Противопоказания к вождению автомобиля при сахарном диабете
В наше время автомобиль занимает важное место в жизни человека. С ним может быть связана работа, заработок, появляется дополнительная комфортная возможность съездить за город, на рыбалку, отвести все необходимое на дачу, добраться до другого города и так далее. Сложно себе представить современную жизнь без машин.
Но помимо комфорта и удобства есть и другая сторона. Вождение автомобиля – это огромная ответственность, необходимость соблюдения строгих и четких правил дорожного движения, при невыполнении которых может случиться непоправимое. Поэтому от действий водителя зависит очень многое.
Как известно, для получения водительского удостоверения необходимо пройти специальную медицинскую комиссию. Она определяет, способен ли человек в полной мере управлять транспортным средством, или нет, есть ли какие-либо ограничения. Водительскую комиссию необходимо проходить раз в три года и, конечно, за эти три года может многое измениться.
В нашей стране нет четких предписаний относительно сахарного диабета 2 типа и возможности управления автомобилем. Медицинская комиссии руководствуется Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей (категория А и В), среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1
К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, D, а также категории Е для работы по найму.
То есть, как таковой сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием к управлению легковым автомобилем. Для прохождения медицинской комиссии необходимо будет представить заключение эндокринолога, у которого Вы регулярно наблюдаетесь.
Что может стать противопоказанием?
Как указано в пункте 28, противопоказано вождение автомобиля при «стойких и выраженных нарушениях функции». Речь идет о хронических тяжелых осложнениях сахарного диабета.
Например, если у человека есть повреждение сетчатки глаза, недавно было проведено лечение с помощью лазерной коагуляции или развилась катаракта, которая чаще встречается именно при сахарном диабете, и пришлось установить искусственный хрусталик.
Или повреждены нервы нижних конечностей, значимо снижена чувствительность стоп, сила мышц – в полной мере ощутить силу нажатия на педаль газа или тормоза будет сложнее, выдержать длительное применение ножного тормоза или постоянное переключение будучи «в пробке» может стать затруднительно.
Другой пример осложнения сахарного диабета – поражение сердца. Если человек недавно перенес инфаркт миокарда или страдает от ишемической болезни сердца, могут возникнуть серьезные сложности. Да, конечно, данные заболевания бывают и у людей без сахарного диабета, но при нем они встречаются гораздо чаще и, что страшнее, могут протекать бессимптомно – самый главный признак – боль в сердце беспокоить не будет. Но при этом возможна потеря сознания, на фоне изменений в сердце может возникнуть серьезное нарушение сердечного ритма, что помешает безопасно управлять автомобилем.
Посоветуйтесь со своим лечащим врачом – эндокринологом, тщательно обследуйтесь – нет ли у Вас тех хронических осложнений сахарного диабета, которые могут помешать безопасному дорожному движению!
- ещё одна строка из пункта 28: «..при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны..»
Имеется в виду крайне неприятное и явно мешающее состояние – гипогликемия.
Гипогликемия – состояние, при котором падает сахар крови ниже нормы – 3,9 ммоль/л (при СД), из-за этого нарушается концентрация внимания, способность быстро и грамотно принимать решения. А это на дороге играет немаловажную роль.
Есть еще один момент – человек не всегда чувствует гипогликемию. Даже при уровне глюкозы в крови ниже 3 ммоль/л он может думать, что все хорошо и продолжать движение. При снижении глюкозы в крови еще ниже возможна потеря сознания. Представьте, что будет, если водитель, управляющий автомобилем на даже на относительно небольшой скорости 50 км/час, движущейся по оживленной улице города, с множеством пешеходных переходов, вдруг потеряет способность управлять машиной…
Чтобы с Вами этого никогда не случилось, соблюдайте ряд несложных правил:
- Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 4-5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены.
- Возьмите за правило – под рукой всегда должны находиться быстрые углеводы, то есть те, которые помогут справиться с гипогликемий в кратчайшие сроки. Это может быть сахар, декстроза, фруктовый сок, сладкий лимонад. Положите их в «бардачок» или в карман. Такой простой запас однажды может спасти Вам жизнь.
- Если у Вас был длительный перерыв между приемами пищи, то не стоит садиться за руль, не перекусив. И тем более, если в данный момент нет возможности измерить уровень глюкозы в крови. Съешьте хотя бы 1 фрукт, он поможет Вам безопасно добраться до нужного места.
- После любой физической нагрузки будьте особенно аккуратны. Помните, она снижает уровень глюкозы в крови и произойти это может даже через несколько часов. Это может быть не только тренировка в тренажерном зале или пробежка по стадиону. Длительная работа на дачном участке, уборка, стирка и прочее также являются физической нагрузкой.
- Если Вам поменяли лечение, назначили новые препараты, впервые начали или изменили режим инсулинотерапии, то на время стоит воздержаться от вождения автомобиля. Убедитесь, что на фоне новых лекарств у Вас не развивается гипогликемия, и посоветуйтесь с лечащим врачом, можно ли начать вождение или стоит еще понаблюдать. Это может занять всего неделю, может чуть больше.
- Если Вы все же почувствовали симптомы гипогликемии будучи за рулем, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, или, если это невозможно, включите аварийный сигнал и остановитесь. Примите быстрые углеводы и продолжайте движение только после полной нормализации самочувствия. При возможности, проконтролируйте уровень глюкозы в крови.
Если Вам кажется это все слишком серьезным и не имеющим к Вам отношение, то вспомните, сколько аварий происходит на дорогах ежедневно. И одно дело, если лишь поврежден автомобиль, это только вещь, ее можно заменить.
Другой момент – человеческая жизнь. Ведь водитель, управляя автомобилем, отвечает не только за себя, но и за других участников дорожного движения – пешеходов, людей, управляющих другими транспортными средствами, пассажиров, которые едут с Вами.
Измерьте глюкозу крови перед поездкой, это не сложно и займет всего лишь минуту.
Регулярно обследуйтесь на предмет осложнений сахарного диабета, принимайте меры профилактики их развития. Посоветуйтесь с Вашим лечащим врачом, он назначит необходимые исследования, поможет откорректировать лечение при необходимости.
Будьте аккуратны! Удачи на дорогах!
Сам по себе диагноз «Сахарный диабет» не является противопоказанием к любительскому вождению автомобиля. Ограничения могут возникнуть при развитии поздних осложнений: ретинопатии, приводящей к снижению или потере зрения, периферической полинейропатии – поражении нервных волокон ног с потерей чувствительности (так, по легенде, был диагностирован СД у личного водителя Л. И. Брежнева: он перестал чувствовать педали), при развитии синдрома диабетической стопы, когда для заживления язвенного дефекта необходимо длительное время «разгружать» ногу, или в случае ампутации конечности. Другая ситуация, которая может послужить препятствием для вождения автомобиля – частые гипогликемии, в том числе необъяснимые тяжелые гипогликемии (гипогликемии с нарушением сознания) или такое осложнение СД, как нераспознавание гипогликемии. В этом случае вождение становится крайне опасным как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Если у вас нет поздних осложнений СД, которые могут препятствовать вождению, и вы контролируете СД без частых или тяжелых гипогликемий, то ограничений для вождения не существует при соблюдении некоторых простых правил:
- Необходимо проводить самоконтроль уровня сахара в крови перед началом и во время поездки. Если планируется достаточно длительная поездка, а уровень глюкозы достаточно низкий, то целесообразно съесть дополнительные углеводы для предотвращения гипогликемии
- Не стоит начинать движение, если вы чувствуете предвестники гипогликемии или только что ее купировали.
- Перед поездкой никогда не вводите дозу инсулина, превышающую вашу обычную дозу, а также соблюдайте рекомендуемые сроки между введением инсулина и приемом пищи.
- Перед поездкой не ешьте углеводы в меньшем количестве, чем обычно. Это особенно важно, если вы находитесь на терапии сахароснижающими препаратами, которые могут вызвать гипогликемию (производные сульфонилмочевины, глиниды
- Для проведения самоконтроля во время поездки нужно съехать с основной дороги и остановиться в месте, разрешенном для стоянки. Ни в коем случае не пытайтесь проводить самоконтроль в процессе езды: это так же опасно, как набирание текста для отправки смс-сообщения
- Если вы чувствуете, что уровень сахара в крови снижается, немедленно останавливайтесь, проводите самоконтроль и при необходимости купируйте гипогликемию. После этого через 15 минут вновь проверьте уровень сахара в крови, и если он нормальный, и у вас полностью ясное сознание, то спустя еще 15 минут можно продолжить движение. Если по каким-то причинам у вас не оказалось с собой глюкометра, но вы чувствуете симптомы гипогликемии, то и в этом случае нужно остановиться, принять легкоусвояемые углеводы, дождаться исчезновения симптомов и только через 15 минут после этого можно продолжать движение
- Держите легкоусвояемые углеводы (сахар, таблетки или гель с глюкозой, сок или сладкий напиток) как можно ближе – на центральной консоли или переднем пассажирском сидении. Не стоит хранить их в отделении для перчаток или багажнике.
- Ваши постоянные спутники должны знать, где в машине можно найти легкоусвояемые углеводы
- При длительных поездках придерживайтесь привычного режима, избегайте длительных интервалов между приемами пищи, берите с собой запас еды, чтобы всегда можно было перекусить, избегайте ночных поездок, которые нарушают привычный ритм
- Для дополнительной безопасности всегда носите медицинский браслет/брелок/кулон с вашими данными и информацией о вашем заболевании
- Ну и, конечно, общие правила: никогда перед или вовремя поездки в автомобиле не пейте спиртные напитки, а также не “гоняйте” с превышением скорости, тогда и вы сами, и другие участники дорожного движения будут чувствовать себя в большей безопасности
Желаем вам безопасного вождения!
Узнайте больше о сахарном диабете на сайте Школа диабета
«Автомобиль не роскошь, а средство передвижения» — фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.
Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?
В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.
В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны».1
То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.
Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.
К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.
Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «…Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям…»
Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.
Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.
О последствиях думать и не хочется…
Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).
Почему это так важно?
В США был проведен ряд исследований 2, наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, — выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.
В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.
На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.
Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил
- Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
- Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
- Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
- Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
- Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
- Если Вы почувствовали симптомы гипогликемии во время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!
Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз
Как известно, глюкоза — главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.
При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.
Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.
Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?
К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.
_____________________________________________________________________________
Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3. С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.
Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?
Когда вы садитесь за руль, помните:
каждый водитель несет ответственность не только за себя!
От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.
От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.
Ссылки:
1. www.akpspb.ru
2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293
3. insulinnation.com