Противопоказания к игровой терапии

Противопоказания к игровой терапии thumbnail

К играм у многих людей формируется слишком несерьёзное отношение: для большинства это не более чем развлекательное мероприятие. Совершенно по-иному на них смотрят психологи и психотерапевты. Они знают, что в профессиональных руках игра может стать диагностическим, обучающим, коррекционным и даже лечебным инструментом — причём не только для детей, но и для взрослых.

Она способна осветить самые потаённые уголки души, вскрыть причины психотравм, а также сформировать новые, более полезные навыки поведения и мышления. Всем этим занимается игротерапия — одно из ведущих направлений психологии и психотерапии.

Что это такое

Противопоказания к игровой терапии

Существует огромное количество определений данного понятия. Если обобщить их, игротерапия — это метод психологического или психотерапевтического воздействия с помощью игры на человека.

При этом специалисты чётко разграничивают два понятия:

  1. Игровая терапия — инструмент психологии, имеющий право лишь корректировать эмоциональные и поведенческие нарушения.
  2. Игровая психотерапия — инструмент психотерапии, занимающийся лечением пограничных расстройств личности и поведения.

Игротерапия от обычной игры отличается тем, что представляет собой организованную игровую деятельность, оказывающую лечебно-коррекционное воздействие. Она осуществляется в специально созданных условиях под пристальным вниманием психолога или психотерапевта и имеет чётко поставленные цели. Обычная игра носит развлекательный характер и протекает спонтанно, без постороннего вмешательства.

Также следует понимать, в чём отличие игротерапии от ролевой игры. Последняя может быть представлена в двух ипостасях.

  • Как одна из техник игротерапии

Специалист предлагает группе пациентов смоделировать события, происходящие в определённых условиях. Участники должны отыграть, руководствуясь внутренними убеждениями своего персонажа. При этом предполагается, что в их действиях будут отражаться их истинные мотивы, которые они могут по тем или иным причинам скрывать в реальности. Здесь ролевая игра помогает игротерапевту понять, что именно происходит с его пациентом и в каком направлении проводить дальнейшую коррекцию или лечение. Также она может продемонстрировать одно из решений проблемной жизненной ситуации.

  • Как развлекательное мероприятие

Обычная ролевая игра, вне сферы психологии и психотерапии, хоть и отличается чёткой организацией, но всё-таки носит развлекательный характер. Все участники выполняют конкретно поставленную перед их персонажами цель, задача у мастера — проследить за соблюдением всех правил, но не более того.

Задачи

Основная игротерапевтическая функция игры — в непринуждённых условиях выявить и откорректировать отклонения в поведении и психике. Для её реализации в зависимости от конкретной проблемы специалисты решают сразу несколько задач:

  • восстановление доверия к окружающим, помощь в социальной адаптации, развитие коммуникативной сферы, оптимизация отношений в системах «ребёнок — родители», «ребёнок — взрослые», «ребёнок — другие дети» (подобные схемы прорабатываются и для взрослых);
  • дезактуализация фобических проявлений;
  • демонстрация различных способов решения трудных жизненных ситуаций;
  • исправление деформаций в формировании «Я-концепции»;
  • коррекция отрицательных черт характера и поведенческих отклонений;
  • лечение пограничных расстройств личности и поведения;
  • облегчение психологических страданий;
  • повышение самооценки, избавление от внутренних комплексов;
  • создание благоприятных условий для развития речи, мышления, памяти и других когнитивных способностей.

Если обобщить все эти задачи, специалисты с помощью игротерапии диагностируют проблему и либо её корректируют (в психологии), либо лечат (в психотерапии), а также обучают.

Игротерапия как диагностический инструмент:

  • уточняет особенности личности;
  • выясняет взаимоотношения с окружающим миром в целом и конкретными людьми в частности;
  • вскрывает детские психотравмы на сенсомоторном уровне;
  • демонстрирует непроизвольное выражение самого себя.

Игротерапия как средство развития познавательных процессов:

  • совершенствует навыки речи;
  • развивает память (нужно запоминать правила игры, свою цель в ней, имена остальных персонажей);
  • демонстрирует, как решать сложные жизненные ситуации;
  • улучшает мыслительные процессы;
  • расширяет кругозор об окружающем мире;
  • обучает навыкам социальной адаптации;
  • формирует адекватное психическое реагирование на события;
  • вырабатывает способность к произвольному регулированию деятельности на фоне необходимости подчиняться общей системе правил.

Игротерапия как метод психологической коррекции:

  • корректирует систему общественных взаимоотношений;
  • помогает преодолеть личностный и когнитивный эгоцентризм и децентрацию в сторону постижения в игре собственного «Я»;
  • способствует пониманию таких понятий, как равноправие и партнёрство, сотрудничество и кооперация,
  • обеспечивает возможность личностного развития;
  • организует новые приёмы ориентирования в конфликтных ситуациях;
  • корректирует систему жизненных ценностей и расстановку приоритетов;
  • исправляет негативные черты характера и девиантное поведение;
  • устраняет психологические и поведенческие барьеры.

Игротерапия как метод психокоррекции и как средство развития когнитивных способностей — инструмент психологии. В психотерапии она используется как один из вспомогательных методов лечения:

  • избавляет от вредных привычек;
  • помогает преодолеть переживания и страхи;
  • снимает внутреннюю напряжённость;
  • решает тяжёлые психоэмоциональные проблемы;
  • эффективна при лечении аутизма;
  • повышает фрустрационную толерантность;
  • постепенно развивает и укрепляет нарушенные психические процессы.

Основные виды и формы игротерапии

Противопоказания к игровой терапии

В зависимости от степени вмешательства в игру специалиста

  • Директивная

Игротерапевт — организатор и руководитель всего игрового процесса. Он принимает в нём живое участие, задаёт вопросы, направляет, сам играет какого-то персонажа. Он берёт на себя ответственность за достижение поставленных целей.

  • Недирективная

Игротерапевт — наблюдатель со стороны. Лишь в самом начале он определяет правила игры, а далее не вмешивается в процесс и смотрит, как ведут себя участники. Цели ставятся только самые обобщённые (помочь восстановить душевное равновесие, преодолеть страх, научиться навыкам социализации), но не конкретные. Это объясняется тем, что неизвестно, как поведёт себя тот или иной персонаж и к чему он придёт к концу игры.

В зависимости от теоретической модели

  • Психоаналитическая (психодинамическая)

Основоположники: А. Фрейд, Д. В. Винникотт, М. Кляйн. В психоанализе спонтанная игровая деятельность — прямой и самый верный путь к бессознательному, способ переработки опыта ранних психотравм и конфликтов. В последнее время в рамках Юнгианской школы психоанализа большую популярность набрала песочная игротерапия.

Согласно исследованиям, песочная игротерапия стабилизирует эмоциональное состояние, помогает выразить душевные переживания, освобождает от страхов, снимает психологическое напряжение. На песке можно рисовать что угодно и не бояться ошибиться, потому что всё легко и многократно исправляется одним движением руки.

  • Гуманистическая / центрированная

Основоположники: В. Экслайн, К. Р. Роджерс, Г. Л. Лэндрет. Относится к недирективной игротерапии. Главное условие — спонтанность.

  • Поведенческая

Основоположники: Б. Ф. Скиннер, А. Бандура. Главную функцию выполняет игротерапевт — обучает тому, как правильно играть социальные роли.

  • Освобождающая

Основоположник: Д. М. Леви. Создание игровых условий, предоставляющих возможность заново пережить конфликтную, травмирующую ситуацию, но уже в более спокойной и безопасной обстановке. Это позволяет освободиться от напряжения и страхов.

  • Структурированная

Основоположник: Г. Хембриджем. Создание чётко структурированной игровой ситуации, позволяющей разрешить конкретные проблемы.

  • Построение отношений

Основоположники: О. Ранк, Тафт, Ф. Оллен. Отношения между игротерапевтом и клиентом выстраиваются по принципу «здесь и теперь», без отсылок к прошлому опыту и возврата к детству.

  • Примитивная
Читайте также:  Противопоказания термальный источник краснодарский край

Способствует интеллектуальному, эмоциональному, физическому и социальному развитию детей посредством соответствующих возможностей обучения.

  • Интегративно-эклектическая

Гармонично включает в себя элементы все предыдущих направлений.

В зависимости от используемого материала

  • Неструктурированная

Предполагает использование на занятиях подвижных игр (прыганье, лазание), упражнений и заданий с водой, глиной, пластилином, песком, арт-терапии. С помощью всего этого неструктурированного материала можно выразить свои скрытые желания. Он развивает сублимацию.

  • Структурированная

Предполагает использование игр в семью, с марионетками, куклами, строительных, агрессивных (с применением игрушечного оружия). Помогает увидеть конструктивные и деструктивные намерения человека.

В зависимости от длительности курса

  • Краткосрочная — от 2-3 занятий до 1 месяца;
  • долгосрочная — от 1 месяца до 1,5 лет.

В зависимости от количества человек

  • Индивидуальная — работа с одним клиентом;
  • групповая — для детей 4-5 лет создаётся группа из не более 4 человек; для 5-11 лет — 6, для 11-14 — 8, начиная с 15 — 10.

Специалисты должны чётко осознавать, что для индивидуальной игротерапии существует лишь одно противопоказание — глубокая степень УО. Для групповой же их достаточно много:

  • патологическая ревность;
  • конкуренция с сиблингами;
  • асоциальное поведение, когда человек (ребёнок) может представлять угрозу для других участников группы;
  • раннее или ускоренное половое развитие;
  • чрезмерная агрессивность;
  • обострённое стрессовое состояние.

Что не является противопоказанием для групповой игротерапии:

  • потребность в общении;
  • желание заслужить одобрение у окружающих;
  • стремление к высокому социальному статусу;
  • незначительные отклонения в поведении, обусловленные отсутствием элементарных социальных навыков;
  • нехватка любви;
  • внутренние комплексы, низкая самооценка.

Групповая игротерапия организовывается только при условии сформированности у ребёнка системы базовых социальных навыков и коммуникативной направленности.

Принципы, методики, приёмы

Противопоказания к игровой терапии

Основные принципы игротерапии:

  • игровая деятельность — не развлекательное мероприятие, а средство диагностики, коррекции, обучения и вспомогательного лечения;
  • тема игры значима для игротерапевта и интересна для клиента;
  • активизация самостоятельной инициативы участников;
  • директивные и недирективные игровые компоненты взаимодополняют друг друга;
  • соотношение спонтанности и конкретной направленности определяется не возрастом участников, а особенностями их психики;
  • игровой процесс может направляться, но не комментироваться взрослым;
  • психологическое и психотерапевтическое воздействие осуществляется через характеры персонажей.

Основные методы:

  • внушение наяву;
  • аутотренинг;
  • имаготерапия;
  • самостоятельные и ролевые игры;
  • импровизации.

Основные направления:

  • песочная игротерапия;
  • сказкотерапия;
  • куклотерапия;
  • шахматная;
  • музыкальная;
  • двигательная;
  • ролевая;
  • драматическая.

В зависимости от направлений определяются используемые приёмы:

  • рисование на песке;
  • сочинение и проигрывание сказок;
  • скульптура и конструирование с привлечением глины, алебастра, воска, мыла, дерева, проволоки, металла, бумаги, коробок и даже мусора;
  • игры с куклами;
  • шахматы помогают осознать и выполнить жизненные задачи (согласно гештальт-терапии, каждая шахматная фигура, создание собственной тактики и каждый ход демонстрирует какой-то новый аспект личности);
  • игры, в которые привлекаются музыка и танцы, — новый приём адаптивного воспитания дошкольников с ЗПР;
  • сценические постановки, когда в характере героя проявляется сам актёр, его страхи, переживания, комплексы.

В зависимости от имеющейся проблемы игротерапевт может выбрать для работы с человеком какую-то одну технику. Например, для деток с ЗПР наиболее эффективным вариантом станут музыкально-танцевальные игры. Но чаще всего специалисты комбинируют методики, направлениями и приёмы, чтобы добиться более всеохватывающего результата.

На практике

Для дошкольников

Для детей раннего возраста игровая деятельность является ведущей. Поэтому большинство занятий в детском саду строится именно на ней.

Какие именно игры и упражнения можно использовать для детей дошкольного возраста 3-4 лет:

Игры и упражнения для игротерапии для детей 3-4 лет

Если в 3-4 года основной задачей игротерапии является обучение и развитие (тех же когнитивных способностей), то в 6-7 лет она приобретает уже более диагностический и коррекционный характер, позволяя исправлять психологические проблемы.

Для детей 6-7 лет:

Игры и упражнения для игротерапии для детей 6-7 лет

Для проблемных детей

Игротерапия в детском возрасте позволяет эффективно лечить всевозможные расстройства личности и поведения.

Для детей с ОВЗ

Игра для детей с ограниченными возможностями часто остаётся единственным способом выразить себя в силу своих специфических особенностей. Попутно она позволяет специалистам помочь в терапии основного заболевания и максимально развить ребёнка, насколько это возможно.

Рекомендуемые: пальчиковые (Птичка, Коза рогатая, Колокольчик), с бросовым материалом (шнуровок, прищепок, бусинок, пуговиц), развивающие (конструктор, мозаика, пазлы).

С тревожными детьми

Как показывают исследования, игротерапия оказывает гармонизирующее и коррекционное влияние на уровень тревожности детей и на их психическое состояние в целом.

Упражнения на релаксацию и дыхание: Драка, Воздушный шарик, Подарок под ёлкой, Дудочка, Штанга. На расслабление: Танцующие руки, Водопад. На формирование чувства доверия и уверенности в себе: Зайки и слоники, Смена ритмов и многие другие.

Для дошкольников с агрессией

Дети становятся агрессивными потому, что им некуда выплеснуть скопившуюся в результате психотравмы негативную энергию. Игротерапия помогает им в этом.

На снятие мышечного напряжения: Мячик, Цирк, Прогони Бабу-Ягу, Карикатура, Лепим сказку, Клеевой дождик. Для таких детей полезной будет и подвижная игровая деятельность: Два барана, Тух-тиби-дух, Попроси игрушку (в вербальном и невербальном варианте).

Для взрослых

Ошибочно думать, что игротерапия используется специалистами только в работе с детьми. Не менее полезной она оказывается и для взрослых. Здесь применяются более специфические методы:

  • настольные игры;
  • компьютерные;
  • ролевые;
  • направления арт-терапии (сказкотерапия, скульптурирование и конструирование, рисование);
  • спортивные.

Во-первых, они помогают снять напряжение и справиться с депрессией, избавляют от навязчивых мыслей, позволяют открыто выразить свои эмоции, снимают мышечные зажимы. Во-вторых, специалист посредством наблюдения за участниками игры может увидеть истинную психологическую проблему и работать с ней более целенаправленно.

Психологи и психотерапевты настоятельно рекомендуют игры для пожилых людей. Они поднимают настроение, восстанавливают когнитивные способности (память, речь, мышление, внимание), способствуют активизации работы мозга. Какие именно можно использовать:

  • настольные: лото, домино, шашки, шахматы;
  • интеллектуальные: кроссворды, судоку, пазлы;
  • разноплановые конкурсы и викторины.

Игротерапия — современное эффективное направление, нашедшее применение в педагогике, психологии и психотерапии. Особенно неоценимую пользу она оказывает для развития и психокоррекции детей раннего возраста, которые раскрываются именно в игровой деятельности.

Читайте также: Музыкотерапия

Источник

Галия Зарипова
Игротерапия — лечение с помощью игры. Как правильно играть с ребенком?

Игра – ведущий вид деятельности для малыша. Посмотрите, с каким азартом играют наши дети! Как забавно они «нянчат» пупсов, гоняют машинки и лепят песочные замки. И как мы умиляемся, глядя на эти игры.

Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами или машинками, песочницей. И эти воспоминания, пожалуй, одни из самых теплых и беззаботных. Но далеко не все задумываются о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

Читайте также:  Протеин для роста мышц противопоказания

Еще с двадцатых годов прошлого века ученые-психологи заговорили о том, что с помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограничением физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Ученые заметили, что игра является одним из наиболее действенных способов для повышения психологической устойчивости ребенка, приобретения и усовершенствования навыков общения, избавления от различных страхов и фобий. То есть, игровая деятельность — это не только отличный досуг и легкий способ развития, но она также может лечить.

Игра чрезвычайно важна для психического развития ребенка. С ее помощью он сохраняет психическое здоровье, готовится к взрослой жизни. Игровая деятельность помогает малышу приобретать навыки в разных видах деятельности, усваивать социальные нормы поведения, улучшать физическое и эмоциональное состояние, избавиться от психических травм, позволяя пережить болезненные для психики обстоятельства в упрощенной форме.

Как же объяснить такую эффективность игры? Психологи связывают ее с тем, что в процессе игры ребенок почти всегда находится в хорошем настроении, не воспринимает такое занятие как что-то вредоносное или неприятное для него. И именно в таком состоянии малыш наиболее открыт к взаимодействию,в том числе со значимыми для него взрослыми: родителями, бабушками, дедушками.

Игровая терапия, или игротерапия – это метод психотерапевтического воздействия с использованием игры.

Впервые начали использовать игротерапию в психоанализе. Зигмунд Фрейд, описывая детские игры, утверждал, что ребенок превращает в активную игру свои прошлые пассивные переживания.

М. Кляйн начала использовать в психоанализе детей игрушки. Это был первый подобный опыт в истории психологии. Кляйн считала игру ребенка аналогом свободных ассоциаций, открывающим доступ к бессознательному.

Позже игротерапию стали широко использовать и в других психологических подходах. На данный момент выделяют такие виды игротерапии:

• психоаналитически ориентированную;

• недирективную и директивную;

• построения отношений;

• поведенческую;

• терапию отреагированием;

• индивидуальную и групповую;

• и др.

Среди общих показаний к проведению игротерапии выделяют такие,как: замкнутость, необщительность, фобии, сверхпослушание, нарушения поведения, вредные привычки и др.

Игротерапия является эффективным способом коррекции при работе с детьми, имеющими совершенно разные физические и психические особенности. Единственные противопоказания к игротерапии — неконтактная шизофрения и полный аутизм.

Игротерапия как психотерапевтический метод хорошо помогает:

• для улучшения психического состояния детей, переживших развод родителей;

• при агрессивном поведении;

• при выдергивании волос;

• для профилактики и лечения страхов;

• для лечения тревожности и стресса у госпитализированных детей;

• при трудностях в чтении;

• для повышения успеваемости детей, имеющих затруднения в обучении;

• при отставаниях в развитии речи;

• для ускорения развития детей с умственной отсталостью;

• при лечении заикания;

• для облегчения состояния ребенка при некоторых психосоматических заболеваниях (нейродермит, бронхиальная астма, язвенный колит, и пр.);

• при многих других проблемах.

Многие люди заблуждаются, считая, что игровая терапия – это почти психиатрия, и она необходима только в редких случаях. На самом деле, возможности игротерапии фактически неограниченны. Она помогает в активном формировании познавательной сферы, стимулирует развитие речи, совершенствует эмоциональную и волевую сферы. В процессе игры малыш социализируется, учится взаимодействовать с другими, что позволяет решать многие коммуникативные проблемы.

Первым шагом в игротерапии является полное принятие личности ребенка. Что же надо понимать под этим понятием?Это:

• уважительное отношение к желаниям малыша;

• недопущение насильного принуждения к игре;

• дозировка эмоциональной нагрузки на малыша;

• создание радостной игровой атмосферы;

• наблюдение за самочувствием ребенка.

Если все эти принципы соблюдены, остается главное – игра. Как же правильно играть с ребенком?

Почти каждый ребенок любит рисовать. С этого обычно и начинаются игры. Малыш рисует свою семью, дом. Через эти рисунки он может показать свои страхи, переживания и даже психологические травмы, которые он не может озвучить. Относитесь внимательно к тому, что рисует ваш ребенок. Совсем не обязательно иметь психологическое образование, чтобы по картинкам определить, что вашего малыша что-то тревожит или страшит. Рисуйте вместе с ним, спрашивайте его в форме игры, кто нарисован на картинке, что он делает, почему он такой и т. п. Таким образом, вы не только станете эмоционально ближе со своим ребенком, но и сможете его успокоить, развеять его сомнения и тревоги своим теплым и приятным участием.

Одной из самых доступных и в то же время эффективных игр считается ролевая – в куклы или в дочки-матери. Дети с удовольствием дают им имена реальных людей, например, родителей. По игре ребенка родитель может определить, что малышу нравится, а что нет. Если обстановка в семье для ребенка благоприятная, его куклы, скорее всего, будут дружить; если же куклы дерутся – малыш чувствует какой-то конфликт в семье, и необходимо его срочно устранить.

Для ребенка игра – такая же естественная функция, как дыхание. Не бойтесь предлагать малышу новые игры! Он всегда готов последовать за интересной выдумкой взрослого.

Игры для улучшения психологического самочувствия

Начинать игротерапию с ребенком рекомендуют с игр, направленных на улучшение общего психологического самочувствия.

Такие игры помогают:

• наладить контакт между ребенком и родителями;

• снять нервное напряжение;

• зарядить оптимизмом и жизнерадостностью;

• уменьшить страхи одиночества, наказания, нападения, замкнутого пространства;

• улучшить физическое здоровье ребенка, развить координацию движений, ловкость и сноровку.

К играм, направленным на улучшение общего психологического самочувствия,относятся:

1. Жмурки

Возрастной критерий – с 4 лет.

Выбирается водящий. Ему завязывают шарфиком глаза. Все остальные игроки бегают вокруг него и хлопают в ладошки.

Водящий ловит участника и должен узнать его на ощупь. Если участника опознали, он становится водящим.

2. Пятнашки

Возрастной критерий – с 3 лет.

Здесь тоже выбирается водящий. Он бегает за остальными игроками, догоняет их и «пятнает» — хлопает рукой по руке, ноге или спине. Тот, кого «запятнали», становится водящим.

Во время игрыводящий может выкрикивать шуточные угрозы: «Сейчас догоню!», «Поймаю!». А игроки его дразнят: «Не поймаешь!», «Я быстрее тебя!».

Эта игра всегда сопровождается радостью и весельем, помогает сплотить всех членов семьи.

3. Прятки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Эту детскую игру знают все. Но для максимального эффекта нужно внести в нее кое-какие дополнения.

Опять назначается водящий. Ему завязывают глаза, он считает до десяти (за это время все игроки прячутся, снимает повязку и идет искать.При этом в процессе поиска он сердито восклицает: «Где же он спрятался? Сейчас я его отыщу!».

Читайте также:  Противопоказания к назначению пентоксифиллина

Игрок, которого нашли позже всех, становится водящим.

Потом игру можно усложнить и играть в темноте.

4. Полоса препятствий

Возрастной критерий – с 2 лет.

Из подручных средств – коробок, стульев, пуфиков, одеял и подушек –строится полоса препятствий: тоннели, горы, кочки. Игроки по очереди преодолевают преграды.

В этой игре полезно поддерживать малыша словами: «Молодец! Ура! Быстрее!».

Игры, помогающие в коррекции агрессии

1. Сражение

Возрастной критерий — с 2 лет.

Имитируется настоящее сражение: игроки бросают друг в друга бумажные шарики, маленькие мягкие игрушки, можно из укрытия.

Игра заканчивается всеобщим перемирием и обнимашками.

2. Злые – добрые кошки

Возрастной критерий – с 2 лет.

Все игроки по команде водящего превращаются то в добрых кошечек, которые выгибают спинку, мурчат, ласкаются, то в злых кошек, которые шипят и царапаются.

3. Каратист

Возрастной критерий — с 3 лет.

На пол кладут обруч. Игрок становится в середину обруча, и, не выходя за его края, резко двигает ногами, имитируя удары.Зрители подзадоривают его криками: «Сильнее!».

Если вместо движений ногами игрок будет совершать удары руками, то такая игра будет называться «Боксер».

4. Обзывалки овощами, фруктами и ягодами

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игроки начинают с сердитыми лицами обзывать друг друга,используя вместо ругательств названия фруктов и овощей: «Ты — редиска!», «А ты – капуста!» и т. д. Если игрок начинает ругаться по-настоящему, используя обидные слова или проявляя физическую агрессию, игра прекращается.

Потом участники называют друг друга цветами: «Ты – тюльпанчик», «А ты — розочка».

Подобные игры помогают ребенку конструктивным способом выплеснуть агрессивную энергию.

Игры, направленные на снятие напряжения, расслабление

1. Снеговик

Возрастной критерий — с 3 лет.

Игрокипревращаются в снеговиков: они встают, надувают щеки и разводят руки в стороны. Такую позу надо держать 10 секунд.

Потом родитель говорит: «А теперь вышло солнышко, его лучики коснулись снеговика, и он начал таять». Игроки постепенно расслабляются, начинают опускать руки, приседают на корточки, и в конце ложатся на пол.

2. Буратино

Возрастной критерий — с 4 лет.

Мама или папа произносит текст и выполняет движения вместе с малышом:

1. Представьте, что вы превратились в куклу Буратино.

2. Стоя прямо, замрите в позе куклы. Все тело становится твердым.

3. Напрягите плечи, руки, пальцы. Представьте, что они стали деревянными.

4. Напрягите ноги, колени, ступни. Идите так, будто тело стало деревянным.

5. Напрягите лицо, шею, сожмите челюсти, наморщите лоб.

А теперь из кукол превратитесь снова в людей. Расслабляемся и размякаем.

3. Солдат и тряпичная кукла

Возрастной критерий — с 4 лет.

Предложите малышу представить, что он солдат. Покажите ему, как стоят на плацу, — вытянувшись в струнку и замерев.

Как только вы скажете слово «солдат», пусть игрок изображает военного.

Вторая команда: «тряпичная кукла». Ребенок должен по максимуму расслабиться, наклониться вперед, чтобы руки болтались, как ватные.

Затем снова игрок становится «солдатом».

4. Насос и мяч

Возрастной критерий — с 4 лет.

Игроки становятся друг напротив друга. Один изображает мяч, второй – насос. «Мяч» сначала стоит «спущенным» — голова упала вниз, руки вяло висят, ноги согнуты в коленях.

«Насос» делает движения, имитирующие накачивание. Чем интенсивнее движения «насоса», тем более накачанным становится «мяч»: он надувает щеки, вытягивает руки в стороны.

Потом «насос» осматривает свою работу. Возможно, теперь придется немного сдуть «мяч». Потом можно показать выдергивание шланга насоса. После этого «мяч» полностью сдувается и падает на пол.

5. Ласковые лапки

Возрастной критерий — с 4 лет.

Родитель подбирает несколько мелких предметов разной фактуры: бусину, кусочек меха, стеклянный пузырек, кисточку, вату и т. д. Все это выкладывают на стол.

Ребенок закатывает рукав одежды по локоть. Родитель объясняет, что по руке пробежит «зверек» и будет касаться его ласковыми лапками.

Малыш должен с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» ходит по руке, то есть отгадать предмет. Прикосновения должны быть приятными, поглаживающими, нежными.

6. Цветные ладошки

Возрастной критерий — с 3 лет.

Предложите малышу нарисовать солнышко, травку, облака пальцами, окуная их в краску. Для детей постарше предлагают нарисовать растение, животное, человека.

7. Лепка из соленого теста

Возрастной критерий — с 2 лет.

Это любимая игра малышей. Предварительно необходимо приготовить соленое тесто – напополам муки и соли, воды по норме. Замесив тесто, положите его в холодильник.

Лепить можно все, что угодно – людей, животных, сказочных персонажей. Готовые фигурки можно запечь в печке, а потом раскрасить.

Летом на улице хорошо лепить из песка. Такие игры помогают снять напряжение, успокаивают, а совместные занятия сближают.

Данный блок игр учит ребенка чередовать напряжение и расслабление мышц, снимать мышечные зажимы, снижать агрессивность, развивать чувственное восприятие.

Игры, помогающие в коррекции страхов

1. Смелые мыши

Возрастной критерий — с 2 лет.

Выбирают «кота» и «мышку». Кот спит в своем домике, а мышка бегает вокруг и пищит. Кот просыпается и бежит за мышкой. Мышь убегает, прячется в домике.

Потом они меняются ролями.

2. Привидение

Возрастной критерий — с 3 лет.

Выбирается водящий. На него надевают простыню, он превращается в привидение, бегает за другими игроками и пугает их криками: «У – у – у!».

Пойманный привидением становится водящим.

3. Сова и зайцы

Возрастной критерий — с 3 лет.

Для этой игры нужна возможность постепенно создавать темноту, поэтому играть лучше вечером.

Выбираются заяц и сова. Днем – когда включен свет — сова спит, а заяц скачет. Ночью — когда свет выключается – вылетает сова,и с криком: «У – у – у» ищет зайца. Заяц замирает.

Когда сова находит зайца, они меняются местами.

Эти простые и теплые игры помогут вам приятно и полезно проводить время со своим ребенком, помогая ему быть радостным и счастливым, и укрепляя ваши отношения в семье.

Но помните, что самое главное – это не в какую игру играть, а как играть. И ответом на этот вопрос должно быть – с любовью! Самая полезная психотерапия – это любовь мамы и папы.

Как можно чаще целуйте, обнимайте своего ребенка, говорите ему о своей любви, о том, какой он у вас замечательный. Тогда любые игры будут самыми лучшими!

Источник