Раннее развитие да и противопоказания
Молодые мамы, ожидая первого ребёнка, нередко строят планы, как они будут развивать своего кроху, причём буквально с первых месяцев его жизни. А потому заранее запасаются всевозможными методиками, чтобы малыш развивался, к двум начал читать, к трем — складывать и отнимать… Есть ли смысл в «раннем развитии»? На эту тему рассуждает Ася Штейн, педагог, автор статей по раннему развитию, семейной педагогике, психологии и детскому здоровью, мама троих детей.
Раннее развитие для самых маленьких
— Насколько, на ваш взгляд, необходимы разные развивающие методики для самых маленьких?
— Есть очень много всевозможных методик, которые преследуют разные цели. И есть очень разные дети. Мне кажется, речь должна идти не о раннем, а о своевременном развитии.
Что значит своевременное? Это когда конкретный ребенок, а не какой-то среднестатистический, оговорённый стандартами, физически и психологически готов, дозрел до восприятия данного конкретного навыка или какой-то информации. Не так важно, чем при развитии этого навыка пользоваться — кубиками, карточками, рамочками, традиционными игрушками и традиционными азбуками. Важно, чтобы вокруг ребенка была развивающая среда, чтобы то, что он видит вокруг себя, чуть-чуть опережало будущие потребности.
Например, возможно, скоро ребёнок дозреет до того, чтобы начать спрашивать про буквы. Но он станет про них спрашивать, если будет знать что это такое, понимать, например, что с их помощью читают книжки.
Если этих букв или любого другого развивающего материала ребёнок видеть не будет, он просто не сможет начать осваивать какой-то навык тогда, когда будет к нему готов. То есть, я бы говорила не о каком-то стимулировании развития, а о создании активно развивающей среды.
— Как понять, что ребёнок готов получать навык? Родители боятся опоздать, например, с тем же чтением.
— В норме дети начинают читать в возрасте от четырёх до девяти лет, в зависимости от типа восприятия, от особенностей личности, от уровня двигательной активности и еще от очень многих причин. Если у ребенка нет логопедических проблем, он все равно научится читать. Причем, научится именно тогда, когда будет к этому готов, даже если с ним специально не занимались.
Опоздать или не опоздать – эти категории сюда не подходят. Если вы читаете ребенку книги, он видит, что есть буквы, и в какой-то момент просто начнет спрашивать: «Что там написано?» Этот вопрос будет свидетельствовать о том, что ребенок готов к тому, чтобы учиться читать. Опять-таки, обучение может идти в разной форме и очень разными темпами. Я знаю массу детей, которые научились читать сами, безо всякой посторонней взрослой помощи. Просто сидели, смотрели и научились. А есть дети, которые совершенно не воспринимали кубики Зайцева и прочие методики, зато отлично учились читать с бабушкой по классическому букварю. А кому-то действительно очень помогли те же самые кубики Зайцева, которые, в общем-то, — неплохое пособие, если им правильно пользоваться. Просто нет никакой волшебной палочки, чтобы сделать ребенка суперумным.
С другой стороны, если активно предлагать ребенку освоить какой-то навык раньше времени, раньше, чем он будет готов, то, скорее всего, он его освоит, потому что у детей очень пластичная психика. Но это произойдет за счет чего-то другого. То есть, в тот момент, когда ребенок будет, предположим, раньше, чем он к этому готов, учиться читать, у него могут запасть какие-то другие важные функции.
В лучшем случае, поскольку дети хорошо защищены, ребёнок будет не столько активно учиться читать, и все обойдется. Но, если всё-таки родителям удастся победить и научить ребёнка раньше времени читать, закрашивать рамочки, складывать головоломки и так далее, то он не освоит то, что ему надо было бы освоить. Условно говоря, не научиться прыгать на одной ножке, кататься на велосипеде и завязывать шнурки.
В свое время Мария Монтессори ввела такое понятие, как «сенситивный возраст», то есть возраст, когда мозг ребенка максимально готов к освоению того или иного навыка. Если ребенок в своем развитии проскакивает этот возраст, то он потом всё-таки освоит этот навык, но с гораздо большими затратами и потерями.
Нельзя учить ребенка читать в два года, вместо того, чтобы лепить с ним куличики. Потому, что лепить куличики, кидать мячик, кататься на велосипеде в два года, несомненно, полезней, чем читать.
Даже если ребенок научится складывать буквы в слова, он все равно читать не будет. Скорее всего, он будет просто угадывать слова, которые запомнил. Многие дети проделывают этот фокус, вводя родителей в заблуждение. По-настоящему читать они всё равно начинают ровно тогда, когда им надо начать читать: в свои пять, шесть, семь лет.
Правда, иногда родители успевают так надоесть с «обучением», что дети начинают испытывать отвращение к процессу самостоятельного чтения. Я знаю много детей, чьи родители увлекались ранним развитием и которые в итоге не любят читать.
Каждый день — новое открытие
— Порой мамы хотят, чтоб каждый день их малыша был наполнен открытиями, интересными делами и потому придумывают ежедневно новое и новое дело для него. Насколько это полезно и для мамы, и для ребёнка?
— Что бы ребенок ни делал с мамой, ему это только на пользу. Не важно, новое это или старое занятие. На самом деле, дети любят повторения. Если ребенку хочется осваивать что-то новое и у мамы есть на это время, то замечательно. Но, если мама всю свою жизнь будет тратить исключительно на то, чтобы лепить с детьми из соленого теста, то это не совсем правильно: она должна реализовываться не только в детях, и детям на самом деле нужна успешная и реализованная мама, которая потом не будет попрекать: «Я с тобой все детство лепила из соленого теста и играла в кубики и не защитила диссертацию, не нашла работу!»
Если мама чувствует, что реализуется дома – замечательно. Играть с ребенком полезно. Маме может надоедать играть в одно и то же, и чтобы ей самой было интересно и весело, она может придумывать новые занятия. Только вот если мама будет всё время придумывать что-то новое, не давая повода для развития фантазии ребёнка, то эта фантазия и не разовьётся.
Но важно помнить, что ребенок не должен играть все время только с мамой. На самом деле ребенок развивается вовсе не тогда, когда его развивают взрослые. Он развивается в своей собственной спонтанной игре. Одним из признаков успешного развития считается умение ребенка самостоятельно играть в ролевые игры: в школу, в магазин, в больницу, в семью. По тому, насколько сложна, продолжительна игра ребенка оценивают его эмоциональное, творческое и интеллектуальное развитие.
— С какого возраста ребёнок готов играть самостоятельно?
— Здесь тоже всё индивидуально. Есть дети, которые с года играют сами, а есть, которые начинают с трёх лет. Но в любом случае до трёх лет им надо показывать, как играть, нужно вовлекать их в игру: покупать всевозможные игровые наборы, самим что-то делать. Главное – предлагать детям прикоснуться к этому «миру понарошку» с помощью тех же кукол, мишек и так далее.
Обычно считается, что первые зачатки ролевой игры в среднем начинаются после полутора лет, когда ребенок переходит от манипулирования предметами к выстраиванию игровой ситуации. Но, в принципе, когда девочка или мальчик даёт мишке свою соску – это уже ролевая игра.
— Если мама не успевает подолгу играть с ребёнком, как не дать образоваться комплексу «я плохая мать»?
— Есть известное выражение, что важно не количество, а качество времени, проведенного с ребенком. И не обязательно придумывать чего-то новое и сложное. Можно рассказать сказку, поиграть в куклы, зайку переодеть – всё, что угодно!
Желательно, чтобы каждый день родители какое-то время посвящали только ребенку, чтоб ни компьютер, ни телефон, ничего не могло отвлечь их. Тогда ребенок понимает, что это полностью его время, и мама или папа занимаются только им.
Понятно, что у всех разная ситуация. Кто-то дома с утра до вечера с одним ребенком и может посвящать ему целый день. А кто-то работает или у кого-то – многодетная семья и сложно провести с каждым ребёнком много времени. Но если удастся уделять каждому ребёнку безраздельно хотя бы 15 минут, это замечательно. Причем это время не должно тратиться на занятия, на нравоучение, на какие-то гигиенические процедуры. То есть, если мы моем ребенку голову, стрижем ногти или выполняем логопедические упражнения, обсуждаем его недолжное поведении — это не время, проведенное с ребенком.
Подготовка к школе с трёх лет
— Стоит ли отдавать маленького ребёнка на всевозможные «развивалки»? Сейчас предлагают «подготовку к школе» буквально с трёх лет.
— Трёхлетнего ребенка нельзя подготовить к школе. Но если ребенок не ходит в детский сад, то водить его на какие-нибудь занятия — неплохо. Причём совершенно неважно чему там учат: фольклорному пению или кубикам Зайцева. Главное, что получает ребёнок — социализация. Он учится контактировать с детьми, с чужими взрослыми, выполнять какие-то инструкции от чужого взрослого, как-то соотносить свою жизнь с жизнью других людей. Ничего плохого в этом нет.
Если ребенку нравится на этих занятиях, пусть ходит. Занятия надо выбирать поближе к дому, чтобы они были хорошо оборудованы. То есть, если рядом есть хорошо оборудованная Вальдорфская группа или группа Монтессори и плохо оборудованная, с плохим оповещением и неудобным расписанием группа подготовки в элитный лицей, я бы выбрала Вальдорфскую группу. Здесь важны люди, которые этим занимаются и то, пространство, в котором всё происходит.
Но, честно говоря, я не вижу никакой разницы между детьми, которые в детстве посещали такие группы и теми, которые их не посещали. Особенно к концу начальной школы эта разница вообще никак не заметна.
— Какие ошибки совершают родители, стремясь подготовить ребёнка к школе?
— Точно не нужно с ребенком заранее проходить школьную программу, потому что ему потом будет просто не интересно учиться. В школе на первых порах может возникнуть иллюзия, что ребенок что-то умеет, а на самом деле он получил поверхностную информацию и у него не сформировался навык правильных действий. И вновь проскакиваются, выпадают какие-то этапы развития. Но есть вещи, которым лучше обучаться медленно, чем быстро. Именно в том темпе, который предлагает начальная школа, ничего не форсируя.
Детей, которые проходили обучение ускоренными темпами, нередко рано отдают в школу или они перескакивают через классы. В итоге они оказываются в старшей школе раньше, чем их сверстники. Возникает действительно серьезная проблема: во-первых, ребенок ни эмоционально, ни психологически, часто и интеллектуально не готов к той программе, которую предлагают в старшей школе, не готов к предлагаемой модели обучения, к модели отношения между учителями и учениками. Притом, что он может быть прекрасно развит, он оказывается неуспешным просто потому, что еще – маленький. Нередко начинаются эмоциональные проблемы в отношении с гораздо более старшими одноклассниками, которые, в отличие от него, уже вступили в пубертатный возраст.
Если у ребенка есть потребность познавать что-то новое, то лучше реализовывать её не опережая школьную программу, а занимаясь другими сферами человеческой деятельности за пределами школы.
Раннее развитие: да или нет?
— Если подвести итог: стоит специально заниматься ранним развитием ребёнка?
— Если маме хочется, то почему бы нет. Если маме не хочется, если она этим тяготится, ей скучно, трудно, у нее на это нет времени, сил и так далее, то ничего ужасного не произойдет, если она не будет этого делать. Вообще не развивать ребенка нельзя. Но если это делать при помощи обычных консервативных занятий, или водить его в какую-то группу, где этим будут заниматься специалисты, — вполне приемлемо.
То, без чего нельзя обойтись дома — ролевая игра ребёнка: у него должна быть возможность играть с игрушками – с тематическими, качественными, с большими, маленькими, с конструкторами, посудками, машинками. И у него должно быть место, где он может это делать один, где ему никто не сможет мешать, не будет контролировать, что он делает с паровозиком или с кубиками.
И ещё дома обязательно ребенку должны читать.
А всё остальное – как сложится. Бывают такие деятельные мамы, которые находятся дома, и им невыносимо хочется заниматься с ребенком чем-то сложным. Это прекрасно. Есть мамы, которые сидят дома, но при этом что-то делают: работают, занимаются и другими детьми, учатся и им не хватает времени каждый день придумывать развивающие игры. В этом ничего катастрофического нет. Если мама с ребенком проводит хотя бы эти 10- 15 минут в день, занимаясь только им, не важно, что они делают вместе — читают, рисуют, вышивают бисером — это тоже хорошо.
Тут скорее лучше не додать этого суперразвития, чем пережать и отбить у ребенка интерес.
Плохая мать – не та, кто не придумывает каждый день что-то новое, а та, которая вначале усиленно занимается с ребенком, забывая про себя, а потом начинает всю дальнейшую жизнь чего-то добиваться от него: школьника, подростка, взрослого, постоянно акцентируя, что он должен поступать именно так, потому что она столько для него сделала!
Читайте также
- В чем опасность раннего развития
- Дима Зицер: «Раннее развитие» – просто способ зарабатывания денег
- Рано? Поздно? Вовремя? Норма и не норма в развитии ребенка
Раннее развитие. О методе Монтессори
Все чаще можно встретить мам с лозунгами «Я не хочу, чтобы мой ребенок был гением». Давайте разберемся в причинах по которым мамы отказываются от таких заманчивых возможностей для своих малышей. Оказывается, эти дальновидные мамы потрудились изучить не только преимущества методик раннего развития, но и побочные эффекты от их применения. С анализом побочных эффектов от развивающих методик дела обстоят удручающе — их, зачастую, невозможно ни увидеть, ни измерить, ни отследить. Только здравая логика и кропотливое изучение результатов научных исследований могут остановить современных родителей от ошибок в применении методик раннего развития.
Содержание
- Понятия «раннего развития» и «раннего обучения»
- Негативные последствия раннего обучения
- Мнения специалистов о негативных последствиях раннего обучения
- Правильные ориентиры для раннего развития
Вред раннего развития | Отличие понятий «раннее развитие» и «раннее обучение»
(вернутся к содержанию)
Для начала обсуждения проблемы необходимо отделить котлеты от мух, потому как некоторые восприняли мои предыдущие посты, как абсолютный отказ от развивающих занятий. Это совсем не так! При подготовке предыдущих постов о раннем развитии я постаралась структурировать свои знания и пришла к выводу, что вред несет не раннее развитие, а раннее обучение. Прошу все мои прежние нападки на раннее развитие относить к раннему обучению и злоупотреблению методиками.
Разберемся в чем же собственно отличие этих понятий:
Раннее развитие — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет, стимулирующая познавательный интерес;
Раннее обучение — направленная деятельность взрослого по отношению к ребенку до 3-4 лет в результате которой ребенок приобретает знания и умения выполнять те или иные виды деятельности (т.е. обучение прогресс в пределах какой-либо одной стадии развития ребенка).
Ключевая разница этих понятий в преследуемых целях:
- Раннее обучение. Если вы общаетесь с родителями, которые рассказывают о достижениях малыша в запоминании какой-либо информации (букв, цифр, животных и т.п.), чтении или счете — то родители, сами того не ведая, занимаются ранним обучением.
- Раннее развитие. Если молодая мама с восторгом делится о том, что её чадо придумало или освоило новые приемы и правила игры с играми и игрушками, новый способ прокладывания маршрута из комнаты в комнату и т.п.
Собственно, уже на этапе рассмотрения понятий становится ясно насколько более важно развитие, чем обучение. Ведь при развитии мозга ребенка в первую очередь должен сформировать оптимальные алгоритмы, внутренние механизмы и методики для своего будущего обучения и соответственно дальнейшее обучение без них эффективным просто не может быть.
Вред раннего развития обучения | Негативные последствия
(вернутся к содержанию)
- Получение «тепличного» эффекта. Многим знакомый, но малопонятный термин «тепличные дети» становится более ясным после рассмотрения разницы понятий обучение и развитие. «Тепличные дети» — дети с которыми занимались ранним обучением, в ущерб раннему развитию. В итоге у таких людей даже во взрослом возрасте не смогли в полном объеме сформироваться механизмы развития, зато отлично работают механизмы обучения — в большинстве своем такие люди эрудированы, но самый простой нестандартный вопрос оказывается вне зоны их компетенции.
- Побочные эффекты перегрузки центральной нервной системы ребенка: плохой сон, симптомы энуреза, частые соматические заболевания, возможны различные дисфункции, связанные с работой эндокринной системы.
- Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Нарушения, наступающие вследствие неадекватных воспитательных воздействий, носят не только функциональный, но и, с течением времени, функционально-органический (т.е. последствия которые уже не обратить) характер. Проявляется подобная несформированность рядом побочных эффектов: недостаточность саморегуляции, программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На практике это выражается в отсутствии интереса к учебе. Про таких детей говорят: «Может учиться, но не хочет».
- Уменьшение шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала за счет раннего снижения пластичности мозга не без помощи методик раннего развития обучения.
- Энергетическое обкрадывание участков мозга, текущего сенситивного периода (Как правило, до 4 лет это будут участки, обеспечивающие движение тела и восприятие пространства. Этот «телесный» дефицит, скорее всего, останется на всю жизнь в виде неловкости, неуклюжести, а то и серьезных двигательных нарушений.)
Вред раннего развития | Мнения специалистов
(вернутся к содержанию)
Марьяна Безруких директор института ФГУ «Институт возрастной физиологии» РАО, профессор, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Если мы требуем от ребенка трех лет (а в этом возрасте ребенок еще функционально не готов к тому механизму зрительного восприятия и дифференцировке буквенных знаков, которые лежат в основе чтения) это делать, то у ребенка формируется неэффективный механизм чтения, который сохраняется на весь период обучения…»
Татьяна Волосовец директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО, выдержка из статьи «Эксперты выступают против сверхраннего обучения детей чтению и письму»:
«…Врачи сейчас наблюдают общее снижение состояния здоровья у детей, которые живут в очень тяжелом режиме — ходят и на занятия по английскому языку, и на спортивные секции, и на занятия по живописи, и еще куда-нибудь, куда придумают родители. Потом дети приходят в 9 часов вечера домой и падают от усталости. Это приводит и к общесоматическим заболеваниям, и к неврозам и к уничтожению мотивации к обучению как таковой, так как он приходит в первый класс и не хочет учиться, и уже не может учиться»
Владимир Загвоздкин, ведущий научный сотрудник Московского института открытого образования (МИОО), из интервью «Нельзя требовать от дошкольников умения читать«:
«…К сожалению, среди родителей (и не только в нашей стране) широко распространено мнение, что самым эффективным способом подготовки детей к школе является прямое обучение тому, чему затем будут детей учить в самой школе — прежде всего, чтению, письму и счету. А вот поощрение детской игры, исследовательской активности детей, детских вопросов, — это основные ценности, лежащие в основе стандарта — никакого отношения к подготовке детей к школе не имеют…
…В настоящее время в мире существует консенсус о том, что прямое обучение чтению, письму, математике и т.п. детей младшего и дошкольного возраста не приводит ни к чему хорошему. А вот если дома или в детском саду, например, есть уголок грамоты, где находятся книги, бумага и карандаши, детям читают сказки и истории, рассматривают книжки с картинками, поощряют их собственное воображение и словесное творчество, когда ребенок придумывает истории, а взрослый за ним записывает и т.п., то дети без всякого принуждения, сидения за партами овладевают начатками грамоты, чтения и письма как бы сами собой, без прямого обучения, и, что самое важное, каждый в своем темпе.
Такое учение приносит детям радость и не связано со стрессами и принуждением. Принуждать читать ребенка, мозговые центры которого, отвечающие за процесс чтения, еще не созрели, не только бессмысленно, но и может нанести существенный вред развитию многих детей. То же самое относится и к другим областям развития, например, развитию математических способностей…«
Ольга Писарик — блогер, чьи профессиональные интересы лежат в области психологии развития, из статьи «О раннем обучении вскользь»:
«…Если раньше нейрофизиологи считали, что за выполнение определённых интеллектуальных задач отвечают определённые области мозга, то теперь понятно, что по мере развития мозга, по мере того, как созревают новые области, нейронные цепи, отвечающие за обработку информации, изменяются. И чем пластичнее мозг, тем больше у растущего ребёнка шансов во взрослом возрасте достичь максимума своего интеллектуального потенциала.
Вы спросите, причём тут раннее обучение? А при том, что преждевременное (без запроса) обучение ребёнка абстрактным вещам вынуждает его при обработке информации задействовать доступные ему нейронные цепи и, в дальнейшем, снижает пластичность мозга. Когда непонятную и не актуальную для себя задачу ребёнок научается решать каким-то определённым образом, его мозгу в дальнейшем сложнее «перепроложить маршрут» на более эффективный. Таким образом, раннее обучение тормозит интеллектуальное развитие ребёнка.
Логику «надо начать пораньше и тогда к 6 годам мы оторвёмся от конкурентов, а к 17-ти у нас будет гений» я сравниваю с логикой садовода, который в условиях средней полосы России в феврале садит картошку в открытый грунт, с тем, чтобы к июню у него уже был невиданный урожай. Всё хорошо в своё время, и в обучении «раньше» не значит — «лучше».»
А.В. Семенович — известный нейропсихолог, профессор МГППУ, из учебного пособия «Ведение в нейропсихологию детского возраста»
«…Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергетическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются. Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является раннее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам… Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях. …Опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости «истощила» находящиеся в сензитивном периоде развития субкортикальные образования… последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации…»
Дарья Иванченко — логопед, выдержка из статьи «Кубики Зайцева»:
«…Примерно в год вступает в свои права предметная деятельность, и берет свое начало развитие наглядно-действенного мышления. Малыш жаждет познания мира через манипулирование предметами и орудийные действия, т.е. применение предметов по назначению. Он берет их в руки, пробует на зуб. В памяти лучше откладывается то, что потрогали, погладили, а потом еще и постучали этим. Дайте ему кубики с буквами, и он примется их грызть, ощупывать и строить башню. И запомнит, что это кубики, из них строят дом. И всё.
В конце первого года жизни ребенок пробует произносить первые слова, начинает развиваться словесная речь. Малыш говорит еще мало, но знает уже достаточно много предметов. По методике Зайцева предлагается приклеивать карточки со словами к крупным предметам в квартире – холодильнику, шкафу и т.д. Мало того, что обобщение понятий в этом возрасте еще на низком уровне и слово «стул» для некоторых детей будет обозначать лишь стул на кухне. Еще и написанное слово, прикрепленное к этому злосчастному стулу, может подменить само понятие данного предмета мебели! И на просьбу «покажи стул», Ваш малыш будет показывать на распечатку слова. А Вы будете думать, что он читает…»
Ольга Исаенко — детский психолог, кандидат психологических наук, из методического пособия «Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учебное пособие для студентов педагогических училищ и колледжей» издательства Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. :
Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 368 с. С. 356-358:
«…В своем стремлении «идти в ногу со временем» и «не отставать от жизни» взрослые (педагоги и родители) нередко начинают форсировать темпы детского развития. Под видом модернизации образования маленьких детей в детском саду вводятся самые сложные учебные предметы: риторика, естествознание, физика, политэкономия, компьютеризация и пр. Естественно, все эти учебные дисциплины подаются в максимально упрощенной, доступной для ребенка форме. Такое искусственное ускорение детского развития, или акселерация, провоцируется и поощряется взрослыми, поскольку технически упрощает интеграцию детей во взрослое сообщество. Однако эта интеграция носит односторонний, механический характер и является форсированной адаптацией ребенка к внешним формам взрослой жизни.
Как писал основоположник отечественной дошкольной психологии А. В. Запорожец, под видом модернизации образования детское развитие подвергается симплификации, т. е. чрезмерному упрощению и обеднению. Развитие ребенка отождествляется с накоплением знаний, навыков и умений.
За этим пониманием лежит достаточно традиционное и трудноискоренимое представление о ребенке как о маленьком взрослом, только недоученном, ничего не знающем и не умеющем. В последнее время данное представление подкрепляется лозунгами о демократизации воспитания и равных правах ребенка. Юридическое равноправие детей как бы распространяется на их фактическое и психологическое равенство,согласно которому дети воспринимают и понимают мир так же, как взрослые. Исходя из этого представления, задача воспитания и развития видится в том, чтобы как можно раньше и больше приучать ребенка к взрослым формам жизни. С этой точки зрения, игра — это пустая потеря времени, детское творчество — наивный уход от жизни, слушание сказок и сочинение небылиц — досужее и бесполезное занятие, которому противостоят полезное, перспективное обучение и освоение нового.
Такая тактика в подходе к образованию детей не просто ограниченна — она опасна и губительна! Под видимым демократизмом и соответствием духу времени она несет отрыв ребенка от подлинных источников его развития. Упрощенное представление о детском развитии и его ускорение (т. е. симплификация и акселерация) неизбежно ведет к обеднению, суживанию возможностей ребенка, в результате чего наблюдается снижение уровня общего развития и его существенное отставание от принятых возрастных норм (несмотря на ускоренное овладение некоторыми знаниями и навыками)…»
Правильные ориентиры для раннего развития
(вернутся к содержанию)
«Нет» — раннему обучению, «Да» — раннему развитию! По мнению многих специалистов, самым важным ориентиром в раннем развитии является восприимчивость к той или иной информации — сенситивные периоды. Для определения восприимчивости малыша к определенной информации можно воспользоваться как родительским чутьем, так и готовыми наработками психологов и педагогов. Одна из наиболее популярных сенситивных периодизаций составлена Марией Монтессори:
СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ ПО МОНТЕССОРИ | ||
Наименование | Период | |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ | длится в среднем от 0 до 6 лет | Общение, взаимодействие, пение, чтение для ребенка |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ ПОРЯДКА | длится от 0 до 3 лет, наиболее интенсивно около 2 — 2.5 лет. | Обеспечиваем:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ (развитие всех видов восприятия: тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д.) | Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет. | Обеспечиваем обилие сенсорной пищи:
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД ВОСПРИЯТИЯ МАЛЕНЬКИХ ПРЕДМЕТОВ | длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет |
|
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ДВИЖЕНИЙ И ДЕЙСТВИЙ | от 1 года до 4 лет | Поощряем двигательную активность. |
СЕНСИТИВНЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ | в возрасте 2.5 — 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. | Обеспечиваем достойный образец для подражания. |
Вооружившись таблицей сенситивных периодов можно вплотную рассмотреть развивающие методики на предмет интересных и полезных упражнений. Например, демонстрация большого количества карточек по методике Домана, в период, когда мозг малыша требует сенсорного развития, может вызвать сенсорный голод. Гораздо более приемлемо показывать не карточки с изображениями предметов, а сами предметы. Методика предложенная Монтессори заключается в создании оптимальных для развития условий окружающей среды — обеспечения необходимыми игрушками и другим дидактическим материалом.
Несмотря на разнообразные рекомендации методик, следует помнить, что наиболее полноценным видом деятельности для детей раннего возраста являются сюжетно-ролевые игры, так как они, в отличии от большинства других занятий для детей, обеспечивают равномерное качественное воздействие одновременно на множество сенситивных центров. Специалисты рекомендуют уже с полугода приучать ребенка к сюжетно-ролевым играм. Начинать такие игры лучше всего с имитации типовых бытовых ситуаций при помощи игрушек. Показывая, как куклы и плюшевые игрушки, кушают, умываются, одеваются, укладываются спать, играют, танцуют, ходят на горшок, ребенка можно заинтересовать не только навыками самообслуживания, но и играми, в которых максимально развивается фантазия и мышление. Помимо сюжетно-ролевых игр достаточное количество внимания необходимо уделять подвижным играм (догонялки, прятки и т.п.) и чтению книг. Занятия из методик раннего развития могут дополнять основное времяпрепровождение малышей в играх, но ни в коем случае не заменять!
Учитывая все вышесказанное, можно выделить следующие ориентиры для гармоничного раннего развития:
- создание условий для сюжетно-ролевых игр: предоставляем игрушки, регулярно выделяем время для игр, придумывая разные односложные сюжеты;
- создание условий для подвижных игр: предоставляем малышу пространство и игрушки для подвижных игр, регулярно выделяем время для игр;
- чтение и прививание любви к книгам: читаем книжки для самых маленьких и показываем картинки;
- прививание любви к музыке: прослушивание мелодичной музыки (как правило из категории для самых маленьких или классики);
- создание развивающих условий окружающей среды: предоставляем малышу развивающие игрушки (пирамидки, кубики, мозайки и т.п.), рабочее место (детские стол и стул) , мелки, краски, пластилин, сенсорные коробки, дидактические пособия, карточки и т.п., регулярно выделяем время для игр и занятий. Данный пункт является основным элементом методики Монтессори.
- воспитание интереса к творчеству: знакомим малыша с приемами рисования, лепки, аппликации и т.п.