Противопоказания к назначению логопедического массажа
Многие родители думают, что логопедический массаж – это один из самых эффективных способов устранения речевых нарушений. Очень часто родители приходят на консультацию с просьбой назначить логопедический массаж ребёнку.
Давайте разберёмся, нужен ли всем детям логопедический массаж.
Логопедический массаж помогает исправить нарушение звукопроизношения, нормализует мышечный тонус речевого аппарата и мимической мускулатуры, сокращает сроки постановки звуков.
Логопедический массаж рекомендуют при следующих речевых нарушениях:
• дизартрия;
• ринолалия;
• моторная алалия;
• механическая дислалия (при укороченной подъязычной уздечке).
Перед тем, как назначить массаж, специалист обследует состояние подвижности органов артикуляции, а также проверяет, нет ли каких-нибудь противопоказаний к выполнению массажа.
Противопоказания к проведению массажа могут быть следующие:
• судорожный синдром;
• воспалительные заболевания глаз (конъюнктивиты);
• инфекционные или грибковые заболевания кожи;
• диатез и другие аллергические реакции;
• стоматит или другие инфекционные заболевания полости рта;
• герпес в области губ;
• ОРВИ, ОРЗ.
Требования к проведению логопедического массажа.
1. Логопедический массаж должен предварять артикуляционные или мимические упражнения.
Такой массаж является подготовкой органов речи для последующих упражнений.
Например, у ребёнка наблюдается недостаточная подвижность языка. Специалист делает массаж языка, затем сразу идёт артикуляционная гимнастика для языка.
2. Массаж должен обязательно проводиться по желанию малыша, заставлять его ни в коем случае не нужно.
Ребёнок может бояться или просто не хотеть, чтобы чужая тётя делала что-то у него во рту. У детей с низким болевым порогом массажные движения могут вызывать неприятные и, даже, болезненные ощущения.
Конечно, опытный специалист попытается отвлечь ребёнка, наладить с ним контакт. Но если это никак не получается, против воли ребёнка выполнять массаж не нужно. Пользы никакой не будет.
3. Логопедический массаж может дать должный эффект только в комплексе с другими коррекционными методами и приёмами.
Часто бывает, что речь ребёнка неразборчива или малопонятна для других не только из-за недостаточной подвижности органов речи. Кроме этого, может быть нарушен фонематический слух, может искажаться слоговая структура слова, страдать грамматический компонент речи. По этой причине для исправления речевых нарушений, кроме массажа, целесообразно применять и другие коррекционные методы и приёмы.
4. Логопедический массаж должен назначаться для достижения конкретных целей.
Если вашему малышу назначили массаж, поинтересуйтесь, по какой причине массаж назначен, какие артикуляционные движения малыш не может выполнить. Можно также узнать, какой вид массажа будет выполняться: расслабляющий или тонизирующий мускулатуру.
Если вас и ребёнка всё устраивает, массаж даёт положительные результаты, то необходимо прислушаться к рекомендациям логопеда. Вполне возможно, для достижения скорейшего результата вам нужно будет дублировать некоторые упражнения дома самостоятельно.
Интересная статья?
Нажмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ. ВИДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.
Правильная, хорошая речь – это и общение, и самовыражение, и инструмент познания. В последние десятилетия неуклонно растет число детей с речевыми нарушениями, причем, с наиболее тяжелыми формами. Помимо детей с нарушением одного-двух звуков, все чаще встречаются ребята, у которых отсутствуют или искажены больше 10-12 звуков. Часто к этому добавляются смешения звуков, их замены и нарушения слоговой структуры, то есть ребенок не может без ошибки воспроизвести слова, переставляет слоги. Упрощает стечения согласных и т.п. нередко присутствуют и нарушения усвоения грамматического строя родного языка.
Причины нарушения речи кроятся, помимо патологии беременности, родов и заболеваний первого года жизни и в успехах современной медицины. Если раньше, некоторые дети просто не выжили бы, то теперь они с нами, но и с нами и с ними и их проблемы, причем часто недетские. Поэтому необходимы консультации специалистов, без которых можно пропустить то, что потом даст серьезные осложнения.
В нашем теле все взаимосвязано — от пяток до макушки. Поэтому нужны консультации таких специалистов как:
ОРТОПЕД. Большое количество детей с речевой патологией имеют нарушения осанки и установки стоп. Казалось бы, какое отношение к речи это имеет? Очень большое. Это и правильное дыхание, и правильная голосоподача, и правильное положение головы во время речи, и предпосылки для здоровой жизни в будущем. Ортопед может посоветовать лечебную физкультуру, бассейн, специальную обувь.
ОТОРЕНГОЛОГ. Нужно исключить даже небольшое снижение слуха; вылечить заболевания рта и носоглотки, если они есть.
ПСИХИАТР. Чтобы не пропустить задержки формирования каких-либо функций психики, необходимых для обучения (восприятие, внимание, память, мышление, воображение). Он может посоветовать специальные занятия для развития отдельных познавательных процессов.
ОРТОДОНТ. Нарушения прикуса, изменение формы и положения зубов, укороченные уздечки могут мешать не только артикуляции, но и привести к деформации лица. При дефектах ротовой полости, зубо-челюстных аномалиях, дети сталкиваются с целым рядом проблем. Специалист может посоветовать специальные упражнения, внутриротовые или вестибулярные пластинки, брекет-системы, подрезание (пластику) уздечек.
ОСТЕОПАТ. Часто речевые проблемы обусловлены родовой травмой на уровне шейного отдела позвоночника или асимметрией мышечного тонуса, связанного с неправильным положением костей основания черепа, к которому прикрепляется более трех десятков мышц. Правильное произношение зависит и от формы неба. При описанных проблемах нарушается правильное дыхании е и глотание, что вызывает дыхательные и пищеварительные дисфункции у детей. При этих и многих других проблемах поможет остеопат.
«Речевой ребенок – это ребенок неврологический с сопутствующей речевой патологией» — так говорил профессор Б.Р.Яременко. поэтому один из главных специалистов, к которому нужно обратиться родителям ребенка с нарушение речи,- это НЕВРОЛОГ. Именно невролог должен решить. Нужен ли вашему ребенку массаж и если да, то какой; требуется ли лекарственная помощь, физиотерапия или что-либо другое.
В идеале только после всех этих консультаций нужно идти к логопеду. Обычно же бывает наоборот: плохая речь – идем к логопеду, не понимая того, что это – не единичная беда, а верхушка айсберга проблем ребенка. И уже логопед посылает к разным специалистам. Они назначают лечение, подбирают наиболее действенные методики, мы ждем от них эффекта, а время – для коррекции время – уходит навсегда. Лечение и коррекция идут параллельно. Но и это не всегда хорошо:
-наличие пластинки во рту мешает артикуляционным движениям, особенно в начале ортодонтической коррекции;
— отвлечение ребенка на лечебную физкультуру, физиотерапию, бассейн, консультации, курсы лечения у различных врачей приводит к пропускам занятий у логопеда и снижению возможных результатов.
Речь – это условный рефлекс. Для его выработки необходима физиологическая основа – наличие безусловных рефлексов, нормальный слух, здоровая артикуляция и нервная система. Работа логопеда без подготовки этой основы зачастую малоэффективна. Поэтому весь комплекс консультаций и лечения необходимо пройти до занятий с логопедом.
Массаж в логопедической практике используется при коррекции различных нарушений: дизартрии, ринолалии, афазии, заикания, алалии. Правильный подбор массажных комплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает их моторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи. Одним из основоположников отечественной системы массажа является профессор И.З.Заблудовский. Им был предложен метод массажа лица, который не утратил своего значения и до настоящего времени.
Дифференцируются приемы логопедического массажа в зависимости от патологической симптоматики в мышечной системе при речевых нарушениях.
При выполнении логопедического массажа необходимо знать все противопоказания. Это:
- Кожные заболевания – грибковые, гнойничковые, герпес, трещины, а также, опухоли, гематомы, аллергия, солнечные ожоги, онкологические заболевания;
- Инфекционные – ангины, острые лихорадочные состояния, ОРВИ, грипп, детские инфекции, конъюнктивит, другие инфекционные заболевания;
- Стоматологические – стоматиты и ли другие инфекции полости рта, любые оперативные вмешательства, выпадение и удаление зубов;
- Судорожная готовность;
- Носовые кровотечения и склонность к ним;
- Тошнота, рвота;
- Чрезмерная физическая и ли психическая усталость;
- Увеличение лимфатических узлов;
- Отек Квинте (аллергический отек тканей наружных или внутренних органов).
В ряде случаев противопоказания к назначению логопедического массажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.
В логопедии используют следующие виды массажа:
- Классический (укрепляющий или расслабляющий)
- Зондовый (зондами или зондозаменителями)
- Аппаратный
- Точечный
- Самомассаж
Массаж должен быть дифференцированным:
- необходимо учитывать специфику дефекта (гипертонус мышц лица, губ, языка, неконтролируемые мышечные подергивания (гиперкинезы), особенности в строении артикуляционного аппарата (например, укороченная подъязычная уздечка);
- Схема логопедического массажа должна опираться на классический массаж и опыт коллег-логопедов, разработавших специальные массажные комплексы;
- Массажные приемы должны быть просты и доступны для выполнения родителями детей с нарушениями речи;
- Приемы массажа не должны вызывать болезненных ощущений и отрицательных эмоций у ребенка.
В классическом массаже есть четыре основных приема, всё остальное – их модификации.
- Поглаживание. С поглаживания обычно начинают и им заканчивают процедуру, оно же применяется в промежутках между другими приемами.
- Растирание.
- Разминание.
- Вибрация: прерывистая – с отрывом руки от поверхности кожи (покачивание, постукивание). Оно стимулирует мышцы; непрерывная – колебания передаются без отрыва руки. Она расслабляет.
Движения различаются по силе воздействия:
- Глубокие и медленные – расслабляющие;
- Поверхностные и быстрые – тонизирующие.
При сниженном тонусе используются такие приемы как: поглаживание, разминание, растирание, похлопывание, легкая вибрация; при гипертонусе (спастические состояния) используются в основном поверхностное поглаживание, сильная вибрация.
Особый вид логопедического массажа — зондовый.
Цель зондового массажа — нормализация речевой моторики. Метод прост и эффективен. Он дает возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Нормализация звукопроизношения проходит быстрее.
Логопедические инструменты для массажа языка могут быть разными. От специализированных до простых, подручных предметов. В домашних условиях можно делать логопедический массаж ложками, зубной щеткой, шпателем и т.д.
Точечный массаж – один из видов рефлексотерапии, состоящий в механическом воздействии на биологически активные точки (зоны) соответственно показаниям: расслабляющим или стимулирующим способом. Точечный массаж обладает значительно большей избирательностью воздействия, позволяя одновременно расслаблять одни мышцы и стимулировать другие (при центральных спастических параличах). Приемы точечного массажа подбираются строго индивидуально. Проводится точечный массаж ежедневно 3-4 раза в день. Для повышения эффекта точечного массажа применяется элементы криотерапии,т.е. воздействие холода по точкам.
Аппаратный массаж проводят с помощью вибрационных, вакуумных и других приборов.
Насадки вибромассажера перед каждым применением должны хорошо про-
мываться водой с мылом и дезинфицироваться медицинским спиртом.
К нетрадиционным логопедическим технологиям относится самомассаж. Применение самомассажа в комплексной коррекционной работе по преодолению речевых нарушений значительно повышает ее эффективность. Самомассаж в логопедической коррекции – это часть комплексной работы. А также может использоваться в целях профилактики дизартрических расстройств.
Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком с помощью рук или вспомогательных средств (ложек) . А так же это динамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажем.
Основные приемы самомассажа те же, что и при классическом массаже.
Требования к выполнению упражнений:
- Болевые воздействия во время самомассажа не допускаются, потому что массируемые ткани при этом рефлекторно напрягаются, резко снижая тем самым эффект процедуры.
- В процессе выполнения упражнений обращать внимание на объем движений, скорость, точность, координированность. Упражнения должны проводиться целенаправленно, важно не количество упражнений, а качество.
- По мере знакомства детей с приемами движения рук, пальцев станут более координированным и точными.
Методика проведения:
- Дети обучаются приемам самомассажа под руководством логопеда. Обучая детей самомассажу, учитель — логопед показывает каждый прием на себе и комментирует его. Дети выполняют массажный прием самостоятельно, при наличии зрительного контроля (зеркало ).
- Перед выполнением приемов самомассажа ребенок должен принять спокойную, расслабленную позу.
- Длительность одного сеанса самомассажа для детей может составлять 5 — 10 мин.
- Каждое движение рекомендуется выполнять не более 4—6 раз.
- Когда приемы самомассажа будут освоены ребенком, возможно проведение движений под стихотворный текст или специально подобранную музыку (быструю — для активизации, медленную – для расслабления).
Форма проведения может быть как индивидуальная, так и подгрупповая
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. Доречевой период. М., 1989.
2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи. Киев, 1988.
3. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикулярных расстройств. СПб., 1995.
4. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л., 1986.
5. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития детей с церебральным параличом. Л., 1977.
6. Данилова Л.А., Стока К., Казицина С.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб., 1997.
7. Дедюхина Г.В. Яньшина Т.А., Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М., 2001.
8. Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб. пособие. М., 2003.
9. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье: Пособие для родителей и воспитателей. М., 1980.
10. Кещан Е.В. К вопросу о некоторых сторонах развития экспрессивной и импрессивной речи у детей второго года жизни, страдающих церебральным параличом // Вопросы логопедии. М., 1978.
11. Козявкина Н.В. и др. Система интенсивной реабилитации детей с церебральными параличами: новые возможности для коррекции речевых нарушений // Дефектология. 2002. № 5.
12. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.
13. Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л.С. Волковой: В 5 кн. М., 2003. – Кн. I: Нарушения голоса и звукопроизносительной стороны речи: В 2 ч. – Ч. 2. Ринолалия. Дизартрия.
14. Малофеев Н.Н. Характеристика лексического запаса у учащихся с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 1.
15. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. М., 1997.
16. Мастюкова Е.М. Речевые нарушения у учащихся с гиперкинетической формой церебрального паралича и медицинское обоснование логопедических мероприятий // Дефектология, 1972. № 2.
17. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М., 1997.
18. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М., 1985.
19. Никитина М.Н. Детский церебральный паралич. М., 1979.
20. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / Под ред. М.В. Ипполитовой. М., 1985.
21. Плотникова В.И. Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики у младших школьников с церебральным параличом // Дефектология. 1989. № 2.
22. Приходько О.Г., Моисеева Т.Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. М.. 2003.
23. Семенова К.А. Лечение двигательных расстройств при детских церебральных параличах. М., 1976.
24. Семенова К.А., Мастюкова Е.М., Смуглин М.Я. Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей. М., 1972.
25. Семенова К.А., Степанченко О.В., Виноградова Л.И., Панченко И.И. Метод искусственной локальной гипотермии в коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом // Дефектология. 1990. № 2.
26. Симонова Н.В. Характеристика словарного запаса у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1985. № 3.
27. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб., 2004.
28. Смирнова И.А., Стока К. Особенности проявления артикуляторных расстройств у детей с церебральным параличом // Дефектология. 1995. № 5.
29. Спирова Л.Ф. Особенности нарушения речи при псевдобульбарной дизартрии // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 1961.
30. Трубникова Н.М. Диагностика и коррекция нарушений письма у младших школьников, страдающих детским церебральным параличом и умственной отсталостью // Логопед. 2005 № 1.
31. Халилова Л.Б. Особенности усвоения лексико-семантических закономерностей языка учащимися с церебральным параличом // Дефектология. 1984. № 5.
32. Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2004.
Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.
М.Е. Хватцев
Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата.
Логопедический массаж – это часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.
Основные цели логопедического массажа:
• Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры.
• Уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата.
• Снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.).
• Увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений.
• Активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность.
• Формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.
Логопедический массаж выполняется в основном в области мышц головы, шеи, а также верхнего плечевого пояса. Особое внимание в процессе логопедического массажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы языка, губ, щек, мягкого нёба. Логопед должен хорошо представлять себе строение и функции тех мышц, в области которых будет проводится логопедический массаж.
Показания к проведению логопедического массажа
Показаниями к проведению логопедического массажа являются следующие речевые нарушения:
• Задержка речевого развития (ЗРР).
Задержка речевого развития характеризуется более медленными по сравнению с нормой темпами усвоения родного языка. Причем отставание отмечается равномерно в формировании всех компонентов языка.
Такой логопедический диагноз ставится детям в возрасте до 3 лет. При данном нарушении речи массаж как нельзя лучше подготовит артикуляционный аппарат ребенка для формирования правильного звукопроизношения. Массаж необходимо сочетать с работой по накоплению и активизации словаря, формированию простейших лексико-грамматических категорий, дыхательной и артикуляционной гимнастикой и развитием мелкой моторики.
• Дизартрия и ее стертые формы.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленной недостаточной иннервацией речевого аппарата.
В некоторых случаях дизартрия проявляется неярко: например, когда страдает какая-либо одна группа звуков – ребенок межзубно произносит свистящие звуки или смягчает звук Л. В таких случаях даже опытный специалист может не сразу прийти к точному логопедическому заключению.
Без логопедического массажа педагогический процесс при этом нарушении речи потребует слишком много времени и усилий логопеда и не обязательно закончится положительным результатом.
• ≪Сложная≫ дислалия (в том числе при общем недоразвитии речи (ОНР).
Дислалия –один из самых распространенных дефектов речи. Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, не смазанная, но имеется дефектное произношение звуков, такое нарушение называется дислалией.
Дислалия подразделяется на простую и сложную.
К простой дислалии относят нарушения, при которых дефектно произносится один звук (например, Р) или группа однородных по артикуляции звуков (например, свистящие звуки С, З, Ц). Если нарушено произношение звуков разных групп (например, свистящих и шипящих ) –это сложная дислалия.
При простой дислалии обычно нет необходимости в логопедическом массаже.
Сложная дислалия более эффективно поддается коррекции, когда наряду с традиционными методами исправления звукопроизношения (дыхательная и артикуляционная гимнастики) применяется массаж артикуляционного аппарата.
•Ринолалия.
Ринолалия –нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Ринолалия бывает открытая и закрытая.
При открытой ринолалии струя воздуха во время речи проходит через нос, а не через рот. Это бывает при травме ротовой и носовой полости, параличе мягкого нёба, расщелинах нёба. Функция речи при последних дефектах восстанавливается только после операции по замыканию носоглоточного пространства.
При закрытой ринолалии закрыт проход воздуха в нос. Причиной могут служить разрастания ткани в носу, в том числе аденоиды, полипы, искривления носовой перегородки. При ринолалии массаж показан в послеоперационном периоде и дает положительные результаты.
•Заикание.
Заикание –это нарушение темпа, ритма и плавности речи, вызываемое судорогами мышц речевого аппарата. При заикании в речи наблюдаются вынужденные остановки или повторения отдельных звуков и слогов. Виды заикания различаются по типу судорог, возникающих в различных отделах периферического речевого аппарата.
Снизить проявление судорог можно с помощью расслабляющего логопедического массажа.
•Нарушения голоса.
Нарушения голоса –это отсутствие или расстройство фонации (голосообразования) вследствие патологических изменений голосового аппарата.
Существует два основных термина для обозначения патологии голоса:
•афония –полное отсутствие голоса;
•дисфония –частичное нарушение высоты, силы и тембра голоса.
Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные.
Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани (перенапряжение голоса, мутация в переходном возрасте, различные инфекционные заболевания и т.д.).
Органические нарушения –это патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата.
В комплексной системе восстановления голоса успешно применяется логопедический массаж.
Логопедический массаж подразделяется на несколько видов:
•Классический ручной массаж.
•Точечный массаж.
•Аппаратный.
•Зондовый массаж и массаж зондозаменителями.
•Самомассаж.
•Нетрадиционный массаж.
Противопоказания к назначению логопедического массажа:
Важно!!! Перед проведением курса массажа необходимо заключение невропатолога или педиатра об отсутствии противопоказаний.
Противопоказаниями к проведению логопедического массажа являются:
• Лихорадочное состояние.
• Острые воспалительные процессы.
• Носовые кровотечения и склонность к ним.
• Конъюнктивиты.
• Различные заболевания кожных покровов и волосистой части головы (инфекционные, грибковые и невыясненной этиологии).
• Диатезы и другие аллергические реакции.
• Стоматиты и другие инфекции полости рта.
• Герпес на губах.
• Отек Квинке (реакция на воздействие различных биологических и химических факторов, часто имеющая аллергическую природу).
• Увеличение лимфатических узлов.
• Резко выраженная пульсация сонных артерий.
• Тошнота, рвота.
• Чрезмерная физическая и психическая усталость.
В ряде случаев противопоказания к назначению логомассажа носят временный характер и имеют место в остром периоде болезни или при обострении хронического заболевания.