Противопоказания к брейк дансу
Мамочкам
13 июня 2013
Рекомендации родителям дает профессиональный тренер
Брейк-данс (буквально с англ. – «ломаный танец»), он же брейкинг, сегодня снова на пике популярности. Оправданны ли опасения родителей, чьи дети отдают предпочтение брейк-дансу? Взвесить все «за» и «против» нам поможет калининградский тренер по брейкингу, призер и победитель фестивалей в России, странах СНГ и Европе Сергей Смагин.
– Заниматься брейк-дансом могут дети практически любого возраста, – рассказывает Сергей Смагин. – Пол ребенка тоже не имеет значения. Девочки зачастую ни в чем не уступают мальчикам, а бывает, и превосходят их в чем-то. Важно грамотно подобрать нагрузки для каждого. Брейк-данс – это «два в одном»: с одной стороны, танец, с другой – физические упражнения, укрепляющие мышцы. При этом важно, что это не просто базовые движения и элементы, но и широкий простор для творчества. Ну и, в конце концов, брейкинг – это отличное хобби для вашего ребенка.
Никакой специальной подготовки не требуется (хотя она всегда приветствуется). В школу приходят как дети «с нуля», так и после различных спортивных секций. Брейк-данс – это своего рода и терапия для закомплексованных, неуверенных в себе детей. Интересно наблюдать, как уже через несколько занятий начинают «раскрываться» новички группы. Постепенно приходит уверенность в себе, исчезает скованность (психологическая и физическая). На тренировках атмосфера всегда дружественная, действует негласный закон – танцоры всегда поддерживают друг друга.
Конечно, в брейк-дансе не исключена возможность травм. Но брейкинг вполне безопасен при соблюдении танцорами элементарных базовых правил.
– Травмы возможны, – признает Сергей Смагин. – Но исключительно в тех случаях, когда желание произвести впечатление на зрителя доминирует над разумом. Общеизвестные ошибки в брейкинге – это пренебрежение разминкой, спешка при освоении новых элементов и «гиперболизация» собственных возможностей. За тем, чтобы ребенок их не допускал, и обязаны строго следить тренеры.
Справка «СК»
В Калининграде и области работает 10 школ и студий брейк-данса. Опытом танцоры делятся на местных и выездных соревнованиях – «баттлах» (от англ. «битва»). Особую роль играют «джемы» (от англ. «jam» – в значении совместного действия) – «выходы» в так называемых кругах, когда нет никаких ограничений и судей. Танцоры просто получают удовольствие от того, что делают. Средняя стоимость обучения в школе брейк-данса в Калининграде составляет 1 200 рублей в месяц (2 занятия в неделю по 1,5 часа).
Комментарии врачей
Главный врач детской областной больницы Станислав Мальцев:
– Брейк-данс? Очень впечатляюще! Но, как врач, отношусь к этому танцевальному направлению двояко. Бесспорно, нельзя отрицать положительного влияния брейкинга на физическое и психологическое развитие ребенка, однако важно, чтобы уровень сложности используемых элементов и связок соответствовал уровню подготовки танцора. И конечно, необходимо учитывать медицинские противопоказания – это любые расстройства кровообращения, некоторые патологии желудочно-кишечного тракта, неврологические заболевания.
Травматолог-ортопед, кандидат медицинских наук Дмитрий Ибрагимов:
– Вижу в занятиях брейк-дансом исключительно положительные моменты! Следует отметить его благотворное влияние на развитие мозжечка, отвечающего за координацию движений (чему способствуют фиксированные стойки танцоров), развитие мышечной системы (благодаря специально подобранной системе тренировок и физических нагрузок). В общем, занимайтесь на здоровье! А травмы? Травмы могут быть везде, даже в балете, например. Главное, будьте разборчивы при выборе школы и тренера!
17.10.2014 08:04
Как научится брейк дансу детям
Брейк данс потенциально является опасным танцем как для детей, так и для взрослых. В брейке, как и в любом подвижном виде деятельности, есть риск падений и получения различных травм. Поэтому мы расскажем об основных моментах, как научится брейк дансу детям и не травмировать себя (по крайней мере, свести риск травмы к минимуму).
Как научится брейк дансу детям: качественная разминка
В брейке есть много таких элементов, которые не стоит делать без предварительной подготовки связок и мышц, поскольку в противном случае можно получить определенные травмы (растяжения, микроразрывы и пр.). Большинство самостоятельно занимающихся брейкеров-новичков пренебрегают разогревом и разминкой, считая данную часть тренировки излишней, о чем потом часто жалеют.
Как научится брейк дансу детям: работа на публику
Излишне амбициозные новички часто во время тренировки пытаются произвести впечатление на окружающих. Попытка продемонстрировать свой уровень мастерства или показать свое превосходство обходиться им довольно дорого. Причем чем сложнее элемент танца, который пытаются продемонстрировать, тем больше риск неудачи, а ее последствия — хуже. Поэтому позерство излишне, особенно при небольшом опыте.
Как научится брейк дансу детям: импровизация в незнакомом месте
На тренировках старайтесь тщательно изучать места и на каждом новом месте следует внимательно осмотреться. Умение осматривать новые места одним взглядом придет с опытом. Необходимо учитывать общую обстановку и качество поверхностей (фактура, скольжение, трение). Постарайтесь сразу учесть сложность возможных для исполнения элементов на данном месте с учетом Вашего уровня подготовки, а также уровень риска при этом. На тренировке некуда спешить, поэтому внимательно осматривайте место, на котором собираетесь заниматься.
Как научится брейк дансу детям: усталость
Излишний энтузиазм, который часто бывает на тренировках, никак не оправдывает полученные при усталости травмы. Интенсивные тренировки, которые длятся по 6-7 часов, приводят к снижению работоспособности мышц и к потребности в отдыхе.
Как научится брейк дансу детям: страх
Все люди (а дети в особенности) чего-то бояться. Некоторые высоты, другие скорости, третьи травмироваться. В любом случае, страх является основным проявлением инстинкта нашего самосохранения. И страх выполнения определенных элементов танца будет исчезать постепенно с ростом опыта и уровня мастерства. Если Вы чего-то боитесь, то не стоит делать это сразу. Всегда адекватно оценивайте свой уровень усталости. Если Вы боитесь чего-то — это значит, что Вы еще не готовы к этому. Не нужно делать элемент через страх, так как он мешает сосредоточиться.
Как научится брейк дансу детям: неуверенность
Неуверенность в себе и собственных возможностях всегда следует учитывать. Неуверенность, как и страх, мешает нам при выполнении различных элементов танца. Иногда она мешает даже больше, чем страх, поэтому и последствия могут быть серьезнее. Наибольшая же ошибка — это когда неуверенность возникает у танцора непосредственно во время исполнения элемента. Поводом для появления сомнений в своих собственных силах может служить как отсутствие достаточного опыта, так и длительный перерыв в тренировках, например, после травмы и т.д. В этом случае можно посоветовать тренироваться, оттачивать технику, постепенно восстанавливать и поднимать свой уровень, а также стараться осваивать аналогичные, вызывающие сомнения элементы, но в более простых вариациях или более безопасных условиях. Со временем неуверенность полностью исчезнет. Помните о том, что не стоит спешить.
Как научится брейк дансу детям: погода
Погоду обязательно нужно учитывать при занятиях брейком на улице. Такой фактор, как жара, является неблагоприятным, ведь интенсивные физические нагрузки особенно сильно воздействуют на сердце при жаркой погоде, а обезвоживание за счет высокого потоотделения приводит к возникновению дисбаланса солей во внутренней среде организма.
Как научится брейк дансу детям: одежда
Правильная экипировка является крайне важным фактором при занятиях любым видом спорта или танцами. Прежде всего следует подобрать себе хорошую и удобную обувь. Кроссовки должны хорошо фиксироваться на ноге, выдерживать экстремальные нагрузки даже при необычных положениях ноги человека на опоре, они не должны болтаться на ноге, жать и вызывать чувство дискомфорта. При изучении новых для себя элементов всегда одевайте «броню»: наколленники, налокотники, эластичные бинты, шапки и пр. В целом же одежда для занятий брейкингом не должна как-либо ограничивать движения.
При этом не рекомендуется:
- использовать штаны с дополнительными замками, молниями и пр., так как в случае падения на них можно получить травмы;
- тренироваться в кедах или кроссовках с развязанными шнурками;
- спускать штаны до уровня паха;
- надевать джинсы, которые ограничивают или снижают подвижность ног.
Запомните, что риск травматизма никогда не оправдывается имиджем, а подбор одежды осуществляется исходя, в первую очередь, из соображений безопасности и удобства.
Как научится брейк дансу детям: состояние здоровья
При некоторых заболеваниях, медицинских противопоказаниях общих физических нагрузок и нагрузок на опорно-двигательный аппарат заниматься брейком не рекомендуется. В число таких заболеваний входят: приобретенные и врожденные травмы, которые ограничивают подвижность суставов, сахарный диабет, заболевания суставов, позвоночника, органов дыхания, сердца и пр. Поэтому, если со здоровьем есть какие-либо проблемы, то лучше вначале проконсультироваться и получить одобрение на занятия у своего врача.
Если же на тренировке Вы получили травму и самостоятельно оценить степень ее тяжести Вы не можете, то нужно немедленно прекратить тренировку, предупредить преподавателя и показаться врачу (травмолог, хирург) либо обратиться в травмпункт.
Брейк-данс однозначно нельзя назвать плавным и грациозным танцем. Это экспрессия, это быстрота движений и это ловкость. Требуется неплохая физическая подготовка, чтобы выйти на профессиональный уровень в данном танцевальном направлении. В основном ими занимаются мальчики (дети или подростки), но и девочки тоже не отстают в этом направлении. Несмотря на то, что в том танце невозможно показать свою женственность, многие девушки записываются именно на него.
Чаще всего на брейк-данс записывают детей. Они проявляют огромный интерес к этому танцевальному направлению. И это даже хорошо. На тренировках они смогут выплеснуть всю накопившуюся энергию за день, проведённый в школе. Детям нужно много двигаться, чтобы потом «не сходить с ума» дома.
Также можно улучшить свою физическую подготовку. Всё, что раньше казалось непреодолимым (например, дистанция в несколько километров) покажутся уже не такими страшными и сложными. Дети физически будут себя чувствовать намного лучше, нежели до занятий танцами.
Брейк-данс развивает отличную координацию, ловкость и силу. Человек сможет лучше ориентироваться, потому что танец предполагает быструю смену движений под музыку. Также разовьётся отличная ловкость, которая всегда пригодится по жизни.
Дети будут чувствовать себя намного увереннее в себе, особенно мальчики. Несмотря на то, что брейк-данс давно существует в культуре, это не отменяет его популярности, особенно среди подростков. Человек будет ощущать в себе внутреннюю силу, моральный дух. Он будет чувствовать себя кем-то. А если занятия будет приносить ему особое удовольствие, то он сможет добиться высоких показателей, что значительно повысит его самооценку.
Импровизация приветствуется в брейк-дансе. Танцор сможет раскрыть свой творческий потенциал и внести что-то новое в это направление, например, движения. Эксперименты только приветствуются. Брейк-данс – это уличные танцы, которые не предполагают собой какой-либо жёсткой строгости. Творческий склад ума и понимание танца не даёт устареть этому направлению, движет его вперёд и совершенствует.
Пластика и осанка во время занятий брейк-дансом могут значительно улучшиться. Данное танцевальное направление является отличным средством от сколиоза и внутренней и внешней скованности. Человек чувствует улучшения в плане здоровья, а также некоторую моральную свободу, потому что любой танец помогает раскрепоститься.
Мышцы у танцора становятся крепче, потому что во время танца задействованы все группы мышц. Благодаря усиленным и частым тренировкам можно забыть о какой-то дряблости. Тело будет подтянутым и спортивным.
Активность и подвижность – главные критерии брейк-данса. Они отлично сжигают лишние калории. Занятие этим танцем помогут быстро привести себя в порядок, а также будут держать идеальную форму тела.
Брейк-данс относится к кардиотанцам, поэтому он способен улучшить сердечно-сосудистую систему человека, а также вывести все вредоносные вещества из организма, что, несомненно, является плюсом.
В брейк-дансе не придётся тщательно заучивать движения, ведь импровизация здесь играет главную роль. Заучивание – это скучно, многим некоторые движения не даются, и они падают духом. Танцор сможет проявить себя, расслабиться, почувствовать свободу действий, что принесёт ему моральное облегчение.
Если вы хотите стряхнуть с себя вечную усталость, малоподвижность и апатию, то лучше всего начать заниматься брейк-дансом. Энергичные движения не заставят вас соскучиться.
Спорт является частью физической культуры, которая служит интересам общества, реализуя воспитательную, подготовительную и коммуникативную функции. Важно понимать глобальную роль физической культуры в развитии общества, связанную не только с сохранением здоровья и физической подготовленностью человека, но и с формированием целостной, многогранной личности, и особенно в системе современного образования.
Хорошо известные и зарекомендовавшие себя виды спорта традиционно остаются в арсенале средств физической культуры. Однако, в настоящее время, активно развиваются и пользуются большой популярностью среди молодежи нетрадиционные виды упражнений и спорта. Условно их можно объединить в следующие группы: технические виды (бодибилдинг, виндсерфинг, пауэрлифтинг, фристайл и др.), игры (бейсбол, сквош, сепактакроу, шафл-борд и др.), единоборства (армрестлинг, каратэ, кикбоксинг и др.), гимнастика и танцы (аквоаэробика, калланетика, степ-аэробика, шейпинг, брейк-данс и др.). Особенно распространен такой вид спорта, как танцы в стиле брейк-данс среди школьников. Создаются секции в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, а также самостоятельные школы танцев.
К сожалению, при занятиях активными танцами, к которым принадлежит брейк-данс, неизбежно происходят различные травмы. Упражнения и элементы танцев в таком стиле аналогичны элементам гимнастики, что дает возможность прогнозировать и снижать травматизм, основываясь на огромном опыте тренировок гимнастов.
Повреждением, или травмой, называют воздействие на организм человека внешнего фактора, нарушающего строение и целостность тканей, и нормальное течение физиологических процессов. От характера травмируемой ткани различают кожные (ушибы, раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей и пр.) и полостные (ушибы кровоизлияния, ранения груди, живота, суставов) повреждения. Повреждения можно разделить на прямые и непрямые, в зависимости от точки приложения силы. Они могут быть одиночными (например, поперечный перелом бедренной кости), множественными (множественный перелом ребер) и др. По локализации повреждений тренирующихся чаще всего наблюдаются травмы конечностей, среди них преобладают повреждения суставов. В спортивном травматизме отмечается преимущественно поражение суставов — 38 %, много ушибов — 31 %, вывихи — 4 %.
При занятиях спортивной гимнастикой, а также танцами в стиле брейк-данс, чаще возникают повреждения конечности — около 70 % всех травм. Существует еще один вид травм — микротравмы. Это повреждения, получаемые клетками тканей в результате однократного (или часто повторяющегося) воздействия, незначительно превышающего пределы физиологического сопротивления тканей и вызывающего нарушение их функций и структуры. Именно такой травматизм особенно проявляется при повышенных нагрузках и при занятиях активными танцами на неокрепшем организме детей.
Необходимо отметить, что травмы для ребенка — это тяжелое испытание не только физического плана, но и психологического. Даже при благоприятном исходе травмы у многих детей и подростков отбивает желание продолжать заниматься спортом и, в частном случае, танцами. Как показывает практика, около 10 % детей перенесшие даже легкие травмы прекращают дальнейшие занятия, что говорит о важности поддержания психоэмоционального состояния ребенка в посттравматический период и обеспечить различные средства восстановления.
Анализ большого количества травм у школьников при занятиях спортом в течение 30 лет показал, что спортивный травматизм — это в определенной мере процесс управляемый. При организации надлежащих мер профилактики спортивные травмы можно свести к минимуму, особенно повреждение средней тяжести и тяжелые. Предупреждение спортивного травматизма основано на принципах профилактики повреждений с учетом особенностей отдельных видов спорта и, в частности, характеров упражнений и специфических движений. Кроме общих организационно-профилактических мер обеспечения безопасности на учебно-тренировочных занятиях, спортивных соревнованиях и мероприятиях в отдельных видах спорта существуют меры профилактики спортивного травматизма, присущие только конкретному виду спорта.
В данной работе выполним анализ факторов, которые в наибольшей степени влияют на уровень травматизма. Покажем пример выработки мероприятий по снижению травматизма на примере школы танца «Сила Воли» в г. Самара.
Для снижения травматизма при занятиях танцами необходимо понимать основные задачи предупреждения спортивного травматизма.
- Знание причин возникновения телесных повреждений и их особенностей в различных видах физических упражнений танца. Так как этот этап анализа в целом понятен и досконально освещен в различных источниках, то в данной работе он не описывается.
- Грамотная организация занятий. Этот пункт необходимо разделить на два подпункта.
а) Соблюдение четко разработанного плана при тренировке. Только четко разработанный план занятий подготовки учеников обеспечивает стабильное уменьшение уровня риска получения травм. Программа занятий разминки была разработана с учетом общепринятых опробованных методик спортсменов. Занятия по изучению элементов танца была разработана с учетом их постепенного усложнения.
Необходимо отметить разделение групп тренирующихся по подгруппам с учетом различного уровня физической и психологической подготовки.
б) Организация времени проведения занятий. При составлении графиков тренировок необходимо учитывать школьное расписание школьников. Анализ свободного времени школьников, которые записались в школу танцев, показал целесообразность определения времени тренировок в период времени с 15–00 до 17–00. Такое расписание позволяет школьникам отдохнуть после уроков в первую смену и приступать к тренировкам в хорошей физической форме. Данное расписание хорошо тем, что школьники приходят на тренировки после школьного обеда в столовой спустя около трех часов. При большем перерыве во времени увеличится количество тренирующихся, которые успевают пообедать второй раз уже дома, что оказывает негативное влияние на процесс тренировки и общее физическое после тренировок.
- Устранение ошибок в методике проведения занятий. Устранение ошибок методики занятий происходит путем анализа видеоматериалов с тренировок и выступлений групп обучающихся, а также привлечением специалистов хореографии.
Необходимо так же отметить пути профилактики травматизма в школе танцев «Сила Воли»: применения методов страховки (групповая и индивидуальная) и помощи. Недооценка и неправильное применение приемов страховки так же повышают риск получения травм.
Применяют следующие виды помощи:
‒ проводка — действия тренера, при котором происходит сопровождения тренирующегося в процессе упражнения;
‒ фиксация — задержка тренирующегося в определенной точке упражнения;
‒ подталкивание — помощь при совершении поворотов;
‒ комбинированные приемы и серийные приемы.
Так же важным условием является самостраховка и самоконтроль, что подразумевает способность самостоятельно принимать решения для обеспечения безопасности и выходить из опасных ситуаций.
Проводя анализ методов преподавания танцев различных школ в России, можно выделить такой положительный метод тренировки, как наставничество. К сожалению, не все школы практикуют данный метод. Тренирующимся только рассказывают способы выполнения упражнений, движений и показывают наглядные пособия. Метод наставничества подразумевает наглядную демонстрацию приемов с акцентами на характерные движения, что успешно реализовано в рассматриваемой школе.
- Обустройство мест проведения занятий и соревнований. При выборе мест проведения тренировок было выбрано одно из самых оптимальных помещений, отвечающее всем нормам и стандартам, предъявляемым к спортивным сооружениям и зданиям.
- Введение правил врачебного контроля на всех стадиях. Такой контроль проводится не только в процессе тренировки детей, но и при приеме в секции. В снижении риска возникновения различных травм большое значение имеют врачебно-педагогические наблюдения. Такие наблюдения проводятся во время занятий и во время соревнований.
Существуют факторы, вызывающие спортивные травмы, такие как состояние утомления, переутомления, перетренировка, индивидуальные особенности организма и др. Данные факторы учитываются в полном объеме.
- Применение соответствующей одежды и индивидуальных защитных средств. Для предотвращения травматизма необходим контроль за спортивной одеждой и обувью. Категорически запрещается ношение значков, цепочек, брошек, колец и других украшений. Несоблюдение таких правил может привести к травме тренирующегося или лица, выполняющего страховку. При выполнении сложных элементов танца, включающие стойки на голове, предусмотрено использование специальных шапок, наколенников, голеностопников, эластичных бинтов и другие средств защиты.
- Мониторинг психологического состояния школьников при занятии упражнениями. Нередко наблюдаются такие ситуации, в которых школьник не хочет «ударить в грязь лицом» и не отказывается от выполнения сложного для него упражнений. Необходимо научить тренирующихся адекватно оценивать свои силы. Отметим, что снижению травматизма способствует правильная профилактика состояния утомления. Повышенное утомление (переутомление, перенапряжение) способствует срыву приспособительных возможностей организма к нагрузке и резкому снижению спортивной работоспособности, повышенному риску травмирования.
Используемые в спортивной медицине средства восстановления и восстановительные мероприятия можно условно разделить на три группы: педагогические, психологические и медико-биологические. Конечно, это деление во многом условно, что говорит о целесообразности проводить комплексное применение перечисленных методов. Такая позиция позволяет достигнуть эффекта в максимально короткие сроки.
Педагогические средства восстановления включают в себя: индивидуализацию процесса тренировки, адекватные интенсивность и направленность нагрузки, рациональный режим тренировки и отдыха в зависимости от функционального состояния школьника. Таким образом, учитывая физическое и психологическое состояние каждого ученика, ему преподаются адаптированные упражнения.
К психологическим методам восстановления спортсмена можно отнести: психолого-педагогические методы, учитывающие индивидуальность каждого школьника, его эмоциональный уровень и степень контактности.
К медико-биологическим методам восстановления относятся: полноценность и сбалансированность пищи, режим питания, прием дополнительных количеств витаминов, незаменимых аминокислот и микроэлементов и другие. Целесообразно применять витамины и поливитаминные комплексы, энергонасыщенные препараты, специализированные белковые препараты различной направленности действия, антиоксиданты, иммуномодуляторы и др. Однако, применение таких препаратов необходимо только после консультации с лечащим врачом.
Проведя анализ решающих факторов, влияющих на снижение травматизма и его последствий тренирующихся детей в школе танца «Сила Воли» были сформулированы рекомендации:
- При проведении выступлений в других городах и области необходимо ознакомиться с возможностью вызова оперативного медперсонала.
- При проведении тренировок в своем спортзале необходимо иметь аптечку не только в арендованном помещении, а непосредственно в тренировочном зале.
- Для улучшения психологического состояния ребенка на соревнованиях необходимо по возможности присутствие родителей. Это обусловлено не только моральной поддержкой, но и снятием определенного числа бытовых задач. Например, ребенку не надо будет заботиться о сохранности личных вещей, не будет необходимости организации питания и др. Исходя из этого, предлагается проводить активную разъяснительную работу с родителями о важности их присутствии на соревнованиях (выступлениях).
- Для более досконального анализа методики тренировок необходимо приобрести высококачественные видео камеры.
- Приглашать сторонних специалистов для разработки новых методик тренировок.
- Для более интенсивного разогрева мышц и суставов применять шерстяные согревающие повязки.
- Анализ преподавательской методики выявил необходимость усилить развитие методов реализации координационно сложных упражнений. Такие сложные упражнения бывают не всегда понятны тренирующимся детям. Необходимо разработать дополнительные подводящие упражнения, имеющие аналогичную техническую структуру, но значительно легче конечных выполняемых упражнений.
Таким образом, рассматривая проблему профилактики травматизма у школьников при занятии танцами, в частности брейк-данс, можно сделать вывод о том, что его уровень в целом контролируемый, зависящий от множества факторов. Задача тренеров и педагогов заключается в постоянном анализе и прогнозе возникновения травмирующих факторов, а также в постоянном контроле физического и психологического состояния тренирующихся.
Основные термины (генерируются автоматически): спортивный травматизм, снижение травматизма, упражнение, травма, вид спорта, физическая культура, психологическое состояние, отдельный вид спорта, обеспечение безопасности, занятие танцами.