Противопоказания к занятия хореографией
Часто посещаю молодые коллективы и замечаю ,что руководители не обращают внимания на физические проблемы ребенка. Например — девочка очень гибкая,хваткая, но у нее плоскостопие 2-3 степени и ребенок уже жалуется на боль в спине. Или родители не считают нужным говорить о переломах полученных в раннем детстве — что мешает гибкости или исполнению упражнений. Как у вас с такими моментами в работе?
Мария, обычно перед началом занятий прошу принести справку от врача, что нет противопоказаний для занятий — это первое. Правда, некоторые врачи такие справки пишут всем, не особо вникая в суть. Ничего не болит и ладно, получай справку!
Ну, а если проблемы возникают в процессе работы, то тогда обращаю внимание родителей на проблему и прошу проконсультироваться с врачом опять же, чтобы не навредить ребенку. Лучше перестраховаться.
При приёме в коллектив родители заполняют анкету, где, в том числе, есть графа про здоровье. Каждому родітелю объясняю, что тренер обязан знать все болезни — это в интересах их ребенка! От врачей справку в обязательном порядке не требую — знаю, КАК их выписывают…
В принципе с серьёзными проблемами ко мне не приходили. Но с приступами астмы во время танца я уже знакома 😉
Обязательно нужна справка от врача, дабы снять с себя ответственность в случаи утаивания серьезных заболеваний. У меня была девочка с эпилепсией, ничего не сказала, а на соревнованиях на глазах у всех детей произошел приступ, стресс был у всех, но всё обошлось, а могло и плачевно(((
по мимо справок сама смотрю стопы (плоскостопие видно сразу)и спину…де фект осанки видно сразу…особенно крыловидные лопатки, уровень плечей(одно выше.другое ниже),искривление тоже видно…отправляем на консультацию к ортопеду и неврологу обязательно!!! так как у нас есть акробатика…но..почему то в последнее время плоскостопие медики не считают проблемой! и то что от него спина едет,а потом как следствие искривления еще и зрение может сесть-это не принимается во внимание! А бывает,что проблемы возникают по мере быстрого роста…у меня так девочка выросла…мышцы с одной стороны вытянулись,а с другой нет…я стала замечать странность в походке ребенка..уточка…идет переваливается…пошла со своей дочерью к ортопеду(после травмы) и девочку с мамой потащила…посмотрела ее врач..а там одно бедро выше другого…подложила ей книжку под стопу-разница 2см…отругала маму,что она не замечает…что родители должны чаще смотреть на своих детей…Сейчас девочке уже 22 года и слава Богу все выровнялось…
Маргарита, спасибо за ваш ответ. Вот именно таких нюансов в работе много,но никто не делится. Из насущного — заметила у девочки 9 лет,очень сильный завал на пальцы в первой позиции у станка…вот надо теперь поднимать литературу — читать как это корректировать. И еще — в одной книге читала,что детям с вальгусом- нельзя ходить на внутренней стороне стопы,а в лфк наоборот это рекомендуют. И таких противоречий много. Было бы здорово поделиться опытом.
Мария, вы знаете,я когда начала сталкиваться с этим,много мед.литературы перекопала,пока лечили постравматические остатки у дочери,много пытала ортопеда и хирургов…поэтому когда мы принимаем детей,я прошу справки об отсутствии противопоказаний трех медиков : кардиолог,невропатолог и ортопед…поскольку дети 3 через одного приходят с плоскостопием,искривлением и пр. проблемами..А у нас акробатика!!!!.При этом родителям на собрании подписывают общую расписку,что в случае недостоверности информации, указанной в справке,они несут ответственность за здоровье ребенка сами…Мы это ввели потому,что не только родители.но и дети очень уж продвинутые стали…много о своих правах напоминают,были случаи когда ребенок синяк на телефон сфоткал…так что,мой совет-максимально себя обезопасить…Ну и почаще обращать внимание родителей на своих детей,а не только сунуть на занятие и удрать еще на полтора часа по своим делам…
что касается ЛФК,то насколько я знаю,у них там стандартный подход к профилактике..не особо вдумываясь в каждый диагноз…Особенно удручает состояние девчонок,которые приходят из гимнастики…из них уже все выжато и они больше не нужны…у нас у одной девочки ,КМС,искривление 3 ст…они ездили в ортопед.центр в Калининград…ну и прописали детенышу носить пластиковый корсет (от груди до бедер),24 часа в сутки 2!!!! года…позвоночник начал сдвигаться в нужном направлении,так заболели колени и стопы…заниматься ей вообще запретили…вот так…
Вы не поверите, но я закончила АРБ (регулярно проходя профосмотры), танцевала в театре и только после выхода на пенсию узнала, что у меня поперечное плоскостопие и было оно с детства! И куда смотрели медики??
Влияние хореографического искусства на здоровье детей
Искусство Хореографии — явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, особенно у детей.
Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Грамотное использование в хореографии движений, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.
Главная цель ранних занятий — создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.
Соблюдая методические рекомендации все поставленные задачи будут преодолены:
— укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма
занимающихся,
— формирование правильной осанки,
— разносторонняя, сбалансированная общая и специальная подготовка,
— развитие специфических качеств: музыкальности, танцевальности,
выразительности и творческой активности,
— воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Классический экзерсис у станка укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывают точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног, можно выронить кости ног: бедренную и берцовую.
Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма.
Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета.
Физическое воспитание и здоровье, организация тренировочного процесса в хореографии зависят от правильного подхода к обучению детей на начальном этапе. В подходе к обучению необходимо учитывать возрастные особенности. Начало физических качеств приходиться на разные периоды: развитие гибкости и быстроты начинается в раннем возрасте, позже начинает развиваться координация, с 12-13 лет начинают развиваться сила и выносливость. Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически применять в
дошкольном и младшем школьном возрасте.
Работа с предметами позволяет развивать моторику детей (что помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга). Выполнение физических упражнений в свободном пространстве развивает пространственное воображение, аналитические способности. Работа в коллективе социально адаптирует детей, воспитывает характер.
В процессе обучения дети младшего возраста (3-7лет) легко и незаметно осваивают упражнения для развития двигательных функций; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения, получают навыки самостоятельной работы. У них вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др. Развиваются физические качества: гибкость, координация, быстрота.
Основная задача проведения занятий – обучение правильному выполнению упражнений. Особое внимание следует уделять равномерному распределению нагрузки на позвоночник, голеностопный, коленный и тазобедренные суставы.
Необходимым условием занятий является музыкальное сопровождение, которое может быть как в виде фонограммной записи, так и исполнение аккомпаниатором на музыкальном инструменте. На начальном этапе обучения музыку можно заменить музыкальным ритмом (хлопки, счет). Методы занятий должны быть комбинированными: словесный, наглядный, практический, музыкальный.
В дошкольном и младшем школьном возрастах можно включать игровые, круговые и соревновательные методические приемы. Обязательно давать детям
творческие задания, проводить психорегулирующие тренировки и отвлекающие мероприятия. Важной частью обучающего процесса является заучивание четверостиший в игре с использованием ритма и образа стиха для выполнения упражнений по передаче образа движением.
Нельзя забывать о том, что для детей 3-7 лет ведущим видом деятельности является игра. Поэтому необходимо занятия проводить в игровой форме и учить детей основам хореографического искусства играя, каждую комбинацию и движение переводить на ассоциацию. Таким образом дети лучше усваивают материал, и в течение учебного года видны успехи как каждого обучающегося в отдельности, так и всей группы (коллектива) в целом.
Влияние хореографического искусства на здоровье детей
Искусство Хореографии — явление общечеловеческое, имеющее многовековую историю развития. В основе его происхождения лежит непреодолимое стремление человека к ритмичному движению, потребность выразить свои эмоции, средствами пластики, гармонично связывая движение и музыку, особенно у детей.
Как и другие виды искусства, танец развивает эстетический вкус, воспитывает возвышенные чувства, но, в отличие от других искусств, оказывает существенное влияние и на физическое развитие ребёнка. Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта.
Грамотное использование в хореографии движений, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Использование всевозможных движений для оздоровления подрастающего поколения является одним из основных методов коррекции здоровья. Движения, организованные музыкальными ритмами в танец, обогащенные эстетическим содержанием, удваивают свои оздоравливающие возможности.
Главная цель ранних занятий — создание прочной основы для воспитания здорового, сильного и гармонично развитого молодого поколения, расширения двигательных возможностей, компенсации дефицита двигательной активности.
Соблюдая методические рекомендации все поставленные задачи будут преодолены:
— укрепление здоровья и гармоническое развитие форм и функций организма
занимающихся,
— формирование правильной осанки,
— разносторонняя, сбалансированная общая и специальная подготовка,
— развитие специфических качеств: музыкальности, танцевальности,
выразительности и творческой активности,
— воспитание дисциплинированности, аккуратности и старательности.
Занятия хореографией формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве. Классический экзерсис у станка укрепляет весь суставно-мышечный аппарат тела, дает правильную постановку головы, рук и ног, вырабатывают точность, свободу, эластичность и координацию движений. Соблюдая постановку корпуса, позвоночник выпрямляется и имеет свойство вытягиваться, не смотря на возраст. Благодаря выворотным позициям классического танца, можно избежать «косолапости», а так же и вылечить. Затягивая колени при классических позициях ног, можно выронить кости ног: бедренную и берцовую.
Регулярные физические нагрузки в ходе занятий по хореографии способствуют совершенствованию нервной системы, положительным сдвигам в ее состоянии. Это связано с мощным потоком афферентных импульсов, изменениями во внутренней среде организма.
Звуковой ритм, музыкальная синхронизация оказывают благоприятное влияние на ритм сердечных сокращений, глубину и частоту дыхания, координацию моторных рефлексов. Равномерная физическая нагрузка оказывает стимулирующее и нормализующее влияние на показатели иммунитета.
Физическое воспитание и здоровье, организация тренировочного процесса в хореографии зависят от правильного подхода к обучению детей на начальном этапе. В подходе к обучению необходимо учитывать возрастные особенности. Начало физических качеств приходиться на разные периоды: развитие гибкости и быстроты начинается в раннем возрасте, позже начинает развиваться координация, с 12-13 лет начинают развиваться сила и выносливость. Педагогические воздействия, направленные на развитие гибкости, дают наибольший эффект, если их начинают систематически применять в
дошкольном и младшем школьном возрасте.
Работа с предметами позволяет развивать моторику детей (что помогает синхронизировать развитие обоих полушарий головного мозга). Выполнение физических упражнений в свободном пространстве развивает пространственное воображение, аналитические способности. Работа в коллективе социально адаптирует детей, воспитывает характер.
В процессе обучения дети младшего возраста (3-7лет) легко и незаметно осваивают упражнения для развития двигательных функций; учатся правильно выполнять ходьбу, бег, прыжки, танцевальные движения, получают навыки самостоятельной работы. У них вырабатываются такие важные качества, как внимательность, настойчивость, инициативность и др. Развиваются физические качества: гибкость, координация, быстрота.
Основная задача проведения занятий – обучение правильному выполнению упражнений. Особое внимание следует уделять равномерному распределению нагрузки на позвоночник, голеностопный, коленный и тазобедренные суставы.
Необходимым условием занятий является музыкальное сопровождение, которое может быть как в виде фонограммной записи, так и исполнение аккомпаниатором на музыкальном инструменте. На начальном этапе обучения музыку можно заменить музыкальным ритмом (хлопки, счет). Методы занятий должны быть комбинированными: словесный, наглядный, практический, музыкальный.
В дошкольном и младшем школьном возрастах можно включать игровые, круговые и соревновательные методические приемы. Обязательно давать детям
творческие задания, проводить психорегулирующие тренировки и отвлекающие мероприятия. Важной частью обучающего процесса является заучивание четверостиший в игре с использованием ритма и образа стиха для выполнения упражнений по передаче образа движением.
Нельзя забывать о том, что для детей 3-7 лет ведущим видом деятельности является игра. Поэтому необходимо занятия проводить в игровой форме и учить детей основам хореографического искусства играя, каждую комбинацию и движение переводить на ассоциацию. Таким образом дети лучше усваивают материал, и в течение учебного года видны успехи как каждого обучающегося в отдельности, так и всей группы (коллектива) в целом.
Медицинский осмотр и обследование детей идущих в хореографическое училище
В этом туре врачи помогают педагогам в отборе физически здоровых детей с хорошими функциональными возможностями. Прежде всего изучаются физические данные абитуриентов.
Голова. Должна иметь правильную форму с симметричными чертами лица; зрение не менее 0,6. Противопоказан прием детей с такими дефектами, как большая голова, угловатая се форма, крупная нижняя челюсть, неправильная форма носа и ушей, деформация передних зубов, нарушенный прикус.
Шея. Должна быть удлиненной формы, иметь хорошую подвижность. Противопоказан прием детей с короткой и широкой шеей. Чрезмерно удлиненная шея также является недостатком как и сильно выступающий щитовидный хрящ (кадык).
Плечевой пояс. Плечи должны быть на одном уровне, красивая линия их подчеркивает форму туловища. Противопоказан прием детей с резко выступающими вперед ключицами, их грудинными и плечевыми концами, широкими и угловатыми плечами, асимметричным стоянием лопаток.
Руки. Должна быть красивая прямая линия плеч и предплечий, удлиненные тонкие кисть и пальцы. Противопоказанием к приему служит чрезмерное переразгибание в локтевых, кистевых суставах и суставах пальцев (признаки диспластичсского развития).
Позвоночный столб. Должен иметь нормальные физиологические изгибы — грудной и поясничный, при осмотре сзади — прямую линию остистых отростков. При плоской спине и отсутствии естественных изгибов позвоночного столба рессорные свойства его резко снижаются, что может привести к выявлению ранних болей в позвоночнике. Нельзя принимать детей с выраженными искривлениями позвоночного столба — выраженный кифоз грудного отдела («круглая спина»), гиперлордоз поясничного отдела («седлообразная поясница»), сколиоз II и III степени. Нарушения осанки и сколиоз I степени являются относительными противопоказаниями к приему в училище — при хороших профессиональных данных и способностях можно принять ребенка, но он должен находиться под постоянным контролем врача и педагога с целью проведения общеукрепляющих и корригирующих мероприятий. Это доказала в своей работе Т. И. Васильева («Балетная осанка — основа хореографического воспитания детей»).
Подвижность в позвоночном столбе должна быть полная во всех отделах. При подозрении на диспластическии синдром следует сделать рентгенограмму поясничпо-крестцового отдела, где можно обнаружить врожденные аномалии развития (признаки дисплазии), которые являются противопоказанием к обучению хореографии.
Грудная клетка. Должна быть симметричной. Противопоказан прием детей с врожденными дефектами развития — узкая форма с деформацией ребер (может быть и рахитического происхождения), выступающая грудина («килеобразная» или «куриная» грудь), воронкообразная деформация (западание). Эти деформации ограничивают подвижность ребер и могут привести к дыхательной недостаточности.
Таз. Должен быть красивой формы, не широкий, с подчеркнутыми и симметричными треугольниками талии. Противопоказан прием детей с широким тазом, чрезмерным наклоном его вперед (гиперлордоз, «седлообразная» поясница), чрезмерным развитием подкожной жировой клетчатки и крупными ягодичными мышцами.
— Также рекомендуем «Нижние конечности и масса детей желающих учиться в хореографическом училище»
Оглавление темы «Требования к хореографическим училищам. Отбор детей»:
- Экспертиза трудоспособности при повреждениях стопы. Профессиональные движения лежа — станок Князева
- Электробезопасность и электроустановки хореографических помещений
- Повышение электробезопасности. Электропоражения
- Первая помощь пострадавшему от электрического тока. Реанимация после поражения током
- Противопожарная защита хореографических помещений. Тактика при пожаре
- Средства тушения пожара. Оказание первой помощи при ожогах
- Отбор детей в хореографическое училище. Определение внешних сценических данных детей
- Медицинский осмотр и обследование детей идущих в хореографическое училище
- Нижние конечности и масса детей детей желаюущих учиться в хореографическом училище
- Определение музыкальных, танцевальных и ритмических способностей детей