Противопоказания лфк после операции

Операции на органах брюшной полости

Хирургические вмешательства на органах брюшной полости, осуществляемые в отделениях абдоминальной хирургии, связаны со вскрытием брюшной полости (лапаротомия) и применяются также при дефектах брюшной стенки (грыжи).
Грыжа — выхождение внутренних органов или их частей под кожу, через естественные или приобретенные отверстия. Местом выхождения грыжи могут стать существующие в организме отверстия или щели, расширившиеся в патологических условиях (при поднятии тяжестей, похудени, ослаблении связочного аппарата), а также послеоперационные рубцы. Нередко органы ущемляются в грыжевом отверстии — возникает ущемленная грыжа, которая может привести к некрозу органа и перитониту (воспалению брюшины). В таких случаях оперативное вмешательство должно быть экстренным. Операция заключается во вправлении грыжи и ушивании грыжевых ворот. На органах брюшной полости делают плановые операции (как правило, при хронических заболеваниях) и экстренные (при ранениях, травмах и острых заболеваниях).

Методика ЛФК в предоперационном периоде

Задачи ЛФК в этом периоде:

  • повышение психоэмоционального тонуса;
  • улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • улучшение деятельности желудочно-кишечного тракта;
  • обучение больных упражнениям раннего послеоперационного периода.

Противопоказания к занятиям ЛФК: тяжелое общее состояние; высокая температура (38 — 39 °С); сильные боли; опасное кровотечения.
С целью тонизирующего влияния на организм больного при меняются упражнения для мелких и средних мышечных групп) конечностей статического и динамического характера. Для улучшения функционального состояния желудочно-кишечного тракта используются упражнения для мышц передней брюшной стенки и тазового кольца. Большое внимание в предоперационном периоде уделяете обучению больных навыкам и упражнениям, которые будут вы подняться после операции: активизации грудного типа дыхания откашливанию с фиксацией области будущего послеоперацион ного шва и нижних отделов грудной клетки; приподниманию таз с опорой на локти и лопатки; переходу из положения лежа в по ложение сидя или стоя; ритмическим сокращениям мышц промежности; напряжению ягодичных мышц. Упражнения выполняются в и. п. лежа, сидя, стоя 1—2 раза в день. На занятиях используется индивидуальный или малогрупповой метод.

Методика ЛФК в послеоперационные периоды

После оперативного вмешательства методика ЛФК делится на три послеоперационных периода: ранний — продолжается до снятия швов (7 — 8 дней); поздний — до выписки больного из стационара (2 — 3 недели); отдаленный — до восстановления трудоспособности (3—4 недели).

Задачи ЛФК раннем послеоперационном периоде

  • профилактика осложнений (застойная пневмония, ателектаз атония кишечника, тромбозы, эмболии и т.д.);
  • улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
  • улучшение психоэмоционального состояния больного;
  • профилактика спаечного процесса;
  • формирование эластичного, подвижного рубца.

Противопоказания к занятиям ЛФК: тяжелое состояние больного; перитонит; острая сердечно-сосудистая недостаточность; резкая боль в операционной ране и других областях тела; высокая температура.
Двигательные режимы: строго постельный и постельный. При отсутствии противопоказаний к занятиям ЛГ приступают сразу же после окончания действия наркоза. Упражнения выполняются в и. п. лежа, полусидя и сидя. Начинают занятия с выполнения дыхательных упражнений, с последующим «безболезненным» откашливанием. Больной делает вдох максимальной глубины через нос и затем, придерживая послеоперационную рану руками, — выдох в виде кашлевых толчков. Продолжительность выполнения дыхательных упражнений — 3 — 5 мин (5 — 8 раз в день).
Используются также упражнения для мелких и средних суставов — самостоятельно и в сочетании с дыхательными упражнениями. Рекомендуются массаж грудной клетки (особенно в первые дни), повороты в постели, тренировка диафрагмального дыхания (на 2 —3-й день), упражнения для предупреждения застойных явлений в области малого таза и для мышц промежности. Продолжительность занятия ЛГ — 5 — 7 мин (3—4 раза в день). На занятиях используется индивидуальный метод.

Задачи ЛФК позднем послеоперационном периоде:

  • улучшение функции систем кровообращения, дыхания, пищеварения;
  • стимуляция процессов регенерации в области оперативного вмешательства (образование эластичного, подвижного рубца, профилактика спаечного процесса);
  • укрепление мышц брюшного пресса (профилактика послеоперационных грыж);
  • адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке;
  • профилактика нарушений осанки.

Двигательный режим — вначале палатный. На занятиях используются статические и динамические дыхательные упражнения, активные движения для всех суставов и мышечных групп (в том числе для мышц брюшного пресса), которые выполняются в и.п. лежа и сидя. До 50 % времени больной проводит в положении сидя; также ему разрешается ходьба в пределах палаты и отделения. Продолжительность занятия ЛГ — 7 —12 мин (2—3 раза в день); метод проведения занятий — индивидуальный или малогрупповой.
По мере улучшения состояния больного переводят на свобо ный двигательный режим. Занятия ЛГ проводят в гимнастически зале малогрупповым или групповым методом (в течение 15 — 20 миц Используются упражнения статического и динамического xapaктеpa для всех групп мышц и суставов, с предметами и без них, отягощениями. Кроме того, рекомендуются малоподвижные игры, ходьба по в среднем темпе (2—3 этажа).
Задачи ЛГ вотдаленном послеоперационном период тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем к возрастающим нагрузкам, восстановление трудоспособности больного.
После выписки из стационара больному следует продолжа занятия ЛГ в поликлинике или санатории. На занятиях используются упражнения, направленные на тренировку сердечнососудистойhttps://rugoji.com/ и дыхательной систем, на укрепление мышц брюшного пресса (для профилактики послеоперационной грыжи) и мы туловища (для выработки правильной осанки). Наряду с Л Г, npименяются дозированная ходьба, терренкур, элементы спортивных игр, ходьба на лыжах.

Читайте также:  Электролит и его свойства и противопоказания

Источник

Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå ïîñëå õèðóðãè÷åñêîãî âìåøàòåëüñòâà íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ËÔÊ â ðàííåì, ïîçäíåì è îòäàëåííîì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäàõ. Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé. Ìåòîä ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

ÐÅÔÅÐÀÒ

ïî äèñöèïëèíå «Ôèçêóëüòóðà»

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè

Ñîäåðæàíèå

Ââåäåíèå

1. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

2. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â ðàííåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â ïîçäíåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

4. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â îòäàëåííîì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Çàêëþ÷åíèå

Ñïèñîê ëèòåðàòóðû

Ââåäåíèå

Õèðóðãè÷åñêèå âìåøàòåëüñòâà íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè ñâÿçàíû ñî âñêðûòèåì áðþøíîé ïîëîñòè (ëàïàðîòîìèÿ) è ïðèìåíÿþòñÿ ïðè ðàíåíèÿõ, ïîâðåæäåíèÿõ è çàáîëåâàíèÿõ æåëóäêà, êèøå÷íèêà, ïå÷åíè, ïîäæåëóäî÷íîé æåëåçû, ñåëåçåíêè, à òàêæå ïðè ãðûæàõ áðþøíîé ñòåíêè. Îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà ïðîâîäÿòñÿ êàê â ïëàíîâîì, òàê è â ýêñòðåííîì ïîðÿäêå.

Íàðÿäó ñ îáû÷íûìè ìåòîäàìè îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà ïðèìåíÿþò ýíäîñêîïè÷åñêèå ìåòîäèêè, ïîçâîëÿþùèå îñóùåñòâèòü îïåðàöèþ áåç áîëüøîãî ðàçðåçà íà ïåðåäíåé áðþøíîé ñòåíêå, ÷òî óìåíüøàåò òðàâìàòèçàöèþ è îáëåã÷àåò ïîñëåîïåðàöèîííîå âîññòàíîâëåíèå, íî íå èñêëþ÷àåò ðàçâèòèÿ ïîñëåîïåðàöèîííûõ îñëîæíåíèé.

Ïîñëå îïåðàöèé íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè íàðóøàåòñÿ ðåãèîíàðíàÿ è îáùàÿ ãåìîäèíàìèêà, ÷òî ÷ðåâàòî ðèñêîì ðàçâèòèÿ òðîìáîçîâ è òðîìáîýìáîëèé.

Ñíèæàåòñÿ èíòåíñèâíîñòü îáìåíà âåùåñòâ. Íàðóøàåòñÿ ïñèõîýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå áîëüíûõ.

Áîëè è íåïðèâû÷íîå ïîëîæåíèå òåëà çàòðóäíÿþò ìî÷åèñïóñêàíèå, ÷òî âåäåò ê ñíèæåíèþ äèóðåçà è çàñòîþ ìî÷è â ìî÷åâîì ïóçûðå.

×àñòî òå÷åíèå ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà îñëîæíÿåòñÿ àòîíèåé æåëóäêà è ïàðåçîì êèøå÷íèêà âñëåäñòâèå ðàçëè÷íûõ ïðè÷èí, îäíîé èç êîòîðûõ ÿâëÿåòñÿ ïîâûøåíèå àêòèâíîñòè ñèìïàòè÷åñêîé íåðâíîé ñèñòåìû.

Ïîñëå îïåðàöèé íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè ó áîëüíûõ ñíèæàåòñÿ àìïëèòóäà äûõàòåëüíûõ äâèæåíèé èç-çà áîëåâîãî ñèíäðîìà, âûñîêîãî ñòîÿíèÿ äèàôðàãìû ïðè ïàðåçàõ êèøå÷íèêà, à òàêæå â ðåçóëüòàòå íàçíà÷åíèÿ íàðêîòè÷åñêèõ àíàëüãåòèêîâ ñ öåíòðàëüíûì óãíåòåíèåì äûõàíèÿ. Ïðè çàêóïîðêå áîëüøèõ áðîíõîâ ó áîëüíûõ ñ óãíåòåííûì êàøëåâûì ðåôëåêñîì è èçáûòî÷íîé áðîíõèàëüíîé ñåêðåöèåé âîçíèêàþò ïîñëåîïåðàöèîííûå àòåëåêòàçû. Âñå ýòî â ñî÷åòàíèè ñ îãðàíè÷åííîé ïîäâèæíîñòüþ â ðàííåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ìîæåò ñëóæèòü ïðè÷èíîé ðàçâèòèÿ ãèïîñòàòè÷åñêîé ïíåâìîíèè.

 ïîçäíåé ôàçå ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà èç âîçìîæíûõ îñëîæíåíèé ñëåäóåò îòìåòèòü ðàçâèòèå ñïàå÷íîãî ïðîöåññà è îáðàçîâàíèå îïåðàöèîííûõ ãðûæ.

 áîëüøîé ñòåïåíè óñïåõ ëå÷åíèÿ çàâèñèò îò ïîñëåîïåðàöèîííîãî âåäåíèÿ áîëüíûõ.  êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå áîëüøèíñòâà õèðóðãè÷åñêèõ áîëåçíåé îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè âêëþ÷àåòñÿ ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ).

Îñíîâíûìè çàäà÷àìè ËÔÊ â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ÿâëÿþòñÿ ïðîôèëàêòèêà ïîñëåîïåðàöèîííûõ îñëîæíåíèé, âîññòàíîâëåíèå íàðóøåííûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà, àäàïòàöèÿ ê âîçðàñòàþùåé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå è ïîëíîå âîññòàíîâëåíèå òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

Öåëü ðàáîòû — èçó÷èòü ïîêàçàíèÿ ê ïðîâåäåíèþ ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû êàê ìåòîäà ðåàáèëèòàöèè áîëüíûõ â ðàçëè÷íûå ïåðèîäû ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè.

1. Ïîêàçàíèÿ è ïðîòèâîïîêàçàíèÿ ê ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðå â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Îïåðàòèâíûå âìåøàòåëüñòâà íà îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè âûïîëíÿþòñÿ ïðè îñòðîì àïïåíäèöèòå, îñòðîì è õðîíè÷åñêîì õîëåöèñòèòå, îñòðîì ïàíêðåàòèòå, ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è äâåíàäöàòèïåðñòíîé êèøêè, ãðûæàõ, íåïðîõîäèìîñòè êèøå÷íèêà, îïóõîëÿõ è äðóãèõ çàáîëåâàíèÿõ, à òàê æå ïðè îòêðûòûõ è çàêðûòûõ òðàâìàõ æèâîòà.

Ìåòîäèêà ËÔÊ ïîñëå îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà äåëèòñÿ íà òðè ïîñëåîïåðàöèîííûõ ïåðèîäà:

ü ðàííèé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä — ïðîäîëæàåòñÿ äî ñíÿòèÿ øâîâ (7-10 äíåé ïîñëå îïåðàöèè);

ü ïîçäíèé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä — äî âûïèñêè áîëüíîãî èç ñòàöèîíàðà (îò 7-10-ãî äíÿ äî 15-20-ãî äíÿ);

ü îòäàëåííûé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä — äî âîññòàíîâëåíèÿ òðóäîñïîñîáíîñòè (îò 15-20-ãî äíÿ äî 25-30-ãî äíÿ ïîñëå îïåðàöèè).

Êðîìå òîãî, â ñòàöèîíàðå ñóùåñòâóþò äâèãàòåëüíûå ðåæèìû: ñòðîãî ïîñòåëüíûé, ïîñòåëüíûé, ïàëàòíûé è ñâîáîäíûé.

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿìè ê ïðîâåäåíèþ çàíÿòèé ËÔÊ ÿâëÿþòñÿ:

ü òÿæåëîå ñîñòîÿíèå áîëüíîãî;

ü ïåðèòîíèò;

ü îñòðàÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü;

ü ðåçêàÿ áîëü â îáëàñòè ïîñëåîïåðàöèîííîé ðàíû è äðóãèõ îáëàñòÿõ òåëà;

ü âûñîêàÿ òåìïåðàòóðà.

Ïðè îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé ê çàíÿòèÿì ËÔÊ ïðèñòóïàþò ñðàçó, êàê òîëüêî áîëüíîé îòõîäèò îò íàðêîçà èëè íà ñëåäóþùèé äåíü ïîñëå îïåðàöèè.  ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè ñòðîèòñÿ ñ ó÷åòîì âîçðàñòà, îñîáåííîñòåé îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà, òå÷åíèÿ ïîñëåîïåðàöèîííîãî ïåðèîäà, ôóíêöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî äî è ïîñëå îïåðàöèè.

2. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â ðàííåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Îñíîâíûìè çàäà÷àìè ËÔÊ â ðàííåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå ñëåäóåò ñ÷èòàòü:

ü ïðîôèëàêòèêó îñëîæíåíèé (çàñòîéíàÿ ïíåâìîíèÿ, àòåëåêòàç, àòîíèÿ êèøå÷íèêà, òðîìáîçû, ýìáîëèè è ò.ä.);

ü óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì;

ü óëó÷øåíèå ïñèõîýìîöèîíàëüíîãî ñîñòîÿíèÿ áîëüíîãî;

ü ïðîôèëàêòèêó ñïàå÷íîãî ïðîöåññà;

ü ôîðìèðîâàíèå ýëàñòè÷íîãî, ïîäâèæíîãî ðóáöà.

Çàíÿòèÿ ËÔÊ ïðîâîäÿòñÿ èíäèâèäóàëüíî ñ êàæäûì áîëüíûì. Ìîæíî ðåêîìåíäîâàòü è ñàìîñòîÿòåëüíûå çàíÿòèÿ. Äâèãàòåëüíûå ðåæèìû ñòðîãî ïîñòåëüíûé è ïîñòåëüíûé. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ â èñõîäíîì ïîëîæåíèè ëåæà, ïîëóñèäÿ è ñèäÿ.

 çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé âêëþ÷àþò äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêîãî õàðàêòåðà ñ èñïîëüçîâàíèåì ïðèåìîâ îòêàøëèâàíèÿ è äèíàìè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ äëÿ ìåëêèõ è ñðåäíèõ ñóñòàâîâ êîíå÷íîñòåé. Íà ïåðâûõ æå çàíÿòèÿõ áîëüíîãî îáó÷àþò ïîâîðîòó íà áîê. Äëÿ ïðåäóïðåæäåíèÿ çàñòîéíûõ ÿâëåíèé â îáëàñòè ìàëîãî òàçà íàçíà÷àþò äâèæåíèÿ äëÿ îòâîäÿùèõ è ïðèâîäÿùèõ ìûøö áåäðà è óïðàæíåíèÿ â ðèòìè÷íîì ñîêðàùåíèè è ïîñëåäóþùåì ðàññëàáëåíèè ìûøö ïðîìåæíîñòè.

Читайте также:  Противопоказания для занятий балетом детям

Çàíÿòèÿ íà÷èíàþò ñ âûïîëíåíèÿ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñ ïîñëåäóþùèì «áåçáîëåçíåííûì» îòêàøëèâàíèåì. Áîëüíîé äåëàåò âäîõ ìàêñèìàëüíîé ãëóáèíû ÷åðåç íîñ, çàòåì, ïðèäåðæèâàÿ ïîñëåîïåðàöèîííóþ ðàíó ðóêàìè, äåëàåò âûäîõ â âèäå êàøëåâûõ òîë÷êîâ. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü âûïîëíåíèÿ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé 3-5 ìèíóò (5-8 ðàç â äåíü).

Óïðàæíåíèÿ äëÿ íèæíèõ êîíå÷íîñòåé ïðèìåíÿþòñÿ îáëåã÷åííûå, ÷òîáû íå âûçâàòü âûðàæåííîãî ïîâûøåíèÿ âíóòðèáðþøíîãî äàâëåíèÿ. Îíè âêëþ÷àþò: äâèæåíèÿ ïàëüöàìè ñòîï, ñêîëüçÿùèå äâèæåíèÿ íîãàìè ïî ïîñòåëè, îäíîâðåìåííîå èëè ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå íîã â êîëåííûõ è òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ, íå îòðûâàÿ ñòóïíè îò ïîñòåëè, íàêëîíû ñîãíóòûõ â êîëåííûõ ñóñòàâàõ íîã è äð. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü ýòèõ óïðàæíåíèé 5-7 ìèíóò (3-4 ðàçà â äåíü).

Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé â ðàííèé ïîñëåîïåðàöèîííûé ïåðèîä

1-é äåíü ïîñëå îïåðàöèè, èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå.

1. Ñïîêîéíîå äûõàíèå, ðóêè âûòÿíóòû âäîëü òóëîâèùà (4-6 ðàç).

2. Ñæèìàíèå è ðàçæèìàíèå ïàëüöåâ ðóê, âûòÿíóòûõ âïåðåä (8-10 ðàç).

3. Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ïàëüöåâ ðóê è íîã (8-10 ðàç).

4. Ðóêè â ñòîðîíû, ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ðóê â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ (6-8 ðàç).

5. Ïîäúåì ââåðõ âûòÿíóòûõ â ñòîðîíû ðóê (âäîõ) è îïóñêàíèå ðóê (âûäîõ) (4-5 ðàç).

2-3 -èé è ïîñëåäóþùèå äíè ïîñëå îïåðàöèè ?ëåæà íà ñïèíå.

1. Ñæèìàíèå è ðàçæèìàíèå ïàëüöåâ ðóê (8-10 ðàç).

2. Ïðîãèáàíèå â ãðóäíîé ÷àñòè ïîçâîíî÷íèêà ñ ãëóáîêèì âäîõîì è ñ îïîðîé íà ëîêòè è òàç (3-4 ðàçà).

3. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå (3-4 ðàçà).

4. Ïîî÷åðåäíîå ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå ðóê â ëîêòåâûõ ñóñòàâàõ (3-4 ðàçà).

5.Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñ âðàùåíèåì ðóê ëàäîíÿìè êâåðõó (âäîõ) è êíèçó (âûäîõ) (3-4ðàçà).

6.Ñãèáàíèå è ðàçãèáàíèå íîã â êîëåííûõ ñóñòàâàõ, ñòóïíè ñêîëüçÿò ïî ïîñòåëè (4-6 ðàç).

7. Ïîäíèìàíèå òàçà ñ îïîðîé íà ñòîïû è ëîêòåâûå ñóñòàâû(3-4 ðàçà).

8. Äâèæåíèÿ ïàëüöåâ íîã è ñòîï (8-10 ðàç).

9. Ñïîêîéíîå äûõàíèå(4-6 ðàç).

Êðîìå ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêå ðåêîìåíäóåòñÿ ìàññàæ ãðóäíîé êëåòêè ïî 3 — 5 ìèíóò ñ ïðèåìàìè ïîãëàæèâàíèÿ, ðàñòèðàíèÿ è ëåãêîé âèáðàöèè, ïîâîðîòàìè òóëîâèùà â ñòîðîíó îïåðàöèîííîé ðàíû, çàòåì (ïðè óäîâëåòâîðèòåëüíîì ñîñòîÿíèè) ? ïðèñàæèâàíèå áîëüíîãî íà êðîâàòè. Ïðè ïîëîæåíèè áîëüíîãî ëåæà íà áîêó è ñèäÿ íà ïîñòåëè ñëåäóåò ïðîâîäèòü è ìàññàæ ìûøö ñïèíû (1- 2 ðàçà â äåíü). Íà 2 — 3-é äåíü ïîñëå îïåðàöèè íåîáõîäèìî èñïîëüçîâàòü äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå (ïî 3 — 5 ðàç ÷åðåç êàæäûå 15 — 20 ìèíóò), ïîâîðîòû òóëîâèùà â ñòîðîíû è äð.

3. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â ïîçäíåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Çàäà÷è ËÔÊ â ïîçäíåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå íàïðàâëåíû íà:

ü âîññòàíîâëåíèå æèçíåííî âàæíûõ ôóíêöèé îðãàíèçìà (êðîâîîáðàùåíèå, äûõàíèå, ïèùåâàðåíèå, îáìåí âåùåñòâ);

ü ñòèìóëÿöèÿ ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè â îáëàñòè îïåðàòèâíîãî âìåøàòåëüñòâà (îáðàçîâàíèå ïîäâèæíîãî, ýëàñòè÷íîãî ðóáöà, ïðîôèëàêòèêà ñïàå÷íîãî ïðîöåññà);

ü óêðåïëåíèå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (ïðîôèëàêòèêà ïîñëåîïåðàöèîííûõ ãðûæ);

ü àäàïòàöèÿ ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì ê âîçðàñòàþùåé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

ü ïðîôèëàêòèêà òðîìáîçà ãëóáîêèõ âåí íèæíèõ êîíå÷íîñòåé (÷àùå ó ìóæ÷èí), èëè âåí òàçà (ïðåèìóùåñòâåííî ó æåíùèí);

ü ïðîôèëàêòèêà íàðóøåíèé îñàíêè.

Ïàëàòíûé ðåæèì

Áîëüíîé ïðåáûâàåò â ïîëîæåíèè ñèäÿ äî 50 % âðåìåíè â òå÷åíèå äíÿ, ñàìîñòîÿòåëüíî õîäèò â ïðåäåëàõ ïàëàòû èëè îòäåëåíèÿ.

 çàíÿòèÿõ ËÔÊ èñïîëüçóþòñÿ àêòèâíûå äâèæåíèÿ äëÿ âñåõ ñóñòàâîâ è ìûøå÷íûõ ãðóïï, äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ ñòàòè÷åñêîãî è äèíàìè÷åñêîãî õàðàêòåðà, óïðàæíåíèÿ äëÿ ìûøö òóëîâèùà (â òîì ÷èñëå áðþøíîãî ïðåññà) è óïðàæíåíèÿ äëÿ îòâîäÿùèõ, ïðèâîäÿùèõ ìûøö, ðîòàòîðîâ áåäðà è âíóòðèòàçîâîé ìóñêóëàòóðû, êîòîðûå áîëüíîé âûïîëíÿåò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ëåæà è ñèäÿ. Äëèòåëüíîñòü çàíÿòèÿ 7-12 ìèíóò (2 — 3 ðàçà â äåíü).

Ìåòîä ïðîâåäåíèÿ çàíÿòèé èíäèâèäóàëüíûé èëè ìàëîãðóïïîâîé.

Ñâîáîäíûé ðåæèì

Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîâîäÿòñÿ â ãèìíàñòè÷åñêîì çàëå ìàëîãðóïïîâûì èëè ãðóïïîâûì ìåòîäîì â òå÷åíèå 15 — 20 ìèíóò. Èñïîëüçóþòñÿ óïðàæíåíèÿ äèíàìè÷åñêîãî è ñòàòè÷åñêîãî õàðàêòåðà äëÿ âñåõ ãðóïï ìûøö è ñóñòàâîâ, óïðàæíåíèÿ ñ ïðåäìåòàìè, ñ îòÿãîùåíèåì, ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, êîòîðûå áîëüíîé âûïîëíÿåò â èñõîäíûõ ïîëîæåíèÿõ ñèäÿ è ñòîÿ.

Ïðèìåðíûé ïåðå÷åíü óïðàæíåíèé â ïîçäíåì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ:

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè.

1.Ìàêñèìàëüíûé âäîõ ÷åðåç íîñ, âûäîõ — ÷åðåç íîñ.

2. Âäîõ — ÷åðåç íîñ, âûäîõ ÷åðåç íîñ ñ ëåãêèì ïàëüöåâûì ïðèæàòèåì åãî êðûëüåâ, ìåòîäèñò ïðèêëàäûâàåò ëàäîíè ê ðåáåðíûì äóãàì áîëüíîãî ñ öåëüþ êîíòðîëÿ ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ.

3.Âäîõ ÷åðåç íîñ — óñèëåííûé âûäîõ ÷åðåç ðîò, êîíòðîëèðóåìûé ñ ïîìîùüþ ïîäâåøåííîãî ëèñòà áóìàãè.

4.Âäîõ — âûäîõ — ïàóçà, âûäîõ — ïàóçà — âûäîõ âïëîòü äî ãëóáîêîãî âûäîõà, çàâåðøàþùåãîñÿ êàøëåì; ëàäîíè áîëüíîãî ðàñïîëîæåíû íà îáëàñòè îïåðàöèîííîé òðàâìû.

Äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà:

1.Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå, êèñòè ðóê íà æèâîòå, ëîêòè ðàçâåäåíû. Íàäàâëèâàíèå ðóêàìè íà æèâîò (âûäîõ), âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (âäîõ) (4 — 6 ðàç).

2. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà, íîãè âìåñòå. Îäíîâðåìåííîå ñãèáàíèå íîã ñ ïîäòÿãèâàíèåì èõ ê æèâîòó (âûäîõ), ïðè âûïðÿìëåíèè (âäîõ) (4-6 ðàç).

3. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå, êèñòè ðóê íàä ãîëîâîé, íîãè ñîãíóòû, ñòîïû íà ïîñòåëè. Íàêëîíû ñîãíóòûõ íîã â ñòîðîíû. Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå (5 — 7 ðàç).

Читайте также:  Лист толокнянки показания и противопоказания

4. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà, íîãè âìåñòå. Ïîäúåì ââåðõ (äî 90°) âûïðÿìëåííûõ íîã ïîî÷åðåäíî, çàòåì âìåñòå. Ïðè ïîäíÿòèè íîã — âûäîõ, ïðè îïóñêàíèè — âäîõ. (4-6ðàç).

5. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå, ðóêè âäîëü òóëîâèùà, íîãè âìåñòå. Ïîäúåì ãîëîâû è ïëå÷ (âûäîõ), ïðè îïóñêàíèè — âäîõ (4-6 ðàç).

Äëÿ ïðîôèëàêòèêè ïîñëåîïåðàöèîííûõ òðîìáîýìáîëèé âåí òàçà è óêðåïëåíèå ìûøö òàçîâîãî äíà:

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ? ëåæà íà ñïèíå.

1.Íîãè ñêðåùåíû, ðóêè âäîëü òóëîâèùà. Ïðèïîäíèìàíèå òàçà ñ îäíîâðåìåííûì âòÿãèâàíèåì çàäíåãî ïðîõîäà (4-8 ðàç).

2.Íîãè ñîãíóòû, ñòîïû ñòîÿò íà êóøåòêå. Ðàçâåäåíèå êîëåí ñ îäíîâðåìåííûì ïîäíèìàíèåì òàçà (4-8 ðàç) .

3. Íîãè ñîãíóòû, ñòîïû ñòîÿò íà êóøåòêå. Ðàçâåäåíèå è ñâåäåíèå êîëåí ñ ñîïðîòèâëåíèåì (áîëüíàÿ ñàìà îêàçûâàåò ñåáå ñîïðîòèâëåíèå ðóêàìè) (4-8 ðàç).

5.Êðóãîîáðàçíûå äâèæåíèÿ ïðÿìîé íîãîé (ïîî÷åðåäíî ïðàâîé è ëåâîé), ìåíÿÿ íàïðàâëåíèå äâèæåíèÿ (4-8 ðàç).

6.Ðàçâåäåíèå íîã, ñëåãêà ïðèïîäíèìàÿ èõ, ñ ïîñëåäóþùèì ñêðåùèâàíèåì íîã (ïðè ñêðåùèâàíèè íîã — âòÿãèâàòü çàäíèé ïðîõîä, íàïðÿãàòü ÿãîäè÷íûå ìûøöû è ìûøöû ïðîìåæíîñòè) (4-8 ðàç).

7.Íîãè ñîãíóòû, ñòîïû ñòîÿò íà êóøåòêå. Ïðèïîäíèìàíèå ñîãíóòûõ íîã (áåäðà ê æèâîòó), ðàçâåäåíèå êîëåí, âîçâðàùåíèå â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (4-8 ðàç) .

8.Ïðèïîäíèìàíèå ñîãíóòûõ íîã ñ ïîñëåäóþùèì îïóñêàíèåì êîëåí íà êóøåòêó ñïðàâà è ñëåâà îò òóëîâèùà, âîçâðàùåíèå â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (4-8 ðàç).

9. Ïîäíèìàíèå ïðàâîé (ëåâîé) ïðÿìîé íîãè (äî óãëà 45°) ñ îäíîâðåìåííûì îòâåäåíèåì åå âïðàâî, ñî÷åòàåìûì ñ ðîòàöèåé â òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå âíóòðü è íàðóæó; âîçâðàùåíèå â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (4-8 ðàç).

11. Èìèòàöèÿ íîãàìè ïëàâàíèÿ ñòèëåì áðàññ (4-8 ðàç) .

12. Íîãè âûïðÿìëåíû è øèðîêî ðàçâåäåíû; ïîâîðîòû íîã ïÿòêîé âíóòðü è íàðóæó (4-8 ðàç) .

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ?íîãè âûïðÿìëåíû, ìåæäó ñòîïàìè ëåæèò ëåãêèé ìÿ÷.

13. Ïðèïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã íà 10-20 ñì îò êóøåòêè, óäåðæèâàÿ ñòîïàìè ìÿ÷; âîçâðàùåíèå â èñõîäíîå ïîëîæåíèå (4-8 ðàç).

14. Ïðèïîäíèìàíèå ïðÿìûõ íîã, óäåðæèâàÿ ñòîïàìè ìÿ÷, îòâåäåíèå èõ âëåâî è îïóñêàíèå íà êóøåòêó; âîçâðàùåíèå â èñõîäíîå ïîëîæåíèå; òî æå — âïðàâî (4-8 ðàç).

15. Ñëåãêà ïðèïîäíÿâ ãîëîâó è ïëå÷è (ïîëóñèäÿ); ñîãíóòü íîãè, îòðûâàÿ ñòîïû îò êóøåòêè, óäåðæèâàòü ñòîïàìè ìÿ÷; ðàçâåñòè êîëåíè è âçÿòü ìÿ÷ â ðóêè; íîãè âûïðÿìèòü è îïóñòèòü íà êóøåòêó. Ïîâòîðèòü òî æå â îáðàòíîé ïîñëåäîâàòåëüíîñòè (4-8 ðàç).

Ïðîäîëæàåòñÿ êóðñ ìàññàæà: ââîäÿòñÿ ïðèåìû ðàñòèðàíèÿ è âèáðàöèè, ðàçìèíàíèå. Ïðè àòîíèè êèøå÷íèêà ïðèìåíÿåòñÿ ìàññàæ æèâîòà (íå çàòðàãèâàÿ îáëàñòü îïåðàöèîííîãî ðóáöà), áîëüíûõ îáó÷àþò ïðèåìàì ìàññàæà êèøå÷íèêà. Ðåêîìåíäóþòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà â ñðåäíåì òåìïå â ïðåäåëàõ 2 — 3 ýòàæåé, ìàëîïîäâèæíûå èãðû, ëåãêèé áåã. Ïîêàçàíû âîäíûå ïðîöåäóðû: îáòèðàíèå, îáëèâàíèå, ñîëíå÷íûå âàííû (5-10 ìèí).

4. Çàäà÷è è ìåòîäèêà ëå÷åáíîé ôèçêóëüòóðû â îòäàëåííîì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå

Çàäà÷è ËÔÊ â îòäåëåííîì ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå:

ü òðåíèðîâêà ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì ê âîçðàñòàþùåé ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå;

ü âîññòàíîâëåíèå òðóäîñïîñîáíîñòè áîëüíîãî.

Ïîñëå âûïèñêè èç ñòàöèîíàðà áîëüíîìó ñëåäóåò ïðîäîëæàòü ðåãóëÿðíûå çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé â óñëîâèÿõ ïîëèêëèíèêè èëè ñàíàòîðèÿ.

Øèðîêî èñïîëüçóþò ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, íàïðàâëåííûå íà òðåíèðîâêó ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé è äûõàòåëüíîé ñèñòåì, íà óêðåïëåíèå ìûøö áðþøíîãî ïðåññà (ïðîôèëàêòèêà ïîñëåîïåðàöèîííîé ãðûæè) è ìûøö òóëîâèùà è êîíå÷íîñòåé (âûðàáîòêà ïðàâèëüíîé îñàíêè), óïðàæíåíèÿ íà êîîðäèíàöèþ äâèæåíèé, íîðìàëèçóþùèå äèíàìè÷åñêèé ñòåðåîòèï.

Çàíÿòèÿ ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêîé ïðîâîäèòñÿ 2 ðàçà â äåíü â òå÷åíèå 25-30 ìèíóò.

Ïðèìåíÿåòñÿ äîçèðîâàííàÿ õîäüáà, òåððåíêóð, ýëåìåíòû ñïîðòèâíûõ èãð, ëåãêèé áåã, õîäüáà íà ëûæàõ. Ïîêàçàíû âîäíûå ïðîöåäóðû: ïëàâàíèå, âàííû, äóøè.

ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà õèðóðãè÷åñêèé áðþøíîé

Çàêëþ÷åíèå

Âàæíåéøèì ìåðîïðèÿòèåì ïî ïðîôèëàêòèêå è ëèêâèäàöèè áîëüøèíñòâà ïîñëåîïåðàöèîííûõ îñëîæíåíèé ó áîëüíûõ ñ çàáîëåâàíèÿìè îðãàíîâ áðþøíîé ïîëîñòè ÿâëÿåòñÿ âêëþ÷åíèå â êîìïëåêñíîå ëå÷åíèå áîëüíûõ çàíÿòèé ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè ñ èñïîëüçîâàíèåì âñåõ îñíîâíûõ ìåõàíèçìîâ èõ ëå÷åáíîãî è ïðîôèëàêòè÷åñêîãî âîçäåéñòâèÿ.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ïðèìåíÿåìûå â ïîñëåîïåðàöèîííîì ïåðèîäå, â êîìïëåêñå ñ äðóãèìè ëå÷åáíûìè ìåðîïðèÿòèÿìè ñïîñîáñòâóþò íîðìàëèçàöèè ãîìåîñòàçà, âîññòàíîâëåíèþ ðàáîòû ôóíêöèîíàëüíûõ ñèñòåì îðãàíèçìà, êîîðäèíèðîâàííîé äåÿòåëüíîñòè âåãåòàòèâíûõ è ñîìàòè÷åñêèõ ôóíêöèé, ïîâûøåíèþ îáùåé òðåíèðîâàííîñòè îðãàíèçìà, ïîäãîòîâêå áîëüíîãî ê ïîëíîöåííîé áûòîâîé è òðóäîâîé äåÿòåëüíîñòè.

Îá ýôôåêòèâíîñòè çàíÿòèé ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ñ áîëüíûìè, îïåðèðîâàííûìè íà áðþøíîé ïîëîñòè, ìîæíî ñóäèòü ïî óìåíüøåíèþ ìåòåîðèçìà, óëó÷øåíèþ ìîòîðíîé ôóíêöèè êèøå÷íèêà, óâåëè÷åíèþ ïîäâèæíîñòè äèàôðàãìû, óìåíüøåíèþ îäûøêè è òàõèêàðäèè, èñ÷åçíîâåíèþ èíôèëüòðàòà âîêðóã ðàíû è ò. ä.

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííîé ëèòåðàòóðû

1. Ãîòîâöåâ Ï.È., Ñóááîòèí À.Ä., Ñåëèâàíîâ Â.Ï. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìàññàæ. — Ì.: «Ìåäèöèíà», 1987.

2. Äüÿ÷êîâ Ì.Ï. Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà è ìåòîäû âîññòàíîâëåíèÿ. — Ì.: Èçäàòåëüñòâî ÈÏ Ñêîðîõîäîâ Â.À., 2014.

3. Ìåäèöèíñêàÿ ðåàáèëèòàöèÿ. Ðóêîâîäñòâî äëÿ âðà÷åé / Ïîä ðåäàêöèåé Â.À. Åïèôàíîâà. — Ì: Ìåäïðåññ-èíôîðì, 2008.

4. Ìèëþêîâà È.Â., Åâäîêèìîâà Ò.À. Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà. Íîâåéøèé ñïðàâî÷íèê / Ïîä îáùåé ðåä. ïðîô. Ò.À. Åâäîêèìîâîé. — ÑÏá.: Ñîâà; Ì.: Èçä-âî Ýêñìî, 2003.

5.Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà / Ïîä ðåäàêöèåé Ñ.Í. Ïîïîâà. — Ì.: Èçäàòåëüñêèé öåíòð «Àêàäåìèÿ», 2007.

6. Ïàñèåøâèëè Ë.Ì., Çàçäðàâíîâ À.À., Øàïêèí Â.Å., Áîáðî Ë.Í. Ñïðàâî÷íèê ïî òåðàïèè ñ îñíîâàìè ðåàáèëèòàöèè. — Ðîñòîâ-íà-Äîíó: «Ôåíèêñ». — 2004.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник