Психотерапия основные методы показания противопоказания
Психотерапия — показания, побочные эффектыПсихотерапия объединяет в лечении психических и соматических расстройств и заболеваний психологические методы целенаправленного психического воздействия при сознательном использовании отношений между врачом и пациентом. Новые методы исследований с применением фототехнологий могут свидетельствовать о том, что психотерапия приводит в действие не только психические феномены, но и вызывает доказуемые нейробиологические изменения! Условия для проведения психотерапии: • Со стороны врача/психотерапевта: В качестве важнейшего решающего фактора рассматриваются отношения «врач-пациент» (перенос и обратный перенос). Балинтовские группы важны для переработки проблем в отношениях «врач-пациент». Основные элементы психотерапии: Основные элементы психотерапевтического процесса: Психодииамика: внутренние психические процессы, образующие основу здорового и нарушенного переживания событий и поведения, базирующиеся главным образом на психоаналитическом учении о личности и болезни. • Психосоциальные факторы риска: стресс (дистресс), личность группы риска (поведение типа А), жизненные события (критические события) в качестве пусковых механизмов Показания для психотерапии• Психореактивные расстройства: реакции на стресс («стрессовое заболевание»), сомато-психические расстройства (психические реакции на (тяжелые) соматические заболевания (например, у онкологических или диализных пациентов или в трансплантационной медицине)) • Психосоматические заболевания • «Невротический характер»/личностные расстройства: Опасность длительной психотерапии: Возможные негативные эффекты психотерапии: Важно: Обязательным для назначения психотерапии является установление показаний, наличия соответствующей картины болезни и реалистичное целеполагание. Проблемные пациенты, встречающиеся в повседневной врачебной практике (Ermann): — Также рекомендуем «Методы психотерапии и их эффективность» Оглавление темы «Лечение психических заболеваний»:
|
Психотерапия-
имеет двоякое
толкование, связанное с буквальным его
переводом -« лечение души» и « исцеление
душой».
Делят
на общую и частную/специальную.
Общая
психот-я-весь
комплекс психических факторов возд-я
на бол-го любого профиля с целью повышения
его сил в борьбе с бол-ю, создания
охранительно-восстановительного
режима, искл психич травматизацию.
Основными
целями психотер-ии в общемед практике
явл:
-осознание
б-го своей роли в успешном лечении и
реабилитации,
-коррекция
неправильных р-ций на б-знь( отрицания,
ухода в бол-нь, безразличие и др)
-стимуляция
активности б-го в преодолении заб-я.
—
создание системы психол поддержки
бол-го и условий д/исправления
неадекватного отношения к б-ни, мешающего
проведению эффективного лечения.
Психотерапевтические
методы и принципы:
1)
Когнитивные и поведенческие методы:основаны
на опеляции к разуму б-го, его логике и
личностным ценностям. Способствуют
установлению контакта вр с б.
А)рациональная
психотерапия-психотер-е
убеждение путем использования логической
аргументации с целью измен неадекватных
установок и оценок б. своего заб.
Заключ
в беседе с б-ым. Врач объясняет б-му в
доступной форме причину и механизм
возникновения заб-я, объясняет,что
имеющ у него наруш-я обратимы, призывает
б-го изменить своё отношение к волнующим
его событиям, перестать фиксировать
внимание на симптомах бол-ни.
Б)
поведенческие методы психотерапии:разработаны
на базе бихевиоризма- учения о
формировании, исчезновении привычек,
навыков, поведенческих форм реагирования.
В основе научение и тренинг, кот помогают
↓тревогу при столкновении с пугающей
ситуацией.
-методика
систематич десенсибилизации( погружение
чел-ка в ситуацию, выз страх)
-метод
пародоксальной интенции-изменение
отношения пац к фобиям( страх покраснеть,
боязнь животных, высоты и др)врач
помогает захотеть пац того, чего он
раньше боялся.
-метод
аверсивной психотерапии( вызванного
отвращения: алкоголизм, табакокурение
и др)
2)
Суггестивные
методы:разнообразные
формы психол возд-я на чел при помощи
прямого или косвенного внушения с целью
создания у него опред состояния или
побуждения к опред-ым Дей-ям.
-прямое
словестное внушение
-косвенное
внушение( б-му внушается особое значение
какого то фактора, после возд-я которого
наступит улучшение: появятся движения
в руке после опред процедуры при
истерическом параличе.) эти методы исп
в бодрствующем состоянии
пац-та-плацебо-эффект.
-гипнотерапия-гипнотич
состояние –особое состояние сознания,
переходное между сном и бодрствованием,
при кот между врачом и пац сохраняется
речевая связь
Показания:
невротич нарушения, алкоголизм,
наркомании.
3)
Методы самовнушения, тренировочно-волевые
формы психотерапии:
—
метод прогрессивной мыш релаксации:
снимая самовнушением напряженность
опред группы мышц, м избирательно влиять
на отрицат эмоции( напряжение,
страх-сопровожд. Спазм м-ц артикуляции)
-метод
аутогенной тренировки-м-д самовнушения,
основанный на расслаблении м-ц( «йога»)
Показания:
↑ психич устойчивости у здоровых людей,
невротич состояния, заикания, нейродермиты,
обезболвание родов.
4)
Психодинамич
методы:
-метод
классич психоанализа( Фрейд) «Разговорная
терапия»
-психоаналитич
психотерапия
-терапия
искусством (арттерапия)
5)
Гуманистическая психотерапия-базируется
на феноменалогическом подходе к
изучениюпсих раст-в и их коррекции, кот
оставляют за пределами рассмотрения
влечения и процесса научения,
сосредотачиваясь на таких психич
качествах как сознание, самосознание,
креативность, способность принимать
решения и ответственность за них.
—«клиент-центрированная
терапия»
-гештальт-терапия-чел
сам создает свой мир. Развивает у чел
способность творчески взаимодей-ть с
миром, принимать ответственность за
себя.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Определение психотерапии. Медицинская, психологическая и эклектическая модели психотерапии. Средства воздействия в психотерапии: вербальные, невербальные, личность терапевта. Показания и противопоказания к психотерапии.
Психотерапия – это система методов психического воздействия с лечебными и профилактическими целями на психику (личность), а через психику (личность) на весь организм и поведение пациента. Психотерапевтическое вмешательство – вид, форма психотерапевтического воздействия, которое характерезуется определенными целями и соответствием им выбором средств воздейств, т.е методов.
3 основных типа психотерапевтического вмешательства: психоаналитическое, поведенческий и гуманистический. Объект – личность больного.
Модели психотерапии:
В медицинской модели основной упор делается на знание нозологии, синдромологии, клинической картины расстройств. Основной мишенью такой модели является симптом. Активность пациента сводится к минимуму – к вере во врача и проводимое лечение. Врач–психотерапевт в такой модели психотерапии занимает позицию эксперта, который лучше знает и понимает «наивного» пациента.
Психологическая модель –
«взаимодействие» – когда активен не только психотерапевт, но и сам клиент (в этом случае термин «пациент» неуместен, так как клиент не является пассивным объектом манипуляций психот-вта); «сосуществование» – когда подчеркивается идея не деятельностного совместного пребывания психотерапевта и клиента в психотерапевтическом контакте, а обмен эмоциями и смыслами; «внутреннее постижение» – когда клиент движется во внутреннем пространстве по им же определяемой траектории;
«безусловная любовь» – когда клиент и психотерапевт вступают в особые отношения психологической интимности, наполненные любовью и принятием.
Это приводит к тому, что психотерапевт может рассказать о клиенте все – особенности его эго–объективных отношений в детстве, травмы, особенности процессов совладания и защиты и т. п., но не может передать жизненный дух клиента.
Эклектическая модель. Ф. Торн, полагал, что образцом для психотерапевта должна быть клиническая медицина и что «терапия должна быть привязана к диагнозу, с ясным формулированием показаний и противопоказаний к использованию всевозможных методов».
Торн понимал, что психотерапия — это лишь один из нескольких выборов, которые могут быть использованы врачами.
Комплексный подход к лечению различных заболеваний, учитывающий наличие в этиопатогенезе 3-х факторов (биологического, психологичекого и социального), обуславливает необходимость коррегирующих воздействий направленных на каждый из факторов. Психотерапия может применяться как основной или дополнительный вид терапии в комплексной системе лечения пациентов с различной нозологией.
Показания к психотерапии определяются ролью психологического фактора в этиопатогенезе. Т.е. чем больше выражена психогеннная природа заболевания (понятна связь между ситуацией, личностью и болезнью), тем больше адекватным и необходимым становится применение психотерапевтических методов.
· Показания могут быть обусловленны и возможными последствиями заболевания, связанными с клиническими, психогологическими и социо-психологическими проблемами (например при появлении вторичной невротической симптоматики возникшей под воздействием психотравмической ситуации в основе которой – основное заболевание).
· Неадекватная реакция на болезнь (анозогностическая, ипохондрическая)
· процесс реабилитации к новым социально- психологическим условиям возникшим в результате болезни.
· При длительных хронических заболеваниях и развивающихся на фоне их трансформаций личностностных особенностей + рассмотрние каждого конкретного случая (индивидуально-психологические особобенности пациента и др).
Противопоказания: состояния неясного сознания, в особенности бреда отношения и воздействия, острые соматические сосояния и вегетативные кризы; + противопоказания могут различаться к разным видам пс/терапии (пациентам с серд/сосуд. заболеваниями, а так же с эпилепсией противопоказано и холотопное дыхание).
Эффективность психотерапии.
Эффективность психотерапии. Факторы, определяющие эффективность психотерапии. Оценка эффективности (требования к построению исследования).
Факторы определяющие эффективность психотерапии:
1.ожидания пациента;
2. значение для пациента лечения и излечения;
3. характер проблем и заболевания пациента;
4. то, насколько клиент готов к сотрудничеству;
5. ожидания, опыт терапевта;
6. специфическое воздействие конкретных методов психотерапии.
Показания и противопоказания для психотерапии Показания для терапии очень широки.
Применяя медицинскую, психологическую и педагогическую модели психотерапии, можно сказать, что психотерапия показана во всех тех случаях, когда для нее отсутствуют противопоказания.
Поэтому важнее ответить на вопросы: какие социальные и возрастные группы больше других нуждаются в психотерапии? Где наши усилия окажутся эффективнее? Какой должна быть эффективная психотерапия? А вот проводиться терапия может только в тех случаях, когда клиент или пациент мотивирован и от него получено информированное согласие на участие в психотерапии.
Думая о показаниях к лечению, уместно знать аксиому Пола Гордона (1969): .
Итак, психотерапия показана в тех случаях, когда отсутствуют противопоказания для ее проведения.
Можно назвать три таких главных противопоказания: — по жизненным показаниям необходимо иное, непсихотерапевтическое воздействие; — психотерапия не эффективна; — психотерапия противопоказана в связи с морально — этическими ограничениями.
Теперь разъясним противопоказания на примерах.
У человека высокая температура.
Мы можем снизить ее, погрузив пациента в гипноз.
А можем, диагностировав опасное и бурно развивающееся инфекционное заболевание, провести лечение антибиотиками и сульфаниламидами и снизить температуру, таким образом вылечив пациента.
В этом случае по биологическим показаниям необходимо лекарственное, а не психотерапевтическое воздействие.
Или еще один пример.
У человека, проживающего в так называемой , — страх нападения, страх за свою жизнь.
При помощи индивидуального и группового психотерапевтического воздействия можно уменьшить этот страх.
И человек с пониженным чувством опасности может стать жертвой нападения.
Поэтому здесь нужны не психотерапевтические, а социальные меры защиты данного человека.
Переходим ко второму противопоказанию.
Психотерапия не эффективна, например, тогда, когда у тяжело больного человека не образуются условные рефлексы.
Возможно, вас просят работать с тяжело слабоумным человеком.
И вы понимаете, что уровень его психического развития настолько низок, что ваши усилия попросту не будут оставлять никаких следов в его мозгу.
В других случаях терапия не эффективна в исполнении конкретных специалистов с конкретными клиентами или пациентами.
Одни специалисты чувствуют себя не эффективными с детьми, другие — с пожилыми людьми.
У кого — то хуже результат при работе с определенными расстройствами.
Например специалист эффективно работает с истерическими нарушениями и не эффективно с навязчивостями, и т.
д.
Противопоказания в связи с морально — этическими ограничениями очень зависят от конкретной школы психотерапии.
Известно, что совершенно недопустимое в одной школе приветствуется и одобряется в другой школе как наиболее правильный стиль поведения.
Традиционный психоаналитик обязан соблюдать нейтральность в отношениях с пациентом, тогда как специалист в области гештальт — терапии, и особенно поведенческой терапии, во время сеанса активен, эмоционален, стимулирует пациента.
Во многих школах запрещена психотерапия без обратной связи, когда терапевт выступает перед аудиторией клиентов и пациентов, и каждый из них лишен возможности диалога с терапевтом.
Во многих школах запрещены интимные отношения с клиентами и пациентами.
Соблюдение морально — этических правил является гарантией того, что терапевт будет принят своим профессиональным сообществом, что его работа будет эффективной.
В. В. Макаров. Лекции по психотерапии. М., 1999.
RSS
azps@azps.ru
Показания для проведения психотерапии — принципы определения
В нашей статье будет описан ряд важных принципов, которые должны быть учтены при определении показаний к применению психотерапии.
1. Тщательная диагностика перед назначением психотерапии. Разумеется, первое условие при определении показаний к психотерапии — тщательная диагностика. Она должна основываться на врачебном и психологическом обследовании с использованием всех современных методов. Психиатрической диагностике нередко ставили в упрек то, что она не имеет никакой связи с последующей терапией.
Однако сегодня в практике детской и подростковой психиатрии обязательно оцениваются моменты, важные для формулировки терапевтических целей, например уровень развития, интеллект, особенности личности, школьная, профессиональная и семейная ситуация. Необходимость такого подхода учитывается и в некоторых классификационных схемах. Эти аспекты включены в многоосевую классификационную схему психических заболеваний детского и подросткового возраста (Remschmidt, Schmidt).
2. Адекватность метода психотерапии конкретному психическому нарушению. При лечении детей и подростков должны использоваться различные методы. Показанием для применения конкретного метода служат сведения его эффективности при данной патологии. Например, моносимптомные фобии и зоофобии лучше всего поддаются поведенческой терапии; успешность этого метода подтверждена практикой.
Между тем при кризах идентичности в подростковом периоде более целесообразно использовать глубинно-ориентированные методы, так как симптоматика этих кризов настолько разнородна и обширна, что подход с позиций теории научения столкнется здесь со значительными трудностями (Remschmidt).
3. Соотнесение метода с возрастом и уровнем развития пациента. Это вполне очевидное требование в повседневной жизни часто трудно выполнимо. Однако каждый терапевт должен задумываться над тем, соответствует ли метод, на который он возлагает свои надежды, возрасту и уровню развития пациента. Этот очень важный подход нужно рассмотреть здесь несколько подробнее, придерживаясь представлений, уже излагавшихся нами ранее (Remschmidt).
Ранний детский возраст (от 3 до 6 лет) характеризуется такими признаками, как развитие речи, воображения и ориентировки. Эти возрастные особенности следует учитывать при любой форме терапии: здесь требуется применение проективных (неречевых или относительно независимых от речи) методов и использование игр. Как вспомогательные средства хорошо зарекомендовали себя сцено-тесты, игры с куклами, рисунки и всякого рода игры-фантазии.
Предлагаемые ребенком проекции могут использоваться как в диагностических, так и в терапевтических целях и часто позволяют определенным образом контролировать ход лечения. С применением этих методик возможна как индивидуальная терапия ребенка с одновременным консультированием матери или иного опекающего ребенка лица, так и одновременная терапия матери и ребенка с постепенным вовлечением матери в терапевтический процесс.
Поведенческая терапия в виде различных методов тоже возможна уже в раннем детском возрасте. Она может успешно применяться при раннем детском аутизме, при фобиях и состояниях страха, при тиках, психомоторном беспокойстве, энкопрезе и энурезе, а также при резко выраженной онихофагии и сосании большого пальца.
Школьный возраст (от 6 до 10 лет) характеризуется глубинным поворотом детских переживаний в направлении реальности, более длительной фиксацией интересов, а также возрастающей способностью к слиянию с группой.
По Hart de Ruyter, на этой стадии особое значение приобретает защитный механизм регрессии; при этом важно, в каких обстоятельствах он проявляется (только в фантазиях, как реакция на фрустрацию, или в повседневном поведении) и в какой форме выражается (в эмоциональных проявлениях, как регресс в развитии или в форме импульсивного и неконтролируемого поведения). Эти моменты должны учитываться и при психотерапии.
Вербальный подход к ребенку теперь более осуществим, чем в раннем детском возрасте; в процессе терапевтических коммуникаций целесообразно использовать творческие методы. В этом возрасте особое значение приобретают также методы функциональной тренировки.
Пубертатный период и юношеский возраст в плане психологии развития характеризуются рядом глубинных психических и психосоциальных изменений (половое созревание, развитие образа «Я» и обретение идентичности, противостояние авторитетам в семье, школе и обществе) (Remschmidt).
Эти изменения создают особые проблемы при попытках терапевтического воздействия любого рода:
• Начало и продолжение терапии часто затрудняется уже просто из-за отсутствия каких-либо жалоб у подростков.
• Роль терапевта труднее определить и осуществить, чем при лечении взрослых или же детей младшего возраста.
• Еще одна трудность связана со специфическими проблемами этого периода (отказ от ретроспективной оценки, центрированность на актуальных проблемах, отклонение предложений о помощи и авторитетов и т. д.).
Эти моменты, затрудняющие психотерапию, явились поводом для разработки специальных методов лечения подростков.
4. Тщательный выбор наилучших условий для проведения терапии. Выбор наилучших условий для проведения психотерапии подразумевает решение двух вопросов: где проводить лечение (в стационаре или на дому) и какой подход (индивидуальный или групповой) использовать. Эти вопросы всегда следует решать, опираясь на данные об эффективности отдельных методов и учитывая возможности создания доверительных отношений с ребенком, подростком и семьей.
Проведения стационарной психотерапии, как правило, требуют следующие обстоятельства:
• тяжелое и/или хроническое течение заболевания;
• наличие опасности для самого пациента и/или окружающих;
• необходимость отделить пациента от семьи;
• отсутствие возможностей для амбулаторной или полустационарной терапии по месту жительства (относительное показание).
В отношении последнего из перечисленных моментов выяснилось, что направление в стационар в регионах с хорошо организованной амбулаторной службой имеет место не реже, чем в регионах с недостаточно развитой сетью, но продолжительность стационарного лечения в первом случае существенно меньше (Remschmidt, Walter, 1989).
Показания к полустационарной психотерапии (в дневных стационарах):
• желание сократить время пребывания в стационаре;
• отказ от стационарного лечения;
• необходимость подготовки к стационарной терапии.
В то время как первые из этих показаний кажутся очевидными, третье требует пояснения. Довольно часто пациенты и их родители с предубеждением относятся к психиатрическим клиникам. Такие иррациональные опасения могут быть устранены при проведении полустационарной терапии. Родители чувствуют себя намного спокойнее, если ребенок вечером находится дома. После лечения в дневном стационаре нередко становится возможным избежать принудительного направления на стационарную терапию (например, при нервной анорексии или тяжелых школьных фобиях).
Что касается заболеваний, которые можно лечить в дневном стационаре, то здесь не имеется каких-либо ограничений, если только нет отмеченных выше показаний для срочного направления на стационарное лечение.
Показания к психотерапии в домашних условиях
Предпосылками для выбора этой формы терапии, которая в определенных случаях может быть продолжением стационарной или полустационарной терапии, служат следующие факторы (Eisert et al.):
• по меньшей мере одно из опекающих ребенка лиц во время проведения лечения должно находиться дома;
• жилище должно быть достаточно просторным, чтобы присутствие психотерапевта не стесняло других членов семьи;
• в семье должен соблюдаться порядок;
• врач и больной должны жить поблизости (время в пути не более 30-40 минут).
Обязательными условиями проведения психотерапии на дому следует считать готовность родителей к сотрудничеству; хорошие отношения между родителями и ребенком, а также гарантии со стороны родителей, что все назначения врача будут выполняться.
В настоящее время имеется положительный опыт психотерапии на дому целого ряда расстройств: неврозов, нервной анорексии, энуреза и энкопреза, ожирения, эмоциональных и поведенческих нарушений, гиперкинетического синдрома (Remschmidt, Schmidt).
Противопоказания включают необходимость стационарного лечения или полустационарной терапии. Несмотря на обнадеживающие предварительные результаты (Reimer, Remschmidt, Schmidt), пока еще нельзя сказать, что этот метод эффективен во всех случаях.
5. Интеграция различных приемов в единый терапевтический план. В предлагаемой книге внимание сосредоточено на методах психотерапии. Однако при лечении психических заболеваний в детском и подростковом возрасте регулярно применяются и иные, непсихотерапевтические методы, причем различные методы взаимно дополняют друг друга.
Их интеграция достигается с помощью единого терапевтического плана, который может быть сформулирован при любых условиях терапии (например, при амбулаторной или полустационарной терапии, при лечении на дому, семейной терапии и т. д.). Он должен исходить из симптоматики и проблем пациента, содержать точный диагноз с дополнительной информацией, касающейся терапии, точно формулировать терапевтические цели, учитывать конкретные лечебные мероприятия (включая всех участвующих лиц), семью и окружение и, наконец, отражать временное рамки, в которых предположительно будет проводиться терапия. В этом терапевтическом плане в зависимости от характера расстройства и имеющихся условий психотерапия часто бывает решающим звеном, которое вместе с тем должно постоянно рассматриваться в контексте с другими методами лечения. Впрочем, значимость отдельных методов нередко может меняться в процессе терапии. Например, при нервной анорексии в критическом, опасном для жизни периоде заболевания доминируют соматотерапевтические мероприятия. В дальнейшем по мере восстановления веса эти методы лечения заменяются индивидуальной психотерапией; у самых юных пациентов решающую роль играет семейная терапия. Позднее в зависимости от симптоматики иногда требуется назначение тимо-лептиков или нейролептиков.
— Также рекомендуем «Границы психотерапии детей и подростков»
Оглавление темы «Психотерапия»:
- Межличностная психотерапия — методы, цели
- Психосоматическая медицина (консилиарная психиатрия и психотерапия) — задачи, принципы, методы
- Социальная психиатрия — проблемы, задачи
- Психиатрическое обеспечение — сферы и учреждения социальной психиатрии и социотерапии
- Специальные социотерапевтические методы в социальной психиатрии — принципы социотерапии
- Психиатрические диагнозы по МКБ 10
- Психотерапия как метод лечения — определение, требования
- Классификация методов психотерапии
- Показания для проведения психотерапии — принципы определения
- Границы психотерапии детей и подростков