Противопоказания к поступлению в высшие учебные заведения
образования в СССР» от 24.12.1958.
При поступлении абитуриентов в высшее учебные заведения врач-терапевт поликлиники (здравпункта), к которому прикреплено учебное заведение, изучает в присутствии абитуриента все медицинские данные, изложенные в медицинской справке (форма N 286).
Такая медицинская справка заполняется на каждого абитуриента, поступающего на обучение в высшее учебное заведение, в лечебно-профилактических учреждениях по месту жительства. Она должна быть тщательно и качественно заполнена на основании данных, содержащихся в учетной форме N 26 «индивидуальная карта ребенка», учетной форме N 25ю «вкладной лист на подростка к медицинской карте», учетной форме N 112 «история развития ребенка», учетной форме N 25 «индивидуальная карта амбулаторного больного», и подписана главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
В случаях, когда состояние здоровья поступающего не требует дальнейшего уточнения, врач заносит в медицинскую справку свое заключение об отсутствии противопоказаний или о невозможности приема в учебное заведение. Во всех сомнительных случаях абитуриент направляется на дополнительное исследование или на консультацию к специалисту в поликлинику данного учебного заведения или в районную поликлинику, к которой прикреплено учебное заведение, а лица, проживающие в этом же городе, — в лечебно-профилактическое учреждение, выдавшее медицинскую справку — форму N 286.
Список учреждений, в которые направляются абитуриенты для указанных исследований и консультаций, а также для проведения рентгеновских исследований, утверждается соответствующим здравотделом.
Давая заключение о возможности обучения в учебном заведении по состоянию здоровья, врачи обязаны руководствоваться прилагаемым перечнем заболеваний, препятствующих поступлению в высшие учебные заведения, и обеспечивать строгий индивидуальный подход к каждому абитуриенту с учетом профиля учебного заведения, его факультетов и отделений и возможности поступающего полностью пройти весь учебный процесс, в том числе производственную практику, и в дальнейшем работать по приобретенной специальности.
Вопрос о возможности обучения в высшем учебном заведении больных с психическими заболеваниями решается обязательно с учетом заключения ВКК психиатрических диспансеров.
Медицинские справки с соответствующим заключением врача возвращаются в приемную комиссию, которая после окончания приема передает медицинские справки всех вновь принятых в лечебные учреждения, обслуживающие студентов.
Всем абитуриентам, не принятым в учебное заведение, медицинские справки возвращаются для того, чтобы они могли представить их в какое-либо другое учебное заведение, к обучению в котором со стороны состояния здоровья препятствий не имеется.
Настоящий «Перечень медицинских противопоказаний к приему абитуриентов в высшие учебные заведения» состоит из следующих разделов:
Методические указания к использованию отдельных статей о болезнях и физических недостатках абитуриентов.
Список отраслей народного хозяйства и групп специальностей, для которых разработаны медицинские противопоказания.
Перечень абсолютных медицинских противопоказаний к поступлению в высшие учебные заведения.
Перечень специальностей высших учебных заведений, на которые ограничивается прием женщин.
Перечень специальностей высших учебных заведений, на которые допускается прием лиц с потерей слуха (глухота на оба уха).
Перечень специальностей высших учебных заведений, по которым разрешается подготовка специалистов из числа слепых и слабовидящих граждан (инвалидов I и II групп по зрению).
Перечень относительных медицинских противопоказаний, препятствующих поступлению в высшие учебные заведения.
Врачебное заключение о профессиональной пригодности абитуриента к специальностям, не указанным в Перечнях, или при изменении наименования специальности дается в соответс
Страницы: 1 2
3 4 … 142 143 144
Временные медицинские противопоказания для поступления в кадетские школы.
Некоторые инфекционные и паразитарные болезни
Туберкулез органов дыхания до достижения клинико-рентгенологического благополучия, исчезновения симптомов интоксикации, прекращения бактериовыделения, рассасывания инфильтрации в легких и резорбции жидкости в плевральной полости.
Генерализованный туберкулез с сочетанным поражением различных органов и систем независимо от характера течения давности и исхода заболевания.
Новообразования
Злокачественные новообразования
Болезни эндокринной системы, расстройства питания и нарушения обмена веществ
Стойкие и значительно выраженные расстройства, обусловленные тяжелыми формами узлового и диффузного токсического зоба.
Сахарный диабет.
Заболевания желез внутренней секреции (гипофиза, надпочечников, щитовидной, паращитовидных и половых желез с резким нарушением их функции и отсутствием эффекта от заместительной терапии.
Алиментарное ожирение 4 степени.
Болезни крови, кроветворных органов и отдельные нарушения, вовлекающие иммунный механизм
Гипо- или апластические анемии, наследственные формы тромбоцитопений, гемофилии, коагулопатии, сопровождающиеся кровотечениями, кровоизлияниями.
Приобретенные или врожденные стойкие иммунодефицитные состояния, сопровождающиеся частыми рецидивами инфекционных осложнений.
Психические расстройства и расстройства поведения
Органические, включая симптоматические психические расстройства.
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ.
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
Умственная отсталость.
Болезни нервной системы
Болезни нервной системы, сопровождающиеся параличами или парезами и двигательными нарушениями.
Эпилепсия с наличием частых (3 и более в год) припадков, в т.ч. бессудорожных параксизмов.
Болезни глаза и его придаточного аппарата
Острота зрения без коррекции: для дали ниже 0,8/0,8; для близи ниже 1,0/1,0.
Рефракция: близорукость — более 0,5/0,5; дальнозоркость — более 2,0/2,0; астигматизм — более 0,5/0,5.
Болезни зрительного нерва и зрительных путей.
Болезни мышц глаза, нарушения содружественного движения глаз.
Расстройства зрения (косоглазие, диплопия и другие нарушения бинокулярного зрения).
Болезни уха и сосцевидного отростка
Кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (восприятие шепотной речи на расстоянии более 2 м на одно ухо и на расстоянии до 3 м на другое ухо).
Нарушения вестибулярной функции.
Болезни системы кровообращения
Ревматизм, ревматические болезни сердца (ревматический перикардит, миокардит, ревматический порок митрального, аортального и других клапанов).
Неревматические миокардиты, в т.ч. бактериальный (инфекционный) эндокардит.
Другие болезни сердца (кардиомиопатия, нарушения сердечного ритма и проводимости), сопровождающиеся расстройством общего кровообращения.
Болезни органов дыхания
Хронические болезни нижних дыхательных путей с ДН 2-3 ст. (в т.ч. Астма).
Болезни органов пищеварения
Язва желудка и 12-перстной кишки с частыми (2 и более в год) и длительными (более 3-х месяцев) обострениями.
Грыжи.
Болезнь Крона, язвенный колит с нарушением функции пищеварения.
Цирроз печени, хронический гепатит.
Свищ в области заднего прохода и прямой кишки.
Болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани
Системные поражения соединительной ткани.
Деформирующие дорсопатии — Кифоз и лордоз с нарушением функции внутренних органов, сколиоз 2-3 степени.
Врожденные и приобретенные деформации пальцев рук и ног, конечностей, приводящие к нарушению функций.
Болезни мочеполовой системы
Гломерулярные болезни.
Хронический туболоинтерстициальный нефрит.
Мочекаменная болезнь.
Непроизвольное мочеиспускание, в т.ч. недержание мочи при пробуждении.
Начальник управления организации медицинской помощи Ш.М.ГАЙНУЛИН
Правила приема в кадетские и суворовские училища Министерства Обороны
Какой вопрос больше всего волнует учеников 10–11 классов и их родителей? Конечно, поступление в вуз. Современная система высшего образования готовит выпускникам немало испытаний, и чтобы с честью выдержать их, а значит, заложить фундамент для будущей успешной карьеры, нужно вооружиться знаниями, причем не только в рамках школьной программы. Важно не ошибиться с выбором учебного заведения, трезво оценить свои шансы, получить информацию об условиях и правилах приема. Предлагаем подробную инструкцию по подготовке к поступлению в вуз, а также ряд полезных рекомендаций, которые помогут легче пережить этот непростой период.
Что нужно для поступления в вуз
К 10–11 классам будущие выпускники уже хотя бы приблизительно знают, чем хотели бы заниматься в дальнейшем. Одних привлекают точные науки, других — экономика и финансы, третьи видят себя юристами, четвертые намерены посвятить жизнь медицине. Но выбор профессии еще не означает принятия решения по поводу вуза. Одни и те же дисциплины преподают в разных учебных заведениях, но правила поступления и условия обучения различаются, да и качество образования не везде одинаково.
Итак, первый этап подготовки после того, как вы сориентировались с направлением, — это выбор вуза. Чтобы принять безошибочное решение, необходимо:
во-первых, трезво оценить возможности. По итогам предшествующих лет обучения в школе можно делать выводы об уровне успеваемости будущего абитуриента. Нужно отдавать себе отчет в том, что ученик, который прежде не демонстрировал хороших результатов, вряд ли может рассчитывать на поступление в престижный государственный вуз, тем более на востребованную специальность. Шансы стать студентами МГУ, МГИМО или МИФИ реальны лишь у тех, кто показывает высокую успеваемость в целом и по профильным предметам в частности.
Ученикам, не претендующим на красный аттестат и золотую медаль, вряд ли стоит стремиться к заведомо недостижимому: это чревато потерей времени, разочарованием и стрессом. Лучше выбрать вуз с менее строгими требованиями к абитуриентам и тем самым увеличить свои шансы на поступление;
во-вторых, нужно определиться между государственным и частным учебным заведением. У первого варианта есть весомое преимущество — бюджетные места. Но поступить на одно из них, особенно в ведущий столичный вуз, бывает сложно даже при хороших результатах ЕГЭ: конкурс слишком высок. Конечно, если выбрать не столь именитое образовательное учреждение, например Московский городской педагогический университет или Московский государственный университет геодезии и картографии, вероятность зачисления на бюджет возрастет. Такие вузы менее популярны, но тоже востребованы среди абитуриентов, желающих получить определенную специальность.
Другой вариант — предпочесть в качестве альтернативы частный вуз. Аккредитованные коммерческие учебные заведения по качеству образования не уступают государственным. Они работают на основании лицензии в соответствии с существующими стандартами. Выпускники получают диплом государственного образца, который котируется среди работодателей не ниже, чем документ об окончании государственного вуза. Частные образовательные учреждения предлагают обучение по широкому спектру специальностей. Большая их часть ориентирована на определенное направление. Так, например, Институт международных экономических связей (ИМЭС) готовит бакалавров по специальностям «экономика» и «менеджмент».
Важно
Одно из преимуществ частных вузов перед государственными — более актуальные образовательные программы. Коммерческие учебные заведения располагают большей свободой и могут модифицировать содержание курсов в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда. Кроме того, частные вузы обычно демонстрируют лучший уровень материально-технического обеспечения. Еще один плюс заключается в менее строгом отношении преподавателей к абитуриентам, а затем и к студентам. Другими словами, в частный вуз проще поступить и учиться в нем легче, чем в государственном.
в-третьих, следует выбрать форму обучения: очную, заочную или промежуточный вариант. Недавние выпускники школ чаще предпочитают учиться очно. Занятия проходят в дневные часы ежедневно, студентам предоставляется один или два выходных в неделю. Два раза в год проводится экзаменационная сессия. Такая форма дает максимально полное погружение в учебный процесс, постоянное взаимодействие с преподавательским составом и, как следствие, углубленные знания. Но при этом учеба остается основным, а нередко и единственным видом деятельности: на остальное просто не хватает времени. Поэтому работающие люди часто выбирают другие формы обучения.
Заочная форма предполагает установочную сессию, после которой студенты в течение некоторого времени занимаются самостоятельно. Как и при очном обучении, дважды в год проводятся экзамены. Главное преимущество заочной формы — возможность совмещать учебу с работой.
Есть и третий вариант — очно-заочное обучение. При такой форме занятия проводятся очно, но в вечерние часы или по выходным. График может быть разным в зависимости от вуза. Студенты очно-заочного отделения получают качественное образование и при этом могут работать без отрыва от учебы.
После того как определена цель, то есть выбран вуз для поступления, пора искать средства для ее достижения — иначе говоря, начинать готовиться к экзаменам.
Подготовка к поступлению: от сдачи ЕГЭ до вступительных экзаменов
Шанс поступить в вуз напрямую зависит от результатов ЕГЭ. Отчасти они влияют и на выбор учебного заведения. Выпускник, получивший высокие оценки, может подать документы в несколько вузов, чтобы в итоге предпочесть лучшее. Нужно помнить о том, что в каждом образовательном учреждении свой проходной балл. Так, портал Учеба.ру публикует следующие данные о проходных баллах при поступлении в московские вузы в 2017 г.[1]:
Вуз | Проходная сумма баллов |
---|---|
НИУ ВШЭ | 358–372 (в зависимости от факультета) |
МГУ | 331–346 |
МГИМО | 346–403 |
РАНХиГС | 231–250 |
МИФИ | 272 |
МФТИ | 262–287 |
РЭУ им. Плеханова | 336–353 |
РГСУ | 229 |
МАИ | 200 |
Как видим, чем престижнее статус вуза, тем выше проходной балл. Кроме того, по данным того же портала, МГИМО, МГУ, ВШЭ и РАНХиГС оказались еще и самыми дорогими учебными заведениями[2].
Вывод очевиден: выбрав вуз, нужно начинать активно готовиться к ЕГЭ. Каждый предпочитает свой метод: одни нанимают репетитора, другие записываются на курсы, третьи полагаются на собственные силы. В чем плюсы и минусы каждого способа подготовки?
- Самостоятельные занятия. Преимущество у этого варианта только одно — экономия средств, а недостатков гораздо больше. Во-первых, у самостоятельных занятий отсутствует система и продуманный план. В результате процесс отнимает много времени, а результат оставляет желать лучшего. Во-вторых, без наставника трудно разобраться в сложном материале. В-третьих, самостоятельная подготовка к поступлению требует идеальной самодисциплины. Мешает и отсутствие контроля знаний (некому проверить, насколько полно ученик усвоил тему), и недостаток учебных материалов, и многие другие моменты. Поэтому те, кто настроен на получение высоких баллов по ЕГЭ, предпочитают готовиться с репетитором или на курсах.
- Главный плюс занятий с репетитором — индивидуальный подход к каждому ученику с учетом уровня знаний и психологических особенностей. Кроме того, можно подобрать удобный график и сэкономить время. Среди минусов — высокая стоимость услуг и нередко отсутствие полной гарантии результата. Выбирать репетитора нужно очень тщательно, основываясь не только на отзывах, — необходимо узнать, какими методами он пользуется, какие материалы применяет, какой у него опыт подготовки учеников именно к сдаче ЕГЭ и т. д. Несмотря на возможные риски, занятия с частным преподавателем очень эффективны. К репетитору можно обратиться и впоследствии, когда придет время готовиться к вступительным испытаниям (если они предусмотрены).
- Подготовительные курсы для поступления в вуз не менее востребованы и по результативности не уступают занятиям с репетитором. Часто они помогают не только восполнить пробелы в теоретических знаниях, но и подготовиться психологически. Проблема — в отсутствии индивидуального подхода. Групповые занятия не могут одинаково удовлетворить потребности всех учеников, ведь уровень знаний у всех разный.
Поэтому оптимальный вариант — совмещение всех описанных способов. Если ученик будет посещать курсы, заниматься с репетитором и при этом уделять время самостоятельной подготовке, можно рассчитывать на максимально высокие баллы.
Но иногда подготовки к ЕГЭ недостаточно. Многие образовательные учреждения проводят еще и внутренние вступительные испытания. Чаще это престижные вузы с высоким конкурсом или учебные заведения творческого профиля. Перечень учреждений, имеющих право проводить вступительные испытания, утверждается Правительством РФ.
Форма вступительных испытаний может быть любой: экзамен (по билетам), тестирование, практические задания, собеседование — программу разрабатывает вуз. Сроки проведения также различаются в разных образовательных учреждениях. Узнать подробно о порядке и содержании вступительных испытаний можно в «Правилах приема в вуз», которые составляются ежегодно.
Условия поступления в вуз
Теоретическая подготовка к экзаменам в вуз и сдаче ЕГЭ — важнейший, но не единственный фактор успеха. Нужно знать порядок и правила приема в выбранное учебное заведение, чтобы не пропустить какой-либо из этапов и тем самым не лишиться шансов на зачисление.
Подача документов
Для большинства вузов действует общая схема подачи документов, но могут быть особые требования. Получить информацию о них можно на сайте учебного заведения или в приемной комиссии.
Что касается сроков подачи, то они почти не меняются из года в год. В 2018 г. прием документов для поступления в российские вузы начался 20 июня и закончился 10 июля (в учебных заведениях, где проводились вступительные испытания) и 26 июля (при зачислении по результатам ЕГЭ)[3]. 27 июля на сайтах и информационных стендах вывесили списки всех поступающих с указанием баллов.
Обязательный пакет документов для поступления в вузы России включает:
- заявление, написанное вручную. Образец можно получить в приемной комиссии или скачать на сайте. Законодательство РФ в области образования допускает для абитуриентов одновременную подачу заявлений в пять вузов на три отделения в каждом;
- ксерокопию паспорта;
- сертификат ЕГЭ;
- аттестат (или диплом о высшем или среднем специальном образовании, если у абитуриента имеется таковое). Для зачисления в вуз нужен оригинал документа, но при поступлении первоначально можно подать копию. Впоследствии, если абитуриент выбрал именно этот вуз, он должен предоставить подлинник. Это нужно сделать до выхода приказа о зачислении студентов «первой волны» (первого–третьего августа);
- документы, свидетельствующие об индивидуальных достижениях: призовых местах в олимпиадах, конкурсах, спортивных состязаниях и т. д.
Подать документы можно лично в приемную комиссию либо выслать их по электронной почте, воспользовавшись указанным на сайте адресом.
Расчет баллов
Заранее точно узнать проходной балл в конкретном вузе невозможно: минимальная сумма оценок, необходимая для зачисления, формируется только по итогам конкурса. Информация о данных за прошлые годы должна носить ознакомительный и ориентировочный характер.
Проходная сумма баллов зависит от статуса вуза, количества конкурирующих за бюджетное место абитуриентов, выбранной специализации, формы обучения. Она складывается из:
- баллов, полученных при сдаче ЕГЭ;
- оценки за вступительные испытания (если таковые предусмотрены вузом);
- дополнительных баллов за индивидуальные достижения.
Примерно 27 июля на сайтах вузов публикуются рейтинговые списки поступающих с указанием набранных баллов. Первые места в них занимают победители олимпиад, представители льготных категорий — словом, абитуриенты, которые зачисляются вне конкурса. Обычно для них отводится 10% бюджетных мест. Остальные 90% распределяются между кандидатами, поступающими на общих основаниях. И приоритет среди них принадлежит тем, кто набрал наибольшее количество баллов.
Оценка шансов
Таким образом, позиция в рейтинге позволяет примерно оценить шансы на поступление. Но даже если видимый результат далек от желаемого, это не повод отчаиваться. Скорее всего, многие места освободятся. Абитуриенты, чьи фамилии оказались в верхних строчках рейтинга, не обязательно решат поступать именно в этот вуз. Возможно, они изначально подали копии аттестатов либо впоследствии, переменив решение, заберут оригиналы и предоставят их в другое учебное заведение. В крайнем случае для тех, кто не прошел по конкурсу на бюджетные места, есть платное отделение.
Подытоживая сказанное, можно дать следующие рекомендации для поступающих в вузы и их родителей. Во-первых, начинать готовиться к экзаменам следует как можно раньше. Во-вторых, лучше заниматься с репетитором или на курсах подготовки в вуз. Наконец, при выборе учебного заведения стоит взвесить все за и против: узнать об особенностях обучения, оценить качество образования, рассчитать шансы на зачисление.