Сенсорная комната и занятия в ней противопоказания

Сенсорная комната и занятия в ней противопоказания thumbnail

У человека есть органы чувств: глаза (зрение), уши (слух), язык (вкус), нос (обоняние), кожа и слизистая (осязание), вестибулярный аппарат (ощущение веса, чувство равновесия и положения в пространстве, ускорение). В каждом из этих органов чувств есть рецепторы – периферические звенья анализатора или сенсорной системы (по И. П. Павлову). К примеру, рецепторы зрения – это палочки и колбочки сетчатки глаза. Сам же анализатор состоит из трех частей: периферии (рецептора), проводникового отдела (центростремительных нейронов), коркового отдела (участков коры больших полушарий головного мозга, воспринимающих информацию от соответствующих рецепторных образований).

Таким образом, сенсорную систему (анализатор) можно определить как часть нервной системы, состоящей из рецепторов, нервных путей и отделов головного мозга.

Зная, что такое сенсорная система можно перейти к сенсорике – функции нервной системы, которая заключается в восприятии раздражителей, и выполняется при помощи сенсорной системы (анализатора). Благодаря изучению сенсорики, а также роли сенсорной системы в жизни человека появились специальные комнаты, которые называют сенсорными.

Сенсорная комната — что это?

Определить сенсорную комнату можно как особым образом организованную окружающую среду, наполненную различного рода стимуляторами, цель которых заключается в воздействии на органы чувств человека. Сенсорную комнату в народе принято называть «комнатой релаксации», однако по сути своей сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения. Наборы стимулов можно объединить в группы в зависимости от рецептора, на который они воздействуют.

Классификация стимулов

Светотерапия и цветотерапия – воздействуют на зрение. Мягкий свет – покой. Яркий свет – возбуждение. Кроме того, частицы света (фотоны) поддерживают ритм суточных колебаний, улучшают состояние иммунной системы. Используется терапия цветом, например, красный – стимуляция, оранжевый – восстановление, желтый – тонизирование и т.д.

Звукотерапия – воздействует на слух. Может быть пассивной (человек слушает звуки или музыку) и активной (человек сам создает звуки или музыку). Спокойная мелодичная музыка, звуки природы – покой. Механические звуки, электронная музыка, произведения с разной силой тональности (произведения Моцарта), музыкальные произведения с быстрым темпом (вальсы) – возбуждение.

Ароматерапия – воздействует на обоняние. Приятные запахи – покой. Резкие запахи – возбуждение. Кроме того, эфирные масла обладают бактерицидными, противовирусными и противовоспалительными свойствами.

Тактильные ощущения – воздействуют на рецепторы кожи. Ощущения мягкости, тепла, нежности – покой. Покалывание, надавливание, вибрация – возбуждение. Использование приборов для массажа снимает мышечное напряжение и улучшает кровообращение.

Оборудование, из которого состоит сенсорная комната, можно условно классифицировать на два вида: релаксационное и активационное. Аналогично можно разделить и сами комнаты.

Виды сенсорных комнат

Релаксационная сенсорная комната

image002Как правило, эта комната имеет мягкое покрытие, настенные и напольные маты. В ней присутствуют пуфики и подушечки, кресло-качалка, повторяющее контуры тела человека, сухой бассейн с безопасными зеркалами. Она снабжена световыми приборами, которые создают рассеянный свет, обладают фибероптическим эффектом  (звездное небо, звездный дождь), подвешенными подвижными конструкциями (зеркальный шар, сухой дождь). Такая комната дополняется установкой для ароматерапии и музыкальной системой для воспроизведения.

Здесь используется следующий набор стимулов: мягкий проплывающий свет, успокаивающая музыка или звуки природы, приятный запах, удобная свободная поза в сочетании с тактильными ощущениями невесомости, мягкости и нежности.

Активационная сенсорная комната

Комната покрыта сенсорными панелями для рук и ног (специальные сенсорные image003тропы для ног, воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании). Комната оборудована световыми приборами, обладающими светооптическим эффектом и звуковым сопровождением (интерактивные панели, системы прожекторов). Также есть система для воспроизведения музыки или наборов звуков. Могут присутствовать массажные мячики и прочие подобные вещи. Для усиления световых эффектов комната может иметь специальные зеркала, способные зрительно изменять площадь комнаты в большую сторону.

Здесь используется следующий набор стимулов: яркий свет, создающий атмосферу праздника, веселья, тонизирующие звуки, тактильное воздействие (покалывание) на рецепторы кожи и рецепторы мышц, приводящее их в состояние возбуждения.

Для чего нужна сенсорная комната?

Показаниями  к занятиям в сенсорной комнате могут служить:

  • неврозоподобные состояния,
  • адаптационные расстройства,
  • нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
  • психосоматические заболевания,
  • стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
  • мышечное напряжение,
  • нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
  • синдром гиперактивности и дефицита внимания,
  • ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
  • задержка речевого и психомоторного развития,
  • резидуально-органические поражения ЦНС,
  • нарушения двигательных функций,
  • легкие формы аутизма,
  • энурез и энкопрез,
  • нервный тик,
  • заикание.

Где и как применяются сенсорные комнаты?

В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.

image004В школах, детских садах, интернатах сенсорные комнаты используют в основном для коррекции различных расстройств у детей. Занятия с детьми происходят в форме игры.

В больницах сенсорные комнаты используются в основном для подготовки больных к операции, снижению у больных невротических и вегето-сосудистых реакций, для снятия или уменьшения хронических болей.

Читайте также:  Противопоказания для танцев живота

В родильных домах с помощью сенсорных комнат готовят женщин к родам.

Очень популярно использовать сенсорные комнаты в частных компаниях для снятия стресса у сотрудников и повышения их работоспособности.

Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств и вегето-сосудистых реакций достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима также требуется дополнительная помощь специалиста-психолога.

Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.

Противопоказания и ограничения для использования сенсорной комнаты

Противопоказаниями являются глубокая умственная отсталость, эпилепсия, инфекционные заболевания. Ограничение – гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Заключение

Изучение сенсорных систем активно развивается. Воздействие через рецепторы на головной мозг занимает умы многих ученых мира. И хотя исследования еще не окончены, мы с вами уже знаем, что сенсорная комната, несомненно, является уникальным «изобретением» и оказывает положительное воздействие на организм человека.

Источник

Мир вокруг нас удивителен, ярок и многогранен. Он наполнен звуками, красками, запахами, вкусами. Это мы — взрослые знаем, что вода мокрая, соль соленая, что цветы пахнут, а звук может быть громким. А маленькому человеку первоначально сложно ориентироваться в окружающем мире, поэтому приходится все трогать, пробовать, прислушиваться и смотреть в оба и только так и никак иначе получать бесценный опыт о свойствах предметов и явлений.

— Сенсорное развитие очень важно для детей раннего и дошкольного возраста,Сенсорная комната и занятия в ней противопоказания — говорит психолог сенсорной комнаты «Сенсо Вита» Ольга Якушкина, — ведь только через чувственный опыт ребенок познает окружающий мир. А задача взрослых расширить представления о нем, стимулируя в своем чаде познавательный интерес. Чем больше и разнообразнее ощущения, тем богаче становится жизненный опыт ребенка, развивается любознательность, малыш получает заряд для развития интеллекта.

Получается, что с одной стороны сенсорное развитие помогает ребенку получать представление об окружающем мире, с другой стороны является базой для умственного и интеллектуального развития.

Что такое сенсорная комната?

Помещение, в котором создана максимально безопасная и комфортная среда, наполненная разнообразными стимулами и предметами, которые вызывают у ребенка желание исследовать окружающее пространство.

— В нашей сенсорной комнате много уникального оборудования: тактильные и световые дорожки и панели, бизиборды, магические зеркала, воздушно-пузырьковые колонны, световые проекторы, сухой интерактивный бассейн, планшет для рисования песком, психологическая песочница, а так же множеством развивающих игрушек, — продолжает Ольга. — Благодаря этому оснащению происходит комплексное воздействие на органы чувств, а значит и на нервную систему ребенка.

Развиваются высшие психические функции (речь, память, мышление, воображение, внимание, восприятие и т.д). Кроме того, подобные стимуляторы способствуют психоэмоциональной разгрузке, восстановлению и поддержанию здоровья ребенка.

Обучающий и творческий процессы в такой обстановке становятся более эффективными и продуктивными. В волшебном пространстве сенсорной комнаты можно проводить занятия, направленные на развитие и совершенствование восприятия, внимания, памяти, логического и наглядно-образного мышления, формировать навыков общения со сверстниками, проводить психологическую и интеллектуальную подготовку к школе.

Время таких сеансов составляет 30-45 минут. Занятия могут проводится как индивидуально, так и в небольших группах, при участии специалиста (логопед, психолог) или самостоятельно.

Занятия в сенсорной комнате показаны как абсолютно здоровым детям, так и детям, имеющим следующие проблемы:Сенсорная комната и занятия в ней противопоказания

— Неврозоподобные состояния,
— адаптационные расстройства,
— нарушения в эмоциональной сфере (страхи, замкнутость),
— психосоматические заболевания,
— стресс, депрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение,
— мышечное напряжение,
— нарушения в сфере поведения (агрессивное поведение),
— синдром гиперактивности и дефицита внимания,
— ослабление сенсорных функций (зрение, слух, осязание),
— задержка речевого и психомоторного развития,
— резидуально-органические поражения ЦНС,
— нарушения двигательных функций,
— легкие формы аутизма,
— энурез и энкопрез,
— нервный тик, заикание.

Противопоказаниями к посещению сенсорной комнаты являются

— глубокая умственная отсталость,
— эпилепсия,
— инфекционные заболевания.

Ограничение:
— гиперактивность и различные психоневрологические заболевания, лечение которых осуществляется с применением психотропных препаратов.

Сенсорная комната «Сенсо Вита»
г. Саранск, ул. Коммунистическая, 89
тел.: (8342) 309-305

Источник

Сегодня все чаще в детских садах, центрах инклюзивного образования, школах можно встретить новое популярное пространство – сенсорную комнату. Попробуем разобраться, для чего она нужна и чем может быть полезна. 

Волшебная комната

Сенсорная комната – это организованная среда, где с помощью специального оборудования и предметов происходит воздействие на органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. Врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги, учителя начальных классов проводят здесь развивающие и лечебно-коррекционные занятия, психологические тренинги и сеансы релаксации. 

Часто такая комната делится на две зоны:

  • темная сенсорная комната – помогает расслабиться и снять напряжение. Упражнения в сухом бассейне, звуки водного фонтана или отражения зеркального шара в сочетании с тихой и приятной музыкой способствуют релаксации; 
  • светлая сенсорная комната – место для занятий и дидактических игр. 
Читайте также:  Кт головного мозга противопоказания

В активной зоне можно выполнять упражнения для развития органов чувств, коммуникативных навыков и физического здоровья. Здесь специалисты часто используют пузырьковую колонну, сенсорные дорожки, столы для рисования песком или фиброоптические светящиеся волокна. 

Сенсорная комната для дошкольников

Дошкольники на занятии в сенсорной комнате. Педагог Юлия Зуева 

В эру телевидения и гаджетов детям для полноценного развития не хватает разнообразия ощущений. Этот пробел и помогает устранить сенсорная комната. В игровой форме малыши могут получить представление о внешних свойствах предметов, их форме, величине, положении в пространстве, запахе и вкусе. 

С радостью прыгая в сухом бассейне и прохаживаясь по сенсорным «кочкам» (на дорожке из ковролина крепятся мешочки из ткани с различными наполнителями), дети и не догадываются, что они чему-то учатся. Здесь они знакомятся с материалами, которые имеют разную форму и фактуру: различные виды ткани, дерево, пластмасса, камень, металл; изучают свойства предметов: теплый – холодный, мягкий – жесткий, круглый – квадратный. Специальное сенсорное панно развивает тактильные ощущения: большой – маленький, один – много, колючий – гладкий, мягкий – жесткий, длинный – короткий, включить – выключить.

Логопеду «волшебная» комната помогает разговорить самых стойких молчунов. Например, с цветными светящимися  шнурами можно поиграть в прятки. Игра снимает все зажимы, и ребенок радостно откликается, произнося слова: «Ау!» или «Ку-ку».

Веселые игровые задания развивают у малышей память, речь, моторику, творческие способности, воображение, любознательность и наблюдательность. Дыхательная гимнастика успокаивает и помогает тренировать концентрацию внимания. 

Педагог-психолог Юлия Зуева уже не первый год проводит занятия в сенсорной комнате с дошкольниками. Приводим описание упражнений с ее занятий.

Фрагмент занятия с дошкольниками в сенсорной комнате

Сенсорная комната в школе

Сенсорная комната в школе – это «лечебное» пространство для учеников любого возраста. Оно помогает школьникам справляться с переутомлением, эмоциональным напряжением вместе с психологом или педагогом в безопасном месте, где нет оценок и критики. Для подростков такая комната – настоящее спасение. Старшеклассники часто с недоверием относятся к взрослым. А сенсорная комната создает комфортную зону общения со специалистом. 

Педагог или психолог проводят здесь для детей и подростков обучающие игры и психотехнические упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастику, релаксационные упражнения, творческие мероприятия. Здесь можно работать над формированием позитивной жизненной установки, снижением агрессивности, перепадами настроений, преодолением робости и застенчивости. А можно просто зайти, чтобы разгрузить голову после уроков. И 15 минут достаточно, чтобы набраться сил и энергии. 

Упражнение «Водопад»  

Расположитесь поудобнее. Представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Струйки воды стекают на ваше лицо, мягко струятся по всему телу. Постойте немного под водопадом. Расслабьтесь. Пусть вода унесет прочь ваши страхи и неприятности. Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Из упражнений на релаксацию с использованием зеркального шара или интерактивного панно «Водопад»

Особые дети в сенсорной комнате

Занятие в Центре инклюзивного образования «Подсолнух»

Дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в развитии сенсорной сферы. Оборудование, общая атмосфера сенсорной комнаты и индивидуальные программы помогают им успешно развиваться.  

У некоторых детей, которые к нам приходят, не развит навык зрительного контакта, − говорит кандидат педагогических наук, директор и педагог Центра инклюзивного образования «Подсолнух» Виктория Козырева. − Как правило, не сформирован указательный жест. Это базовые вещи, которые необходимы, чтобы ребенок начал чему-нибудь обучаться. Когда мы подводим малыша к пузырьковой трубе, он видит, что там рыбки плавают, и волей-неволей он начинает на них смотреть. И тут педагог начинает разговаривать с ребенком, и указательный жест можно формировать: “Покажи рыбку! Покажи дельфинчика! Посмотри, куда он поплыл: вверх или вниз?”. 

Или, например, зеркальный шар. Дети могут ловить солнечных зайчиков на полу, на стене, на потолке. Так ребенок незаметно для себя постепенно учится видеть какой-то предмет и переключать внимание.

Бывает и так, что перед занятием ребенку нужно успокоиться. В таких случаях мы используем музыкальную кровать. Через нее проходят низкочастотные звуки. Эти низкие частоты и спокойная классическая или храмовая музыка помогают даже очень агрессивного ребенка привести в уравновешенное состояние. Например, у нас есть девочка, которая бывает очень агрессивна по отношению к себе, просто бьет себя, и когда кладешь ее на эту кровать, она успокаивается, и дальше можно с ней продуктивно заниматься.

Сенсорная комната – новый подход к решению психологических проблем и устранению проблем, связанных с дефицитом сенсорных ощущений. Эта уникальная среда стимулирует положительный настрой, активирует сенсорный опыт ребенка, улучшает физические и социальные навыки, стимулирует общение и развивает способность чувствовать свое тело. 

Источник

Современные подходы и технологии реабилитации и развития детей

Это специально оборудованное помещение, где ребенок в сопровождении взрослого, пребывая в безопасной и комфортной обстановке, исследует окружающее пространство, экспериментирует со свойствами предметов и окружающего мира, выполняет активные упражнения или имеет возможность расслабиться и восстановить внутреннее психическое равновесие.

Читайте также:  Противопоказания при атонии кишечника

Как выглядит сенсорная комната?

Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных типа:

  • Релаксационное оборудование – в него входят различные мягкие покрытия, пуфики, подушечки, маты, сухой бассейн, приборы, создающие рассеянный свет, установка для ароматерапии, релаксационная музыка.
  • Активационное оборудование – в него входит всё оборудование со световыми и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и для ног, различное интерактивное оборудование.

Современная сенсорная комната моет быть представлена в 3 вариантах:

  • Светлая сенсорная комната;
  • Тёмная сенсорная комната, одним из главных условий которой является создание затемнения, достаточного для того, чтобы наблюдать светоэффекты;
  • Сенсорная комната как среда для сенсомоторного развития ребенка.

Преимущества сенсорной комнаты

Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение – через рассматривание и описание фантастических узоров, и снижать эмоциональную напряжённость через релаксацию.

Сенсорная комната позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию самостоятельных двигательных навыков, деятельности с предметами, овладению схемой тела, координации.

Методика коррекционной работы в сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений и индивидуальности их подбора.

В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый орган чувств. Это приводит к повышению активности восприятия.

Опыт реабилитации показывает, что упражнения, выполняемые в сенсорной комнате, положительно влияют на общее эмоциональное, речевое, двигательное развитие ребенка. Сенсорная комната является мощным инструментом для развития его восприятия, мышления, позволяет активизировать различные функции центральной нервной системы.

Как проходят занятия в сенсорной комнате?

Специфическое оборудование сенсорной комнаты позволяет в привычном для детей пространстве выполнять разнообразные игровые действия и упражнения, сочетая двигательную и речевую активность. Этому способствуют специальные модули и стимуляторы, которые имеют привлекательный, красочный вид с затейливой подсветкой и формой.

Кроме того, сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально положительного контакта между ребенком и взрослым, что повышает уровень доверия ребенка.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

  • Релаксационные тренинги, которые уменьшают тревожное состояние, снижают агрессию, обучают саморегуляции;
  • Использование стимулирующих упражнений, направленных на активацию и развитие у детей зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

Занятия в сенсорной комнате проводятся в индивидуальной и групповой формах. Обычно занятие имеет следующую структуру:

  • Ритуал начала занятия;
  • Игровое задание на развитие психических процессов;
  • Релаксационное упражнение, позволяющее детям расслабиться, снять мышечное и психоэмоциональное напряжение;
  • Ритуал окончания занятия.

Группы комплектуются в соответствии с возрастом детей, с учетом заболевания, а также уровня их физического и психического развития. Продолжительность сеанса составляет 20-30 минут. Кратность посещения 7-10 раз за курс лечения. План занятий составляется индивидуально для каждого ребенка, с учетом задач его реабилитационного курса.

К участию на занятиях могут привлекаться и родители. Семейная терапия в сенсорной комнате улучшает эмоциональный контакт между ребенком и родителями, уменьшает невротические реакции.

Показания и противопоказания

В сенсорной комнате могут заниматься дети с различными заболеваниями и нарушениями в развитии: задержка психоречевого развития, синдром Дауна, гиперактивность, ДЦП, синдром дефицита внимания, соматические заболевания и т.д. С учетом заболевания можно выбрать способ воздействия – расслабляющего или активизирующего характера.

Существует ряд противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате, а также ограничений, которые определяет врач:

  • Глубокая умственная отсталость;
  • Инфекционные заболевания;
  • При эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку.

Также это касается групп детей, страдающих аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов: сверхчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия и т.п. Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию и усугубить имеющиеся нарушения.

При работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) нагрузка снижается и из работы исключаются элементы активной стимуляции.

При работе с тревожными детьми исключаются резкие переходы от одного стимула к другому.

Результаты

После курса занятий в сенсорной комнате отмечают следующие положительные изменения:

  • Снижение агрессивности, конфликтности, негативизма в поведении;
  • Стабилизация психоэмоционального фона;
  • Улучшение сна;
  • Снятие стрессового состояния;
  • Снижение уровня тревоги;
  • Развитие произвольного внимания;
  • Снижение болевых ощущений опорно-двигательного аппарата;
  • Ослабление головных болей;
  • Расширение круга общения;
  • Создание ощущения безопасности и покоя;
  • Улучшение общего состояния организма;
  • Повышение мотивации к лечению;
  • Повышение мышечного тонуса;
  • Снижение утомляемости;
  • Развитие мелкой моторики;

Очень часто дети, побывавшие в сенсорных комнатах, считают их волшебными. Как же еще можно назвать мир, где все переливается и мерцает под звуки красивой музыки? Конечно же, только сказкой!

Фото интернет

О современных подходах и технологиях реабилитации и развития детей в Сборнике «Первая помощь. Возможности».

Электронная версия сборника размещена на сайте Счастье жить https://happy59.com в разделе Сборники.

#СчастьеЖить #Перваяпомощь #Фондпрезидентскихгрантов #методикиреабилитации #Возможности #РадиБудущегоДетей

Источник