Противопоказания к профессии учитель
И вы, молодые девушки и юноши, придя в педагогическое учебное заведение, сделали свой важный выбор – вы приняли решение овладеть профессией ПЕДАГОГА. Профессией интересной, благородной, творческой, но самой ответственной и сложной.
Имеются ли противопоказания к выбору профессии учителя?
Да, не каждый способен стать учителем. Об этом рассказал В.А. Сухомлинский в книге «100 советов учителю» (гл.2, т.2). Уходила из школы учительница, которой было всего 45 лет. «Милые друзья, – сказала она, – я ухожу потому, что работа в школе не была моим делом. Я не находила в этой работе удовлетворения. Она не давала мне никакой радости. Это беда, это трагедия моей жизни. У меня надорвано здоровье тем, что труд не давал мне радости. Советую вам – проверьте сами себя, если труд не дает вам радости – уйдите из школы. Иначе годы труда станут для вас адом».
Итак, педагогический труд должен быть любимым делом, и дети должны любить педагога.
Для того чтобы стать педагогом, учителем, вам предстоит научиться делу воспитания и обучения подрастающего поколения, овладеть профессией.
(Познакомить студентов с составом профессорско-преподавательского коллектива университета.)
Большую роль в профессиональном становлении педагога играют теоретические знания, компонентом которых является понятийный аппарат, т.е. научная терминология по предмету. Поэтому следует всегда помнить, что важно четко знать определение понятий, не нарушать принципа научности, который предполагает соблюдение принципа точности (нельзя упрощать, выхолащивая смысл).
Поэтому на занятии и дома вы должны быть внимательными к научной терминологии, записывать точные определения понятий. Целесообразно в конце тетради завести словарик, куда вносить тезаурус по предмету в алфавитном порядке.
Изучение психолого-педагогических дисциплин в педвузе начинается с курса «Введение в профессионально-педагогическую специальность»,
Древняя, массовая и уникальная профессия
Учительская профессия – одна из самых древних в мире. Ее социальная значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого общества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. В.И. Ленин назвал воспитание «вечной категорией». Человеческое общество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не передавался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объективная реальность.
Профессия – род трудовой деятельности, занятий, требующий специфических теоретических знаний и практических умений и являющийся обычно источником существования человека. А в лат. яз. professio – от profiteor, что значит «объявляю своим».
Учитель – преподаватель, наставник (В. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка).
Преподаватель – передает знания, культурно-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколению; развивает этот опыт.
Наставник наставляет, как себя вести, как надо жить, воспитывает. В.Г. Белинский писал: «Как важен, велик и священ сан воспитателя:
в его руках участь целой жизни человека».
Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколением. Это доверенное лицо общества.
Педагог (греч. paidagogos) – специалист, занимающийся воспитательной и преподавательской работой как профессией; учитель, преподаватель.
Обучать и воспитывать – это две основные функции деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; меняются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание образования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.
Что меняется в разные исторические периоды | Что постоянно (основные функции деятельности учителя) |
с какой целью? (цель) | обучать и воспитывать подрастающее поколение |
чему? (содержание) | – » – |
как? (способы) | – » – |
каким образом? (средства) | – » – |
Обратимся к конкретным фактам:
- Демокрит (460–370 до н.э.) – древнегреческий философ-материалист, представитель античной демократии, противник рабовладельческой аристократии: для подготовки граждан, способных жить в условиях демократии, в процессе воспитания важно учитывать «природу» детей и предпочитать средства убеждения средствам принуждения;
- Плутарх (ок. 46 – ок. 127) – древнегреческий писатель и историк; о воспитании говорил: чтобы воспитать мужественных, смелых, жестких, закаленных граждан, способных расправляться с рабами и вести войны, нужны суровость и жесткость в обращении с детьми;
- Обратимся к нашему времени. С 1984г. в российском образовании осуществляются преобразования – реформы.
В.: Чем они вызваны и какого выпускника требует современное общество?
– Изменения в политическом, социально-экономическом, культурном развитии страны требуют от школы особого выпускника – человека творческого, с нестандартным мышлением, способного быстро перестраиваться в столь динамично меняющемся мире; человека высоконравственного, культурного, способного качественно овладеть профессией, а потом самореализоваться в педагогической деятельности.
И главная цель школы – запустить механизм самообразования ребенка, его мотивацию к учению, научить самообразованию.
Новый заказ общества школе требует изменений в профессиональной подготовке учителей.
В.: Какой учитель нужен современной школе?
– Высокий профессионал, не только прекрасно владеющий своим предметом, но и имеющий глубокую психолого-педагогическую и методическую подготовку, эрудированный, творческий, мастер-коммуникатор, подлинный интеллигент и инноватор.
Но, несмотря на высокие требования к учителю, это достаточно массовая профессия. В настоящее время только в школе работает 3 млн педагогов, в ближайшие 10 лет их число должно возрасти в 1,5 раза.
В.: О чем свидетельствует массовый характер учительской профессии?
– Данный факт говорит о ее значимости для общества. Потребность общества в учителях не снижается; наоборот, в ряде регионов наблюдается недостаток педагогических кадров.
В.: А что можно сказать о престижности нашей профессии?
– Трудная, сложная, требует большого напряжения физических, интеллектуальных, эмоциональных, нравственных сил; высокие требования к профессии со стороны общества, родителей, детей.
– Никаких привилегий (особых прав, преимуществ) и пока что недостаточное материальное обеспечение (зарплата, жилье, условия для полноценного отдыха и восстановления здоровья и т. д.).
В свое время Ян Амос Коменский (1592–1670 гг.) находил должность учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем». Он требовал, чтобы, с одной стороны, население относилось с уважением к учителю, а с другой – учитель понимал, какую важную функцию он выполняет в обществе, и был полон чувства собственного достоинства. Эти мысли великого педагога актуальны и для нашего времени. Сквозь века обращался Я. А. Коменский к человеческому обществу, чтобы оно ценило учителя и возвышало его.
– Это уникальная (неповторимая, особенная) профессия.
В.: Почему же мы с вами, несмотря на высокие требования к профессии и ее сравнительную непрестижность, выбираем ее? Что нас привлекает в профессии учителя?
– Выбор профессии определяется особенностями нашей личности, натуры, нашими склонностями, нашими взглядами и убеждениями:
- это, вероятно, стремление к постоянному общению, любовь к детям;
- стремление жить активно, в вечном движении;
- тяга к творчеству, поиску (это творческая профессия);
- это умение находить счастье от той пользы, которую мы приносим детям, людям (растим личности), и понимание огромной важности и нужности профессии для общества, народа;
- и, наверное, желание продолжить себя в детях, которых учитель воспитывает.
Нередко можно услышать вопрос: «Учитель – это профессия, призвание (склонность к тому или иному делу, профессии) или ремесло?».
– Да, учитель – это профессия, и призвание, и ремесло. Но это и искусство, и служение. Служение детям прежде всего…
Практикум
Кто может стать учителем, а кому не надо быть учителем? Проверьте свой выбор!
- Тест «Склонны ли вы к профессии сферы «человек – человек»»:
а) отвечать на вопросы словами «да» или «нет»;
б) итоги тестирования: подсчитать количество «да» или «нет».
У кого больше «да», тому не очень подходит профессия с частыми и напряженными межличностными контактами, надо много поработать над собой, чтобы добиться успеха. - Специфика труда учителя в понимании В. А. Сухомлинского
Как же определяет своеобразие учительской профессии В.А. Сухомлинский?
Ответить на этот вопрос поможет нам работа со статьей В.А. Сухомлинского «Что такое призвание к труду учителя» (фрагмент книги «Сто советов учителю»).
Чтение статьи, затем краткая формулировка и запись основных тезисов в тетрадь. При недостатке времени – самостоятельное чтение и выделение основных тезисов, а затем конспектирование статьи (домашнее задание).
В.А. Сухомлинский о специфике труда учителя
1. Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим в жизни – с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, судьба, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
2. Результат труда учителя проявляется не сразу, а через продолжительное время. Сравним: токарь выточил деталь, он видит конечный результат своего труда. А учитель?! (Рассказать об ученике, который в колонии «давал» уроки литературы, уроки доброты, гуманизма.) Идея отсроченного влияния учителя на ученика.
3. Ребенка воспитывает разнообразная среда, много факторов, положительных и отрицательных, влияет на него. Миссия (назначение) школы, учителя – бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия. Для этого нужен умный, умелый, мудрый воспитатель.
4. Учитель – не единственный воспитатель ребенка в обществе, поэтому следует помнить о многофакторности влияния на личность ученика. Здесь мы видим «соавторство» учителя, семьи и общества в воспитании детей.
Личность ребенка можно сравнить с глыбой мрамора, над которой трудится много скульпторов, ваятелей.
Главный скульптор – учитель. Он, как дирижер симфонического оркестра, должен объединять и направлять все влияния на ученика.
Это в идеале, а в жизни – очень сложно и трудно.
Рис. 1
5. Объект учительского труда – духовная жизнь личности (ум, чувства, воля, убеждения, сознание). Воздействовать на эти сферы можно только тем же. Личность учеников может формировать только личность учителя – личность творца, гуманиста, созидателя.
6. Объект нашего труда – постоянно меняющийся ребенок, наш труд – формирование человека. Это огромная ответственность.
«И сам учитель должен гореть постоянным желанием стать лучше, грамотнее, квалифицированнее. Такова специфика, своеобразие педагогического труда, ответственного, тяжелого, сложного, но бесценного для общества».
Комментарии к статье
Платон (древнегреческий философ) говорил, что если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, – граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей.
Остановимся еще на одной особенности труда учителя – это «полифункциональность» (многогранность, многосторонность) деятельности учителя.
Рис. 2. Схема ролей-функций учителя в его деятельности
Другую схему ролей учителя предлагает психолог Владимир Леви.
Рис. 3. Ролевой рецептуар Учителя (по В. Леви) 1
Чтобы продуктивно, качественно выполнять свои многочисленные функции в процессе самостоятельной педагогической деятельности, будущему специалисту требуется разносторонняя подготовка.
Домашнее задание
- Изготовить карточку: выбрать и переписать заметку о школе, учителе, об образовании; выделить и подчеркнуть главные мысли; продумать и записать 3–4 вопроса по проблеме заметки. Высказать свою точку зрения по проблеме заметки.
Карточку оформить на альбомном листе, подписать (№ группы, фамилия, имя) – к занятию. - Взять интервью у учителей школ, преподавателей института на одну из тем:
- «Какие трудности (проблемы) существуют у учителя, школы, системы образования на современном этапе развития общества»;
- «Каковы перспективы (возможности) учительской профессии».
Сделать записи по результатам интервью – к занятию.
- Подготовить сообщения (на 3 мин) о проблемах, трудностях учителя, классного руководителя, школы в целом, всей системы образования на современном этапе развития общества, используя периодическую печать: газеты «Педагогический вестник», «Педагогический калейдоскоп», «Учительская газета» и др. – к занятию.
- Законспектировать совет № 1, «Что такое призвание к труду учителя и как оно формируется», из книги В.А. Сухомлинского «Сто советов учителю», т. 2 – к занятию.
- Написать сочинение (2,5 листа) в тетрадях для творческих работ по «Введению в педагогическую профессию (ВвПП)» – к занятию.
Темы сочинений:- Почему я выбрал(а) профессию учителя.
- Моя первая учительница.
- Портрет учителя.
- Как я готовил(а) себя к выбору профессии.
- Я и профессия учителя.
- Этюды об учителе.
- Мой идеал учителя.
- Учитель будущего.
- «Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени».
- Учителями славится Россия.
- Самостоятельно законспектировать лекцию «Спектр педагогических специальностей. Перспективы педагогической профессии и пути ее получения» – к занятию.
- Подумайте над вопросами и выполните задания:
- Как Вы оцениваете роль учителя в современном обществе?
- Приближается 1 сентября (или День учителя). Вас пригласили на телевидение выступить о профессии учителя. Что бы Вы сказали телезрителям? Каким образом Вы агитировали бы молодых людей поступать в педвуз?
- Имеются ли, с Вашей точки зрения, противопоказания к профессии учителя (если да, то обоснуйте свой ответ).
- Докажите, что продуктивность, качество труда и личность учителя во многом зависят от отношения к нему общества.
- Подберите поговорки, пословицы, высказывания и стихи об учителе и особенностях его труда.
- В чем видит специфику труда учителя В.А. Сухомлинский? О каких других особенностях труда учителя могли бы рассказать Вы?
- Что такое полифункциональность труда учителя-воспитателя? Как знание этого фактора проявляется в процессе профессиональной подготовки специалиста и стимулирует его саморазвитие?
- В чем состоит отличие предмета труда, орудий труда и продукта труда в профессии, например, столяра, токаря и учителя?
- Проанализируйте схему «Ролевой репертуар Учителя» (по В. Леви) и выявите положительные и отрицательные роли учителя.
- Проанализируйте условия работы учителей, воспитателей в образовательных учреждениях (ОУ) города. Каковы негативные последствия для учителей и учеников, например, дефицита педагогических кадров в ОУ?
- Разработайте тестовые задания по 1–4 темам курса «Введение в педагогическую профессию».
Призвание – это сознательная устремленность личности к определенной деятельности, как бы посвящение себя ей; способности, знания и умения, необходимые для ее выполнения, убежденность в том, что это дело наиболее подходит для нее, станет делом всей жизни.
Таким образом, в ядре призвания – высокая сформированность способностей для избранной профессии.
Анкета
- Назовите внутренние устремления, причины (мотивы), которые побудили Вас выбрать педагогическое заведение, а значит – профессию педагога?
- Есть ли у Вас уверенность в том, что профессиональный выбор сделан Вами правильно?
- да
- нет
- не вполне
- Какие мотивы (побуждения, причины) участия в будущей педагогической работе доминируют (преобладают) у Вас:
- принести пользу школе, детям;
- высокий профессиональный идеал;
- стремление отличиться, извлечь пользу лично для себя
- (подчеркните ведущий мотив, сопутствующий отметьте пунктиром).
Воспитатель, гувернер, педагог
Сфера профессиональной деятельности
- Может быть отнесена к типам профессии:
- «Человек — Человек» (основная деятельность учителя начальных классов связана с работой с людьми).
- «Человек — Творческий образ» (связана с анализом, планированием, организацией и управлением, конструированием, принятием нестандартных решений и требует независимого оригинального мышления).
- Класс профессии: творческий (эвристический).
- Тип профессии по условиям труда: работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь человека.
Учитель начальных классов — это педагог, занимающийся обучением и воспитанием детей младшего школьного возраста. Основной обязанностью учителя начальных классов является осуществление целостного педагогического процесса в соответствии с образовательными программами начальной школы.
Первый учитель является и педагогом, и воспитателем, и психологом в одном лице. Он помогает ученику адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы. Проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг, участвует в школьных планерках, ведет кружки.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Незаменимыми и обязательными для учителя качествами являются:
- умение быстро принимать решения;
- практицизм;
- развитая интуиция;
- любовь к детям;
- жизнерадостность;
- высокий уровень культуры;
- активная жизненная позиция;
- склонность к работе с детьми;
- наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
- высокая степень личной ответственности;
- ораторские и организаторские способности;
- высокий уровень коммуникативных способностей;
- способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
- психическая и эмоциональная уравновешенность;
- выдержка, самоконтроль и самообладание;
- умение урегулировать конфликты;
- терпение;
- интерес и уважение к другому человеку;
- стремление к самопознанию, саморазвитию;
- оригинальность, находчивость, разносторонность;
- тактичность;
- целеустремленность;
- энтузиазм, артистизм;
- требовательность к себе и другим.
Медицинские противопоказания
Данный вид деятельности противопоказан для людей страдающих:
- нарушениями слуха, речи, зрения;
- судорогами, потерей сознания;
- сердечно-сосудистыми заболеваниями;
- расстройствами вестибулярного аппарата;
- заболеваниями центральной нервной системы;
- психическими расстройствами.
Требования к профессиональной подготовке
Учитель начальных классов должен знать:
- цели, задачи, содержание, принципы, формы, методы и средства обучения и воспитания младших школьников;
- основы психологии человека;
- общую возрастную и педагогическую психологию;
- психологические особенности детей младшего школьного возраста;
- методики преподавания учебных предметов начальной школы;
- особенности анатомии и физиологии младших школьников;
- основы педиатрии, этики и эстетики;
- требования к обеспечению санитарно-гигиенических условий в школе.
Учитель начальных классов должен уметь:
- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс;
- организовывать методически обоснованный учебный процесс по всем учебным предметам начальной школы;
- обеспечивать достижение поставленных целей обучения и воспитания младших школьников;
- взаимодействовать (сотрудничать) с младшими школьниками;
- использовать наиболее эффективные формы, методы и средства обучения;
- анализировать успеваемость учащихся;
- формировать у учащихся умения и навыки самостоятельной работы учащихся;
- стимулировать познавательную деятельность и учебную мотивацию;
- проводить дополнительные факультативные занятия;
- руководить предметными кружками;
- оснащать и оформлять учебный кабинет;
- изучать и учитывать индивидуальные особенности учащихся;
- консультировать родителей с целью совместного воспитания, развития и обучения ребенка.
Учителя начальных классов работают в общеобразовательных учебных учреждениях, специализированных школах и детских садах, учреждениях культуры и дополнительного образования, частных школах.
Бóльшая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном в положении стоя. В работе учителя начальных классов используют ручные средства труда (ручка, карандаш, краски, бумага для организации занятий с детьми) и современные технические средства (проекторы, персональные компьютеры, интерактивные доски). Рабочее место должно быть хорошо освещено, иметь возможность для регулярного проветривания.
Поскольку учителя начальных классов постоянно работают с людьми, существует вероятность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным или контактным путем. Деятельность учителя начальных классов связана с высокой степенью ответственности, моральным давлением со стороны общества и воспитуемых, что может повлечь нравственно-психологические проблемы, привести к неврозам и депрессии, сердечно-сосудистым заболеваниям.
Требуемое профессиональное образования
Для овладения профессией «Учитель начальных классов» необходимо среднее профессиональное образование по специальности «Преподавание в начальных классах» либо высшее образование по специальности «Педагогика и методика начального образования».
Образовательные учреждения
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений. Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в РОНО или ГорОНО. Можно открыть собственный бизнес по оказанию образовательных услуг.