Противопоказания лфк при заболеваниях жкт

Противопоказания лфк при заболеваниях жкт thumbnail

Выполнение дозированных физических упражнений, сопровождающиеся положительными сдвигами в функциональном состоянии и повышение уровня основных жизненных процессов, вызывает положительные эмоции. Особенно это применимо при язвенной болезни, когда нервно-психическое состояние пациентов оставляет желать лучшего (нормализация выраженных у больных явлений дистонии со стороны нервной системы). Следует отметить воздействие физических нагрузок на нервную регуляцию пищеварительного аппарата.

При регулярном выполнении физических упражнений, как и в процессе физической тренировки, постепенно возрастают энергетические запасы, происходит обогащение организма ферментными соединениями, витаминами, ионами калия и кальция. Это благоприятно отражается на рубцевании язвенного дефекта (влияние на трофические и регенеративные потенции тканей желудочно-кишечного тракта).

Комплексное лечение заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки обязательно должно включать в себя средства, способствующие улучшению кровообращения как в брюшной полости, так и вообще в организме. Это позволяет более эффективно бороться с проявлениями воспалительного процесса и, кроме того, способствовать нормализации процессов обмена веществ в тканях, без чего невозможно добиться быстрого рубцевания язвы и улучшения нарушенных функций желудка.

Не менее важной задачей является подбор средств, позволяющих нормализовать нарушенную нервную регуляцию функций этих органов. Одним из многоплановых и эффективных методов лечения заболеваний желудка и двенадцатиперстной кишки является лечебная физкультура со всем своим арсеналом, воздействующим на организм, и в частности, лечебная гимнастика.

Многочисленные исследованияпоказывают, что физические упражнения при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки способствуют нормализации нервной регуляции функций желудка, прежде всего двигательной и эвакуаторной, а также кислотообразующей и ферментативной, улучшают кровообращение, способствуют нормализации внутрибрюшного давления, а все вместе улучшает питание тканей, обмен веществ в них, что помогает снижению воспалительного процесса, ускорению рубцевания язвы, нормализации работы желудка и двенадцатиперстной кишки.

Влияние физических упражнений определяется их интенсивностью и временем применения. Небольшие и умеренные мышечные напряжения стимулируют основные функции желудочно-кишечного тракта, когда как интенсивные — угнетают.

Отмечается благоприятное влияние ЛФК на кровообращение и дыхание, что также расширяет функциональные возможности организма и повышают его реактивность.

В зависимости от клинической направленности заболевания и функциональных возможностей больного применяются различные формы и средства.

К противопоказаниям к занятиям относят:

· Свежая язва в остром периоде.

· Язва, осложненная кровотечением.

· Преперфоративное состояние.

· Язва, осложненная стенозом в стадии декомпенсации.

· Свежие массивные парапроцессы при пенетрации.

· Выраженные диспепсические расстройства.

· Сильные боли.

· Общие противопоказания.

Принцип индивидуализации при применении лечебной физкультуры при данном заболевании обязателен.

Лечебная гимнастика при опущении органов брюшной полости направлена на общее укрепление организма, нормализацию внутрибрюшного давления, стимуляцию моторной и секреторной функции желудка и кишечника. И что самое главное, регулярная и дозированная тренировка специальными физическими упражнениями в сочетании с последующими гидротерапевтическими процедурами (обтирания, душ) укрепляют мышцы брюшного пресса, тазового дна, спины, что постепенно способствует установлению органов брюшной полости в нормальное анатомическое положение. Надо сказать, что этот метод — один из эффективнейших средств помощи больным при опущении органов брюшной полости.

Учащимся с хроническими заболеваниями в необходимо введение элементов оздоровительного режима: уменьшение учебной нагрузки, ЛФК по специальной программе, обязательная ежедневная утренняя гимнастика, прогулки до и после занятий. Как лечебно-оздоровительный фактор — 5-6-разовое питание. В комплексном плане реабилитации больных с заболеваниями органов пищеварения на всех этапах дифференцированное, патогенетически обоснованное применение лечебной физкультуры обеспечивает повышение эффективности лечения, способствует восстановлению работоспособности и поддержанию ее на необходимом уровне. Физические упражнения влияют на функции пищеварения через ЦНС.

Утренняя гигиеническая гимнастика преследует цели общего развития и укрепления здоровья, повышения работоспособности, и помогает закаливанию, содействует более полноценному переходу из заторможенного состояния в бодрствующее. В утренней гигиенической гимнастике используют небольшое (8-10) число упражнений, охватывающих основные мышечные группы; физические упражнения должны быть простыми.

Задачи ЛФК:

· Общее оздоровление и укрепление организма больного.

· Воздействие на нейрогуморальную регуляцию пищеварительных процессов.

· Улучшение кровообращения в брюшной полости и малом тазу, предупреждение спаечного процесса и застойных явлений.

· Укрепление мышц брюшного пресса и стимуляция моторной функции пищеварительной системы.

· Улучшение функции дыхания.

· Повышение эмоционального тонуса.

Утренняя гигиеническая гимнастика, лечебная гимнастика, прогулки, терренкур, подвижные игры, элементы спортивно-прикладных упражнений, езда на велосипеде, плавание, гребля, ходьба на лыжах, райттерапия. Кроме того, применяется массаж и самомассаж живота.

Лечебная гимнастика (ЛГ) является одной из основных форм ЛФК.

Читайте также:  Бодифлекс комби для суставов противопоказания

Терапевтический эффект ЛГ будет значительно выше, если специальные физические упражнения будут выполняться группами мышц, получающими иннервацию от тех же сегментов спинного мозга, что и пораженный орган. Это упражнения с участием мышц шеи, трапециевидных, мышц, поднимающих лопатку, большой и малой ромбовидных, диафрагмы, межреберных мышц, передней стенки живота, подвздошно-поясничной, запирательной, мышц стопы и голени.

При заболеваниях органов пищеварения эффективность ЛГ во многом зависит от выбора исходных положений, позволяющих дифференцированно регулировать внутрибрюшное давление.

К специальным упражнениям относятся:

· дыхательные упражнения, особенно диафрагмальное дыхание, которое, ритмично изменяя внутрибрюшное давление, оказывает массирующее воздействие на печень, желудок, кишечник. В результате увеличивается желчеотделение, перистальтика желудка и кишечника, улучшается венозный отток, уменьшаются застойные явления в органах пищеварения.

· упражнения на расслабление: снижают повышенный тонус ЦНС, рефлекторно понижают тонус мышц желудка, кишечника, эффективны для снятия спазмов привратника желудка, сфинктеров.

· упражнения для мышц брюшного пресса.

· упражнения для мышц тазового дна. При расслаблении и сокращении мышц брюшного пресса, давление в брюшной полости то повышается, то понижается, оказывая массирующее влияние на внутренние органы. Активно действующие мышцы брюшного пресса, спины и малого таза, усиливают приток крови к органам брюшной полости, а это способствует ликвидации воспалительных процессов, нормализации кровообращения в печени, почках, устранению застоя венозной крови в области малого таза, а также, повышает окислительные процессы и обмен веществ. Укрепление мышц брюшного пресса и тазового дна способствуют нормализации положения органов пищеварения, особенно при опущении внутренних органов.

· упражнения, способствующие оттоку желчи из желчного пузыря. Используются различные исходные положения: стоя, стоя на коленях, сидя, лежа, коленно-локтевое, коленно-кистевое. В положении лежа на спине с согнутыми ногами и на четвереньках достигается наилучшее расслабление органов брюшной полости. Для улучшения оттока желчи, лучше всего исходное положение лежа на левом боку (продвижению желчи способствует сокращение стенок желчного пузыря, сила тяжести желчи), а также на четвереньках. Лежа на правом боку, улучшается кровоснабжение печени, обеспечивается массаж печени за счет увеличения Экскурсии правого купола диафрагмы. Исходное положение: лежа на спине с приподнятым ножным концом кушетки, а также коленно-локтевое положение используются при спланхноптозах. В различных исходных положениях выполняются движения туловищем, ногами с большой амплитудой в сочетании с дыханием.

Показания для назначения ЛФК:

· хронические гастриты с нормальной, повышенной и пониженной секрецией;

· язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;

· дискинезии желчевыводящих путей и хронические холециститы;

· хронические гепатиты;

· хронические колиты, в основном со склонностью к запорам;

· грыжи пищеводного отверстия диафрагмы;

· спланхноптоз (опущение внутренних органов).

Противопоказания для назначения ЛФК:

· общие;

· период обострения заболевания с выраженным болевым синдромом, многократной рвотой и тошнотой;

· осложненное течение заболевания: кровотечение при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, язвенном колите, прободение язвы, острые перивисцериты (перигастрит, перидуоденит).

Занятия имеют и воспитательное значение: больные привыкают систематически выполнять физические упражнения, это становится их повседневной привычкой. Занятия ЛФК переходят в занятия общей физкультурой, становятся потребностью человека и после выздоровления.

Таким образом, мы выяснили, что государственная образовательная программа предполагает занятия физической культурой для учащихся с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и системы пищеварения в специальной группе. В данной работе мы сосредоточили своё внимание на подгруппе «Б», которая рекомендована учащимся, имеющим значительные отклонения в состоянии здоровья, вызванные серьёзными хроническими заболеваниями. Такие учащиеся допущены к теоретическим занятиям и занятиям по реабилитации собственного здоровья.

В своей работе мы рассматривали ограничения физической активности учащихся, имеющих такие диагнозы, как: целиакия, язвенная болезнь, спланхноптоз, ГЭРБ, гастродуоденит. До недавнего времени подростки с подобными диагнозами были полностью освобождены от занятий спортом, ЛФК для них не были разработаны.

Ввиду того, что в последние десятилетия отмечается значительный рост заболеваний ЖКТ, увеличилось количество медицинской популярной литературы, научных работ по таким редким заболеваниям, как целиакия, ГЭРБ, широко представлены программы ЛФК.

В своей работе мы представили примерный комплекс ЛФК, представленный в работе Мошкова В.Н. В ходе исследования нам удалось выяснить, что при некоторых заболеваниях ЖКТ допустимы занятия фитнесом, танцами, плаванием, велопрогулки.

Источник

Ìåòîäû ëå÷åáíîé ôèçè÷åñêîé êóëüòóðû (ËÔÊ). Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Ïðè÷èíû áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ. Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè ãàñòðèòå, ÿçâåííîé áîëåçíè æåëóäêà è õîëåöèñòèòå. Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ äëÿ çàíÿòèé ËÔÊ.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Читайте также:  Лазолван противопоказания и побочные

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Äàëüíåâîñòî÷íûé Ãîñóäàðñòâåííûé Ìåäèöèíñêèé Óíèâåðñèòåò

Ëå÷åáíàÿ ôèçêóëüòóðà ïðè çàáîëåâàíèÿõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà

Ëå÷åáíàÿ ôèçè÷åñêàÿ êóëüòóðà (ËÔÊ) — ìåòîä ëå÷åíèÿ, ñîñòîÿùèé â ïðèìåíåíèè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è åñòåñòâåííûõ ôàêòîðîâ ïðèðîäû ê áîëüíîìó ÷åëîâåêó ñ ëå÷åáíî-ïðîôèëàêòè÷åñêèìè öåëÿìè.  ãëàâå ýòîãî ìåòîäà ëåæèò èñïîëüçîâàíèå îñíîâíîé áèîëîãè÷åñêîé ôóíêöèè îðãàíèçìà — äâèæåíèÿ. Ìåòîä ñòðîãî äîçèðîâàííûõ óïðàæíåíèé íà ôîíå ïîñòàíîâêè ïðàâèëüíîãî äûõàíèÿ. ëå÷åáíûé ôèçêóëüòóðà ïèùåâàðåíèå

Æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò (ÆÊÒ) èëè ïèùåâàðèòåëüíûé òðàêò — ñèñòåìà îðãàíîâ, ïåðåðàáàòûâàþùèõ ïèùó, èçâëåêàþùèõ èç íåå ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà, âñàñûâàþùèõ ïèòàòåëüíûå âåùåñòâà â êðîâü, âûâîäÿùèõ èç îðãàíèçìà íåïåðåâàðåííûå îñòàòêè. Îðãàíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà, à òàêæå è âñïîìîãàòåëüíûå îðãàíû ñîñòàâëÿþò ñèñòåìó ïèùåâàðåíèÿ.

Ê îðãàíàì ÆÊÒ îòíîñÿòñÿ:

1) ðîò

2) ãëîòêà

3) ïèùåâîä

4) æåëóäîê

5) òîíêàÿ êèøêà

6) òîëñòàÿ êèøêà

Ýòèîëîãèÿ è ïàòîãåíåç áîëåçíåé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ âåñüìà ðàçíîîáðàçíû, âåäóùåå çíà÷åíèå èìåþò íàðóøåíèÿ äåÿòåëüíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû, ìåñòíûå âîçäåéñòâèÿ íà æåëóäî÷íî-êèøå÷íûé òðàêò âîçìîæíûõ ýêçîãåííûõ ôàêòîðîâ è ðàññòðîéñòâî êðîâîîáðàùåíèÿ â îáëàñòè æèâîòà.

Òåðàïåâòè÷åñêîå äåéñòâèå ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé îáóñëîâëåíî ïðåæäå âñåãî óêðåïëÿþùèì è íîðìàëèçóþùèì âëèÿíèåì íà íåðâíóþ ñèñòåìó. Ïðè íàðóøåííîé ðåàêòèâíîñòè íåðâíîé ñèñòåìû ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ ïðèâîäÿò ê íîðìàëèçàöèè åå äåÿòåëüíîñòè, îáåñïå÷èâàÿ óðàâíîâåøèâàíèå ïðîöåññà âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â êîðå ãîëîâíîãî ìîçãà è óëó÷øåíèå äåÿòåëüíîñòè âåãåòàòèâíûõ îòäåëîâ, à â ðåçóëüòàòå íîðìàëèçàöèþ ôóíêöèé îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ. Óëó÷øåíèå ôóíêöèè îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ïðè ïîìîùè ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé è ìàññàæà îáóñëîâëåíî ìîòîðíî-âèñöåðàëüíûìè ðåôëåêñàìè.

Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ àêòèâèçèðóþò òêàíåâûé îáìåí. Ïîä âëèÿíèåì ñïåöèàëüíûõ óïðàæíåíèé óëó÷øàåòñÿ êðîâîîáðàùåíèå â îðãàíàõ áðþøíîé ïîëîñòè. Ýòî ñîäåéñòâóåò çàòèõàíèþ âîñïàëèòåëüíûõ ïðîöåññîâ â îðãàíàõ æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà è óñêîðåíèþ â íèõ ïðîöåññîâ ðåãåíåðàöèè (íàïðèìåð, ðóáöåâàíèÿ ÿçâû). Êðîâîîáðàùåíèå óëó÷øàåòñÿ îäíîâðåìåííî è â òàçîâûõ îðãàíàõ.

Îêàçûâàÿ îáùåå òîíèçèðóþùåå âîçäåéñòâèå íà îðãàíèçì è óëó÷øàÿ ñîñòîÿíèå öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû è êðîâîîáðàùåíèÿ, ËÔÊ óêðåïëÿåò ìûøöû áðþøíîãî ïðåññà, ñïîñîáñòâóåò óñèëåíèþ ïåðèñòàëüòèêè êèøå÷íèêà è îòòîêó æåë÷è è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

ËÔÊ îêàçûâàåò ñóùåñòâåííîå âëèÿíèå íà ìîòîðíóþ è ñåêðåòîðíóþ ôóíêöèè æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà. Áîëüøèå íàãðóçêè óãíåòàþò ìîòîðèêó è ñåêðåöèþ, óìåðåííûå íîðìàëèçóþò èõ. Ôèçè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ, ïðè êîòîðûõ ïðîèñõîäÿò ïåðåïàäû äàâëåíèÿ â áðþøíîé ïîëîñòè (ïîëíîå ãëóáîêîå äûõàíèå, íàêëîíû òóëîâèùà, ñãèáàíèå íîã â òàçîáåäðåííûõ ñóñòàâàõ è äð.), ñïîñîáñòâóþò óëó÷øåíèþ îòòîêà æåë÷è èç æåë÷íîãî ïóçûðÿ, ÷òî ÷ðåçâû÷àéíî âàæíî ïðè çàáîëåâàíèÿõ ïå÷åíè, æåë÷íûõ ïóòåé è æåë÷íîãî ïóçûðÿ.

Òåðàïåâòè÷åñêîå âîçäåéñòâèå ËÔÊ íà ôîíå ðàöèîíàëüíîãî ïèòàíèÿ îáóñëîâëèâàåòñÿ ñòèìóëèðóþùèì âëèÿíèåì íà îáìåí âåùåñòâ. Áåçóñëîâíî- è óñëîâíîðåôëåêòîðíîå ïîâûøåíèå îáìåíà âåùåñòâ îáúÿñíÿåòñÿ êîððèãèðóþùèì âëèÿíèåì íåðâíîé ñèñòåìû íà òðîôèêó òêàíåé.

Ìåòîäèêà ËÔÊ

Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ: ïåðèîä îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ — ñèëüíûå áîëè, âûðàæåííûå äèñïåïñè÷åñêèå ðàññòðîéñòâà; îáùèå ïðîòèâîïîêàçàíèÿ.

Ïðè çàáîëåâàíèÿõ îðãàíîâ ïèùåâàðåíèÿ ýôôåêòèâíîñòü ëå÷åáíîé ãèìíàñòèêè âî ìíîãîì çàâèñèò îò âûáîðà èñõîäíûõ ïîëîæåíèé, ïîçâîëÿþùèõ äèôôåðåíöèðîâàííî ðåãóëèðîâàòü âíóòðèáðþøíîå äàâëåíèå.

Íàèáîëåå ÷àñòî ïðèìåíÿþòñÿ èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ñ ñîãíóòûìè íîãàìè (íà ëåâîì èëè ïðàâîì áîêó, íà ñïèíå); â óïîðå, ñòîÿ íà êîëåíÿõ, ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñòîÿ è ñèäÿ.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ëåæà ðåêîìåíäóþòñÿ â ïåðèîä îáîñòðåíèÿ è íåïîñðåäñòâåííî ïîñëå îáîñòðåíèÿ çàáîëåâàíèÿ êàê íàèáîëåå ùàäÿùèå, ñïîñîáñòâóþùèå íàèìåíüøèì ôóíêöèîíàëüíûì ñäâèãàì, îáåñïå÷èâàþùèå íàèëó÷øèå óñëîâèÿ äëÿ âûïîëíåíèÿ äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé (ëåæà íà ñïèíå ñ ñîãíóòûìè íîãàìè), ïðîèçâîëüíîãî ðàññëàáëåíèÿ ìûøö. Ýòè èñõîäíûå ïîëîæåíèÿ óäîáíû äëÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé äëÿ ìûøö áðþøíîãî ïðåññà è òàçîâîãî äíà.

Èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ íà êîëåíÿõ (íà ÷åòâåðåíüêàõ) ïðèìåíÿþòñÿ ïðè íåîáõîäèìîñòè îãðàíè÷èòü âîçäåéñòâèå íà ìûøöû æèâîòà, âûçâàòü ìåõàíè÷åñêîå ïåðåìåùåíèå æåëóäêà è ïåòåëü êèøå÷íèêà; èñõîäíîå ïîëîæåíèå ñòîÿ è ñèäÿ èñïîëüçóþòñÿ äëÿ íàèáîëüøåãî âîçäåéñòâèÿ íà îðãàíû ïèùåâàðåíèÿ.

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà â âîäíîé ñðåäå ïðîâîäèòñÿ â áàññåéíàõ ñ ïðåñíîé èëè ìèíåðàëüíîé âîäîé. Óïðàæíåíèÿ âûïîëíÿþòñÿ èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ ëåæà ñ ïëàâó÷èìè ïðèñïîñîáëåíèÿìè èëè ó ïîðó÷íÿ, ñèäÿ íà ïîäâåñíîì ñòóëü÷èêå, ñòîÿ è â äâèæåíèè.

Òåððåíêóð íà ñâåæåì âîçäóõå òðåíèðóåò è çàêàëèâàåò îðãàíèçì, íîðìàëèçóåò ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó. Ýòî åñòåñòâåííîå ôèçè÷åñêîå óïðàæíåíèå — õîäüáà.

Ñõåìû äâèãàòåëüíûõ ðåæèìîâ

Ðåæèì ñ ìàëîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùèé) ïðèìåíÿþòñÿ âîññòàíîâëåíèÿ àäàïòàöèè ê íàãðóçêàì ðàñøèðåííîãî ðåæèìà; ñòèìóëÿöèè îáìåííûõ ïðîöåññîâ; áîðüáû ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè; íîðìàëèçàöèè ðåãåíåðàòîðíûõ ïðîöåññîâ; ïîëîæèòåëüíîãî âëèÿíèÿ íà ïñèõîýìîöèîíàëüíóþ ñôåðó áîëüíûõ è óìåðåííîãî ïîâûøåíèÿ àäàïòàöèè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû ê âîçðàñòàþùèì ôèçè÷åñêèì íàãðóçêàì. Ïðè ùàäÿùåì ðåæèìå ïåðèîäû îòäûõà ïðåîáëàäàþò íàä ïåðèîäàìè íàãðóçêè.

Читайте также:  Йодомарин противопоказания к применению

Ðåæèì ñî ñðåäíåé ôèçè÷åñêîì àêòèâíîñòüþ (ùàäÿùå-òðåíèðóþùèé). Öåëü: âîññòàíîâëåíèå àäàïòàöèè ê òðåíèðóþùèì íàãðóçêàì. Ðåãóëèðîâàíèå ïðîöåññîâ âîçáóæäåíèÿ è òîðìîæåíèÿ â öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìå, íîðìàëèçàöèÿ âåãåòàòèâíûõ ôóíêöèé. Ñòèìóëÿöèÿ îáìåííûõ ïðîöåññîâ, áîðüáà ñ çàñòîéíûìè ÿâëåíèÿìè â áðþøíîé ïîëîñòè, óëó÷øåíèå ðåãåíåðàòèâíûõ ïðîöåññîâ.

Ðåæèì ñ áîëüøîé ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòüþ (òðåíèðóþùèé). Öåëü: ïîääåðæàíèå ðàáîòîñïîñîáíîñòè íà ìàêñèìàëüíî äîñòóïíîì óðîâíå.

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà (ËÔÊ) ïðè ãàñòðèòå è ÿçâåííîé áîëåçíè

1. Ëÿãòå íà ñïèíó. Ðèòìè÷íî äûøèòå, äåëàÿ ñðåäíèå âäîõè è âûäîõè 2-3 ðàçà (âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7). Äàëåå äûøèòå ïðîèçâîëüíî 6-8 ðàç.

2. Ñãèáàéòå è ðàçãèáàéòå 6-8 ðàç íîãè ãîëåíîñòîïíûõ ñóñòàâàõ.

3. Äàëåå ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ñãèáàéòå ðóêè â ëîêòÿõ, âûïðÿìëÿéòå âïåðåä, ñíîâà ñãèáàéòå â ëîêòÿõ è ïðèìèòå èñõîäíîå ïîëîæåíèå. Óïðàæíåíèå íóæíî ïîâòîðèòü 5-7 ðàç.

4. Ñëåäóþùåå óïðàæíåíèå: ïî-î÷åðåäè ñãèáàòü íîãè â êîëåíå è òàçîáåäðåííîì ñóñòàâå, ñòîïû ïðè ýòîì ñêîëüçÿò ïî ïîñòåëè. Ïîâòîðÿåòñÿ 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé.

5. Ñãèáàéòå â êóëàêè ïàëüöû ðóê. Äûøèòå ïðè ýòîì ïðîèçâîëüíî 8-10 ðàç.

6. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå — ë¸æà íà ñïèíå, íîãè ñîãíóòû â êîëåíÿõ, ñòîïû îáîïðèòå î êðîâàòü. Ðàçâîäèòå è ñâîäèòå êîëåíè 4-5 ðàç.

7. Èç èñõîäíîãî ïîëîæåíèÿ (ñì. ïóíêò 6) ïðèïîäíèìàéòå òàç. Îïîðà — íà çàòûëîê, ðóêè è ñòîïû. Âäîõ — èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ. Ïîâòîðÿåòñÿ 4-5 ðàç.

8. Ðèòìè÷íî äûøèòå 2-3 ðàçà. Âäîõ íà ñ÷åò 1-2-3 è âûäîõ íà ñ÷åò 4-5-6-7.

9. Èç ïîçèöèè ëåæà íà ñïèíå ïîâåðíèòåñü íà ïðàâûé áîê, ïåðåéäèòå â ïîëîæåíèå ñèäÿ (íîãè îïóùåíû). Ïîâòîðèòü 5-6 ðàç.

10. Íà÷èíàåì ñèäÿ. Äûõàíèå ãðóäíîå, ñðåäíåé ãëóáèíû, ïîâòîðÿåì 2-3 ðàçà.

11. Ðóêè ïðèëîæèòå ê ïëå÷àì — âäîõ. Îïóñêàåì îáðàòíî — âûäîõ. Ïîâòîðÿåì 5-6 ðàç.

12. Íà÷èíàåì ñòîÿ. Ïî-î÷åðåäè ñãèáàåì íîãè â êîëåíÿõ 3-4 ðàçà.

13. Íà÷íèòå ëåæà íà ñïèíå. Íîãè ñëåãëà ðàçâåäåíû, ìûøöû ðàññëàáëåíû. Äûøèì ïðîèçâîëüíî 5-6 ñåêóíä.

14. Ïî-î÷åðåäè îòâîäèì íîãè â ñòîðîíû (ñêîëüçÿ ïî ïîâåðõíîñòè êðîâàòè). Ïîâòîð 3-4 ðàçà êàæäîé íîãîé. Äûøèì ïðîèçâîëüíî, êàê âàì êîìôîðòíî.

15. Ïîä ðèòìè÷íûé ñ÷åò ïîâîðà÷èâàåì ðóêè ëàäîøêàìè ââåðõ, îäíîâðåìåííî ðàçâîäÿ ñòîïû. Çàòåì ïðèíèìàåì èñõîäíîå ïîëîæåíèå (ëåæà íà ñïèíå). Çàâåðøàåì êîìïëåêñ äûõàíèåì ñðåäíåé ãëóáèíû (2-3 âäîõà-âûäîõà).

Ëå÷åáíàÿ ãèìíàñòèêà ïðè õîëåöèñòèòå

1. Èñõîäíîå ïîëîæåíèå (È. ï.) — ëåæà íà ñïèíå. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è îäíîâðåìåííî ñîãíóòü ëåâóþ íîãó, ñêîëüçÿ ñòîïîé ïî ïîâåðõíîñòè, — âäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå —âûäîõ.

2. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ðóêè íà ïîÿñå. Ïðèïîäíÿòü ãîëîâó è ïëå÷è, ïîñìîòðåòü íà íîñêè — âûäîõ. Âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âäîõ.

3. È. ï. — ëåæà íà ñïèíå. Ëåâóþ ðóêó ïîëîæèòü íà ãðóäü, ïðàâóþ — íà æèâîò. Óïðàæíåíèå â äèàôðàãìàëüíîì äûõàíèè (ò. å. â äûõàíèè æèâîòîì). Ïðè âäîõå îáå ðóêè ïîäíèìàþòñÿ ââåðõ, ñëåäóÿ çà äâèæåíèåì ãðóäíîé êëåòêè è ïåðåäíåé ñòåíêè æèâîòà, ïðè âûäîõå — îïóñêàþòñÿ âíèç.

4. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó. Ëåâàÿ ðóêà âûïðÿìëåíà ââåðõ, ëåâàÿ íîãà ïîëóñîãíóòà. Ïîäíÿòü ïðàâóþ ðóêó ââåðõ — âäîõ, ñîãíóòü ïðàâóþ íîãó, ïðèæèìàÿ ïðàâîé ðóêîé êîëåíî ê ãðóäè, — âûäîõ.

5. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, ïîäíèìàÿ ïðàâóþ ðóêó è ïðàâóþ íîãó, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ íîãó è ðóêó, ïîäòÿíóòü êîëåíî ê æèâîòó, íàêëîíèòü ãîëîâó — âûäîõ.

6. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè ïðÿìóþ ïðàâóþ ðóêó ââåðõ è íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

7. È. ï. — ëåæà íà ëåâîì áîêó, îòâåñòè îáå íîãè íàçàä — âäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

8. È. ï. — ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ. Ïîäíèìàÿ ãîëîâó, ñäåëàòü âäîõ, ñêîëüçÿùèì äâèæåíèåì ïåðåäâèíóòü ïðàâóþ íîãó âïåðåä ìåæäó ðóêàìè — âûäîõ. Âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå è òî æå óïðàæíåíèå âûïîëíèòü äðóãîé íîãîé.

9. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïîäíÿòü ëåâóþ ïðÿìóþ ðóêó â ñòîðîíó è ââåðõ — âäîõ, âîçâðàò â èñõîäíîå ïîëîæåíèå — âûäîõ.

10. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ñäåëàòü âäîõ, ñãèáàÿ ðóêè, ëå÷ü íà æèâîò — âûäîõ, âåðíóòüñÿ â èñõîäíîå ïîëîæåíèå.

11. Ñòîÿ íà ÷åòâåðåíüêàõ, ïðîãíóòüñÿ â ïîÿñíè÷íîé îáëàñòè — âäîõ, îïóñòèòü ãîëîâó è âûãíóòü ñïèíó äóãîé —âûäîõ.

Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru

Источник