Противопоказания при тушении пожаров
Существует различные способы тушения пожаров. Правильность организационных решений и целесообразность используемого при этом оборудования определяют эффективность всего процесса. Нужно понимать, что универсального способа, позволяющего обеспечить эффективное тушение любого пожара, просто не существует. Здесь важно учитывать множество факторов и в соответствии с этим принимать правильные решения. Только в таком случае можно будет рассчитывать на хороший результат.
Классификация и виды пожаров
Все известные человечеству материалы и вещества можно разделить на три группы горючести:
- Негорючие.
- Трудногорючие. Сюда относятся те вещества, которые могут воспламеняться исключительно под воздействием очень высокой температуры, при этом сами гореть не могут.
- Горючие. Быстро воспламеняются под воздействием открытого источника огня или высокой температуры.
Классификация пожаров зависит от вида возгораемого материала. В зависимости от горючего материала, зависят способы тушения пожара. Существуют материалы, которые вступают в химическую реакцию друг с другом, демонстрируя при этом эффект настоящей бомбы. Самый банальный пример – бензин нельзя тушить водой. Выделяют 14 основных классов:
- Класс А. Твердые вещества, например, древесные материалы.
- Класс А1. Помимо горения, осуществляется и тление материала.
- Класс А2. Горение с тлением пластмассовых изделий.
- Класс В. Горение легковоспламеняющихся жидкостей.
- Класс В1. Горение хорошо воспламеняющихся жидкостей, не растворимых в воде.
- Класс В2. Горение жидкостей, растворяемых в воде.
- Класс С. Горение газа.
- Класс D. Горение металлов.
- Класс D1. Горение легких металлов и легких металлических сплавов.
- Класс D2. Горение щелочных металлов.
- Класс D3. Горение металлоорганических соединений.
- Класс Е. Горение электроустановок.
- Класс F. Горение радиоактивных веществ.
Также важно учитывать еще одну классификацию, которая касается зоны пожара:
- Открытое пространство.
- Внутренняя площадь помещения.
Алгоритм тушения огня
Тушение возгорания
Чтобы обеспечить эффективное тушение пожара, необходимо понять не только то, какие именно материалы или вещества горят, но и где это происходит. Выяснив это, можно будет легко подобрать подходящее средство пожаротушения.
Такие знания человек получает еще со школы. Дальше теория закрепляется на инструктажах и занятиях по пожаробезопасности. Таким образом, полезные знания – это тоже весьма эффективная мера для предотвращения, распространения и ликвидации пожара. Последовательность всей работы можно разделить на несколько этапов:
- При обнаружении очага возгорания использовать первичные средства пожаротушения. Если будет использоваться огнетушитель, крайне важно знать, можно ли его применять для тушения того или иного класса пожара.
- Если автоматическая система пожаротушения не сработала, нужно перевести ее в ручной режим и активировать самостоятельно.
- Провести эвакуационные мероприятия.
- Параллельно с первым этапом связаться с ближайшей пожарной частью и сообщить о пожаре.
- Дождаться пожарную службу и сопроводить их к месту пожара.
Как тушить пожары в зависимости от их класса
Выделяют три основные стадии пожара:
- Начальная. Основное отличие – это небольшая площадь охваченная огнем (не больше 2 квадратных метров). Сопровождается значительным количеством дыма, нестабильностью пламени и невысокой температурой. Справиться с ней можно первичными средствами пожаротушения. Огнетушители или песок отлично справятся с задачей.
- Основная стадия. Огонь охватывает весь объект или большие его части. В данном случае можно руководиться следующим правилом: чем больше есть под рукой средств для ликвидации пожара, тем лучше. Здесь уже требуется вмешательство подразделений МЧС, которые будут использовать не только первичные, но и технические средства для тушения пожаров.
- Заключительная. Пожарная нагрузка снижается, так как все материалы, которые могли сгореть, уже сгорели или пожар был потушен. Может сопровождаться разрушением зданий. Пожар заливается огнегасительным средством, что позволяет исключить тление. Начинается этап разбора завалов.
Способы и средства пожаротушения зависят от особенностей самого пожара, а также присвоенного ему класса:
- Пожар класса А ликвидируется водой или раствором на основе воды.
- Класс В. Как правило, используется пена.
- Класс С. Используются ингибирующие средства, снижающие тепловую нагрузку.
- Класс Е. Негорючие газы и углекислота.
Способы локализации пожаров
Ликвидация возгорания
Есть основные способы прекращения горения на пожаре:
- Устранить пламя механическим способом.
- Перекрыть кислород.
- Перекрыть доступ к зоне возгорания легковоспламеняющихся материалов и веществ.
- Смешать горючие вещества и материалы с негорючими.
- Снизить температуру. Это позволяет не только потушить пожар, но и предотвратить его повторное возникновение.
- Использовать специальные технологические приемы. Внутрь трубопроводов устанавливаются специальные клапаны, которые снижают тепловую нагрузку, когда огонь охватывает их.
Существует различные способы тушения пожаров. Правильность организационных решений и целесообразность используемого при этом оборудования определяют эффективность всего процесса. Нужно понимать, что универсального способа, позволяющего обеспечить эффективное тушение любого пожара, просто не существует. Здесь важно учитывать множество факторов и в соответствии с этим принимать правильные решения. Только в таком случае можно будет рассчитывать на хороший результат.
Средства пожаротушения
- Первичные. Простые в использовании и мобильные. Используются на первой стадии возгорания. Помогают осуществить тушение пожаров в жилых и общественных зданиях, небольших предприятиях, СТО, кафе и других местах, где наблюдается большое скопление людей.
- Стационарные. Системы, где в качестве огнетушащего вещества может использоваться вода или пена. Чаще представлены в автоматической категории, но могут запускаться вручную.
- Полустационарные. Отличаются мобильностью и могут перемещаться с места на место на небольшие расстояния.
- Мобильные. Сюда относятся средства, которые могут быть задействованы во время тушения пожара и продемонстрировать в этом направлении хорошую эффективность: спецтехника, вертолеты, суда, поезда и прочее.
Простейшие средства
- Вода. Является универсальным средством, но не может использоваться для тушения бензина, а также при наличии оголенных проводов под напряжением. Как правило, с ее помощью осуществляется тушение пожаров в жилых зданиях, так как вода является безопасным для человека веществом.
- Песок. Снижает тепловую нагрузку, минимизирует доступ кислорода к очагу, позволяет механическим путем сбить огонь.
- Войлочное полотно. Перекрывает доступ кислорода к очагу. Является эффективным средством, которое применяется на начальной стадии пожара.
Огнетушащие средства
- Вода. Отличается доступностью и низкой стоимостью. Отличается высокой теплоемкостью и химической инертностью к большинству материалов.
- Воздушно-механическая пена.
- Огнетушащие порошки.
- Огнетушащие аэрозоли.
- Инертные разбавители.
- Ингибиторы.
Установки пожаротушения
Система тушения пожара
Могут быть ручными, полуавтоматическими и автоматическими. Выделяют водяные установки с дренчерными или спринклерными оросителями, с тонкораспыленной водой и пенные. Также выделяют порошкове, газовые, аэрозольные и комбинированные автоматические установки пожаротушения.
Технические средства
- Установки АПС, СОУЭ, АУПТ.
- Первичные и мобильные средства.
- Пожарное оборудование.
- Средства для защиты органов дыхания и кожных покровов.
- Ручные и механические инструменты.
Первичные средства
- Огнетушители, независимо от вида.
- Пожарные краны.
- Весь пожарный инвентарь, начиная от пожарного ведра и заканчивая лопатой для песка.
- Защитные противопожарные полотна.
- Переносные установки с аэрозолем.
Мобильные средства
- Специальный наземный транспорт.
- Авиатехника.
- Суда и поезда.
- Военная техника и техника, подходящая для пожаротушения.
- Мобильные пожарные мотопомпы.
Подручные средства
Лопата и ведро для тушения пожара
- Лопаты (штыковая и совковая).
- Топоры и ломы для пробития преград.
- Одежда и накидки из плотных тканей, которыми можно перекрыть кислород к очагу, а также потушить горящую одежду на человеке.
Какие системы пожаротушения рекомендуется использовать
Универсальной системы пожаротушения, которая бы смогла справиться с пожаром любого класса и смогла ликвидировать очаг, независимо от отхваченной площади, просто не существует. Чтобы подобрать правильную систему пожаротушения, важно учитывать огромное количество факторов. Хорошо себя демонстрируют автоматические системы пожаротушения, где датчики автоматически фиксируют дым, огонь и любые изменения в воздухе, после чего активируют систему безопасности и без участия человека начинают борьбу с возгоранием, демонстрируя при этом отличную эффективность.
Заключение
Несмотря на то, что процессы тушения пожаров сегодня отработаны до мелочей, существует огромное количество факторов, действие которых могут повернуть ситуацию не в самую лучшую сторону. Крайне важно предугадывать ситуацию наперед и быть готовым ко всему, имея при этом под рукой все необходимое снаряжение, что обеспечит быструю ликвидацию пожара и не допустит человеческих жертв.
Видео по теме
Оценка статьи:
(пока оценок нет)
Загрузка…
ВНИМАНИЕ:
Вы смотрите текстовую часть содержания конспекта, материал доступен по кнопке Скачать
Тушение пожаров в условиях неудовлетворительного противопожарного водоснабжения
Тушение пожара при недостатке воды имеет ряд особенностей, затрудняющих работу пожарных. Основной из них является подача необходимого количества воды к очагу пожара от водоисточников, расположенных на значительном удалении, для чего требуется привлечение почти всего личного состава, а также боевой техники.
По прибытию к месту пожара 1 РТП должен:
- организовать подачу стволов на решающем направлении, обеспечивая локализацию и ликвидацию пожара на других участках путём разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
- принять меры для выяснения места расположения ближайших водоисточников, от которых можно получить дополнительное количество воды путём установки пожарной техники для работы в перекачку или подвоза воды АЦ, техникой народного хозяйства. Разведка водоисточников проводится путем высылки пожарных для отыскания дополнительных водоисточников, опросом граждан и представителей объекта.
Работа тыла:
Для организации слаженной работы и руководства личным составом, работающим на подаче (подвозе) воды назначают начальника тыла. В зависимости от обстановки размера и сложности пожара начальником тыла может быть пожарный (колонщик), командир отделения или лицо начсостава. Цель работы тыла в данном случае – обеспечение достаточного количества воды и бесперебойной её подачи для тушения пожара.
Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды
Мероприятия обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды
Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта. Схемы подачи воды на пожар в перекачку и гидроэлеваторными системами. Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях.
Мероприятия, обеспечивающие успешное тушение пожаров при недостатке воды:
- принимать меры к использованию иных огнетушащих веществ;
- организовывать подачу пожарных стволов только на решающем направлении, обеспечивая локализацию пожара на других участках путем разборки конструкций и создания необходимых разрывов;
- проводить дополнительную разведку водоисточников для выявления запасов воды (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды и т.п.);
- организовывать подачу воды на тушение развившихся пожаров с помощью насосных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также перекачкой насосами пожарных автомобилей;
- обеспечивать подвоз воды автоцистернами, бензовозами и т.п. если невозможна подача воды по магистральным рукавным линиям (отсутствие рукавов, техники, пожарных автомобилей, водоисточников). Применять такое количество пожарных стволов, которое обеспечивает непрерывное их действие с учетом запасов и подвоза воды;
- устраивать организованную заправку пожарных машин горючим и огнетушащими веществами;
- осуществлять пополнение водоемов малой емкости;
- организовать забор воды с помощью гидроэлеваторов, мотопомп или других средств, если перепад высот между пожарным автомобилем и уровнем воды в водоеме превышает максимальную высоту всасывания насоса или отсутствуют подъезды к водоемам;
- организовывать строительство временных пожарных водоемов и пирсов при тушении крупных, сложных и продолжительных пожаров;
- подавать пожарные стволы с насадками малого диаметра, использовать перекрывные стволы – распылители, применять смачиватели и пену, обеспечивая экономное расходование воды;
- принимать меры к повышению давления в водопроводе, отключению отдельных участков водопроводной сети для направления большего количества воды к месту пожара, а при недостаточном давлении в нем осуществлять забор воды из колодца пожарного гидранта через жесткие всасывающие пожарные рукава;
- организовывать работу по предотвращению распространения огня путем разборки конструкций, удаления горящих предметов и отдельных конструкций здания (или сноса зданий и сооружений), а также ликвидацию горения подручными средствами и материалами.
Особенности организации тушения пожаров при подвозе воды автоцистернами и другими автомобилями. Организация заправки автомобилей водой из открытого водоема, артезианской скважины, градирни, гидранта:
При недостатке воды очень важно принять своевременно меры к подвозу её от ближайших водоисточников, используя для этого пожарную технику и технику народного хозяйства. При организации подвоза воды необходима чёткая и организованная работа водителей АЦ, от которой зависит бесперебойная работа поданных на решающем направлении стволов и дальнейшее введение дополнительных стволов для локализации и ликвидации пожара.
Для сокращения времени при заправке АЦ на водоисточнике и опорожнения их на месте пожара необходимо организовать у водоисточника пункт заправки водой, а на месте пожара – пункт расхода воды. На пункте заправки автоцистерн целесообразно устанавливать автонасосы и мотопомпы; на пункте расхода воды – автоцистерны, в которые сливают воду для обеспечения бесперебойной подачи воды.
Способы заправки автоцистерн водой и схемы организации расхода воды при ее подвозе на пожар:
Схема расхода воды из АЦ
Для забора воды из естественных водоисточников, не имеющих оборудованных подъездов или водоисточников находящихся ниже уровня всасывания насоса используют гидроэлеваторы.
Забор воды из естественных водоисточников
Как показывает практика гидроэлеваторы можно применять для забора воды из открытых водоисточников при высоте подъёма до 20 метров, расположенных на расстоянии до 100 метров при толщине слоя воды не менее 5 см. При нормальной работе гидроэлеватора он способен подать не менее 600 л/мин воды, что достаточно для работы 1 ствола с диаметром спрыска 19 мм или 2 – 3 с диаметром спрыска 13 мм.
Вам будет интересно посмотреть материалы наших статей:
- Схема при заборе воды насос гидроэлеватор цистерна насос;
- Схема при заборе воды насос гидроэлеватор разветвление насос;
- Схема при заборе воды насос гидроэлеватор насос.
Подача воды способом перекачки применяется при значительном удалении от водоисточников, так как один насос установленный на водоисточник не способен создать давление достаточное для преодоления потерь напора в рукавах и создания рабочих струй стволов на месте пожара.
Схема – из насоса в насос
Схема из насоса в насос
Взаимодействие со службами города и объекта в целях повышения давления в водопроводных сетях
Со службами города, водоканалом, а также с администрацией объектов заблаговременно разрабатываются и согласовываются планы взаимодействия на случай пожара и необходимости поднятия давления в водопроводных сетях. Согласно этих документов, по требованию РТП водоканал в течении 10 минут осуществляется подъем напора в водопроводной сети , а при необходимости производит отключение участков водопровода для направления к месту пожара дополнительного количества воды. На объектах (в частности на БКХП) обслуживающий персонал должен задействовать насосы повысители для поднятия напора в местной водопроводной сети.
Требования правил охраны труда при ведении боевых действий
Требования правил охраны труда при ведении боевых действий:
- запрещено начинать боевое развертывание до полной остановки пожарного автомобиля;
- запрещено использовать для освещения колодцев пожарных гидрантов, газо- и теплокоммуникаций открытый огонь;
- запрещено спускаться в колодцы водо-, газо-, техкоммуникаций без СИЗОД и спасательной веревки; одевать на себя лямку присоединенного к рукавной линии пожарного ствола при подъеме на высоту и при работе на высоте;
- запрещено находиться под грузом при его подъеме или спуске на спасательных веревках (инструмент, ПТВ, и др.);
- запрещено переносить механизированный и электрифицированный инструмент в работающем состоянии, обращенный рабочими поверхностями (режущими, колющими и т.п.) по ходу движения, а поперечные пилы и ножовки – без чехлов;
- не поднимать на высоту рукавную линию, заполненную водой;
- запрещено подавать воду в незакрепленные рукава до выхода ствольщиков на исходные позиции или подъема на высоту (вертикальные рукавные линии должны крепиться из расчета не менее одной рукавной задержки на каждый рукав);
- подавать воду в рукавные линии следует постепенно повышая давление, чтобы избежать падения ствольщиков и разрыва рукавов.
Подача огнетушащих веществ разрешается только по приказанию оперативных должностных лиц на пожаре или непосредственных начальников.
При использовании пожарного гидранта его крышку открывают специальным крючком или ломом. При этом следят за тем, чтобы крышка не упала на ноги.
Ñïåöèôèêà ïîæàðíîé îïàñíîñòè îáúåêòîâ, ñâÿçàííûõ ñ îáðàùåíèåì ãàçîâûõ áàëëîíîâ.
Øèðîêîå èñïîëüçîâàíèå íà ïðàêòèêå ñæèæåííûõ óãëåâîäîðîäíûõ è ñæàòûõ ãàçîâ (ÑÓÃ) îáóñëîâèëî ïðèìåíåíèå ðåçåðâóàðîâ (áàëëîíîâ) äëÿ õðàíåíèÿ è òðàíñïîðòèðîâêè ýòèõ ïðîäóêòîâ â ðàçëè÷íûõ îòðàñëÿõ ïðîìûøëåííîñòè è â áûòó.
Áàëëîíû, ñîäåðæàùèå ÑÓÃ, îáëàäàþò âûñîêîé ïîæàðíîé îïàñíîñòüþ, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ êðóïíûìè èíöèäåíòàìè íà îáúåêòàõ ñ èõ íàëè÷èåì. Èç âñåõ óãëåâîäîðîäíûõ ãàçîâ íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿåò àöåòèëåí.
Îñîáóþ îïàñíîñòü ïðåäñòàâëÿþò ãàçîâûå áàëëîíû íà ïîæàðå äëÿ ó÷àñòíèêîâ åãî òóøåíèÿ.
Ïîæàðû íà îáúåêòàõ, ñâÿçàííûõ ñ îáðàùåíèåì áàëëîíîâ ñ ãàçîì ïîä äàâëåíèåì, õàðàêòåðèçóþòñÿ âîçìîæíîñòüþ ïðîÿâëåíèÿ â ðàçëè÷íîì ñî÷åòàíèè ñëåäóþùèõ îïàñíûõ ñöåíàðèåâ:
— òåïëîâîãî âîçäåéñòâèÿ «ïîæàðà-âñïûøêè»;
— âîçäåéñòâèÿ âîëíû ñæàòèÿ âçðûâà;
— òåïëîâîãî âîçäåéñòâèÿ îãíåííîãî øàðà;
— òåïëîâîãî âîçäåéñòâèÿ ñòðóéíîãî ôàêåëà ãîðÿùåãî ãàçà;
— îñêîëêîâ ðàçîðâàâøåãîñÿ áàëëîíà;
— óäóøüÿ â ðåçóëüòàòå óìåíüøåíèÿ ñîäåðæàíèÿ êèñëîðîäà â âîçäóõå ïðè ñêîïëåíèè â íåì ãàçîâ â èçáûòî÷íîì êîëè÷åñòâå;
— íàðêîòè÷åñêîãî äåéñòâèÿ îòäåëüíûõ ãàçîâ, äàæå ïðè íåçíà÷èòåëüíîé êîíöåíòðàöèè â âîçäóõå.
Ïðè òóøåíèè îáúåêòîâ ñ íàëè÷èåì ãàçîâûõ áàëëîíîâ ñëåäóåò ó÷èòûâàòü ôèçèêî-õèìè÷åñêèå ñâîéñòâà ïðèìåíÿåìîãî ãàçà.
Îñíîâíûìè êîìïîíåíòàìè ñæèæåííûõ óãëåâîäîðîäíûõ ãàçîâ ÿâëÿþòñÿ ïðîïàí è áóòàí. Îíè òîêñè÷íû, èõ ïàðû ìîãóò ñêàïëèâàòüñÿ â íèçêèõ è íåïðîâåòðèâàåìûõ ìåñòàõ, òàê êàê îáëàäàþò áîëüøåé ïëîòíîñòüþ (â 1,5-2 ðàçà), ÷åì âîçäóõ. Óãëåâîäîðîäíûå ñæèæåííûå ãàçû (ïîñëå èñïàðåíèÿ) îáðàçóþò ñ âîçäóõîì âçðûâîîïàñíûå ñìåñè.
Ïîêàçàòåëè ïîæàðîâçðûâîîïàñíîñòè íàèáîëåå ðàñïðîñòðàíåííûõ ãàçîâ.
ïðîïàí, Ñ3Í8, ãîðþ÷èé ãàç, òåìïåðàòóðà âñïûøêè -96 °Ñ, òåìïåðàòóðà ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ 470 °Ñ, êîíöåíòðàöèîííûå ïðåäåëû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïëàìåíè 2,3-9,4 % (îá.);
áóòàí, C4H10, ãîðþ÷èé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 2,0665, òåìïåðàòóðà âñïûøêè -69 °Ñ, òåìïåðàòóðà ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ 405 °Ñ, êîíöåíòðàöèîííûå ïðåäåëû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïëàìåíè 1,8-9,1 % (îá.);
ìåòàí, ÑÍ4, ãîðþ÷èé áåñöâåòíûé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 0,5517, òåìïåðàòóðà ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ 537 0C, êîíöåíòðàöèîííûå ïðåäåëû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïëàìåíè 5,28-14,1 % (îá.) â âîçäóõå;
àöåòèëåí, Ñ2Í2, ãîðþ÷èé âçðûâîîïàñíûé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 0,9107, òåìïåðàòóðà ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ 335 °Ñ, íèæíèé êîíöåíòðàöèîííûé ïðåäåë ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïëàìåíè 2,5 % (îá.). Àöåòèëåí ðàçëàãàåòñÿ ñ âûäåëåíèåì áîëüøîãî êîëè÷åñòâà òåïëà è ïðè îïðåäåëåííûõ óñëîâèÿõ ñî âçðûâîì. Ëåãêî ðåàãèðóåò ñ ñîëÿìè ñåðåáðà, ìåäè è ðòóòè è îáðàçóåò ïðè ýòîì íåñòîéêèå âçðûâ÷àòûå àöåòèëåíèäû. Àöåòèëåí õðàíèòñÿ â áàëëîíàõ ñ ïîðèñòîé ìàññîé ïðè äàâëåíèè 1-1,5 ÌÏà (10-15 àòè);
âîäîðîä, Í2, ãîðþ÷èé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 0,0695, òåìïåðàòóðà ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ 510 °Ñ, êîíöåíòðàöèîííûå ïðåäåëû ðàñïðîñòðàíåíèÿ ïëàìåíè 4,12-75,0 % (îá.) â âîçäóõå. Âîäîðîä õðàíèòñÿ è òðàíñïîðòèðóåòñÿ ê ìåñòó ðàáîòû â ñòàëüíûõ áàëëîíàõ ïîä äàâëåíèåì 15 ÌÏà (150 àòè);
êèñëîðîä, Î2, áåñöâåòíûé ãàç, ñèëüíûé îêèñëèòåëü, ïëîòíîñòü ãàçà ïî âîçäóõó 1,105.  àòìîñôåðå, îáîãàùåííîé êèñëîðîäîì, ãîðþ÷èå âåùåñòâà ñòàíîâÿòñÿ áîëåå îïàñíûìè: ëåã÷å çàãîðàþòñÿ, èìåþò áîëåå íèçêóþ òåìïåðàòóðó ñàìîâîñïëàìåíåíèÿ, áîëüøóþ ñêîðîñòü âûãîðàíèÿ è ïîëíîòó ñãîðàíèÿ. Äëÿ òóøåíèÿ âåùåñòâ â àòìîñôåðå, îáîãàùåííîé êèñëîðîäîì, îãíåòóøàùèå âåùåñòâà íåîáõîäèìî ïîäàâàòü ñ èíòåíñèâíîñòüþ 40 ë/ñ è áîëåå;
àçîò, N2, íåãîðþ÷èé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 0,967. Àçîò íàõîäèòñÿ â áàëëîíàõ ïîä äàâëåíèåì 15 ÌÏà (150 àòè);
óãëåêèñëîòà, ÑÎ3, íåãîðþ÷èé ãàç, ïëîòíîñòü ïî âîçäóõó 1,51, òåìïåðàòóðà êèïåíèÿ -78,5 °Ñ. Óãëåêèñëûé ãàç íàõîäèòñÿ â áàëëîíàõ ïîä äàâëåíèåì 6 ÌÏà (60 àòè).
Ïðèìåíÿåìûå â áûòó ñæèæåííûå óãëåâîäîðîäíûå ãàçû èìåþò òåìïåðàòóðó êèïåíèÿ â ïðåäåëàõ îò -0,5 äî -50 °Ñ è íèæå. Ïðè èñïàðåíèè 1 êã æèäêîãî ãàçà â íîðìàëüíûõ óñëîâèÿõ îáðàçóåòñÿ îêîëî 380-530 ë ãàçîîáðàçíîãî ïðîäóêòà (ïàðà). Äëÿ îáðàçîâàíèÿ ïîæàðîâçðûâîîïàñíîé ãàçîâîçäóøíîé ñìåñè äîñòàòî÷íî íåáîëüøîé óòå÷êè ãàçà, à åå âîñïëàìåíåíèå ìîæåò ïðîèçîéòè ïðàêòè÷åñêè îò ëþáîãî èñòî÷íèêà çàæèãàíèÿ. Âûñîêàÿ èñïàðÿåìîñòü è ïàðîîáðàçóþùàÿ ñïîñîáíîñòü ñæèæåííûõ óãëåâîäîðîäíûõ ãàçîâ îáóñëîâëèâàþò âûñîêóþ ñêîðîñòü èõ âûãîðàíèÿ è çíà÷èòåëüíûå ðàçìåðû çîíû ãîðåíèÿ. Òåìïåðàòóðà ïëàìåíè ôàêåëà äîñòèãàåò 1500 °Ñ.
Ñæèæåííûå ãàçû îáëàäàþò áîëüøèì êîýôôèöèåíòîì îáúåìíîãî ðàñøèðåíèÿ, â ñâÿçè ñ ýòèì ïðè íàãðåâå áàëëîíîâ â íèõ áûñòðî ðàñòåò äàâëåíèå è âîçíèêàåò óãðîçà âçðûâà.
Îñîáåííîñòè ïîâåäåíèÿ ãàçîâûõ áàëëîíîâ íà ïîæàðå.
Ïðè ïîæàðàõ íà îáúåêòàõ ñ íàëè÷èåì áàëëîíîâ ñ ãàçàìè, ïîìèìî îñíîâíûõ ôàêòîðîâ ïîæàðà (îòêðûòûé îãîíü, ïîâûøåííàÿ òåìïåðàòóðà îêðóæàþùåé ñðåäû, òîêñè÷íûå ïðîäóêòû ãîðåíèÿ è ò. ä.), êàê ïðàâèëî, ïðîÿâëÿþòñÿ âòîðè÷íûå ôàêòîðû:
— âîëíà ñæàòèÿ, îáðàçóþùàÿñÿ ïðè âçðûâå áàëëîíà è âëåêóùàÿ çà ñîáîé ðàçðóøåíèå çäàíèé èëè îòäåëüíûõ èõ ÷àñòåé, çàãðîìîæäåíèå äîðîã è ïîäúåçäîâ ê ãîðÿùåìó îáúåêòó è âîäîèñòî÷íèêàì, ðàçðóøåíèå (èëè ïîâðåæäåíèå) íàðóæíîãî è âíóòðåííåãî âîäîïðîâîäîâ, ïîæàðíîé òåõíèêè, ñòàöèîíàðíûõ ñðåäñòâ òóøåíèÿ, òåõíîëîãè÷åñêîãî îáîðóäîâàíèÿ, âîçíèêíîâåíèå íîâûõ î÷àãîâ ïîæàðîâ è âçðûâîâ, ñîïðîâîæäàåòñÿ âûñîêîòåìïåðàòóðíûì âûáðîñîì ãàçîâ (ïëàìåíè);
— îñêîëêè è äåòàëè ðàçîðâàâøèõñÿ áàëëîíîâ;
— òåïëîâîå èçëó÷åíèå.
Îñîáåííîñòè îïåðàòèâíî-òàêòè÷åñêîé îáñòàíîâêè ïðè âîçäåéñòâèè òåïëîâîãî èçëó÷åíèÿ íà áàëëîíû ñ ðàçëè÷íûìè ãàçàìè â î÷àãå ïîæàðà:
à) áàëëîí ñ áûòîâûì ãàçîì.
Ïðè ïîïàäàíèè áàëëîíà ñ ÑÓà (áûòîâûì ãàçîì) â î÷àã ïîæàðà ïðîèñõîäèò íàãðåâàíèå ñîñóäà, ÷òî ïðèâîäèò ê êèïåíèþ æèäêîé ôàçû è ïîâûøåíèþ äàâëåíèÿ â íåì. Ïëàìÿ íàãðåâàåò ñòåíêè ñîñóäà è îñëàáëÿåò èõ ïåðâîíà÷àëüíóþ ïðî÷íîñòü âñëåäñòâèå íåðàâíîìåðíîãî ïðîãðåâà ïîâåðõíîñòè, ÷òî, êàê ïðàâèëî, ïðèâîäèò ê ðàçðóøåíèþ ñîñóäà. Ïðè ýòîì ïàðû îò ìãíîâåííîãî èñïàðåíèÿ æèäêîñòè çàæèãàþòñÿ è îáðàçóåòñÿ «îãíåííûé øàð».
Ïðè âçðûâå áûòîâîãî ãàçîâîãî áàëëîíà ñ ïðîïàí-áóòàíîì â î÷àãå ïîæàðà âîçìîæíû ñöåíàðèè ðàçâèòèÿ àâàðèè êàê ñ îáðàçîâàíèåì, òàê è áåç îáðàçîâàíèÿ «îãíåííîãî øàðà».
 ðåçóëüòàòå ïðîâåäåííûõ èññëåäîâàíèé íà îòêðûòîé ïëîùàäêå óñòàíîâëåíî ñëåäóþùåå:
— ïðè ïîïàäàíèè 50-ëèòðîâîãî ãàçîâîãî áàëëîíà ñî ñæèæåííûì ãàçîì â î÷àã ïîæàðà åãî ðàçãåðìåòèçàöèÿ ñ ïîñëåäóþùèì âçðûâîì ïðîèñõîäèò â òå÷åíèå ïåðâûõ 3,5 ìèí;
— ðàçðûâ áàëëîíà, êàê ïðàâèëî, ïðîèñõîäèò ïî áîêîâîé îáðàçóþùåé, ìàêñèìàëüíûé ðàäèóñ ðàçëåòà îñêîëêîâ áàëëîíà, ðàçîðâàâøåãîñÿ íà îòêðûòîé ïëîùàäêå, ñîñòàâëÿåò 250 ì, âûñîòà ïîäúåìà îñêîëêîâ îêîëî 30 ì;
— ïðè âçðûâå ãàçîâîãî áàëëîíà ñî ñæèæåííûì ãàçîì âîçìîæíî îáðàçîâàíèå «îãíåííîãî øàðà» äèàìåòðîì 10 ì;
— âñëåäñòâèå ñíèæåíèÿ ïðî÷íîñòè ñòåíîê áàëëîíà åãî ðàçãåðìåòèçàöèÿ ïðîèñõîäèò ïðè äàâëåíèè 5,3-8,5 ÌÏà (53-85 àòè).
Ïðè ïîæàðå ñæèæåííûé ãàç, âûõîäÿùèé èç áàëëîíà, ìîæåò ãîðåòü â ïàðîâîé, æèäêîé è ïàðîæèäêîñòíîé ôàçàõ, êàæäàÿ èç êîòîðûõ èìååò ñâîþ òåìïåðàòóðó ãîðåíèÿ.
Õàðàêòåð èñòå÷åíèÿ ãàçà èç áàëëîíà ìîæíî îïðåäåëèòü ïî öâåòó è âèäó ïëàìåíè:
— â ïàðîâîé ôàçå ãàç ãîðèò ñâåòëî-æåëòûì ïëàìåíåì;
— â æèäêîé ôàçå ïëàìÿ ÿðêî-îðàíæåâîå ñ âûäåëåíèåì ñàæè;
— â ïàðîæèäêîñòíîé ôàçå ãîðåíèå ïðîèñõîäèò ñ ïåðèîäè÷åñêè ìåíÿþùåéñÿ âûñîòîé ïëàìåíè.
Äàííûå ïðèçíàêè âèäèìîãî ïëàìåíè ÿâëÿþòñÿ êîñâåííûìè õàðàêòåðèñòèêàìè ðàçãåðìåòèçàöèè áàëëîíà ñ áûòîâûì ãàçîì.
á) áàëëîí ñ àöåòèëåíîì.
Ðàáî÷åå äàâëåíèå ãàçà â íàïîëíåííîì àöåòèëåíîì áàëëîíå íå äîëæíî ïðåâûøàòü 1,6 ÌÏà (16 àòè) ïðè òåìïåðàòóðå 20 °Ñ. Ïðè äðóãèõ òåìïåðàòóðàõ äàâëåíèå ãàçà â áàëëîíå äëÿ àöåòèëåíà äîëæíî áûòü íå áîëåå óêàçàííîãî â òàáë. 1.
Òàáëèöà 1.
Òåìïåðàòóðà,0Ñ | -10 | -5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | |
Äàâëåíèå â áàëëîíå | 7 | 8 | 9 | 12 | 14 | 16 | 18 | 20 | 22.5 | 25 |
Ñ óâåëè÷åíèåì òåìïåðàòóðû âûøå 56 °Ñ ðåçêî ïàäàåò ðàñòâîðèìîñòü àöåòèëåíà â àöåòîíå è àöåòèëåí èç ðàñòâîðåííîãî ñîñòîÿíèÿ ïåðåõîäèò â ãàçîîáðàçíîå. Äàâëåíèå â áàëëîíå äîïîëíèòåëüíî óâåëè÷èâàåòñÿ â ðåçóëüòàòå èñïàðåíèÿ àöåòîíà è íàãðåâà åãî ïàðîâ. Ïðè ïîâûøåíèè òåìïåðàòóðû îò 20 äî 100 °Ñ äàâëåíèå â áàëëîíå âîçðàñòàåò â 11,2 ðàçà è ñîñòàâëÿåò 17,9 ÌÏà (179 àòè).
Õèìè÷åñêè ÷èñòûé ãàçîîáðàçíûé àöåòèëåí (áåç ñìåñè ñ âîçäóõîì èëè êèñëîðîäîì) âçðûâàåòñÿ ïðè èçáûòî÷íîì äàâëåíèè 0,2 ÌÏà (2 àòè) è òåìïåðàòóðå âûøå 450-500 °Ñ.
 ñëó÷àå âîçíèêíîâåíèÿ ïîæàðà â ïîìåùåíèè àöåòèëåíîâûå áàëëîíû ïðåäñòàâëÿþò íàèáîëüøóþ îïàñíîñòü.
â) áàëëîí ñ êèñëîðîäîì.
Àâàðèéíàÿ ðàçãåðìåòèçàöèÿ êèñëîðîäíîãî áàëëîíà ïðèâîäèò ê âîñïëàìåíåíèþ ïðîìàñëåííûõ ñòðîèòåëüíûõ êîíñòðóêöèé è îäåæäû ó÷àñòíèêîâ òóøåíèÿ ïîæàðà, à òàêæå ê èíòåíñèôèêàöèè ïðîöåññà ãîðåíèÿ. Ïðè íàãðåâàíèè áàëëîíà ñ êèñëîðîäîì äàâëåíèå ãàçà ïîâûøàåòñÿ. Èçìåíåíèå äàâëåíèÿ êèñëîðîäà â áàëëîíå â çàâèñèìîñòè îò òåìïåðàòóðû ïðèâåäåíî â òàáë. 2.
Òàáëèöà 2.
Òåìïåðàòóðà,0Ñ | 10 | 20 | 30 | 40 | 50 | 60 |
Äàâëåíèå â áàëëîíå | 145 | 150 | 155 | 160 | 165 | 170 |
ã) áàëëîí ñ âîäîðîäîì.
 óñëîâèÿõ ïîæàðà ïðè óâåëè÷åíèè òåìïåðàòóðû (ñîîòâåòñòâåííî è äàâëåíèÿ) âîäîðîä äèôôóíäèðóåò â ìàòåðèàë ñòåíîê áàëëîíà, ÷òî âëå÷åò çà ñîáîé ïîòåðþ ïåðâîíà÷àëüíîé ïðî÷íîñòè áàëëîíà è åãî âçðûâ.
ä) áàëëîí ñ àçîòîì.
 óñëîâèÿõ ïîæàðà óâåëè÷èâàåòñÿ äàâëåíèå àçîòà â áàëëîíå, ÷òî ìîæåò ïîâëå÷ü çà ñîáîé äåôîðìàöèþ è ðàçðóøåíèå ñòåíîê áàëëîíà.
Èçìåíåíèå äàâëåíèÿ àçîòà â áàëëîíå, íîðìàëüíîå äàâëåíèå êîòîðîãî ïðè òåìïåðàòóðå 20 °Ñ ñîñòàâëÿåò 15 ÌÏà (150 àòè), â çàâèñèìîñòè îò òåìïåðàòóðû ïðèâåäåíî â òàáë. 3.
Òàáëèöà 3.
Òåìïåðàòóðà,0Ñ | -20 | 20 | 40 | 60 | 80 | 100 | 120 | 140 | 160 | 180 | |
Äàâëåíèå â áàëëîíå, àòè | 130 | 140 | 150 | 160 | 170 | 190 | 200 | 210 | 220 | 230 | 240 |
Îñíîâíûå òàêòè÷åñêèå ïðèåìû ïðè ëèêâèäàöèè ïîæàðà â óñëîâèÿõ âîçìîæíîãî âçðûâà áàëëîíà ñ ãàçîì.
Òàêòèêà äåéñòâèé ïîäðàçäåëåíèé ÃÏÑ ïðè òóøåíèè ïîæàðà â óñëîâèÿõ âîçìîæíîãî âçðûâà áàëëîíà ñ ãàçîì îïðåäåëÿåòñÿ â çàâèñèìîñòè îò îñîáåííîñòåé îïåðàòèâíî-òàêòè÷åñêîé îáñòàíîâêè ïðè âîçäåéñòâèè òåïëîâîãî èçëó÷åíèÿ íà áàëëîíû ñ ãàçàìè â î÷àãå ïîæàðà.
Áåçîïàñíîñòü ëè÷íîãî ñîñòàâà ÃÏÑ, à òàêæå ó÷àñòíèêîâ òóøåíèÿ ïîæàðà íà îáúåêòàõ ñ íàëè÷èåì ãàçîâûõ áàëëîíîâ äîñòèãàåòñÿ â ðåçóëüòàòå âûïîëíåíèÿ ìåðîïðèÿòèé, èñêëþ÷àþùèõ âîçäåéñòâèå îïàñíûõ ôàêòîðîâ, êîòîðûå âîçíèêàþò ïðè èõ âçðûâå. Ëè÷íûé ñîñòàâ ÃÏÑ è ó÷àñòíèêè òóøåíèÿ ïîæàðà ðàçìåùàþòñÿ íà áåçîïàñíîì ðàññòîÿíèè îò ìåñòà âîçìîæíîãî âçðûâà áàëëîíà ñ ãàçîì â åñòåñòâåííûõ è èñêóññòâåííûõ ñîîðóæåíèÿõ, ïðèìåíÿþòñÿ óñòðîéñòâà (ýêðàíû) äëÿ çàùèòû ëþäåé è ÑÈÇÎÄ.  òàáë. 4. ïðèâåäåíû ðàñ÷åòíûå çíà÷åíèÿ áåçîïàñíûõ ðàññòîÿíèé ïðè âîçäåéñòâèè îïàñíûõ ôàêòîðîâ, îáðàçóþùèõñÿ ïðè âçðûâå áûòîâûõ áàëëîíîâ ñî ñæèæåííûì ãàçîì.
 òàáë. 5. ïðèâåäåíû ñâåäåíèÿ ïî ïîðàæåíèþ îðãàíîâ ñëóõà ÷åëîâåêà è áåçîïàñíûå ðàññòîÿíèÿ îò ìåñòà âîçìîæíîãî âçðûâà áàëëîíà ñ ãàçîì ïðè íîðìàëüíîì óãëå ïàäåíèÿ âîëíû ñæàòèÿ âçðûâà.
 òàáë. 6. ïðèâåäåíû ñöåíàðèè íàèáîëåå õàðàêòåðíûõ àâàðèéíûõ ñèòóàöèé è òàêòèêà äåéñòâèé ïîäðàçäåëåíèé ÃÏÑ â ñëîæèâøèõñÿ îáñòîÿòåëüñòâàõ.
Òàáëèöà 4. Ðàñ÷åòíûå áåçîïàñíûå ðàññòîÿíèÿ ïðè âîçäåéñòâèè îïàñíûõ ôàêòîðîâÁåçîïàñíûå ðàññòîÿíèÿ, ì
Îïàñíûå ôàêòîðû Îáúåì áàëëîíà ñ ãàçîì, ë | 1 | 5 | 12 | 27 | 50 |
Âîëíà ñæàòèÿ âçðûâà | 35-40 | 55-60 | 70-75 | 80-85 | 90-95 |
Òåïëîâîå èçëó÷åíèå | 6 | 12 | 16 | 20 | 25 |
Ðàçëåò îñêîëêîâ | 85 | 140 | 190 | 250 | 300 |
Ïðàâèëà îõðàíû òðóäà ïðè òóøåíèè ïîæàðîâ íà îáúåêòàõ ñ îáðàùåíèåì áàëëîíîâ ñî ñæàòûìè ãàçàìè.
Íàëè÷èå íà îáúåêòå áàëëîíîâ ñ ãàçîì ñîçäàåò îïàñíîñòü òðàâìèðîâàíèÿ è ãèáåëè ëè÷íîãî ñîñòàâà ÃÏÑ ïðè ëèêâèäàöèè ïîæàðà è åãî ïîñëåäñòâèé.
Äëÿ îáåñïå÷åíèÿ êîíòðîëÿ çà ñîáëþäåíèåì ëè÷íûì ñîñòàâîì ÃÏÑ è ó÷àñòíèêàìè òóøåíèÿ ïîæàðà ìåð áåçîïàñíîñòè è ïðàâèë îõðàíû òðóäà ÐÒÏ íàçíà÷àåò îòâåòñòâåííîãî.
Îòâåòñòâåííûé çà îõðàíó òðóäà ñâîåâðåìåííî èíôîðìèðóåò îïåðàòèâíûé øòàá íà ïîæàðå î âîçíèêíîâåíèè îïàñíîñòè è ïðèíèìàåìûõ ìåðàõ.
Ïðè ïðîâåäåíèè ðàçâåäêè íåîáõîäèìî ïðåäóñìîòðåòü çàùèòó ëè÷íîãî ñîñòàâà îò ïîðàæåíèÿ âçðûâíîé âîëíîé, îñêîëêàìè è òåïëîâûì èçëó÷åíèåì ñ èñïîëüçîâàíèåì áðîíåæèëåòîâ, êàñîê âîåííîãî îáðàçöà, çàùèòíûõ ýêðàíîâ.
Äëÿ çàùèòû ëè÷íîãî ñîñòàâà ïðèìåíÿòü èíäèâèäóàëüíûå ñðåäñòâà çàùèòû îðãàíîâ äûõàíèÿ è çðåíèÿ ïðè ðàáîòå â çîíå ïîæàðà, à òàêæå ìåñòàõ âîçìîæíîãî ñêîïëåíèÿ ãàçîîáðàçíûõ âåùåñòâ è ïðîäóêòîâ èõ ãîðåíèÿ.
Îðãàíèçîâàòü îöåïëåíèå ìåñòà ïîæàðà íà ðàññòîÿíèè 300 ì.
Ýâàêóàöèþ ãàçîâûõ áàëëîíîâ ïðîèçâîäèòü êðàéíå îñòîðîæíî áåç óäàðîâ è îïðîêèäûâàíèÿ, íå îòêðûâàÿ è íå çàêðûâàÿ çàïîðíóþ àðìàòóðó è ò. ä.
Âûçâàòü íà ìåñòî ïîæàðà è îðãàíèçîâàòü äåæóðñòâî áðèãàäû ñêîðîé ìåäèöèíñêîé ïîìîùè äî ëèêâèäàöèè ïîæàðà.
Ïðåäóñìîòðåòü óñòàíîâëåíèå è îáúÿâëåíèå ëè÷íîìó ñîñòàâó ïîäðàçäåëåíèé ÃÏÑ ñèãíàëà äëÿ îòõîäà ñ ïîçèöèé ïðè âîçíèêíîâåíèè îïàñíîñòè.
Ìåòîäè÷åñêèé ïëàí ñîñòàâèë:
Íà÷àëüíèê 3 êàðàóëà Ï×-23 Âàâèëêèí Ñ.Â
- Â äàííûé ìîìåíò 1.80/5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Îöåíêà: 1.8/5 (15 ãîëîñîâ )