Противопоказания нагрузок при астме
ЛФК при бронхиальной астме позволяет улучшить состояние человека на любой стадии болезни. Умеренные физические нагрузки помогают предупредить частые приступы и положительно сказываются на общем состоянии организма. Если регулярно использовать специальные комплексы упражнений, можно не допустить дальнейшее прогрессирование заболевания. Также спорт или лечебная физкультура показаны для людей, состояние которых характеризуется как предасматическое. При правильном подходе к занятиям можно сохранить хорошее самочувствие на долгие годы.
Какая польза от физической нагрузки при астме?
Астма – это заболевание хронического типа, которое поражает дыхательные пути. Часто ему передует хронический бронхит, проявляющийся почти теми же симптомами. Основной признак астмы – наличие приступов удушья. Во время периодов обострения человек наблюдает нарушение дыхательной функции, что сопровождается кашлем, свистящими хрипами. При наступлении астматического приступа применяют специальные препараты, которые расширяют просвет бронхов. Также в составе комплексной терапии входят противовоспалительные средства, направлены на устранение очагов заболевания.
Для предупреждения всех негативных процессов при развитии астмы, которые несут потенциальную опасность для жизни человека, просто необходима лечебная гимнастика. При ее использовании легко достигнуть следующего:
- происходит восстановление нервной регуляции дыхательной функции, что ведет к снижению числа приступов;
- наблюдается расслабление многих мышц на теле – на шее, грудной клетке, затылке. Они часто напряжены из-за нарушения дыхательной функции;
- улучшается дренаж бронхов, что предупреждает скопление слизи в легких;
- нормализуется дыхание из-за развития подвижности грудной клетки;
- повышается выносливость, сила и общее развитие тела;
- нормализуется кровообращение, укрепляется сердечная мышца. Это позволяет урегулировать доставку необходимого объема кислорода ко всем тканям и внутренним органам;
- улучшается психоэмоциональное состояние человека.
Особенности ЛФК
Лечебная физкультура при бронхиальной астме показана в период ремиссии заболевания, когда отсутствуют частые приступы. Она включает в себя дыхательные упражнения, которые сочетаются с физической нагрузкой небольшой интенсивности. Их можно выполнять исключительно в тех случаях, когда у больного отсутствует недостаточность кровообращения. Также физиотерапия при бронхиальной астме противопоказана в таких случаях:
- тяжелое состояние больного, особенно при наличии сопутствующих патологий;
- при повышенном риске внутренних кровотечений;
- при развитии злокачественных процессов в любом органе или системе;
- повышенная температура тела;
- дыхательная недостаточность 3 стадии;
- если присутствует отдышка, при которой человек делает больше 25 вдохов за минуту;
- при наличии астмы физического напряжения необходимо исключить выполнение гимнастических и других упражнений, которые сопровождаются влиянием холодного воздуха на дыхательные пути. Также такой тип физиотерапии нужно использовать с осторожностью и при других формах заболевания;
- наличие острых болевых ощущений в любой части тела, которые не снижаются при уменьшении интенсивности нагрузки.
При подборе программы ЛФК необходимо учитывать возраст больного, его общее состояние и степень физического развития. Перед началом тренировок необходимо несколько дней уделить подготовительному этапу. В это время рекомендуется проверить физическое и эмоциональное состояние человека, что поможет подобрать оптимальные упражнения для достижения положительного результата.
Рекомендуемый комплекс упражнений
Для достижения стойкой ремиссии при бронхиальной астме рекомендуется использовать следующий комплекс упражнений:
- Дыхательная гимнастика. Выполняется стоя, руки свободно опущены вдоль туловища. На протяжении 30-40 сек. нужно глубоко дышать, постепенно сокращая промежуток между вдохом и выдохом. Также такая гимнастика производит еще лучший эффект, если во время выполнения упражнений произносить определенные звуки. Например, во время вдоха – «ж» или «ш», а выдоха – «о» или «а».
- Необходимо лечь на твердую поверхность, вытянуть конечности. На выдохе одну ногу нужно подтянуть к животу. При возврате в исходное положение совершается вдох.
- Исходное положение – сидя на стуле, руки свободно свисают вдоль туловища. На выдохе необходимо немного наклонить корпус в одну сторону. При этом рука должна скользить по ножке стула. При возврате в исходное положение выполняется вдох.
- Необходимо ровно стать, опираясь на спинку стула. На выдохе нужно медленно присесть, а на вдохе – вернуться в первоначальное положение.
- Человеку нужно прямо стать, руки опустить вдоль корпуса. На выдохе одну ногу приподнимают вверх. При помощи руки колено нужно подтянуть к животу. На вдохе нога опускается вниз.
- Нужно стать, расставить широко ноги, уложить руки на талию. На выдохе следует наклонить корпус вперед, а при вдохе вернуться в исходное положение.
Для улучшения состояния больного гимнастика должна проводиться на свежем воздухе или в комнате с открытой форточкой. Количество повторений зависит от физической выносливости человека (рекомендуется не меньше 5). Чтобы достигнуть положительного результата следует тренироваться ежедневно или делать перерыв в 1-2 суток. Лечебная гимнастика при бронхиальной астме не должна вызывать неприятных ощущений. При появлении кашля, першения в горле необходимо остановить занятие и продлить его после полной стабилизации состояния, но с меньшей нагрузкой.
Насколько полезен спорт для больных астмой?
Конькобежка Клаудиа Пехштайн делает ингаляцию прямо на стадионе
Можно ли заниматься спортом при наличии бронхиальной астмы? Мнения врачей на этот счет идентичны. Астма и спорт сочетаемы между собой, если правильно подойти к выбору типа физической нагрузки. Она должна приводить к улучшению дыхательной функции, укреплению всех мышц и нормализации общего обмена веществ в организме. Умеренные физические нагрузки способны подготовить тело человека к гипоксии, которая будет появляться во время приступов. Это позволит больному легче переносить все неприятные симптомы и быть менее подверженным влиянию негативных факторов внешней среды. Если регулярно заниматься спортом при астме, можно достигнуть стойкой ремиссии и забыть о частых приступах. Но начинать тренировки можно только при облегчении общего состояния, когда проявления заболевания минимальны.
При астме рекомендуется отдать предпочтение следующим видам спорта:
- плавание или аквааэробика;
- легкая атлетика или спортивная ходьба;
- командные игры – волейбол, баскетбол;
- танцы;
- аэробика;
- единоборства;
- велоспорт;
- теннис.
При выборе типа физической нагрузки при астме как для взрослого, так и для ребенка следует отдавать предпочтение той разновидности, которая развивает плечевой пояс, диафрагму, что облегчает дыхание. При тяжелом течении заболевания следует исключить чрезмерную активность и сосредоточиться на простых упражнениях. В этом случае подойдет пилатес, йога, боди-флекс и т. д. Перед занятиями в обязательном порядке следует проконсультироваться с врачом, что поможет исключить опасные для жизни и здоровья осложнения.
Please follow and like us:
Если вы смотрите соревнования с участием спортсменов мирового уровня, вы, возможно, замечали, как перед стартом кто-то делает вдох-другой из небольшой L-образной пластмассовой трубки. Это один из тех, кто преодолевает симптомы астмы, чтобы показать свой лучший результат.
Раз уж астма не мешает спортсменам-олимпийцам, то обычному человеку тем более не стоит волноваться. Занятия спортом полезны для всех, и при определенной осторожности и соблюдении указаний врача большинство больных астмой могут заниматься спортом не меньше, чем все остальные.
Более того, если у вас астма то с разрешения врача вам даже нужно заниматься спортом. В свое время большой резонанс вызвала статья в американском журнале The Physician and Sports Medicine, где говорилось, что при наличии медицинского контроля больные астмой могут заниматься спортом 4-5 раз в неделю, как и здоровые люди. Правильно спланированные и организованные тренировки могут улучшить работу легких, снизить частоту приступов и уменьшить потребность в медикаментах.
Во время занятий спортом при астме могут возникнуть три проблемы:
- Аллергены и загрязняющие вещества в воздухе будут затруднять дыхание.
- Физическая нагрузка может спровоцировать приступ астмы.
- Если в прошлом попытки заняться спортом заканчивались неудачно, то ваши мышцы и легкие могут оказаться детренированными, еще больше затруднив очередную попытку.
Однако не сдавайтесь, даже если такие проблемы возникнут. Справиться с ними можно, а спорт обязательно окажет благоприятное воздействие на вашу сердечно-сосудистую систему, улучшит ваш внешний вид и самочувствие, принесет другие положительные результаты.
Подумайте, какие спортивные занятия больше всего подойдут именно вам. Можно выбрать ходьбу, бег, велосипедные прогулки или командные игры, например, баскетбол. Может быть, выбрать спортивные игры с небольшими или, наоборот, большими перерывами между таймами, например, теннис или софтбол? Если ваши легкие и мышцы ослаблены, то лучше просто начать с ходьбы спокойным шагом или поднятия небольших тяжестей.
Для людей, страдающих аллергией на цветочную пыльцу и плесень, отличным выбором могут оказаться зимние виды спорта и прогулки в холодную погоду. Однако холодная погода может вызвать приступ астмы сама по себе. Если ваш организм именно так реагирует на холод, попробуйте прикрывать рот и нос шарфом, чтобы вдыхаемый воздух успел согреться.
Независимо от погодных условий запланируйте 10 -15-минутную разминку перед началом занятий и отведите еще 10 – 15 минут в конце, чтобы организм остыл после нагрузки. Разминка снижает вероятность возникновения приступа в начале тренировки.
Очень важно предварительно проконсультироваться с врачом и в дальнейшем соблюдать его рекомендации.
Обсудите с врачом:
- Какой вид спорта и упражнения выбрать.
- Какие предосторожности принимать при выполнении упражнений.
- Как отличить симптомы, вызванные аллергенами и загрязнениями в воздухе, от симптомов астмы, вызванных физической нагрузкой.
- Принимать или не принимать лекарства перед тренировкой.
- Как действовать при появлении симптомов во время тренировки.
- Стоит ли прерывать занятия при появлении симптомов.
- Применять ли во время занятий пневмотахометр и как часто.
- Как вести дневник и фиксировать упражнения, которые вы делаете, свои успехи, симптомы, лекарства и показания пневмотахометра.
Обязательно записывайте симптомы и частоту использования ингалятора о время занятий спортом. Это важно для вашей следующей беседы с врачом. Вместе с врачом вы сможете разработать программу занятий, которая позволит вам добиться хороших спортивных результатов и поддержать свою форму.
Ïðè÷èíû áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé. Âëèÿíèå àêòèâíîãî îáðàçà æèçíè íà óëó÷øåíèå òå÷åíèÿ áîëåçíè; ïðîòèâîïîêàçàíèÿ. Êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ: òåõíèêà, äëèòåëüíîñòü, äûõàíèå.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ðåêîìåíäàöèè ïî çàíÿòèÿì ôèçè÷åñêîé êóëüòóðîé ïðè áðîíõèàëüíîé àñòìå
Àñòìà — ñåðüåçíîå çàáîëåâàíèå, òðåáóþùåå ïîñòîÿííîãî ìåäèöèíñêîãî êîíòðîëÿ è ïîääåðæèâàþùåãî ëå÷åíèÿ. Àñòìà, êîòîðóþ ïðàâèëüíî ëå÷àò, õîðîøî êîíòðîëèðóåòñÿ è íå óãðîæàåò æèçíè. Âñòðåòèâ òàêîãî ÷åëîâåêà â ñïîðòçàëå èëè íà òåííèñíîì êîðòå, âû äàæå è íå çàïîäîçðèòå î åãî çàáîëåâàíèè. Àñòìà, êîòîðóþ íå ëå÷àò èëè ëå÷àò íåàäåêâàòíî, ïëîõî êîíòðîëèðóåòñÿ è ìîæåò çàêîí÷èòüñÿ òðàãåäèåé.  ýòîì ñëó÷àå åå ìîæíî óçíàòü âñåãäà: ïî ïëîõîé ïåðåíîñèìîñòè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, îäûøêå âîçíèêàþùåé ó ñîâñåì ìîëîäûõ ëþäåé äàæå ïðè ïîäúåìå íà 2-3-é ýòàæ ïî ëåñòíèöå. À â ñàìûõ çàïóùåííûõ ñëó÷àÿõ áîëåçíü âèäíà ïî ïðåðûâèñòîìó äûõàíèþ, áëåäíîñòè ëèöà è ñèíåâå ãóá. Êîíå÷íî, òàêîìó ÷åëîâåêó íàäî ïîñîâåòîâàòü ñíà÷àëà ñõîäèòü ê âðà÷ó è ïîäîáðàòü àäåêâàòíîå ëå÷åíèå, ïðåæäå ÷åì íà÷àòü çàíÿòèÿ ñïîðòîì. Ó çäîðîâîãî ÷åëîâåêà ïîñëå íàãðóçêè áðîíõè ðàñøèðÿþòñÿ.
Ó ïàöèåíòîâ ñ áðîíõèàëüíîé àñòìîé ôèçè÷åñêàÿ íàãðóçêà — õàðàêòåðíûé ñòèìóë, âûçûâàþùèé ïðèñòóï óäóøüÿ.  îñíîâå áðîíõîñïàçìà, âîçíèêàþùåãî ïðè ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå, ëåæèò ïîâûøåííàÿ ðåàêòèâíîñòü áðîíõîâ. ×àñòîå äûõàíèå ïðèâîäèò ê îõëàæäåíèþ è âûñóøèâàíèþ ñëèçèñòîé îáîëî÷êè äûõàòåëüíûõ ïóòåé. Ìíîãèå èñïûòûâàþò çàòðóäíåíèå äûõàíèÿ âî âðåìÿ çàíÿòèé ñïîðòîì, àêòèâíûõ èãð. Äëÿ òîãî, ÷òîáû èçáåæàòü ïîäîáíîé ñèòóàöèè, íåîáõîäèìî îáðàòèòüñÿ ê ñïîðòèâíîìó âðà÷ó, êîòîðûé ïîìîæåò îïðåäåëèòü òîò óðîâåíü è âèä ôèçè÷åñêîé íàãðóçêè, ïðè êîòîðîé áû íå âîçíèêàëî ïîäîáíûõ ïðîáëåì.
Áðîíõèàëüíàÿ àñòìà íå ÿâëÿåòñÿ ïðîòèâîïîêàçàíèåì ê çàíÿòèÿì ñïîðòîì, íàîáîðîò, àêòèâíûé îáðàç æèçíè ñïîñîáñòâóåò óëó÷øåíèþ òå÷åíèÿ áîëåçíè.
Ïðîòèâîïîêàçàíèÿ
Ìíîãèå áîëüíûå àñòìîé ÷àñòî çàäàþò âîïðîñ: «Ìîæíî ëè çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé èëè ëþáèòåëüñêèìè âèäàìè ñïîðòà?» Îäíîçíà÷íî íà ýòîò âîïðîñ îòâåòèòü íåëüçÿ. Íå ñëåäóåò, êîíå÷íî, èäòè íà òðåíèðîâêè, åñëè íà÷àëîñü îáîñòðåíèå çàáîëåâàíèÿ. Íåëüçÿ çàíèìàòüñÿ èíòåíñèâíûìè ôèçè÷åñêèìè óïðàæíåíèÿìè, åñëè ó âàñ âûÿâëåíû îñëîæíåíèÿ çàáîëåâàíèÿ: ëåãî÷íîå ñåðäöå ñ ïðèçíàêàìè íåäîñòàòî÷íîñòè êðîâîîáðàùåíèÿ, âûðàæåííàÿ ýìôèçåìà, ïíåâìîñêëåðîç, äûõàòåëüíàÿ íåäîñòàòî÷íîñòü.
Íî â òî æå âðåìÿ àáñîëþòíî íåîáõîäèìî ñ ïîìîùüþ ôèçè÷åñêèõ óïðàæíåíèé (êîíå÷íî, ïðàâèëüíî ïîäîáðàííûõ âðà÷îì ïî ËÔÊ), äàæå ñ ðàçâèâøèìèñÿ óæå îñëîæíåíèÿìè, ïîïûòàòüñÿ ìîáèëèçîâàòü è ðåàëèçîâàòü òå ðåçåðâû, êîòîðûå åùå åñòü â îðãàíèçìå. Íàêîïëåííûå íàóêîé íàáëþäåíèÿ ïîäòâåðæäàþò, ÷òî â íà÷àëüíîé ñòàäèè çàáîëåâàíèÿ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ëþáûìè âèäàìè ñïîðòà, äàæå íà ïðîôåññèîíàëüíîì óðîâíå.
 ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòñÿ òðåíèðîâêà, äîëæíû áûòü çàáëàãîâðåìåííî ïðîâåäåíû âëàæíàÿ óáîðêà è ïðîâåòðèâàíèå. Íåäîïóñòèìî íàëè÷èå àëëåðãåíîâ è ïûëè â ïîìåùåíèè, ãäå ïðîâîäèòüñÿ òðåíèðîâêà, îñîáåííî åñëè ÁÀ íîñèò àëëåðãè÷åñêèé õàðàêòåð. Ïðîòèâîïîêàçàíî çàíèìàòüñÿ íà óëèöå â íåáëàãîïðèÿòíûõ ïîãîäíûõ óñëîâèÿõ (ñëèøêîì õîëîäíàÿ ïîãîäà, äîæäü, âåòåð), òàê êàê ëþáîå ïåðåîõëàæäåíèå ìîæåò âûçâàòü ïðèñòóï óäóøüÿ. Ïðîòèâîïîêàçàíû ëþáûå ïåðåãðóçêè. Óïðàæíåíèÿ äîëæíû áûòü ïðåêðàùåíû, åñëè çàìå÷åíû ïåðâûå ïðèçíàêè ïðèñòóïà óäóøüÿ: íåðîâíîå äûõàíèå, ñïàçì, êàøåëü. Íå äîïóñòèìû èíòåíñèâíûé áåã, âûïîëíåíèå óïðàæíåíèé áåç ïåðåðûâà íà óñòàíîâëåíèå ñïîêîéíîãî äûõàíèÿ.
Ðåêîìåíäàöèè ïî òðåíèðîâêàì:
Òðåíèðóéòåñü, ïîñòåïåííî íàðàùèâàÿ ïðîäîëæèòåëüíîñòü íàãðóçêè äî òåõ ïîð, ïîêà íå ñìîæåòå âûïîëíÿòü å¸ äîñòàòî÷íî äîëãî áåç îäûøêè. Åñëè ïîÿâèëàñü îäûøêà, ÷óâñòâî íåõâàòêè âîçäóõà — ýòî çíà÷èò, ÷òî äîñòèãíóò ïðåäåë íàãðóçêè èëè íóæíî ñìåíèòü âèä ôèçè÷åñêîé àêòèâíîñòè. Åñëè ÷óâñòâóåòå, ÷òî íà÷èíàåòñÿ îäûøêà, ñäåëàéòå ïåðåðûâ â óïðàæíåíèÿõ. Ðåêîìåíäóåòñÿ óäîáíî ñåñòü, ïîëîæèòü ðóêè íà ñòîë, ìàêñèìàëüíî ðàññëàáèòü ìûøöû òóëîâèùà, íîã, äûøàòü ïîâåðõíîñòíî äëÿ òîãî, ÷òîáû ãëóáîêèé âäîõ íå ðàçäðàæàë íåðâíûå îêîí÷àíèÿ â áðîíõàõ è íå óñèëèâàë èõ ñïàçì. Íà 4-5 ñåê. âî âðåìÿ âûäîõà — çàäåðæàòü äûõàíèå. Ïðîäåëàéòå óïðàæíåíèÿ ïî äèàôðàãìàëüíîìó äûõàíèþ, ðåëàêñàöèè èëè äðóãèå äûõàòåëüíûå óïðàæíåíèÿ. Ïðè âûïîëíåíèè äûõàòåëüíûõ óïðàæíåíèé ñëåäóåò ðåãóëèðîâàòü ñîîòíîøåíèå ôàç äûõàíèÿ ñ ïîìîùüþ ñ÷åòà:
âäîõ — 1, 2;
âûäîõ — 3,4, 5, 6;
ïàóçà — 7, 8.
Ïðèìåðíûé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé, óëó÷øàþùèé äðåíàæ áðîíõîâ äëÿ ñàìîñòîÿòåëüíîãî èñïîëüçîâàíèÿ:
Ïåðåä âûïîëíåíèåì óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî â ïîëîæåíèè ñòîÿ ïîäñ÷èòàòü ÷àñòîòó ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé è ÷àñòîòó äûõàíèÿ: ïóëüñ çà 15 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 4) è ÷àñòîòó äûõàíèÿ çà 30 ñåêóíä (óìíîæèòü íà 2). Ïîñëå âûïîëíåíèÿ äàííîãî êîìïëåêñà ïóëüñ è ÷àñòîòà äûõàíèÿ íå äîëæíû óâåëè÷èòüñÿ áîëåå ÷åì íà 10-15%.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà 1-2. Âäîõ îáû÷íîé ãëóáèíû 3-4. Ïîëíûé âûäîõ. Çàòåì çàæàòü íîñ è çàäåðæàòü äûõàíèå.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè íà ãðóäíîé êëåòêå. Îòêàøëÿòüñÿ êîðîòêèìè òîë÷êàìè. Ìåæäó îòêàøëèâàíèÿìè äåëàòü ïàóçû 2-3 ðàçà. Êîíòðîëèðîâàòü íàëè÷èå ìîêðîòû. Ôèêñèðîâàòü ðóêàìè îòäåëû ãðóäíîé êëåòêè: âåðõíèé, ñðåäíèé, íèæíèé. áðîíõèàëüíûé àñòìà ôèçè÷åñêèé óïðàæíåíèå
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå 1-1,5 ìèí. Äëÿ êîíòðîëÿ îäíà ðóêà íà ãðóäè, äðóãàÿ íà æèâîòå.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Íà âûäîõå ïðîèçíîñèòü çâóêè «à», «î» èëè «è», «ó» ìàêñèìàëüíî äîëãî 2-3 ðàçà.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ïîäíÿòü ïëå÷è (âäîõ) 3. È.ï.* (âûäîõ) 4-6. Ïàóçà, ðàññëàáëåíèå. 3-5 ðàç.
1. Ðóêè ââåðõ (âäîõ). 2-8. È.ï. ñ ïðîèçíåñåíèåì çâóêà «õà». 3-5 ðàç.
1. Ðóêè â ñòîðîíû (âäîõ).
2. Ñîãíóòü íîãó. 3-6. Ïîäòÿíóòü åå ê ãðóäíîé êëåòêå (âûäîõ) 7-10 È.ï., ïàóçà, îòêàøëÿòüñÿ. 2-4 ðàçà Åñëè ìîêðîòû íåò, ñäåëàòü óäëèíåííûé âûäîõ.
«Îáëåã÷åííîå ïîëîæåíèå». Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ. 3-6. Âûäîõ. 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà, êèñòè ê ïëå÷àì 1-2. Ïîâîðîò òóëîâèùà íàïðàâî 3-4. È.ï. Çàòåì íàëåâî ïî 5-6 ðàç Äûõàíèå ïðîèçâîëüíîå.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Ðóêè ê ïîäìûøå÷íûì âïàäèíàì (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïåðåä, ðóêè ê ñòîïàì (âûäîõ) 5-7. Ïàóçà è ðàññëàáëåíèå — 8. È.ï. 4-6 ðàç.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà, íîãè ïðÿìûå Äèàôðàãìàëüíîå äûõàíèå: 1-2. Âäîõ, 3-6. Âûäîõ, 7-8. Ïàóçà. 1-1,5 ìèí. Òåìï ìåäëåííûé.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà 1-2. Êèñòè ê ïëå÷àì, ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 3-4. Íàêëîí òóëîâèùà âïðàâî, ïðàâàÿ ðóêà ê ïîëó (âûäîõ) 5-6. È.ï. Çàòåì âëåâî. Ïî 3-5 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Ìåæäó ïîâòîðåíèÿìè ïàóçà, ðàññëàáëåíèå ìûøö.
Ñèäÿ íà êðàþ ñòóëà. Ðóêè ñîãíóòü, ïàëüöû ñæàòü â êóëàêè 1. Ïðîãíóòüñÿ (âäîõ) 2. Ðåçêî ðàçîãíóòü ïðàâóþ ðóêó ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà âëåâî (âûäîõ) 3-4. È.ï. Òî æå ëåâîé ðóêîé. Ïî 5-10 ðàç êàæäîé ðóêîé.
Ñèäÿ, îïèðàÿñü íà ñïèíêó ñòóëà. Ñïîêîéíîå ïëàâíîå äûõàíèå, áåç çàäåðæåê. 20-30 ñåê. Òåìï ìåäëåííûé. Îáùåóêðåïëÿþùèé êîìïëåêñ óïðàæíåíèé ïðè ÁÀ:
* Ñòîÿ,1- -ðóêè â ñòîðîíû — âäîõ, 2-3 — ðàññëàáèòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé.
* Ñòîÿ ó ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêè, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ãðóäè. Ðóêó â ñòîðîíó — íàçàä ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, èñõîäíîå ïîëîæåíèå, âûäîõ. Ïîâòîðèòü 8-10 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.
* Òî æå. Ïîëíîå äûõàíèå 4-5 ðàç.  àêòå äûõàíèÿ ïðèíèìàþò ó÷àñòèå äèàôðàãìà è ãðóäíàÿ êëåòêà.
* Ñòîÿ áîêîì ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå: 1-ðóêà äóãîé ÷åðåç ñòîðîíó ââåðõ — âäîõ, 2-3- íàêëîí â ñòîðîíó — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó Òåìï ìåäëåííûé.
* Ñòîÿ ñïèíîé ê ãèìíàñòè÷åñêîé ñòåíêå, ðóêè íà ðåéêå íà óðîâíå ïîÿñà 1-2-ïðîãíóòüñÿ, ãîëîâó íàçàä — âäîõ, 3-4- âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ñðåäíèé.
* Ñòîÿ, â ðóêàõ âîëåéáîëüíûé ìÿ÷. Áðîñêè ìÿ÷à îò ãðóäè 8-10 ðàç. Áðîñàòü ìÿ÷ íà âûäîõå.
* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à îäíîé ðóêîé îò ïëå÷à 6-8 ðàç êàæäîé ðóêîé. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå ïîî÷åðåäíî êàæäîé ðóêîé.
* Òî æå. Áðîñêè ìÿ÷à èç-çà ãîëîâû 8-10 ðàç. Áðîñêè äåëàòü íà âûäîõå. Îñíîâíàÿ ñòîéêà: ðóêè â ñòîðîíû — âíèç, ëîêòè íàçàä — âäîõ, îïóñòèòü ðóêè è ãîëîâó, ïîòðÿñòè ðóêàìè — âûäîõ 4-6 ðàç. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.
* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè ïåðåä ãðóäüþ 1-ðóêè â ñòîðîíû ñ ïîâîðîòîì òóëîâèùà — âäîõ, 2 -è.ï. — âûäîõ 6-8 ðàç Äâèæåíèÿ âûïîëíÿòü ïîî÷åðåäíî â êàæäóþ ñòîðîíó.
* Ñòîÿ, ðóêè ê ïëå÷àì. 1-2-ïðàâóþ ðóêó è ëåâóþ íîãó â ñòîðîíû — âäîõ, 3-4 — âûäîõ, ïî 6-8 ðàç â êàæäóþ ñòîðîíó. Òåìï ñðåäíèé.
* Ñòîÿ. Õîäüáà íà ìåäëåííîì òåìïå 1-2 ìèí. Äûõàíèå ñâîáîäíîå.
* Ñòîÿ, íîãè âðîçü, ðóêè íà ïîÿñå 1-2 — ëîêòè íàçàä, ïðîãíóòüñÿ — âäîõ, 3-4-5-6 — ëîêòè âïåðåä, ãîëîâó îïóñòèòü — âûäîõ. Ïîâòîðèòü 4-6 ðàç. Òåìï ìåäëåííûé. Íà âûäîõå ðàññëàáëÿòü ïîÿñ âåðõíèõ êîíå÷íîñòåé.
* Ñòîÿ, ïðàâóþ ðóêó íà ãðóäü, ëåâóþ íà æèâîò. Ïîëíîå äûõàíèå 4-6 ðàç. Íà âûäîõå áðþøíóþ ñòåíêó âòÿãèâàòü.
Åñëè îäûøêà ïîÿâëÿåòñÿ òîëüêî ïðè áûñòðîì ïîäúåìå ïî ëåñòíèöå èëè ìåäëåííîì áåãå, áûñòðî èñ÷åçàåò ïîñëå ïðåêðàùåíèÿ íàãðóçêè, ëåãî÷íûé ïðîöåññ íàõîäèòñÿ â ôàçå ðåìèññèè, âåíòèëÿöèîííîé íåäîñòàòî÷íîñòè íåò èëè èìåþòñÿ íåçíà÷èòåëüíûå èçìåíåíèÿ îòäåëüíûõ ñïèðîãðàôè÷åñêèõ ïîêàçàòåëåé, òî ðåêîìåíäóþòñÿ âåëîòðåíèðîâêè, ëåãêèé áåã, ïëàâàíèå.
Õîäüáà
Îáùåäîñòóïíûì ñïîñîáîì òðåíèðîâêè ÿâëÿåòñÿ õîäüáà ïî ëåñòíèöå. Áîëüíûì ÁÀ ñ ÷åòâåðòîé ñòåïåíüþ äâèãàòåëüíûõ âîçìîæíîñòåé íàçíà÷àåòñÿ òåìï — íà ïîäúåìå 50—60 ñòóï/ìèí, à ïðè ñïóñêå — 110—120 ñòóï/ìèí. Ïðîäîëæèòåëüíîñòü êàæäîé òðåíèðîâêè äî 30 ìèí.
Ïëàâàíèå
Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ ñòèëåì áðàññ. Êàæäàÿ òðåíèðîâêà ñîñòîèò èç 3—5-ìèíóòíîãî ïîäãîòîâèòåëüíîãî ïåðèîäà (âûïîëíÿþòñÿ â âîäå ãèìíàñòè÷åñêèå óïðàæíåíèÿ è «ïëàâàíèå» íà ìåñòå), îñíîâíîãî è çàêëþ÷èòåëüíîãî (ìåäëåííîå ïëàâàíèå â òå÷åíèå 3 ìèí) ïåðèîäîâ. Ïëàâàíèå ïðîâîäèòñÿ èíòåðâàëüíûì ìåòîäîì.
Áåã
 ïåðâîé ïîëîâèíå òðåíèðóþùåãî êóðñà ðåêîìåíäóåòñÿ áåã íà ìåñòå â òåìïå 150—160 øàãîâ/ìèí. Åñëè Ò×ÑÑ (òðåíèðîâî÷íàÿ ÷àñòîòà ñåðäå÷íûõ ñîêðàùåíèé) íå äîñòèãàåò çàäàííîé âåëè÷èíû (ðàññ÷èòàòü ñâîþ Ò×ÑÑ âû ìîæåòå â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à), òî òåìï óâåëè÷èâàþò äî 170—180 øàãîâ/ìèí.  ïîñëåäóþùåì èñïîëüçóåòñÿ áåã òðóñöîé ïî ðîâíîé ìåñòíîñòè ñî ñêîðîñòüþ íå áîëåå 7—8 êì/÷, íî íàèáîëåå îïòèìàëüíûì è äîñòîâåðíûì îðèåíòèðîì, âûïîëíÿåìîé íàãðóçêè áóäåò — îòñëåæèâàíèå ñâîåé Ò×ÑÑ âî âðåìÿ íàãðóçêè, ñ ïîìîùüþ ìîíèòîðà ×ÑÑ «Polar».
Áëî÷íûå òðåíàæåðû è óïðàæíåíèÿ ñ îòÿãîùåíèÿìè
Ïðè âûïîëíåíèè óïðàæíåíèé íåîáõîäèìî ñëåäèòü çà ïðàâèëüíûì äûõàíèåì. Íàèáîëåå áëàãîïðèÿòíîå âîçäåéñòâèå îêàçûâàþò óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå äûõàòåëüíîé ìóñêóëàòóðû: ïóëîâåð, ðàçâåäåíèå ãàíòåëåé ëåæà, òðåíàæåð «áàáî÷êà», êðîññîâåð, ïîäòÿãèâàíèÿ íà ïåðåêëàäèíå, òÿãà áëîêà çà ãîëîâó; óïðàæíåíèÿ íà ðàçâèòèå áðþøíîãî ïðåññà: ðàçëè÷íîãî ðîäà ñêðó÷èâàíèÿ. (Òåõíèêó âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé, ïðàâèëüíîå äûõàíèå âî âðåìÿ âûïîëíåíèÿ óïðàæíåíèé âû ìîæåòå óçíàòü ó èíñòðóêòîðîâ òðåíàæåðíîãî çàëà èëè â êàáèíåòå ñïîðòèâíîãî âðà÷à).
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…