Противопоказания при дисплазии соединительной ткани
Принципы лечения недифференцированной дисплазии соединительной ткани. (1) Режим дня. Ночной сон должен составлять не менее 8-9 часов. С утра желательно принимать контрастный душ, при этом совсем не обязательно обливаться холодной водой, достаточно облить ноги прохладной водой. Необходимо ежедневно делать утреннюю гимнастику, Любая физическая активность должна чередоваться с отдыхом. (2) Занятия спортом. Если нет каких-то ограничений к занятиям спортом, то любой «диспластик» всю жизнь должен заниматься спортом, но ни в коем случае ни профессиональным (у детей, занимающихся профессиональным спортом, очень рано развиваются дегенеративно-дистрофические процессы в хрящах суставов, в связочном аппарате). Хороший эффект оказывает лечебное плавание, т.к. оно снимает статическую нагрузку на позвоночник. Рекомендуются ходьба на лыжах, велосипед, дозированная физическая нагрузка на тренажерах и велотренажерах, дозированная ходьба, туризм, бадминтон, настольный теннис. Систематические физические нагрузки повышают адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы. (3) Лечебный массаж улучшает трофику мышц туловища. Массированию подлежит преимущественно область позвоночника и шейно-воротниковая зона (сегментарный массаж). При болях в суставах или ногах — показан массаж конечностей. (4) Ортопедическая коррекция: при наличии плоскостопия показано постоянное ношение супинаторов. При выраженной гипермобильности суставов, сопровождающейся артралгиями, рекомендуются также ортезы на коленные и голеностопные суставы. При жалобах на боли в шейном или поясничном отделе позвоночника рекомендуется спать на ортопедическом матрасе и ортопедической подушке, с тем, чтобы во время сна не нарушалось кровообращение в ЦНС. (5) Психотерапии принадлежит важная роль в программе немедикаментозной реабилитации пациентов с дисплазией соединительной ткани. Лабильность нервных процессов, присущие пациентам с патологией соединительной ткани чувство тревоги и склонность к аффективным состояниям требуют обязательной психологической коррекции, т.к. невротическое поведение, мнительность влияют на их отношение к лечению и выполнению рекомендаций. (6) Профессиональная ориентация. При решении вопроса о профессиональной ориентации пациентов с дисплазией соединительной ткани необходимо помнить, что им нельзя работать по специальностям, связанным с большими физическими и эмоциональными нагрузками, вибрацией, контактами с химическими веществами и воздействием рентгеновских лучей. (7) Диетотерапия. Диетотерапию пациентам с болезнями соединительной ткани назначают только после предварительного обследования у гастроэнтеролога в период относительной ремиссии. Рекомендуется пища богатая белком (мясо, рыба, кальмары, фасоль, соя, орехи), аминокислотами, индивидуально подобранными биодобавками, содержащими незаменимые аминокислоты, особенно лизин, аргинин, метионин, лейцин, изолейцин и валин. Продукты питания должны содержать большое количество микроэлементов, витаминов, непредельных жирных кислот. Пациентам без гастроэнтерологической патологии целесообразно несколько раз в неделю назначать крепкие бульоны, заливные блюда из мяса и рыбы, содержащие значительное количество хондроитинсульфатов. Показаны продукты, содержащие витамин С (свежий шиповник, черная смородина, брюссельская капуста, цитрусовые и др.), витамин Е (облепиха, шпинат, петрушка, лук порей, рябина черноплодная, персики и др.), необходимые для осуществления нормального синтеза коллагена и обладающие антиоксидантной активностью. Дополнительно назначают продукты, обогащенные макро- (кальций, фосформагний) и микроэлементами (медь, цинк, селен, марганец, фтор, ванадий, кремний, бор), являющимися кофакторами ферментов, активирующих синтез коллагена, и необходимыми для нормальной минерализации костной системы. (8) Медикаментозная терапия. Патогенетическая медикаментозная терапия, должна носить заместительный характер и проводиться по следующим направлениям: стимуляция коллагенообразования, коррекция нарушений синтеза и катаболизма гликозоаминогликанов, стабилизация минерального обмена.
Процесс умирания это и есть жизнь! Намного сложнее вложить силы и начать получать удовольствие, а непросто торопить завершение…
массаж ножки велосипед магнитотерапия препараты кальцыя электрофорез
Да все верно.Необходимо подобрать комплекс упражнений для укрепления мышц тазового кольца, а также препараты не только кальция, но и магния и фосфора. И витамины группы В,
Добрый вечер!
Может быть вы можете порекомендовать специалистов, которые могут проконсультировать пациента с ДСТ? у меня синдом Элерса-Данлоса
Мария, спасибо за ответы!
Порекомендуйте в Москве специалиста, пожалуйста
Если кто-нибудь подскажет специалиста в Казани — буду очень благодарна.
Здравствуйте, Мария Алексеевна!
Здравствуйте, участники форума.
Я сама такая и имею двоих «диспластичных» детей. Девочке 11, мальчику 9 лет. Впервые узнала, что это проблема в конце 2013, когда обнаружили нестабильность шейного отдела позвоночника и девочки, остеохондроз, ретролистез C3 позвонка, как следствие гипермобильности и нестабильности суставов.
Я много прочитала по этому поводу, не хочу усугубления проблем для своих детей в дальнейшем, но и самолечением не занимаюсь никогда (себе дороже потом выйдет).
Будьте добры, если у Вас есть информация о том, кто в Волгограде взялся бы коррекцию ДСТ моих детей (а у нас, судя по статьям, этому посвященным, уже «букет» проявлений), подскажите, направьте!
P.S. Последний комментарий сделан мной с компьютера супруга. Меня зовут Бочкарева Оксана Алексеевна.
Здравствуйте. Порекомендуйте, пожалуйста, специалиста в Красноярске. Необходимо получить назанчение курса поддерживающей терапии: в поликлинике ничего кроме соблюдения диеты, режима дня и прогулок ничего предложить не смогли. Проблему у себя обозначила только в конце 2013 г, когда по результатам УЗИ выявила патологическое петлеобразование обеих внутренних сонных артерий (гемодинамически значимое) — показана операция, но мнения хирургов в Красноярске разошлись относительно возможного исхода. От операции пока воздерживаюсь. Кто-нибудь оперировал подобную патологию, можете дать рекомендации?
До настоящего времени никакой поддерживающей терапии по поводу данной проблемы не получала, итог печален — не работаю уже с июня месяца. К кому обращаться и с чего начинать? Спасибо!
Здравствуйте. Моему ребенку 2.8 поставили ДСТ (синдром Эриуса Данлоса). Этот диагноз поставили только сейчас хотя проблемы начались с рождения и никто не мог заметить этот диагноз. Мы наблюдаемся у кардиолога, гастроэнтеролога, ортопета, офтальмолога у всех. Подскажите где таких детей наблюдают и занимаются ими? И нам назначали электростимуляцию и на массаж записали только очередь подойдет в июне. Насколько я понела лечение должно быть комплексное почему нам не положено внеочередной массаж?
Нужно искать в Москве специалиста который будет Вас курировать. Необходим комплексный подход с учетом всех проявляющихся симптомов. Дисплазиями только начали заниматься и поэтому и определенных правильных критериев оценки и регламента по проведению лечения еще нет, соответственно гос. мед. учреждения просто до конца незнакомы с проблемой.
Виктория, будем искать специалиста в Красноярске.
Спасибо, Мария. Мне это не удалось, к сожалению. Хотя я многих врачей посетила за минувший год… Буду ждать информацию.
Аира, целлюлит обычно связан с плохим кровоснабжением, но ослабленная сосудистая сеть может стать причиной. Как о патологии можно говорить только о ювенильном целлюлите, возникающим в возрасте 9-12 лет.
Виктория, могу предложить скайп консультацию.
добавки это только часть восполнения питания, так как оно у нас впринципе скудное на витамины и микроэлементы, а для полноценного поддержания требуется разработать двигательный режим, постоянные физические нагрузки, но их нужно адаптировать под Ваше состояние, и до этого ввести организм в состояние ремиссии, чтобы вообще движения не были противопоказаны, а при хорошем спортивном режиме плохое кровоснабжение улучшается, и даже гипотрофирофанные мышцы, по крайней мере способны выдерживать ежедневный труд. Гормональный фон тоже нужно регулировать, так как сбои, тоже способствуют отложению жировой ткани и нарушают ее естественный процесс расщипления.
С возрастом проявления дисплазии не проходят, они могут сглаживатся, если научится их компенсировать.
Друзья, пост сложный. Насколько могла, его облегчила. Мамам читать желательно. Мамам деток с нарушениями осанки и стоп обязательно.
Дисплазия соединительной ткани (ДСТ) (dis — нарушения, рlasia — развитие, образование) — нарушение развития соединительной ткани в эмбриональном периоде и после рождения.
Связано с генетикой, выражается в дефекте волокон соединительной ткани, проявляется болезнями любого органа и системы, далее прогрессирует. Влияет на течение обычных, возникающих в жизни болезней и на восприятие применяемых лекарств.
Возникает в связи с мутациями генов, кодирующих синтез и пространственную организацию коллагена, структурных белков и белково-углеводных комплексов, а также мутациями генов ферментов и кофакторов к ним. Передается детям от родителей.
Строение соединительной ткани. (Источник: Яндекс.Картинки)
Диагностировать болезнь сложно. Врожденные заболевания обычно проявляются сразу. А дисплазия может вообще не проявляться при рождении или иметь очень незначительную выраженность. Но постепенно будет проявляться в течение жизни. С годами количество признаков дисплазии и их выраженность нарастает.
Соединительная ткань на примере сустава. (Источник: Яндекс.Картинки)
Ниже перечисляю под какой «одежкой» скрывается дисплазия.
????Синдром неврологических нарушений: синдром вегетативной дисфункции (вегетососудистая дистония, панические атаки и др.)
???? Нарушения психической сферы: невротические расстройства, депрессии, тревожность, ипохондрия, обсессивно-фобические расстройства, нервная анорексия.
???? Клапанный синдром: изолированные и комбинированные пролапсы клапанов сердца, миксоматозная дегенерация клапанов.
???? Сосудистый синдром: аневризмы, варикозное расширение вен, сосудистые звездочки, эндотелиальная дисфункция, идиопатическая артериальная гипотензия.
Наиболее выражены клапанный и сосудистый синдромы при болезни Марфана, дарзновидности болезней соединительной ткани.
???? Бронхолегочный синдром: трахеобронхиальная дискинезия, трахеобронхомаляция, трахеобронхомегалия, вентиляционные нарушения (обструктивные, рестриктивные, смешанные нарушения), спонтанный пневмоторакс.
???? Торакодиафрагмальный синдром: астеническая форма грудной клетки, деформации грудной клетки (воронкообразная, килевидная), деформации позвоночника (сколиозы, кифосколиозы, гиперкифозы, гиперлордозы и др.), изменения стояния и экскурсии диафрагмы.
???? Вертеброгенный синдром: ювенильный остеохондроз позвоночника, нестабильность, межпозвонковые грыжи, вертебробазиллярная недостаточность; спондилолистез.
???? Синдром гипермобильности суставов: нестабильность суставов, вывихи и подвывихи суставов.
???? Синдром патологии стопы: косолапость, плоскостопие (продольное, поперечное), полая стопа.
???? Синдром иммунологических нарушений: синдром иммунодефицита, аутоиммунный синдром, аллергический синдром.
???? Висцеральный синдром: опущение органов желудочно-кишечного тракта, органов малого таза, половых органов у женщин. Рефлюксы, обратные забросы, грыжи пищеводного отверстия диафрагмы.
???? Синдром патологии органа зрения: миопия, астигматизм, гиперметропия, косоглазие, нистагм, отслойка сетчатки, вывих и подвывих хрусталика.
???? Косметический синдром: аномалии прикуса, готическое небо, выраженные асимметрии лица; О- и Х-образные деформации конечностей; изменения кожных покровов: тонкая просвечивающаяся и легко ранимая кожа, повышенная растяжимость кожи, шов в виде «папиросной бумаги».
Кто что нашёл? Кто удивлён, что и его болезни объясняется этим?
Скажу как врач широкого профиля: здесь почти все заболевания. Что с этим делать, расскажу в следующих публикациях. Подпишитесь на мой канал, пожалуйста, чтобы не пропустить…
Дополнительно о соединительной ткани можно прочитать в моей статье «Известна виновница ортопедических проблем».
Äèñïëàçèÿ
ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè» — äèàãíîç âñå ÷àùå è ÷àùå âñòðå÷àþùèéñÿ â
çàêëþ÷åíèÿõ âðà÷åé.
Ïîïûòàåìñÿ ðàçîáðàòüñÿ ñ òàêèì ÷àñòûì, íî ïðàêòè÷åñêè íåïîíÿòíûì äëÿ
ðîäèòåëåé ïàöèåíòîâ òåðìèíîì.
«Äèñïëàçèÿ»
îáîçíà÷àåò íåïðàâèëüíîå ôîðìèðîâàíèå, ðàçâèòèå, â êîíêðåòíîì ñëó÷àå,
ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè. Ñîåäèíèòåëüíàÿ òêàíü øèðîêî ïðåäñòàâëåíà â íàøåì
îðãàíèçìå. Îíà ïðèñóòñòâóåò â êîæå, õðÿùàõ, ñóõîæèëèÿõ, ñâÿçêàõ,
êðîâåíîñíûõ ñîñóäàõ è ìûøöàõ, âêëþ÷àÿ ñåðäå÷íóþ.
Êîëëàãåí —
îñíîâíîé áåëîê â ñîñòàâå âîëîêîí ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè, ïðîöåññ åãî
îáðàçîâàíèÿ ñëîæåí, è åñëè âîçíèêàþò èçìåíåíèÿ (ìóòàöèè), òî îáðàçóåòñÿ
àíîìàëüíûé êîëëàãåí. Åñëè ìóòàöèè ñåðüåçíûå, ïîðàæåíèÿ îðãàíîâ
ñóùåñòâåííû. Òàêèìè ëþäüìè çàíèìàþòñÿ ãåíåòèêè. Íî ãîðàçäî ÷àùå
âñòðå÷àþòñÿ ìóòàöèè, êîãäà íàñëåäóþòñÿ îòäåëüíûå ïðèçíàêè, íàïðèìåð,
èçáûòî÷íî ïîäâèæíûå ñóñòàâû.  ñåìüå ýòîò ïðèçíàê ïåðåäàåòñÿ ïî
íàñëåäñòâó, íåðåäêî ê íåìó ïðèñîåäèíÿþòñÿ äðóãèå ïðèçíàêè — ðàíèìîñòü è
èçáûòî÷íîå ðàñòÿæåíèå êîæè, ñâÿçîê,
ñêîëèîç,
áëèçîðóêîñòü. Ëþäåé ñ
äèñïëàçèåé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè íåìàëî, à àíîìàëüíûé êîëëàãåí íå òàê
áåçîáèäåí.
Äåéñòâèòåëüíî, òàêèå äåòè âñòðå÷àþòñÿ
÷àñòî. Êàê ïðàâèëî, îíè ýíåðãè÷íû, ãèïåðàêòèâíû, íî ïðè ýòîì èõ
ðîäèòåëè ïîëíû òðåâîã è íåäîóìåíèÿ èç-çà îùóùåíèÿ ïðîáëåì ñî çäîðîâüåì.
Âîò òèïè÷íûé ïðèìåð èç âðà÷åáíîé
ïðàêòèêè. Ðåáåíîê âûñîêèé, õóäîé, ñâåòëîâîëîñûé, ãîëóáîãëàçûé. «Äîêòîð,
íàì êàæåòñÿ, ñ íèì ÷òî-òî íå òàê, — ãîâîðÿò ðîäèòåëè. — Ó íåãî áîëÿò
íî÷üþ íîæêè, åùå õðóñòÿò ñóñòàâû, ìûøö ñîâñåì íåò, óñòàåò áûñòðî.
Ïîñòîÿííî êàêèå-òî òðàâìû. Â ðîäàõ – òðàâìà øåè». Äàííûå îñìîòðà: êîæà
òîíêàÿ, ïðîçðà÷íàÿ, ñ ïðîñâå÷èâàþùèìè ãîëóáûìè âåíàìè, êîå-ãäå çàìåòíû
ìàëåíüêèå ïÿòíûøêè-ñèíÿ÷êè. Ãðóäíàÿ êëåòêà óçêàÿ è äëèííàÿ, âûïèðàþò
êëþ÷èöû è ãðóäèíà, ñòîïû óïëîùåíû, èçáûòî÷íàÿ ïîäâèæíîñòü ñóñòàâîâ,
íàðóøåíèå îñàíêè. Âûïèñêè èç èñòîðèè áîëåçíè — çàêëþ÷åíèå îôòàëüìîëîãà:
ñïàçì àêêîìîäàöèè. Õèðóðã — ïóïî÷íàÿ ãðûæà. Ïî ýëåêòðîêàðäèîãðàììå (ÝÊÃ)
— íàðóøåíèå â ïðîâîäÿùåé ñèñòåìå ñåðäöà, ïî äàííûì ÓÇÈ ñåðäöà— ïðîëàïñ
ìèòðàëüíîãî êëàïàíà è äîïîëíèòåëüíûå õîðäû â ïîëîñòè ëåâîãî æåëóäî÷êà. À
åùå íåâðîïàòîëîã — ÂÑÄ, ËÎÐ — àäåíîèäû, ãàñòðîýíòåðîëîã – õðîíè÷åñêèé
ãàñòðîäóîäåíèò… Ïðîñòî áóêåò çàáîëåâàíèé!
Ó Âàñ åùå íå âîçíèê âîïðîñ: êàê ñî âñåì
ýòèì ìîæíî æèòü?
Îêàçûâàåòñÿ, ìîæíî, ïðè÷åì, âïîëíå íîðìàëüíîé, àêòèâíîé æèçíüþ.
Ïîñêîëüêó
äèñïëàçèÿ ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè
— ÷àñòè÷íî ãåíåòè÷åñêè îáóñëîâëåííîå è ñèñòåìíîå çàáîëåâàíèå, çà÷àñòóþ
ìíîãèå âðà÷è îòíîñÿò òàêèõ ïàöèåíòîâ ê óñëîâíî çäîðîâûì ëèöàì, ïðàâäà, ñ
îïðåäåëåííûìè âðîæäåííûìè îòêëîíåíèÿìè. Ìîæíî
ñîãëàñèòüñÿ ñ êîëëåãàìè, õîòÿ áû ïîòîìó, ÷òî ïîêà â àðñåíàëå ìåäèêîâ íåò
ìåòîäîâ ýôôåêòèâíîé ïîìîùè òàêèì ïàöèåíòàì. Âìåñòå ñ òåì, äåòè ñ
äèñïëàçèåé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè íóæäàþòñÿ âî âñåñòîðîííåì è
ñèñòåìàòè÷åñêîì êîíòðîëå ñîñòîÿíèÿ îðãàíîâ è òêàíåé, ÿâëÿþùèõñÿ ãëàâíûìè
ìèøåíÿìè äàííîãî çàáîëåâàíèÿ.
×àùå âñåãî ýòî êàñàåòñÿ çðåíèÿ (áëèçîðóêîñòü,
àñòèãìàòèçì),
ñóñòàâîâ è êîñòåé (ñêîëèîç, ïëîñêîñòîïèå, ïîäâûâèõè,
ðàííèé îñòåîõîíäðîç,
îñòåîïîðîç),
æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà (äèñêåíåçèè æåë÷åâûâîäÿùèõ ïóòåé,
ãàñòðîäóîäåíèòû, íàðóøåíèÿ âñàñûâàíèÿ). Îäíàêî íàèáîëåå îïàñíû
îñëîæíåíèÿ ñî ñòîðîíû ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû. Ïðè äèñïëàçèè
ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè âîçíèêàþò íàðóøåíèÿ ñåðäå÷íîãî ðèòìà è
ðàñïðîñòðàíåíèÿ ýëåêòðè÷åñêîãî èìïóëüñà ïî ìèîêàðäó. Îñîáîå âíèìàíèå
çàñëóæèâàåò êëàïàííûé àïïàðàò ñåðäöà è íàëè÷èå äîïîëíèòåëüíûõ õîðä,
èíà÷å, àíîìàëüíûõ ñîåäèíèòåëüíî-òêàííûõ òÿæåé â êàìåðàõ ñåðäöà,
ñîåäèíÿþùèõ ìåæäó ñîáîé ðàçëè÷íûå ðåãèîíû ñåðäå÷íîé ñòåíêè.
Ñëåäîâàòåëüíî, äåòè ñ äèñïëàçèåé
ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè òðåáóþò äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ïåäèàòðîì êàê
ìîæíî ñ áîëåå ðàííåãî âîçðàñòà, è, ïðè íåîáõîäèìîñòè, ðåãóëÿðíîãî
äèñïàíñåðíîãî íàáëþäåíèÿ ó óçêèõ ñïåöèàëèñòîâ.
Ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå ñòîèò óäåëÿòü
ôèçè÷åñêîé íàãðóçêå äåòåé ñ äèñïëàçèåé. Òîíåíüêèõ, ãèáêèõ äåòåé ðîäèòåëè
÷àñòî íàïðàâëÿþò ó÷èòüñÿ áàëåòó èëè ôèãóðíîìó êàòàíèþ. Âûñîêèå,
õóäîùàâûå ïîäðîñòêè çàíèìàþòñÿ âîëåéáîëîì, áàñêåòáîëîì. Ïðè÷åì â ñïîðòå
òàêèå ëþäè äîñòèãàþò ïîðîé çíà÷èòåëüíûõ âûñîò. Çàäóìûâàëèñü ëè Âû, êàêîé
öåíîé äàþòñÿ ðåêîðäû âàøåìó ðåáåíêó? Äóìàëè ëè Âû óçíàòü áîëüøå ïðî
ñåáÿ, ïðåæäå ÷åì ïîäâåðãàòü ñåáÿ è áëèçêèõ ÷ðåçìåðíûì íàãðóçêàì è
èñïûòàíèÿì? Äåòÿì ñ äèñïëàçèåé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè ïðîòèâîïîêàçàíû :
òÿæåëàÿ àòëåòèêà, õóäîæåñòâåííàÿ ãèìíàñòèêà, ôèãóðíîå êàòàíèå, ôóòáîë,
ëåãêàÿ àòëåòèêà, ñïîðòèâíàÿ ãèìíàñòèêà. Ïðè ãèïåðìîáèëüíîñòè ñóñòàâîâ
çàïðåùåíû ðàñòÿæêè, âèñû, ÷ðåçìåðíîå âûòÿæåíèå ïîçâîíî÷íèêà.
Êàòåãîðè÷åñêè çàïðåùåí ñïîðò âûñîêèõ äîñòèæåíèé.
Íî ïðè ýòîì, äåòè îáÿçàòåëüíî 3-4
ðàçà â íåäåëþ äîëæíû çàíèìàòüñÿ ôèçêóëüòóðîé, õîðåîãðàôèåé,
îáùåôèçè÷åñêîé ïîäãîòîâêîé, êàê â ìåäèöèíñêèõ óñëîâèÿõ, òàê è â
ó÷ðåæäåíèÿõ äîïîëíèòåëüíîãî îáðàçîâàíèÿ. Ðåêîìåíäîâàíû åæåäíåâíûå (ïî
20-30 ìèíóò) óìåðåííûå ôèçè÷åñêèå òðåíèðîâêè, íàïðàâëåííûå íà óêðåïëåíèå
ìûøö ñïèíû, æèâîòà è êîíå÷íîñòåé.
Ïîêàçàíû
òðåíèðîâêè ñåðäå÷íî-ñîñóäèñòîé ñèñòåìû (õîäüáà ïåøêîì, ïóòåøåñòâèÿ,
êàòàíèå íà âåëîñèïåäå, èãðà â íàñòîëüíûé òåííèñ, õîäüáà íà ëûæàõ,
äîçèðîâàííàÿ íàãðóçêà íà òðåíàæåðàõ è äð.). Æåëàòåëüíû ãèäðîïðîöåäóðû,
ëå÷åáíîå ïëàâàíèå, ñíèìàþùåå ñòàòè÷åñêóþ íàãðóçêó íà ïîçâîíî÷íèê.
Ðåêîìåíäîâàíû îãðàíè÷åíèÿ (íå áîëåå 3-õ êã) â íîøåíèè òÿæåñòåé, ïðè
ïîäúåìå êîòîðûõ èñïîëüçîâàòü â êà÷åñòâå ïîäúåìíèêà íîãè, à íå ñïèíó.
Îáóâü äîëæíà áûòü æåñòêîé, ñ ôèêñèðîâàííûì çàäíèêîì, æåëàòåëüíî íàëè÷èå
ïðîôèëàêòè÷åñêèõ ñòåëåê.
Äåòÿì ñ äèñïëàçèåé ñîåäèíèòåëüíîé òêàíè
â øêîëå çàíÿòèÿ ôèçêóëüòóðîé ïðîâîäÿòñÿ ïî îñëàáëåííîé ïðîãðàììå
(ïîäãîòîâèòåëüíàÿ, ñïåöãðóïïû, ËÔÊ)
 äèåòå ïîêàçàíû ïðîäóêòû ïèòàíèÿ,
îáîãàùåííûå áåëêàìè (ìÿñî, ðûáà, êàëüìàðû, ôàñîëü, îðåõè), ïðè
îòñóòñòâèè ïðîòèâîïîêàçàíèé ñî ñòîðîíû æåëóäî÷íî-êèøå÷íîãî òðàêòà 2-3
ðàçà â íåäåëþ — êðåïêèå áóëüîíû, çàëèâíûå áëþäà èç ìÿñà è ðûáû, æåëå;
âèòàìèíàìè «Ñ», «À», «Å», «Ðл, ãðóïïû «Â», ìèêðîýëåìåíòàìè (êàëüöèåì,
ôîñôîðîì, ìàãíèåì, ìåäüþ, öèíêîì, ñåëåíîì). Íåîáõîäèì ïîñòîÿííûé
äîïîëíèòåëüíûé ïðèåì êîìïëåêñíûõ ïîëèâèòàìèííî-ìèíåðàëüíûõ ïðåïàðàòîâ,
ñîîòâåòñòâóþùèõ âîçðàñòó ðåáåíêà.
Ïðè ïðîôåññèîíàëüíîé îðèåíòàöèè
íåæåëàòåëüíû ïðîôåññèè, ñâÿçàííûå ñ áîëüøèìè ôèçè÷åñêèìè è
ýìîöèîíàëüíûìè íàãðóçêàìè, âèáðàöèåé, êîíòàêòàìè ñ õèìè÷åñêèìè
âåùåñòâàìè, âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð è ðàäèàöèè. Æåëàòåëüíî
ìåäèêî-ãåíåòè÷åñêîå êîíñóëüòèðîâàíèå ïåðåä âñòóïëåíèåì â áðàê.
Òàêèì îáðàçîì, äèñïëàçèÿ ñîåäèíèòåëüíîé
òêàíè, íå ïðèãîâîð, íå «ñòðàøíûé» äèàãíîç, à îïðåäåëåííûé îáðàç æèçíè,
òðåáóþùèé ïîâûøåííîãî âíèìàíèÿ ê «îñîáåííîìó» ðåáåíêó, à çà÷àñòóþ, è ê
ñåáå, óâàæàåìûå ðîäèòåëè.
Çàì.ãë.âðà÷à ïî
îðãàíèçàöèè
ìåä.ïîìîùè äåòñêîìó
íàñåëåíèþ
Ò.Ï.Êîðàáëåâà
Òðàâìàòîëîã-îðòîïåä
Æåðíîêëååâà Â.Â.