Противопоказания занятия в музыкальной школе
Здоровьесберегающие технологии в практике музыкальной школы.
Вопросы здоровья человека — тема актуальная для всех времен, а в XXI веке она становится первостепенной. Современная жизнь такова, что дети сегодня много времени проводят за компьютером, в связи с этим ведут малоподвижный образ жизни, мало бывают на свежем воздухе, перегружены школьными программами, информацией из многочисленных источников. Многие из них уже рождаются с серьезными патологиями, другие — не в состоянии справиться с все возрастающими с каждым днем нагрузками и теряют здоровье. Причем, наиболее значительное увеличение болезней происходит в возрастной период, совпадающий с получением ребенком общего среднего, а соответственно, и дополнительного образования.
Успешность обучения определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребенок пришел в школу. Не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Переутомление ребенка, которое может возникнуть вследствие интенсификации учебного процесса, создает предпосылки развития различных нарушений здоровья. В связи с этим проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна.
Среди факторов, отрицательно влияющих на здоровье школьников, можно выделить следующие:
ограниченность двигательной активности обучающихся (гиподинамия);
нарушения физиолого-гигиенических требований к организации учебно-воспитательного процесса;
несовершенство учебных программ и методик организации здоровьесбережения в образовательном учреждении;
увеличение объема учебных нагрузок на обучающегося, ведущих к переутомлению, стрессам;
недостаточный уровень компетентности педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений в вопросах здоровьесберегающего образования;
авторитарный стиль преподавания; отсутствие индивидуального подхода к учащимся.
Чтобы избежать негативного влияния на ребенка и не травмировать его психику, педагог должен уметь анализировать педагогическую ситуацию; владеть основами здорового образа жизни; личным примером показывать учащимся, как заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.
Учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, он должен работать так, чтобы обучение не наносило ущерба здоровью школьников. Чем выше уровень грамотности педагога в вопросах сохранения и укрепления здоровья, тем более эффективно педагогическое воздействие на учащихся.
Сам факт поступления ребенка в музыкальную школу вносит определенные коррективы в его жизнь: меняется ежедневный график, появляются дополнительные нагрузки. Задача педагога – создать наиболее комфортные условия для всестороннего развития личности обучающегося, руководствуясь главным принципом здоровьесбережения – «не навреди».
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать как совокупность принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения. Иными словами, здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога сохранить здоровье школьника в период его обучения в образовательном учреждении.
Осуществление воспитательно-образовательного процесса должно строиться на тех принципах, которые способствуют профилактике, диагностике и коррекции здоровья детей; развитию познавательной деятельности воспитанников; гуманизации образования.
Принципы выступают в органическом единстве, образуя систему, в которую входят общедидактические и специфические принципы, выражающие закономерности педагогики оздоровления:
1. Принцип не нанесения вреда.
2. Принцип повторения умений и навыков с целью выработки динамических стереотипов.
3. Принцип постепенности, который предполагает преемственность от одной ступени обучения к другой.
4. Принцип доступности.
5. Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
6.Принцип цикличности, который заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ребенка к каждому последующему этапу обучения.
7.Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 8. Принцип всестороннего и гармонического развития личности.
9. Принцип формирования ответственности у детей за свое здоровье и здоровье окружающих людей.
Здоровьесберегающие технологии применяются с самых первых дней пребывания обучающегося в музыкальной школе. Одним из основополагающих моментов, в котором необходимо помочь разобраться родителям еще на этапе поступления в музыкальную школу, является выбор музыкального инструмента. Для занятий на некоторых инструментах существуют противопоказания: на флейте нельзя играть при повышенном внутричерепном давлении, но полезно при заболеваниях дыхательной системы (в частности — астмы), на скрипке — противопоказано при сколиозе и сильном плоскостопии и т. д. В классе баяна (аккордеона), например, очень важно подобрать инструмент, подходящий данному ученику. При этом нужно учитывать, что одинаковые по размеру модели могут иметь разную массу, что имеет большое значение при работе с детьми. Последствиями неправильного выбора инструмента могут быть:
неправильная посадка и постановка рук;
слишком большая нагрузка на позвоночник.
Если все-таки даже самый маленький по всем возможным меркам инструмент оказался слишком большим или слишком тяжёлым для маленького музыканта, то в этом случае необходимо более рационально использовать время на уроке: чередовать формы работы, использовать физкультминутки, делать несколько «подходов» к инструменту в течение занятия.
Еще одним важным моментом при использовании здоровьесберегающих технологий в музыкальной школе является правильная посадка. Чтобы обеспечить максимальный комфорт обучающемуся и соответствие правилам необходимо, конечно, учитывать анатомо-физиологические данные ученика (рост, длина и строение рук, ног, корпуса). На любом инструменте правильной считается та посадка, которая удобна и создаёт максимальную свободу действий исполнителя, устойчивость инструмента.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами.
В организации и проведении урока преподавателю важно учитывать обстановку и обеспечивать оптимальные гигиенические условия в классе: тепловой режим (температура воздуха должна быть комфортной для учащегося и преподавателя), проветривание в любую погоду, регулярную влажную уборку, достаточное освещение классного помещения. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.
От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Объем максимально допустимой учебной нагрузки учащихся должен соответствовать нормам, так как правильно составленное расписание предупреждает появления переутомления. С целью исключения перегрузки детей расписание в музыкальной школе составляется таким образом, чтобы ребенок мог отдохнуть после школы и придти на урок.
В процессе урока необходимо разнообразить виды учебной деятельности. Например, изучение нотной грамоты, терминов, игра на инструменте, чтение с листа. Это особенно важно учитывать при работе с обучающимися младших классов, так как у детей очень низкий порог активного усвоения знаний и высокий порог утомляемости.
Одной из важнейших задач по реализации здоровьесберегающих технологий является использование активных, творческих методов обучения. Их применение снижает риск появления у школьников переутомления, способствует более гармоническому развитию личности.
Необходимо использовать приемы активного вовлечения обучающихся в творческий процесс урока. Это может мыть беседа, дискуссия, теоретический разбор, практический показ, использование видео- и аудио-материалов и т.д.
Необходимо отдельно остановиться на приемах, способствующих снятию напряжения в ходе урока. Обязательным на уроке должно быть использование динамических пауз, физкультминуток, упражнений. Двигательная гимнастика помогает скорректировать природное мышечное напряжение. С первых уроков следует выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц спины. Именно слабые мышцы спины являются одной из главных причин утомляемости юного музыканта. Смена видов деятельности на уроке также способствует смене позы обучающегося и, следовательно, снятия излишнего напряжения.
Одним из важных моментов в музыкальном образовании является использование игровых технологий с точки зрения здоровьесбережения. Игровые методы позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении, стабилизировать эмоции, сменить вид деятельности. Применение игровых технологий на уроках специальности в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает возможность укрепить мотивацию на обучение, поддерживать интерес и увлеченность игрой на инструменте, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, раскрыть индивидуальность ребенка.
Поскольку работа ученика в классе тесным образом связана с нотным текстом, нужно несколько слов сказать о профилактике утомления глаз. В течение урока необходимо регулярно делать гимнастику для глаз. Самые распространённые упражнения:
движения глаз влево-вправо;
движения глаз вверх-вниз;
движения глаз по кругу (по часовой стрелке и обратно);
выбор точки на окне, фиксация взгляда на ней, затем фиксация на точке, которая находится где-нибудь далеко на улице, то есть работа по принципу: близко-далеко.
Психологический комфорт на уроке также является важной составляющей здоровьесберегающих технологий. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность обучающегося заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
Здоровьесберегающие технологии предполагают такое обучение, при котором дети не устают, а продуктивность их работы возрастает. Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Такой подход может способствовать развитию здоровой обстановки общения между учеником и преподавателем, а, следовательно, можно надеяться, что посещение музыкальной школы будет доставлять радость и удовольствие.
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться к занятиям в музыкальной школе, раскрывать свои творческие способности.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования города Москвы «Детская музыкальная школа имени Э.Г. Гилельса»
объявляет набор учащихся на 2020 — 2021 учебный год
Приём заявлений осуществляется на официальном портале Мэра и Правительства Москвы по адресу: mos.ru
Ссылка на раздел Вакантные места
Порядок набора учащихся на бюджетные места:
Школа осуществляет прием детей в возрасте от 6,5 до 9 лет для обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам (срок обучения — 8 лет):
1. Хоровое пение
Школа осуществляет прием детей в возрасте от 6,5 до 12 лет для обучения по дополнительным общеразвивающим общеобразовательным программам (срок обучения – 3, 5, 7 лет):
1. Фортепиано
2. Струнные инструменты (виолончель, арфа)
3. Народные инструменты (аккордеон, баян, домра, гитара)
4. Духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, труба, тромбон, ударные инструменты)
Прием детей проводится на основании заявления родителей (законных представителей), поступивших через портал mos.ru и по результатам индивидуального отбора (прослушивания). Даты прослушиваний назначены на 25, 26, 27 августа 2020 г. в зависимости от выбранной программы. Выбор даты и времени прослушивания доступен при подаче заявления на портале mos.ru.
Запись на приемные прослушивания осуществляется в разделе «Услуги и сервисы» на «mos.ru» — Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества
Для подачи заявления через портал mos.ru, необходимо:
1. Перейти в раздел «Услуги и сервисы».
2. Перейти в раздел «Популярное».
3. Выбрать из списка «Запись в кружки, спортивные секции, дома творчества».
4. В поисковой строке с наименованием учреждения ввести «Гилельс» и выбрать нашу школу.
5. Нажать «Найти», выбрать интересующую образовательную услугу (программу обучения) и следовать указаниям системы.
На прослушивание необходимо принести подписанное родителем (законным представителем) согласие на обработку персональных данных и участие в прослушивании:
Согласие доступно для скачивания внизу объявления (сохранить изображение)..
Прием осуществляется по результатам индивидуального отбора поступающих (прослушивания).
Результаты прослушивания публикуются на сайте школы.
Зачисление поступающих производится на основании заключенного договора об образовании и поданных документов.
Для заключения договора об образовании родители (законные представители) поступающего предоставляют в образовательное учреждение следующие документы:
— оригинал и копию документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя) поступающего;
— оригинал и копию свидетельства о рождении или оригинал и копию паспорта гражданина Российской Федерации для поступающих старше 14 лет;
— оригинал и копию СНИЛС родителя (законного представителя) поступающего;
— оригинал и копию СНИЛС поступающего (при наличии);
— две фотографии (3х4) поступающего;
— документ (медицинская справка) об отсутствии противопоказаний для занятия выбранным видом искусства.
— подписывается договор об образовании,
— подписывается согласие на обработку персональных данных.
Документы могут быть представлены в оригинале или в ином виде, удостоверенном в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Документы предоставляются в образовательное учреждение в течение 7 (семи) календарных дней с даты публикации результатов прослушивания.
Школа осуществляет набор на отделение платных дополнительных образовательных услуг детей в возрасте от 6,5 лет и взрослых, желающих обучаться музыкальному искусству по направлениям:
1. Фортепиано
2. Струнные инструменты (скрипка, виолончель, арфа)
3. Народные инструменты (аккордеон, баян, домра, гитара)
4. Духовые и ударные инструменты (флейта, кларнет, труба, саксофон, тромбон, ударные инструменты)
5. Эстрадный вокал
6. Академический вокал.
Приглашаем детей в возрасте от 5 до 6,5 лет пройти обучение в подготовительной группе (платно).
Для поступления на отделение платных дополнительных образовательных услуг необходимо заполнить заявление по прилагаемой форме и прислать его на почту школы: shkolagilelsa@mail.ru
Заявление доступно для скачивания внизу объявления (сохранить изображение).
Проходить приемные испытания для зачисления на отделение платных дополнительных образовательных услуг не требуется.
При заключении договора об образовании на отделении платных дополнительных образовательных услуг необходимо предоставить аналогичный пакет документов, как и при зачислении на бюджетной основе.
Консультации по вопросам приема:
осуществляются по электронной почте shkolagilelsa@mail.ru
Ознакомиться с правилами приема в школу Правила приёма
Ознакомиться с Правилами проведения индивидуального отбора (вступительных прослушиваний) для поступающих
Правилами проведения индивидуального отбора (вступительных прослушиваний) для поступающих
Умение владеть каким-либо музыкальным инструментом считалось необходимым компонентом аристократического воспитания в странах Европы. В СССР на уроки в «музыкалку» ходили чуть ли не все дети, и во многих домах было если не фортепиано, так баян или аккордеон, или, как минимум, гитара.
Не изменилось ли отношение к музыкальному образованию в наше время?
Уроки музыки для ребенка
Отношение к музыке изменилось. Вероятнее всего, это связано с изменением отношения к образованию в целом. Многие родители больше не считают важным всестороннее развитие личности ребенка, предпочитая делать упор только на «самое полезное в реальной жизни».
А ведь уроки музыки гармонизируют работу правого и левого полушарий мозга, и не только это. Игра на музыкальных инструментах великолепно развивает мелкую моторику рук, что прямо связано с развитием других функций, включая речевые навыки.
Но довольно веские аргументы есть и у противной стороны.
Многие вспоминают, как они ненавидели уроки музыки в детстве, как это ужасно влияло на их отношения с родителями. Как хотелось заниматься, например, боксом, или просто гонять на велике после уроков, а мама заставляла пиликать на скрипке или барабанить по клавишам старого пианино, разучивая унылые и бесполезные гаммы и арпеджио.
Другие сетуют на то, что занятия музыкой помешали заниматься спортом, что было бы гораздо полезнее для здоровья. Третьи, самые въедливые, указывают на вред, наносимый игрой на музыкальных инструментах здоровью.
Так есть ли риск развития «музыкальных» болезней у детей на самом деле?
«Музыкальные» риски: что нужно знать родителям
Музицирование — занятие непростое. На первый взгляд может показаться — ну что может грозить музыканту? Не горные лыжи, не бокс, не альпинизм. Сидишь себе в помещении и тренькаешь в свое удовольствие, или дудишь.
На самом деле все не так, как кажется при беглом взгляде. У музыкантов полным-полно профессиональных заболеваний. Из 10 музыкантов 8 или 9 сталкиваются со специфическими болезнями. Но, что важнее всего для родителей потенциальных учеников музыкальной школы, более 75% из них впервые сталкиваются с проблемой в юном возрасте.
Врачи полагают, что связано это, по большей части, со следующими факторами:
- Недостаточное владение правильной техникой игры на инструменте. Во многом это зависит от преподавателя, от его умения правильно «поставить» осанку, руки, дыхание. Но порой проблема в том, что ученики сами пренебрегают советами, объясняя это тем, что «мне так удобнее, легче».
- Неумеренные по интенсивности и продолжительности занятия. Иногда это связано с амбициями родителей или учителей, стремящихся любой ценой сделать из ребенка «звезду». Часто молодые музыканты сами настолько увлекаются, что готовы репетировать целыми днями, а ночью спать в обнимку с инструментом или партитурой.
- Пренебрежение другими составляющими гармоничного развития: правильным режимом сна и отдыха, регулярным питанием, физической активностью и специальными упражнениями, помогающими снимать напряжение или развивать правильное дыхание.
- Недостаточное внимание самого ученика или его наставников к состоянию здоровья. Как правило, первые симптомы расстройства здоровья игнорируются как несущественные.
- Неправильный выбор инструмента, который должен соответствовать возрасту ребенка, его физическим возможностям. Например, игре на флейте следует начинать учиться с блок-флейты, и на оркестровую можно переходить не ранее чем в 11-13 лет. А на саксофоне до этого возраста и вообще играть не стоит — легкие еще недостаточно развиты.
- Выбор инструмента без учета состояния здоровья ребенка. Например, игра на духовых инструментах не рекомендуется детям с повышенным внутричерепным давлением, но показана тем, кто страдает астмой.
Самые популярные инструменты, их плюсы и минусы
Фортепиано
Усаживать ребенка младше 5-6 лет за пианино точно не стоит, если только он не Вольфганг Амадей Моцарт. Мышцы малыша еще не готовы к тем требованиям, которые предполагает игра на фортепиано. Выработка усидчивости с правильной осанкой, постановка ручек в более раннем возрасте станет слишком большой нагрузкой. Можно приобщать ребенка к пианино в игровой форме: развивать музыкальную память и слух, выучить октавы, запомнить их звучание.
Родители обязательно должны следить за тем, как ребенок сидит за инструментом, не сутулится ли. Необходимо обеспечить его специальным стулом, позволяющим подгонять высоту сиденья под рост ученика.
И едва ли не самое важное: категорически недопустимо заставлять сидеть за клавишами часами, добиваясь беглости игры или безошибочного исполнения пьесы. Ребенок обязательно должен заниматься не только музыкой, но и физическими упражнениями, гулять, встречаться с друзьями, достаточно спать.
Скрипка
Скрипка — один из любимых инструментов музыкально нацеленных родителей. В их представлении ребенок, идущий на урок со скрипичным футляром и папкой нот — идеален. А уж если он способен извлечь из своей скрипочки что-то мелодичнее дверного скрипа — счастью не будет предела.
Конечно, на самом деле все не так радужно. Прежде чем начинающий скрипач «зазвучит» так, что соседи по дому перестанут просить «прекратить издевательство над кошкой», пройдет немало времени. Будут стертые струнами подушечки пальцев левой руки, характерная мозоль на подбородке. А если учитель не поработает как следует над выработкой правильной осанки, то возможны и проблемы с позвоночником, суставами, мышцами.
Играя, скрипач придерживает инструмент подбородком. Шея постоянно повернута влево, плечо приподнято, кисть левой руки напряжена и находится в не самом естественном для нее положении. Нейтрализовать эти негативные моменты можно специальными упражнениями, которыми совершенно недопустимо пренебрегать.
Существует также мнение, что левое ухо скрипачей подвергается повышенному звуковому воздействию, что также может вызвать негативные последствия.
Гитара
Один из самых любимых детьми и взрослыми инструментов: относительно недорогой, достаточно компактный, привлекательный как для любителей классической музыки, так и для поклонников рока.
Уроки игры на гитаре превосходно развивают мелкую моторику. Начинать занятия можно довольно рано: с 5 лет. Для начала можно выбрать ребенку укулеле — маленькую гитарку, с которой ребенку будет справляться легче.
Необходимо следить за правильностью посадки ученика, за постановкой рук. В начале обучения неизбежны болезненные мозоли на подушечках пальцев левой руки.
Флейта
Замечательный музыкальный инструмент, позволяющий ребенку не только научиться извлекать чарующие нежные звуки, но и развивать дыхательную систему. Для начала обучения рекомендуется предложить ребенку блок-флейту, на которой он научится извлекать звуки и работать с дыханием. После 11 лет можно пробовать свои силы на более продвинутом инструменте.
Игра на флейте хороша тем, что требует овладеть техникой глубокого вдоха с последующим медленным выдохом. Именно так рекомендуется дышать тем, кто склонен к респираторным заболеваниям, бронхитам, астме.
Кроме того, инструмент относительно недорог и очень компактен — в отличие от фортепиано или контрабаса.
Очень полезно совмещать уроки игры на флейте с плаванием. Плавание тоже помогает научиться правильно дышать, а также этот вид спорта полезен для опорно-двигательной системы и в качестве закаливания.
Саксофон
Игра на саксофоне превосходно развивает дыхательную систему, так как требует хороших легких и умения управлять дыханием. Юных саксофонистов обучают абдоминальному дыханию, которое осуществляется за счет мышц живота. Раньше 11-12 лет вручать ребенку саксофон не следует, так как его легкие еще недостаточно развиты.
Важно следить за техникой игры. От неправильного положения мундштука может испортиться прикус.
Не рекомендуется обучать игре на «трудных» духовых инструментах детей с повышенным внутричерепным давлением. Саксофон тоже относится к этой группе духовых, как и гобой, труба, валторна.
Аккордеон, баян
Игра на этих инструментах — великолепное средство развивать моторику, так как пальцы обеих рук действуют несинхронно, выполняя много быстрых точных движений.
Но вот носить их ребенку лучше не позволять, так как вес инструмента вместе с футляром слишком велик для детской опорно-двигательной системы.
Занятия вокалом для детей
Кто из малышей не любит петь? И это стремление заслуживает поддержки со стороны родителей, потому что петь — полезно. Пение помогает развиваться дыхательной системе, заставляет легкие укрепляться и увеличивать объем вдоха.
Для ребенка более естественна народная манера исполнения, но и академическая не менее полезна.
Пение помогает справиться с заиканием, особенно хоровое. Развитие музыкального слуха у слабослышащих детей приводит к тому, что и физиологический слух становится более тонким.
На что следует обращать внимание: нагрузки на голосовые связки должны быть умеренными, дозированными. Нельзя позволять ребенку петь с больным горлом, при повышенной температуре тела, чем бы оно ни было вызвано.
К абсолютным противопоказаниям занятиями вокалом относится также повышенное кровяное давление, болезни сердца.
Правильно и полезно перед началом занятий пением получить консультацию врачей, педиатра и фониатра.
Комментарий эксперта
Пеер Абильгаард, психотерапевт, музыкант, основатель Кельнского Института здоровья музыкантов
Главная задача наставников молодых музыкантов — научить их обращать внимание на первые признаки возникающих проблем и не бояться их. Очень важно с самого начала овладевать техниками правильного дыхания, упражнениями для специфических групп мышц, в наибольшей степени подвергающихся нагрузке. Не менее важно уметь психологически расслабляться, а также помнить о технике безопасности, существующей для каждого инструмента.
Нередки случаи, когда ученики музыкальной школы просто из шалости могут изо всей силы дунуть в трубу, направленную в ухо приятелю, например. А звуковая нагрузка при этом невероятно велика. Трубач не зря стоит в оркестровой яме на возвышении, чтобы звук его инструмента разносился выше уровня голов его коллег.
Предупредить проблемы всегда легче, чем потом их решать. Но это вовсе не означает, что не нужно обучать детей музыке. Польза музыкального образования сомнению не подлежит.