Противопоказания поездки на самолете
Запрет на полёт от врача могут получить те, кому по состоянию здоровья совсем нельзя летать на самолёте, или есть какие-либо ограничения. Перелёт на самолёте, к сожалению, доступен не всем, и иногда безопаснее воспользоваться услугами другого вида транспорта. В отдельных случаях авиаперелёт может сказаться на безопасности окружающих пассажиров, о чём заранее должен побеспокоиться авиаперевозчик.
Как авиаперелет влияет на организм человека?
За скорость передвижения приходится заплатить не только наличными, но и собственным комфортом, состоянием организма. Даже здоровый человек может почувствовать недомогание, взлетая, находясь в воздухе или уже после посадки.
Полёты влияют на:
- сердечно-сосудистую систему. Перегрузки во время полёта и разреженный воздух за бортом, сглаживаются специальными системами, которыми оборудуются самолёты. Но полностью устранить влияние перепадов высот пока невозможно;
- нервную систему. Большое скопление народа, волнение во время взлёта и посадки ведут к стрессу, который отнимает много энергии;
- состояние кожи и слизистых. В самолёте пассажиры испытывают на себе влияние низкой влажности воздуха. Сохнут губы, внутренняя поверхность носа, поверхность глаз, кожа рук;
- общее физическое состояние организма. Пассажир чувствует усталость и даже разбитость из-за влияния авиаперелёта. Разное давление внутри лайнера и снаружи, долгая сидячая поза без возможности нормально размяться, монотонный гул полёта — факторы, угнетающие организм. При взлёте и посадке у многих закладывает уши, что сказывается на дальнейшем состоянии: «тяжёлая голова», боль вплоть до мигрени, непреодолимое желание спать.
При каких болезнях летать на самолете противопоказано?
Даже здоровые люди испытывают трудности при перелёте, а пассажиры с отклонениями в физическом состоянии зачастую очень рискуют, садясь в самолёт. При некоторых состояниях существует запрет на полёты.
С данными заболеваниями людям нельзя летать на самолете даже с сопровождением:
- заболевания сосудов: тромбозы глубоких вен, высокое внутричерепное давление, тромбофлебит;
- заболевания дыхательных органов: астма в стадии обострения, пневмония, лёгочная гипертензия и другие;
- инфекционные заболевания крови, лёгких, желудка, кожи в стадии обострения. Этот пункт — забота не столько о самом пациенте, сколько об окружающих пассажирах. Многие острые инфекции легко передаются воздушно-капельным путём. В условиях замкнутого пространства самолёта обязательно произойдёт заражение;
- психиатрические болезни, при которых пассажир может начать непредсказуемо вести себя в салоне лайнера и представлять угрозу окружающим и себе.
Список тех, кому нельзя летать, дополняется беременными женщинами на сроке после 36 недель, младенцами меньше трёх дней от роду. Эти группы лиц допускаются только на борт спасательного самолёта и только в сопровождении врачей. Для полёта необходимы серьёзные медицинские показания.
Заболевания, при которых нужно соблюдать особую осторожность
Списка болезней, ставящих полёт под вопросом, нет. Любые патологические состояния кровеносной системы, сердца, органов дыхания и перенесённые инфекции требуют предварительной консультации с врачом.
Нельзя летать людям, перенёсшим хирургическое вмешательство в грудную клетку или пневмоторакс менее чем три недели назад. Даже если прошло больше трёх недель, лучше заранее поговорить с врачом и получить одобрение на полёт.
Тем, кто погружался с аквалангом, перед полётом нужно выждать как минимум сутки, чтобы лёгкие оправились от полученной нагрузки.
Если будущий пассажир недавно перенёс инфекцию, он должен пройти карантин от нескольких дней до нескольких недель после выздоровления, прежде чем садиться на борт самолёта.
Можно ли летать на самолете после инсульта?
Консультация специалиста обязательна тем, кто перенёс в прошлом хотя бы один инсульт. Срок давности случая — 5 лет и меньше. Полёт может спровоцировать возвращение патологического состояния и поставить под угрозу жизнь пассажира. Тем, у кого последний инсульт произошёл больше 5 лет назад, и никаких проблем с сосудами за этот период не возникало, летать разрешено без консультаций.
Можно ли гипертоникам летать на самолёте?
Диагностированная гипертония не считается прямым противопоказанием к полёту. Лучше проконсультироваться у кардиолога, а также запастись необходимыми препаратами, снижающими давление. Если в анамнезе есть инфаркт миокарда, жизнеугрожающие состояния сосудов, лучше перед покупкой билетов пройти обследование сердца и сосудов, чтобы оценить их работоспособность и риски.
Подготовиться к полёту следует тем, кто часто испытывает:
- мигрени;
- одышку;
- спазмы сосудов и тахикардию;
- стенокардию;
- проблемы со свёртываемостью крови.
Набор высоты, длительная обездвиженность и спуск могут спровоцировать приступ. Тем же, кто, кроме высокого давления, не имеет больше никаких сопутствующих болезней, полёт разрешён.
Аэрофобия
Следует отличать настоящую фобию от дискомфорта при полете. Страхи, связанные с полётом, действиями экипажа и наземных диспетчеров, погодными условиями и прочими моментами, поддаются контролю. Если человеку предстоит лететь, а он боится, стоит воспользоваться разными способами: пообщаться с психологом, поговорить с друзьями, взять с собой на борт талисман, выпить успокоительное, попытаться расставить приоритеты и так далее.
Аэрофобия, клаустрофобия — неконтролируемые состояния психики, при которых полёт или запрещён, или разрешён только с сопровождением. Тем, кто не может совладать со страхом высоты, замкнутого пространства и самолётов, рекомендуется выбрать другой способ передвижения.
Потенциальные проблемы со здоровьем во время полета
Зная специфику путешествий по воздуху, можно предугадать возможные проблемы и подготовиться к ним заранее.
- обезвоживание — частый спутник длительных перелётов. Чтобы избежать дискомфорта кожи, воспользуйтесь перед полётом кремом. Тетрациклиновая мазь в нос не только избавит от сухости слизистой, но и защитит от бактерий соседних пассажиров. Если есть возможность, наденьте вместо контактных линз очки, чтобы не нагружать оболочку глаз;
- проблемы с кровообращением. Сюда можно отнести проявления настораживающих симптомов: боль в ногах, их отёчность, онемение конечностей, носовые кровотечения, сильные головокружения, боль в ушах;
- проблемы с дыханием: внезапная одышка, головокружения, ощущение нехватки воздуха, панические атаки и так далее;
- психологические проблемы: агрессия, страх, тремор и другие неврологические проявления стресса.
Если вы предполагаете, что в полёте могут возникнуть проблемы, лучше не отправляться в путешествие без сопровождения. Если сидящий рядом человек имеет медицинское образование — это прекрасно. Но можно просто объяснить сопутешественнику, как оказать помощь прямо на борту при возникновении нестандартной ситуации, и она, скорее всего, не возникнет. Спокойствие — главный козырь в борьбе с патологическими состояниями при перелёте.
Как подготовиться к перелету, если лететь необходимо?
Нередко возникает необходимость лететь во что бы то ни стало. Первое правило при любых сомнениях нужна консультация. Лечащий врач объяснит особенности течения вашего заболевания, возможные трудности в полёте и способы справиться с ними:
- избежать отёков и снизить нагрузку на сосуды конечностей поможет компрессионное бельё, удобная сменная обувь для перелёта;
- не допустить проблем с сердечной мышцей и повышение давления поможет соблюдение режима питья (лучше выпить несколько стаканов воды перед полётом и в течение путешествия пить не менее одного стакана в час);
- нагрузку на физическое состояние уменьшит подготовка к смене часовых поясов. От заложенности ушей одних спасает леденец во рту, а других — открыть рот во время взлёта и снижения. Таким образом, давление с обеих сторон барабанной перепонки выравнивается, и заложенности не происходит;
- предотвратить проблемы с сердцем помогут принятые заблаговременно Валидол или Корвалол — привычное вам разрешённое лекарство;
- чтобы легче справиться со стрессом, за несколько дней до полёта можно попить лёгкие седативные средства: Тенотен, валериана, пустырник, Новопассит;
- в путь возьмите с собой подушку под шею, и не забывайте прогуливаться по коридору самолёта минимум раз в полчаса.
Полёт на самолёте — это стресс для организма и проверка работы всех его систем. Справиться с ними поможет подготовка, которую лучше начать за несколько дней до вылета. Людям с серьёзными проблемами — заболеваниями сердца, сосудов, лёгких, нервными расстройствами — бывает запрещено летать. Лучше получить разрешение и рекомендации у лечащего врача. Если ожидается длительный перелёт, бывает удобно разбить его на несколько, чтобы дать организму возможность отдохнуть от скованной обстановки лайнера.
Пора отпусков нередко омрачается проблемами, которые накатывают с совершенно неожиданной стороны. И сразу, как только вы отправитесь на отдых. То есть, в самолете.
ЧЕМ ПЕРЕЛЕТЫ ОПАСНЫ?
Уже на высоте 3000 метров атмосферное давление начинает падать, снижается концентрация кислорода. А если самолет набирает высоту до 11000 метров, то поступление кислорода в кровь вообще становится критически низким. Такие перепады неприятны даже совершенно здоровым людям, что уж говорить о тех, кто нездоров.
Кто в зоне риска: люди с проблемами сердца и сосудистыми заболеваниями,особенно гипертоники и кто недавно перенес операцию или инфаркт миокарда.
Плохо и то, что пассажиры во время длительных перелетов находятся в сидячем положении, это вызывает застой крови в венах, ведет к тромбозу. А у людей с серьезными проблемами от перепадов давления тромб может вовсе оторваться.
Кто в зоне риска: у кого в анамнезе значится тромбообразование.
И вдобавок ко всему, воздух в салоне самолета из-за постоянной работы систем кондиционирования становится очень сухим, это пагубно влияет на дыхательную систему. От обезвоживания страдает кожа.
Кто в зоне риска: люди с респираторными заболеваниями, болезнями органов дыхания. У страдающих астмой, бронхитом и заболеваниями глаз может серьезно ухудшиться состояние.
КОМУ ЕЩЕ ЛЕТАТЬ ОПАСНО?
Беременным. Особенно в первом триместре и на самых последних сроках. А также в первую неделю после родов. Оптимальное время для путешествия для беременных — это второй и начало третьего триместра беременности.
Младенцы в возрасте до 7 дней также не должны находиться в самолете.
Аквалангистам и вообще отдыхающим, любящим попрактиковать спуск на дно с аквалангом или маской – после этого нужно выждать как минимум сутки. Во время погружения организм испытывает сильный стресс из-за смены давления на глубине, и ему требуется время на восстановление.
Кому еще стоит быть осторожнее с перелетами? Людям с аневризмой аорты. Принимающим гормональные препараты (некоторые группы гормонов могут влиять на сердечно-сосудистую систему). Людям с нарушением циркуляции крови. У кого повышенное внутричерепное давление, легочная гипертензия.
И ЧТО ТЕПЕРЬ ДЕЛАТЬ, СОВСЕМ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ОТПУСКА?
Зачем же, просто ответственно отнеситесь к предстоящему полету: заранее приготовьте лекарства в дорогу, проконсультируйтесь со своим лечащим врачом и прочитайте советы ниже.
Людям с сердечно-сосудистыми проблемами стоит перед заказом билетов уточнить, есть ли в салоне самолета ингалятор кислорода или, проще, кислородная подушка. Если нет, то перед дорогой купите себе в аптеке кислородный коктейль и потягивайте его во время полета.
Перед взлетом положите таблетку валидола под язык и рассасывайте неспешно в пути. А когда стюардесса объявит о том, что самолет начинает снижение, примите еще одну валидолинку.
Страдающим приступами стенокардии рекомендуется принять 70 мг аспирина и 1 таблетку нитроглицерина, это предупредит возможный сердечный приступ.
Людям со страхом полета перед дорогой стоит выпить коктейль из 40 капель валерианы, пустырника или корвалола. Это уменьшит учащенное сердцебиение и успокоит нервишки.
Людям с сосудистыми проблемами и варикозом нужно стараться избегать пережима сосудов: не класть ногу на ногу, не держать их в согнутом состоянии длительное время, не подкладывать их под себя. Лучше почаще шевелите ими, сидите с вытянутыми ногами, старайтесь каждые полчаса пройтись по салону.
И по возможности выбирайте место у прохода. Так вы сможете вытянуть ноги и вставать, когда пожелаете, не беспокоя сидящих рядом людей.
Людям с проблемами сосудов и тромбов стоит во время пути пить больше жидкости, только не кофе, колу или алкоголь – в идеале чистую негазированную воду.
Чтобы избежать обезвоживания кожи, захватите в полет термальную воду и время от времени опрыскивайте лицо. Что касается крема, то перед дорогой отдайте лучше предпочтение увлажняющему, а не питательному (который сильно утяжелит кожу при летных нагрузках).
Тем, кто страдает проблемами дыхания, нужно взять в дорогу сосудосуживающие капли (нафазолин, галазолин и прочие).
Если в полете почувствуете головокружение, сфокусируйте взгляд на каком-нибудь неподвижном предмете, например, на откидном столике перед вами.
Если заложило уши, попробуйте сильно позевать. Или зажмите нос и несколько раз сглотните.
Постарайтесь в дороге обойтись без контактных линз, замените их очками. Это позволит устранить возможные неприятные ощущения.
Если чувствуете, что становится плохо, сразу позовите стюардессу, или скажите соседу, что вам нехорошо, назовите ему свое хроническое заболевание, чтобы окружающие знали, как действовать, если вы отключитесь.
КАК В ДОРОГЕ РАЗМЯТЬСЯ?
Инструктор йога-центра «Просветление» Виктория Бегунова рассказала «Комсомолке» об упражнениях для правильного дыхания, восстановления кровообращения и расслабления, которые можно выполнять в полете, не вставая с кресла. Распечатайте их и возьмите с собой в дорогу! Дальше…
КАК ОБЛЕГЧИТЬ ПОЛЕТ С МЛАДЕНЦЕМ?
До того, как ребенку исполнится год, полетов лучше вообще избегать. Но если все-таки возникла такая необходимость, готовьтесь основательно!
Заранее уточните, предоставляет ли авиакомпания детскую люльку, большинство перевозчиков имеют такой сервис.
То же касается детского питания для грудных младенцев. Только заказ специального питания нужно делать заранее, минимально за 36 часов до вылета.
Место выбирайте ближе к хвосту, там, как правило, подлокотники поднимаются, вам будет удобнее расположиться.
Просите, чтобы кресло дали у прохода – если ребенок будет плакать или потребуется поменять подгузник, вы сможете вставать без проблем, не мешая соседям.
Кстати, о подгузниках. Их нужно поменять прямо перед перелетом, а во время полета это можно сделать в туалете — почти во всех самолетах там есть специальный откидывающийся столик.
Во время взлета и снижения самолета у младенца может появиться боль в ушах и заложенность носа. Поэтому перед взлетом нужно обязательно удалить слизь с помощью ватных тампонов и закапать ему в нос сосудосуживающие капли.
Снизить заложенность детских ушек поможет питье из бутылочки через соску.
Не кормите ребенка слишком плотно перед полетом. Да и во время тоже. А вот давать пить – обязательно. Из-за очень сухого воздуха и для поддержания водного баланса организму требуется жидкость.
Во время полета на большой высоте ножки ребенка могут отекать, поэтому обувь в самолете лучше снять.
НА ЗАМЕТКУ
Думаете, что в отпуск летите с детьми и любимым мужчиной? Еще и с миллиардами микробов и бактерий! Вместо лишнего купальника и пары босоножек возьмите с собой на курорт двойной запас антибактериальных салфеток и геля. Потому как даже в самых хороших самолетах живут и отлично себя чувствуют микробы и бактерии. Ужас-ужас-ужас? Да вовсе нет. Просто надо знать самые грязные места.
На борту воздушного судна человек сталкивается с непривычными для него условиями: перепадами атмосферного давления, обезвоживанием, многочасовым пребыванием в одном положении, радиацией. Часто нарушается режим отдыха, возникает дополнительный риск инфекций. Все эти факторы негативно сказываются на состоянии здоровья. Разберем, на что они влияют и как себя обезопасить.
Имеет ли значение количество перелетов?
Да. Несколько перелетов в год не навредят и могут вызывать лишь краткосрочный дискомфорт. Но если вам приходится летать больше двух раз в месяц, постарайтесь внимательнее следить за здоровьем и разобраться в рисках, которые могут вас сопровождать.
Перепады атмосферного давления
Пассажирские самолеты летают на высоте от 9 до 12 тысяч метров, где атмосферное давление колеблется от 170 до 250 мм. рт. ст., вместо привычных 740-760 мм. рт. ст. Давление в авиалайнере поддерживается искусственно на уровне нижней границы комфортного для человека — 600-650 мм. рт. ст. Это соизмеримо с условиями в горах до 2000 метров над уровнем моря.
В таких условиях давление извне ниже привычного, сосуды расширяются, снижается сопротивление току крови. Это приводит к замедлению кровотока, тромбоциты начинают «цепляться» за стенки сосудов, друг за друга и могут формировать тромбы. Это особенно опасно для людей, которые перенесли инфаркт, инсульт или операции менее, чем за две недели до полета — им летать противопоказано. Также из-за повышенного риска тромбообразования в группу риска попадают люди с неконтролируемой аритмией, нестабильной стенокардией, сердечной недостаточностью и варикозом. Если у вас есть какое-то из этих заболеваний и вам предстоит перелет, проконсультируйтесь с терапевтом или кардиологом — возможно он посоветует дополнительный прием препаратов.
Ещё снижение атмосферного давления приводит к снижению парциального давления кислорода в крови и гипоксии, что в свою очередь может сопровождаться головокружением, тошнотой, слабостью. Поэтому людям с тяжелой анемией перелет может быть противопоказан.
Барометрические колебания во время взлёта и посадки, рёв турбин, недостаток кислорода и затекание шеи могут спровоцировать приступ острой головной боли: полётную мигрень. Чтобы этого не допустить, используйте ортопедическую подушку-бублик с эффектом «памяти», пейте больше жидкости, разминайте мышцы шеи хотя бы раз в час, используйте силиконовые затычки для ушей, чтобы снизить влияние перепадов давления, держите под рукой обезболивающее.
Во время набора или снижения высоты часто закладывает уши, этому есть объяснение. Барабанная перепонка разделяет внешний слуховой ход и полость внутреннего уха. При изменении атмосферного давления в наружном слуховом ходе она напрягается и перестаёт реагировать на звуковые колебания, это и ощущается как «закладывание уха». Затем через нос или открытый рот давление выравнивается с помощью воздуха, который попадает в Евстахиеву трубу — канал, который соединяет полость внутреннего уха и носоглотки, и слух восстанавливается.
Во время насморка или воспалительных заболеваний горла слуховая труба отекает и «выключается» из этого процесса, равновесие не восстанавливается и возникает острая боль вплоть до разрыва барабанной перепонки.
Чтобы этого избежать, старайтесь не летать с насморком или во время простуды. Если это неизбежно — пользуйтесь сосудосуживающими каплями до и во время полёта, старайтесь постоянно глотать или просто держать рот открытым — это помогает снять блок и выровнять барометрическое давление. Если после перелета боль в ухе сохраняется больше 2-х дней — проконсультируйтесь с ЛОР-ом.
Сухость воздуха и обезвоживание
Микроклимат внутри салона поддерживается искусственно: воздух насыщается кислородом, очищается с помощью фильтров и обновляется с помощью вентиляционной системы, в связи с чем получается излишне сухим. Поэтому во время полета организм теряет примерно 1 стакан воды в час. Это приводит к пересушиванию кожи, сгущению крови и дополнительной нагрузке на сердце и сосуды, что может быть опасно для людей с варикозом и заболеваниями сердечно-сосудистой системы.
Чтобы себя обезопасить, пейте примерно по стакану воды, чая или томатного сока в час. Избегайте алкоголя и сладких напитков — они приводят к дополнительному обезвоживанию. Для кожи используйте увлажняющий крем. Если у вас есть хронические заболевания сердца или сосудов, проконсультируйтесь с кардиологом или терапевтом, возможно он назначит дополнительный прием препаратов или порекомендует лететь в компрессионном белье. В первые сутки после перелёта внимательно следите за своим состоянием.
Скованность движений
В положении сидя сосуды ног сдавливаются и нарушается венозный отток из нижних конечностей. В результате замедляется кровоток и ноги отекают.
Если вам предстоит длительный перелет, наденьте удобную обувь и компрессионное белье. Обувь снимите сразу после взлета и при возможности смените на удобные тапочки, старайтесь периодически разминать ноги и при возможности ходить по салону.
Для людей с варикозом это дополнительная нагрузка и фактор риска для образования тромбов. Боятся не нужно, но если вы болеете этим недугом, проконсультируйтесь с врачом, возможно, он назначит дополнительное УЗИ сосудов, чтобы минимизировать риски, или прием препаратов разжижающих кровь.
Как видите, обезвоживание, гиподинамия и перепады атмосферного давления — опасное сочетание факторов, которые в первую очередь влияют на сердечно-сосудистую систему, поскольку могут способствовать тромбообразованию. А это в свою очередь опасно возникновением инсульта или инфаркта. Если перелеты — часть вашей жизни, соблюдайте простые правила безопасности во время полёта, внимательно следите за артериальным давлением, не игнорируйте профилактические осмотры и прием необходимых лекарств.
Радиация
На высоте полета атмосфера тоньше, а уровень космической и солнечной радиации выше. Человек летающий 10-12 раз в год на расстояние равное примерно 5 часам полета, получает дозу облучения примерно в 480 мкЗв, тогда как во время рентгеновского исследования всего 200 мкЗв. Международная комиссия по радиологической защите считает допустимой дозу облучения до 1000 мкЗв в год. Поэтому, перелеты до двух раз в месяц относительно безопасны с точки зрения влияния радиации. Но если они — часть вашей работы, риски значительно возрастают.
Американские ученые из Калифорнийского университета в Сан-Франциско провели мета-анализ 19 исследований, и обнаружили, что женщины и мужчины в летных экипажах США имеют более высокие показатели возникновения многих видов рака по сравнению с общей популяцией. Чаще всего среди них встречаются рак молочной железы, шейки матки, кожи, щитовидной железы, желудка и кишечника. Нельзя сказать, что во всем виновата исключительно радиация, поскольку кроме неё экипаж воздушного судна подвержен дополнительным стрессам, недосыпанию и другим известным факторам, которые могут провоцировать развитие онкологических заболеваний.
Чтобы себя обезопасить, старайтесь по возможности минимизировать количество дальних рейсов на больших высотах и маршрутов, которые пролегают через полюсы. Старайтесь лучше высыпаться, поддерживать нормальный вес, заниматься спортом, не употребляйте алкоголь или хотя бы придерживайтесь его относительной нормы.
Если в семье есть случаи рака молочной железы или меланомы, можно сдать генетический тест, который поможет определить, относитесь ли вы к группе риска по этим заболеваниям. Кормление грудью также снижает риск развития рака груди.
Чтобы защититься от рака кожи, старайтесь меньше загорать и используйте солнцезащитный крем. Раз в год проводите самостоятельный осмотр родинок: обращайте особое внимание на размеры больше 6 мм в диаметре, асимметрию, изменение цвета, неровность краев. Если что-то насторожило, проконсультируйтесь с дерматологом.
Шум
Работа в авиации связана с воздействием шума и, соответственно, риском снижения слуха. По приблизительным оценкам, на взлёте шум достигает 65 дБ, во время полёта — 80–85 дБ, при приземлении — 75–80 дБ. Опасным считается воздействие 85 дБ в течение 8 часов или больше.
Если вы член воздушного экипажа, постарайтесь реже находиться в самых шумных зонах самолёта: в хвосте, около и позади двигателей.
Режим
Частые дальние, перелеты, как правило, сопровождаются сменой часовых поясов, нарушением режима сна и отдыха. Это приводит к изменениям в работе гормонов и расстройствам нервной системы. У женщин часто нарушается менструальный цикл, могут возникать проблемы с зачатием.
Чтобы снизить влияние этого фактора, старайтесь сохранять режим сна и отдыха, когда это возможно: ложитесь и засыпайте в одно и то же время, сделайте комнату для сна тихой и темной, а воздух слегка прохладным. За 1,5 часа до сна не используйте телефон или компьютер. Минимум за 5 часов исключите кофе и чай, кока-колу и похожие на нее напитки, за 2-3 часа — алкоголь. Если возникают трудности с засыпанием — проконсультируйтесь с неврологом или сомнологом, возможно понадобится дополнительный прием препаратов.
Если вы принимаете какие-либо препараты — уточните у врача, как адаптировать время приема под смену часовых поясов. Обычно стараются сохранить интервалы, поэтому время приема может смещаться.
Инфекции
Во время перелета на борту много людей. Это увеличивает риск заражения инфекциями через предметы или воздух. Поэтому старайтесь чаще мыть и дезинфицировать руки, не прикасайтесь к лицу.
Можно ли летать во время беременности?
Нормальная беременность до 36 недель не является противопоказанием к перелету. Однако роды на борту могут быть опасными, поскольку вам могут не оказать необходимой помощи. Так что если беременность протекает нормально и до родов еще далеко — можете не волноваться. Только соблюдайте универсальные меры предосторожности: пейте достаточно жидкости, старайтесь больше двигаться, используйте компрессионное белье.
Перелет считается одним из самых безопасных способов передвижения, поэтому не нужно бояться летать. Если же возникают сомнения или вопросы относительно здоровья, не стесняйтесь задавать их врачу, скорее всего он с радостью на них ответит.