце. Затем педагог научит правильно держать руки и ноги, начинают заниматься у станка для правильной осанки. В будущем это поможет ребенку ровно держать спину за партой, предотвратит болезни позвоночника и его искривление.
Параллельно с изучением танцевальных движений, малыши учатся слушать музыку, прививается любовь к классическим произведениям и вырабатывается чувство такта. В хороших балетных школах занятия построены в форме игры и диалога. Ребенку будет нескучно и интересно при каждом посещении класса.
Многие родители беспокоятся касательно пуантов. Дескать, балетная обувь портит стопу, вызывает искривление пальчиков в процессе развития. На самом деле, детский балет более лоялен. Пуанты и балетные пачки понадобятся танцовщицам только после десяти лет. С этого возраста особенная обувь не мешает нормальному развитию детского опорно-двигательного аппарата.
Полезное хобби…или профессия
Классический танец – отличное хобби. Мальчики и девочки, выбравшие балет, обладают отличной выдержкой, красивым телом, выносливостью и грациозными движениями. Но ребенок может решиться и на профессиональную балетную жизнь. Уже с 12 лет родителям следует готовиться к напряженному танцевальному графику, ежедневным репетициям и выступлениям.
Но даже если по окончанию балетной школы ребенок решит попрощаться с классическим танцем (так случается в большинстве ситуаций) – эти годы нельзя считать потраченными зря. Как минимум, у молодого юноши или девушки останется любовь к классической музыке, хорошая физическая подготовка, отличный эстетический вкус. Балет – идеальная база для обучения другим, менее требовательным видам танца. Даже в 16-17 лет после полного курса балетной школы ребята с успехом обучаются бальным, спортивным танцам и даже цирковому искусству.
Преимущества и недостатки
Если кратко подытожить, то занятия балетом с детского возраста обладает следующими преимуществами:
- Ребенку прививают эстетический вкус. Это любовь к хорошей классической музыке, гармонии во всем и красоте. Из юных балерин вырастают не только хорошие танцовщицы, но и талантливые дизайнеры, визажисты, стилисты и пр.
- Отличная физическая подготовка. Ранние годы обучения классическому танцу ничем не уступают гимнастике. Ребенок подготавливает мышцы к постоянной нагрузке. В раннем возрасте тело очень гибкое и податливое – успехи в танце сохранятся на долгие годы.
- Выдержка и дисциплина. Занятия танцами до школы помогут ребенку лучше адаптироваться в коллективе. Первоклассники часто отстают в учебе из-за некомфортного для себя окружения, больших нагрузок и необходимости следовать распорядку дня. Посещая перед этим сложные балетные тренировки, ребенок с легкостью адаптируется к школьным нагрузкам.
- База для развития дальнейших танцевальных хобби. Если не знаете, какой стиль танца подойдет ребенку, балет – отличный вариант «попробовать». Первые два года изучения помогут освоить классические танцевальные позиции и подготовят тело к другим видам танца.
Но к некоторым сложностям в жизни юных балерин родителям также нужно готовиться:
- С десяти лет начнется настоящий балет. В школе к детям относятся как ко взрослым танцорам, требуя самоотдачи и дисциплины.
- Время. Серьезные занятия балетом не оставляют свободного времени для других кружков и увлечений.
- Контроль питания. Если ребенок склонен к лишнему весу (касается маленьких балерин), родителям нужно приучать его к правильному питанию. С другой стороны, это положительно скажется и на здоровье малыша.
Отдавать ребенка на балет или нет – решать вам. Но польза от занятий классическими танцами – очевидна.
Первый отборочный экзаменационный тур
Комиссия должна предварительно оценить внешние, сценические и профессиональные физические (функциональные) данные абитуриента, все это отразить в экзаменационном оценочном листе первого тура и дать заключение (рекомендацию) о возможности допуска ко второму туру экзаменов.
На комиссию дети вызываются группами по десять-двенадцать человек. Их ставят лицом к членам комиссии, чтобы те имели возможность, сравнивая, выделить тех, кто отличается наилучшей пропорциональностью телосложения, наибольшей внешней привлекательностью. После этого начинается знакомство с каждым ребенком в отдельности.
Визуально изучаются форма и пропорции тела в положении стоя с сомкнутыми стопами ног (I невыворотная позиция ног) в четырех ракурсах: лицом, левым и правым боком и спиной. Предпочтение отдается детям умеренно долихоморфного типа сложения: узкокостным, с нормальным или слегка удлиненным корпусом, узкими или в норме плечами, с удлиненеными ровными ногами, такими же руками, тонкими кистями и пальцами рук. Стопы должны иметь ярко выраженные своды, первый и второй пальцы — одинаковой длины. Голова и шея пропорциональны телу ребенка. Черты лица правильные. Лицо выразительное.
Принимаются для занятий классическим танцем также дети со средним или мезоморфным типом сложения, обладающие выразительной сценической внешностью. При приеме мальчиков средний (мезоморфный) тип сложения даже предпочтителен.
Не принимаются дети, которые выглядят внешне несценично, но делать подобные заключения следует с большой осторожностью, так как главным критерием при приеме, как уже говорилось, являются пропорциональное строение тела, профессиональные данные, артистическая одаренность.
В то же время считаем необходимым обратить внимание на следующие отрицательные признаки внешнего облика ребенка, при этом учитывая, что в процессе роста и развития здесь могут произойти значительные изменения.
Телосложение. Не принимаются дети брахиморфного типа сложения. Они отличаются широкими и укороченными пропорциями тела: при длинном туловище имеют короткие ноги, при широких плечах широкий низкий таз.
Голова. Отрицательными признаками являются: непропорциональная большая голова, голова угловатой формы, крупная нижняя челюсть, большой подбородок, выступающие наружу углы челюсти, неправильной или уродливой формы нос, уши, деформация передних зубов, нарушенный (неправильный) прикус.
Шея. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Дети с чрезмерно длинной шеей, с выступающим кадыком (щитовидным хрящем) также несценичны.
Плечевой пояс. Не принимаются дети с резко выделяющимися, приподнятыми или асимметричными ключицами, а также с выступающими грудинными и плечевыми концами, с широкой и угловатой формой плеч и с крыловидными и асимметричными лопатками.
Руки. Отрицательным признаком считаются руки с чрезмерными перегибаниями в локтевом суставе, а также короткие руки.
Позвоночный столб. Не принимаются дети с искривленным позвоночником. Это — выраженный кифоз (сутулость или «круглая спина»), гиперлордоз («седлообразная поясница»), выраженный сколиоз второй и третьей степени (выраженныя асимметрия лопаток).
Грудная клетка. Отрицательные признаки: асимметрия грудной клетки, узкая форма с деформацией ребер, выступающая нрудина («килеобразная» или «куриная» грудь), заметное западение грудины (воронкообразная деформация).
Таз. .Противопоказан прием детей с широким тазом, «седлообразной» поясницей (гиперлордоз), низко посаженным тазом, с чрезмерными жировыми отложениями на бедрах, с массивными бедрами, с крупными и развитыми ягодичными мышцами.
Живот. Не принимаются дети с большим животом при отсутствии подкожных жировых отложений.
Ноги. Не принимаются дети с сильно выраженными «саблевидными», X-образными а) и O-образными б) ногами.
Стопы. Скошенные, широкие с крупной лодыжкой и выраженным плоскостопием стопы противопоказаны для занятий классическим танцем.
После знакомства с внешними сценическими данными комиссия проводит проверку профессиональных физических (функциональных) данных, таких как: выворотность ног, состояние стоп (в том числе подъема), танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок.
Второй, медицинский, тур отбора
На втором туре проводится тщательное медицинское обслуживание детей детскими врачами всех специальностей. Во время осмотра присутствие педагогов тех классов, в которых будут учиться дети, обязательно, поскольку им следует знать мнение врачей-специалистов о здоровье и атомо-физиолого-психологических особенностях каждого их будущего ученика.
Врачи-специалисты проверяют состояние внутренних органов (сердца, легких, вестибулярного аппарата и другие), особо обращая внимание на зрение. В данном случае врачи и врачебная комиссия призваны исходить из того, что занятия классическим танцем требуют больших усилий и поэтому дети должны быть абсолютно здоровы.
При осмотре детей используется метод антропометрического исследования: измеряются вес, рост, выводится индекс длинноногости (по Н. Дембо и П. Коловарскому). Исследование проводится во всех возможных ракурсах.
При исследовании корпуса (торса, туловища) главное внимание обращается на состояние позвоночника, на степень его изгиба в сагиттальной (делящей тело на правую и левую части) и фронтальной (делящей тело на переднюю и заднюю части) плоскостях. В правильной осанке все части тела симметричны. Фиксируются отклонения в осанке, которые могут быть во фронтальной плоскости (сутулость — кифоз, увеличенный прогиб в поясничном отделе позвоночника — лордоз) и в сагиттальной плоскости (асимметрия лопаток — сколиоз). Дети с серьезными отклонениями в осанке заниматься классическим танцем не могут.
У будущих танцовщиков не должно быть резко выраженных X-образных и O-образных форм ног. Допускается при Х-образных ногах расстояние между стопами не более 10-12 см, при О-образных ногах расстояние между голенями и бедрами не должно превышать 3-3,5 см.
Для занятий классическим танцем не могут быть приняты дети с выраженными переразгибаниями в локтевых суставах. Важны форма и состояние стоп. У правильной стопы первый и второй пальцы одинаковой длины, своды стоп хорошо выражены. Ярко выраженные продольное и поперечное плоскостопие при приеме нежелательны.
Определяется тип сложения тела ребенка (долихоморфный, мезоморфный, брахиморфный) и его тип высшей нервной деятельности (темперамент холерика, сангвиника, флегматика, меланхолика).
Когда подводятся итоги второго тура, заключению врачебной комиссии о возможности того или иного будущего воспитанника обучаться классическому танцу придается большое значение. Однако не менее важно и мнение педагога-хореографа о тех детях, которые, обладая определенными способностями, физически еще недостаточно окрепли и имеют в силу этого незначительные отклонения в осанке. И поэтому педагог должен определить, насколько возможны корригирование отклонений в осанке, развитие и совершенствование профессиональных данных. При весьма высоких требованиях к общефизическому состоянию ребенка нельзя просмотреть одаренного ребенка.
Третий, заключительный, тур отбора
Во время третьего тура рассматриваются профессиональные данные, а также проверяются музыкальность, ритмичность, координация движений и артистичность.
Сначала проверяются ритмичность и музыкальность кандидатов. Они по нескольку человек должны пройти по залу под музыку. Темп музыки должен меняться: то ускоряться, то замедляться. Восприятие ритмичного рисунка проверяется следующим образом: концертмейстер, играя на рояле, задает определенный ритмический узор, экзаменуемый хлопками в ладоши должен повторить его. При этом обращается внимание на быстроту реакции и запоминание мелодии.
Определение координационных способностей детей решается на основе комплексного тестирования, включающего педагогические, врачебно-физиологические и психологические задания.
Координация, в том числе и такое ее свойство, как равновесие, можно проверить следующим образом:
а) абитуриент на середине зала должен пройти по заранее начерченной мелом линии (как по канату);
б) исполнить позу, называемую «ласточка»: встать на одну ногу, другую поднять на 45-60 градусов от пола, при этом руки раскрываются в стороны; стоять в позе «ласточка» в течение восьми секунд.
Музыкально-ритмическая координация и артистичность оцениваются во время исполнения абитуриентом простых движений (бега, маршировки), отдельных танцевальных па и танца-импровизации под музыку.
Особо обращается внимание на артистичность ребенка и возможность ее развития. В связи с определением артистичности имеет значение и выявление темперамента ребенка, с которым педагогу придется сталкиваться на будущих занятиях. Из четырех основных типов высшей нервной деятельности наиболее подходящими для занятий классическим танцем считаются холерики и сангвиники, флегматики требуют отдельных занятий, а меланхоликов принимать вообще не рекомендуется.
При обсуждении вопроса о приеме художественно одаренных детей необходимо определить возможность корригирования отклонений в осанке и развития профессиональных данных, поскольку идеально сложенных и с красивыми сценическими данными кандидатов для хореографии в реальной жизни встретить весьма трудно. История классического балета хранит немало примеров того, как виртуозное владение техникой, художественный артистизм в значительной мере компенсировали танцовщикам присущие им частичные недостатки в телосложении и во внешности.
Примечательна в этом отношении характеристика, которую дал знаменитый французской танцовщице первой половины XVIII века Мари Камарго выдающийся специалист в области балета Жан Жорж Новерр. Он так описывал манеру ее танца: «Некоторые сочинители напрасно приписывают ей грацию. Природа отказала ей во всем, что надобно для обладания грацией: она не была ни красивой, ни высокой, ни стройной. Зато ее танец был быстр, легок и полон веселья и блеска. Jetes battus royales, безукоризненно отчеканенные entrechats, все эти па, некогда пленительно сверкавшие, а ныне изъятые из списков танца, мадемуазель Камарго исполняла крайне легко. Она танцевала только быстрые мотивы, а в стремительных движениях грацию развернуть нельзя. Но ее заменяли непринужденность, беглость, живость… Мадемуазель Камарго была умна, что и доказала, выбрав жанр подвижный, напористый, не оставляющий зрителям времени для того, чтобы заметить погрешности ее сложения и разобраться в них. Это большое искусство — скрывать свои недостатки за блестками таланта».
Поэтому отбор детей при поступлении их в хореографические (балетные) училища и школы — это только начало сложного процесса изучения каждого ребенка в отдельности, который продолжается на протяжении всего времени его обучения классическому танцу. Отсюда следуют рекомендации, как можно полнее при приеме исследовать и профессиональные физические, и артистические данные детей, чтобы на их основе можно было бы спрогнозировать развитие каждого ребенка и составить программы индивидуального обучения.
В связи с этим рекомендуется при приеме детей для обучения классическому танцу заполнять индивидуальные (личные) карты профессиональных данных по специально разработанной оценочной форме. Такая карта позволяет постоянно держать в центре внимания особенности строения тела ребенка, следить за происходящими физическими изменениями (в том числе и профессиональными данными), помогает целенаправленно исправлять недостатки и совершенствовать профессиональные данные. Кроме того, в конце года такая карта может быть использована для подведения итогов работы и педагога, и ребенка.
А сводные формы оценочных листов за год по классу или классам позволяют провести анализ проведенной работы в целом, сделать выводы о допущенных упущениях и их устранении и по дальнейшему совершенствованию учебного процесса, основываясь на знании анатомо-физиологических и психологических особенностей детей и каждого ребенка в отдельности.
Таким образом, отбор детей при приеме для занятий классическим танцем — это не только определение их общефизического здоровья, наличия профессиональных физических (функциональных) данных, артистичности, это также творческий акт в деятельности педагогов-хореографов.
Ссылка на сайт:https://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/6968