Противопоказания к профессии логопед
Презентация профессии
Логопед (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.
Логопедия – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.). На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования. В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с особенностями развития велико и неуклонно возрастает. Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей. Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает логопед. Логопед может работать в специальных дошкольных организациях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в организациях здравоохранения, медико-психологических центрах.
Тип и класс профессии
Профессия логопеда относится к типу: «человек – человек», она связана с воспитанием, обслуживанием, обучением людей, общением с ними. К этой группе относятся все педагогические и медицинские профессии, профессии сферы услуг и другие. Профессия логопеда также относится к классу «исполнительский».
Исполнительский (алгоритмический
Профессии данного класса связаны с выполнением решений, работой по заданному алгоритму, образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, инструкций, стандартов, стереотипным подходом к решению проблем.
Содержание деятельности
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В обязанности логопеда входят:
- отбор детей с отклонениями в устной речи в специальные группы;
- определение степени отклонений;
- постановка правильной речи;
- предупреждение дефектов речи;
- организация консультативной сети для педагогов и родителей обучающихся, имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом, основная цель деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи; подготовка
к полноценной трудовой и общественной жизни детей с различными отклонениями и нарушениями речи; отбор детей с речевыми отклонениями
в специальные учебные группы; определение степени и особенности нарушения, наблюдение за детьми с нарушениями речи и ведения коррекционно-педагогической работы на основе дифференцированного
и индивидуального подхода; содействие социальной адаптации детей, имеющих речевые нарушения; руководство учебной, трудовой
и общественной деятельностью обучаемых.
Требования к знаниям
Специалист должен знать возрастную и специальную педагогику
и психологию, анатомо-физиологические и клинические основы дефектологии; нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности; методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии обучающихся; программно-методическую литературу по работе с обучающимися, имеющими отклонения в развитии; новейшие достижения социальной педагогики и психологии.
Квалифицированный логопед должен знать:
- Свои должностные обязанности;
- Законодательные и нормативные правовые акты;
- Положения, инструкции, другие руководящие материалы;
- Нормы профессиональной этики.
Квалифицированный специалист должен уметь:
- Распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, специальными методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте;
- Проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости;
- Хорошо знать психологические особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.
Успех профессиональной деятельности зависит от наличия у логопеда глубоких профессиональных знаний и навыков, широкой ориентации в современных отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от его творческой активности и инициативы. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.
Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: гуманистическая убежденность; гражданская нравственная зрелость; познавательная и педагогическая направленность; увлеченность профессией; любовь к детям; требовательность к себе и окружающим; справедливость, выдержка и самокритичность; педагогическое творческое воображение и наблюдательность; искренность, скромность, ответственность, твердость и последовательность в словах и действиях и др.
Условия труда
Логопед работает в комфортных условиях — в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).
Медицинские противопоказания
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- хроническими инфекционными;
- слухового и зрительного анализаторов;
- речеголосового аппарата;
- опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
Базовое образование
Чтобы стать логопедом, нужно получить высшее образование.
Пути получения профессии:
Профессии логопеда обучают в организациях высшего образования, в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева».
Области применения профессии
- Специальные школы и интернаты,
- Медико-психологические центры,
- Центры развития, медицинские организации,
- Специальные организации и социальные службы в образовании.
Перспективы карьерного роста
Карьерный рост в рамках образовательной или специализированной организации крайне ограничен. Для увеличения дохода необходимо позаботиться о репутации, ведь новые клиенты, прежде всего, появляются за счет личных рекомендаций.
Однако процесс познания себя, саморазвития, повышения личностно-профессиональной компетентности обеспечивает переход на более высокий уровень профессионального самосознания. Именно познание себя, своей личности, профессионально значимых качеств (мотивационный, операциональный и рефлексивный компоненты) позволит специалистам эффективнее планировать собственную профессиональную деятельность. Недостаточное знание этих качеств, отсутствие тонкой дифференциации собственных эмоциональных состояний затрудняет профессиональный и личностный рост.
Л о г о п е д – (гр. Logos слово, речь + paideia воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной, устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим специалиста по детской логопедии.
Л о г о п е д и я – раздел дефектологии (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов в воспитании детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.)
На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.
В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает.
Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектные. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает л о г о п е д.
^
Л о г о п е д может работать в специальных дошкольных учреждениях (дет сады), школах (коррекционные классы), в учреждениях здравоохранения.
Специфика профессиональной деятельности л о г о п е д а определяется конкретными условиями рабочего места.
Рассмотрим педагогический аспект л о г о п е д и и.
Содержание труда логопеда в образовательном учреждении заключается в проведении работы по выявлению и исправлению нарушений устной речи учащихся.
В обязанности логопеда входит:
-
проведение диагностической, систематической консультационной и коррекционной работы с учащимися, педагогами и родителями; -
отбор детей с отклонениями в устной речи в спец. группы; -
определение степени отклонений; -
постановка правильной речи; -
предупреждение и устранение дефектов речи; -
организация консультативной сети для педагогов и родителей учащихся, имеющих отклонения в устной речи.
В своей работе логопед пользуется ручными, электрическими (телефон) с р е д с т- в а м и т р у д а. Но основными средствами его работы являются грамотная, четкая, убедительная речь, где немаловажную роль играют голосовые характеристики и деловое поведение.
П о х а р а к т е р у работа логопеда определена:
-
законодательными, руководящими материалами; -
правилами, инструкциями, методическими нормативными актами; -
профессиональными этическими нормами.
Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
Ф у н кц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители, педагоги).
К о н т а к т ы у логопеда м н о г о ч и с л е н н ы е, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители, учителя.
О т в е т с т в е н н о с т ь у логопеда обычная за свои профессиональные действия.
Логопед работает в помещении в комфортных условиях (кабинет, письменный стол, телефон).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда вносят следующие факторы:
-
постоянное общение с людьми; -
необходимость работать с детьми с выраженными дефектами речи.
^
-
нервно-психическая устойчивость; -
хорошая долговременная память; -
выносливость слухового и речеголосового аппаратов; -
грамотная, четкая правильная речь.
^
-
умение управлять собой; -
социальный интеллект (способность понимать поведение других людей); -
наблюдательность; -
коммуникативные и организаторские способности.
^
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
-
нервно-психическими; -
сердечно-сосудистыми; -
хроническими инфекционными; -
слухового анализатора; -
речеголосового аппарата.
^
Необходимы хорошие знания по русскому языку и литературе, биологии (анатомии), истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ
Профессию логопеда можно получить в высших учебных заведениях.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Педагог по коррекционной работе.
МАССАЖИСТ
^
М а с с а ж и с т — специалист, владеющий приемами механического воздействия – растирания тела человека в профилактических или лечебных целях.
М а с с а ж — французское (первоначальное слово от арабского – растирать, касаться, щупать) – система приемов механического воздействия на кожу и подлежащие ткани человеческого тела.
М а с с а ж служит людям на протяжении многих веков, высоко ценился еще древними греками и римлянами, причем прибегали к нему в древнем мире все, не только атлеты, постоянно участвовавшие в соревнованиях, играх. Римляне часто бывали в общественных банях – термах, где к их услугам были опытные массажисты; а люди зажиточные сооружали бани у себя дома, регулярно применяли массаж. У славян было принято при мытье в банях стегать тело веником. А эти приемы – разновидность массажа.
В наше время известен классический, получивший широкое распространение в Европе, массаж кожи и мышц при помощи рук, а иногда – с применением устройств, призванных облегчить труд массажиста.
Массажист в основном работает руками. Используя особые приемы- поглаживание, разминание, пиление, растирание, покалачивание и др., которые проводятся по определенным правилам специально подготовленным массажистом. При помощи массажа раздражаются рецепторы на коже, мышцах , импульсы передаются по нервам в центральную нервную систему, вызывая ответные реакции организма.
Изменяя силу, характер, продолжительность массажа, массажист может влиять на состояние коры головного мозга, снимать или повышать активность, возбудимость и даже восстанавливать поврежденные нервные волокна, прекращать боль.
Массаж может быть контактный, бесконтактный и точечный. В настоящее время массаж включается при лечении очень многих заболеваний.
^
Массажист работает в лечебно-профилактических учреждениях, физкультурных организациях, частных медицинских учреждениях, косметических кабинетах и выполняет следующие виды массажа:
Гигиенический массаж – для укрепления здоровья, предупреждения избыточного отложения жира, солей, сохранения фигуры.
Косметический массаж – для предупреждения увядания кожи, образования морщин, выравнивания недостатков лица, шеи.
Спортивный массаж – для сохранения спортивной формы, восстановления сил у спортсменов.
Лечебный массаж – назначают больным людям при заболеваниях опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, нарушении обмена веществ и др.
Независимо от места и специфики профессиональной деятельности массажиста в его обязанности входят:
-
проведение любого вида массажа (по назначению врача) при помощи особых приемов (поглаживание, разминание, пиление, растирание, поколачивание и др.).
Основными средствами труда массажиста являются его руки. Они должны быть всегда чистыми, сухими и теплыми. Пальцы с высоким порогом тактильной чувствительности.
Кроме этого, массажист в своей работе использует электрические, механические средства труда- специальные приборы (вибромассажоры) при помощи которых выполняется массаж.
Работа массажиста имеет достаточно четкий характер и определена:
-
правилами, инструкциями и другими руководящими материалами; -
основами анатомии и физиологии человека, строения и свойств кожи; -
знанием причин и проявлений заболевания; -
правилами гигиены, санитарии, нормами охраны труда.
Функционально массажист является исполнителем указаний других людей (врача, клиента). Планирование и распределение собственной нагрузки организует самостоятельно.
Контакты у массажиста многочисленные – с посетителями, клиентами.
Массажист несет ответственность за жизнь и здоровье клиента.
Массажист работает в помещении, которое соответствует определенным санитарным нормам, обеспечивающим чистоту, антисептику, чтобы исключить попадание микробов в организм. Основная рабочая поза – «стоя».
Психофизиологическую напряженность в работу массажиста вносят следующие факторы:
-
физические нагрузки (усталость мышц рук, ног, длительное пребывание «стоя»); -
постоянное общение с людьми; -
возможность опасности, связанной с риском для здоровья клиента (больного).
^
-
нервно-психическая устойчивость; -
физическая выносливость; -
высокая координация и чувствительность пальцев рук; -
хорошая зрительная координация.
^
-
умение управлять собой, личная организованность; -
наблюдательность; -
доброжелательность; -
трудолюбие и работоспособность; -
умение понимать поведение других людей; -
внимательность; -
чистоплотность.
^
Работа массажиста не рекомендуется людям с заболеваниями:
-
нервно-психическими; -
сердечно-сосудистыми; -
хроническими инфекционными; -
аллергическими; -
верхних дыхательных путей; -
опорно-двигательного аппарата.
^
Необходимы хорошие знания по русскому языку и литературе, биологии, анатомии, химии в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ
Профессию массажиста можно получить на курсах при наличии медицинского образования.
^
Врач, медсестра.
МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Л о г о п е д (гр. Logos-слово, речь + paideia-воспитание, обучение) – специалист, занимающийся постановкой правильной устной речи, предупреждением и устранением ее дефектов.
Исправление дефектов устной речи возможно в любом возрасте. В данной профессиограмме рассмотрим профессию специалиста по детской логопедии.
Л о г о п е д и я – раздел д е ф е к т о л о г и и (коррекционной педагогики), изучающий вопросы постановки правильной устной речи, предупреждения и устранения её дефектов у детей, страдающих недостатками речи (косноязычием, заиканием и др.)
На разных этапах цивилизации существовали разные критерии человеческой неполноценности, так как в зависимости от уровня развития общества к физическим и интеллектуальным качествам личности предъявлялись различные требования.
В Древней Спарте, где много столетий создавался культ здорового тела, люди (и в первую очередь дети), имеющие ярко выраженные отклонения от нормы, просто уничтожались. А в славянских государствах на детей с различными видами нарушений смотрели как на «божьих людей», поэтому окружали их ореолом святости.
Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с отклонениями в развитии велико и неуклонно возрастает.
Поэтому очень важно своевременно обнаружить отклонения в развитии и оказать ребенку необходимую помощь. И достигается это совместными усилиями врачей, психологов, педагогов, дефектологов, родителей.
Нарушения развития у детей многоплановы и многоаспектны. Они выражаются в интеллектуальной, двигательной, речевой или сенсорной неполноценности. Квалифицированную помощь детям с нарушением речи оказывает л о г о п е д. Логопед может работать в специальных дошкольных учреждениях (детские сады), школах (коррекционные классы), интернатах, в учреждениях здравоохранения, медико-психологических центрах.
СОДЕРЖАНИЕ ТРУДА
Специфика профессиональной деятельности логопеда определяется конкретными условиями рабочего места.
В о б я з а н н о с т и логопеда входят:
- отбор детей с отклонениями в устной речи в специальные группы;
- определение степени отклонений;
- постановка правильной речи;
- предупреждение дефектов речи;
- организация консультативной сети для педагогов и родителей учащихся, имеющих отклонения в устной речи.
Таким образом., основная ц е л ь деятельности логопеда – устранение дефектов речи и постановка правильной устной речи.
Основные п р е д м е т ы т р у д а — человек (обучение) и природа (человек как биологический объект).
В своей работе логопед использует вещественные (орудийные) с р е д с т в а т р у д а — ручные, электрические (телефон). Но основными являются его невещественные (функциональные) средства – образная память, хороший уровень концентрации и устойчивости внимания; выразительная речь – с ясной дикцией, правильным произношением, уравновешенным звучанием; выразительные средства – мимика, жестовые ансамбли (пальцы рук); а также органы чувств – зрение, слух.
Работа логопеда имеет четко определенный х а р а к т е р и осуществляется в соответствии с действующими:
- должностными обязанностями;
- законодательными и нормативными правовыми актами;
- положениями, инструкциями, другими руководящими материалами;
- нормами профессиональной этики.
Труд логопеда имеет такую о р г а н и з а ц и ю, при которой он самостоятельно от начала до конца выполняет свою работу и самостоятельно за нее отвечает.
Ф у н к ц и о н а л ь н о логопед является организатором работы других людей (учащиеся, родители, педагоги).
К о н т а к т ы у логопеда многочисленные, разноуровневые, с меняющимся кругом лиц – это учащиеся, родители, учителя.
О т в е т с т в е н н о с т ь у логопеда повышенная м о р а л ь н а я — за обучение и воспитание.
Логопед работает в комфортных у с л о в и я х — в помещении (кабинет, письменный стол, телефон).
П с и х о ф и з и о л о г и ч е с к у ю н а п р я ж е н н о с т ь в работу логопеда могут вносить следующие факторы:
- постоянное общение с людьми, в основном с дефектами развития;
- повышенная моральная ответственность.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СПОСОБНОСТЯМ СПЕЦИАЛИСТА
- нервно-психическая устойчивость;
- хорошая образная память;
- хороший уровень концентрации и устойчивости внимания;
- выносливость слухового анализатора и речеголосового аппарата;
- грамотная, четкая правильная речь.
ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТНЫМ СПОСОБНОСТЯМ И КАЧЕСТВАМ
СПЕЦИАЛИСТА
- стрессоустойчивость, эмоциональная уравновешенность;
- умение управлять собой;
- социальный интеллект (способность понимать поведение других людей);
- коммуникативные и организаторские способности;
- нацеленность на результат;
- терпение;
- сострадание.
МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ
Работа логопеда не рекомендуется людям с заболеваниями:
- нервно-психическими;
- сердечно-сосудистыми;
- хроническими инфекционными;
- слухового и зрительного анализаторов;
- речеголосового аппарата;
- опорно-двигательного аппарата (руки, кисти рук).
ДОПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Необходимы знания по русскому языку и литературе, биологии, истории в рамках школьной программы.
ПУТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОФЕССИИ
Профессии логопеда обучают в учреждениях высшего профессионального образования.
РОДСТВЕННЫЕ ПРОФЕССИИ
Педагог по коррекционной работе, дефектологи – сурдопедагог, тифлопедагог, олигофренопедагог.