Противопоказания к транспортировке больного
В последнее время число больных, транспортируемых нашими бригадами по воздуху, с помощью санитарной авиации, значительно возросло.
Как и любой другой вид транспортировки, санитарная авиация имеет свои преимущества и недостатки
01.12.2018
Преимущества транспортировки больного самолетом всем понятны — это скорость, независимость от дорожных и таможенных условий. К недостаткам можем отнести – зависимость от аэродрома и потребность в медицинском трансфере (машина скорой помощи в аэропорт и из аэропорта), более высокая стоимость транспортировки, относительно ограниченное рабочее пространство медика.
Помимо перечисленных недостатков, в которых наша служба медицинской помощи «научилась» успешно функционировать, существуют и медицинские противопоказания к перелёту. Об этом говорят, когда на состояние пациента может отрицательно сказываться взлёт и посадка воздушного судна.
Когда пациента нельзя транспортировать (абсолютные противопоказания к санитарной авиации):
- Терминальные состояния;
- Острые и опасные инфекции;
- Психические расстройства у пациента, не поддающиеся контролю
- Пневмоторакс не разрешённый;
- Кессонная болезнь в острой фазе;
- Воздушная эмболия;
- Геморрагический церебрально-васкулярный несчастный случай за последние 7 дней;
- Острая не компенсированная потеря крови с гематокритом ниже 30%;
- Неконтролируемые нарушения ритма сердца;
- Острый инфаркт миокарда;
- Острая сердечная недостаточность, с отёком лёгких;
Относительные противопоказания:
- Острая кишечная непроходимость ;
- Невправленная грыжа;
- Инвагинация;
- Лапаротомия или торакотомия за последние 5 дней;
- Умеренная внутричерепная гипертензия;
- Операционное вмешательство на глаза за последние 14 дней;
- Газовая гангрена;
- Анемия (гемоглобин менее 10.0 г/мл);
- Тяжёлое обострение бронхиальной астмы;
- Острые психические состояния, пациент в бреду;
- Повреждение позвоночника без иммобилизации;
- Беременность с угрозой прерывания
Конечно, наличие профессионального медицинского оборудования и квалифицированного персонала дают возможность транспортировать всё более тяжёлых больных, но мы всегда соблюдаем границы разумного и честно сообщаем о всех нюансах планируемых работ по подготовке и перелёту. За это, нам доверяют и полагаются в вопросах даже самых тяжёлых медицинских случаев.
Вызов реанимобиля и транспортировка
Вызов реанимационной бригады на адрес | Вызов + перевозка (реанимация) | |
---|---|---|
Москва (в пределах МКАД) | 10 000 | 12 000 |
Московская область 10-30 км от МКАД | 12 000 | 14 000 |
Московская область 30-60 км от МКАД | 16 000 | 20 000 |
от 60-ти — 100 км от МКАД | 233 руб/км | 300 руб/км |
от 100 — 300 км от МКАД | 160 руб/км + 12 000 | |
300 — 1000 км | 150 руб/км + 15 000 | |
1000 — 2000 км | 140 руб/км + 25 500 |
Внимание! На время действия пандемии стоимость вызовов и перевозок увеличена на 3000 руб
НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ
Нетранспортабельность— состояние пораженного (больного), обусловленное самим поражением или перенесенным медицинским вмешательством, не позволяющее эвакуировать его в связи с возможностью возникновения тяжелых осложнений (вплоть до смертельного исхода), вызванных условиями транспортировки.
Нецелесообразность транспортировки может возникнуть в следующих ситуациях:
●при наличии у больных хронических заболеваний в кахектическнх стадиях и последствий перенесенных травм с явно необратимыми изменениями в жизненно-важных органах;
●при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии в т.ч. непроходимость дорог, неблагоприятные метеорологические условия.
проблема транспортабельности остается актуальной и решается на основании оценки тяжести состояния больного в каждом конкретном случае, с учетом абсолютных и относительных противопоказаний. Таким образом, состояние нетранспортабельности условно делится на «абсолютное» и «относительное».
К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные:
а) в агональном состоянии,
б) при острых нарушениях мозгового кровообращения, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики;
в) при наличии хронических заболеваний в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.
К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие:
а)в состоянии клинической смерти
б) с гипогликемической комой;
в) при коматозных состояниях другого генеза — вопрос о целесообразности транспортировки в каждом случае решается врачом индивидуально (с учетом глубины расстройства функций жизненно важных органов, условий транспортировки.
г) с судорожными синдромами:
д) с острыми психическими заболеваниями в состоянии резкого возбуждения;
е) в состоянии обморока;
ж) с острой задержкой мочи;
з) с экссудативным плевритом при высоком стоянии уровня жидкости и резким смещением органов средостения, сопровождающимся выраженной дыхательной и сердечной недостаточностью ;
и) при закрытом пневмотораксе со значительным количеством воздуха в плевральной полости и резким смещением органов средостении (до операции перевода закрытого пневмоторакса и открытый);
к) при пневмонии, осложненной острой сердечно-сосудистой недостаточностью;
л) с инфарктом миокарда, осложненным острым нарушением ритма и проводимости, ангинозным состоянием, отеком легких, коллапсом;
м) травматическим шоком (при этом важно наряду с ускорением в проведении лечебных мероприятий принять меры к немедленной транспортировке пострадавшего, продолжая лечение в пути);
н) с гипертоническим кризом;
о) с мозговыми инсультами, осложненными эпилептическим статусом или отеком легких;
п) с обильными наружными кровотечениями вследствие ранений, а также носовыми кровотечениями (до оказания помощи в максимально короткие сроки в соответствии с локализацией и характером кровотечения),
р) с астматическим статусом (до купирования или улучшения и стабилизации показателей функции дыхания и гемодинамики);
ПРИМЕЧАНИЯ:- Во всех случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) — больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки.
Важнейшие, объективные критерии нетранспортабельности больных
Сердечно-сосудистая система:
а) Артериальное давление (в сравнении с «рабочим» или «привычным» для данного больного) исследуется в динамике при оказании медицинской помощи больному:
АД максимальное
●более 220 мм.рт.ст.;●ниже 90 мм. рт.ст (критическое АД — 60 мм.рт.ст. и ниже);
●нарастающая бледность лица, появление зевоты, сонливость, холодный пот;●АД не определяется.
б) Пульс●чаше 150 уд. в 1 мин;●реже 50 уд. в 1 мин;●отсутствие пульса,
Учитывается также наличие аритмии, наполнение и напряжение, «дефицит» пульса (разница между частотой сердечных сокращений и частотой пульса).
Органы дыхания:
а) Частота, тип дыхания;
●чаще 30 дыхательных движений в мин. (особенно сопровождающееся ортопноэ);
●патологические типы дыхания;●слабое поверхностное дыхание;●отсутствие дыхания;
●клокочущее дыхание.
б) Появление или нарастание влажных хрипов н легких с нарастанием цианоза кожи и слизистых (в сочетании с расстройством гемодинамики или без него).
в) Высокое стояние уровня плевральной жидкости при экссудативном плеврите (выше III ребра), смещение органов средостения;
г) Напряженный пневмоторакс с явлениями смещения органов средостения (до операции перевода закрытого пневмоторакса в открытый на месте или в санитарной машине).
Центральная нервная система:
Резкое нарушение сознания — глубокая кома (арефлексия).
Указанные критерии позволяют не только оценить состояние «нетранспортабельности», но и эффективность проводимых лечебных мероприятии для подготовки больного к транспортировке. Одним из тестов, свидетельствующих об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакций кровообращения, служит т.н. «отрицательная проба перекладывания» на транспортные носилки. При этом до и после перекладывания измеряется АД при временном прекращении инфузии. Его изменения не должны превышать 10% от исходного
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 96 | Нарушение авторских прав
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
lektsii.net — Лекции.Нет — 2014-2020 год. (0.019 сек.)
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Советы по уходу
Тяжесть состояния определяет способ транспортировки больного. Он может быть транспортирован на носилках вручную, на каталке, на кресле-каталке или пешком. Больные, находящиеся в удовлетворительном состоянии, направляются в отделение пешком, в сопровождении медицинского персонала. Ослабленных больных, инвалидов, пациентов пожилого и старческого возраста часто перевозят на кресле-каталке. Тяжелобольных транспортируют на носилках (вручную или на каталке) лёжа.
Противопоказаний для транспортировки в пределах стационара нет.
9.1. Транспортировка на каталке
Выполнение манипуляции:
— подготовить каталку к транспортировке, проверить её исправность;
— постелить на каталку простыню (при необходимости — клеёнку), положить подушку, одеяло;
— поставить каталку ножным концом под углом к головному концу кушетки или другим, более удобным в данной ситуации способом (рис. 79);
— приподнять пациента — один медработник подводит руки под шею пациента и туловище, другой — под поясницу и ноги;
— уложить пациента на каталку;
— укрыть пациента второй половиной одеяла или простыней;
— один медработник должен встать спереди каталки спиной к пациенту, другой — сзади каталки лицом к пациенту;
— сообщить в отделение, что к ним транспортируется пациент;
— транспортировать пациента в отделение с историей болезни;
— поставить каталку к кровати, в зависимости от площади палаты.
— снять одеяло с кровати;
— переложить пациента на кровать.
9.2. Транспортировка пациента в отделение на кресле-каталке
Выполнение манипуляции:
— подготовить кресло-каталку к транспортировке, проверить её исправность;
— наклонить кресло-каталку вперёд, наступив на подставку для ног;
— попросить пациента встать на подставку для ног, усадить, поддерживая его в кресле, прикрыть одеялом;
— придать креслу-каталке исходное положение (рис. 80);
— во время транспортировки следить, чтобы руки пациента не выходили за пределы подлокотников кресла-каталки.
Транспортировать пациента на кресле-каталке можно в положении сидя, полулёжа и лёжа, меняя положение спинки и ножной панели.
9.3. Транспортировка на носилках
Для транспортировки на носилках следует приготовить:
— простыню;
— одеяло;
— подушку, клеёнку.
Пациенту необходимо объяснить особенности его поведения во время транспортировки.
При транспортировке носилок с больным вверх по лестнице, идущий впереди держит ручки носилок на опущенных руках, а идущий сзади — у себя на плечах. При спуске с лестницы действуют наоборот: идущий сзади держит ручки носилок на вытянутых руках, а идущий спереди — на своих плечах. Вверх по лестнице больного несут головой вперёд, а вниз — вперёд ногами.
9.4. Перекладывание больного
Выполнение манипуляции:
— перекладывание больного удобнее производить втроём. Поставить каталку (носилки) перпендикулярно кровати, чтобы головной конец подходил к её ножному концу кровати (рис. 81А);
— встать втроём около больного с одной стороны: один подводит руки под голову и лопатки больного, второй — под таз и верхнюю часть бёдер, третий — под середину бедер и голени (рис. 81Б);
— одновременно поднять больного, поворачиваясь вместе с ним на 90° в сторону каталки (рис. 81В):
— уложить больного на каталку, которая предварительно застилается одним концом одеяла, укрыть другим концом одеяла. Под голову подложить подушку;
— транспортировать больного в отделение головным концом вперёд (рис. 81 Г);
— в отделении: головной конец каталки подвести к ножному концу кровати. Втроём поднять больного и, повернувшись на 90°, положить его на кровать.
Нельзя перекладывать больного на простыне!
Существуют и другие способы расположения каталки по отношению к кровати: параллельно, последовательно, вплотную. Наиболее удобным является способ, при котором каталка располагается параллельно и вплотную к кровати.
Тестовые задания:
1. Противопоказаниями для транспортировки больного внутри стационара являются:
a. Тяжелое общее состояние больного.
b. Первые сутки после операции.
c. Острый инфаркт миокарда.
d. Противопоказаний нет.
2. Способ транспортировки больного определяется:
a. Длительностью его нахождения в стационаре.
b. Тяжестью состояния.
c. Характером заболевания.
d. Наличием дренажных трубок.
e. Целью транспортировки.
3. Перекладывать больного с койки на лежагую каталку:
a. Необходимо вдвоём.
b. Необходимо втроём.
c. Можно одному.
d. Можно на одеяле или простыне.
4. Для транспортировки больного на лежагей каталке необходимо:
a. Два медработника.
b. Один медработник.
c. Три или более медработников.
5. При транспортировке больного на носилках вниз по лестнице больного несут:
a. Головой вперёд.
b. Ногами вперёд.
а) Наличие санитарного транспорта, оборудованного носилками, кислородно-наркозной аппаратурой, медицинским ящиком-укладкой с набором медикаментов, шприцов, одноразовых систем для внутривенных капельных вливаний и другим необходимым медицинским оборудованием (согласно перечня приказа N13 СССР N 1490,1984г.).
б) Правильная оценка тяжести состояния больного (транспортабельности) и выбор профиля бригады — линейная, специализированная, БИТ.
в) Тщательная подготовка больного с коррекцией имеющихся нарушений функции жизненно-важных органов и систем и максимально возможной стабилизацией состояния. Профилактика осложнений или рецидивов жизнеопасных состояний.
г) Постоянное наблюдение за состоянием больного во время транспортировки (особой настороженности требуют больные без сознания, с психическими заболеваниями и дети).
д) Правильное определение и осуществление способа транспортировки в зависимости от характера заболевания и состоянии (пешком до машины, на носилках, лежа на боку, на спине, сидя и т.д.).
с) Проведение по показаниям экстренной медицинской помощи, реанимационных мероприятий в пути следовании.
ж) Четкое определение профили лечебного учреждения, куда необходимо направить больного для госпитализации, с учетом тяжести сто состояния, расстояния и благоустройства дорог.
з) При транспортировке больных с жизнеопасными состояниями и травмами — извещение приемного отделения соответствующего стационара через диспетчерскую службу по рации, по телефону.
и) Максимальное щажение больного в отношении физических и психоэмоциональных перегрузок на всех этапах транспортировки, в т.ч. и сокращение до минимума количества перекладываний пациента с носилок на носилки. При доставке больного с инфарктом миокарда, травматическим шоком, с тяжелыми кровопотерями и комами целесообразно использование тактики транспортировки на носилках скорой помощи прямо в палату, минуя приемный покой.
к) При появлении признаков клинической смерти в санитарной машине при транспортировке больного, не прекращая интенсивную терапию, необходимо доставить его в тот стационар, куда предполагалось госпитализировать или, если стационар находится далеко, то в ближайший дли продолжения реанимационных мероприятий или констатации биологической смерти.
Соблюдение перечисленных условий транспортировки больных, находящихся в тяжелом состоянии, является обязательным дли медицинского персонала как догоспитального, так и госпитального этапов. Но за конечный исход транспортировки отвечает врач или фельдшер станции скорой медицинской помощи. Об этом следует помнить, когда бригада СМП осуществляет транспортировку больного из лечебного учреждения (поликлиник, приемного отделения стационара).
Возможность и целесообразность транспортировки определяется такими понятиями, как «транспортабельность» и «нетранспортабельность».
НЕТРАНСПОРТАБЕЛЬНОСТЬ — это такое состояние, при котором во время транспортировки у больного могут развиться (или усугубиться) жизнеопасные осложнения, вплоть до наступлении смерти.
В настоящее время, в связи с развитием специализированной службы СМП, улучшением оснащения санитарных спецмашин современной медицинской аппаратурой и медикаментами и на основании накопившегося опыта транспортировки больных (К.П.Каверина, 1981 г.; В.А.Фиалко, С.И.Семенов, 1990г.) — понятие о «нетранспортабельности» для специализированных бригад пересмотрено. Показания к транспортировке расширились и практически не зависят от тяжести состояния больных.
Для специализированных бригад основным критерием определения «нетранспортабельности» является понятие т.н. «нецелесообразности» транспортировки.
Нецелесообразность транспортировки может возникнуть в следующих ситуациях:
●при наличии у больных хронических заболеваний в кахектическнх стадиях и последствий перенесенных травм с явно необратимыми изменениями в жизненно-важных органах;
●при отсутствии условий для безопасной транспортировки с продолжением интенсивной терапии (см.главу 4, пп.а — к), в т.ч. непроходимость дорог, неблагоприятные метеорологические условия.
ПРИМЕЧАНИЕ: К решению вопроса о перетранспортировке больного из стационара в стационар следует подходить индивидуально, с учетом возможности осуществления интенсивной терапии на месте.
Однако для линейных бригад проблема транспортабельности остается актуальной и решается на основании оценки тяжести состояния больного в каждом конкретном случае, с учетом абсолютных и относительных противопоказаний. Таким образом, состояние нетранспортабельности условно делится на «абсолютное» и «относительное».
К абсолютно нетранспортабельным должны быть отнесены больные:
а) в агональном состоянии;
б) при острых нарушениях мозгового кровообращения, осложненных глубокой комой с арефлексией, выраженными, неподдающимися коррекции, расстройствами функции дыхания (патологические типы дыхания) и (или) центральной гемодинамики;
в) при наличии хронических заболеваний в кахектических стадиях и последствий перенесенных травм, с явно необратимыми изменениями в жизненно важных органах.
ПРИМЕЧАНИЯ:
— противопоказания к транспортировке больных с вышеизложенными заболеваниями и состояниями не распространяются на лиц, находящихся на улице, в общественном месте, на производстве, откуда они должны быть доставлены в соответствующие лечебные учреждения, независимо от тяжести состояния;
— в каждом случае из указанных заболеваний и состояний больнымдолжны быть обеспечены преемственное наблюдение и лечение на дому участкового врача и консультации специалистов.
К относительно (временно) нетранспортабельным могут быть отнесены больные и пострадавшие:
а) в состоянии клинической смерти;
б) с гипогликемической комой;
в) при коматозных состояниях другого генеза — вопрос о целесообразности транспортировки в каждом случае решается врачом индивидуально (с учетом глубины расстройства функций жизненно важных органов, условий транспортировки, а также возможности вызова специализированной бригады или БИ’Г); оставленные на дому больные должны быть обеспечены преемственным наблюдением врачей поликлиники по месту жительства;
г) с судорожными синдромами:
д) с острыми психическими заболеваниями в состоянии резкого возбуждения;
е) в состоянии обморока;
ж) с острой задержкой мочи;
з) с экссудативным плевритом при высоком стоянии уровня жидкости и резким смещением органов средостения, сопровождающимся выраженной дыхательной и сердечной недостаточностью (до производства плевральной пункции – с учетом расстояния до соответствующего стационара и состоянии дороги);
и) при закрытом пневмотораксе со значительным количеством воздуха в плевральной полости и резким смещением органов средостении (до операции перевода закрытого пневмоторакса и открытый);
к) при пневмонии, осложненной острой сердечно-сосудистой недостаточностью;
л) с инфарктом миокарда, осложненным острым нарушением ритма и проводимости, ангинозным состоянием, отеком легких, коллапсом;
м) травматическим шоком (при этом важно наряду с ускорением в проведении лечебных мероприятий принять меры к немедленной транспортировке пострадавшего, продолжая лечение в пути);
н) с гипертоническим кризом;
о) с мозговыми инсультами, осложненными эпилептическим статусом или отеком легких;
п) с обильными наружными кровотечениями вследствие ранений, а также носовыми кровотечениями (до оказания помощи в максимально короткие сроки в соответствии с локализацией и характером кровотечения),
р) с астматическим статусом (до купирования или улучшения и стабилизации показателей функции дыхания и гемодинамики);
с) при эклампсии в период приступа или эклампсического статуса.
ПРИМЕЧАНИЯ:
— Во всех случаях при указанных заболеваниях и состояниях после купирования приступов, коррекции нарушенных функций органов, нормализации или приближения к норме и стабилизации (там, где это возможно) основных показателей дыхания и гемодинамики (в т.ч. и после выведения из клинической смерти) — больные могут быть транспортированы при соблюдении соответствующих правил и условий транспортировки. Транспортировку осуществляет линейная бригада или, по ее вызову, специализированная (БИТ), в зависимости от характера и тяжести заболевания, места случая и возможности выбора бригад.
— Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:
а) находящихся на улице, в общественном месте, на производстве (тоже в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);
б) а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочным и акушерским) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниям должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (и соответствующем положении) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов;
в) в необходимых случаях линейная бригада, находясь в пути с больным, может вызвать (не останавливаясь) «на себя» специализированную (БИТ) бригаду.