Противопоказания для занятий с логопедом

Противопоказания для занятий с логопедом thumbnail

Многие родители думают, что логопедический массаж – это один из самых эффективных способов устранения речевых нарушений. Очень часто родители приходят на консультацию с просьбой назначить логопедический массаж ребёнку.

Давайте разберёмся, нужен ли всем детям логопедический массаж.

Логопедический массаж помогает исправить нарушение звукопроизношения, нормализует мышечный тонус речевого аппарата и мимической мускулатуры, сокращает сроки постановки звуков.

Логопедический массаж рекомендуют при следующих речевых нарушениях:

• дизартрия;

• ринолалия;

• моторная алалия;

• механическая дислалия (при укороченной подъязычной уздечке).

Перед тем, как назначить массаж, специалист обследует состояние подвижности органов артикуляции, а также проверяет, нет ли каких-нибудь противопоказаний к выполнению массажа.

Противопоказания к проведению массажа могут быть следующие:

• судорожный синдром;

• воспалительные заболевания глаз (конъюнктивиты);

• инфекционные или грибковые заболевания кожи;

• диатез и другие аллергические реакции;

• стоматит или другие инфекционные заболевания полости рта;

• герпес в области губ;

• ОРВИ, ОРЗ.

Требования к проведению логопедического массажа.

1. Логопедический массаж должен предварять артикуляционные или мимические упражнения.

Такой массаж является подготовкой органов речи для последующих упражнений.

Например, у ребёнка наблюдается недостаточная подвижность языка. Специалист делает массаж языка, затем сразу идёт артикуляционная гимнастика для языка.

2. Массаж должен обязательно проводиться по желанию малыша, заставлять его ни в коем случае не нужно.

Ребёнок может бояться или просто не хотеть, чтобы чужая тётя делала что-то у него во рту. У детей с низким болевым порогом массажные движения могут вызывать неприятные и, даже, болезненные ощущения.

Конечно, опытный специалист попытается отвлечь ребёнка, наладить с ним контакт. Но если это никак не получается, против воли ребёнка выполнять массаж не нужно. Пользы никакой не будет.

3. Логопедический массаж может дать должный эффект только в комплексе с другими коррекционными методами и приёмами.

Часто бывает, что речь ребёнка неразборчива или малопонятна для других не только из-за недостаточной подвижности органов речи. Кроме этого, может быть нарушен фонематический слух, может искажаться слоговая структура слова, страдать грамматический компонент речи. По этой причине для исправления речевых нарушений, кроме массажа, целесообразно применять и другие коррекционные методы и приёмы.

4. Логопедический массаж должен назначаться для достижения конкретных целей.

Если вашему малышу назначили массаж, поинтересуйтесь, по какой причине массаж назначен, какие артикуляционные движения малыш не может выполнить. Можно также узнать, какой вид массажа будет выполняться: расслабляющий или тонизирующий мускулатуру.

Если вас и ребёнка всё устраивает, массаж даёт положительные результаты, то необходимо прислушаться к рекомендациям логопеда. Вполне возможно, для достижения скорейшего результата вам нужно будет дублировать некоторые упражнения дома самостоятельно.

Интересная статья?

Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.

Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!

Источник

В логопедии массаж используют для прямого воздействия на нужную область с целью улучшения состояния мышечного тонуса и активизации работы речевых центров при помощи особых приспособлений или пальцев. Его выполняют зондами, шпателями, зубной щеткой (выбирать нужно с мягкой щетиной). Существуют различные виды логомассажа, чтобы использовать некоторые из них не нужно получать специальное образование. Для более серьезных разновидностей процедуры нужно окончить специальные курсы.

Зондовый массаж языка

Логопедический массаж обычно назначают детям, имеющим сложные речевые нарушения. К ним относятся:

  • дизартрия;
  • алалия;
  • афазия;
  • заикание;
  • расстройства голосообразования.

Назначает курс логомассажа специалист после диагностики. Проводить его можно как в специально обустроенном кабинете, так и в домашних условиях, соблюдая все важные организационные моменты.

Какая от него польза

Массаж является лечебной процедурой, так как воздействуя на определенные точки, влияет на работу некоторых систем организма. Логопедический массаж направлен на стимуляцию органов, участвующих в артикуляции звуков, чтобы логопед смог исправить у ребенка звукопроизношение.

Какая польза от этой процедуры детям с речевыми расстройствами?

  • Нормализуется тонус мышц артикуляционного аппарата.
  • Снижается влияние парезов и параличей на мимику и формирование речи.
  • Удается преодолеть или максимально скорректировать гиперкинезии, синкинезии.
  • Улучшается артикуляционная моторика.
  • В создании речи принимают участие все мышцы речевого аппарата.
  • Удается сформировать умение координировать движения артикуляционных органов.

Логопедический массаж

Кроме узконаправленного воздействия, логомассаж оказывает и более обширное влияние на организм. Ведь во время процедуры задействуются нервные окончания, оказывающие влияние на работу других систем организма. Также наблюдаются следующие эффекты:

  • Улучшается кровообращение и лимфоотток.
  • Мышечные волокна становятся эластичнее.
  • Воздействие на биологически активные точки благоприятно влияет на работу всего организма, а не только речевых центров коры головного мозга.

Также мягкие расслабляющие движения помогают ребенку успокоиться, настроиться на релаксацию, а более энергичные приемы помогают получить заряд бодрости. Из-за большой пользы логопедический массаж является важной частью коррекционных занятий.

Недостатки

У данной процедуры имеются и недостатки. Она оказывает воздействие только на мышцы, поэтому, делая лишь ее, родители не скорректируют речь ребенка. Также, у некоторых детей имеется повышенная тактильная чувствительность, процедура может вызывать у них дискомфорт и негативные реакции. Поэтому специалисту нужно будет искать в работе с такой категорией детей альтернативу логопедическому массажу.

Кому противопоказано

Как и у любой лечебной процедуры, у логопедического массажа имеются ограничения к применению:

  • повышенная температура тела;
  • простудные вирусные заболевания;
  • конъюнктивит;
  • кожные заболевания;
  • обострение лабиального герпеса;
  • стоматит.

С большой осторожностью и только после разрешения лечащего врача его проводят детям с эпилептическим синдромом. Обязательно нужно остановить сеанс, если у ребенка появляются негативные реакции в виде крика, агрессии, плача. Также тревожным показателем является посинение носогубного треугольника, тремор подбородка. Перед проведением логопедического массажа обязательно нужно обращать внимание на физическое состояние ребенка.

Виды логомассажа

Разновидности логопедического массажа

Существуют как классические методики массажа, так и авторские разработки. Популярной авторской методикой является зондовый массаж, разработанный Новиковой Е. В. Какой использовать вид массажа, выбирает специалист, исходя из индивидуальных особенностей ребенка:

  • Ручной или классический – его делают на нужной области или рядом с ней. Включает в себя поглаживания, пощипывания, постукивания, надавливание. Делать такой логомассаж можно при помощи шпателя, соски или зубной щетки с мягкой щетиной.
  • Точечный – это локальный вид массажа, потому что специалист воздействует на определенные точки, влияющие на работу речевых центров.
  • Аппаратный – для его проведения используют аппараты, которые могут создавать вибрацию или вакуум.
  • Зондовый – авторская методика, разработанная Новиковой Е. В. Для его выполнения нужен специальный набор зондов.
  • Самомассаж – его ребенок может делать самостоятельно, после показа нужных движений взрослым. Сюда же можно отнести и артикуляционные упражнения.
Читайте также:  Ионная очистка организма противопоказания

Чтобы процедура была максимально безопасной для ребенка, нужно пройти обучающие курсы или изучить профессиональную литературу (например, для самомассажа). Только тогда получится выполнить его правильно.

Организационные моменты

Независимо от того, где будет проходить сеанс, нужно создать правильные условия для его проведения:

  • В помещении должна быть комфортная температура.
  • Перед массажем его нужно проветрить.
  • Подготовить и продезинфицировать все нужные приспособления (зонды, шпатели и др.).
  • Подготовить стерильные одноразовые перчатки.
  • Ребенок должен принять правильное положение тела: лежа с положенным под шею валиком (плечи приподняты, голова откинута назад), руки вдоль туловища, ноги слегка согнуты (для удобства можно также предложить положить валик). Или полусидя в кресле с откидывающейся спинкой.

Обстановка в комнате/кабинете должна способствовать расслаблению, чтобы ребенок на сеансе чувствовал себя комфортно.

Продолжительность занятий

Массаж с использованием логопедического зонда

Логопедический массаж проводится курсами, включающих как минимум 10 занятий, иногда 15-20. Процедуры проводятся ежедневно с постепенным увеличением времени. Начинают с 2-х минут, а максимальная продолжительность сеанса подбирается в соответствии с возрастом ребенка.

С детьми до 3-х лет логомассажем занимаются до 10 минут; в возрасте от 3-х до 5-ти – до 15 минут, а со старшими дошкольниками и школьниками – до 20 минут. Если есть необходимость, курс повторяют через 1,5-2 месяца.

Основные приемы в логопедическом массаже

Во всех разновидностях логомассажа применяют такие же движения, что и в классическом массаже:

  • Поглаживание – этот прием используют для расслабления. Рука или зонд плавно скользит по определенному участку кожи. После этого действия не должно быть покраснений. Данным приемом пользуются на начальном и завершающих этапах процедуры.
  • Растирание – массажист сминает, собирает кожу в складки, передвигает ее в разные стороны. Нужно не вдавливать ее вглубь, а перемещать в стороны. Выполнять растирание нужно интенсивно, так как оно оказывает стимулирующее воздействие.
  • Разминание – сюда входят надавливающие движения, сжатия, пощипывания.
  • Вибрация – специалист создает колебательные движения на массируемом участке. Они могут быть различной амплитуды и интенсивности. Этот прием также является стимулирующим.

Некоторые специалисты включают в свою методику проведения логопедического массажа плотное нажатие. Его используют для того, чтобы путем воздействия на особые точки повлиять на работу речевых центров. Специалист выбирает подходящие приемы в зависимости от результатов диагностики.

В каких случаях рекомендован

Показателем для выбора вида логопедического массажа является состояние мимической и артикуляционной моторики. Вначале логопед смотрит на мышцы, когда они находятся в расслабленном состоянии. Для этого ребенку лучше всего находиться в положении лежа.

Если мышцы имеют нормальный мышечный тонус, то они слегка напряжены, а кожа будет мягкая и эластичная. Все манипуляции не вызывают дискомфортных ощущений. Если тонус повышен – отмечается большая напряженность, манипуляции проводятся с затруднениями; если понижен – мышцы находятся в вялом и дряблом состоянии. Для первого варианта нужно делать массаж на расслабление, а при гипотонусе – стимулирующий.

Расслабляющий массаж губ

Также показание к назначению этой процедуры – наличие парезов, параличей. В этом случае один уголок губ может быть выше, чем другой или челюсть смещена в сторону. Но работать специалист начинает с наиболее сохранных участков. Воздействовать на пораженные области нужно аккуратно, чтобы свести к минимуму возможные дискомфортные ощущения.

Чтобы определить в каком состоянии находятся мимические и артикуляционные мышцы, обследуют:

  • состояние мимических мышц и кожи;
  • состояние артикуляционной моторики;
  • состояние мягкого неба;
  • произносительную сторону речи.

По результатам диагностики логопед решает, нужен ли ребенку курс логопедического массажа и какие приемы он будет использовать в работе.

Особенности проведения расслабляющего массажа

Показанием для его проведения является повышенная напряженность мышц. В этом случае главная цель курса массажа – их расслабление. Все движения выполняют медленно, плавно, процедура состоит из поглаживаний, растираний и легкой вибрации.

Начинают работу со снятия напряжения мышц шейного и плечевого отделов. Потом переходят к массажу лица (лоб, волосистая часть головы, область глаз, носогубная область, подбородок). И завершающий этап – мышцы языка.

Чтобы ребенок смог максимально расслабиться, массаж нужно выполнять предметами, имеющими теплую температуру. Можно дополнительно включить релаксационную музыку, чтобы создать успокаивающую обстановку.

Особенности проведения стимулирующего массажа

Логопед выбирает такой вариант, если мышцы вялые, дряблые, большая их часть оказывается незадействованной в мимике и артикуляции. Все манипуляции направлены на восстановление их активности, укрепление. Массажные действия выполняются в быстром интенсивном темпе.

Активизирующее воздействие создается растиранием, разминанием и сильной вибрацией. В данном случае чередуют интенсивные движения с расслабляющими поглаживаниями. Конечно, стимулирующих манипуляций должно быть больше расслабляющих. Алгоритм действий такой же, как и во время расслабляющей процедуры.

Особенности и рекомендации по проведению массажа мышц языка

Для его выполнения ребенок должен находиться в положении лежа. Для большей эффективности массажа можно дать малышу подержать во рту ромашковый отвар – это согреет мышцы языка. Эту процедуру нужно проводить только в одноразовых стерильных перчатках.

Если у ребенка нет никаких негативных реакций на использование зондов, шпателей, то лучше всего делать логомассаж языка ими. Также нужно учитывать и состояние рвотного рефлекса. Если он повышен, то язык должен находиться в ротовой полости. Если же он в пределах нормы – язык вытягивают вперед.

Весь массаж строится на выполнении движений по трем направлениям: по горизонтали, вертикали и поперек. Также если имеется отклонение языка в сторону, то делают упор на сторону, в которую он отклоняется. Ребенку нужно давать возможность проглотить слюну после каждого действия, особенно если у него имеется гиперсаливация.

Дополнить логомассаж языка можно артикуляционными упражнениями. В основе гимнастики должны быть базовые упражнения для губ и языка.

Движения при логомассаже языка

Описание авторской массажной методики Новиковой Е. В.

Такой вариант логопедического массажа часто используют на занятиях с детьми, имеющими дизартрию и алалию. Чтобы его проводить, нужно окончить специальные курсы. Массаж выполняют при помощи зондового набора, в который входят:

  • зонд-«вилочка» − его используют для легких покалывающих, колебательных и вращательных движений;
  • зонд-«восьмерка» − нужен для надавливающих движений;
  • зонды-«саночки» (в наборе их 3 штуки) – также для надавливающих движений;
  • зонд-«топорик» − необходим для вдавливающих и скользящих действий;
  • зонд-«толкачик» − им осуществляют надавливающие движения в течение нескольких секунд, после которых наступает расслабление мышц языка.

Зондовый массаж противопоказан детям до 6 месяцев.

Продолжительность курса – 2-3 недели, каждое упражнение выполняют до 30 раз. Повторно его рекомендуют через 2 месяца. Но бывает, что детям достаточно и одного курса этого логомассажа. Родителям и логопеду нужно внимательно наблюдать за реакцией ребенка: есть категория детей, которым прикосновение металлических инструментов не нравится. В этом случае эффективней и правильней будет использовать другие приспособления для проведения массажа.

Читайте также:  Уролесан показания к применению и противопоказания

Массаж чайными ложками

Это вариант игрового массажа, автором которого является И. О. Крупенчук. Такой массаж подойдет детям, у которых возникают негативные реакции на зонды. При этом можно делать массаж с разной температурой: прохладный – для стимуляции, теплый – для расслабления.

Все манипуляции с ложками сопровождаются стихотворениями, потешками. Это позволяет ребенку усвоить слова, обозначающие части лица и тела, действия; освоить навык согласования слов в предложении и фразах. Все действия проводят по основным массажным линиям, применяют надавливания, поглаживания, растирания.

Нужно использовать гладкие чайные ложки, чтобы не поранить ребенка. Такой массаж дети могут делать самостоятельно.

Логомассаж ложками

Самомассаж

Перед проведением самомассажа ребенку показывают все основные приемы, которые будут применяться на сеансе. На первых занятиях взрослый делает эту процедуру ребенку сам, при этом оречевляя свои действия. Затем он берет руки ребенка и направляет его.

Потом взрослый показывает, что нужно делать, а малыш за ним повторяет. И когда он освоит алгоритм массажа, то сможет выполнять его, ориентируясь только на словесную инструкцию взрослого.

Но если у ребенка тяжелое речевое нарушение, тогда лучше делать зондовый массаж. Есть виды массажа для детей, имеющих не только трудности с речью, но и другие патологии. Например, массаж по методике Архиповой А. Ф., предназначенный для детей с ДЦП. Он направлен не только на улучшение артикуляционной и лицевой моторики, но и учитывает психофизиологические особенности таких детей.

Некоторые считают, что достаточно пройти курс логопедического массажа и у ребенка сразу исправится звукопроизношение. Нет, логомассаж обычно выступает в качестве дополнения к артикуляционной и дыхательной гимнастикам (в сложных случаях является основным направлением). Нормализовав мышечный тонус, нужно осваивать с ребенком новые артикуляционные движения. Только тогда получится исправить звукопроизношение и закрепить достигнутый массажем результат.

Источник

Статья:

Дизартрия — расстройство, при котором страдает произносительная сторона речи из-за недостаточной иннервации. Коррекция включает в себя логопедический массаж для детей при дизартрии. Он помогает снять спазм мышц, таким образом улучшая артикуляцию. Как нужно выполнять массаж при дизартрии, чтобы достичь максимального эффекта, какие виды воздействия бывают, расскажем в статье.

Коррекция дизартрии массажем у детей

Логопедический массаж при разных формах дизартрии предполагает механическое воздействие на различные участки лица и на язык. В итоге устраняется патологическая симптоматика в периферическом отделе речевого аппарата, меняется тонус мышц.

В результате у ребенка, снижается сила спазма мышц и их количество, происходит нормализация мышечного тонуса при дизартрии (артикуляционных и мимических мышц). Восстанавливается подвижность органов речи, улучшается кровоток в мягких тканях лица, головном мозге.

Эти факторы способствуют улучшению качества речи: она становится плавной, выразительной, понятной окружающим. Малыш начинает вести себя спокойнее, лучше спит.

Логопедический массаж назначает только логопед после детального обследования. Специалист оценивает степень нарушения, и в зависимости от этого подбирает индивидуальную схему коррекции.

Противопоказания

Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:

  • сыпь, отеки различного характера на коже;
  • обострение герпетической инфекции;
  • простудные, вирусные заболевания;
  • воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
  • воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
  • порезы, ссадины, гематомы;
  • тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.

Массаж лица

Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.

Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.

Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.

На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.

В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.

Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.

Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.

Логопедический массаж языка

Язык — основной орган речи. Поэтому логопедический массаж языка при дизартрии — необходимый элемент лечения. Помогает бороться со слабостью, ограничении подвижности мускулатуры, парезах и параличах. Специалисты в своей работе используют несколько методик. Рассмотрим их подробнее.

Массаж зубной щеткой

Зубная щетка за счет своей ворсинок отлично разминает язык. Ее можно использовать и на занятиях с логопедом, и для самостоятельного логопедического массажа в домашних условиях. Примерные этапы следующие:

  • положите бумажную салфетку или носовой платок под язык, чтобы слюна не стекала и не раздражала кожу. По мере намокания салфетку нужно менять;
  • ребенок должен расслабить язык настолько, насколько он сможет;
  • сначала выполните круговые разминающие движения по спинке языка, нажим при этом должен быть несильным;
  • поглаживание по всей площади языка, движения прерывистые, как при чистке зубов;
  • малыш напрягает язык, приподнимая его кверху, вы массируете нижнюю часть языка и ямку под ней.

При массировании следите за тем, чтобы не вызвать рвотный рефлекс у ребенка.

Массаж языка пальцами

Пальцевый логопедический массаж языка при дизартрии позволяет проработать все группы мышц, в том числе глубокие. Сеансы помогают снять гипертонус мимических и артикуляционных мышц. Для проведения процедуры нужны чистый носовой платок, салфетки тканевые, специальные напальчники

Этапы такие:

  1. Расслабление мышц языка;
  2. Захватите язык двумя пальцами, крутите по и против часовой стрелки, постучите по спинке;
  3. Движения на себя, при этом захват тремя пальцами за кончик: один — сверху, два — снизу;
  4. Теперь займемся средней частью языка. Также захватите язык и потяните к себе, задержавшись в этом положении на пару секунд;
  5. Захватите язык, немного оттяните к себе. В таком положении пальцами другой руки делайте сжимающие движения по всей поверхности языка. Сжали — отпустили, сжали — отпустили;
  6. Повороты вокруг оси, при этом язык нужно ставить на одно ребро, продержаться так пару секунд, потом на другое ребро;
  7. Необходимо работать и с губами — их роль в артикуляции значительная. Стучите по ним подушечками пальцев, растягивайте кверху и книзу, сворачивайте в трубочку.
Читайте также:  Натрия тиосульфат инструкция противопоказания

Логопедический массаж при разных формах дизартрии нужно выполнять один-два раза в день, в течение 15 минут, в течение пары недель. Точную продолжительность и количество вам подскажет логопед: всё зависит от диагноза и степени нарушений. Учитывайте также возраст: маленькие дети не могут долго усидеть, поэтому один день выберите несколько упражнений, и выполните только их. А на следующий день делайте другие.

Зондовый массаж

Один из современных методов коррекции — зондовый массаж при дизартрии. Это из новых способов лечения, который постепенно завоевывает популярность. Проводится он при помощи специальных, зондов, разработанных Новиковой Е. В. — доктором педагогических наук.

Стандартный набор состоит из 9 инструментов, каждый из которых предназначен для определенных целей. Например, «саночки» в форме полозьев санок с закругленными концами предназначены для стимуляции мышц. «Топорик» в форме двух сплющенных петель может применяться и при повышенном (легкое воздействие), и при пониженном тонусе (сильное нажатие) мышц.

Есть вариации других авторов, например, зонды с су-джок эффектом для дополнительной стимуляции нервных окончаний и мышц.

После сеансов у детей нормализуется речевое дыхание, голос становится выразительным, сильным, устраняются дефекты звукопроизношения, улучшается состояние центральной нервной системы.

Артикуляционный массаж зондами при дизартрии нельзя делать детям до полугода, в этом возрасте такой необходимости и нет.

Последовательность проведения расслабляющего массажа определяет логопед/дефектолог, исходя из конкретной ситуации, тяжести заболевания и возраста пациента. Стандартная тактика следующая:

  1. Инструментом в виде маленького шара нужно водить по всей поверхности языка;
  2. Обкалывание языка зондом в виде вил. Происходит сокращение мышц. Затем врач совершает колебательные и вращательные движения инструментом в различных точках в течение пяти секунд;
  3. «Восьмеркой» нажимают на орган в нескольких точках;
  4. «Саночки» существуют в трех размерах. Ими тоже производят надавливающие движения;
  5. «Топорики» используются для скольжения с небольшим нажатием;
  6. «Крестовиной», «толкачиком»нажимают на язык, а потом убирают зонд. Происходит сокращение мускулатуры языка.

Зондовый массаж при дизартрии проводится длительно: обычно курсами по 2 – 3 недели. Каждое движение нужно повторить по 20 – 30 раз. Повторный курс показан через полтора месяца.

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.

Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.

Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.

Важные правила логомассажа

Артикуляционный массаж при дизартрии — несомненно, эффективный способ коррекции. Чтобы получить пользу, и избежать осложнений, необходимо выполнить следующие условия:

  1. Все этапы лечения контролирует логопед: медикаментозное лечение, физиотерапию, массаж. Поэтому выбор специалиста — один из основополагающих моментов в терапии;
  2. Кроме профессиональных качеств, важно установить эмоциональный контакт между логопедом и ребенком. Значит, специалист должен уметь находить общий язык с детьми разных возрастов. Если ребенок будет вести себя скованно, начнет закатывать истерики во время сеансов — пользы от таких процедур не будет, какими бы регалиями не обладал логопед;
  3. Комната, в которой проводится расслабляющий массаж при дизартрии, должна быть комфортной. Нужно ее проветрить, убрать отвлекающие предметы;
  4. Делать процедуры лучше лежа. Но если ребенка так неудобно, он может сесть;
  5. Ребенок должен быть в хорошем настроении, сытым и довольным. Нельзя проводить лечение, когда он устал, эмоционально переутомился или болеет. Во время массаж он не должен испытывать дискомфорт или боли;
  6. Также важно ваше настроение. Если вы взвинчены, нервничаете, это почувствует малыш и тоже начнет беспокоиться;
  7. Если используете ложку, щетку, то приобретите их специально для массажа;
  8. Чем раньше начать терапию, тем быстрее вы получите результат. Поэтому обращайте внимание на речь ребенка, особенно если он находится в группе риска: у вас беременность и роды протекали тяжело, во время беременности вы болели, у ребенка была черепно-мозговая травма, он серьезно и долго болел, у вас есть близкие родственники с речевыми расстройствами. Первыми «звоночками» являются ограничение подвижности губ, неба, языка, трудности с сосанием, проглатыванием пищи. Гнусавость и невнятность речи, когда ребенок начал разговаривать. Если вы обнаружили эти симптомы, обратитесь к врачу;
  9. Процедуры будут эффективными только при комплексном подходе. Это значит, одновременно проводятся уроки с логопедом по постановке звуков, дыхательная гимнастика, развитие мелкой моторики.

Наберитесь терпения. Ведите обычную жизнь: пусть ваш малыш чувствует, что он ничем не отличается от остальных, что его также любят и ценят. Это — важный момент, который несомненно, поможет ему справиться со своими проблемами.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник