Противопоказания и доступные условия и виды труда
1. Условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса — оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.
2. Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
3. Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
4. Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, в том числе:
1) подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
2) подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3) подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) — условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
5. Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
6. В случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, на одну степень в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
7. По согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, допускается снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень в соответствии с методикой, указанной в части 6 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. В отношении рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда может осуществляться в соответствии с отраслевыми особенностями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
9. Критерии классификации условий труда на рабочем месте устанавливаются предусмотренной частью 3 статьи 8 настоящего Федерального закона методикой проведения специальной оценки условий труда.
Открыть полный текст документа
Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации направляет методическое письмо с разъяснениями содержания индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (далее — ИПРА) по разделу «Мероприятия по профессиональной реабилитации или абилитации».
Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденным приказом Минтруда России от 13.06.2017 N 486н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» (далее — Порядок).
В соответствии с подпунктом д) пункта 14 Порядка, для выполнения реабилитационных или абилитационных мероприятий федеральное учреждение медико-социальной экспертизы направляет выписку из ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) (далее — Выписка) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области содействия занятости населения — в части выполнения мероприятий по профессиональной реабилитации или абилитации.
В соответствии с пунктом 18 Порядка органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствующей сфере деятельности в трехдневный срок с даты поступления заявления инвалида (ребенка-инвалида), законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) о проведении реабилитационных или абилитационных мероприятий, предусмотренных ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида), совместно с органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими мероприятия по реабилитации или абилитации, организуют работу по реализации данных мероприятий.
Отсутствие в ИПРА рекомендаций о показанных и противопоказанных условиях труда обусловлено положениями действующих в настоящее время нормативных правовых документов.
Согласно положениям статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
В соответствии с пунктами 10, 11 статьи 2 ФЗ-323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 (далее — Федеральный закон):
— медицинская деятельность — профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (пункт 10);
— медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Положения Федерального закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (пункт 11).
В соответствии со статьей 46 Федерального закона медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. Согласно положениям подпункта 2 пункта 2 статьи 46, к медицинским осмотрам относится в том числе и предварительный медицинский осмотр, проводимый при поступлении на работу в целях определения соответствия состояния здоровья работника поручаемой ему работе.
Дополнительно допуск на осуществление профессиональной деятельности по медицинским показаниям, например, несовершеннолетних 15-17 лет, поступающих на работу, определяется согласно врачебному профессионально-консультативному заключению медицинской организацией (медицинская справка, форма 086/у, утвержденная приказом Минздрава России N 834 от 15 декабря 2014 г. N 834н).
Таким образом, определение показанных и противопоказанных условий и видов трудовой деятельности и, соответственно, внесение данных рекомендаций в ИПРА не соответствует положениям Федерального закона и не входит в компетенцию федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.
Перечень рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности Рекомендации о показанных условиях трудовой деятельности представлен в методических рекомендациях, утвержденных приказом Минтруда России от 04.08.2014 N 515.
Необходимые требования санитарно-эпидемиологической безопасности и сохранения здоровья на рабочем месте инвалидов с учетом степени риска причинения вреда при выполнении определенного вида профессиональной деятельности определены положениями Санитарных правил СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2009 N 30.
Заместитель руководителя
С.И.Козлов
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
рассылка
В обязанность работодателя входит создание для сотрудников оптимальных условий работы. Рациональная интенсивность труда и комфортная среда позволяют получать повышенные результаты во всех сферах экономики. Несоблюдение законодательных норм при организации работы коллектива не только снижает его производительность. Оно прямо нарушает права сотрудников, может причинить ущерб их здоровью или жизни. Руководство при этом рискует получить штраф от Трудовой инспекции и судебных органов, а в некоторых случаях даже попасть под уголовную ответственность.
Факторы, влияющие на интенсивность труда
Понять, какие бывают условия труда, позволяет Трудовой кодекс. В 2013 году принят отдельный федеральный закон № 426. В правовых актах утверждены допустимые нормы, изложены критерии оценки условий труда, предусмотрен порядок работы в сложных и опасных условиях и компенсация персоналу за риск.
Неверно считать, что к условиям труда относится только создание безопасных рабочих мест. Понятие включает в себя целый комплекс требований.
К ним относятся:
График работы
- графики работы
- соблюдение соотношения труда и отдыха
- правильный уровень интенсивности производимых работ
- допуск к работе сотрудников, основанный на их квалификации
- их аттестация в части специальных навыков, умения пользоваться оборудованием и знания техники безопасности
Все эти требования должны соблюдаться и контролироваться руководством предприятия (ст.212 ТК).
Интенсивность работы является одним из важнейших факторов при определении условий труда. Показатель рассчитывается на основе затрат человеческих ресурсов, приходящихся на единицу времени труда.
Нюансы мониторинга
Проводить оценку можно в расчете на каждого сотрудника, на производственную группу или на средний показатель всех штатных единиц предприятия в рамках отчетного периода (рабочего часа, дня, недели и т.д.).
Оценка производится комплексная и включает в себя:
- затраты физической силы
- расход умственных ресурсов
- эмоциональный фон
- рабочая обстановка
- наличие мотивации материального и иного характера
- удобство организации труда и т.д.
Процедура оценки обязана учитывать группу интенсивности, к которой относится работник или предприятие в целом.
Таких выделяют четыре:
Повышенный физический труд
- Работа, не требующая физического труда.
- Труд, предполагающий легкую нагрузку.
- Работа средней физической тяжести.
- Труд в условиях повышенной физической нагрузки.
К первой группе в основном относятся сотрудники, выполняющие сидячую работу и занимающиеся интеллектуальным трудом. Легкие физические нагрузки применяются в сегменте обслуживания или на производственных специальностях, где персонал следит за работой механизированного оборудования. Фабричное и заводское производство, а также сельскохозяйственные предприятия относятся к организациям среднего физического труда. А повышенные нагрузки являются нормой в сферах вредных и тяжелых производств, например, при добыче углеводородов и металлов.
Критерии мониторинга
Мониторинг интенсивности работ следует проводить на основе факторов, прямо влияющих на формирование данного показателя:
- уровень занятости каждого сотрудника
- скорость производства работ
- величина и тяжесть предметов, которые сотруднику приходится применять в ходе работ
- объем произведенных работ
- соблюдение санитарно-гигиенических норм
По каждому из критериев существуют максимально допустимые значения и утвержденные на государственном уровне нормативы.
Сложность работы
Кроме того, при оценке учитываются:
- уровень сложности технологического процесса
- удобство рабочего места
- качество работника (пол, возраст, состояние его здоровья, степень усталости, медицинские ограничения, уровень жизни, социальное положение и т.д.)
Исходя из того, какое количество факторов необходимо учесть, мониторинг интенсивности – процесс многофакторный и сложный. Требуется разработка и применение специальных методик, которые способны проанализировать все характеристики проведения работ.
Использование результатов
Мониторинг интенсивности позволяет скорректировать рабочий процесс и добиться запланированных результатов максимально эффективно.
Нарушение показателя интенсивности оказывает обратно пропорциональное воздействие на производительность труда:
- Оптимальная нагрузка порождает оптимальную производительность.
- Увеличив напряжение в период работы, можно спровоцировать скачок производительности, но только на короткий срок.
- Длительная повышенная эксплуатация сотрудников неизменно приведет к снижению производительности.
Несмотря на статистику, многие руководители пытаются увеличить производительность именно за счет повышения интенсивность труда работников. До сих пор в ходу принудительные меры, такие как приказ работать сверх нормы под угрозой увольнения или отказа подписать заявление на очередной отпуск.
Износ работников
Следует учитывать, что даже при наличии положительной мотивации в виде дополнительных премий или командной работы в авральном режиме для общей пользы предприятия длительная излишняя нагрузка действует на персонал негативно. Повышается усталость, снижается физическая выносливость, побочным эффектом могут стать болезни и нервные истощения. В итоге в коллективе создается неблагоприятный климат, сотрудники уходят на больничный и перестают достигать не только повышенных, но и стандартных результатов.
Специалисты рекомендуют повышать производительность за счет внедрения инновационных технологий и оптимизации технологических процессов. Это гораздо эффективнее, чем использовать человеческий ресурс в работе «на износ». Кроме того, последний вариант организации труда законодательно ограничен и требует от руководства предприятия многочисленных компенсационных расходов на сотрудников.
Классификация условий труда
В законе о проведении оценки № 426 классификации условий труда отведена отдельная ст. №14.
Согласно документу выделено 4 класса рабочих условий, зависящих от уровня вредности (опасности):
- Оптимальные, относящиеся к 1 классу, являются самыми безопасными, не могут принести ущерба сотруднику. Труд в подобных условиях признан наиболее эффективным, так как не наблюдается негативного влияния на уровень работоспособности персонала.
- Допустимые – второго класса, при которых отмечается наличие вредных факторов, влияющих на физическое состояние человека, но оно находится в пределах утвержденных норм и в период отдыха нивелируется.
- Третий класс считается вредным, воздействие на сотрудников превышает нормативы, существует риск возникновения заболеваний. Данная категория разделена на подвиды:
Травмы на работе
- 1 степень – восстановлению организма после воздействия требуется время, превышающее период отдыха между рабочими сменами.
- 2 степень – подвергшийся воздействию сотрудник рискует получить стойкие изменения физического состояния, которые приведут к развитию профессиональных болезней в начальной (легкой) форме.
- 3 степень – уровень воздействия чрезвычайно высок, способен вызывать заболевания от легкой до средней степени тяжести, вплоть до состояния профессиональной непригодности.
- 4 степень – работа в таких условиях может приводить к тяжелым формам заболеваний.
- Опасные условия четвертого класса влияют на сотрудников в процессе труда и даже при частичном нахождении на рабочем месте, вероятность профессиональных заболеваний особенно высока, существует угроза жизни персонала.
Закрепить класс позволяет методика оценки, специально разработанная и изложенная в законе.
Кроме того, законодательство допускает изменить класс на более безопасный при:
- использовании персоналом в работе сертифицированных средств защиты
- после проведения оценки
- при наличии одобрения эксперта
Возможность реализовывается с разрешения федеральных исполнительных органов охраны труда, санэпиднадзора и социально-трудовых отношений.
Аттестация
До 2014 года трудовое законодательство закрепляло за руководителями предприятий обязанность по аттестации рабочих мест. С введением системы спецоценки мероприятия по аттестации не исчезли из правовых документов, а стали неотъемлемой частью новой программы.
Рабочие места сотрудников проверяются по нескольким критериям, на основании которых оценивается воздействие на персонал факторов трудовой среды: физических, химических, биологических.
К физическому воздействию отнесены:
Аттестация рабочего места
- уровни влажности и температуры в помещении
- освещенность рабочего места
- уровень шума и скорости движения воздуха
- наличие излучений и их интенсивность
Несмотря на кажущуюся малой степень влияния, физические факторы могут вызывать у сотрудников неприятные ощущения. А при длительном воздействии создать проблемы со здоровьем людей.
К химическим факторам относятся воздействия от веществ, с которыми производится непосредственная работа (кислоты, лакокрасочные материалы, щелочные растворы, газы, пыль).
Влияние биологических факторов актуально для тех специалистов, которые работают с бактериями, вирусами, возбудителями инфекций и иными активными организмами, способными нанести реальный вред здоровью.
Показатели замеряют и сравнивают с установленными нормами. На основе результатов условиям труда присваивается класс от 1 до 5.
Эксперты не обязаны проверить каждое рабочее место. Они могут составить оценку по результату аттестации выборки из аналогичных условий труда.
При этом закон освобождает от необходимости проверять рабочие места сотрудников, которые трудятся на дому или дистанционно.
Оценка условий труда
Государство установило обязанность руководства каждого предприятия по оценке условий труда. С 2014 года введен новый порядок ее проведения, закрепленный в 426 ФЗ. Документ содержит подробное описание процедуры, сроки ее исполнения и дальнейшее применение результатов. Кроме аттестации рабочих мест при оценке учитывается интенсивность трудового процесса, наличие у персонала допусков (включая медосмотры, обучение по технике безопасности и т.д.).
Если раньше руководству разрешалось производить оценку самостоятельно, то сейчас ее проведение закреплено в 426 ФЗ за отдельными организациями, которые должны быть независимы, аккредитованы и занесены в специальный реестр, утверждаемый Правительством. Если фирма была допущена до оказания данного вида услуг до вступления закона в силу, то она имеет право проводить аттестацию рабочих мест без дополнительного подтверждения полномочий.
Процедура спецоценки
Процесс оценки представляет собой скоординированную работу аккредитованных экспертов и ответственных, назначенных руководством проверяемой фирмы из числа ее сотрудников.
Основные этапы процедуры оценки:
Создание комиссии
- Создание комиссии, которая будет отвечать за организацию работ сторонних экспертов от лица предприятия (в число членов обязательно включают специалиста по охране труда).
- Составление реестра рабочих мест.
- Утверждение графика оценочных работ.
- Выбор и привлечение аккредитованной организации (процедура платная и основана на договорных отношениях).
- Проведение работ по оценке (определение соответствия нормативам, выявление вредных факторов и т.д.).
- Заполнение и утверждение формы отчета.
- Информирование о результатах сотрудников, Трудовой инспекции и ФСС.
- Устранение выявленных нарушений, учет результатов работы комиссии в дальнейшем трудовом процессе.
Законодательство четко разграничивает полномочия сторон и их ответственность за процесс проверки и оформления результатов в ФЗ №426.
Сроки оценки
Если до издания закона рабочие места на предприятии прошли аттестацию, ее результаты остаются действительными в течение пяти лет.
Если в результате аттестации присвоен класс опасности от 3 до 5, то проверка таких рабочих мест по законодательству должна проводиться каждые пять лет.
Внеочередную проверку руководитель обязан проводить на рабочих местах:
Необходимость оценки
- до ввода в эксплуатацию, если они были организованы с нуля (первичная)
- если инспекторы Роструда имеют предписание на внеплановую аттестацию
- когда внесены изменения в технологический процесс или поставлено принципиально новое оборудование, которое может изменить показатели предыдущей аттестации в части вредных воздействий или возможной опасности
- если предприятие сменило материалы или сырье
- когда произошла качественная замена спецсредств, предназначенных для защиты персонала от вредных воздействий
- при наличии на предприятии фактов, являющихся последствием влияния условий труда на сотрудников (несчастные случаи, профессиональные болезни)
- если на дополнительной проверке настаивает профсоюз, и его решение обосновано
Для внеплановых аттестаций установлен срок от полугода до года, с момента возникновения основания для проверки.
Кроме регулярной спецоценки, условия труда могут проверить государственные органы, согласно ст. 216.1 ТК.
Новая процедура оценки условий труда позволяет избежать формализма и предоставления руководством фиктивных отчетов. Это благотворно влияет на диагностику организации работы граждан страны на всех предприятиях, обеспечивает дополнительную защиту их прав и дает возможность людям получать положенные компенсации, если условия их труда не оптимальны.
Компенсация сотрудникам
Материальное возмещение Трудовой кодекс предусматривает только для тех сотрудников, чьи условия труда опасны или вредны для здоровья (ст. 219). При этом варианты компенсации должны быть отражены в договорах – трудовом и коллективном, а также в локальных актах фирмы.
Компенсацией со стороны работодателя по закону выступают:
- предоставление сотруднику до 36 часов работы еженедельно (ст. 92 ТК)
- ежегодный оплачиваемый отпуск сроком от недели, полагающийся в дополнение к основному (ст. 117 ТК)
- бесплатное лечебное питание, молоко (ст. 222 ТК)
- повышенная на 4% от ставки оклада заработная плата (ст. 147 ТК)
Кроме того, сотрудники имеют право на льготное исчисление пенсии, оплату оздоровительного отдыха и лечения.
От части льгот работник может отказаться, попросив заменить их материальной компенсацией. К такой категории относятся дни дополнительного отпуска, траты на лечение и положенные бесплатно продукты питания.
Обязательные компенсации, установленные законом, могут быть по желанию руководства фирмы дополнены. Так практикуется надбавка к заработной плате сотрудникам, работающим в условиях интенсивного труда. Муниципальные власти могут вводить свои льготы и коэффициенты, повышающие оплату работ для персонала вредных и тяжелых производств подотчетного региона.
Грамотный подход к оценке условий труда и правильное применение ее результатов позволяют работодателям эффективно управлять персоналом, избегать нарушения его прав, формировать лояльное отношение сотрудников к предприятию. Такая организация работы позволит поддержать достойный уровень производительности труда.
Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.
© 2020 Право Денег · Копирование материалов сайта запрещено
Москва, Новогиреевская улица, 21 | Контакты | Карта сайта