Противопоказания к деятельности практического психолога

Противопоказания к деятельности практического психолога

Противопоказания:

* незрелость личности;

* низкая сила «ЭГО»;

* низкий интеллект;

* отсутствие эмпатии;

* недостаточная независимость мнения;

* невозможность решать свои проблемы;

* излишняя заторможенность;

* плохое сопротивление стрессу;

* потребность в гиперопеке;

* высокая тревожность;

* чувство виновной ничтожности.

Рекомендовано развивать в себе:

– логичность мышления;

– независимость мышления;

– точность;

– изобретательность;

– внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).

Культура речи практического психолога

Речь – вербальная коммуникация, т.е. процесс общения с помощью языка. Она является универсальным средством передачи информации и смысла.

Виды речи:

* внутренняя;

*внешняя: устная

письменная.

Профессиональное общение психолога:

* заинтересовать собеседника и объяснение ему, чем вызван ваш интерес к беседе

* подчеркнуть ценность и последствия беседы

* использовать соответст. условия для беседы, виды слушанья, правильную технику слушанья

* учитывать интересы, мотивы, чувства, стиль собеседника

* уважать его мнение, ход рассуждений

* избегать преждевременных выводов и решений в начале беседы

* не давать оценок и советов

* ясно и просто формулировать свои мысли

* помнить о целях беседы и её задачах
AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

* придерживаться оптимальной интенсивности тока и темпа беседы, соблюдать паузы для отдыха и осмысления сказанного

* следить за ходом беседы, поведением собеседника, стараться восстановить контакт при его нарушении

* при официальном общении психолог должен находиться за столом напротив

* при неофициальной беседе – во втором или 3-ем кресле.

Общая характеристика системы «человек – машина» (СЧМC)

Эта система в отличии от других чисто технических систем, характеризуется особенностями, которые присущи человеческой деятельности:

1) универсализм – человек может используя по-новому те или иные свойства системы, применять её для решения других задач. которые не планировались при проектировании системы и не предусматривались инструкцией

2) адаптативность – приспособление системы к изменяющимся условиям, её функционирования (применение алгоритмов, изменение характеристик системы по отношению к входным сигналам)

3) помехоустойчивость – возможно дублирующее восприятие (слух + зрение) для увеличения помехоустойчивости.

4) резервирование – возможно компенсирование в случае отказа машины (те функции, которые подходят по физич. характеристикам для человека) и ликвидация неполадок техники.

5) изменчивость:

* положительная (приспособление к изменениям в работе системы)

* отрицательная (сильная зависимость от факторов, которые могут ухудшить состояние – утомление, болезнь).

СЧМС характеризуется эффективностью:

а) производственной (насколько приспособлен для решения задачи)

б) соц. – личностной (формирование навыка, изменение к цели деятельности)

Свойства СЧМС: (необходимы для решения поставленных задач и адекватности системы):

* информационная организация (наличие всей необходимой информации)

* наличие физических характеристик (устройства включения, переключения)+ мотивы и потребности человека

* обеспечивающие процессы (материально-техническое обеспечение)

СЧМС также характеризуются:

1) выходными показателями

2) ценой функционирования (затраты энергетических и материальных средств + напряжение физических и психических свойств человека).

Классификация СЧМС

Основу СЧМС составляют 4 признака:

1) целевое назначение системы

2) характер человеческого звена

3) тины структуры машинного звена

4) взаимодействие компонентов системы

По целевому назначению системы выделяют:

* управляющие (автомобили, самолёты)

* обслуживающие (контроль за состоянием техники, поиск неисправности)

* обучающая (обеспечивает у человека выработку определ. навыков)

* информационная (обеспечивает поиск, накопление и получение необходимой человеку информации)

* исследовательская (использование при анализе тех или иных явлений при поиске информации).

По характеристикам человеческого звена система делится на:

*моносистемы (один человек и несколько устройств)

* полисистемы (коллектив операторов + комплекс технических устройств).

По характеру машинного звена выделяют 4 класса:

1) инструментальные системы (приборы, инструменты)

2) простые системы (стационарные и нестационарные технические устройства + человек)

Читайте также:  Сельдерей листовой лечебные свойства и противопоказания

3) сложные системы (вычислительный комплекс, энергетическая установка + человек)

4) технические комплексы (атомная станция с операторами).

По типам связи человек и машина:

* системы непрерывного взаимодействия (человек ведёт постоянный контроль и управление техническим персоналом)

* системы эпизодического взаимодействия (контроль и управление)

* регулярные, но эпизодические.

Показатели качества СЧМС

При выборе показателей эффективности СЧМС необходимо руководствоваться:

1) Объективно характеризовать качество выполнения задачи

2) иметь ясный и однозначный физический смысл

3) достаточно простая, чтобы можно было проанализировать и вычислить

4) при многоуровневой структуре необходимо выявить частые показатели, которые характеризуют каждый элемент жизненной структуры – при этом должно быть возможно соединить их в один показатель.

Показатели эффективности – это вероятность выполнения задачи (процентный показатель отношение эффективности и стабильности).

При выявлении качества деятельности человека-оператора необходимо учитывать:

физические и психологические затраты на точность, временный показатель и надёжность труда.

При изучении качества деятельности важное значение придаётся работоспособности:

* энергетический аспект (физиологические особенности человеческой деятельности)

* процессы, связанные с переработкой информации

* выполнение мыслительных действий (по результатом либо при помощи тестов).

Понятие «оперативная деятельность». Классификация видов операторской деятельности

Операторская деятельность – вид трудовой деятельности, который заключается во взаимодействии человека с предметом труда, машиной и внешней средой, управление ими через информационные системы и средства управления.

Наиболее характерная черта:

оператор не имеет возможности непосредственного наблюдения за управляемыми объектами и пользоваться информацией, которая поступает по каналам связи.

Деятельность осуществляется не с реальными объектами, а с их заместителями или образами, т.е. деятельность с информационными моделями реальных объектов (множество сигналов о состоянии управляемого объекта, среды и способов взаимодействия на них для выполнения операторских задач), т.е. это своеобразный имитатор, который отражает все существующие свойства объектов, необходимых для управления, для анализа и оценки ситуации, принятия решений, оценка результатов.

Источник

Профессионализм и отношение к труду являются важными характеристиками морального облика личности. Они имеют первостепенное значение в личностной характеристике индивида Особенности труда этой проф. усложняют моральные отнош и к ним прибавляется нов элемент: взаимодействие с людьми — объектами деят-сти. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее знач. Общество рассматривает нравственные качества работника как 1 из ведущих элементов его проф. пригодности.

Важные факторыпроф. пригодности: является гуманистическая направленность его личности,явля-ются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость социальная адаптированность. В структуре личности психолога: хорошее IQ, воображение, сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность, целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др..Такие психоаналитические качества: самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.А также коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать. Творческий потенциал, т.е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.

Профессиональная компетентность практического психолога

Понятие «профессиональная компетентность» обозначает характеристику субъекта деятельности быть способным выполнять свои профессиональные обязанности на уровне современных требований. Компетентность – это то, чего достиг из желаемого или полагаемого (требуемого) обучающийся.

Профессиональная компетентность психолога включает в себя профессиональные знания, умения, навыки и способности. Профессиональная компетентность характеризуется также диапазоном профессиональных возможностей, совершенным владением инструментарием, приемами и технологиями профессиональной деятельности. Она проявляется в творческом характере его деятельности, в активном поиске новаторских подходов и инновационных технологий, личной инициативе и профессиональной коммуникабельности.

Профессиональные знания охватывают не только знания по психологии, но и определенную совокупность знаний различных областей наук. Профессиональные умения предопределяют успешность практического психолога, его способность применять психологические знания на практике. Профессиональные навыки -это профессиональные действия, которые позволяют психологу легко и уверенно выполнять работу.

Читайте также:  Противопоказания татуажа век стрелки

В современных условиях развития общества для психолога приобретает особое значение профессиональная гибкость, способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к решению профессиональных задач в новых условиях. Поэтому основой профессиональной успешности психолога являются его личностные качества.

К коммуникативным качествам психолога можно отнести: привлекательность, тактичность, вежливость, умение слушать, слышать и понимать другого человека. Профессиональная компетентность и профессионально-значимые качества личности психолога являются основными условиями профессиональной успешности практического психолога. 

Противопоказания к деятельности практического психолога

Противопоказания для профессии психолога: ненависть к людям, стремление мстить им непонятно за что, озлобленность; психическое нездоровье; неумение общаться с людьми, неспособность выстраивать с ними отношения на взаимоуважительной основе, наглость, вызывающее поведение. Это не только свидетельствует о бестактности или невоспитанности, но и является существенным препятствием для построения диологического взаимодействия с клиентом, представляет собой основу будущей манипуляции сознанием клиента, что является профессионально недопустимым; лень, безинициативность, пассивность в отношении приобритения знаний. Это сказывается на качестве проф.подготовки и на качестве будущей проф.деят-ти.

 Противопоказания:

 * незрелость личности;

 * низкая сила «ЭГО»;

 * низкий интеллект;

 * отсутствие эмпатии;

 * недостаточная независимость мнения;

 * невозможность решать свои проблемы;

 * излишняя заторможенность;

 * плохое сопротивление стрессу;

 * потребность в гиперопеке;

 * высокая тревожность;

 * чувство виновной ничтожности.

 Рекомендовано развивать в себе:

 – логичность мышления;

 – независимость мышления;

 – точность;

 – изобретательность;

 – внимательное отношение к людям (групповая работа, тренинг лидерства, тренинг межличностного общения).

Практич психолог не должен быть скован каким-то ограниченным кол применяемых им методов, он обязан уметь гармонично сочетать разнообраз приёмы и теории, чтобы иметь возможность помочь любому клиенту в любой затруднит ситуации, а не оказаться в рамках единствен шаблонного способа разреш разнородных проблем

Источник

План. 

  1. Проблема «модели
    специалиста» психолога труда 
    и профконсультанта
  2. Психолог-профконсультант
    как возможный посредник между самоопределя-ющимся
    человеком и культурой
  3. «Кризисы разочарования»
    и основные этапы развития психолога-профессионала
  4. Интеллигентность
    как возможный ориентир профессионального
    развития психолога-практика
  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема «модели
специалиста» психолога 
труда и профконсультанта
 

Сама идея
«модели специалиста», тем более 
применительно к такой творческой
и сложной профессии как психолог
вызывает иногда сомнение. Обычно приводится
примерно такое обоснование: невозможно
втиснуть в «модель» все характеристики
профессиональной деятельности (вместе
с необходимостью импровизировать 
в труде), а также невозможно выделить
общепризнанный, стандартно-образцовый
«профиль личностных и профессиональных
качеств специалиста», под который 
можно было бы «подгонять» будущих 
психологов. Скорее всего, такой профиль 
должен включать качества типа «доброта»,
«умение общаться», «любовь к 
людям (или к детям)», «порядочность»
и т.п. Но, как известно, некоторые
(если не многие) известные психологи 
обладали неуживчивым и даже скандальным 
характером (например, З. Фрейд) и были
далеки от образца «внешней благодетели 
и пристойности», являя собой 
лишь пример внутренней порядочности
и научной добросовестности. Но как 
безошибочно определить именно внутренние
достоинства профессионала, да еще 
соотнести их с требованиями «профессионального 
профиля специалиста»?

         
Одной из наиболее острых проблем 
при составлении «модели специалиста» 
является проблема построения «модели 
личности специалиста». Традиционно 
психологи с помощью тестов 
выделяют наиболее выраженные 
по разным шкалам и параметрам 
личностные качества успешно 
работающих специалистов и, таким 
образом, вроде бы и получается
«личностный профиль специалиста».
Но как измерить в баллах 
способность к творчеству, которое 
само по себе перечеркивает 
все нормы и стандартизированные 
оценки? Как измерить любовь к 
людям, порядочность, профессиональную 
и человеческую совесть? А ведь 
все это является нередко более 
важными составляющими профессионального 
успеха психолога, чем его знания 
и владение методиками.

         
Чтобы хоть как-то выйти из 
тупиковой ситуации, специалисты 
иногда идут «от противного»,
пытаясь выделить явные противопоказания 
для работы в качестве психолога. 
Такими противопоказаниями для 
психолога могут быть:

         
1. Ненависть к людям, стремление
«мстить» им непонятно за 
что. К сожалению, есть такие 
озлобленные люди, которые сами 
нуждаются в психологической 
помощи, и которых самих к людям 
лучше не подпускать. Тем более 
страшно, когда такие «человеконенавистники»
сами умудряются получать дипломы 
о высшем психологическом образовании 
и занимаются психологической 
практикой.

         
2. Откровенное психическое нездоровье.
Понятно, что психически больной 
«психолог» просто может оказаться 
опасным для своих клиентов, особенно 
когда он работает с детьми 
и подростками. Заметим, что 
сами школьники, отвечая на 
вопрос: «с каким психологом, с 
какими отрицательными качествами 
Вы не хотели бы иметь дело?»,
в большинстве случаев выделили 
такие характеристики, как «неумение 
общаться» и «психические заболевания».

Читайте также:  Просвирник лечебные свойства и противопоказания

         
3. Неумение общаться, неспособность 
выстраивать с людьми отношения 
на взаимоуважительной основе. При 
проведении различных «собеседований» 
с поступающими на психологические 
факультеты абитуриентами сразу 
бросаются в глаза те из 
них, кто ведет себя нагло 
и вызывающе, а главное — постоянно 
перебивает собеседника, стремясь 
подчеркнуть сое превосходство. 
Применительно к будущей работе 
психолога — это не просто бестактность
или невоспитанность, это препятствие
для построения подлинно диалогического
взаимодействия с клиентом (или с коллегами),
это основа будущей манипуляции сознанием
клиента, что для психолога должно рассматриваться
как страшнейший «профессиональный
грех».

         
4. Применительно к будущему студенту-психологу 
можно выделить и такие нежелательные 
качества как «лень», безынициативность, 
а также — пассивную установку 
на то, что преподаватели «должны»
постоянно интриговать и развлекать 
студентов на своих занятиях.
При этом студентам остается 
лишь оценивать, какой преподаватель 
сумел их больше «увлечь», кто 
«большая/или меньшая очаровашка»
и с каким преподавателем им
«вообще интереснее». Можно 
представить себе студента-психолога, 
окажись он на лекции тех 
преподавателей, которые, являясь 
признанными авторитетами в своей 
области психологии, никогда не «заигрывают»
со студентами и даже не 
стремятся им непременно «понравиться».

         
При рассмотрении основных требований
(и противопоказаний) к профессионалу-психологу 
следует вспомнить и о неизбежном 
формировании у опытных специалистов 
индивидуального стиля трудовой 
деятельности, который сложно подогнать 
под какие-то общепринятые стандарты 
и профили. Общая логика формирования 
индивидуального стиля профессиональной 
деятельности психолога предполагает 
следующие важные моменты:

         
1. Сначала психолог опирается 
на уже имеющиеся у него 
способности и умения, постепенно 
приспосабливая их к решению 
своих профессиональных задач.

         
2. Далее на основе имеющихся 
качеств и умений нередко возникают 
новые, ранее отсутствующие качества.

         
3. Наконец, постепенно формируется 
сложная взаимосвязанная система 
адаптированных и новых профессионально 
важных качеств. Такую систему 
качеств В.С. Мерлин называл 
«симптомокомплексом» и отмечал 
при этом: «Индивидуальный стиль 
деятельности следует понимать 
не как набор отдельных свойств, 
а как целесообразную систему 
взаимосвязанных действий, при помощи 
которой достигается определенный 
результат. Отдельные действия 
образуют целостную систему именно 
благодаря целесообразному характеру 
их связи» (Мерлин, 1986. С. 166-167). Обращаем 
внимание, что для полноценного 
формирования специалиста-психолога 
также важнейшую роль играет 
ориентация на какую-то цель (или 
даже идею), которая и мобилизует 
как различные знания и умения,
приобретаемые в ходе обучения 
в вузе, так и постепенно накапливаемый 
опыт самостоятельной практической 
работы. Самое печальное здесь 
— отсутствие такой идеи, что не 
позволяет навести порядок в 
имеющихся знаниях и умениях, 
не позволяет обобщить свой 
опыт, так и оставляя его на 
уровне «мусора», т.е. на уровне 
несистематизированной, не связанной 
общей идеей «кучи» из отдельных 
впечатлений, знаний, умений и 
т.п.

         
Можно также выделить основные 
этапы формирования индивидуального 
стиля деятельности психолога:

На первом
этапе важно осваивать профессиональную
деятельность по уже отработанным схемам
и процедурам, т.е. научиться работать
так, «как положено». Именно это 
гарантирует успешное выполнение поставленных
задач. На данном этапе возможно выделение 
следующих подэтапов:

общая ориентировка
в данной деятельности, когда начинающий
работник «в целом» уже знает
(или представляет) как надо работать,
но саму работу в целом выполнять 
еще не может;

освоение 
отдельных действий и операций, а 
также — отработка отдельных процедур,
приемов и методик работы;

освоение 
деятельности в целом (по нормативно-одобряемому,
«правильному» образцу).

На втором
этапе уже более опытный специалист
(научившийся выполнять отдельные 
задания и даже освоивший определенные
виды профессиональной деятельности в 
целом) может позволить себе некоторое 
отступление от нормативно-одобряемых
образцов работы. Здесь можно выделить
примерно следующие подэтапы:

возникновение
общей идеи работы по-новому, по-своему
(хотя бы примерное представление, как 
можно успешно выполнять профессиональную
задачу иначе, чем это делается обычно);

проба и освоение
отдельных действий по-новому;

постепенное
проектирование и освоение всей деятельности
по-новому, т.е. формирование своего, индивидуального 
стиля профессиональной деятельности.  

Самое главное 
при формировании индивидуального 
стиля труда — не спешить и всегда
иметь обеспеченные «тылы» в 
виде освоенной ранее деятельности
по нормативно-одобряемому образцу,
гарантирующему успешное выполнение работы
в случае неудачного экспериментирования 
при выработке новых способов
деятельности.

         
Наблюдения за студентами и 
уже работающими специалистами 
позволяют выделить одну интересную 
закономерность. Обычно студенты 
и начинающие психологи, стремящиеся 
повысить свою готовность к 
будущей профессиональной деятельности,
больше внимания уделяют развитию 
своих знаний, а по возможности 
и умений. Взрослые, уже работающие 
психологи по мере своего профессионального 
развития постепенно переключаются 
со знаний и умений на ценностно-смысловые 
аспекты своей деятельности. Они 
все больше ставят перед собой 
вопрос о смысле своего «пребывания 
в психологии», о том, что 
они могут дать психологии, и 
насколько она может обогатить 
их как личностей. В связи 
с этим возникает вопрос: стоит 
ли торопить события и ставить 
такие ценностно-смысловые вопросы 
уже перед студентами и начинающими 
психологами, или лучше подождать, 
пока они сами не «созреют» 
для таких вопросов. Мы считаем, 
что и здесь недопустимы какие-то 
стандартные подходы, поскольку 
все специалисты, и все студенты-психологи 
— разные, то и сроки «созревания»
у всех тоже разные. А у кого-то 
такого «созревания» вообще может 
не наступить, хотя он может 
вполне эффективно выполнять 
свои профессиональные обязанности 
и даже считать себя зрелым 
психологом. Стоит ли разочаровывать 
таких психологов-специалистов, тем 
более что они даже приносят 
пользу окружающим.

         
Проблема лишь в том, что 
более важным результатом профессионального 
труда является развитие личности 
самих профессионалов, а это развитие 
связано, прежде всего, с развитием 
ценностно-смысловой сферы личности.
Недаром А.К. Маркова, выделяя 
уровни профессионализма, в качестве 
высшего такого уровня называет
«уровень суперпрофессионализма»,
где главным этапом является «этап 
творческого самопроектирования себя
как личности профессионала». Именно
на этом этапе человек по-настоящему достигает
своего «акме», т.е. вершины профессионального
развития (Маркова, 1996. С. 52).

         
При рассмотрении вопроса, каким 
должен быть специалист по 
профессиональному самоопределению, 
можно обратиться к проблеме «имиджа»
психолога-профконсультанта. Можно 
поставить вопрос так: должен 
ли психолог-профконсультант быть
«узнаваемым» по каким-то специфическим 
признакам? Скорее — да, так как 
это тоже творческая профессия 
(а «творцы» любят выделяться,
им это помогает в работе); сам 
образ также способствует решению 
проблемы клиента (устанавливается 
большее доверие, клиент не 
тратит время на выяснение 
того, «настоящий» перед ним 
психолог или «не настоящий»).

Следующий вопрос:
какие признаки (или какое поведение),
определяют «имидж» «настоящего»
профконсультанта? Многое зависит от
того, что это за психолог:

— если он 
всего лишь «делает деньги»,
то должен «нравиться» своей 
клиентуре (как, например, это 
делают многие «целители» и 
«психотерапевты»), для этого 
желательно уметь выглядеть «экстравагантным»;

-если профконсультант 
работает в организации или 
«на фирме», где свои правила 
поведения и одежды, то придется
«соответствовать» этим правилам;

— если психолог 
служит идее, то обычно он держится 
скромнее;

— если профконсультант 
сам в себе не разобрался, то 
он обычно пробует разные варианты 
поведения (может, сама одежда 
и пробное поведение что-то 
подскажут ему для нахождения 
своего «образа профессионала»).  

Имидж (авторитет,
образ) профконсультанта может формироваться 
разными путями.

         
1. Может помочь тремление к 
внешнему сходству с «настоящим» 
специалистом (каким видят его 
многие клиенты и коллеги-психологи, 
слава богу, для этого всегда 
есть множество примеров для 
подражания).

Источник