Водитель троллейбуса медицинские противопоказания
1. Презентация профессии
Профессия водителя тесно связана с историей развития самодвижущихся транспортных средств. Первые водители (шоферы) появились в Европе в конце XVIII века. Они управляли паровыми повозками, которые могли развивать скорость не более 7 километров в час. В восьмидесятые годы XIX века Даймер и Бенц создали первый в мире бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который был установлен на безрельсовой самодвижущейся повозке, получившей название «автомобиль». В России первый автомобиль появился в 1895 году.
На сегодняшний день в нашей стране водитель автотранспорта – это массовая профессия. Несмотря на то, что традиционно эта профессия считается прерогативой мужчин, все чаще за рулем можно увидеть водителя-женщину.
В профессии водителя различают много специальностей: водитель автомобиля, трамвая, троллейбуса, транспортно-уборочной машины, аэросаней, вездехода, дрезины, мототранспортных средств, погрузчика, электро- и автотележки, водитель-испытатель.
При желании научиться управлять транспортными средствами могут многие, но не у всех есть к этому призвание. Настоящие водители буквально «сливаются» со своим транспортным средством и за счет этого прекрасно маневрируют, получая удовольствие от процесса движения по дороге, от смены ландшафта, людей, городов. Они успешно и практически безаварийно умеют ездить по любым дорогам, в любых условиях: ночью, зимой, в туман, в гололед, в больших городах, по незнакомой местности.
Преимущества профессии: не требуется длительный период обучения; возможность мобильно перемещаться, побывать во многих местах.
Ограничения профессии: повышенный риск для жизни и здоровья (вероятность дорожно-транспортных происшествий).
2. Тип и класс профессии
Профессия водителя относится к типу: «Человек – Техника», она ориентирована на использование и обслуживание движущихся технических устройств. Для успешного выполнения такой работы требуются оперативность, точность, определенность действий и исполнительность, дисциплинированность.
Дополнительный тип профессии: «Человек — Знак», поскольку работа водителя связана с работой со знаковой информацией (показаниями приборов, цифрами, показаниями приборов, схемами, картами). Для эффективного выполнения своей работы водителю требуется развитое внимание.
Профессия водителя относится к классу исполнительских, она предполагает совершение действий согласно определенным алгоритмам.
3. Содержание деятельности
Водитель управляет транспортом (автомобилем, автобусом, трамваем и др.) и осуществляет пассажирские или грузовые перевозки. Он анализирует оперативную обстановку на дороге через лобовое стекло и зеркала бокового и заднего вида, считывает показания приборов с приборной доски, использует средства управления транспортным средством с учетом дорожных знаков, погодных условий, дорожного покрытия, интенсивности движения потока и других важных факторов.
Водитель обеспечивает правильную эксплуатацию транспортного средства, в том числе обкатку новой машины. Он регулярно проводит профилактические осмотры и техническое обслуживание автомобиля (мойка, заправка топливом, смазка, проверка состояния шин, давления масла в системе смазки двигателя, температуры охлаждающей жидкости, т.п.). Водитель обеспечивает своевременную смену расходных материалов и жидкостей машины.
В случае поломки транспортного средства на дороге водитель по возможности устраняет возникшие неисправности, а также участвует в ремонте автомобиля в гараже.
4. Условия труда
Большую часть времени водитель находится вне помещения, в дороге, в любое время суток и в любую погоду. Условия работы сидячие. Специфика рабочего места: микроклимат внутри автомобиля.
Главными рабочими инструментами водителя являются механические и электрические средства управления автотранспортом. Для мелкого ремонта водитель также использует ручные инструменты (баллонник, домкрат, отвертки, т.п.).
5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Квалифицированный водитель должен знать:
6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве водителя необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для водителя:
8. Пути получения профессии
Профессия водителя не требует получения высшего профессионального образования. Чтобы стать водителем, достаточно получить базовые профильные знания в учреждениях начального или среднего профессионального образования.
Профессию водителя автотранспортных средств категорий «В» и «С» (легковых и грузовых автомобилей) можно получить довольно быстро, на уровне начального профессионального образования. Для этого достаточно пройти теоретическую и практическую подготовку по вождению на специализированных курсах по месту жительства (в школьном автокомбинате, в автошколе, в армии), успешно сдать экзамены и получить водительское удостоверение.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
9. Области применения профессии
Водители работают в сфере пассажирских или грузовых транспортных перевозок. Они востребованы в самых разных областях:
10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития водителя.
Специализация, повышение квалификации
Работая водителем, в дальнейшем можно повышать тарифный разряд, до 8-го. При желании можно выбрать высшее образование по специальности «Эксплуатация транспортных средств» и получить диплом бакалавра или магистра техники и технологии.
Освоение смежных областей
Имея профессию водителя, можно переучиться на родственные профессии, например: машинист электропоезда (в железнодорожных колледжах), летчик (в авиационных техникумах), специалист по судовождению.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что при достижении определенного уровня профессионального мастерства и жизненного опыта, водитель может решить работать на себя. Например, он может организовать коммерческий таксопарк для частного извоза пассажиров. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.
11. Родственные профессии
Слесарь по ремонту автомобилей, бульдозерист, водитель пассажирского транспорта, комбайнер, тракторист
Marina Skvortsova · 24 июля 2015
9,2 K
Научный сотрудник факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Следует, во-первых, сказать, что нормативных актов (по крайней мере, широкого охвата) нет: троллейбусы, трамваи и автобусы могут водить как мужчины, так и женщины — в отличие от железной дороги и метро, где (по крайней мере в России) машинистом, согласно внутренним правилам, может быть только мужчина. Тем не менее, действительно, чаще троллейбусами и трамваями управляют именно женщины (вспомним, кстати, Берлиоза из «Мастера и Маргариты», голову которому ещё в начале 20 века отрезала «русская женщина, комсомолка»).
Такой вопрос у нас возникает именно потому, что в обществе существуют гендерные стереотипы, согласно которым работа с техникой и механизмами является традиционно «мужской». Женщинам же для неё не хватает, по стереотипным представлениям, физической выносливости и определённых свойств личности: способности быстро принимать решения, ориентироваться в ситуации и брать на себя ответственность. Однако на самом деле в советском обществе представления о гендерном равенстве были развиты довольно сильно, что следовало из социалистической идеологии. Столкновение двух этих подходов («не допускать женщин к технике» и «мужчина и женщина должны иметь равные возможности для труда») и породило допуск женщин к управлению транспортом.
Но почему же именно троллейбус? Здесь нужно вернуться к упомянутым мной выше гендерным стереотипам. Во-первых, женщин допускали в первую очередь к той работе, где нужна меньшая физическая выносливость: в троллейбусе нет бензинового двигателя (как в автобусе) и он не движется по рельсам (как трамвай), что означает меньшую вибрацию, меньший уровень шума, меньший объём вредных выбросов. Во-вторых, работа водителя троллейбуса проще интеллектуально и эмоционально: заранее заданная трасса, с которой не свернуть; движение, как правило, в правом ряду, где провода; из-за этого — меньше взаимодействия с другими участниками дорожного движения (то же верно и для трамвая, но он шумнее и вибрирует); по моим впечатлениям, ещё и механизм управления проще, но тут я не специалист.
Всё это обусловило то, что на троллейбусы стали ставить преимущественно женщин: обеспечивался равный доступ к труду и «делалась скидка» по гендерному принципу. На трамваи тоже ставили много женщин, но меньше; и ещё меньше — на автобусы (вероятно, ещё и потому, что автобус — не только городской транспорт и потому воспринимается как ещё более сложная штуковина). Постепенно это закрепилось в культуре и сохраняется и поныне, когда технически любой городской транспорт уже точно доступен обоим полам.
Психотерапевт, онлайн, анонимно. Telegram: @introvert172
А ещё я недавно…
Она не считается женской. Троллейбус и трамвай — это те виды транспорта, которые женщинам физически легко водить, из-за конструкции руля в троллейбусе и отсутствии руля как такового в трамвае. По этой же причине женщины редко водят грузовики и автобусы (особенно старого типа). А вот современная техника с гидроусилителем руля женщине вполне по силам. Я сама проехалась на… Читать далее
Можно ли приобрести свой собственный трамвай или троллейбус и кататься на нём по городу?
Юрист, интересуюсь транспортом и урбанистикой
Ответ на этот вопрос состоит из 3 частей:
Троллейбусы и трамваи — транспортные средства, свободные для обращения в гражданском обороте (их можно свободно купить или продать без каких-либо согласований или ограничений). Поэтому купить трамвай или троллейбус, доставить его к указанному вами месту на грузовом транспорте — возможно.
К вашему транспортному средству требуется сеть (пути и (или) контактная сеть), которая в России эксплуатируются МУП-ми (муниципальными предприятиями). Вопрос о заключении с вами договора (а) на хранение и (б) обслуживание вашего трамвая/троллейбуса, (в) об условиях и порядке выхода вашей транспортной единицы на линию, остаётся открытым. Это право, а не обязанность МУПа.
Троллейбус или трамвай — транспортные средства, для вождения которых нужны права категории «Tm» (трамвай) или «Tb»(троллейбус). Обучение для получения таких прав происходит в МУПе, сдача экзаменов — в ГИБДД.
Прочитать ещё 2 ответа
Если работать водителем троллейбуса межгород будет ли на эти года идти колесные?или надо обратиться в суд
Поэт, участник Санкт-Петербургского международного книжного салона и Всероссийск…
Алена, не бывает междугороднего троллейбусного сообщения, есть автобусное. Вы могли что-то напутать.
А так для водителей общественного транспорта сохранена льготная пенсия, и стаж, конечно, идет. Нужно выработать мужчинам 25 лет, а женщинам-водителям трамваев ( к примеру) — 20 лет. Это касается общего стажа. А именно водительского у мужчин должно быть 20 лет, у женщин 15 лет.
Тогда не нужно обращаться ни в какой суд, мужчины идут на пенсию по льготе в 55 лет, женщины в 50.
Почему бабушки «активизируются» только в троллейбусах, истошно вопя и требуя уступить место, а в автобусах такого не происходит?
Великий интеллектуал, студент.
Не знаю какие вы смотрели автобусы, но, как правило, в автобусе больше сидячих мест, чем в троллейбусе, во-вторых,в автобусе чаще всего больше людей, а когда людей больше, бабки просто физически не могут просить кого-то уступить место.Также не отрицаю версию того, что автобус едет быстрее и поэтому бабки и за скорости забывают об своей просьбе и думают лишь как удержаться на месте.
Правда ли, что водителям маршруток при трудоустройстве выдают флэшки с шансоном?
Программист, хакер, сноб, кухонный философ, эксперт во всех вопросах(нет).
Смешная шутка, оценил(нет).
Музыкальные предпочтения во многом формируются средой, в которой человек живет и жил раньше.
Если бы у тебя была жизнь схожая с их жизнью, если бы тебя не брали ни на одну из работ кроме как водителем маршрутки(будем откровенны, по большой любви к этой профессии никто в нее не идет), если бы ты работал с 5 утра и до глубокого вечера(если не ночи), и все это сидя, насиживая геморрой в старой, разбитой маршрутке, а дома бы тебя ждали голодные дети и плохие отношения с женой(я сейчас не за всех водителей говорю), поверь, свой модненький роцк в наушниках за 10к ты бы тоже не слушал, и не отмачивал бы «смищные» шутеечки вроде этой.
Ну и я уж молчу о тех случаях, когда человека после судимости не берут работать почти никуда, и он идет работать водителем маршрутки. У этих людей это, можно сказать, классика.
Какое необходимо образование
Высшее профессиональное образование
Данные анкетирования показывают, что для работы по профессии Водителя троллейбуса обязательно нужно иметь диплом о высшем профессиональном образовании по соответствующей специальности или по такой специальности, которая позволяет работать Водителем троллейбуса (смежная или похожая специальность). Среднего профессионального образования не достаточно для того, чтобы стать Водителем троллейбуса.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Зависимость профессии от специальности
Полностью не соответствует
Опрос показал, что многие Водители троллейбусов, работающие сейчас в профессии, имеют диплом абсолютно по другой специальности. Такое возможно в том случае, если человек по каким-то причинам решает сменить полученную профессию (не нашел себя в профессии, профессия не оправдала ожидания, профессия не приносит высокого дохода, здоровье не позволяет работать по данной профессии, сменились интересы) и получает образование по абсолютно другой специальности.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Компании какого размера предоставляют работу
Средняя компания (до 300 человек)
Большинство обладателей профессии Водителя троллейбуса работают в средних по численности персонала компаниях (к примеру, в компаниях до 300 человек). Конечно, Водитель троллейбуса может работать и в более мелкой, и в более крупной компании, но по статистике, именно компании в 200-300 человек являются наиболее популярными местами работы.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Зарплата в сравнении
Средняя по региону
Нельзя сказать, что профессия Водителя троллейбуса входит в список высокооплачиваемых. Уровень заработной платы Водителя троллейбуса считается средним. Хороший доход в этой области можно иметь чаще всего только на руководящей должности. Несмотря на это, представители профессии Водителя троллейбуса всегда востребованы на рынке труда, и найти работу не составляет труда.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Удовлетворенность выбором профессии
Планирую сменить
Результаты анкетирования показывают, что многие опрошенные Водители троллейбусов по разным причинам планируют сменить профессию и попробовать себя в другой сфере.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Востребованность профессии
Достаточно востребована
Представители профессии Водителя троллейбуса являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим компаниям и на многих предприятиях требуются квалифицированные Водители троллейбусов.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Уникальность профессии
Довольно распространенная
Большинство опрошенных считает, что профессию Водителя троллейбуса нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии Водителя троллейбуса, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Возможности карьерного роста
Минимальные карьерные возможности
По результатам анкетирования, Водители троллейбусов имеют минимальные карьерные возможности. Это совсем не зависит от самого человека, просто профессия Водителя троллейбуса не имеет схемы карьерного роста.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Кому подходит профессия
Мужчинам
Профессия Водителя троллейбуса в нашем обществе относится к категории «мужские профессии». Безусловно, это не означает, что женщинам запрещается работать Водителем троллейбуса. Просто данная профессия является физически тяжелой или грубой для женщины, поэтому, ее принято считать преимущественно мужской.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Вид труда
Преимущественно физический труд
Как показывают результаты анкетирования, профессия Водителя троллейбуса подразумевает преимущественно физический труд. Водитель троллейбуса должен иметь хорошую физическую подготовку, высокую силовую выносливость и крепкое здоровье.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Возможность работать на себя
Не позволяет работать на себя. Только работа в компании.
По результатам анкетирования, Водители троллейбусов имеют возможность работать только в компании, фирме или на предприятии. Профессия Водителя троллейбуса не позволяет заниматься индивидуальным предпринимательством и работать на себя.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Возможность работать удаленно
Нет
Результаты анкетирования показали, что профессия Водителя троллейбуса не предполагает удаленную работу. Работа Водителя троллейбуса предусматривает непосредственное участие специалиста в рабочем коллективе на рабочем месте.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Медицинские противопоказания
Да
Профессия Водителя троллейбуса имеет ограничения по состоянию здоровья. При устройстве на работу Водители троллейбусов проходят медицинский осмотр, по результатам которого могут получить недопуск к работе по медицинским показаниям (по состоянию здоровья).
Как пользователи оценивали этот критерий:
Уровень самостоятельности
Минимальный уровень самостоятельности
Большая часть представителей профессии Водителя троллейбуса считают, что их профессия не требует принятия самостоятельных решений. Все решения принимают вышестоящие сотрудники или руководство. Водитель троллейбуса выполняет только те действия, которые даются руководством.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Творчество в профессии
Нет
Профессия Водителя троллейбуса, по мнению опрошенных, не является творческой. Работа не требует наличия у Водителей троллейбусов каких-либо специальных способностей, яркого воображения и склонностей к творчеству.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Коммуникативность
Важность навыков не высокая
Многие Водители троллейбусов считают, что им не приходится общаться много в процессе работы, так как контакт с людьми минимален. Следовательно, коммуникативные навыки не имеют для Водителя троллейбуса как для специалиста большого значения.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Командная работа
Работа преимущественно индивидуальная
Профессия Водителя троллейбуса, по мнению большинства опрошенных специалистов, не предполагает работу в команде. В большей степени это индивидуальная работа. Процесс или продукт деятельности Водителя троллейбуса не зависит от других специалистов.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Использование современной техники и технологий
Практически не используются
Результаты анкетирования показали, что в большинстве случаев профессия Водителя троллейбуса не требует глубокого использования современной компьютерной техники. Это связано с тем, что применяемые в процессе работы технологии чаще всего остаются традиционными.
Как пользователи оценивали этот критерий:
График работы
Нормированный рабочий день (график)
Как показывают результаты опроса, Водители троллейбусов чаще всего работают согласно нормированному графику. Как правило, это восьми часовой рабочий день с обеденным перерывом в течение часа и два выходных дня в неделю.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Уровень стресса
Высокий
Большинство опрошенных специалистов считают, что работа Водителя троллейбуса имеет высокий уровень стресса. Это объясняется тем, что Водитель троллейбуса на рабочем месте должен принимать быстрые, самостоятельные и очень ответственные решения. Кроме того, к ним предъявляются высокие требования.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Вред для здоровья
Негативно влияет на здоровье
Большинство опрошенных специалистов считают, что их профессия негативно влияет на здоровье. Каждый день Водители троллейбусов подвергаются воздействию вредных веществ, что со временем приводит к развитию серьезных трудно излечимых болезней.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Опасность для жизни
Да
По мнению большинства анкетируемых, профессия Водителя троллейбуса считается опасной для жизни. Каждый день в процессе работы Водители троллейбусов сталкиваются с ситуациями, несущими риск и опасность для их жизни.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Знание иностранных языков
Пригождается в некоторых ситуациях
Как показывают результаты анкетирования, знания иностранного языка являются необязательными для профессии Водителя троллейбуса, но в редких случаях иностранный язык может пригодиться в работе.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Возможность самостоятельного освоения
Сложно освоить самостоятельно
По мнению большинства опрошенных, профессию Водителя троллейбуса освоить самостоятельно можно, но это очень сложный процесс, который требует больших усилий.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Необходимость повышения квалификации
Не требуется
С точки зрения большинства опрошенных, профессия Водителя троллейбуса
не требует постоянного обучения в виде повышения квалификации или посещения специальных обучающих курсов.
Как пользователи оценивали этот критерий:
Готовы ли родители порекомендовать профессию детям
Нет
Как показывают результаты анкетирования, большинство представителей профессии Водитель троллейбуса не хотели бы, чтобы их дети выбрали эту же профессию и пошли по их стопам.
Как пользователи оценивали этот критерий: