Противопоказания при холотропном дыхании

Холотро́пное дыха́ние (ХД) (англ. holotropic breathing, от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление, способ») — метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции лёгких за счет учащённого дыхания[1]. В результате вымывается СО2 из крови, сосуды мозга сужаются (на короткое время — до 10 минут[источник не указан 1639 дней]), начинается торможение коры головного мозга и активируется подкорка, что вызывает чувство эйфории, галлюцинации, изменённое состояние сознания и, по мнению сторонников метода, переживания, вытесненные в подсознание[2][3]. Также наблюдается увеличение pH в крови, наступает респираторный алкалоз[1].

Этот метод был разработан американским психологом чешского происхождения Станиславом Грофом и его женой Кристиной в 1970-е годы в качестве замены запрещённому ЛСД[3]. Однако аналоги холотропному дыханию существовали в разных культурах мира на протяжении тысячелетий, например пранаяма в йоге, которую используют практикующие для входа в медитативное состояния сознания и достижения самадхи. Использование аналогичных методов вне предлагаемого для холотропного дыхания терапевтического применения — для получения удовольствия и галлюцинаций — является одной из разновидностей игр с асфиксией[4][5].

Данная методика широко критикуется среди специалистов за её опасности для мозга (из-за гипоксии отмирают нервные клетки)[3][6], а также за её претензии на связь с реальным опытом рождения. По мнению С. Степанова, ведущий группы холотропного дыхания сам навязывает практикующим ассоциации с опытом рождения, из-за которых у практикующих и возникают переживания этого типа[7].

История[править | править код]

Станислав Гроф, будучи психиатром и психоаналитиком, стал проводить исследовательскую деятельность с ЛСД в середине 50-х годов. Довольно быстро он убедился в большом психотерапевтическом эффекте психоделических сессий[8]. Продолжая свои исследования, Гроф столкнулся с необходимостью пересмотра фрейдистской модели психики, в которой он был воспитан, и построения новой картографии сознания для описания эффектов, возникающих во время психоделических сеансов. Создав такую модель, он описал её в своих многочисленных трудах. Когда закрывались эксперименты с психоактивными веществами (ПАВ), Гроф стал искать технику, подобную по терапевтическому воздействию. И в 1975 году, вместе с Кристиной Гроф, открыл и зарегистрировал дыхательную технику, которую назвал «холотропное дыхание».

Станислав Гроф и Кристина Гроф[править | править код]

В 1973 году доктор Гроф был приглашён в Институт Эсален в Биг-Сюре, Калифорния, где жил до 1987 года, занимаясь писательской работой, проводя лекции, семинары, включая семинары, на которые им приглашались специалисты из различных научных и духовных направлений. Работая в Эсалене, Станислав и Кристина Гроф занимались разработкой техники холотропного дыхания. На фоне запрета на использование психоактивных веществ в психотерапевтических целях Станислав и Кристина Гроф использовали в своей работе интенсивное дыхание. Прототипом дыхательной техники С. и К. Гроф были способы дыхания, существовавшие в различных духовных практиках, а также дыхание наподобие наблюдавшегося у пациентов во время психоделической сессии в случае, если проблема не была проработана до конца и пациенты начинали спонтанно и интенсивно дышать. Подобное дыхание было необходимо, чтобы продолжить оставаться в изменённом (расширенном) состоянии сознания и доработать (разрядить) тот психологический материал, который поднялся из бессознательного и отреагировался в виде симптомов.

Однажды, работая в Эсалене, С. Гроф потянул спину и не смог как обычно вести процесс. Тогда[9] у Станислава возникла идея разбить группу на пары и проводить не одну, а две дыхательные сессии, в течение которых участники семинара помогают друг другу. Во время первой сессии один человек дышит (холонавт), а второй ему помогает (ситтер, сиделка, помощник), во время второй они меняются местами.

Воздействие на человека[править | править код]

Теоретическим обоснованием метода является трансперсональная психология и картография бессознательного Станислава Грофа.

Метод, сочетающий в себе такие элементы, как ускоренное дыхание, этническая, ритуальная и трансовая музыка, а также определённые формы работы с телом, порождает целый спектр переживаний, которые наблюдались во время других видов глубинного самоисследования[неизвестный термин].

Сторонники метода утверждают, что переживания, вызываемые при холотропном дыхании, имеют целительный и трансформативный эффект. Они также заявляют о том, что многие холотропные сеансы выводили на поверхность тяжёлые эмоции и неприятные физические ощущения самых разнообразных типов, а полное проявление этих эмоций и ощущений даёт возможность освободить человека от их беспокоящего влияния.[10]

Физиологический механизм[править | править код]

Психофизиологическое действие холотропного дыхания основано на том, что длительная гипервентиляция приводит к снижению концентрации углекислого газа, которое ведёт к сужению кровеносных сосудов. Гемоглобин начинает прочнее связывать кислород, и красные кровяные тельца менее эффективно передают его тканям — ткани начинают задыхаться от нехватки кислорода. В результате возникает парадоксальное кислородное голодание, из-за которого начинается торможение коры головного мозга, более интенсивно начинает работать подкорка, высвобождая ранее вытесненные из сознания переживания, и практикующий видит галлюцинации[2][3][11].

Читайте также:  Трава шандра применение и противопоказания

Противопоказания к применению[править | править код]

У метода есть ряд противопоказаний[12]:

  • Тяжелые хронические заболевания, в первую очередь сердечно-сосудистые, в фазе декомпенсации;
  • Психотические состояния;
  • Эпилепсия;
  • Глаукома;
  • Беременность;
  • Остеопороз;
  • Недавние операции и переломы;
  • Острые инфекционные заболевания.

Переживания[править | править код]

Феноменологию переживаний, получаемых во время дыхательной сессии, С. Гроф комбинирует в 4 области[13]:

  1. Сенсорный барьер (эстетический уровень). Различные зрительные, слуховые образы, не имеющие конкретного содержания (звёздочки, огоньки). Телесные ощущения (холод-тепло, напряжение-расслабление).
  2. Уровень индивидуального бессознательного (воспоминания из своего биографического прошлого).
  3. Перинатальный уровень. Состоит из 4 так называемых базовых перинатальных матриц (БПМ), в соответствии с периодом родов, который они описывают. БПМ-1 — до начала родов. Абсолютно комфортное существование. Описания Рая. БПМ-2 — Начало родов, пока матка ещё не открыта. Сильное сдавливание, безвыходность. БПМ-3 — Продолжение сдавливания, но матка уже открыта, поэтому появляется цель, при достижении которой всё становится благополучным. Борьба Смерти-Возрождения. БПМ-4 — рождение в новом качестве.
  4. Трансперсональный уровень (надличностный).

Переживания трансперсонального уровня многообразны и имеют свою классификацию:

Выход за пределы пространственных границ:

  • переживание двуединства;
  • отождествление с другими людьми;
  • отождествление с группой и групповое сознание;
  • отождествление с животными;
  • отождествление с растениями и ботаническими процессами;
  • единство с жизнью и всем творением;
  • переживание неодушевлённой материи и неорганических процессов;
  • планетарное сознание;
  • внеземные переживания;
  • отождествление со всей физической вселенной;
  • парапсихические феномены, выходящие за пределы пространства.

Выход за пределы линейного времени:

Физическая интроверсия[неизвестный термин] и сужение сознания. Эмпирический выход за пределы общепринятой реальности и пространства-времени:

  • спиритические и медиумические переживания;
  • энергетические феномены тонкого тела;
  • встречи с духами животных;
  • встречи с духовными учителями и сверхчеловеческими существами;
  • посещение других вселенных и встречи с их обитателями;
  • переживание мифологических и сказочных сюжетов;
  • встречи с божествами;
  • переживания универсальных архетипов;
  • интуитивное понимание универсальных символов;
  • творческое вдохновение и прометеевский импульс;
  • опыт Демиурга и переживание космического творения;
  • опыт космического сознания;
  • сверхкосмическая и метакосмическая пустоты.

Психоидные трансперсональные переживания. Синхронные связи между сознанием и материей. Спонтанные психоидные явления:

  • сверхнормальные физические способности;
  • спиритические феномены и физический медиумизм;
  • повторяющийся спонтанный психокинез (полтергейст);
  • неопознанные летающие объекты (НЛО-феномены).

Намеренный психокинез:

  • ритуальная магия;
  • целительство и ведовство;
  • сиддхи;
  • лабораторный психокинез.

Интеграция материала практических сессий начинается в самом процессе, продолжается через телесно-ориентированную терапию, рисование мандал и обсуждение индивидуальных процессов в группе. Далее интеграция завершается в сновидениях и в обычной жизни. Интеграция материала может занимать до полугода.

Техника[править | править код]

Холотропное дыхание является более частым и глубоким, чем обычное; как правило, не даётся никаких других специфических инструкций перед сессией или во время сессии, таких например, как скорость, способ или природа дыхания. Опыт всецело является внутренним и большей частью невербальным с минимальным вмешательством во время активного дыхания. Исключения составляют спазмы горла, проблемы потери самоконтроля, сильная боль или страх, препятствующие продолжению сессии, а также прямая просьба дышащего о помощи.

Музыка (или другие формы акустической стимуляции — барабанная дробь, бубны, естественные звуки и т. д.) является целостной частью холотропного процесса. Как правило, выбор музыки поддерживает характерные этапы, отражающие наиболее общие черты разворачивания холотропного опыта: в начале она побуждающая и стимулирующая, затем она становится всё более и более драматической и динамичной, а затем выражает прорыв. После кульминации музыка постепенно становится всё более спокойной и в конце — мирной, текучей, медитативной[14].

Процесс проходит в парах «ситтер-холонавт»[9]. Обычно за один день проводится 2 дыхательных сессии. В одной сессии участник выступает в роли дышащего, в другой — в роли ситтера.

Длительность процесса зависит от квалификации ведущего, разогрева, качественного и количественного состава группы.

В среднем процесс заканчивается естественным образом в течение полутора-двух часов. В случае наличия признаков незавершённости процесса проводится дополнительная фокусированная работа с телом. Завершается сессия рисованием мандал и групповым проговором (шеринг).

Критика[править | править код]

Холотропное дыхание подвергается значительной критике. В частности, некоторые исследователи ставят под сомнение методику холотропного дыхания как таковую. Не отрицая наличия необычных (по большей части галлюциногенных) образов и состояний, возникающих под действием гипервентиляции, под сомнение ставится наличие какой-либо связи с реальной ситуацией рождения[7]. Согласно этой точке зрения, ведущий группы холотропного дыхания (а обучение технике проходит только в групповых формах) оказывает воздействие на участников, в результате чего их состояния возникают не сами по себе, а моделируются извне.

Читайте также:  Баку лечение нафталаном противопоказания

В штатах Колорадо и Северной Каролине законодательно запрещено[15] использование близкого к холотропному дыханию метода — «ребёфинга», после трагического случая, который произошёл с 10-летней Кэндейс Ньюмейкер (англ. Candace Newmaker), умершей[16] в апреле 2000 года во время радикальной ребёфинг-терапии (не имевшей прямого отношения к традиционному дыхательному методу ребёфинга); после этого случая «ортодоксальные» ребёфинг-практики стали называться Rebirthing Breathwork, чтобы дистанцироваться от маргинальных методов). Критики методов лечения[7], пытающихся воспроизвести процесс рождения, точно определили, по меньшей мере, пять случаев, в которых дети умерли от этих методов.

Также противником глубокого дыхания являлся при жизни к. м. н. К. П. Бутейко[6], обосновывающий[17] вред от глубокого дыхания. Одним из доводов, приводимых им против холотропного дыхания, является тот факт, что гипервентиляция, как эффект холотропного дыхания, приводит к вымыванию СО2 из крови и, как следствие, к сужению сосудов головного мозга, что, в свою очередь, ведёт к деградации нервных клеток мозга и их отмиранию[18].

Согласно этой точке зрения, холотропное дыхание ведёт не к развитию, а, наоборот, к ухудшению работы мозга. Стоит отметить, что метод Бутейко предназначен для больных астмой (то есть с хронической гипервентиляцией, которая превышает норму в 2-3 раза)[19][20][21], при этом у людей с нормальным дыханием применение метода приводит к кардинально противоположным результатам — снижению уровня О2 и увеличению уровня СО2 в крови, что также приводит к негативным последствиям[22].

См. также[править | править код]

  • Гипервентиляция
  • Кислородное отравление
  • Психоделическая психотерапия

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Joseph P. Rhinewine and Oliver J. Williams. Holotropic Breathwork: The Potential Role of a Prolonged, Voluntary Hyperventilation Procedure as an Adjunct to Psychotherapy // The Journal of Alternative and Complementary Medicine. — 2007. — Vol. 13, no. 7 (September). — doi:10.1089.
  2. 1 2 Степанов С. С. Мифы и тупики поп-психологии. — Дубна : Феникс+, 2006. — С. 97—98.
  3. 1 2 3 4 Scott O. Lilienfeld & Wallace Sampson. The Skeptical Inquirer Journal editors criticize MDMA study as nonscientific, unethical (англ.) // The Skeptical inquirer. — Committee for the Scientific Investigation of Claims of the Paranormal, 2003. — Vol. 27. Архивировано 26 мая 2012 года.
  4. Bernardo Kastrup. A Paradigm-Breaking Hypothesis for Solving the Mind-Body Problem (англ.) // Paranthropology: Journal of Anthropological Approaches to the Paranormal. — 2012. — July (vol. 3, no. 3). — P. 4—12. Архивировано 20 сентября 2015 года.
  5. ↑ The Choking Game: From Sex to Ecstasy Without Drugs (англ.). Prawn Tail. Дата обращения 17 апреля 2016. Архивировано 17 апреля 2016 года.
  6. 1 2 Сайт метода Бутейко
  7. 1 2 3 Степанов С. Услада слабых и пресыщенных. Миры и мифы трансперсональной психологии / Сергей Степанов.
  8. Гроф С. Области человеческого бессознательного. Данные исследований ЛСД.
  9. 1 2 Майков В. Парный полет холонавтов: принципы работы в сессиях и круги интеграции
  10. Майков В. Сущность холотропного подхода.
  11. Бубеев Ю. А., Ушаков И. Б. Механизмы дыхания в условиях длительной произвольной гипервентиляции / Государственный научно-исследовательский испытательный институт авиационной и космической медицины МО РФ // Авиакосмическая и экологическая медицина. — 1999. — Т. 33, № 2. — С. 22—26.
  12. Емельяненко В. Теоретические положения холотропного дыхания / Владимир Емельяненко. — 11.08.2009.
  13. Гроф С. Путешествие в поисках себя. — Изд. АСТ : Институт трансперсональной психологии : Издательство К. Кравчука, 2008. — ISBN 978-5-17-054421-9.
  14. Спакс Т. Структура музыкально-шумового оформления холотропной сессии / Тев Спакс.
  15. ↑ Colorado governor signs ‘rebirthing’ ban. — 17.04.2001.
  16. ↑ CANDACE NEWMAKER: Death Through «Rebirthing» Therapy
  17. ↑ Лекция Бутейко К. Н. о вреде глубокого дыхания (недоступная ссылка). Дата обращения 4 декабря 2009. Архивировано 6 января 2010 года.
  18. Самокатов В. Галлюцинации из ничего / Вадим Самокатов. — 04.11.2004.
  19. Ganong W. F. Review of medical physiology. — 15th ed. — London : Prentice Hall Int., 1995.
  20. McFadden E. R. & Lyons H. A. Arterial-blood gases in asthma // The New Engl J of Med. — 1968. — Vol. 278, no. 19 (9 May). — P. 1027—1032.
  21. Bowler S. D., Green A., Mitchell C. A. Buteyko breathing techniques in asthma: a blinded randomised controlled trial // Med J of Australia. — 1998. — Vol. 169. — P. 575—578.
  22. Кардаш С. Измененные состояния сознания Архивная копия от 22 июня 2015 на Wayback Machine / Сергей Кардаш. — Донецк : Сталкер, 1998. — 416 с. — (Серия «Психология»). — ISBN 966-596-149-7
    .

Литература[править | править код]

  • Голотропная терапия // Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — 1-е изд. — СПб.: Питер, 1999. — 758 с. — (Мастера психологии). — ISBN 5-88782-393-3.
  • Козлов В. В., Приленский Б. Ю., Приленская А. В. Клиническая трансперсональная психотерапия. — Ярославль: Титул-Яр, 2011. — 275 с.

Ссылки[править | править код]

  • Ассоциация Трансперсональной Психологии и Психотерапии
  • Юридические вопросы, относящиеся к методу «Холотропное Дыхание™- Holotropic Breathwork™» / Попроцкий С. В.
Читайте также:  Озон показания и противопоказания

Источник

Одно из самых одиозных направлений в психотерапии, признанное всего в нескольких странах из-за инновационного взгляда на человеческую психику и совмещающее элементы глубинной психологии и мистические традиции всего мира

Что такое холотропное дыхание?

Холотропное дыхание (от др.-греч. ὅλος «целый» и τρόπος «направление», «способ») — это комплекс мероприятий, который включает в себя ускоренное дыхание (гипервентиляцию), использование этнической музыки и освобождающую работу с телом. Каждого участника («холонавта») сопровождает человек, помогающий входить в нужное состояние и контролирующий, чтобы он не мешал другим участникам терапевтического сеанса. За ними наблюдает фасилитатор — человек, прошедший специальное обучение, готовый справиться с нестандартными ситуациями, которые возникают во время терапевтического сеанса.

Разработали метод в 1970-е годы Станислав и Кристина Гроф — причем изначально в качестве замены запрещенным наркотическим веществам.

Гипервентиляция

Ускоренное дыхание запускает цепочку реакций в организме.

  • Шаг первый. Содержание кислорода повышается на 40-50%.
  • Шаг второй. Значительное снижение углекислого газа в альвеолах.
  • Шаг третий. Уровень углекислоты падает ниже нормы.
  • Шаг четвертый. Происходит сужение сосудов головного мозга.
  • Шаг пятый. Начинается торможение коры головного мозга, провоцирующее состояние измененного созанания.

В ходе сеанса (который запрещено проводить самостоятельно, в одиночку) человек может переживать трансперсональные переживания, связанные с травматическим опытом. Переживание может сопровождаться резкими телодвижениями и криками.

Участников заранее предупреждают о том, что они могут прервать сеанс в любой момент, просто сказав «стоп», так как фразы «оставь меня в покое», «уйди от меня, ты меня убиваешь», «отцепись от меня» могут считаться частью диалога с персонажами своей внутренней драмы.

Техника холотропного дыхания

В своей работе, посвященной холотропному дыханию, авторы методики не дают описание техники холотропного дыхания, настаивая, что для неподготовленного человека крайне опасно входить в состояние измененного сознания. Терапевтический сеанс связан со снятием психологических блоков, а без подготовки это крайне опасно. Чтобы принять участие в сеансе, необходимо пройти инструктаж в одном из центров школы.

Однако авторы не скрывают источники, которые стали вдохновением для создания техники. В качестве теоретической основы послужили:

  • индийская пранаяма;
  • китацйская ци (космическая сущность и энергия жизни);
  • древнегреческая пневма (воздух и дух);
  • древнееврейский ruach (дыхание и творческий дух);
  • гавайская ха (божественный дух, ветер, воздух и дыхание).

Холотропная музыка

Во всех сеансах холотропного дыхания используется музыкальные композиции народов мира. Как правило, это этническая ритуальная музыка:

  • пение тибетских монахов;
  • пение тувинских шаманов;
  • индуистские бхаджаны и киртаны;
  • песнопения церемонии аяуаска (в России считается наркотическим и нелегальным веществом);
  • горловое пение эскимосов;
  • священные песнопения суфийских орденов;

Считается, что «тщательно подобранная музыка выполняет в холотропных состояниях сознания несколько важных функций. Она мобилизует эмоции, связанные с подавленными воспоминаниями, выводит их на поверхность и облегчает их выражение».

Психика, космос и сознание в холотропном дыхании

Камень преткновения многих научных споров — является ли мозг источником сознания — в холотропном дыхании интерпретируется однозначно: нет, не является:

«Однако, было бы большим логическим скачком на основании имеющихся данных считать эти корреляции доказательством того, что мозг — действительно источник сознания. Подобный вывод был бы равноценен заключению о том, что телевизионная программа рождается внутри телевизора».

Гроф вводит в концепцию холотропного дыхания термин «трансперсональность», который подразумевает связь любого человека через коллективное бессознательное со всем человечеством.

Холотропное дыхание и экзистенциалисты

Опыт холотропного дыхания связан с концентрацией холонавта на текущем моменте. По свидетельствам многих участников, сам опыт концентрации сильно отличается от их жизненной позиции.

«Экзистенциалисты говорят о „самопроецировании» в будущее — стратегии, составляющей основное заблуждение человеческой жизни. Это, в сущности, стратегия поражения, так как она в принципе не способна приносить осуществление и удовлетворение, которых от нее ожидают».

Один из ярчайших экзистенциалистов Альбер Камю задолго до изобретения холотропного дыхания писал: «Настоящая щедрость к будущему состоит в том, чтобы отдать всего себя настоящему».

Критика

Во-первых, эффективность метода не доказана. И вообще он слабо изучен: некоторые специалисты полагают, что холотропное дыхание, напротив, ухудшает работу мозга. Во-вторых, такая практика может быть опасной и имеет множество явных противопоказаний: от ОРВИ до сердечно-сосудистых заболеваний и эпилепсии. Поэтому если все же решите попробовать, обязательно предварительно проконсультируйтесь с врачом.

Фото: Hey Paul Studios

Текст: Андрей Разумовский, культуролог. Пишет материалы, которые меняют его жизнь.

Подписывайтесь на нас в соцсетях — это удобно:

Читайте также:

Источник